Родительский клуб как форма работы с родителями в детском саду
Обновлено: 02.07.2024
Автор: Тулупова Ирина Васильевна
Населенный пункт: Нижегородская область, город Нижний Новгород
Автор: Кузмина Елена Сергеевна
Населенный пункт: Нижегородская область, город Нижний Новгород
“ Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает. ”
Козьма Прутков
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.
Необходимость формирования культуры здоровья находят отражение в изучениях отечественных и зарубежных ученых, которые подтверждают, что здоровье человека лишь на 7-8%
зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания ЗОЖ.
Строя свою работу с родителя мы поставили перед собой следующую цель: повышать компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровьясбережения детей дошкольного возраста.
Данную цель мы реализовывали через задачи:
- Содействовать формированию представлений родителей об организации правильного питания, закаливания, адекватной возможностям ребёнка физической нагрузки и организации двигательной активности, о моделировании режима дня;
- Способствовать формированию практических навыков взаимодействия с ребёнком в процессе совместной физкультурно – оздоровительной деятельности;
- Развивать положительное отношение родителей к осуществлению физкультурно – оздоровительной деятельности как к деятельности, особо значимой для здоровья и полноценного развития малыша. [8, стр.52]
В работе с родителями мы придерживались следующих принципов взаимодействия с семьёй:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
- Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение папы и мамы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение.
- Сотрудничество, а не наставничество. Здесь важно создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
- Готовимся серьёзно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых и не связанных между собой мероприятий.
- Динамичность. Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. [6, стр. 3 - 4].
Работа в данном клубе строилась следующим образом. При помощи родительского чата были определены наиболее интересные темы для родителей по вопросам формирования здорового образа жизни у дошкольников. В результате этого были запланированы три основных встречи с родителями в клубе и предварительная работа к ним. Данные формы работы с родителями представлены в таблице ниже. [2, стр. 20-22]
Тема
Формы работы
Задачи
Содержание
Выявление интересов и информационных потребностей родителей в вопросах формирования ЗОЖ
Родителям было предложено ответить на два небольших вопроса:
- Каково ваше отношение к ЗОЖ?
- Какие вопросы в данном направлении Вам наиболее интересны?
- Познакомить родителей с понятием ЗОЖ;
- Выявить знания родителей о значении режимных моментов (сон, прогулка, питание, двигательная активность);
- Побудить задуматься о здоровье и о методах сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- Вызвать желания активизировать свои умения по оздоровлению ребенка.
Родителям было раскрыто понятие ЗОЖ. Основные составляющие ЗОЖ.
- Способствовать пропаганде здорового питания среди детей и их родителей;
- Установление крепких семейных отношений между ребёнком и родителем;
Родители дома вместе с детьми готовили свою фотосессию о приготовлении любимого блюда.
Таким образом, родители делились друг с другом простыми, полезными и вкусными рецептами. Кроме этого, вниманию родителей были предложены интересные факты о вкусной и здоровой пище.
- Формировать у детей и родителей привычку к ЗОЖ;
- Совершенствовать знания о ЗОЖ;
- Развивать желание у родителей активно участвовать в жизни группы и детского сада.
Командам предлагается пройти 6 конкурсов:
- Разминка
- Эрудит (ответы на вопросы)
- Чудесный мешочек
- Полезные продукты
- Музыкальный
- Домашнее задание
2. "Чтоб здоровым быть всегда, скажем спорту мы "УРА"
1. Оформление выставки:
- Привлечь внимание родителей к вопросу спортивного воспитания дошкольника
- Вызвать интерес у родителей к активному отдыху в семье
Родителям была предложена стенгазета с высказываниями детей о здоровье и о спорте
1. Воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни в семье;
2. Формирование навыков взаимодействия друг с другом.
Была оформлена фотовыставка с опытом семейного воспитания.
- Пропаганда спортивного воспитания в семье;
- Формирование навыков ЗОЖ среди детей и родителей;
- Информационное просвещение родителей.
Родителей познакомили с такими понятиями как спорт и спортивное воспитание.
4. День здоровья
- Мотивирование родителей на совместный активный отдых с ребёнком, активное взаимодействие с детским садом;
- Установление крепких детско – родительских отношений;
- Пропаганда здорового образа жизни в семье.
Родителям был предложен спортивный квэст, который был организован по типу игры 12 записок в городском парке.
3. "Наши помощники"
1. Раскрытие творческого потенциала семьи через создание художественных образов;
2. Расширять представления детей и родителей о красоте окружающего мира;
3. Формировать эстетическую культуру семьи.
Для родителей была оформлена выставка детского творчества, на которой были представлены работы созданные совместно родителями и детьми.
1. Просвещение родителей по вопросам ЗОЖ;
2. Познакомить родителей с методами сохранения зрения у ребёнка;
3. Напомнить о полезных для глаз и зрения продуктах.
Родителям были представлены рекомендации по охране зрения детей при организации занятий дома. Так же был представлен комплекс гимнастики для глаз.
- Побуждать родителей внимательнее относиться к здоровью детей;
- Познакомить с методами сохранения слуха у ребёнка;
- Повышать компетентность родителей в вопросах ЗОЖ дошкольников.
Родителям были представлены причины нарушения слуха у дошкольников и даны конкретные рекомендации по его сохранению.
- Уточнить и закрепить знания детей и родителей об органах слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса их назначении.
- Воспитывать потребность быть здоровыми.
Был проведён совместный просмотр презентации с детьми и родителями.
- Повышать уровень педагогической грамотности родителей в вопросах ЗОЖ;
- Развивать навыки сотрудничества, партнёрства, сплочённости между взрослыми и детьми.
- Повышать мотивационную потребность родителей в совместных с детским садом мероприятиях.
Викторина проводится совместно с родителями. Дети и родители делятся на 2 команды.
Каждой команде предлагается выполнить 6 заданий:
1. Назови часть тела;
2. Что могут наши руки;
3. Отгадай загадку;
4. Найди отличие;
5. Конкурс капитанов;
В заключении, можно сделать вывод, о том что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей. Это ещё раз подчёркивает, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.
Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба.
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_klub.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский клуб как инновационная форма взаимодействия ДОУ с семьей
Актуальность. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи. Актуальность данной работы в том, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьѐй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Как сказано в документе, в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной и воспитательной работе. Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Интерес вызывают инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Такой инновационной формой работы детского сада с семьей
стали родительские клубы.
Родительский клуб – это поддерживающее, уютное пространство, в котором возможно в безопасной и дружественной атмосфере обсудить значимые родительские темы, узнать новую информацию, поделиться личным опытом, услышать занимательные истории, посмотреть на свои проблемы со стороны. В клубе все равны и каждый важен.
Родительский клуб – это место, где родители всегда могут получить поддержку и помощь, рекомендации и советы, внимание и участие в воспитании и обучении ребенка.
Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.
Цель родительских клубов – повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка.
Задачи родительских клубов :
-осуществление организационно-педагогических функций по созданию образовательной среды в ДОУ;
-создание и развитие социально-педагогической базы для воспитания и развития детей, оказания помощи родителям и педагогам в психолого-педагогическом воспитании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания;
-создание механизма привлечения родителей в образовательное и социальное пространство ДОУ;
-создание системы взаимодействия семьи и ДОУ , ее дальнейшее развитие, выход на уровень добровольчества, родительских и детских инициатив ;
-возрождение семейных традиций;
-повышение психолого-педагогической компетентности и социальной активности родителей .
Принципы работы родительских клубов :
-участвовать в работе клуба на добровольной основе;
-учитывать пожелания и предложения участников клуба ;
-строить общение на основе взаимопонимания , взаимоуважения , эмпатии, толерантности;
-творчески подходить к работе клуба .
Основные формы работы родительских клубов : дискуссии , практикумы , круглый стол, социальные акции.
В рамках родительских клубов появляется возможность организации тематических встреч – диалога между родителями и специалистами . Клуб дает возможность обсуждать интересующие родителей вопросы со специалистами, а также друг с другом. Ведь у каждого родителя имеется свой ценный опыт, которым он может поделиться с другими родителями .
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей,
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Таким образом, использование инновационных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье те.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
статья : РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления воспитанников старшего дошкольного возраста
Естественное желание каждого родителя – вырастить своего ребенка здоровым, сильным и крепким. Однако и ФГОС ставит перед дошкольной организацией ряд задач, одна из которых - охрана и укрепление .
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано.
Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи
Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи.
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей
Семья – первый и основной фактор успешной социальной адаптации ребенка. Ее включенность в работу образовательного учреждения, степень контакта родителей и специалистов, наличие общих целей и алг.
Родительская газета как инновационная форма взаимодействия ДОУ и семьи.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Рабо.
Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.
Суть понятия
Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.
Родительский клуб — это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ
Цели и задачи работы родительского клуба
Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.
Одной из целей работы родительского клуба является объяснение мамам и папам функций детского сада и семьи в воспитании ребёнка
Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:
- повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
- определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
- помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших — подготовка к началу обучения в школе);
- содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной — ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
- установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).
Как работает родительский клуб
Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях
Участники родительского клуба
Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:
- учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
- учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
- психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
- учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
- методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).
Чем занимаются на заседаниях
Участники родительского клуба:
- слушают консультации узких специалистов;
- задают педагогам интересующие вопросы;
- обсуждают рекомендации относительно организации учебно-воспитательной работы дома;
- осваивают практические знания и умения (например, родители первой и второй младшей группы учатся правильно подбирать и проводить артикуляционную гимнастику с малышами, которые только-только начали говорить).
Родители также принимают участие в подготовке атрибутов для театрализованной деятельности ребят
Формы работы семейного клуба
Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:
В рамках работы родительского клуба проводятся спортивные мероприятия
Программа работы клуба
Тематика заседаний родительского клуба
В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.
Примерный перечень тем может быть таким:
Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей
Планирование клубного часа
Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.
Приветствие
Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.
Таблица: варианты игр для приветствия
Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу
Основной этап
На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.
Теоретический аспект
Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:
- мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
- притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
- демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).
На теорию выделяется около 15 минут.
Практическая часть
Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:
- дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания);
- психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей);
- детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики).
Совместная продуктивная деятельность сплачивает коллектив родителей и детей
Это интересно. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.
Практика занимает до 45 минут.
Эмоциональная разгрузка
Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.
Заключительный этап
Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:
Заключительный этап длится около 15 минут.
Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок — определённая эмоция
Краткий комментарий к статье от Фануза Анисовна:
Полезного чтения…
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Эти обязанности родители разделяют с детским учреждением, куда отводят своего малыша. Сложившаяся педагогическая практика убедительно показывает, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка – самое эффективное средство правильного развития малыша.
- Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада?
- Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители?
- Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомышленниками?
Мы должны стремиться к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий.
Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и образовательной организации, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.
Родительский клуб – это объединение родителей, созданное для решения практических задач воспитания. Обычно он организуется творческой группой педагогов и родителей. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и образовательной организации, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, сознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и созданию условий для их разумного удовлетворения.
Нужно приветствовать любые формы включения родителей в жизнь группы. Для этого необходимо
• стараться письменно информировать родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду;
• предоставлять еженедельные и ежемесячные отчеты о достижениях ребенка;
• приглашать к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.
Есть много способов участия родителей в ежедневной жизни группы. Приведу возможные варианты (на выбор):
• Участие в планировании работы группы. Дети с удовольствием задают вопросы, предлагают интересующие их темы проектов, а воспитатели не всегда имеют достаточно нужных узкоспециальных знаний. Помощь родителей может оказаться не просто полезной, но неоценимой.
• Участие в работе кружков или студий. (Родители даже могут быть их руководителями.)
• Приглашение детей группы к себе на работу, домой или на дачу.
• Участие в работе семейной гостиной — помощь в консультировании других родителей или выдаче книг и игрушек.
• Помощь в пополнении фондов детского сада — родители могут принести игрушки и книги, журналы и материалы, которые больше не нужны вашему ребенку и вам.
• Оказание помощи в изготовлении материалов для каждой новой темы проекта — подбор заданий, ксерокопирование карточек.
• Сопровождение детей на прогулках за пределами детского сада.
• Ремонт группового и прогулочного оборудования.
• Работа в родительском комитете группы или детского сада.
• Участие в педагогических советах.
• Подготовка праздников и участие в них.
Важно приветствовать участие родителей в любой форме и в любое разумное время!
Итак, семейный клуб – это новая перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Итак, для налаживания сотрудничества прежде всего следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребенка, и, значит, отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнерской.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Читайте также: