План урока имя существительное

Обновлено: 02.07.2024

Цель: обобщение и повторение учащимися ранее изученного материала об имени существительном.

Задачи:

  • через выполнение устных и письменных заданий выяснить уровень теоретических знаний, а также умений и навыков применения имен существительных в речи, закрепить знания по сравнительной грамматике русского и казахского языков;
  • способствовать дальнейшему укреплению уважения к русскому языку;
  • закрепление лексико-грамматических категорий имени существительного через грамотную разговорную речь.

Оборудование: учебник, презентация.

Вид урока: урок-семинар.

Тип урока: совершенствование знаний, умений навыков, целевое применение знаний об имени существительном.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

- Сегодня мы с вами постараемся вспомнить все, что знаем о такой простой только с первого взгляда части речи, которая называется “имя существительное”. Я дала вам задание повторить, вспомнить всё об имени существительном.

- Но сначчала давайте вспомним группы частей речи. Какие части речи входят в каждую группу (слайд 1)

- А теперь перейдём непосредственно к имени существительному (слайд 2)

- Каждая знаменательная часть речи характеризуется по трём параметрам. Каким? (слайд 3)

- Давайте ответим на вопросы, а потом остановимся на всём подробно.

  1. Как изменяются имена существительные?
  2. Сколько падежей у имен существительных?
  3. Какой падеж с предлогами не употребляется?
  4. Что обозначает имя существительное?
  5. Какими бывают имена существительные?
  6. Как правильно сказать: имена существительные изменяются по родам или имена существительные имеют категорию рода?
  7. Какой падеж без предлогов не употребляется?
  8. Что называется склонением?
  9. Сколько склонений у имен существительных? Как они называются?
  10. Каким членом предложения являются имена существительные?
  11. Как образуются имена существительные?

- Итак, план повторения имени существительного будет представлен следующим образом: (слайд 4)

2. Повторение и обобщение.

Задание 1. Укажите имена существительные среди слов (слайд 5). Выпишите их в тетрадь.

1) соль
2) соление
3) солянка
4) солить
5) соленый
6) посолить
7) посоленный
8) подсаливая
9) рассольник
10) бессолевая
11) солильщик
12) соленость
13) солоно
14) солонка
15) солончаки
16) засолка
17) засолить
18) недосолить
19) рассол
20) насолить

Задание 2.

- Почему мы задать можем к одной части речи два вопроса?

(Существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

- Вспомните, что такое собственные и нарицательные существительные.

- Какие существительные называются одушевленными и неодушевленнымиr?

2.1 Существительные бывают нарицательные и собственные.

К именам собственным относятся:

1) имена, отчества и фамилии (Сергей Васильевич Михеев),

2) клички животных (Пушок, Пеструха),

3) имена сказочных и мифологических существ (Змей Горыныч, Афродита),

4) географические и астрономические названия (Енисей, Марс),

5) названия учреждений, печатных изданий, литературных произведений, марок изделий (магазин “Перекресток”, журнал “Смена”, повесть “Понедельник начинается в субботу”, машина “ Опель”).

- Выполните задание письменно в тетради(слайд 6) . Если задание затруднительно, обратимся к теории(слайд 7).

Проверка (слайд 8)

2.2 Существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа (людей, животных и т.д.).

Неодушевленные отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления, события и т.д., которые нельзя причислить к живым существам.
Различие одушевленных и неодушевленных имен существительных выражается не только лексически, но и грамматически. И не всегда лексическое понятие живое-неживое совпадаете грамматическим понятием одушевленное - неодушевленное.

К одушевленным именам существительным относятся:
1) названия некоторых игрушек (кукла, матрешка, марионетка, робот, снеговик),
2) названия умерших людей (мертвец, покойник, утопленник>,
3) названия некоторых карт (валет, дама, король, туз),
4) названия фигур в шахматах (конь, слон, ферзь, король).

Грамматическое различие одушевленных и неодушевленных имен существительных
Одушевленные имена существительные: в. п. = р. п.
Неодушевленные имена существительные: в. п. = и. п.

Некоторые имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными:

1) названия микроорганизмов (инфузория, бактерия, микроб),

2) имена существительные (образ, тип, характер; куколка (насекомого), личинка; змей (воздушный)),

3) неодушевленные имена существительные при употреблении в переносном значении становятся одушевленными;

Например: тюфяк - род матраса, тюфяк - нерешительный человек выбросил тюфяк на пол. Тюфяк был пыльный. В. п. = И. п. - неодушевленное существительное. Мы встретили этого тюфяка. Сегодня тюфяка не было. В. п. = Р. п. - одушевленное существительное.

Неодушевленными являются все имена существительные, имеющие только форму множественного числа (ножницы, джунгли).

Посмотрим на слайд 9 и выполним задание устно(слайд10) . При затруднении выполнения задания обратимся к слайду 11.

1) русалка
2) леший
3) ладья (шахматная)
4) слон
5) страж
6) мертвец
7) тополь
8) тип (человека)
9) нарцисс
10) книга
11) слушатель
12) кошка
13) стол
14) существо
15) сокровище
16) чудище
17) человечище
18) коровища
19) ножища
20) волчище
21) дружище
22) осина

Задание 3.

Категория рода (слайд 12) .

Каждое имя существительное, имеющее форму единственного числа, принадлежит к одному из четырех родов.

мужской род
врач, пес
женский род
машина, Аня
средний род
окно, животное
общий род
пьяница, судья

Особое место занимают имена существительные общего рода

К ним относятся некоторые существительные 1-го склонения со значением лица и окончаниями -А, -Я. Например: плакса, разиня
Их род определяется полом того лица, которое они называют. Например: Наша Катя - плакса (в ж.р.). Маленький Андрюша - плакса (в м.р.).

Некоторые слова, обозначающие должности и профессии людей (врач, секретарь, бригадир, учитель и т.д.), имеют свойства существительных общего рода. Но они не являются существительными общего рода, т.к. употребление их в значении женского рода возможно только в форме именительного падежа, а у существительных общего рода - во всех падежных формах.

Например: Секретарь закончила перепечатку документов. Секретарь четко ответил на все вопросы.

- Выполните задание, определив род существительных(слайд 13) . При затруднении обратимся к теории (слайд 14, 16 и 17)

Автомобиль-амфибия, алиби, антресоль, атташе, балет-фантазия, бандероль, вечер-встреча, вуаль, галстук-бабочка, Гоби, Дели, диагональ, диван-кровать, жалюзи, жюри, иваси, импресарио, какаду, квартира-музей, конферансье, кофе, кресло-качалка, леди, мадам, мозоль, моль, НЛО, Онтарио, павильон-выставка, пенальти, пенсне, платье-костюм, пони, портье, рантье, ранчо, регби, рефери, рояль, сажень, Токио, тюль, толь, ФБР, шампунь, шасси, шоу.

Проверка (слайд 15)

Задание 4.

Число имени существительного (слайд 18).

Существительные изменяются по числам: край – края, число - числа.

Некоторые существительные употребляются только в единственном или только во множественном числе.

Существительные, имеющие только форму единственного числа:

1. Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные) : молодежь, детвора, ельник.

2. Названия предметов с вещественным значением: асфальт, мед, рожь, сталь.

3. Названия качества или признака: злоба, ловкость, белизна.

4. Названия действия или состояния: косьба, беготня, волнение.

5. Некоторые собственные имена: Москва, Волга.

Существительные, имеющие только форму множественного числа:

1. Названия составных и парных предметов: брюки, весы, часы.

2. Названия материалов: белила, духи, сливки, опилки.

3. Названия промежутков времени, игр: каникулы, сутки, жмурки.

4. Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, сумерки.

5. Некоторые географические названия: Карпаты, Фили.

- Некоторые существительные сложно поставить в форму единственного или множественного числа. Правила очень сложны для запоминания.

4.1 Именительный падеж, множественное число (слайд19)

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного или винительного падежа множественного числа (слайд 20).

4.2 Родительный падеж, множественное число (слайд 21)

4.3 Нулевое окончание в родительном падеже множественного числа (слайд 22)

- Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму родительного падежа множественного числа (слайд 23).

Проверка (слайд 25).

- Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова (слайд 26).

Задание 5.

- Вспомните падежи имени существительного(слайд 27)

  • Именительный – кто? что?
  • Родительный – кого? чего?
  • Дательный – кому? чему?
  • Винительный – кого? что?
  • Творительный – кем? чем?
  • Предложный – о ком? о чём?

Задание 6.

В зависимости от рода что определяется у существительного? (Склонение) Сколько склонений у существительного в русском языке? (слайд 28)

Система склонения имен существительных

2-е склонение

3-е склонение

м. р. с окончаниями -а, -я
Например: папа Коля.
ж. р. с окончаниями -а, -я
Например: ваза, няня

м. р. с нулевым окончанием (кроме слова “путь”)
Например: конь строй стол ср. р. с окончаниями -о, -е.
Например: облако море

ж. р. с нулевым окончанием с мягким знаком на конце
Например: площадь, мелочь

- Есть в русском языке несклоняемые имена существительные (слайд 29)

К несклоняемым именам существительным относятся:

1) заимствованные, оканчивающиеся на гласные;

Например: авеню, алоэ, амплуа, депо, какаду, кашне

2) многие иноязычные имена собственные;

Например: Замбези, Токио, Мериме, Золя

3) аббревиатуры и сложносокращенные слова, оканчивающиеся на гласные;
Например:МГИМО, ТСО, сельпо

4) иностранные фамилии, обозначающие лиц женского пола: Смит, Раульф (иностранные фамилии, обозначающие лиц мужского пола, склоняются как имена существительные второго склонения);

5) русские и украинские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ).

Например: Корейко, Седых

6.1 Выполните задание письменно (сайд 30).

Комнату на две части (разделять) занавес из плотной ткани. В первой половине (стоять) (чёрный) рояль, рядом (покачиваться) кресло-качалка. На ковре (валяться) игрушка-автомобиль. Во второй половине у стены (разместиться) диван-кровать, (покрытый) пледом.

- Есть у нас в языке особая группа существительных. Они называются разносклоняемые. Разносклоняемые имена существительные (слайд 33) склоняются по-особому и поэтому не относятся ни к одному типу склонений. Это 10 имен существительных на -МЯ:
Бремя, время, знамя, племя, стремя, пламя, имя, темя, вымя, семя

А также существительные ПУТЬ и дитя. У существительных на -МЯ в единственном числе в родительном, дательном, творительном и предложном падежах добавляется суффикс -ЕН-, а у существительного дитя - суффикс -ЯТ-.

6.2 Выполните задание письменно в тетради (слайд 34)

Задание 7.Синтаксическая роль имен существительных.

- Что вы можете рассказать о синтаксический роли имени существительного.

- Сделайте синтаксический разбор данного предложения, определите какие члены предложения выражены именем существительным.

Сегодня мальчики набрали в лесу целую корзину грибов.

- Сделайте вывод: каким членом предложения может бытьсуществительное в предложении?

(Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, обстоятельство)

- А может ли быть существительное в предложении определением и сказуемым?

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

- Мы сегодня в полном объеме повторили все об имени существительном.

8. Домашняя работа: повторить параграфы 35–41, упр. 199, 227.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект открытого урока по русскому языку

Имя существительное

hello_html_14617898.jpg

Разработала:

учитель начальных классов:

Магомедова Зарипат Курбановна

ТЕМА УРОКА: Имя существительное

ТИП УРОКА: Открытие нового знания.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ: формирование умений реализации новых способов действий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: формирование общего понятия об имени существительном, развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи.

Учить различать предмет и слово как часть речи;

Учить соотносить вопросы кто? и что?;

Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

Развивать речь учащихся.

Личностные: развивать умение высказывать свое мнение и выражать свои эмоции;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Межпредметные:

Познавательные: развивать умение извлекать информацию из схематической информации, правил; представлять информацию в виде схемы; на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами заданий; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную личностную рефлексию.

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре.

- построить алгоритм правильного использования имен прилагательных в речи, различия прилагательных по существенным признакам.

- развивать устную и письменную речь учащихся.

метапредметные

- развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;

- создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать любовь к животным.

СТАДИЯ ВЫЗОВА.

Мотивирование к учебной деятельности.

- Для ребят звенит звонок ,

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

- О чём? (О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень)

- О чем-то знаю я. (А что-то нам известно)

- (вместе) Нам будет интересно.

- Девизом нашего урока сегодня будет следующая пословица . Начнём с её проговаривания. (записана на доске или слайд№1)

Человек без друзей – что дерево без корней.

- Ребята, как вы понимаете эту пословицу? Что такое дружба?

-А в нашем классе есть настоящие друзья?

- Нам это очень пригодиться!

-– Сейчас, я предлагаю вам стать на время урока СЛЕДОПЫТАМИ-РАЗВЕДЧИКАМИ. Согласны? И не просто так, об этом попозже.

-Ну, тогда нам предстоит много работать. И без дружбы, конечно, не обойтись. А ещё нам нужно:

1. Иметь зоркий глаз;

2. Уметь слушать;

3. Быть внимательным.

- Пойдём мы не просто, куда глаза глядят, а по определённому маршруту. На столе у вас лежат секретные карты нашего урока. В течение всего урока вы будете самостоятельно себя оценивать, свою работу, а я вам буду помогать.

настроение отличное, а у вас?

- Если у вас отличное настроение - нарисуйте весёлый смайлик, если сомневаетесь – задумчивый, ну а если грустное настроение – грустный смайлик. Итак, в путь!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

1. Чистописание ( выполняется в рабочей тетради)

- К нам в класс рано утром письмо, но чтобы его открыть нужно найти ключ. Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете букву, какую будет писать. Ну что ж мои разведчики, подумайте.

(подобрать к словам антонимы. Они все начинаются с М)

- Верно, сегодня будем писать строчную и заглавную и букву Мм .

Показ

2. Словарно-орфографическая работа

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

- Придумайте слова на букву М.

– Я тоже подобрала несколько слов, начинающихся на эту букву:

Москва, моряк, мир , мечтать , мама , Марина, мёд.

– Какое слово лишнее? Почему? (Мечтать, так как отвечает на вопрос Что делать?)

-Выписываем остальные слова, которые требуют проверки и объясняем орфограммы.

– А что объединяет слова, которые мы записали? (кто? что?)

3. Постановка учебной задачи.

- Дело вот в чём. Сегодня прямо в школу пришёл почтальон и принёс письмо для учеников 2 класса. Ключ вами найден.

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения? (из слов)

- Как вы думаете, давно ли у человечества появилась речь?

- Какие слова древний человек придумал первыми?

Все слова русского языка делятся на большие группы – ЧАСТИ РЕЧИ.

ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ РЕЧИ.

На доске появляется запись:

– Что будем делать? (Искать.)

– С чего начнём поиск? (Со сбора информации.)

-Ребята, глядя на записанные слова, какие слова русского языка потерялись?

- Какие у вас возникли вопросы у следопытов-разведчиков?

1. Как называется?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Что обозначает?

-Какие цели ставят следопыты в этом поиске на нашем уроке? Воспользуйтесь схемой.

Мы познакомимся….

Мы научимся…

Мы закрепим…

Будем развивать…

Физминутка для глаз.

4. Открытие новых знаний

- Ну что ж следопыты куда по карте направляемся? (остров прошлого)

- Рассмотрите иллюстрации художника о жизни первобытных людей. Предположите, какие слова они уже могли придумать?

Предположительные ответы детей: лодка, весло, рыба, река, зверь, шкура, нож, охота и другие

- Предположите, какое слово из каждой группы появилось первым и подчеркните его. (в парах)

зверь одомашнивать грозил рыбачили

звериный дом грозовое рыба

озверел домашнее гроза рыбный

- Сначала человек придумал имя каждому предмету.

-На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто ? Что?)

Замените одним словом и запишите:

– движение воздуха – ветер

– буря на море – шторм

– сильный ветер со снегом – метель

– ненастье с громом и молнией – гроза

– Прочитайте записанные слова. Что вы можете сказать о них?

Отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают явления природы.

-Следы привели нас в лес математики. Слушаем задачу:

Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 м от пальмы. Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 м? (15-5-3=7(м))

– Молодцы. Назовите героев этой задачи.

Попугай, Мартышка, Удав.

– Как одним словом назвать эти слова?

– Животные. Запишите названия животных.

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– А на вопрос КТО? кроме животных кто ещё отвечает?

3.– Следы привели нас к океану изобразительного искусства.

Вы видите репродукцию картины.

– Что вы чувствуете, глядя на неё? (Восхищение, удивление, спокойствие, умиротворение.)

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– Что обозначают эти слова? (чувства, переживания)

4.– Следопыты, мы дошли до поляны технологии.

– Для изготовления аппликации какие инструменты нам пригодятся?

– Какие ещё знаете инструменты?

– Грабли, пила, лопата, топор…

– Как ещё можно назвать овощи, инструменты, учебные принадлежности, автомобили, дома …?

-На какой вопрос они отвечают? Что?

5.- Итак, следопыты-разведчики, что же мы узнали о нашей потерявшейся части речи?

-Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это можно считать вещами.

-Следопыты, а какое название учёные придумали для нашей потерявшейся части речи по вашему мнению?

-На вопрос КТО? или ЧТО? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное.

-Давайте запишем это название на последней остановке нашего маршрута .

-Как вы думаете, почему такое название? (предметы , вещи существуют)

– Итак, мы нашли пропавшую часть речи. Теперь отдохнём.

6.Физкультминутка. Интерактив

(Дети читают вслух стихотворение и маршируют)

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно!

Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи-поднимаете руки вверх. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, дежурный, играть, мама.

V. Развитие умений

– Ребята, а как вы предполагаете имя существительное это важная часть речи?

– Может быть можно обойтись без неё?

– Давайте проверим наше предположение.

– У меня есть текст без имён существительных. Прочитайте.(карточки)

– Исправим текст. Запишем исправленный текст.

Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе – имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.

6. Самостоятельная работа

1. -Следопыты из хорошие, а вот теперь докажите, что вы не только умеете добывать знания, но и применять их на практике.

С.111 Упр. 206.

-Поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего друга. Если всё правильно, то пусть на полях засияет солнышко, если с ошибками, то пока тучка.

– На протяжении всего урока вы были настоящими друзьями, помогая друг другу вы отыскали потерявшуюся часть речи. А теперь помогите собрать рассыпавшиеся слова по классу в одно предложение.

СЛЕДОПЫТЫ ИДУТ НА ПОМОЩЬ.

-Давайте запишем это предложение.

-Какое задание можем предложить?

- Давайте буквой найдём существительные и обозначим их буквой с .

- Каким членом предложения выражено существительное?

-А об этом мы будем говорить на следующих уроках.

7. Подведение итогов урока

– Урок подходит к концу. Давайте вспомним? какую цель мы ставили перед собой в начале урока.

– Достигли мы заданной цели?

– Какую часть речи мы изучали?

- Следопыты-разведчики всегда с путешествия оставляют на память предмет.

С острова прошлого в ответ за наши заслуги по поиску потерявшейся части речи нам пришла вот такая телеграмма. Она у каждого есть на парте. На что она похожа? (скелет рыбы)

- В данный момент он красивый? Давайте его заполним.

- В голове рыбы запишем проблему, над которой работали.

- На верхних косточках основные понятия.

-На нижних косточках расшифровку понятий.

-Хвост – ответ на вопрос.

- Ну что ж следопыты что такое имя существительное?

8.Рефлексия

-Подводим итоги нашего урока. Поможет в этом моя подсказка.

-Я для себя сделал открытие…

-За работу на уроке я бы поставил себе…

9.Домашнее задание Сочинить синквейн по данной теме.

-Мои следопыты-разведчики, представьте, что вы лучики, которые открывают новые знания, как солнце открывает день, оцените своё настроение на вот таких разных солнышках.

Дети подходят вставляют лучики.

Спасибо, дети за урок,

Надеюсь, он пошёл вам впрок!

Краткое описание документа:

ТЕМА УРОКА: Имя существительное

ТИП УРОКА: Открытие нового знания.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ: формирование умений реализации новых способов действий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: формирование общего понятия об имени существительном, развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи.

Задачи:

Учить различать предмет и слово как часть речи;

Учить соотносить вопросы кто? и что?;

Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

Развивать речь учащихся.

Личностные: развивать умение высказывать свое мнение и выражать свои эмоции;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Межпредметные:

Познавательные: развивать умение извлекать информацию из схематической информации, правил; представлять информацию в виде схемы; на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами заданий; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную личностную рефлексию.

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре.

предметные

- построить алгоритм правильного использования имен прилагательных в речи, различия прилагательных по существенным признакам.

- развивать устную и письменную речь учащихся.

метапредметные

- развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;

- создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать любовь к животным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, умения работать в сотрудничестве с другими.

Регулятивные УУД :

осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной целью.

Познавательные УУД:

научить распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.

Коммуникативные УУД :

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные УУД:

формирование познавательной потребности, умение оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью.

Оборудование:

карточки для работы в группах

Планируемые результаты:

обучающиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные,

научатся различать предмет и слово как часть речи; учащихся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире (слово – название предмета)

научатся соотносить вопросы Кто?Что?;

Технологии обучения:

Методы и формы:

работа по учебнику, игра, практическая работа,

самостоятельная работа, соревнование

Формы обучения: фронтально-индивидуальная, групповая

Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Открытие нового знания.

Применение нового знания. Развитие умений.

Работа в группах. Самостоятельная работа.

Самооценка. Мишень настроения.

I. Организационный момент.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение-старание-результат.

- Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха?

- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.

II. Актуализация знаний.

1. Вводная беседа.

Кто такой детектив?

Какими качествами должен обладать хороший детектив?

иметь зоркий глаз;

уметь слушать и слышать;

- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться так: (вывешивается табличка)

Интересно, кто станет лучшим сыщиком?

2. Чистописание.

Работа со скороговоркой (письмо по памяти; определение однокоренных слов)

Каждый хороший детектив ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Мы тоже будем вести такой журнал. Откройте тетради и запишите число.

Послушайте скороговорку и повторите её:

Проворонила ворона воронёнка.

- Какой звук произносится звонче других? (р)

- Что вы знаете про этот звук? (Звонкий, непарный согласный)

- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой Р.)

- Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. (Р, р)

- Начинаем писать сверху вниз, ведем наклонную вниз, не доходя до конца линейки, закругляем влево. Возвращаемся наверх и пишем закругленный элемент.

- Начинаем писать наклонную вниз, отрываем, возвращаемся наверх, чуть ниже по наклонной вправо пишем, закругляем, ведём вниз и, не доходя до нижней строки линейки, делаем закругление вправо. Продолжите написание букв до конца строки

- Пропишем заглавную и строчную буквы Рр в соединении.

- Ещё раз повторим скороговорку. Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь, (проверка предложения на доске)

- Найдите грамматическую основу предложения. (Один ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные дети пишут в тетрадях)

- Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении? (похожи)

- Как называются слова, в которых есть общая часть? (однокоренные)

Выделите корень в этих словах (ворон)

Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в детективное агентство.

III Целеполагание. Постановка учебной задачи.

потерялась часть речи. Что будем делать? (Собирать информацию.)

Какие у вас возникли вопросы?

На какие вопросы отвечает?

Это и есть цель нашей деятельности.

познакомимся с новой частью речи;

узнаем, на какие вопросы она отвечает и что обозначает;

а также научимся распознавать ее среди других слов.

IV Открытие нового знания.

1. Составление фоторобота (работа в тетрадях и на доске).

На центральной части доски вывешивается табличка ФОТОРОБОТ

- Замените одним словом:

Движение воздуха - . (ветер).

Буря на море - . (шторм).

Сильный ветер со снегом - . (метель).

Порывистый ветер- … (вихрь)

Ненастье с громом и молнией - . (гроза).

Обозначьте и объясните орфограммы.

Найдите среди этих слов слово,

в котором букв меньше, чем звуков;

все согласные звуки являются мягкими;

состоящее из одного слога;

с безударной гласной в корне.

Прочитайте еще раз записанные слова. Что вы можете сказать о них? (Отвечают на вопрос что? и обозначают явления природы.)

На центральной части доски появляются таблички

ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Дети по команде учителя изображают животных:

Раки! (Отходят назад.)

Лошадки! (Топают ногами.)

Птицы! (Машут руками.)

Цапли! (Стоят на одной ноге.)

Человек! (По этой команде дети садятся на места.)

Как можно назвать слова этой группы?

- На какой вопрос они отвечают?

На доску вывешиваются таблички

КТО? ЖИВОТНЫЕ И ЛЮДИ

- Запишите слова по памяти

(Проверка с доски.)

3. Работа в группах по инструкции.

- Прочитайте слова на карточках.

- Задайте вопрос кто? или что?

- Дайте названия группам слов:

Страх ножной доктор морковь

Радость ножницы летчик земляника

Печаль грабли плотник дерево

Унынье кисть повар ромашка

Любовь пила космонавт лен

- Поставьте вопрос к словам третьего столбика. (Кто?)

- Такие имена существительные называются одушевлённые.

- Поставьте вопрос к остальным словам. (Что?)

- Такие имена существительные называются неодушевлённые.

Назовите с вопросами сначала одушевлённые, потом – неодушевлённые имена существительные.

- Кто сформулирует правило? (бывают одушевлённые и неодушевлённые, отвечают на вопросы кто? и что?)

И все вместе это… (табличка ПРЕДМЕТЫ)

Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части речи по ее фотороботу?

На доске к этому времени выстроилась схема

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЖИВОТНЫЕ

- Что обозначают? Предмет. Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.

- Как же называется часть речи, которую мы так долго искали?

- Вы узнаете, правильно прочитав шифрограмму.

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.

Имя существительное (вывесить на доске – вместо таблички ЧАСТЬ РЕЧИ)

Всему название дано – и зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ КТО?

- Послушайте, как об этом говорит наш профессор Иван Иванович Самоваров, сравните с правилом в учебнике. (Работа с электронным пособием)

- Прочитайте текст учебника на с. 76

Нашли ли мы ответы на свои вопросы?

Для чего нам нужны эти знания?

V. Применение нового знания. Развитие умений.

1) Развитие речи

- Из данных слов выберите суще­ствительные, объясните':

Падают, дети, учительница, школа, встречает, их, тихо, снежинки, спешат.

Можно ли из этих слов составить предложения? Запишите по одному предложению: 1-й ряд - о детях, 2-й -о снежинках, 3-й - об учительнице. Получился текст? Докажите.

2) Самостоятельная работа:

Работа на компьютере (3 ученика) – упражнения с электронного приложения. Остальные ученики - в тетради (Сильный уровень - красные карточки - упр.95, слабый уровень – желтые карточки - упр. 94.)

Проверка работы на компьютере учителем индивидуально.

Проверка работы в тетради:

– Прочитайте одушевленные имена существительные (сильный уровень). А теперь - неодушевленные имена существительные (слабый уровень).

VI. Рефлексия. Итог урока

Подведем итог работы нашего детективного агентства. Работаем в парах. Задайте друг другу вопросы по теме урока.(выполнение теста)

1. Выберите верное утверждение.

а) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое?

б) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?

2.Выберите верное утверждение.

а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета;

б) имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета;

в) имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы.

3. Выберите верное утверждение.

а) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?, а неодушевлённые – на вопрос кто?

б) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые – на вопрос что?

4. Укажите неодушевленное существительное

(взаимопроверка в парах)

- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Какие группы имен существительных знаем?

В течение всего урока работа и ответы учеников оцениваются поощрительными медальками



VII. Домашнее задание.

Написать 10 существительных, начинающихся с первой буквы твоего имени.

VIII. Самооценка. Мишень настроения.

- Что вам особенно понравилось на уроке?

- Я могу похвалить себя за….

С каким настроением вы уходите с этого урока? Прикрепите кру­жочки на мишень в зависимости от того, как вы поработали: радостное настроение – оранжевый цвет в центре мишени; спокойное – зеленый цвет; печальное – синий цвет (внешний круг).

Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.

Благодарю всех детективов за работу! (Вручение медалей)

Самоанализ урока русского языка во 2 классе

учителя начальных классов

Сакута Елена Анатольевны

В.П. Канакина, В.П. Горецкий.

Тема урока: имя существительное.

Тип урока: открытие нового знания

- формирование общего понятия об имени существительном

- знакомство с именем существи­тельным как частью речи;

учить различать предмет и слово как часть речи;

учить соотносить вопросы кто? И что?;

показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными;

определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;

развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, умения работать в сотрудничестве с другими;

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.

Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изученного нового материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

-​ наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками)

по виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства.

Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

Урок начинается с организационного момента. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Организационный момент помог настроить учащихся на урок, раскрепоститься.

На этапе изучения нового материала был использован частично-поисковый и проблемный методы обучения. На четко сформулированные мною вопросы учащиеся давали ответ, что в конце привело к необходимому выводу. На данном этапе дети стали активными участниками образовательного процесса, что приучает детей самостоятельно добывать знания и применять их в новых условиях

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по-своему успешен. На уроке проводилась физминутка, которая позволила снять физическую и эмоциональную напряжённость.

Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к темп урока позволил выполнить больший объём заданий. Создание проблемных ситуаций (в самом начале урока) мотивирует учащихся к настрою в работе. Раскрытие содержания темы урока проходит с учетом применения презентации. На уроке использовались мультимедийные средства обучения и информационно-коммуникационные технологии.

Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Учить находить имя существительное в тексте, определять его синтаксическую роль, морфологические признаки: род, число. Учиться писать собственные и нарицательные имена существительные, правописание Ь у имен существительных.

2)Развивать внимание, память, каллиграфию, устную и письменную речь, орфографическую зоркость.

3)Воспитывать интерес к предмету, к теме имя существительное, дисциплинированность, активность, умение работать в коллективе, индивидуальность.

Тип урока: обобщение и систематизация.

Форма: нестандартная.

IV) Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Гульниса Умрановна ,я проведу у вас урок русского языка. Садитесь пожалуйста.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?

Минутка чистописания:

Ребята откройте ваши тетрадки, запишите число, классная работа.

II) Постановка цели.Ребята у нас сегодня необычный урок. У нас будет сегодня урок- путешествие. К нам на урок пришел один гость, и вместе с ним мы будем путешествовать в течении урока. А кто к нам пришел? Давайте узнаем!

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (имя сущ.)

- Правильно. Это имя существительное.

У нас в гостях сегодня имя существительное и вместе с ним мы начинаем свое путешествие.

III)Этап обобщения и систематизации.

1 остановка: Построй-ка. (словарная работа)

Нам нужно построить на этой остановке снежную горку. Давайте сначала запишем слова, а что будет дальше я вам скажу.

(На доске нарисована горка, в которой находятся словарные слова, в них пропущены буквы. Рядом лежат снежки с буквами).

Ребята, вам необходимо из данных слов выбрать только имена существительные и задать им соответствующий вопрос.

Зима, снежный, снежок, холодный, снег, заяц, ребята , горка, прохладный, волк, суровый, синица.

Кто? : Заяц, волк, синица, ребята.

Что?: зима, снежок, снег, горка.

Значит ребята . отсюда мы можем сделать какой вывод?

Правильно, имена существительные- часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? Что?.

- А как называются существительные которые отвечают на вопрос Кто?

А существительные которые отвечают на вопрос Что?

Молодцы ребята, вот мы с вами вспомнили, что такое у нас имена существительные, на какие вопросы отвечают существительные, какие существительные у нас одушевленные а какие неодушевленные.

Продолжаем наше путешествие. Следующая наша остановка…

- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит имя нарицательное - вам надо

присесть. Если услышите имя собственное надо хлопнуть в ладоши над

Как напишешь клички?

- Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Игра с сигнальными карточками. Я называю слова, если это слово пишется с заглавной буквы, то дети должны показать красный сигнал, а если со строчной, то зеленый:

Астана, город, Казахстан, школа, Маша, Шарик, воробей, Катя, мама,Буратино, улица, Марина, солнце, Чебурашка.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки вначале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города!

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой – уважения знак!

Ребята вот мы с вами вспомнили, что имена собственные – названия улиц, городов, фамилии, имени, кличек животных, сказочных героев- все они пишутся с заглавной буквы.

Все остальные существительные- нарицательные, они пишутся строчными буквами.

Все ребята, молодцы, идем дальше.

4 остановка: Распредели - ка (число)

Работа по карточкам.

Вставь пропущенные буквы. К словам единственного числа допиши слова множественного числа.

Вот мы с вами повторили число имен существительных, и безударную гласную в корне. Продолжаем наше путешествие.

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Ответ (Дятел)

Непоседа пёстрая,
птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
самая болтливая.
Верещунья белобока,
а зовут её .
Ответ (сорока)

Висит груша - нельзя скушать.
Ответ (Лампочка)

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды -
В нём всё отражается .
Как это зеркало называется?
Ответ (Пруд, озеро)

Грянул гром, весёлый гром,
Засверкало всё кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют.
Это праздничный .
Ответ (салют)

Вот так стёклышко - окошко!

Если в стёклышке том кошка,

Значит, рядом есть вторая -

Если рядом нет второй -

И в стекляшке никакой.

Себя он раскрывает, тебя он закрывает,
Только дождичек пройдёт - сделает наоборот.
Ответ (Зонт)

Я работаю в театре.
Просто тётя я в антракте.
А на сцене – то царица,
То бабуля, то лисица.
Знает Коля и Лариса,
Что в театре я .
Ответ (актриса)

Читайте также: