Как варвара приспособилась к жизни в темном царстве кратко

Обновлено: 30.06.2024

Варвара, сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова. Она - оппонент Катерины. Главное ее правило: "делай что хочешь, только бы все шито да крыто было". Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что "девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят". Ложь для нее - норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: Катерина: ''Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу''. Варвара: ''Ну а без этого нельзя.. . У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало''.

Варвара научилась врать, лицемерить, научилась изворотливости и в некотором смысле игнорированию. Её характер намного сильнее, чем у Тихона, но открытый протест против патриархальных устоев Варваре не нужен. Ей незачем бросаться в речку, чтобы показать отчаянную глубину того дна, на которое сами себя опустили люди. Варвара слишком любит жизнь, чтобы так рисковать ей. Она практична, и именно этим и притягательна. Как лихо девушка справляется с запретами матери ограничить её пространство! Тихо, без истерик и пространных размышлений Варвара просто меняет замок, чтобы с помощью своего ключа беспрепятственно ходить на встречи. При этом, как говорят, и волки сыты, и овцы целы.

Девушка помогает устроить свидание Катерины и Бориса, хотя ни один из них её об этом не просил. Она видит, как мучаются от невысказанных чувств оба, и решает помочь, абсолютно бескорыстно. Она переживает за влюблённых, встречается с Борисом, сообщая ему о состоянии Кати.

Таким поступком девушка высказала свой протест, нежелание мириться с манипуляциями и жестокостью Марфы Игнатьевны. Как только девушка перестала мириться с ситуацией в доме, она сбежала. Варвара сама себе хозяйка, несмотря на её возраст, она кажется опытной и знающей жизнь. Она лучше разбирается в людях, в самой себе, её желания вполне понятны. Побег с Кудряшом отнюдь не импульсивное решение, которое было задумано только ради того, чтобы показать насколько дурна Кабаниха. Это не прыжок в Волгу, а начало нового этапа в жизни Варвары. Можно строить множество догадок о том, как сложиться её судьба дальше: будет ли она с Кудряшом или бросит его, попадёт ли в Москву или ещё куда-нибудь, но при этом возникает стойкое ощущение, что с Варварой всё будет в порядке, ведь она сможет найти выход из любой ситуации. А если ситуация не будет её устраивать, девушка изменит её.

Невозможно себе представить, что впоследствии Варвара могла бы стать похожей на мать. Да, девушка лжёт, создаёт впечатление порядочной и послушной, но Варвара слишком сильно ценит свободу, чтобы загнать себя в рамки ханжества и самодурства. К тому же она видит к чему может привести неоправданная жестокость и патологическое желание контролировать всё.

Варвара Кабанова — это дочь зажиточной купчихи Кабанихи и сестра Тихона Кабанова, мужа Катерины. Образ девушки ярко выделяется на фоне образов остальных членов семьи.

Островский подробно не описывает внешность и наряд Варвары, но подчеркивает, что она молодая и красивая девушка. Варвара привлекает к себе внимание не красотой, а своенравным характером, вызывающем поведением.

Тирания, деспотизм и жестокость Кабанихи обращены не только в сторону Катерины, но и в сторону родной дочери, Варвары. Однако, девушка не поддается давлению матери. Варвара очень умная и находчивая, а природная гордость и сила духа не дают ей дать себя в обиду. Девушка научилась искусно лгать матери, брату и другим окружающим людям. По словам героини, у них на этом дом держится. Варвара делает вид, что уважает Кабаниху и выполняет все требования матери, но в душе не испытывает к ней привязанности.

Несмотря на свою внешнюю испорченность, Варвара в глубине своей души сохранила добро и стремление к любви. Она искренне полюбила Катерину, жену своего брата, Тихона. Варвара желала ей счастье и хотела помочь ей приспособиться к жизни в их доме. Однако, Катерина была совсем другой. Ей было противоестественно лгать, быть лицемерным человеком.

У Варвары был возлюбленный — Кудряш, сотрудник Дикого. Он был таким же ярким, бойким, смелым, веселым, активным молодым человеком. В те времена это было очень неприлично для молодой и незамужней девушки, но Варвара думала, что нужно делать то, что хочешь, а не то, что от тебя требует общество. Девушка искренне любила своего возлюбленного, была очень проницательной, смекалистой, поэтому Варвара быстро узнала о чувствах Катерины к Борису. Девушка захотела помочь им, поэтому устроила им тайное свидание в саду, подобное встречам девушки с Кудряшом.

В этих поступках проявляется сострадание, находчивость, эмоциональность, желание помочь ближнему, присущие Варваре.

Кабаниха осуждала ночные свидания дочери и пыталась ее контролировать, не выпускала ее одну из дома. Варвара предупреждала мать, что все ее действия приведут лишь к худшему результату. Однако, между ними не было взаимопонимания. Однажды своенравная Варвара не удержалась и сбежала с Кудряшом в неизвестном направлении. На этом ее история заканчивается.

Марфа Кабанова установила в семействе диктаторские законы, которым должны повиноваться все без исключения. Такие правила не устраивали никого, но перечить помещице никто не мог. Тихону не хватало смелости, и он, дабы хоть как-то утешиться, прикладывался к алкоголю. Катерина жила в доме свекрови как птица в клетке, она поддалась соблазну и решилась на суицид после душевных мук.

Варвара — это единственный человек, который без особых жертв для своего нрава и психики научился жить в доме матери. Девушку отличает от прочих героев её

практичный подход ко многим вещам.

Качества, присущие характеру дочери Кабановой

  • смелость;
  • находчивость;
  • практичность;
  • жизнерадостность.

Её не назовёшь циничной, а скорее практичной особой. Зная, что мать не одобрит её связь с Ваней Кудряшом, Варя все равно бегает к нему на свидания и даже получает от этих тайных прогулок наслаждение.

Девушка отличается сильным характером, который обеспечит ей в будущем уверенность в своих силах. Жизнь в отчем доме научила врать, изворачиваться и пропускать обидные вещи мимо уха. Несклонная к истерикам

На фоне беззаботности нетрудно разглядеть и сочувствие, которое проявляет к Катерине Варвара. Она выслушивает печали девушки, и искренне сопереживает ей. В меру своей нравственности, Варвара предлагает Катерине выход из сложившегося положения, который, по её мнению, многое разрешит. Дочь Кабановой предлагает своей невестке сходить на тайное свидание с Борисом, которое сама же и помогает организовать. Катя не привыкла жить во лжи, и робко говорит об этом своей золовке.



Ясно, что основное внимание в островской пьесе приковано к трагической судьбе Катерины. Но даже за её спиной ярким пятном проступает фигура Варвары, которую автор создал для контраста двух характерных образов. Один робкий, нежный и слегка меланхоличный — Катерины, а другой практичный, жизнерадостный и находчивый — Варвары.

Лживость этой героини также оправдана

, ведь девушка не врёт ради обогащения. Её живой ум помогает разобраться, насколько глупы и неправильны законы, царящие вокруг. Истерики Кабанихи не вводят её в ступор, она даже находит в себе смелость шёпотом с сарказмом комментировать их.

Образ Варвары Островский позволяет читателю додумывать самому, он лишь вкладывает в её уста цитаты, которые и определяют её характер.


Речевая характеристика Варвары

Смелая и свободолюбивая — так можно охарактеризовать Варвару Кабанову.

Выполнив речевую характеристику Варвары, сделаем выводы о таких чертах героини:

  • сочувствующая;
  • склонная к анализу и к философии;
  • способная по-сестрински любить.

Девушка не считает нужным открыто

Искренняя любовь к Катерине

Бойкая, весёлая и смелая натура девушки просто не позволяет ей надолго погружаться в уныние. И талантливый прозаик это ясно показал, на фоне самодуров, инфантильных мужей и слишком ранимых дев.

Все свои поступки Варвара осознаёт, поэтому её не назовёшь легкомысленной. Убегая из отчего дома, девушка спасается от монастырского заточения, стремясь к развлечениям.

Возможно, она и чувствует свою вину в гибели чистой и романтичной Кати, но ясно, что долго терпеть душевные терзания не станет, а смело окунётся в новую бурную жизнь с головой.

Варвара выросла эгоисткой и жила только в свое удовольствие. Стоит отметить, что Варя стала тем человеком, которому Катерина могла доверить свои секреты. Только ей главная героиня рассказала о своем увлечении Борисом. очень ценила дружбу и любила сестру своего брата. Она видела в Варваре того человека, который может поддержать в трудную минуту, дать совет или просто поболтать по-женски.

Жизнь в доме Кабановых научили Варвару быть скрытной. Она была авантюристкой, любящей приключения. Варя не отличалась высокой моральностью, нежностью, мечтательностью, порядочностью, как ее подруга Катерина. Она не разделяет ни мыслей, ни фантазий главной героини. Все, что было ценно и дорого Катерине, не представляло ни какой ценности для Варвары. Они были полными противоположностями. Возможно поэтому, они и были хорошими подругами, ведь дополняли друг друга.

С матерью у Варвары были напряженные, даже враждебные отношения. Варя не могла терпеть тиранию и самодурство Кабанихи. Она могла не задумываясь сказать ей неправду или плохо отозваться о ней.

Островский отвел Варваре роль искусительницы.

Сочинение 2

В пьесе можно заметить отличия сестры и брата. Вера бойкая, а у Тихона отсутствует инициатива. Они оба не готовы принять правила своей жизни, но Варвара приспосабливается.

Она достаточно хитра и умна. Ей не по нраву устои Домостроя. Она всегда поступает так как ей вздумается. Вера довольно ветрена, она подговорила Катерину на свидание с Борисом. Она полагает, что нужно действовать по велению души, а в грехах сознаваться не нужно.

Героиня не выступает против жесткого порядка, но она борется за свободу при помощи лжи. После того как ее мать приказала ее запереть, Варвара решает бежать из дома вместе с Кудряшом. Так она желает начать новое существование без патриархальных законов матери.

В этой драме рассматривается увлечение страстной Варвары, ее борьба с правилами дома. Варвара, как и Катерина молода и красива. Они живут в провинциальном городе Калинов и принадлежат к купеческо-мещанскому слою.

Обе девушки жертвы деспотичной Кабанихи. Она тиранит не только дочь, но и невестку. Катерина любит мечтать, Варвара же более приземленная, она умеет врать.

Варвара не замужем и она встречается с Ваней Кудряшом. Он бойкий парень, как и она. Эти встречи она скрывает от матери, но не боится быть разоблаченной. Варвара не считает, что люди обязаны мучить себя и приносить в жертву собственное счастье ради тех, кто оценить этого не способен. А вот Катерина замужем, она ценит целомудрие и чистоту. Ее встречи с Борисом представляются ей страшным грехом.

Варвара же решает сбежать из дома, когда ее мать делает ее существование невыносимым. Бежит она со своим возлюбленным Кудряшом.

Островский вносит в пьесу новые веяния. Он показывает иную сторону жизни купцов. Поэт демонстрирует бесправие, жестокость, обман.

Какая она — Варвара?

Далее в пьесе перед читателем еще ярче раскрываются такие Вари, как мышление и проницательность. Она с легкостью догадывается, что замужняя Катерина тоскует по чужому мужчине. И пока та еще не до конца разобралась со своими желаниями, как Варя уже все поняла и начала строить планы.

Варвара достаточно прагматичная девушка. Она понимает, что не нужно ждать от окружающих ни жалости, ни сострадания и уж тем более беспрекословно выполнять чужие распоряжения. Но при этом ей удается не вступать в открытый конфликт с окружающими, создавая видимость приличия.

Катерина и Варвара



Катерина и Варвара в драме А. Н. значительно отличаются друг от друга не только своей внешностью, но и характером, мировоззрением. Катерина выступает принципиальным, искренним и честным персонажем. Эта героиня не умеет обманывать и не способна на фальшь. Она принимает все за чистую монету, поэтому ей очень тяжело жить не только в семье Кабановых, но и в самом городе Калинове. Катерина – это человек, который не изменит своим правилам, не пойдет против своих принципов, не сможет долго жить в неволе.

Совсем другое дело – Варвара. Она не суеверна, ничего не боится. Варя способна не только жить по чужим правилам, но и нарушать их, не вызывая при этом ни единого конфликта. Варвара — человек, который научился жить в том мире, который сложился вокруг.

Уникальность героини

Чаще всего анализу подвергаются главные персонажи произведений. Но имеются роли второго плана, которые помимо воли притягивают внимание читателя, и он начинает сопереживать им или же выражать неприязнь.

брат Тихон и сестра Варя кардинально отличаются чертами характера. Если Тихон, муж главной героини драмы Катерины, является человеком бесхарактерным и слабым, то в Варваре отмечается больше силы, жизненной энергии и любви к приключениям.

Две противоположности

Плюсы и минусы характера Варвары

Варвара намного умнее и опытнее, чем Катерина. Хоть последняя — замужняя женщина. Варя намного лучше разбирается в жизни.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Расчетливость — определяющая черта


Она, просчитав ситуацию, когда ей выгодно, может совершить как хороший поступок, так и плохой. Мерилом является лишь ее здравый смысл, допускающий совершение подлостей из корысти.

Варвара и Катерина

Варвара в любви

Роковая роль Варвары в жизни Катерины

Жизненная философия героини

Популярные сочинения

  • Сочинение Победа в войне — заслуга народа
    В обществе есть определенные управляющие и направляющие элементы, которые определяют зачастую если не структуры этого сообщества, то формы, очертания, ход основных процессов.
  • Сочинение Наша квартира (описание)
    Мы с родителями проживаем в двухкомнатной квартире. Купили мы её на самом верхнем (семнадцатом) этаже. Наш дом с лифтом и мусоропроводом. Мне нравится смотреть сверху на вид улиц, автомобилей
  • Сочинение по картине Портрет Арсеньевой Боровиковского (описание для 5, 9 класса)
    На портрете изображена молодая девушка лет семнадцати. У нее милое лицо, белоснежная кожа и румяные щеки. Красивые кудрявые волосы, пухлые щеки и пронзительный взгляд

Отношения с матерью

Варвара — морально искалеченный человек

Жертвы темного царства по пьесе гроза

Тихон и темное царство

Их первыми жертвами стали:

Тихон — жалкий и подавленный человек. Но, несмотря на это, в нем теплятся светлые чувства. Одно из них — любовь к своей жене Катерине. Но мужчина не проявляет своих эмоций, ему чужда душа супруги. Под гнетом окружающих и Кабанихи он готов бросить все и оставить любимую.

Жертвы темного царства в пьесе гроза кратко

В душе Тихона теплится огонек, который можно было разжечь ветром ответных чувств жены. Но этого не произошло, поэтому мужчина сломался. После измены супруги он подавлен и растерян, но все равно прощает ее.

Воля Тихона парализована настолько, что он даже боится помочь Катерине. Человек в нем пробуждается только в последней части пьесы, после смерти жены. Над ее трупом он впервые обвиняет мать и проклинает ее. Его слова звучат страшно не потому, что вырвались во время горя, а из-за того, что исходили от самого забитого и слабого персонажа.

Варвара и Борис

Варвара воплотила в себе совершенно иные черты губительного мира. Она не хочет мириться с неволей и терпеть гнет самодуров. Девушка изворачивается, хитрит, врет. Варвара настолько привыкает к этому, что ложь становится ее второй натурой. Она уже не может без нее жить. Стратегия ее проста: можно делать все, но так, чтобы об этом никто не узнал.

 жертвы темного царства в пьесе гроза

Но самым жалким в пьесе выступает племянник Дикого — Борис Григорьевич. Этот человек культурен и добр, он радикально отличается от всей купеческой среды. Но он слаб душой, не может защитить ни себя, ни любимую женщину. Мужчина способен только лить слезы и сетовать на судьбу. Относиться к жизни по-другому он не способен.

Наибольшее презрение Борис вызывает в последней сцене свидания с Катериной. Он боится бежать с любимой, как Кудряш. Страшится разговаривать с нею, чтобы его никто не заметил и не подслушал.

Здесь кратко показано толкование пословицы, что от трусости до подлости всего один шаг. Критики высказались однозначно — более трусливого и слабого героя в произведении нет.

Образ Катерины

Главная героиня пьесы — скромная и тихая девушка, выросшая в простой семье. Волей злой судьбы она должна выйти замуж за купеческого сына, которого никогда так и не смогла полюбить. Но девушка старается найти в супруге положительные качества, чтобы хоть как-то сохранить семью.

Больше всего Катерине достается от свекрови. Кабаниха унижает и оскорбляет девушку, стараясь сломить ее. Марфа Игнатьевна является ярой приверженкой старого устройства и порядков.

 является ли катерина жертвой темного царства

Бориса удивляет и даже повергает в шок желание девушки рассказать мужу всю правду об их отношениях. Это значило бы, что любовнику придётся быть честным с Тихоном и Кабанихой, раскрыть им свою любовь к Катерине, а этого он боялся больше всего на свете.

Если судить по тому, что девушка часто сравнивала себя с птицей и говорила, как ей хочется улететь, можно смело утверждать, что она была пленницей этого царства тьмы и пережитков. Покончив с жизнью, Катерина освободилась от мира, в котором ей было так тяжело.

Истинный луч света

Наиболее здравомыслящим персонажем в этой драме можно назвать Кулигина. Его автор изображает антиподом Кабанихи и Дикого. Молодой человек вышел из народа. Он обладает:

  • светлым умом;
  • широкой душой;
  • недюжинными талантами.

Кулигин не терпит собственнического отношения купеческого общества. Он осуждает мелочность, невежество и жестокое отношение к людям. Особенно выразительно показывается это противопоставление при общении с Диким, когда умелец просит у него денег на изготовление солнечных часов.

Молодой человек рассказывает, что эта поделка будет полезна обществу, а Дикий даже не понимает, о чем с ним разговаривают. Когда же Кулигин начинает цитировать своих любимых поэтов XVIII века, купец начинает требовать не хамить ему, ведь он даже не знает, о чем говорит молодой человек, ему чуждо все прекрасное, а о поэзии он не имеет ни малейшего представления.

 характеристика жертв темного царства

Но Кулигин, как и все остальные персонажи, бессилен перед Кабанихой и ее мужем. Персонаж не может с ними бороться, потому что слаб и беспомощен в своем протесте. Он склоняет голову перед купчихой и ее самодурством. Характеристика этого героя показывает, что автор не считал его лучом света. Кулигин смог начать протестовать только после смерти Катерины, именно в этот момент в нем проснулся дух противоречия.

Многие герои смогли вырваться из мрака и самодурства. Именно смерть помогла положить начало развалу старого строя, устоям Кабанихи и ее мужа.

Читайте также: