Проект старшего воспитателя по работе с педагогами в доу
Обновлено: 04.07.2024
Подготовка и проведение Районного методического объединения руководителей ИЗО деятельности МДОУ Катав - Ивановского муниципального района "Использование изобразительных техник в работе с дошкольниками" на базе МДОУ "ДС "Колокольчик" (2020 год)
Подготовка и проведение Районного семинара в рамках межмуниципального сотрудничества (г. Трехгорный, Усть-Катавский городской округ, г. Юрюзань, г. Катав-Ивановск) на тему "Театрализованная деятельность в ДОУ" (приуроченный к году Театра в России) 2019 год
Консультации:
"КЕЙСЫ для воспитателей: работа над ошибками" по материалам журнала "Справочник старшего воспитателя"
"Современные подходы к развитию у ребенка важнейших компонентов, включенных в ОО "Социально-коммуникативное развитие"
Педагогические советы:
Методические объединения для старших воспитателей МДОУ
г. Катав - Ивановска:
Районные методические объединения для воспитателей групп дошкольного возраста
"Интеллектуальное развитие дошкольников посредством использования образовательных технологий" (2020 год)
"Театрализованная деятельность в детском саду" (2019 год)
"Интерактивное оборудование в образовательном процессе дошкольного учреждения" (2019 год)
"Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ" (2018 год)
"Использование игровых технологий в работе с дошкольниками" (2018 год)
"Использование схем, алгоритмов и моделей в работе с детьми дошкольного возраста в ходе реализации ОО "Речевое и Познавательное развитие" (2018 год)
"Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста" (2018 год)
"Создание условий для инклюзивного образования детей дошкольного возраста" (2017 год)
"Реализация образовательного проекта ТЕМП в ДОУ" (2017 год)
"Развитие конструктивных и творческих способностей детей с использованием ЛЕГО конструирования" (2016 год)
"Использование современных оздоровительных систем в работе с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО" (2016 год)
Свою профессиональную деятельность воспитатель осуществляет в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении НАО "Детский сад п. Красное", расположенном в Ненецком автономном округе п. Красное ул. Пролетарская, д.11.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения состоит из 18 человек, с которыми была проведена предварительная диагностика с целью выявления возможностей и затруднений педагогов.
Уровень саморазвития педагогов изучался с помощью анкеты ("Факторы, стимулирующие развитие педагогов"), листа самооценки. Помимо данных методик проводился системный оперативный и тематический контроль с использованием самоанализа деятельности воспитателей.
В ходе диагностического обследования выявлено, что квалификационный уровень воспитателей недостаточно сформирован, так как в подборе содержания образовательного процесса педагоги часто придерживаются стереотипности в формах и способах его организации. Кроме того, выявлена низкая заинтересованность воспитателей в результатах собственной деятельности.
Для оценки образовательного процесса был проведен опрос родителей с целью установления обратной связи. Результаты опроса показали, что педагог, по мнению родителей, должен быть не только образованным (100%), любящим детей (95%), но и владеть инновационными технологиями (80%). 70% родителей отметили важность наличия квалификационной категории у воспитателя.
Проанализировав полученные данные диагностического обследования, была спланирована методическая работа, направленная на повышение профессионализма педагогов учреждения.
Вложение | Размер |
---|---|
Тема опыта: Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ. Автор опыта: Чупрова Наталья Александровна, старш | 58.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема опыта: Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Условия возникновения и становления опыта
Свою профессиональную деятельность воспитатель осуществляет в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении НАО "Детский сад п. Красное", расположенном в Ненецком автономном округе п. Красное ул. Пролетарская, д.11.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения состоит из 18 человек, с которыми была проведена предварительная диагностика с целью выявления возможностей и затруднений педагогов.
Уровень саморазвития педагогов изучался с помощью анкеты ("Факторы, стимулирующие развитие педагогов"), листа самооценки. Помимо данных методик проводился системный оперативный и тематический контроль с использованием самоанализа деятельности воспитателей.
В ходе диагностического обследования выявлено, что квалификационный уровень воспитателей недостаточно сформирован, так как в подборе содержания образовательного процесса педагоги часто придерживаются стереотипности в формах и способах его организации. Кроме того, выявлена низкая заинтересованность воспитателей в результатах собственной деятельности.
Для оценки образовательного процесса был проведен опрос родителей с целью установления обратной связи. Результаты опроса показали, что педагог, по мнению родителей, должен быть не только образованным (100%), любящим детей (95%), но и владеть инновационными технологиями (80%). 70% родителей отметили важность наличия квалификационной категории у воспитателя.
Проанализировав полученные данные диагностического обследования, была спланирована методическая работа, направленная на повышение профессионализма педагогов учреждения.
Модернизация российского образования выдвигает новые задачи для создания условий качественного дошкольного образования. В результате содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений предполагает внедрения новых инновационных методов, востребованных в новых образовательных условиях. Эффективность образовательно-воспитательного пространства определяется во многом ведущей ролью старшего воспитателя ДОУ.
Как отмечают В.А. Сластенин, Л.С. Подымова способность создавать и реализовывать новое, - это ничто иное, как инновационный потенциал педагогического коллектива. В инновационном режиме содержание педагогической деятельности претерпевает изменения, приводящие к существенным отличиям от традиционной педагогической деятельности. Технологии педагогической работы усложняются, так как современные информационные технологии, требуют дополнительных знаний и умений от педагога. При инновационном подходе в ходе педагогического процесса центральной фигурой выступает ребенок с его активностью и изобретательностью. В традиционной педагогической деятельности центральное место отводилось педагогу. Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.
Современные реалии таковы, что педагоги должны постоянно совершенствовать свою деятельность, развивать свои творческие способности, ибо только творческий подход дает возможность эффективно и интересно организовать педагогический процесс.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении наиболее эффективных инновационных методов работы с педагогами и повышение их профессиональной компетентности.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2016 года по май 2018 года.
1 этап: начальный (констатирующий) - сентябрь-ноябрь 2016 г.
2 этап: основной (формирующий) - декабрь 2016 г. - март 2018 г.
3 этап: заключительный (контрольный) - март 2018 г. - май 2018 г.
На констатирующем этапе проведено диагностическое обследование для выявления уровня профессиональной компетентности педагогов. Кроме того, на данном этапе проведен анализ методической и научной литературы по данной проблеме, изучение рекомендаций по рассматриваемому вопросу.
На основном этапе (формирующем) была разработана система работы с педагогами с применением инновационных методов.
На заключительном этапе была доказана эффективность разработанной системы.
Диапазон представленного опыта - система работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности.
Теоретическая база опыта
Анализ современных источников по проблеме применения инновационных методов старшим воспитателем показал, что в качестве основной цели деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами ДОУ выступает: создание системы работы с педагогами, которая способна повысить их уровень профессиональной компетентности.
В качестве основных требований к современному педагогу выступает не только его профессиональная компетентность, но и креативность, а также готовность к использованию и созданию инноваций.
Уровень мастерства педагогов, причем постоянно повышающий, выступает одной из приоритетных направлений методической работы, занимающей значимое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением. Методическая работа, ее содержание взаимосвязаны с результатами деятельности педагогов ДОУ и обеспечивают непрерывный процесс совершенствования каждого педагога.
Для организации эффективной деятельности педагогов ДОУ и оказания им эффективной методической помощи эффективны такие традиционные формы, как
- семинары-практикумы;
- творческие микрогруппы;
- повышение квалификации;
- работа в едином образовательном пространстве;
- эстафета передачи педагогического мастерства.
Стоит отметить, что традиционные формы работы при использовании инновационных дополняются новым содержанием и отказываться от них с внедрением новых форм не целесообразно. И те, и другие методы дополняют друг друга.
Методическая работа в каждом дошкольном образовательном учреждении строится на базе основной образовательной программы учреждения. Кроме того, учитывается план реализации региональной инновационной площадки.
При подведении итогов проводится анализ педагогической деятельности, в основе которой находится самооценка и самоанализ педагогов ДОУ, а также анализ педагогической деятельности с родителями и администрацией. Данные мероприятия позволяют выявить затруднения, проблемы, которые остались неразрешенными. Кроме того, намечаются перспективные направления работы для дальнейшей деятельности, отмечаются результаты, достигнутые в ходе образовательного процесса, квалификация и мастерство педагогов учреждения.
Инновационная методическая работа - это часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, а сами инновационные методы имеют практико-ориентированный характер, позволяют интегрировать в образовательный процесс результаты инновационного опыта, а также результаты новых научных исследований.
Инновационные методы работы с педагогами обладают отличительными особенностями:
- носят опережающий характер;
- обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах;
- оснащение педагогов способами и средствами педагогической деятельности, создающими эффективное воздействие на личностное развитие воспитанников.
Работа с педагогами выделяется в отдельное направление и позволяет интегрировать повышение квалификации с помощью внедрения современных научных исследований и передового педагогического опыта.
Новизна опыта заключается в создании системы работы с педагогами с использованием инновационных методов.
Технология описания опыта
Постановка цели и задач деятельности.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:
- проанализировать уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ;
- создать мотивацию к профессиональному росту и саморазвитию;
- создать систему мероприятий по корректировки содержания и форм педагогического процесса.
Организация процесса взаимодействия старшего воспитателя и педагогов ДОУ.
Методической основой послужили источники К.Ю. Белой, Н.В. Елжовой, С.М. Оберемок, В.И. Савченко, Т.В. Хабаровой, А.Н. Чернышевой.
В процессе работы автор руководствовался следующими принципами:
Методическое сопровождение педагогов ДОУ осуществлялось в следующих направлениях (таблица 1):
Основные направления работы с педагогами
Наблюдение за деятельностью педагогов;
Тестирование и анкетирование;
Экспресс-опросники педагогов и родителей;
Индивидуальная консультативная помощь начинающим педагогам;
Проведение методических мероприятий (семинары, практикумы, мастер-классы)
Контроль и оценка работы по обеспечению образовательного процесса и освоение воспитанниками программы, утвержденной в ДОУ
Организация самообразования педагогов по выбранной методической теме;
Организация курсовой переподготовки;
Организация и подготовка педагогов к выступлениям на методических мероприятиях разного уровня с целью распространения педагогического опыта;
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в вопросах участи в образовательном процессе
Стимулирование деятельности педагогов, поощрение за профессиональные успехи (грамоты, благодарности, премирование из стимулирующего фонда)
Результатом диагностического обследование выступило создание диагностических карт возможностей и затруднений педагогов (приложение 1).
Для контроля деятельности воспитателей использовались листы самооценки с выделением компонентов анализируемого явления (приложение 2).
Педагогическое наблюдение позволило определить уровень дидактической и методической подготовленности педагогов, их целеполагания в профессиональной деятельности, стиля общения с воспитанниками, умение организовывать образовательный процесс.
Для системного информативного сбора и обработки используемых методических разработок педагогам было предложено оформить в электронном виде "Паспорт педагога", отражающим всю информацию участия педагога в методической и инновационной работе на разных уровнях, повышение квалификации. Паспорт позволяет фиксировать наличие разного вида выступлений, проведение мероприятий, участие в различных конкурсах как воспитателей, так и воспитанников. Содержание паспорта позволяет систематизировать все сведения и качественно оформлять материалы для аттестации.
Для создания мотивации к профессиональному росту и саморазвитию педагогов ДОУ работа велась по следующим направлениям:
1) работа с начинающими педагогами - педагогическое сопровождение, регулярные занятия с целью формирования педагогической рефлексии и самоанализа;
2) организация курсовой подготовки, посещение мероприятий по обмену опытом;
3) использование интерактивных методов в коллективной работе с педагогами:
- проектная деятельность;
- мастер-классы;
- творческие площадки;
- банк инновационных идей;
- педагогическая "копилка" мастерства;
- стажерские площадки;
- педагогический ринг;
- дебаты;
- симпозиумы.
Все методы, означенные выше способствовали обновлению образовательного процесса, задавали благоприятные условия для самореализации каждого педагога.
Так педагогический ринг ориентировал педагогов на изучение новых разработок, исследований в сфере педагогики.
В качестве основных инновационных методов использовались следующие (см. таблицу 2)
Инновационные методы работы с педагогами
Коучинг-сессия ("Методический вояж", "Эффективные вопросы", "Возможности использования интерактивных средств в образовательном процессе в ДОУ", "Возможности без границ", "Креативные и инициативные"
Метод тренинга позволяет достичь осознания новых позитивно сформулированных результатов в профессиональной деятельности
Трансляция опыта, его активное обсуждение, творческое решение проблем, возникающих в ходе педагогической деятельности, присвоение опыта
Ярмарка педагогических идей
Представление образцов педагогической деятельности для публичной оценки и обсуждения, установление творческих контактов с коллегами
Проводился раз в квартал, так как педагогам дается не менее месяца обдумать и представить вопросы наиболее актуальные в образовательном процессе за данный период. Все вечера классифицировались по темам, так как на некоторые вопросы педагоги сами могут найти ответ, а некоторые вопросы требуют разъяснения специалистов.
"Методический ринг" ("Развитие педагогического потенциала в свете современных инноваций", деловые игры в форме мозгового штурма)
Совершенствовались профессиональные знания, развивались знания и умения по анализу собственной деятельности, приобретался опты коллективной работы, обобщались знания о средствах обучения и воспитания дошкольников
Создавался благоприятный психологический климат в коллективе, активизировались имеющиеся теоретические знания и практические умения
Дискуссии, к котором привлекались педагоги других образовательных учреждений, руководители методических объединений, родители. В результате осуществлялся обмен педагогическим опытом, осуществлялось распространение инновационных форм обучения и воспитания
"Решение основных педагогических задач" (педагогические ситуации)
Знакомство с особенностями педагогического процесса, характером деятельности педагога и ребенка, изучение системы взаимоотношений "педагог-воспитанник", "педагог-родители", "родители-ребенок"
В качестве методов организации работы старшего воспитателя с педагогами выступали:
Подобранная система инновационных методов работы с педагогами позволила сплотить коллектив и привела к повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ.
На сегодняшний день можно сказать, что у автора опыта сложилась определенная система в работе с педагогами по повышению у них профессиональной компетентности, уровня самообразования. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:
- положительная мотивация педагогов к профессиональному росту отмечается в создании предметно-развивающей среды в группах (на 40%);
- рост активности в подготовке различных методических мероприятий (55%);
- курсовая подготовка за три года увеличилась на 60%;
- увеличились совместные разработки и реализации проектов с детьми (50%);
- количественное соотношение полученных квалификационных категорий у педагогов также претерпело изменение в сторону повышения (30%);
- мониторинг качества образования воспитанников показал позитивную динамику в освоении программы по всем ее разделам;
- удовлетворенность родителей работой учреждения повысилась, о чем показал опрос (100% удовлетворены деятельностью).
Систематизация мероприятий по работе с педагогами позволила изменить и усовершенствовать содержание образовательного процесса, а также планирование деятельности учреждения.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Тема опыта: Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ.
РАЗДЕЛ 1
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Условия возникновения и становления опыта
Педагогический коллектив дошкольного учреждения состоит из 30 человек, с которыми была проведена предварительная диагностика с целью выявления возможностей и затруднений педагогов.
Уровень саморазвития педагогов изучался с помощью анкеты ("Факторы, стимулирующие развитие педагогов"), листа самооценки. Помимо данных методик проводился системный оперативный и тематический контроль с использованием самоанализа деятельности воспитателей.
В ходе диагностического обследования выявлено, что квалификационный уровень воспитателей недостаточно сформирован, так как в подборе содержания образовательного процесса педагоги часто придерживаются стереотипности в формах и способах его организации. Кроме того, выявлена низкая заинтересованность воспитателей в результатах собственной деятельности.
Для оценки образовательного процесса был проведен опрос родителей с целью установления обратной связи. Результаты опроса показали, что педагог, по мнению родителей, должен быть не только образованным (100%), любящим детей (100%), но и владеть инновационными технологиями (70%). 80% родителей отметили важность наличия квалификационной категории у воспитателя.
Проанализировав полученные данные диагностического обследования, была спланирована методическая работа, направленная на повышение профессионализма педагогов учреждения.
Актуальность опыта
Модернизация российского образования выдвигает новые задачи для создания условий качественного дошкольного образования. В результате содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений предполагает внедрения новых инновационных методов, востребованных в новых образовательных условиях. Эффективность образовательно-воспитательного пространства определяется во многом ведущей ролью старшего воспитателя ДОУ.
Как отмечают В.А. Сластенин, Л.С. Подымова способность создавать и реализовывать новое, - это ничто иное, как инновационный потенциал педагогического коллектива. В инновационном режиме содержание педагогической деятельности претерпевает изменения, приводящие к существенным отличиям от традиционной педагогической деятельности. Технологии педагогической работы усложняются, так как современные информационные технологии, требуют дополнительных знаний и умений от педагога. При инновационном подходе в ходе педагогического процесса центральной фигурой выступает ребенок с его активностью и изобретательностью. В традиционной педагогической деятельности центральное место отводилось педагогу. Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.
Современные реалии таковы, что педагоги должны постоянно совершенствовать свою деятельность, развивать свои творческие способности, ибо только творческий подход дает возможность эффективно и интересно организовать педагогический процесс.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении наиболее эффективных инновационных методов работы с педагогами и повышение их профессиональной компетентности.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2018 года по май 2019 года.
1 этап: начальный (констатирующий) - сентябрь-ноябрь 2018 г.
2 этап: основной (формирующий) - декабрь 2018 г. - март 2019 г.
3 этап: заключительный (контрольный) - март 2019 г. - май 2019 г.
На констатирующем этапе проведено диагностическое обследование для выявления уровня профессиональной компетентности педагогов. Кроме того, на данном этапе проведен анализ методической и научной литературы по данной проблеме, изучение рекомендаций по рассматриваемому вопросу.
На основном этапе (формирующем) была разработана система работы с педагогами с применением инновационных методов.
На заключительном этапе была доказана эффективность разработанной системы.
Диапазон опыта .
Диапазон представленного опыта - система работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности.
Теоретическая база опыта
Анализ современных источников по проблеме применения инновационных методов старшим воспитателем показал, что в качестве основной цели деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами ДОУ выступает: создание системы работы с педагогами, которая способна повысить их уровень профессиональной компетентности.
В качестве основных требований к современному педагогу выступает не только его профессиональная компетентность, но и креативность, а также готовность к использованию и созданию инноваций.
Уровень мастерства педагогов, причем постоянно повышающий, выступает одной из приоритетных направлений методической работы, занимающей значимое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением. Методическая работа, ее содержание взаимосвязаны с результатами деятельности педагогов ДОУ и обеспечивают непрерывный процесс совершенствования каждого педагога.
Для организации эффективной деятельности педагогов ДОУ и оказания им эффективной методической помощи эффективны такие традиционные формы, как
- работа в едином образовательном пространстве;
- эстафета передачи педагогического мастерства.
Стоит отметить, что традиционные формы работы при использовании инновационных дополняются новым содержанием и отказываться от них с внедрением новых форм не целесообразно. И те, и другие методы дополняют друг друга.
Методическая работа в каждом дошкольном образовательном учреждении строится на базе основной образовательной программы учреждения. Кроме того, учитывается план реализации региональной инновационной площадки.
При подведении итогов проводится анализ педагогической деятельности, в основе которой находится самооценка и самоанализ педагогов ДОУ, а также анализ педагогической деятельности с родителями и администрацией. Данные мероприятия позволяют выявить затруднения, проблемы, которые остались неразрешенными. Кроме того, намечаются перспективные направления работы для дальнейшей деятельности, отмечаются результаты, достигнутые в ходе образовательного процесса, квалификация и мастерство педагогов учреждения.
Инновационная методическая работа - это часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, а сами инновационные методы имеют практико-ориентированный характер, позволяют интегрировать в образовательный процесс результаты инновационного опыта, а также результаты новых научных исследований.
Инновационные методы работы с педагогами обладают отличительными особенностями:
- носят опережающий характер;
- обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах;
- оснащение педагогов способами и средствами педагогической деятельности, создающими эффективное воздействие на личностное развитие воспитанников.
Работа с педагогами выделяется в отдельное направление и позволяет интегрировать повышение квалификации с помощью внедрения современных научных исследований и передового педагогического опыта.
Новизна опыта заключается в создании системы работы с педагогами с использованием инновационных методов.
РАЗДЕЛ 2
Технология описания опыта
Постановка цели и задач деятельности.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:
- проанализировать уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ;
- создать мотивацию к профессиональному росту и саморазвитию;
- создать систему мероприятий по корректировки содержания и форм педагогического процесса.
Организация процесса взаимодействия старшего воспитателя и педагогов ДОУ.
Методической основой послужили источники К.Ю. Белой, Н.В. Елжовой, С.М. Оберемок, В.И. Савченко, Т.В. Хабаровой, А.Н. Чернышевой.
В процессе работы автор руководствовался следующими принципами:
системно - деятельностный подход.
Методическое сопровождение педагогов ДОУ осуществлялось в следующих направлениях (таблица 1):
Основные направления работы с педагогами
Наблюдение за деятельностью педагогов;
Тестирование и анкетирование;
Экспресс-опросники педагогов и родителей;
Индивидуальная консультативная помощь начинающим педагогам;
Проведение методических мероприятий (семинары, практикумы, мастер-классы)
Контроль и оценка работы по обеспечению образовательного процесса и освоение воспитанниками программы, утвержденной в ДОУ
Организация самообразования педагогов по выбранной методической теме;
Организация курсовой переподготовки;
Организация и подготовка педагогов к выступлениям на методических мероприятиях разного уровня с целью распространения педагогического опыта;
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в вопросах участи в образовательном процессе
Стимулирование деятельности педагогов, поощрение за профессиональные успехи (грамоты, благодарности, премирование из стимулирующего фонда)
Результатом диагностического обследование выступило создание диагностических карт возможностей и затруднений педагогов (приложение 1).
Для контроля деятельности воспитателей использовались листы самооценки с выделением компонентов анализируемого явления (приложение 2).
Педагогическое наблюдение позволило определить уровень дидактической и методической подготовленности педагогов, их целеполагания в профессиональной деятельности, стиля общения с воспитанниками, умение организовывать образовательный процесс.
Для системного информативного сбора и обработки используемых методических разработок педагогам было предложено оформить портфолио педагога, отражающим всю информацию участия педагога в методической и инновационной работе на разных уровнях, повышение квалификации. Портфолио позволяет фиксировать наличие разного вида выступлений, проведение мероприятий, участие в различных конкурсах как воспитателей, так и воспитанников. Содержание паспорта позволяет систематизировать все сведения и качественно оформлять материалы для аттестации.
Для создания мотивации к профессиональному росту и саморазвитию педагогов ДОУ работа велась по следующим направлениям:
1) работа с начинающими педагогами - педагогическое сопровождение, регулярные занятия с целью формирования педагогической рефлексии и самоанализа;
2) организация курсовой подготовки, посещение мероприятий по обмену опытом;
3) использование интерактивных методов в коллективной работе с педагогами:
- банк инновационных идей;
- педагогическая "копилка" мастерства;
Все методы, означенные выше способствовали обновлению образовательного процесса, задавали благоприятные условия для самореализации каждого педагога.
Так педагогический ринг ориентировал педагогов на изучение новых разработок, исследований в сфере педагогики.
В качестве основных инновационных методов использовались следующие (см. таблицу 2)
Инновационные методы работы с педагогами
Коучинг-сессия ("Методический вояж", "Эффективные вопросы", "Возможности использования интерактивных средств в образовательном процессе в ДОУ", "Возможности без границ", "Креативные и инициативные"
Метод тренинга позволяет достичь осознания новых позитивно сформулированных результатов в профессиональной деятельности
Трансляция опыта, его активное обсуждение, творческое решение проблем, возникающих в ходе педагогической деятельности, присвоение опыта
Ярмарка педагогических идей
Представление образцов педагогической деятельности для публичной оценки и обсуждения, установление творческих контактов с коллегами
Проводился раз в квартал, так как педагогам дается не менее месяца обдумать и представить вопросы наиболее актуальные в образовательном процессе за данный период. Все вечера классифицировались по темам, так как на некоторые вопросы педагоги сами могут найти ответ, а некоторые вопросы требуют разъяснения специалистов.
"Методический ринг" ("Развитие педагогического потенциала в свете современных инноваций", деловые игры в форме мозгового штурма)
Совершенствовались профессиональные знания, развивались знания и умения по анализу собственной деятельности, приобретался опты коллективной работы, обобщались знания о средствах обучения и воспитания дошкольников
Создавался благоприятный психологический климат в коллективе, активизировались имеющиеся теоретические знания и практические умения
Дискуссии, к котором привлекались педагоги других образовательных учреждений, руководители методических объединений, родители. В результате осуществлялся обмен педагогическим опытом, осуществлялось распространение инновационных форм обучения и воспитания
"Решение основных педагогических задач" (педагогические ситуации)
Знакомство с особенностями педагогического процесса, характером деятельности педагога и ребенка, изучение системы взаимоотношений "педагог-воспитанник", "педагог-родители", "родители-ребенок"
РАЗДЕЛ 3
Результативность опыта
На сегодняшний день можно сказать, что у автора опыта сложилась определенная система в работе с педагогами по повышению у них профессиональной компетентности, уровня самообразования. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:
- положительная мотивация педагогов к профессиональному росту отмечается в создании предметно-развивающей среды в группах (на 30%);
- рост активности в подготовке различных методических мероприятий (45%);
- курсовая подготовка за три года увеличилась на 100%;
- увеличились совместные разработки и реализации проектов с детьми (50%);
- количественное соотношение полученных квалификационных категорий у педагогов также претерпело изменение в сторону повышения (30%);
- мониторинг качества образования воспитанников показал позитивную динамику в освоении программы по всем ее разделам;
- удовлетворенность родителей работой учреждения повысилась, о чем показал опрос (87% удовлетворены деятельностью).
Систематизация мероприятий по работе с педагогами позволила изменить и усовершенствовать содержание образовательного процесса, а также планирование деятельности учреждения.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Библиографический список
1. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2014. - 128 с.
2. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. - М: Сфера, 2008. - 188 с.
3. Давыдова, О.И., Майер, А.А., Богославец, Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - СПб, 2008. – 170 с.
4. Кораблева, С.В., Мифтахова, О.А. Организация работы старшего воспитателя с педагогами ДОО в режиме инновационной деятельности / С.В. Кораблева, О.А. Мифтахова // Народное образование. Педагогика. - 2015. - №2. - с. 23-26.
5. Тимофеева, Л.Л., Майер, А.А. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 2. – М., 2013. – 96с.
6. Шаманская, Н.К. Интерактивные методы / Н.К. Шаманская // Дошкольное воспитание. –2008. - №8. –с. 24-27.
Приложение 1
Диагностическая карта возможностей и затруднений педагогов
Дата заполнения:
Воспитатель _____________________________________________________
Раздел деятельности
Имею опыт, могу поделиться
Имею недостаточный опыт, хочу научиться
Не имею опыта, хочу научиться
Знание образовательной программы ДОУ
4 Работа с детьми по образовательным областям:
Проведение мониторинга интегративных качеств дошкольников (диагностика знаний, умений и навыков детей)
Организация игровой деятельности
Организация оптимальной двигательной активности
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Работа по экологическому воспитанию детей, экспериментирование
Развитие элементарных математических представлений
Развитие историко-географических представлений
Вопросы этики. Этикет
Приобщение к национальным истокам
Приобщение к искусству. Музейная педагогика
Взаимоотношения детей и взрослых
Создание благоприятного микроклимата в группе
Создание благоприятного микроклимата в коллективе
Создание развивающей среды в группе
Организация продуктивной деятельности, практического труда
Установление взаимоотношений с родителями воспитанников. Организация работы с родителями
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ
Автор: Аносова Татьяна Николаевна,
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ , их готовность осваивать и внедрять инновации , которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог , его профессионализм.
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы , которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров , так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога , развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя . В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми , в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы , как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя , хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам . Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Думая, размышляя по этому поводу, пришла к выводу, что традиционные формы методической работы , в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы , которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Для обеспечения активного участия педагогов ДОУ в инновационной методической работе необходимо проектирование продуктивных форм.
К комплексу необходимых педагогических условий относятся :
1. отбор и экспертиза (оценивание) инновационного содержания дошкольного образования;
2. проектирование продуктивных форм методической работы , активизирующих педагогов ДОУ на повышение профессиональной компетенции.
Инновационная методическая работа - часть профессионально - управленческой, педагогической деятельности , отличительными особенностями которой являются :
3. обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;
4. отбор содержания методической работы , обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его саморазвитие;
5. обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах и явлениях и организация экспертизы;
6. оснащение педагогов способами профессионально - педагогической деятельности , создающее эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.
Методы и формы активизации инновационной деятельности педагогов .
В настоящее время существует проблема формирования педагога инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций .
Работа по повышению профессионального мастерства педагогов должна выделяться в отдельное направление и придерживаться следующих основных требований :
1. иметь практико-ориентированный характер;
2. интегрировать повышение квалификации и внедрение результатов научных исследований и инновационного педагогического опыта ;
3. обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий возможности педагогов и их профессиональные интересы;
4. способствовать активному освоению знаний и закреплению профессиональных умений;
5. оценивать результативность повышения квалификации и своевременно вносить коррективы в этот процесс;
6. обеспечивать системный и комплексный подход к повышению профессионального мастерства педагогов .
Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы . Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя .
Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. Поэтому учебный процесс строится с учетом следующих требований :
1. реализации вариативности образовательных запросов;
2. овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;
3. ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;
4. ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости её совершенствования;
5. проблемного построения содержания лекций, семинаров, требующих от педагогов междисциплинарного синтеза;
6. использование таких форм и методов учебной работы , которые носят исследовательский характер и направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку .
Из множества форм и методов , рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами , можно остановиться на некоторых из них :
1. Семинар – творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов .
2. Семинар – пресс-конференции помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные вопросы с коллегами.
Используются и такие формы и методы , как коллективное решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия, или мозговая атака; тренинги в малых группах по совершенствованию профессиональных умений; методы самообразовательной работы , научно-практические конференции по итогам инновационной деятельности ДОУ .
Новой формой, позволяющей в комплексе решать основные практические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения для педагогов в инновационном учреждении , является научно-методический совет . В работу научно-методического совета включена творческая группа педагогов , научный руководитель экспериментальной площадки, заведующая ДОУ и старший воспитатель .
В компетенцию его деятельности входит создание коллектива единомышленников для развития учреждения, который разрабатывает стратегию, конструктивно-методические схемы реализации общей концепции, модель учреждения и его основные структуры, методики изучения культурно-образовательных и профессиональных потребностей всех участников педагогического процесса . Важное место в содержании работы научно-методического совета занимает анализ деятельности учреждения, результаты использования новых педагогических технологий , анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, анализ и утверждение дидактических, методических материалов , обобщение опыта.
Важным в работе научно-методического совета является и анализ инновационных способов и приемов , и их реализации в социо - культурном пространстве, и изучение их влияния на степень развития ребенка.
Таким образом, использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность , формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.
Повышение мастерства педагогов , пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы , а именно с использованием интерактивных форм и методов . Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей, как :
1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
2. Повышение уровня активности и самостоятельности;
3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
В чем преимущества этой работы ?
Во-первых - значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов , их социальной и познавательной активности.
Во-вторых - реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.
В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.
Уровень методической подготовки педагога , его способность к профессиональному совершенствованию изучались методами тестирования и анкетирования. Что это дало?
Тестирование показало : воспитатели испытывают трудности в овладении новыми программами, организации сюжетно-ролевой игры, установлении личностно-ориентированного взаимодействия, зачастую не могут решить возникающие проблемы.
Анкетирование позволило определить методические проблемы , затруднения, которые возникают у воспитателей в процессе работы .
Работа строилась от простого, к сложному, логически обоснованно, интерактивные формы соответствовали содержанию.
Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов , развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.
Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ - тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение) . Так как современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.
Педагоги оказались в наиболее сложной ситуации, так как их труд даже в стабильные времена отличался высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенное психологическое состояние педагога снижает эффективность процесса воспитания и обучения детей , повышает конфликтность во взаимоотношениях с коллегами, администрацией, родителями.
• профессиональные знания, умения, навыки;
• умение выйти из затруднительного положения, экспромт.
Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.
КВН, Что? Где? Когда? Счастливый случай. Успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации , умения найти оптимальный вариант решения задачи.
Педагогические ситуации , экспромт - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Например, ребенок сообщает педагогу , что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога .
Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами .
Эффективной формой, на мой взгляд, является проведение выставки -
ярмарки педагогических идей , аукцион. Грамотно подготовленная и
проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и
самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки -
заметный профессионально-личностный рост воспитателей . Благодаря
этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного
представления лучших образцов их профессиональной деятельности,
появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих
контактов с коллегами.
Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом , системой работы , авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ кожууна , республики.
1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете : чем дольше работают , тем
4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа : не стареет , и
стареть не дает .
5. Трудности закаляют на пути к счастью.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога , его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности , к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий , компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Педагог 21 века - это :
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
3. Способный организовать рефлексивную деятельность;
4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами , - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов .
Читайте также:
- Христианство основы вероучения история практика опыт и регионы распространения план урока
- Почему россия проиграла в крымской войне кратко
- Проект повышение икт компетентности педагогов доу
- Укажите важнейшие достижения и особенности культуры россии 16 века чем культура этого периода кратко
- Допсоглашение как пишется правильно кратко