Как переводится овз в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Категории детей с ограниченным здоровьем:

- с расстройством поведения и общения;

- с нарушениями слуха;

- с нарушениями зрения;

- с речевыми дисфункциями;

- с изменениями опорно-двигательного аппарата;

- с отсталостью умственного развития;

- с задержкой психического развития;

Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора. Принципы обучения.

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

1. Психологическая безопасность.

2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.

3. Единство совместной деятельности.

4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.

Начальный этап образования в ДОУ включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности. Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов. Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде. Например, первичным дефектом будет нарушение слуха, а вторичным – наступившая немота. Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л. С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних. Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.

Обучение ребят.

При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим, благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории. В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровьи, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий.

Такие пробелы обусловлены следующими причинами:

1. Отсутствие в образовательном учреждении необходимой технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения.

2. Отсутствие нужных условий, ориентированных на совместную учебную деятельность.

Образование для всех.

Дистанционное обучение уверенно завоевывает почетное место в учении наряду с традиционными формами. Этот способ организации учебного процесса значительно упрощает получение достойного образования для детей с ОВЗ. Расшифровка дистанционного обучения выглядит так: это форма обучения, достоинствами которой являются:

1. Высокая адаптация к условиям жизни и здоровья учеников.

2. Быстрое обновление методического обеспечения.

3. Возможность быстрого получения дополнительной информации.

4. Развитие самоорганизации и самостоятельности.

5. Возможность получить помощь в углубленном изучении предмета.

Данная форма способна решить вопрос о домашнем обучении для часто болеющих детей, тем самым сглаживая границы между ними и ребятами без отклонений в здоровье.

ФГОС ОВЗ.

На основе Стандарта возможно применение четырех типов программ обучения. Определение нужного варианта для учащихся происходит на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Для успешной реализации выбранной программы учитываются специальные условия, необходимые ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития дитя. Такое действие возможно при соблюдении следующих условий: заявление родителей, желание ребенка, видимая положительная динамика в обучении, результаты ПМПК, а также создание необходимых условий образовательной организацией.

Программы развития с учетом ФГОС.

Существует несколько учебных планов на основе Стандарта:

Первый вариант создан для детей, которые смогли к моменту поступления в школу достигнуть нужного уровня развития и которые могут сотрудничать со сверстниками. В этом случае наравне со здоровыми школьниками обучаются учащиеся с ОВЗ. Расшифровка данного варианта такова: дети учатся в одной и той же среде, к ним предъявляются в основном одинаковые требования, по окончании школы все получают документ об образовании. Дети с ограниченными возможностями, которые учатся по первому варианту, имеют право на прохождение разных видов аттестации в иных формах. Специальные условия создаются в применении к конкретной категории здоровья учащегося. Основная образовательная программа включает обязательную коррекционную работу, которая исправляет недостатки в развитии ребенка.

Второй тип программы. Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по данному варианту, имеют право на более пролонгированные сроки. К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ.

Третий тип. Ученики с ОВЗ, обучающиеся по данному варианту, получают образование, несопоставимое с тем, которое получают школьники без нарушений здоровья. Обязательным условием для реализации учебного плана является создание адаптированной индивидуальной среды. Учащиеся с ОВЗ совместно с экспертной комиссией выбирают формы аттестации и сроки обучения. В этом случае возможно осуществление учебной деятельности как совместно со сверстниками, так и в отдельных группах и специальных организациях.

Роль родителей.

Новый подход к образованию.

Для успешного формирования навыков в специальных школах организуют факультативные занятия, где для ребят созданы все условия для развития дополнительных способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с нарушениями здоровья должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности учеников. При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.

Стельмах Светлана
Что означает статус ОВЗ?

- На комиссии ТПМПК ребенку присвоили статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья, скажется ли это потом как-то на поступление в школу?

Если родитель отказывается от ТПМПК – тогда логопед не сможет зачислить на коррекционные занятия Вашего ребенка.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) НА ЛОГОПУНКТ теперь ЗАЧИСЛЯЮТСЯ дети прошедшие ТПМПК и имеющие статус ОВЗ.

Давайте разбираться. Понятно, что вас как родителей, смущает момент - а что же нас ждет после сада, имея этот статус.

На основании заключения этой комиссии, логопед занимается не только постановкой звуков и введением их в речь, но и занимается развитием речи (пополняет словарный запас, обучает грамоте). Программа по развитию речи для детей с ТНР рассчитана на 2-3 года при занятиях 2-3 раза в неделю.

Логопедические заключения, такие как ФФНР, ОНР 1,2, 3 уровня, дизартрия, заикание - это неприятно, но не катастрофично. В саду занимается логопед, дома (обязательно) Вы родители, все, что напишут в тетради - делать! Автоматизировать (проговаривать) звуки. Обязательно закрепление дома логопедической работы по расширению словаря, исправление слоговой структуры, согласование существительных в роде, числе (исправлять такие ошибки в речи ребенка, как: мой чашка, пять котлетов). Пойте песенки. учите стихи (лучше всего Барто, Толмачева) - маленькие, но для детей понятные и удобные.

Как только появится положительная динамика в речевом развитии, Вам предложат пройти повторно ТПМПК и статус ОВЗ на комиссии снимут. Если вы по каким-либо причинам, не желаете пройти повторно ТПМПК, это Ваше право, документы детсад никуда не передает и в школу Вы в праве идти в любую, согласно Конституции, Правам о защите ребенка (где учиться-выбирает родитель).

Конечно лучше в детском саду постараться устранить речевые нарушения, а при прохождении комиссии перед школой, реально оценить возможности ребенка. Мы, педагоги, не нагнетаем, а предупреждаем, что помощь детям очень нужна и сейчас и потом, но решать, конечно Вам.

Сейчас диагноз ОВЗ ставят многим деткам, в том числе и с нарушениями речи. В дальнейшем на выбор школы это никак не повлияет. Эти дети учатся с остальными наравне, только если им будет тяжелее осваивать школьную программу, тогда учителя не дают большой нагрузки для них.

Главные качества, роль и статус педагога, как залог повышения качества начального общего образования в современной школе Главные качества, роль и статус педагога как залог повышения качества начального общего образования в современной школе. Образование –.

Логопедическая работа с детьми, имеющими статус ОВЗ Формирование устной речи (ОНР 1 - го уровня) провожу в 4 обучающих этапа: 1 - й этап: идёт работа по формированию понимания речи. Многократное.

По статистике в России на 2019 год проживает около двух миллионов детей с ОВЗ. Эти ребятишки нуждаются в особых программах обучения и социальной адаптации. Рассмотрим основные вопросы об особенностях таких ребят, их проблемах и методах социализации.

Дети с ОВЗ

Расшифровка аббревиатуры ОВЗ в образовании

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка.

Часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями.

Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер. В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним.

В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой. Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной жизнедеятельности. Таким образом, инвалид – более узкое понятие. Статус ребенка-инвалида дает права на получение специальных социальных выплат и гарантий.

Классификация и виды

Для медицинской, социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ выделяется несколько сфер, в которых возможны нарушения:

  • Дефекты слуха – это дети глухие или слабослышащие. Данный вид ОВЗ имеет сенсорный характер, ребенок не может познавать мир и воспринимать информацию посредством слушания. Отсутствие общения с другими людьми в детстве приводит к невозможности воспроизведения речи. Эти дети, как правило, являются глухонемыми.
  • Нарушение зрения – в этой группе дети слепые или слабовидящие. Это также дефект по сенсорному типу. Зрение не используется для ориентирования и познавательной деятельности.
  • Тяжелые дефекты речи. Не развитая разговорная функция мешает коммуникациям, ограничивает познавательные возможности. Ребенок элементарно не в состоянии задать интересующий его вопрос. Это детки немые от рождения либо с невнятной, непонятной окружающим речью.
  • Среди заболеваний ОВЗ часто встречаются нарушения опорно-двигательных функций. Причина нарушений кроется в поражении тех областей коры головного мозга, которые отвечают за возможности движения. Ребенок не в состоянии ходить, иногда даже сидеть, у него отсутствует координация движения и т.д.
  • Задержка психического развития. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического заболевания.
  • Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутические расстройства). Ребенок не может общаться с другими людьми, у него полностью парализована коммуникативная функция, социальные навыки не прививаются.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь сочетанные диагнозы, то есть заболевания из разных видов приведенной классификации. К примеру, ребенок с ДЦП одновременно является слабовидящим.

Психологические особенности детей с ОВЗ

Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик.

Особенности

Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:

Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение

Шкала ограниченных возможностей

Всемирная организация здравоохранения в 1980 году рекомендовала использовать британский вариант шкалы ОВЗ, состоящая из трех последовательных ступеней.

Недуг

Первая ступень ограничения физических или умственных возможностей ребенка. Под недугом в медицине понимается утрата (в более легкой форме – аномалия) какого-либо элемента физиологической или психической структуры. При недуге имеются легкие и чаще всего обратимые препятствия к осуществлению деятельности.

Дефекты с потерей жизненно важных способностей

На этой стадии дети с ОВЗ имеют ярко выраженный дефект, который привел к ограничению или утрате возможности выполнять общепринятые действия, которые доступны большинству людей.

Недееспособность

Третья ступень ОВЗ по шакале ВОЗ ведет к наступлению инвалидности. Эта стадия характеризуется наличием заболевания, которое полностью ограничивает возможности в какой-либо сфере деятельности.

Какие заболевания входят в ОВЗ

В таблице приведены основные группы заболеваний ОВЗ, характерные для каждого из видов.

Как указано выше, ребенок с ОВЗ может иметь несколько перечисленных заболеваний одновременно, что усугубляет степень ограничения жизнедеятельности.

Группы детей с ОВЗ Описание заболеваний
Дефекты слуха 1.Полная глухота. Характеризуется не способностью восприятия звуков и овладению речевыми навыками. 2. Дети, глухие от рождения или оглохшие в младенчестве не имеют возможности обучению речи. Если глухота наступила позднее, у ребенка развиты речевые навыки.
Аномалии зрения 1. Незрячие дети, зрительные ощущения отсутствуют (полная слепота). Может иметь место светоощущение или остаточное зрение – умение распознавать контуры и силуэты предметов и людей. 2. Слабовидящие ребятишки. Острота зрения колеблется в пределах от 0,05 до 0,2
Нарушения речи 1. Заболевания, в результате которых речевые возможности ограничены на первых стадиях развития. 2. Состояния могут не являться следствием неврологических механизмов или, к примеру, умственной отсталостью. 3. Сочетаются с проблемами чтения и правописания.
Дефекты опорно-двигательного аппарата В этой группе заболеваний: сколиозы; периферические параличи и парезы; детский церебральный паралич; последствия полиомиелита.
Нарушение интеллекта 1. Расстройства речи и языка. 2. Слабоумие. 3. Различные формы умственной отсталости. 4. Расстройства развития учебных навыков.
Аномалия аутистического спектра Детский или атипичный аутизм, характеризующийся отклонениями в осуществлении коммуникативных навыков, комплексом стереотипных интересов и действий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде

Вопросы обучения детей с ОВЗ вызывают много разногласий как у родителей, так и в психолого-педагогической среде. Ведь обычная программа может быть такому ребенку не по силам из-за имеющихся заболеваний. С одной стороны, таким детям показаны специфические программы для игр и развития, с другой –нахождение в группе наравне со здоровыми ребятишками поможет быстрее социализироваться.

Образование

В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. Необходимо понимать насколько ребенок с заболеванием ОВЗ сможет адаптироваться в традиционной среде и не будет ли подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.

Как это происходит на практике.

В дошкольном учреждении

В России для детей с особенностями развития существует специализированные детские сады или компенсирующие группы в традиционных дошкольных учреждениях.

Их отличительными особенностями являются:

  • наличие в штате медицинских работников и психологов (при необходимости – сурдологов, логопедов, олигфренопедагогов);
  • разработанные индивидуальные программы развития и обучения;
  • малая численность групп (10-15 человек).

В Советском Союзе возможности интеграции детей с особенностями развития в обычные детские сады не было совсем. Сложилась система учреждений закрытого типа по нозологии заболеваний: для слепых, глухих ребят, умственно отсталых и т.д. Штат таких групп работает по специальным программам и имеет соответствующие навыки общения с больными детьми.

Сегодня родители вправе выбирать способ обучения малыша в специализированном или обычном детском саду. В младшем возрасте отличия детей на так развиты и очевидны, поэтому совместное обучение не приведет к травмированию психики ребенка. Не всегда в традиционных дошкольных организациях есть специалисты, которые могут грамотно проводить обучение и оценивать состояние особенного ребенка.

В то же время, предварительно дети с ОВЗ направляются на медико-психолого-педагогическую комиссию, которая дает заключение о целесообразности применения того или иного вида обучения, специальной программы и возможности инклюзии. К мнению специалистов родителям желательно прислушиваться, с тем, чтобы не допустить ухудшения физического и психологического состояния малыша.

В школе

С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.

Независимо от рода заболевания дети с ограниченными возможностями здоровья обладают следующим особенностями в обучении:

  • страх перед обществом;
  • неумение общаться на равных;
  • низкая самооценка, излишняя стеснительность.

Родителям следует определить один из имеющихся вариантов дальнейшего обучения ребенка.

Коррекционная школа

В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии малышу может быть показано обучение в специализированном заведении. К примеру, есть особые школы для слепых и глухих детей, в которых реализуются подобранные под уровень возможностей детей программы.

Так, слабослышащих детей сопровождают профессиональные сурдопереводчики, а развитие слепых ребят производится при помощи метода Брайля. В таких ситуациях коррекционное учебное заведение – это единственно возможный вариант.

Интеграция

Такое обучение предполагает наличие в традиционной школе специализированных классов для детей с ограниченными способностями. Дисциплины преподаются на основе специальных методик, часто по упрощенной общей программе, адаптированной под возможности учеников.

Учителями уделяется больше время и внимания детям в коррекционных классах. Вместе с тем, ребята с ОВЗ имеют возможность общения со здоровыми детьми, интеграции в социум, приобретения коммуникативных навыков.

Инклюзия

Это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс. Методика инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как детей с ОВЗ, так и здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для гармоничного общения всех учеников, без учета имеющихся физических и психических недостатков.

При инклюзии больной малыш с детства учится не чувствовать себя изгоем, а здоровые дети приобретают навыки терпимости к дефектам и особенностям других людей.

Основными проблемами внедрения инклюзии являются:

  • дефицит кадров, способных предотвращать возможные конфликты, найти правильные методы и слова для работы с особенными детьми;
  • отсутствие достаточного количества обучающих коррекционных программ.

Кроме того, общество еще не готово принять особенных ребят наравне с обычными. Зачастую родители здоровых детей препятствуют их обучению вместе с имеющими ОВЗ.

Инклюзия – перспективная и прогрессивная технология обучения. Дети с ОВЗ, даже самые запущенные с медицинской точки зрения, гораздо быстрее восстанавливаются, если имеют возможность общения с другими людьми, особенно своими сверстниками. Нахождение в замкнутом социуме, напротив, усложняет течение заболевания.

Дети с ОВЗ, что за диагноз

Ограничения и нарушения в процессе ведения нормальной жизнедеятельности особенно ощутимы у детей, так как они хотят играть, бегать, быть активными и тд. Поэтому при наличии проблем со здоровьем у малышей возникает масса трудностей, в том числе, психологического характера. В таких случаях моральные страдания испытывают не только дети, но и их родители.

Как бы там ни было, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) считают особой категорией, когда требуются специальные условия для их воспитания, образования, социальной адаптации. Чем больше ребёнок с ограничениями по здоровью будет приспособлен, лучше обучен и самостоятелен в жизни, тем успешнее можно считать реализацию задач государства в отношении таких граждан.

Что такое ОВЗ?



Под рассматриваемым определением (в полной и краткой форме) понимается достаточно много нарушений. Например, это могут быть сенсорные, психические, физические аномалии. Дефекты являются либо постоянными, либо временными. В первом случае проблемы со здоровьем препятствуют ведению обычного образа жизни, а также вынуждают адаптироваться к разным сферам и к своим состояниям с учётом особенностей. Во втором случае, к примеру, могут быть выявлены переломы костей, так что ограничения носят не хронический характер и есть возможность восстановления прежних возможностей.

Как отмечают специалисты, при не проходящих аномалиях лица с ОВЗ имеют психологические проблемы, в частности:

- неумение испытывать уверенность в себе.

Психологическая работа с такими детьми запускается с рождения, а в дошкольный период начинается соцадаптация и инклюзивное обучение. К слову, в зависимости от степени проявления нарушений допустимо надомное образование.

В целом работа с особыми детьми строится в зависимости от пострадавшей области, то есть:

1) если нарушены память, речь, мышление и другие психические процессы, применяется коррекционная программа с определённым темпом обучения, чтобы дети с ОВЗ в дальнейшем жили обычной жизнью, хотя для выполнения повседневных задач им потребуется больше времени и тд;

2) при заболеваниях дыхательной системы, сердца и других недугах, отражающихся на работе всего организма, необходима медицинская помощь по плану, что не мешает ребёнку с особенностями находиться в обычной группе ДОУ или в классе без риска для себя и других;

3) слуховые, зрительные и прочие сенсорные аномалии подразумевают, что обучение будут вести педагоги со спецобразованием, а также использующие специальные учебные пособия, инструменты, например, слепым и слабовидящим нужно освоить шрифт Брайля, а глухим и слабослышащим — язык жестов;

4) проблемы двигательного (статодинамического) характера означают в первую очередь, что ребёнок в инвалидной коляске нуждается в инклюзивном обучении, комфортной психологической атмосфере.

Комбинированные группы ОВЗ

В данном материале часто упоминается образование здоровых людей с нездоровыми (инклюзия). На практике это значит, что в детских садах и школах создают комбинированные группы с целью преобразования обучающей среды, в рамках которой:

- при необходимости дополнительно консультируют родителей;

- психолог, дефектолог, логопед и другие специалисты осуществляют совместное обучение;

- с каждым ребёнком работают по индивидуальному плану развития, проверяя результаты;

- адаптируют общую образовательную деятельность для вовлечения в образовательный процесс всех детей независимо от наличия или отсутствия ОВЗ.

Подходящие для детей с ОВЗ условия создаются в обычных садах и школах, при этом учителя и воспитатели должны пройти переподготовку, чтобы иметь возможность взаимодействовать с разными детьми. Если работа была продуктивной, обладатели ограничений по здоровью становятся более адаптированными, уверенными, чувствуют себя лучше. А их здоровые сверстники могут научиться сочувствию, толерантности, принятию.

Категории детей с ОВЗ

Педагоги традиционно разделяют детей с особенностями развития на категории с учётом имеющегося нарушения. Речь идёт о детях, имеющих:

- задержку психического развития;

- нарушения опорно-двигательного аппарата;

- проблемы со зрением — слабовидящие и незрячие (данная группа меньше первой);

- аномалии в эмоционально-волевой сфере, включая состояния аутистического спектра;

- речевые и интеллектуальные аномалии — здесь есть деление по степеням, при некоторых из которых нормальное обучение невозможно;

- слуховые нарушения — глухие с рождения, столкнувшиеся с проблемой позже, а также способные слышать слабо;

- комплекс проблем, когда присутствуют проблемы из разных сфер, к примеру, с речью, движением, интеллектом.

Ориентируясь на конкретный случай, практикуют определённый принцип работы. Скажем, свои особенности есть у детей, отнесённых к категории ОВЗ с рождения или чуть позже. Если нарушения очень ранние, ребёнок привыкает к ним и может обучаться по спецпрограмме с первых дней жизни.

Если проблемы со зрением, слухом и тд, произошли к моменту получения ребёнком некоторого багажа знаний, коррекционная программа может даваться с трудом. Приходится учиться жить с сохранившимися способностями собственного тела.

Возможности детей с ОВЗ



Для реализации эффективной работы необходимо точно представлять, что будет доступно и понятно для каждой категории детей. Каждый тип имеет спектр возможностей, а именно:

1. При нарушениях слуха любой степени дети плохо понимают и усваивают устную речь, поэтому уровень их эмоционального и интеллектуального развития снижается, а вот обучение в специальной школе под контролем дефектолога, сурдолога, психолога даёт хорошие результаты.

2. Слабовидящие и слепые дети познают мир через осязание и слух, им нужно представить внешний вид предмета для развития речи, поэтому в образовательный процесс обязательно вовлекается логопед (научит соотносить слова с предметами). Также полезны занятия физкультурой для улучшения координации движений.

3. Речевые аномалии, не сопровождающиеся интеллектуальными, могут посещать обычное образовательное учреждение. Вне группы ребёнок индивидуально занимается с психологом, дефектологом, логопедом. Так как мнения специалистов относительно обучения в спецшколе или вместе со здоровыми детьми в данном случае разные, решение следует принимать только персонально.

4. При ЗПР или особенностях умственного развития играет роль степень нарушения. В лёгких случаях на фоне медленного развития речи можно учиться. В будущем такой ребёнок сможет нормально ухаживать за собой, выполнять простую работу. Если имеет место средняя степень умственной отсталости, обучение показано специальное в узком кругу. При выходе из группы необходим постоянный присмотр. Что касается тяжёлых нарушений, обучение при их выявлении считается невозможным.

5. Расстройства аутистического спектра различаются по синдромам. Но в целом рекомендуется начать оказание психолого-педагогической помощи малышу как можно раньше, потому что это позволит лучше адаптироваться в дальнейшем. Например, при синдроме Аспергера симптоматика во взрослом возрасте полностью исчезает у 20 % людей, хотя сложности с некоторыми навыками останутся (неспособность к эмпатии, трудности с общением).

Сопровождение детей с ОВЗ

Данный процесс включает в себя такие направления психолого-педагогической работы, как:

- диагностика через наблюдение, анкетирование, тестирование – специалисты в ходе индивидуальной работы определяют степень ограничений ребёнка в личностном плане и в вопросах получения образования;

- подготовка индивидуального плана для последующей коррекции нарушений и создания особых условий обучения;

- собственно процесс получения знаний, навыков, периодической диагностики, консультирования родителей.

Кстати, родители могут выбрать учебное заведение для ребёнка — с инклюзивным или специальным образованием. Но многое зависит от фактического состояния малыша, его умений и тд. А некоторым больше подходит домашнее образование, хотя оно и считается не способствующим развитию бытовых, социальных навыков и пр.

Школы для детей с ОВЗ



Многие современные школы стремятся работать на принципах инклюзивного образования, то есть для удобства и самостоятельности детей с ограничениями по здоровью обустраиваются и оборудуются классы. Обучение происходит по адаптированным программам, причём ребёнку с ОВЗ со стороны учителей должно предоставляться особое внимание без ощущения своей ущербности, слабости.

Специальную работу проводят и со здоровыми школьниками — их учат адекватно общаться с особыми детьми, принимать их ограничения и тд. Таким образом стремятся создать комфортную обстановку в классе, повысить образовательный уровень и мотивацию к усвоению материала.

Дети ОВЗ в детском саду



Так как особые группы в детсадах стали создаваться недавно, не все понимают, о чём идёт речь. Дело в том, что теперь право на обучение детей с ОВЗ вместе со всеми подлежит строгой защите, поэтому родители выбирают, где их ребёнок получит основные знания:

- в обычном классе;

- в специальном коррекционном садике (или группе);

- в группе у специалиста, знающего принципы инклюзивного образования.

Последний вариант предпочтительнее, так как интеграция нездорового ребёнка к обычным сверстникам происходит грамотно. В частности, для дошколят с особенностями создаётся безбарьерная образовательная среда, гарантирующая равенство со всеми, но не отменяющая сопровождение специалистов (психологов, медиков), оценку уровня адаптации и взаимовлияния одних детей на других.

Работая с детьми с ОВЗ, особенное внимание уделяют:

- физическому воспитанию по индивидуальному плану, в котором есть различные упражнения, в том числе, направленные на коррекцию дефектов;

- познавательному интересу, позволяющему стимулировать интерес ребёнка к познанию мира с ориентировкой на его особенности (заторможенность, излишняя активность и пр);

- социальной коммуникации – так как сложности с общением и самооценкой есть даже у малышей с ограниченными возможностями, педагоги дополнительно развивают их социальные навыки, уверенность, способность взаимодействовать со сверстниками.

НОДА — что это в ОВЗ?



Расшифровывается понятие, указанное в подзаголовке, как нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА). Большинство детей с такой проблемой в состоянии учиться в обычных школах, если двигательные нарушения позволяют это делать.

Важно создать условия для обучения и жизни, чтобы ребёнок имел возможность делать всё сам (и перемещаться тоже). Но если школа не доступна, обучают на дому или дистанционно.

Отметим, что часть детей имеет диагноз ДЦП, поэтому аномалиям со стороны опорно-двигательного аппарата нередко сопутствуют проблемы в интеллектуальной сфере. По итогу им необходимо обучение с учётом присутствующих ограничений.

Если НОДА спровоцированы органическими повреждениями мозга, специалисты могут выявить у ребёнка сложности с речью, мышлением, восприятием. При этом нарушения интеллекта будут тем сильнее, чем раньше возникло поражение органа.

В целом дети с НОДА могут иметь особенности поведения, к примеру:

- высокую эмоциональную возбудимость;

- чрезмерная эгоистичность, инфантильность;

- руководство исключительно эмоциями удовольствия;

- нежелание подчиняться требованиям и правилам коллектива.

Усилия специалистов при работе с такими детьми направлены на адаптацию их поведения согласно установленным нормам, рамкам. Например, ребёнок учится соблюдать правила, уважать окружающих и держать свои эмоции под контролем.

Оформление статуса и льготы при ОВЗ

Чтобы войти в число льготников, необходимо сначала получить статус ОВЗ. Данный процесс подразумевает:

- обращение к лечащему врачу за подтверждением особенностей у ребёнка и получением направления на медкомиссию;

- прохождение осмотра у каждого рекомендованного специалиста, где фиксируются ограничения, мешающих нормальному усвоению программы обучения (врачи выдают соответствующие справки);

- присвоение особого статуса.

Итоговую справку выдают только на государственной психолого-медико-педагогической комиссии. Справка актуальна в течение одного календарного года и не даёт никаких пособий, материальных благ малышу и его родителям (официальным представителям).

При этом детям с ОВЗ положены различные льготы, а именно:

- возможность обучаться по инклюзивной программе;

- безвозмездное питание в столовой учебного заведения;

- бесплатная дефектологическая, психологическая, логопедическая помощь;

- дополнительное время при сдаче выпускных экзаменов в школе.

Чем отличается рёбенок с ОВЗ от ребёнка-инвалида?



Хотя в широком смысле все инвалиды относятся к категории лиц с ограниченными возможностями, не любое ОВЗ даёт право на установление инвалидности и получение преференций. То есть обозначенные понятия — это не одно и то же.

К примеру, дети-инвалиды не в состоянии обслуживать себя сами, испытывают большие проблемы с обучением, передвижением и тд. Их жизнедеятельность сильно ограничена. А дети с ОВЗ, несмотря на недостатки в здоровье, могут обучаться в спецусловиях.

Кроме того, статус ОВЗ подтверждается справкой из ПМПК, а инвалидность — федеральной медико-социальной экспертизой. Есть разница и в льготах: дети-инвалиды получают денежные выплаты (пенсию и не только), а обладатели ОВЗ могут рассчитывать только на особое обучение.

ФГОС в отношении детей с ОВЗ

Указанная аббревиатура расшифровывается как Федеральный государственный образовательный стандарт. Имеются в виду особые требования, предъявляемые к российским учебным заведениям с целью создания преемственности и единства различных обучающих программ.

Как отмечалось выше, образовательную программу для детей с ОВЗ строят по принципу доступности в плане получения знаний, причём по соответствию ФГОСам. Речь идёт о федеральных стандартах ОВЗ, где представлены рекомендации, касающиеся обучения детей с ограничениями по здоровью.

ФГОСы требуют от ДОУ и школ:

- создания безбарьерной среды;

- написания и применения обучающих спецпрограмм;

- реализации комплексного подхода к ученикам в индивидуальном порядке;

- реализации психолого-педагогических условий для выявления и удовлетворения образовательных потребностей детей с нарушениями.

Работать по ФГОС ОВЗ могут в учебных заведениях, осуществляющих инклюзивные программы. Здесь, как и в привычных заведениях, следуют принципам гуманизма, индивидуальности. Для обычных садов и школ действуют стандартные ФГОСы.

Также благодаря ФГОСам, перевод ребёнка (здорового или с ОВЗ) из одного садика в другой (или из школы в школу) должен пройти без особых сложностей. Но в случае с особыми детьми важно, чтобы в новом учреждении работали воспитатели и учителя, прошедшие подготовку.

В заключение ещё раз отметим, что ранняя педагогическая, психологическая, медицинская поддержка детей с ОВЗ (а их достаточно много), обеспечивает им успешную социальную адаптацию. У большинства таких граждан даже при инвалидности есть возможность учиться и взаимодействовать со сверстниками. Кстати, от отношения здоровых взрослых и детей к особенным членам общества качество социализации тоже зависит. Поэтому не последнее значение имеет психолого-педагогическая работа с обычными детьми, их родителями. Только совместными усилиями можно достичь толерантности и высоких результатов в разных сферах, включая, процесс обучения.

Читайте также: