План урока химия 8 класс ионные уравнения
Обновлено: 16.05.2024
Большинство химических реакций протекает в растворах. Растворы электролитов содержат ионы, поэтому реакции в растворах электролитов фактически сводятся к реакциям между ионами.
Реакции между ионами называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций — ионными уравнениями. |
При составлении ионных уравнений следует руководствоваться тем, что формулы веществ малодиссоциирующих, нерастворимых и газообразных записывают в молекулярном виде. Если вещество выпадает в осадок, то, как вы уже знаете, рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вниз (↓), а если в ходе реакции выделяется газообразное вещество, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вверх (↑).
Например, если к раствору сульфата натрия Na2SO4 прилить раствор хлорида бария ВаСl2 (рис. 132), то в результате реакции образуется белый осадок сульфата бария BaSO4. Запишем молекулярное уравнение реакции:
Рис. 132.
Взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария
Перепишем это уравнение, изобразив сильные электролиты в виде ионов, а уходящие из сферы реакции — в виде молекул:
Мы записали, таким образом, полное ионное уравнение реакции. Если исключить из обеих частей равенства одинаковые ионы, т. е. ионы, не участвующие в реакции (2Na + и 2Сl - в левой и правой частях уравнения), то получим сокращённое ионное уравнение реакции:
Это уравнение показывает, что сущность реакции сводится к взаимодействию ионов бария Ва 2+ и сульфат-ионов , в результате которого образуется осадок BaSO4. При этом совершенно не имеет значения, в состав каких электролитов входили эти ионы до реакции. Аналогичное взаимодействие можно наблюдать и между K2SO4 и Ba(NO3)2, H2SO4 и ВаСl2.
Лабораторный опыт № 17
Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра
-
К 1 мл раствора хлорида натрия в пробирке добавьте с помощью пипетки несколько капель раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Запишите молекулярное и ионное уравнения реакции. Согласно сокращённому ионному уравнению предложите несколько вариантов проведения такой реакции с другими электролитами. Запишите молекулярные уравнения проделанных реакций.
Таким образом, сокращённые ионные уравнения представляют собой уравнения в общем виде, которые характеризуют сущность химической реакции и показывают, какие ионы реагируют и какое вещество образуется в результате.
Реакции ионного обмена протекают до конца в тех случаях, когда образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество, например вода. |
Рис. 133.
Взаимодействие азотной кислоты и гидроксида натрия
Если к раствору гидроксида натрия, окрашенного фенолфталеином в малиновый цвет, прилить избыток раствора азотной кислоты (рис. 133), то раствор обесцветится, что послужит сигналом протекания химической реакции:
Полное ионное уравнение этой реакции:
Na + + OН - + Н + + NO3 = Na + + NO - 3 + Н2O.
Но поскольку ионы Na + и NO - 3 в растворе остаются в неизменном виде, то их можно не писать, и в конечном итоге сокращённое ионное уравнение реакции записывают так:
Оно показывает, что взаимодействие сильной кислоты и щёлочи сводится к взаимодействию ионов Н + и ионов ОН - , в результате которого образуется малодиссоциирующее вещество — вода.
Реакцию взаимодействия сильной кислоты с щёлочью называют реакцией нейтрализации. Это частный случай реакции обмена. |
Подобная реакция обмена может протекать не только между кислотами и щелочами, но и между кислотами и нерастворимыми основаниями. Например, если получить голубой осадок нерастворимого гидроксида меди (II) взаимодействием сульфата меди (II) с щёлочью (рис. 134):
а затем поделить полученный осадок на три части и прилить к осадку в первой пробирке раствор серной кислоты, к осадку во второй пробирке — соляной кислоты, а к осадку в третьей пробирке раствор азотной кислоты, то во всех трёх пробирках осадок растворится (рис. 135).
Рис. 135.
Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотами:
а — серной; б — соляной; в — азотной
Это будет означать, что во всех случаях прошла химическая реакция, суть которой и отражена с помощью одного и того же ионного уравнения.
Чтобы в этом убедиться, запишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения приведённых реакций.
Лабораторный опыт № 18
Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами
-
В три пробирки налейте по 1 мл раствора хлорида или сульфата железа (III). Прилейте в каждую пробирку по 1 мл раствора щёлочи. Что наблюдаете? Затем добавьте в пробирки соответственно растворы серной, азотной и соляной кислот до исчезновения осадка. Запишите молекулярные и ионные уравнения реакции.
Рассмотрим ионные реакции, которые протекают с образованием газа.
Рис. 136.
Взаимодействие растворимых карбонатов:
а — с соляной кислотой; б — с азотной кислотой
Запишем молекулярное и ионные уравнения реакции для первого случая:
Реакции, протекающие в растворах электролитов, записывают с помощью ионных уравнений. Эти реакции называют реакциями ионного обмена, так как в раствоpax электролиты обмениваются своими ионами. Таким образом, можно сделать два вывода.
- Молекулярное и ионное уравнения реакций.
- Реакции ионного обмена.
- Реакции нейтрализации.
- Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций, о которых говорилось в первой части параграфа, — между сульфатом калия и нитратом бария, между серной кислотой и хлоридом бария. В чём суть обеих реакций?
- Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций, о которых говорилось во второй части параграфа, — между гидроксидом меди (II) и соляной кислотой, между гидроксидом меди (II) и азотной кислотой. В чём суть обеих реакций?
- Запишите молекулярное и ионное уравнения реакций между карбонатом калия и фосфорной кислотой. Что объединяет эту реакцию и те реакции, о которых говорилось в конце параграфа?
- Предложите примеры реакций, протекающих с образованием осадков, пользуясь таблицей растворимости. Уравнения реакций запишите в молекулярной и ионной формах.
- Приведите по два молекулярных уравнения реакций для следующих ионных:
Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Ионные уравнения" соответствует требованиям ФГОС. В ходе урока используются различные виды деятельности, формы работы. У обучающихся формируются все видф универсальных учебных действий.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока Ионные уравнения Класс 8 УМК О.С. Габриелян
Тип урока Урок открытия нового знания
Учебник Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 286, [2] с.: ил.
Учитель Матюшина Надежда Викторовна
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
познавательные
регулятивные
коммуникативные
Этап урока – Организационный, мотивация учебной деятельности
Включение обучающихся в деятельность в ходе фронтальной беседы:
- Чему равен заряд иона?
- Что такое катионы и анионы?
- Определите заряды следующих ионов: Н, Cl, SO4, Mg, SO3, SiO2, Al, Ca, S, NO2, I, NO3, PO4
Владение понятийным аппаратом химии, использование знаково-символических средств для решения задач. Умение извлекать информацию из разных источников (ПСХЭ, формулы веществ)
Восприятие на слух вопросы учителя и ответы одноклассников, умение формулировать свои ответы.
Уважительное отношение к собеседнику, готовность и способность вести диалог с другими людьми.
Этап урока – Актуализация знаний
- Что такое электролиты; неэлектролиты?
- Что такое электролитическая диссоциация?
- Какие ионы образуются при диссоциации кислот, оснований и солей?
- Выполнить задание №4 стр.227 учебника
- Из предложенных реакций выберите реакции обмена:
- Растворы электролитов содержат ионы, поэтому реакции в растворах электролитов фактически сводятся к реакциям между ионами.
Самостоятельно выполняют задание, один обучающийся озвучивает правильный ответ, остальные проверяют, при необходимости исправляют
Обучающиеся с помощью учителя формулируют тему и цель урока.
Владение понятийным аппаратом химии, использование знаково-символических средств для решения задач. Умение извлекать информацию из разных источников (таблица растворимости). Умение строить логическую цепь рассуждений, выделять и формулировать познавательную цель
Восприятие на слух вопросы учителя и ответы одноклассников, умение формулировать свои ответы.
Уважительное отношение к собеседнику, готовность и способность вести диалог с другими людьми. Умение управлять своей познавательной деятельностью
Этап урока – первичное усвоение новых знаний
Выполнение лабораторной работы в группах:
- Повторение правил техники безопасности
1 группа: К раствору сульфата натрия прилить раствор хлорида бария. Что вы наблюдаете?
2 группа: К раствору гидроксида натрия, окрашенного фенолфталеином в малиновый цвет, прилить избыток раствора азотной кислоты. Что вы наблюдаете? (Учитель дает определение реакции нейтрализации)
3 группа: К раствору карбоната натрия прилить раствор соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
4 группа: К раствору хлорида натрия прилить раствор сульфата калия. Что вы наблюдаете?
-Запишите молекулярные уравнения реакций.
- С помощью учителя обучающиеся записывают полные и сокращенные ионные уравнения, выводят алгоритм составления реакций ионного обмена
- Перечислите условия, при которых реакции ионного обмена протекают до конца.
Обучающиеся повторяют правила охраны труда, в группах выполняют лабораторные работы, делают выводы. Записывают на доске молекулярные уравнения проведенных реакций
Записывают с помощью учителя полные и сокращенные ионные уравнения, выводят алгоритм составления реакций ионного обмена, формулируют условия протекания реакций ионного обмена до конца.
Проведение эксперимента, наблюдение за экспериментом, выявление признаков протекания химической реакции. Умение работать с лабораторной посудой, делать выводы, использовать знаково-символические средства для написания уравнений, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать.
Прогнозирование результатов своей деятельности, организация деятельности в соответствии с поставленной целью. Оценивать правильность выполнение поставленной задачи.
Умение работать в группе, формулировать и аргументировать выводы.
Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самовоспитанию. Умение уважительно относиться к одноклассникам. Умение управлять своей познавательной деятельностью. Повышение своего образовательного уровня.
Этап урока – первичная проверка понимания
- Сформулируйте определение реакций ионного обмена
- Выполнение №3 на стр. 89 в рабочей тетради
-Дано краткое ионное уравнение, по нему составьте молекулярное уравнение:
Учитель контролирует правильность выполнения заданий.
Обучающиеся формулируют определение реакций ионного обмена.
Выполняют задания в парах.
Использование знаково-символических средств для составления молекулярных и ионных уравнений. Структурирование знаний. Умение устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать.
Контроль, коррекция своей деятельности при выполнении заданий, саморегуляция.
Умение работать в парах, вступать в диалог с партнером. Планирование сотрудничества с одноклассником.
Уважительное отношение к собеседнику, готовность и способность вести диалог с другими людьми.
Этап урока – первичное закрепление
Обучающимся дается задание: при сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца? Пары электролитов:
Обучающиеся выполняют задание самостоятельно.
Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме.
Самоорганизация. Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самовоспитанию
Этап урока – постановка домашнего задания
Учитель поясняет выполнение домашнего задания: § 38 стр. 234-235 № 4,5
Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник
Этап урока – подведение итогов занятия, рефлексия
- Вспомните, какую цель поставили в начале урока, достигли ли ее?
Учитель подводит итог урока, выявляет наиболее активных обучающихся, выставляет оценки, организует рефлексию в форме анкетирования:
1. На уроке я работал(а):
2. Своей работой на уроке я:
доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался:
не устал(а)/ устал(а)
5. Мое настроение:
стало лучше/ стало хуже
6. Материал урока мне был:
понятен/ не понятен
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке и урок вцелом
Умение анализировать результаты своей деятельности.
Умение оценивать свою деятельность
Уметь выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;
научить составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения.
развивающие:
совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;
продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;
воспитательные:
воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации
Методы обучения: технология проблемного обучения.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная групповая.
Оборудование и реактивы:
Растворы кислот, серной и соляной
Раствор гидроксида натрия
Нитрат серебра Карбонат натрия
Штативы с пробирками.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Эпиграфом нашего урока будут следующие слова:
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – самый благородный,
путь подражания – самый легкий,
и путь опыта – это самый горький . (слайд1)
На столах табл. растворимости, лист с правилами, оценочный лист.
III. Целеполагание и мотивация.
Виртуальная экскурсия по музею. Выводим на слайд одну картину, которую нужно восстановить.
До сих пор мы рассматривали процессы, происходящие при растворении одного электролита в воде; сегодня мы рассмотрим, когда в растворе присутствуют два электролита.
Запишите тему урока
формулируются цель, задачи урока, сообщается форма его проведения
А цель звучит следующим образом.
Цель: Дать понятие о сущности реакций ионного обмена и
рассмотреть условия протекания данных реакций до конца.
Для рассмотрения этой темы нам потребуются понятия, с которыми вы уже знакомы.
Вспомним: Закончите предложения.
Блиц-контроль
1. Электролиты – это вещества растворы, которых…
2. Электролитическая диссоциация - процесс…
3. Не электролиты - вещества, водные растворы или расплавы которых …
4. Кислоты - электролиты при диссоциации которых образуются …
5. Основания - электролиты, при диссоциации которых образуются …
6. Соли - электролиты при диссоциации которых образуются …
7. Теорию электролитической диссоциации сформулировал …
IV. Изучение нового материала. Первичное закрепление.
1) Вступительное слово
Как Федя заряжал аккумулятор
Федя снял аккумулятор с "Жигуля":
Напряжение упало до нуля.
Феде посоветовал Андрей:
"Ты электролит туда залей!"
Федор взял на кухне соли:
Он учил когда-то в школе,
Что любой электролит,
Если он водой залит,
Распадается на ионы.
Этих ионов - миллионы.
Соль - она электролит.
Вот готов раствора литр.
Федор взял аккумулятор…
Догадайтесь-ка, ребята:
Что сказал ему отец?
Тут истории конец.
- Каждое химическое свойство, проявляемое сильными электролитами в растворах, - это свойство ионов, на которые электролит распался: либо катионов, либо анионов. Между тем, реакции обмена между электролитами в водных растворах мы раньше изображали молекулярными уравнениями, не учитывая, что в этих реакциях участвуют не молекулы электролита, а ионы, на которые он диссоциирован.
При сливании некоторых растворов электролитов реакции протекают, а в других случаях – нет. Как вы думаете почему? Попробуем разобраться с помощью эксперимента. 1.СОЗДАНИЕ проблемной ситуации
а) на доске запись AgNO ₃ + HCl = AgCl ↓ + HNO ₃
Учитель напоминает, что реакция протекает в растворе, где вещества находятся в виде ионов и предлагает написать представленное уравнение в ионном виде.
Запись на доске: Ag ⁺ + NO ₃ ⁻ + H ⁺ + Cl ⁻ → Ag ⁺ + Cl ⁻ + H ⁺ + NO ₃ ⁻
- Итак, реакции, осуществляемые в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями.
Учитель – посмотрите на обе части уравнения. Что мы видим?
Ученики – одинаковые ионы.
Учитель – если обе части содержат одинаковые ионы, что можно сказать о такой реакции?
Ученики – она обратима.
б) ученики проводят реакцию на практике и наблюдают выпадение осадка
в) ПОБУЖДЕНИЕ к осознанию противоречия
Учитель – что наблюдаете при поведении реакции?
Ученики – выпадение осадка.
Учитель – а какое вещество выпадает в осадок?
Ученики – с помощью таблицы растворимости – AgCl
Учитель – значит хлорид серебра – вещество нерастворимое. А когда в результате реакции выпадает осадок, что можно сказать о такой реакции?
Ученики – реакция необратима
Учитель – А мы думали, что реакция обратима
Предлагается сделать верную запись реакции и учащиеся самостоятельно должны записать уравнение реакции:
Ag ⁺ + NO ₃ ⁻ + H ⁺ + Cl ⁻ → AgCl ↓ + H ⁺ + NO ₃ ⁻
Затем предлагается сравнить обе части уравнения и сделать вывод – какие частицы участвовали в реакции, и записать соответствующее уравнение реакции: Ag ⁺ + Cl ⁻ → AgCl ↓
Учитель – это сокращенное ионное уравнение.
г) ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ знаний
Учитель – что необходимо знать, прежде чем делать запись реакции ионного обмена?
Ученики – необходимо определить обратима или необратима реакция
Вещества – электролиты записываем в виде ионов, на которые они распадаются в растворе, с учётом коэффициентов и индексов. Формулы нерастворимых, газообразных и малодиссоциирующих веществ оставляем в молекулярном виде (слайд 6).
Записать ионное уравнение, при этом не забыть
· коэффициент перед формулой вещества относится к обоим ионам ;
· формулы многоатомных (сложных) ионов не разрывают – ОН ⁻ , СО ₃ ² ⁻ , NО ₃⁻ ,SО ₄ ² ⁻ , РО ₄ ³ ⁻ , НСО ₃ ˉ , НРО ₄ ² ⁻ и т.п.
· индекс после иона переходит в ионном уравнении в коэффициент перед ним.
2 Nа ⁺ + 2ОН ⁻ +2Н ⁺ + SО ₄ ² ⁻ = 2 Nа ⁺ + SО ₄ ² ⁻ + 2Н ₂ О - получаем полное ионное уравнение
* Сокращённое ионное уравнение отражает сущность реакции ионного обмена.
Учитель – вспомните признаки химических реакций; как вы думаете, в каких случаях реакция ионного обмена может быть необратима?
Запись на доске:
ГИПОТЕЗЫ - выпадение осадка, выделение газа, образование воды, изменение цвета, выделение тепла
ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ - класс делится на группы и получают инструкции для проверки одной гипотезы на группу. Задание – написать уравнение реакции в молекулярном и ионном видах и сделать выводы.
Вспомним правила ТБ по работе с химическими веществами.
Правильно ли поступил Карл Либих?
Конечно же нет. У Фогта после этого долго болела рука и остался шрам.
А вы знаете, как надо обращаться с реактивами?
Перед каждым из вас на столе лежит инструкционная карта. По ходу выполнения опытов заполните ее, пожалуйста!
- Как такие реакции происходят в действительности, рассмотрим сначала на примере реакций, сопровождающихся выделением осадка.
Учащимся раздаются карточки-инструкции и они начинают по ним работать, выполняя задания.
Проведите реакции между парами веществ
1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия
2. карбонат натрия и соляная кислота
3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора фенолфталеина)
Проводя реакцию, ребята записывают наблюдения и составляют уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
Учащиеся проводят опыт, руководствуясь инструкцией, находящейся на их столе и соблюдая технику безопасности (учитель делает акцент на правилах по ТБ: инструкции приведены в приложении к разработке урока).
Затем трое учащихся записывают эти уравнения реакций на доске (осуществляется проверка правильности составления уравнений, а наблюдения просто озвучиваются).
Учащиеся выполняют эксперимент, затем выходят к доске. Один из них пишет уравнение на доске, второй объясняет ход эксперимента. Класс в это время внимательно слушает и записывает все уравнения реакций, комментируя ошибки, если таковые имеются.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКТА - отчет по проверке гипотез у доски ( запись гипотезы и уравнение соответствующей реакции в сокращенной ионной форме)
Подводится итог работы.
1. При составлении ионных уравнений в виде ионов записывают только сильные, хорошо растворимые электролиты.
2. Неэлектролиты, малорастворимые и нерастворимые электролиты, слабые электролиты записывают в виде молекул.
3. Если вещество выпадает в осадок, справа от его формулы ставят
4. стрелку, направленную вниз . Если в ходе реакции выделяется газ,
справа от его формулы ставят стрелку, направленную вверх .
V. Первичное закрепление но вого материала (самостоятельная работа по вариантам).
Самостоятельная работа
1. Молекулярному уравнению реакции Ba(OH) ₂ +2HNO ₃ → Ba(NO ₃ ) ₂ +2 H ₂ O соответствует сокращённое ионное уравнение
1) Ba(OH) ₂ + H ⁺ →Ba² ⁺ + H ₂ O
2) 2OH ⁻ + 2H ⁺ → 2H ₂ O
3) Ba² ⁺ + 2NO ₃⁻ →Bц3a(NO ₃ ) ₂
2. Выделение газа происходит в результате реакции серной кислоты с
1) гидроксидом калия
2) карбонатом натрия
3) оксидом калия
4) нитратом свинца
3. Необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами
1) сульфата калия и нитрата алюминия
2) серной кислоты и карбоната натрия
3) гидроксида бария и хлорида натрия
4) нитрата калия и фосфорной кислоты
Самостоятельная работа
1. Уравнению реакции Zn(OH) ₂ + H ₂ SO ₄ = ZnSO ₄ + 2H ₂ Oсоответствует сокращённое ионное уравнение
1) H ⁺ + OH ⁻ = H ₂ O
2) Zn² ⁺ + SO ₄ ² ⁻ = ZnSO ₄
3) H ₂ SO ₄ + Zn² ⁺ = ZnSO ₄ + H ₂ O
4) Zn(OH) ₂ + 2H ⁺ = Zn² ⁺ + 2H ₂ O
2. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами
1) хлорида калия и нитрата цинка
2) сульфата калия и нитрата бария
3) сульфата натрия и гидроксида калия
4) нитрата натрия и сульфата железа (||)
3. С выделением газа протекает реакция между
1) силикатом калия и гидроксидом кальция
2) карбонатом кальция и соляной кислотой
3) нитратом цинка и оксидом бария
4) сульфатом калия и хлоридом магния
Ребята мы сегодня занимались небольшим научным исследованием. Исследовали и выяснили, что ионные реакции идут до конца в трех случаях. Также ознакомились с некоторыми свойствами ионов.
Итак, сегодня мы познакомились с реакциями ионного обмена, теперь давайте подведем итог нашей работе. Заполните таблицу, лежащую у вас на столе.
1.Реакции ионного обмена, это реакции в растворах электролитов
3.Признаки протекания реакций ионного обмена: выпадение осадка, выделение газа, образование воды.
4.Сокращенное ионное уравнение показывает какие ионы выделились из сферы реакции.
Если выделит ГАЗ - Это раз;
И получится ВОДА - Это два;
А ещё нерастворимый
Это третий важный пункт,
Не забудет никогда:
В результате – непременно
Будет ГА3 или ВОДА,
Выпадет ОСАДОК – Вот тогда порядок.
Молодцы ребята вы смогли превратить наш урок в научную лабораторию.
Мы прошли с вами все этапы научного познания всего лишь на одном уроке.
Рефлексвно-оценочный (3 мин).
Я предлагаю вам оценить работу своих групп с помощью колеса самооценки. Возьмите его пожалуйста. На колесе самооценки есть 6 критериев по которым вы должны оценить себя и работу своей группы. Посоветовавшись и от 0 до 10. В течении 1 минуты оцените работу по данным критериям. Вам понятно как выполнять оценивание. В течении минуты поставьте точки.
Что вы можете сказать по критерию Работа ума и получения новых знаний?
Почему? Спасибо! Замечательно. Вторая группа, как вы оценили деятельность своей группы по критерию гармония отношений с коллегами.
И третья группа как вы оценили, себя по критерию у нас все получилось!
• Предложите решение следующей задачи:
Задача 1.
В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe 3 + , Fe2+, Ni2+ и анионы Cl-, SO42-. Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки?
Успехов вам в дальнейшем изучении химии!
Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами! Желаю вам в этой жизни накапливать только позитивную энергию и дарить ее окружающим во всем в учебе , в работе . в общении, в познании нашего мира. Спасибо вам большое.
· научить составлять эмпирические, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.
· совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;
· продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;
· воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах
1. Вступительное слово учителя.
Нам известно, что в живых организмах происходят различные химические реакции. Так, в живой клетке протекает бесчисленное множество превращений одних молекул в другие, что создает энергетическую основу всего живого.
Науке свойственно стремление к познанию первооснов окружающего нас мира. (Учитель вращает глобус). Две трети поверхности Земли покрыто водами рек, озер, морей, океанов. Океаны- колыбель жизни на Земле, с точки зрения химика, представляют собой водный раствор множества химических веществ. Все живое сохранило в своих организмах водный раствор в виде жидкой составляющей ткани, плазмы крови, межклеточной жидкости, содержащей необходимый запас ионов и молекул. Химия вокруг нас – это часто встречающееся утверждение неточно. Химия не только вокруг нас, но и внутри нас.
Это удивительная и интересная наука, которая позволяет во многом разобраться. В химии, как и в любой науке, кроме занимательного встречается и трудное. Но трудно да интересно – это то, что человеку как раз и нужно, чтобы ум не ленился, а постоянно трудился.
Так как на уроках мы изучаем химические реакции, записываем химические уравнения, давайте вспомним об физических и химических явлениях. Для этого напишем графический диктант.
2. Повторение пройденного материала.
(На столах лежат заранее приготовленные листочки с начерченной прямой, которая разделена на отрезки и пронумерована соответственно вопросами диктанта)
Графический диктант.
1. Растворение сахара в воде.
2. Образование снега.
3. Испарение бензина.
4. Горение древесины.
5. Получение сока из винограда.
6. Гниение фруктов и овощей.
7. Плавление свинца.
8. Скисание молока.
9. Замерзание воды.
10. Ржавление железа.
Ребята проверьте работу. Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Поставьте себе пять, 1-2 ошибки – четыре. А остальные ребята повторите эту тему.
Так как нам известны все классы неорганических веществ. Давайте вспомним некоторые из них.
(работа по карточкам)
Расшифровать запись на карточках необходимо по плану:
1. Чтение формулы.
2. Название вещества.
3. Класс вещества.
Мы с вами сказали, что знания нужно уметь использовать.
Давайте попробуем это сделать на следующей странице
- На протяжении всего курса химии изучаются кислоты, щелочи.
У Вас на столах штатив с 3 пробирками, в них находятся: кислота, вода, щелочь.
Вам нужно исследовать эти растворы, определить, что находится в пробирках.
- С помощью чего мы можем это сделать? (индикаторами)
- Какие вы знаете индикаторы?
Пожалуйста, приступайте к выполнению.
Ученик: Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не спешите. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя; обращаться аккуратно. Все ли, вам, сейчас понятно?
Учитель: ребята, не забывайте, что химическая лаборатория таит в себе не только чудесные превращения веществ. В ней находится вещества, опасные для здоровья человека. Поэтому при обращении с ними будьте осторожны и аккуратны. Следите за тем, чтобы посуда, в какой будете проводить опыты, была чистой. После проведения опытов приведите рабочее место в порядок и вымойте руки.
Учитель: а вот теперь, мы можем приступить к выполнению работы.
(Учащиеся проводят экспериментальные задания).
- Какой мы можем сделать вывод из данной работы?
Ученик: Эта желтая бумажка все укажет без труда: посинеет – в колбе щелочь, покраснеет кислота. Коль нейтральная среда – не изменит цвет тогда. Мы за эти указания зовем ее – универсальная
Читайте также: