Родительский клуб как форма работы с родителями в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Тулупова Ирина Васильевна

Населенный пункт: Нижегородская область, город Нижний Новгород

Автор: Кузмина Елена Сергеевна

Населенный пункт: Нижегородская область, город Нижний Новгород

“ Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает. ”
Козьма Прутков

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.

Необходимость формирования культуры здоровья находят отражение в изучениях отечественных и зарубежных ученых, которые подтверждают, что здоровье человека лишь на 7-8%
зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания ЗОЖ.

Строя свою работу с родителя мы поставили перед собой следующую цель: повышать компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровьясбережения детей дошкольного возраста.

Данную цель мы реализовывали через задачи:

  • Содействовать формированию представлений родителей об организации правильного питания, закаливания, адекватной возможностям ребёнка физической нагрузки и организации двигательной активности, о моделировании режима дня;
  • Способствовать формированию практических навыков взаимодействия с ребёнком в процессе совместной физкультурно – оздоровительной деятельности;
  • Развивать положительное отношение родителей к осуществлению физкультурно – оздоровительной деятельности как к деятельности, особо значимой для здоровья и полноценного развития малыша. [8, стр.52]

В работе с родителями мы придерживались следующих принципов взаимодействия с семьёй:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
  2. Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение папы и мамы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение.
  3. Сотрудничество, а не наставничество. Здесь важно создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
  4. Готовимся серьёзно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых и не связанных между собой мероприятий.
  5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. [6, стр. 3 - 4].

Работа в данном клубе строилась следующим образом. При помощи родительского чата были определены наиболее интересные темы для родителей по вопросам формирования здорового образа жизни у дошкольников. В результате этого были запланированы три основных встречи с родителями в клубе и предварительная работа к ним. Данные формы работы с родителями представлены в таблице ниже. [2, стр. 20-22]

Тема

Формы работы

Задачи

Содержание

Выявление интересов и информационных потребностей родителей в вопросах формирования ЗОЖ

Родителям было предложено ответить на два небольших вопроса:

  1. Каково ваше отношение к ЗОЖ?
  2. Какие вопросы в данном направлении Вам наиболее интересны?
  1. Познакомить родителей с понятием ЗОЖ;
  2. Выявить знания родителей о значении режимных моментов (сон, прогулка, питание, двигательная активность);
  3. Побудить задуматься о здоровье и о методах сохранения и укрепления здоровья ребенка;
  4. Вызвать желания активизировать свои умения по оздоровлению ребенка.

Родителям было раскрыто понятие ЗОЖ. Основные составляющие ЗОЖ.

  1. Способствовать пропаганде здорового питания среди детей и их родителей;
  2. Установление крепких семейных отношений между ребёнком и родителем;

Родители дома вместе с детьми готовили свою фотосессию о приготовлении любимого блюда.

Таким образом, родители делились друг с другом простыми, полезными и вкусными рецептами. Кроме этого, вниманию родителей были предложены интересные факты о вкусной и здоровой пище.

  1. Формировать у детей и родителей привычку к ЗОЖ;
  2. Совершенствовать знания о ЗОЖ;
  3. Развивать желание у родителей активно участвовать в жизни группы и детского сада.

Командам предлагается пройти 6 конкурсов:

  1. Разминка
  2. Эрудит (ответы на вопросы)
  3. Чудесный мешочек
  4. Полезные продукты
  5. Музыкальный
  6. Домашнее задание

2. "Чтоб здоровым быть всегда, скажем спорту мы "УРА"

1. Оформление выставки:

  1. Привлечь внимание родителей к вопросу спортивного воспитания дошкольника
  2. Вызвать интерес у родителей к активному отдыху в семье

Родителям была предложена стенгазета с высказываниями детей о здоровье и о спорте

1. Воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни в семье;

2. Формирование навыков взаимодействия друг с другом.

Была оформлена фотовыставка с опытом семейного воспитания.

  1. Пропаганда спортивного воспитания в семье;
  2. Формирование навыков ЗОЖ среди детей и родителей;
  3. Информационное просвещение родителей.

Родителей познакомили с такими понятиями как спорт и спортивное воспитание.

4. День здоровья

  1. Мотивирование родителей на совместный активный отдых с ребёнком, активное взаимодействие с детским садом;
  2. Установление крепких детско – родительских отношений;
  3. Пропаганда здорового образа жизни в семье.

Родителям был предложен спортивный квэст, который был организован по типу игры 12 записок в городском парке.

3. "Наши помощники"

1. Раскрытие творческого потенциала семьи через создание художественных образов;

2. Расширять представления детей и родителей о красоте окружающего мира;

3. Формировать эстетическую культуру семьи.

Для родителей была оформлена выставка детского творчества, на которой были представлены работы созданные совместно родителями и детьми.

1. Просвещение родителей по вопросам ЗОЖ;

2. Познакомить родителей с методами сохранения зрения у ребёнка;

3. Напомнить о полезных для глаз и зрения продуктах.

Родителям были представлены рекомендации по охране зрения детей при организации занятий дома. Так же был представлен комплекс гимнастики для глаз.

  1. Побуждать родителей внимательнее относиться к здоровью детей;
  2. Познакомить с методами сохранения слуха у ребёнка;
  3. Повышать компетентность родителей в вопросах ЗОЖ дошкольников.

Родителям были представлены причины нарушения слуха у дошкольников и даны конкретные рекомендации по его сохранению.

  1. Уточнить и закрепить знания детей и родителей об органах слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса их назначении.
  2. Воспитывать потребность быть здоровыми.

Был проведён совместный просмотр презентации с детьми и родителями.

  1. Повышать уровень педагогической грамотности родителей в вопросах ЗОЖ;
  2. Развивать навыки сотрудничества, партнёрства, сплочённости между взрослыми и детьми.
  3. Повышать мотивационную потребность родителей в совместных с детским садом мероприятиях.

Викторина проводится совместно с родителями. Дети и родители делятся на 2 команды.

Каждой команде предлагается выполнить 6 заданий:

1. Назови часть тела;

2. Что могут наши руки;

3. Отгадай загадку;

4. Найди отличие;

5. Конкурс капитанов;

В заключении, можно сделать вывод, о том что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей. Это ещё раз подчёркивает, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба.

ВложениеРазмер
roditelskiy_klub.docx 17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский клуб как инновационная форма взаимодействия ДОУ с семьей

Актуальность. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи. Актуальность данной работы в том, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьѐй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Как сказано в документе, в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной и воспитательной работе. Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Интерес вызывают инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Такой инновационной формой работы детского сада с семьей

стали родительские клубы.

Родительский клуб – это поддерживающее, уютное пространство, в котором возможно в безопасной и дружественной атмосфере обсудить значимые родительские темы, узнать новую информацию, поделиться личным опытом, услышать занимательные истории, посмотреть на свои проблемы со стороны. В клубе все равны и каждый важен.

Родительский клуб – это место, где родители всегда могут получить поддержку и помощь, рекомендации и советы, внимание и участие в воспитании и обучении ребенка.

Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.

Цель родительских клубов – повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка.

Задачи родительских клубов :

-осуществление организационно-педагогических функций по созданию образовательной среды в ДОУ;

-создание и развитие социально-педагогической базы для воспитания и развития детей, оказания помощи родителям и педагогам в психолого-педагогическом воспитании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания;

-создание механизма привлечения родителей в образовательное и социальное пространство ДОУ;

-создание системы взаимодействия семьи и ДОУ , ее дальнейшее развитие, выход на уровень добровольчества, родительских и детских инициатив ;

-возрождение семейных традиций;

-повышение психолого-педагогической компетентности и социальной активности родителей .

Принципы работы родительских клубов :

-участвовать в работе клуба на добровольной основе;

-учитывать пожелания и предложения участников клуба ;

-строить общение на основе взаимопонимания , взаимоуважения , эмпатии, толерантности;

-творчески подходить к работе клуба .

Основные формы работы родительских клубов : дискуссии , практикумы , круглый стол, социальные акции.

В рамках родительских клубов появляется возможность организации тематических встреч – диалога между родителями и специалистами . Клуб дает возможность обсуждать интересующие родителей вопросы со специалистами, а также друг с другом. Ведь у каждого родителя имеется свой ценный опыт, которым он может поделиться с другими родителями .

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей,
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Таким образом, использование инновационных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье те.

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

статья : РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.


Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления воспитанников старшего дошкольного возраста

Естественное желание каждого родителя – вырастить своего ребенка здоровым, сильным и крепким. Однако и ФГОС ставит перед дошкольной организацией ряд задач, одна из которых - охрана и укрепление .


В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано.


Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи

Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи.

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей

Семья – первый и основной фактор успешной социальной адаптации ребенка. Ее включенность в работу образовательного учреждения, степень контакта родителей и специалистов, наличие общих целей и алг.

Родительская газета как инновационная форма взаимодействия ДОУ и семьи.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Рабо.

Рисунок руки на фоне солнца с подписью Родительский клуб

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.

Суть понятия

Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Родители в зале на заседании родительского клуба

Родительский клуб — это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ

Цели и задачи работы родительского клуба

Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.

Мальчик с мамой читают книжку

Одной из целей работы родительского клуба является объяснение мамам и папам функций детского сада и семьи в воспитании ребёнка

Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:

  • повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
  • определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
  • помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших — подготовка к началу обучения в школе);
  • содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной — ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
  • установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).

Как работает родительский клуб

Родители на родительском собрании в группе

Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях

Участники родительского клуба

Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:

  • учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
  • учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
  • психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
  • учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
  • методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).

Чем занимаются на заседаниях

Участники родительского клуба:

  • слушают консультации узких специалистов;
  • задают педагогам интересующие вопросы;
  • обсуждают рекомендации относительно организации учебно-воспитательной работы дома;
  • осваивают практические знания и умения (например, родители первой и второй младшей группы учатся правильно подбирать и проводить артикуляционную гимнастику с малышами, которые только-только начали говорить).

Три мамы с поделками из войлока

Родители также принимают участие в подготовке атрибутов для театрализованной деятельности ребят

Формы работы семейного клуба

Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:

Дети и родители выполняют спортивное упражнение, стоя на коленях

В рамках работы родительского клуба проводятся спортивные мероприятия

Программа работы клуба

Тематика заседаний родительского клуба

В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.

Примерный перечень тем может быть таким:

Три женщины держат в руках резиновую уточку, облако из бумаги и солнышко

Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей

Планирование клубного часа

Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.

Приветствие

Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.

Таблица: варианты игр для приветствия

Родители стоят в хороводе

Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу

Основной этап

На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.

Теоретический аспект

Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

  • мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
  • притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
  • демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).

На теорию выделяется около 15 минут.

Практическая часть

Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:

  • дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания);
  • психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей);
  • детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики).

Родители и дети выполняют поделку куклу-мотанку

Совместная продуктивная деятельность сплачивает коллектив родителей и детей

Это интересно. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.

Практика занимает до 45 минут.

Эмоциональная разгрузка

Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.

Заключительный этап

Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:

Заключительный этап длится около 15 минут.

Родители за круглым столом вырезают из цветной бумаги

Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок — определённая эмоция

Краткий комментарий к статье от Фануза Анисовна:

Полезного чтения…

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.

Эти обязанности родители разделяют с детским учреждением, куда отводят своего малыша. Сложившаяся педагогическая практика убедительно показывает, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка – самое эффективное средство правильного развития малыша.

- Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада?

- Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители?

- Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомыш­ленниками?

Мы должны стремиться к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий.

Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и образовательной организации, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.

Родительский клуб – это объединение родителей, созданное для решения практических задач воспитания. Обычно он организуется творческой группой педагогов и родителей. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и образовательной организации, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, сознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и созданию условий для их разумного удовлетворения.

Нужно приветствовать любые формы включения родителей в жизнь группы. Для этого необходимо

• стараться письменно информировать родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду;

• предоставлять еженедельные и ежемесячные отчеты о дости­жениях ребенка;

• приглашать к обсуждению текущей ситуации в развитии ребен­ка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.

Есть много способов участия родителей в ежедневной жизни группы. Приведу возможные варианты (на выбор):

• Участие в планировании работы группы. Дети с удовольстви­ем задают вопросы, предлагают интересующие их темы проек­тов, а воспитатели не всегда имеют достаточно нужных узкоспециальных знаний. Помощь родителей может оказаться не просто полезной, но неоценимой.

• Участие в работе кружков или студий. (Родители даже могут быть их руководителями.)

• Приглашение детей группы к себе на работу, домой или на дачу.

• Участие в работе семейной гостиной — помощь в консультировании других родителей или выдаче книг и игрушек.

• Помощь в пополнении фондов детского сада — родители могут принести игрушки и книги, журналы и материалы, которые больше не нужны вашему ребенку и вам.

• Оказание помощи в изготовлении материалов для каждой новой темы проекта — подбор заданий, ксерокопирование карточек.

• Сопровождение детей на прогулках за пределами детского сада.

• Ремонт группового и прогулочного оборудования.

• Работа в родительском комитете группы или детского сада.

• Участие в педагогических советах.

• Подготовка праздников и участие в них.

Важно приветствовать участие родителей в любой форме и в любое разумное время!

Итак, семейный клуб – это новая перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Итак, для налаживания сотрудничества прежде всего сле­дует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональ­ной обязанности вести работу с родителями к желанию сотруд­ничать для блага ребенка, и, значит, отказаться от традицион­ной роли воспитателя в пользу партнерской.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Читайте также: