План урока химия 8 класс ионные уравнения

Обновлено: 16.05.2024

Большинство химических реакций протекает в растворах. Растворы электролитов содержат ионы, поэтому реакции в растворах электролитов фактически сводятся к реакциям между ионами.

Реакции между ионами называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций — ионными уравнениями.

При составлении ионных уравнений следует руководствоваться тем, что формулы веществ малодиссоциирующих, нерастворимых и газообразных записывают в молекулярном виде. Если вещество выпадает в осадок, то, как вы уже знаете, рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вниз (↓), а если в ходе реакции выделяется газообразное вещество, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вверх (↑).

Например, если к раствору сульфата натрия Na2SO4 прилить раствор хлорида бария ВаСl2 (рис. 132), то в результате реакции образуется белый осадок сульфата бария BaSO4. Запишем молекулярное уравнение реакции:



Рис. 132.
Взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария

Перепишем это уравнение, изобразив сильные электролиты в виде ионов, а уходящие из сферы реакции — в виде молекул:


Мы записали, таким образом, полное ионное уравнение реакции. Если исключить из обеих частей равенства одинаковые ионы, т. е. ионы, не участвующие в реакции (2Na + и 2Сl - в левой и правой частях уравнения), то получим сокращённое ионное уравнение реакции:



Это уравнение показывает, что сущность реакции сводится к взаимодействию ионов бария Ва 2+ и сульфат-ионов , в результате которого образуется осадок BaSO4. При этом совершенно не имеет значения, в состав каких электролитов входили эти ионы до реакции. Аналогичное взаимодействие можно наблюдать и между K2SO4 и Ba(NO3)2, H2SO4 и ВаСl2.

Лабораторный опыт № 17
Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра

    К 1 мл раствора хлорида натрия в пробирке добавьте с помощью пипетки несколько капель раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Запишите молекулярное и ионное уравнения реакции. Согласно сокращённому ионному уравнению предложите несколько вариантов проведения такой реакции с другими электролитами. Запишите молекулярные уравнения проделанных реакций.

Таким образом, сокращённые ионные уравнения представляют собой уравнения в общем виде, которые характеризуют сущность химической реакции и показывают, какие ионы реагируют и какое вещество образуется в результате.

Реакции ионного обмена протекают до конца в тех случаях, когда образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество, например вода.


Рис. 133.
Взаимодействие азотной кислоты и гидроксида натрия

Если к раствору гидроксида натрия, окрашенного фенолфталеином в малиновый цвет, прилить избыток раствора азотной кислоты (рис. 133), то раствор обесцветится, что послужит сигналом протекания химической реакции:

Полное ионное уравнение этой реакции:

Na + + OН - + Н + + NO3 = Na + + NO - 3 + Н2O.

Но поскольку ионы Na + и NO - 3 в растворе остаются в неизменном виде, то их можно не писать, и в конечном итоге сокращённое ионное уравнение реакции записывают так:

Оно показывает, что взаимодействие сильной кислоты и щёлочи сводится к взаимодействию ионов Н + и ионов ОН - , в результате которого образуется малодиссоциирующее вещество — вода.

Реакцию взаимодействия сильной кислоты с щёлочью называют реакцией нейтрализации. Это частный случай реакции обмена.

Подобная реакция обмена может протекать не только между кислотами и щелочами, но и между кислотами и нерастворимыми основаниями. Например, если получить голубой осадок нерастворимого гидроксида меди (II) взаимодействием сульфата меди (II) с щёлочью (рис. 134):


а затем поделить полученный осадок на три части и прилить к осадку в первой пробирке раствор серной кислоты, к осадку во второй пробирке — соляной кислоты, а к осадку в третьей пробирке раствор азотной кислоты, то во всех трёх пробирках осадок растворится (рис. 135).


Рис. 135.
Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотами:
а — серной; б — соляной; в — азотной

Это будет означать, что во всех случаях прошла химическая реакция, суть которой и отражена с помощью одного и того же ионного уравнения.

Чтобы в этом убедиться, запишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения приведённых реакций.

Лабораторный опыт № 18
Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами

    В три пробирки налейте по 1 мл раствора хлорида или сульфата железа (III). Прилейте в каждую пробирку по 1 мл раствора щёлочи. Что наблюдаете? Затем добавьте в пробирки соответственно растворы серной, азотной и соляной кислот до исчезновения осадка. Запишите молекулярные и ионные уравнения реакции.

Рассмотрим ионные реакции, которые протекают с образованием газа.


Рис. 136.
Взаимодействие растворимых карбонатов:
а — с соляной кислотой; б — с азотной кислотой

Запишем молекулярное и ионные уравнения реакции для первого случая:


Реакции, протекающие в растворах электролитов, записывают с помощью ионных уравнений. Эти реакции называют реакциями ионного обмена, так как в раствоpax электролиты обмениваются своими ионами. Таким образом, можно сделать два вывода.

  1. Молекулярное и ионное уравнения реакций.
  2. Реакции ионного обмена.
  3. Реакции нейтрализации.

  1. Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций, о которых говорилось в первой части параграфа, — между сульфатом калия и нитратом бария, между серной кислотой и хлоридом бария. В чём суть обеих реакций?
  2. Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций, о которых говорилось во второй части параграфа, — между гидроксидом меди (II) и соляной кислотой, между гидроксидом меди (II) и азотной кислотой. В чём суть обеих реакций?
  3. Запишите молекулярное и ионное уравнения реакций между карбонатом калия и фосфорной кислотой. Что объединяет эту реакцию и те реакции, о которых говорилось в конце параграфа?
  4. Предложите примеры реакций, протекающих с образованием осадков, пользуясь таблицей растворимости. Уравнения реакций запишите в молекулярной и ионной формах.
  5. Приведите по два молекулярных уравнения реакций для следующих ионных:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Ионные уравнения" соответствует требованиям ФГОС. В ходе урока используются различные виды деятельности, формы работы. У обучающихся формируются все видф универсальных учебных действий.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока Ионные уравнения Класс 8 УМК О.С. Габриелян

Тип урока Урок открытия нового знания

Учебник Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 286, [2] с.: ил.

Учитель Матюшина Надежда Викторовна

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Этап урока – Организационный, мотивация учебной деятельности

Включение обучающихся в деятельность в ходе фронтальной беседы:

- Чему равен заряд иона?

- Что такое катионы и анионы?

- Определите заряды следующих ионов: Н, Cl, SO4, Mg, SO3, SiO2, Al, Ca, S, NO2, I, NO3, PO4

Владение понятийным аппаратом химии, использование знаково-символических средств для решения задач. Умение извлекать информацию из разных источников (ПСХЭ, формулы веществ)

Восприятие на слух вопросы учителя и ответы одноклассников, умение формулировать свои ответы.

Уважительное отношение к собеседнику, готовность и способность вести диалог с другими людьми.

Этап урока – Актуализация знаний

- Что такое электролиты; неэлектролиты?

- Что такое электролитическая диссоциация?

- Какие ионы образуются при диссоциации кислот, оснований и солей?

- Выполнить задание №4 стр.227 учебника

- Из предложенных реакций выберите реакции обмена:

- Растворы электролитов содержат ионы, поэтому реакции в растворах электролитов фактически сводятся к реакциям между ионами.

Самостоятельно выполняют задание, один обучающийся озвучивает правильный ответ, остальные проверяют, при необходимости исправляют

Обучающиеся с помощью учителя формулируют тему и цель урока.

Владение понятийным аппаратом химии, использование знаково-символических средств для решения задач. Умение извлекать информацию из разных источников (таблица растворимости). Умение строить логическую цепь рассуждений, выделять и формулировать познавательную цель

Восприятие на слух вопросы учителя и ответы одноклассников, умение формулировать свои ответы.

Уважительное отношение к собеседнику, готовность и способность вести диалог с другими людьми. Умение управлять своей познавательной деятельностью

Этап урока – первичное усвоение новых знаний

Выполнение лабораторной работы в группах:

- Повторение правил техники безопасности

1 группа: К раствору сульфата натрия прилить раствор хлорида бария. Что вы наблюдаете?

2 группа: К раствору гидроксида натрия, окрашенного фенолфталеином в малиновый цвет, прилить избыток раствора азотной кислоты. Что вы наблюдаете? (Учитель дает определение реакции нейтрализации)

3 группа: К раствору карбоната натрия прилить раствор соляной кислоты. Что вы наблюдаете?

4 группа: К раствору хлорида натрия прилить раствор сульфата калия. Что вы наблюдаете?

-Запишите молекулярные уравнения реакций.

- С помощью учителя обучающиеся записывают полные и сокращенные ионные уравнения, выводят алгоритм составления реакций ионного обмена

- Перечислите условия, при которых реакции ионного обмена протекают до конца.

Обучающиеся повторяют правила охраны труда, в группах выполняют лабораторные работы, делают выводы. Записывают на доске молекулярные уравнения проведенных реакций

Записывают с помощью учителя полные и сокращенные ионные уравнения, выводят алгоритм составления реакций ионного обмена, формулируют условия протекания реакций ионного обмена до конца.

Проведение эксперимента, наблюдение за экспериментом, выявление признаков протекания химической реакции. Умение работать с лабораторной посудой, делать выводы, использовать знаково-символические средства для написания уравнений, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать.

Прогнозирование результатов своей деятельности, организация деятельности в соответствии с поставленной целью. Оценивать правильность выполнение поставленной задачи.

Умение работать в группе, формулировать и аргументировать выводы.

Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самовоспитанию. Умение уважительно относиться к одноклассникам. Умение управлять своей познавательной деятельностью. Повышение своего образовательного уровня.

Этап урока – первичная проверка понимания

- Сформулируйте определение реакций ионного обмена

- Выполнение №3 на стр. 89 в рабочей тетради

-Дано краткое ионное уравнение, по нему составьте молекулярное уравнение:

Учитель контролирует правильность выполнения заданий.

Обучающиеся формулируют определение реакций ионного обмена.

Выполняют задания в парах.

Использование знаково-символических средств для составления молекулярных и ионных уравнений. Структурирование знаний. Умение устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать.

Контроль, коррекция своей деятельности при выполнении заданий, саморегуляция.

Умение работать в парах, вступать в диалог с партнером. Планирование сотрудничества с одноклассником.

Уважительное отношение к собеседнику, готовность и способность вести диалог с другими людьми.

Этап урока – первичное закрепление

Обучающимся дается задание: при сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца? Пары электролитов:

Обучающиеся выполняют задание самостоятельно.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме.

Самоорганизация. Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самовоспитанию

Этап урока – постановка домашнего задания

Учитель поясняет выполнение домашнего задания: § 38 стр. 234-235 № 4,5

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник

Этап урока – подведение итогов занятия, рефлексия

- Вспомните, какую цель поставили в начале урока, достигли ли ее?

Учитель подводит итог урока, выявляет наиболее активных обучающихся, выставляет оценки, организует рефлексию в форме анкетирования:

1. На уроке я работал(а):

2. Своей работой на уроке я:

доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

не устал(а)/ устал(а)

5. Мое настроение:

стало лучше/ стало хуже

6. Материал урока мне был:

понятен/ не понятен

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке и урок вцелом

Умение анализировать результаты своей деятельности.

Умение оценивать свою деятельность

Уметь выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;

научить составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения.
развивающие:
совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;
продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;
воспитательные:
воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации
Методы обучения: технология проблемного обучения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная групповая.
Оборудование и реактивы:

Растворы кислот, серной и соляной

Раствор гидроксида натрия

Нитрат серебра Карбонат натрия

Штативы с пробирками.

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Эпиграфом нашего урока будут следующие слова:

Три пути ведут к знанию:

путь размышления – самый благородный,

путь подражания – самый легкий,

и путь опыта – это самый горький . (слайд1)

На столах табл. растворимости, лист с правилами, оценочный лист.

III. Целеполагание и мотивация.

Виртуальная экскурсия по музею. Выводим на слайд одну картину, которую нужно восстановить.

До сих пор мы рассматривали процессы, происходящие при растворении одного электролита в воде; сегодня мы рассмотрим, когда в растворе присутствуют два электролита.

Запишите тему урока

формулируются цель, задачи урока, сообщается форма его проведения

А цель звучит следующим образом.

Цель: Дать понятие о сущности реакций ионного обмена и

рассмотреть условия протекания данных реакций до конца.

Для рассмотрения этой темы нам потребуются понятия, с которыми вы уже знакомы.

Вспомним: Закончите предложения.

Блиц-контроль

1. Электролиты – это вещества растворы, которых…

2. Электролитическая диссоциация - процесс…

3. Не электролиты - вещества, водные растворы или расплавы которых …

4. Кислоты - электролиты при диссоциации которых образуются …

5. Основания - электролиты, при диссоциации которых образуются …

6. Соли - электролиты при диссоциации которых образуются …

7. Теорию электролитической диссоциации сформулировал …

IV. Изучение нового материала. Первичное закрепление.

1) Вступительное слово
Как Федя заряжал аккумулятор

Федя снял аккумулятор с "Жигуля":
Напряжение упало до нуля.
Феде посоветовал Андрей:
"Ты электролит туда залей!"
Федор взял на кухне соли:
Он учил когда-то в школе,
Что любой электролит,
Если он водой залит,
Распадается на ионы.
Этих ионов - миллионы.

Соль - она электролит.
Вот готов раствора литр.

Федор взял аккумулятор…
Догадайтесь-ка, ребята:
Что сказал ему отец?

Тут истории конец.

- Каждое химическое свойство, проявляемое сильными электролитами в растворах, - это свойство ионов, на которые электролит распался: либо катионов, либо анионов. Между тем, реакции обмена между электролитами в водных растворах мы раньше изображали молекулярными уравнениями, не учитывая, что в этих реакциях участвуют не молекулы электролита, а ионы, на которые он диссоциирован.

При сливании некоторых растворов электролитов реакции протекают, а в других случаях – нет. Как вы думаете почему? Попробуем разобраться с помощью эксперимента. 1.СОЗДАНИЕ проблемной ситуации

а) на доске запись AgNO ₃ + HCl = AgCl ↓ + HNO ₃

Учитель напоминает, что реакция протекает в растворе, где вещества находятся в виде ионов и предлагает написать представленное уравнение в ионном виде.

Запись на доске: Ag ⁺ + NO ₃ ⁻ + H ⁺ + Cl ⁻ → Ag ⁺ + Cl ⁻ + H ⁺ + NO ₃ ⁻

- Итак, реакции, осуществляемые в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями.

Учитель – посмотрите на обе части уравнения. Что мы видим?

Ученики – одинаковые ионы.

Учитель – если обе части содержат одинаковые ионы, что можно сказать о такой реакции?

Ученики – она обратима.

б) ученики проводят реакцию на практике и наблюдают выпадение осадка

в) ПОБУЖДЕНИЕ к осознанию противоречия

Учитель – что наблюдаете при поведении реакции?

Ученики – выпадение осадка.

Учитель – а какое вещество выпадает в осадок?

Ученики – с помощью таблицы растворимости – AgCl

Учитель – значит хлорид серебра – вещество нерастворимое. А когда в результате реакции выпадает осадок, что можно сказать о такой реакции?

Ученики – реакция необратима

Учитель – А мы думали, что реакция обратима

Предлагается сделать верную запись реакции и учащиеся самостоятельно должны записать уравнение реакции:

Ag ⁺ + NO ₃ ⁻ + H ⁺ + Cl ⁻ → AgCl ↓ + H ⁺ + NO ₃ ⁻

Затем предлагается сравнить обе части уравнения и сделать вывод – какие частицы участвовали в реакции, и записать соответствующее уравнение реакции: Ag ⁺ + Cl ⁻ → AgCl ↓

Учитель – это сокращенное ионное уравнение.

г) ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ знаний

Учитель – что необходимо знать, прежде чем делать запись реакции ионного обмена?

Ученики – необходимо определить обратима или необратима реакция

Вещества – электролиты записываем в виде ионов, на которые они распадаются в растворе, с учётом коэффициентов и индексов. Формулы нерастворимых, газообразных и малодиссоциирующих веществ оставляем в молекулярном виде (слайд 6).

Записать ионное уравнение, при этом не забыть

· коэффициент перед формулой вещества относится к обоим ионам ;

· формулы многоатомных (сложных) ионов не разрывают – ОН ⁻ , СО ₃ ² ⁻ , NО ₃⁻ ,SО ₄ ² ⁻ , РО ₄ ³ ⁻ , НСО ₃ ˉ , НРО ₄ ² ⁻ и т.п.

· индекс после иона переходит в ионном уравнении в коэффициент перед ним.

2 Nа ⁺ + 2ОН ⁻ +2Н ⁺ + SО ₄ ² ⁻ = 2 Nа ⁺ + SО ₄ ² ⁻ + 2Н ₂ О - получаем полное ионное уравнение

* Сокращённое ионное уравнение отражает сущность реакции ионного обмена.

Учитель – вспомните признаки химических реакций; как вы думаете, в каких случаях реакция ионного обмена может быть необратима?

Запись на доске:

ГИПОТЕЗЫ - выпадение осадка, выделение газа, образование воды, изменение цвета, выделение тепла

ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ - класс делится на группы и получают инструкции для проверки одной гипотезы на группу. Задание – написать уравнение реакции в молекулярном и ионном видах и сделать выводы.

Вспомним правила ТБ по работе с химическими веществами.

Правильно ли поступил Карл Либих?

Конечно же нет. У Фогта после этого долго болела рука и остался шрам.

А вы знаете, как надо обращаться с реактивами?

Перед каждым из вас на столе лежит инструкционная карта. По ходу выполнения опытов заполните ее, пожалуйста!


- Как такие реакции происходят в действительности, рассмотрим сначала на примере реакций, сопровождающихся выделением осадка.

Учащимся раздаются карточки-инструкции и они начинают по ним работать, выполняя задания.

Проведите реакции между парами веществ

1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия

2. карбонат натрия и соляная кислота

3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора фенолфталеина)

Проводя реакцию, ребята записывают наблюдения и составляют уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

Учащиеся проводят опыт, руководствуясь инструкцией, находящейся на их столе и соблюдая технику безопасности (учитель делает акцент на правилах по ТБ: инструкции приведены в приложении к разработке урока).

Затем трое учащихся записывают эти уравнения реакций на доске (осуществляется проверка правильности составления уравнений, а наблюдения просто озвучиваются).

Учащиеся выполняют эксперимент, затем выходят к доске. Один из них пишет уравнение на доске, второй объясняет ход эксперимента. Класс в это время внимательно слушает и записывает все уравнения реакций, комментируя ошибки, если таковые имеются.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКТА - отчет по проверке гипотез у доски ( запись гипотезы и уравнение соответствующей реакции в сокращенной ионной форме)

Подводится итог работы.

1. При составлении ионных уравнений в виде ионов записывают только сильные, хорошо растворимые электролиты.

2. Неэлектролиты, малорастворимые и нерастворимые электролиты, слабые электролиты записывают в виде молекул.

3. Если вещество выпадает в осадок, справа от его формулы ставят

4. стрелку, направленную вниз . Если в ходе реакции выделяется газ,

справа от его формулы ставят стрелку, направленную вверх .
V. Первичное закрепление но вого материала (самостоятельная работа по вариантам).

Самостоятельная работа

1. Молекулярному уравнению реакции Ba(OH) ₂ +2HNO ₃ → Ba(NO ₃ ) ₂ +2 H ₂ O соответствует сокращённое ионное уравнение

1) Ba(OH) ₂ + H ⁺ →Ba² ⁺ + H ₂ O

2) 2OH ⁻ + 2H ⁺ → 2H ₂ O

3) Ba² ⁺ + 2NO ₃⁻ →Bц3a(NO ₃ ) ₂

2. Выделение газа происходит в результате реакции серной кислоты с

1) гидроксидом калия

2) карбонатом натрия

3) оксидом калия

4) нитратом свинца

3. Необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами

1) сульфата калия и нитрата алюминия

2) серной кислоты и карбоната натрия

3) гидроксида бария и хлорида натрия

4) нитрата калия и фосфорной кислоты

Самостоятельная работа

1. Уравнению реакции Zn(OH) ₂ + H ₂ SO ₄ = ZnSO ₄ + 2H ₂ Oсоответствует сокращённое ионное уравнение

1) H ⁺ + OH ⁻ = H ₂ O

2) Zn² ⁺ + SO ₄ ² ⁻ = ZnSO ₄

3) H ₂ SO ₄ + Zn² ⁺ = ZnSO ₄ + H ₂ O

4) Zn(OH) ₂ + 2H ⁺ = Zn² ⁺ + 2H ₂ O

2. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами

1) хлорида калия и нитрата цинка

2) сульфата калия и нитрата бария

3) сульфата натрия и гидроксида калия

4) нитрата натрия и сульфата железа (||)

3. С выделением газа протекает реакция между

1) силикатом калия и гидроксидом кальция

2) карбонатом кальция и соляной кислотой

3) нитратом цинка и оксидом бария

4) сульфатом калия и хлоридом магния

Ребята мы сегодня занимались небольшим научным исследованием. Исследовали и выяснили, что ионные реакции идут до конца в трех случаях. Также ознакомились с некоторыми свойствами ионов.
Итак, сегодня мы познакомились с реакциями ионного обмена, теперь давайте подведем итог нашей работе. Заполните таблицу, лежащую у вас на столе.

1.Реакции ионного обмена, это реакции в растворах электролитов

3.Признаки протекания реакций ионного обмена: выпадение осадка, выделение газа, образование воды.

4.Сокращенное ионное уравнение показывает какие ионы выделились из сферы реакции.

Если выделит ГАЗ - Это раз;

И получится ВОДА ­ - Это два;

А ещё нерастворимый

Это третий важный пункт,

Не забудет никогда:

В результате – непременно

Будет ГА3 или ВОДА,

Выпадет ОСАДОК – Вот тогда порядок.

Молодцы ребята вы смогли превратить наш урок в научную лабораторию.

Мы прошли с вами все этапы научного познания всего лишь на одном уроке.

Рефлексвно-оценочный (3 мин).

Я предлагаю вам оценить работу своих групп с помощью колеса самооценки. Возьмите его пожалуйста. На колесе самооценки есть 6 критериев по которым вы должны оценить себя и работу своей группы. Посоветовавшись и от 0 до 10. В течении 1 минуты оцените работу по данным критериям. Вам понятно как выполнять оценивание. В течении минуты поставьте точки.

Что вы можете сказать по критерию Работа ума и получения новых знаний?

Почему? Спасибо! Замечательно. Вторая группа, как вы оценили деятельность своей группы по критерию гармония отношений с коллегами.

И третья группа как вы оценили, себя по критерию у нас все получилось!

• Предложите решение следующей задачи:
Задача 1.
В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe 3 + , Fe2+, Ni2+ и анионы Cl-, SO42-. Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки?
Успехов вам в дальнейшем изучении химии!

Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами! Желаю вам в этой жизни накапливать только позитивную энергию и дарить ее окружающим во всем в учебе , в работе . в общении, в познании нашего мира. Спасибо вам большое.


· научить составлять эмпирические, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.

· совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;

· продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;

· воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах

1. Вступительное слово учителя.

Нам известно, что в живых организмах происходят различные химические реакции. Так, в живой клетке протекает бесчисленное множество превращений одних молекул в другие, что создает энергетическую основу всего живого.

Науке свойственно стремление к познанию первооснов окружающего нас мира. (Учитель вращает глобус). Две трети поверхности Земли покрыто водами рек, озер, морей, океанов. Океаны- колыбель жизни на Земле, с точки зрения химика, представляют собой водный раствор множества химических веществ. Все живое сохранило в своих организмах водный раствор в виде жидкой составляющей ткани, плазмы крови, межклеточной жидкости, содержащей необходимый запас ионов и молекул. Химия вокруг нас – это часто встречающееся утверждение неточно. Химия не только вокруг нас, но и внутри нас.

Это удивительная и интересная наука, которая позволяет во многом разобраться. В химии, как и в любой науке, кроме занимательного встречается и трудное. Но трудно да интересно – это то, что человеку как раз и нужно, чтобы ум не ленился, а постоянно трудился.

Так как на уроках мы изучаем химические реакции, записываем химические уравнения, давайте вспомним об физических и химических явлениях. Для этого напишем графический диктант.

2. Повторение пройденного материала.

(На столах лежат заранее приготовленные листочки с начерченной прямой, которая разделена на отрезки и пронумерована соответственно вопросами диктанта)

Графический диктант.

1. Растворение сахара в воде.

2. Образование снега.

3. Испарение бензина.

4. Горение древесины.

5. Получение сока из винограда.

6. Гниение фруктов и овощей.

7. Плавление свинца.

8. Скисание молока.

9. Замерзание воды.

10. Ржавление железа.

Ребята проверьте работу. Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Поставьте себе пять, 1-2 ошибки – четыре. А остальные ребята повторите эту тему.

Так как нам известны все классы неорганических веществ. Давайте вспомним некоторые из них.

(работа по карточкам)

Расшифровать запись на карточках необходимо по плану:

1. Чтение формулы.

2. Название вещества.

3. Класс вещества.

Мы с вами сказали, что знания нужно уметь использовать.

Давайте попробуем это сделать на следующей странице

- На протяжении всего курса химии изучаются кислоты, щелочи.

У Вас на столах штатив с 3 пробирками, в них находятся: кислота, вода, щелочь.

Вам нужно исследовать эти растворы, определить, что находится в пробирках.

- С помощью чего мы можем это сделать? (индикаторами)

- Какие вы знаете индикаторы?

Пожалуйста, приступайте к выполнению.

Ученик: Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не спешите. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя; обращаться аккуратно. Все ли, вам, сейчас понятно?

Учитель: ребята, не забывайте, что химическая лаборатория таит в себе не только чудесные превращения веществ. В ней находится вещества, опасные для здоровья человека. Поэтому при обращении с ними будьте осторожны и аккуратны. Следите за тем, чтобы посуда, в какой будете проводить опыты, была чистой. После проведения опытов приведите рабочее место в порядок и вымойте руки.

Учитель: а вот теперь, мы можем приступить к выполнению работы.

(Учащиеся проводят экспериментальные задания).

- Какой мы можем сделать вывод из данной работы?

Ученик: Эта желтая бумажка все укажет без труда: посинеет – в колбе щелочь, покраснеет кислота. Коль нейтральная среда – не изменит цвет тогда. Мы за эти указания зовем ее – универсальная

Читайте также: