План урока химический элемент и простое вещество

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок по теме "Кислород — химический элемент и простое вещество. Получение кислорода"

Систематизация и расширение знаний учащихся о химическом элементе кислороде и простых веществах — кислороде и озоне, их нахождение в природе; усвоение понятий “аллотропия” и “аллотропные модификации”; знакомство с историей открытия простого вещества — кислород и способы его лабораторного получения и собирания; формирование представлений о катализаторах.

Задачи урока:

Обучающие: обеспечить усвоение учащимися теорий, законов, понятий, фактов, признаков, особенностей и т.д.; повторить, систематизировать, обобщить знания; сформировать умения, навыки; устранить пробелы в знаниях.

Воспитательные: формирование у учащихся таких черт характера, как трудолюбие, гуманность, дисциплинированность, ответственность, аккуратность, положительное отношение к учёбе.

Развивающие: развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; развитие познавательных умений - слушать, выделять главное, составлять план, тезисы, конспекты, делать опыты, наблюдать, ставить проблемы и решать их, выдвигать гипотезы и т.д.

Основные вопросы.

Характеристика элемента кислорода.

Кислород - простое вещество.

История открытия кислорода.

Способы получения и собирания кислорода. Понятие о катализаторах.

Основные понятия:

химический элемент кислород, аллотропия, аллотропные модификации, простые вещества — кислород и озон; катализаторы.

мысленное воспроизведение картины, ситуации;

Поиск информации в предложенных источниках;

Работа с разного вида таблицами.

Планируемые результаты.

Предметные: Формирование системы знаний о химическом элементе кислороде, его распространенности и роли в природе.

Усвоение понятий “аллотропия”, “аллотропные модификации” при сравнении состава, строения, свойств, изучение роли в природе и жизни человека кислорода и озона.

Личностные: Развитие научного мышления учащихся при формировании умений находить причинно-следственные связи, сравнивать химические объекты и давать им сравнительную характеристику.

Развитие научного мировоззрения учащихся при усвоении основных идей курса: единство и познаваемость мира; единство живой и неживой природы; зависимость свойств вещества от особенностей их состава и строения; зависимость способов получения вещества от его свойств.

Метапредметные: Развитие у школьников интереса к изучению химии путем расширения и систематизации их знаний о кислороде и озоне.

Развитие у школьников интереса к изучению химии через лабораторный эксперимент.

Приемы обучения:

постановка межпредметных вопросов; выполнение комплексного задания на сравнение состава, строения, свойств и роли кислорода и озона в природе; составление обобщающих таблиц; обращение к историческому материалу.

Средства обучения:

Мультимедиапроектор, схемы, таблицы, учебник, дополнительная литература, химический эксперимент, лабораторное оборудование.

Оборудование и реактивы:

компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, виртуальная лаборатория, пробирки, штатив, лучинки, колбы, Н 2 О 2 — пероксид водорода, MnO 2 — оксид марганца (IV).

Орг. момент – 2-3 мин.

Актуализация знаний – 7 мин.

Учитель: Наш урок посвящен химическому элементу и веществу им образованному, который занимает особое место в жизни всего живого.

П роанализируйте рисунки и скажите: Что случилось с мышкой на рисунке 1? Подумайте чем это можно объяснить?

Ученики: кислород

Учитель: Что вы знаете о кислороде? Что бы вы хотели узнать?

(фронтальная работа) На доске составляем примерный план урока по ответам детей.

Что хочу узнать

История открытия (кем, когда были открыты).

Общая характеристика химического элемента кислорода на основе его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева.

Нахождение в природе: содержание в земной коре, содержание в атмосфере, в живой и не живой природе.

Способы получения (в лаборатории и промышленности). Катализаторы. Каталитические реакции.

Учитель: Назовите точный адрес проживания кислорода в ПСХЭ и охарактеризуйте его как химический элемент.

План характеристика химического элемента:

Положение в ПСХЭМ — VI группа (А), II период, Порядковый номер — 8.

Химическая природа — неметалл.

Относительная атомная масса — Ar (O) = 16

Изучение нового материала – 15 мин.

Учитель: прослушав стихотворение, заполните кластер ( слайд ).

Он без запаха и цвета

С углеродом даст он дым,

Им окутана планета

Без него не быть живым,

Для дыхания он нужен,

В нем сгорают вещества

В океане он и в луже

Там, где зелень и листва.

Проанализируйте стихотворение и определите физические свойства.

Как вы думаете, в каком виде кислород содержится в природе? Какие образует вещества? А есть ли еще, какие либо простые вещества, состоящие из кислорода? Что защищает планету от УФ излучения? Ответы учащихся могут быть разными.

Учитель: Перед вами на столе лежит таблица. Для того, чтобы ее заполнить, немного обсудим эти вопросы.

Какова химическая формула простого вещества?

Какова относительная молекулярная масса?

Агрегатное состояние при н.у.

Растворимость в воде

Действие на организм

Ученики читают текст и заполняют таблицу: Кислород — газ, без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде, тяжелее воздуха, при t = - 187 0 С превращается в жидкость бледно-синего цвета, а при t = -218, 8 0 С в синие кристаллы.

Озон — газ, голубого цвета, имеет запах свежести, в воде лучше растворим, чем кислород, тяжелее воздуха, при t = -112 0 С превращается в жидкость темно-синего цвета.

Учитель: Содержится ли кислород и озон в воздухе? Как эти газы там образуются?

Ученик: Кислород содержится в воздухе (21% по объему) образуется в результате фотосинтеза. Озон также содержится в атмосфере, примерно на расстоянии 10-30 км от поверхности Земли образуется в результате грозовых разрядов.

Учитель: Итак, мы подошли к очень важному понятию “аллотропия” и “аллотропные модификации”. Химический элемент кислород образует 2 простых вещества — кислород и озон, которые отличаются друг от друга составом, строением, свойствами. Такое явление называется “аллотропия”, а вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, - “аллотропными модификациями” или видоизменениями. Запишем это в тетрадь.

Примечание: учащиеся переписывают в тетрадь определения.

Учитель: Явление существования различных простых веществ, образованных атомами одного и того же химического элемента и называется аллотропией, а простые вещества — аллотропными модификациями. Таким образом, О2 и О3, т.е кислород и озон — это аллотропные модификации химического элемента кислорода. Переходим к следующему этапу урока.

Групповая работа

Учитель: Как же был получен кислород? (групповая работа)

Учитель: Ребята предлагается работа в 5 группах (дифференцированно).

4-5 группы: задание - предложите, опираясь на физические свойства кислорода способы собирания этого газа.

Обобщение и систематизация знаний – 10 мин.

Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданием. На данную работу группам отводится 5 мин., затем учащиеся отвечают.

С о д е р ж а н и е к а р т о ч е к д л я г р у п п

2. Расскажите о нахождении кислорода в природе.

1. Расскажите о получении кислорода в лаборатории и в промышленности.

2. Соберите прибор для получения кислорода и получите его (опыт 2).

Г р у п п а III

1. Расскажите о химических свойствах кислорода.

2. Напишите уравнения реакций взаимодействия кислорода с фосфором(V), железом(II), серой(VI), углеродом(IV).

После названия простого вещества в скобках стоит валентность этого элемента в получившемся соединении.

1. Расскажите о круговороте кислорода в природе.

2. Решите задачу. Какое количество теплоты выделится при сгорании 1 кг серы в кислороде, если термохимическое уравнение этой реакции:

Расскажите о применении кислорода и об охране окружающей среды.

Учитель делает вывод о результатах деятельности групп:

Учитель: Кислород можно получить и разложением других кислородсодержащих веществ в присутствии катализаторов.

Катализаторы – это вещества, которые ускоряют ход химической реакции, но сами при этом не расходуются.

Реакции, протекающие с участием катализаторов, называются каталитическими реакциями. Например, разложение бертолетовой соли (хлората калия).

Примечание: Ученики записывают определение понятий в тетради.

Учитель: Итак, подведем итоги урока. Вернемся к нашей табличке и заполним третью колонку.

Что хочу узнать

Контроль знаний тест-3мин

Взаимопроверка.-2 мин

Проверка знаний учащихся, подведение итогов занятия.

1) Хорошо растворяется в воде.

2) Плохо растворяется в воде.

3) Легче воздуха.

4) Тяжелее воздуха.

6) Газ, поддерживает горение.

9) При смешении с О2 взрывается при обычных условиях.

10) Горит спокойно.

11) Взаимодействует с оксидом меди(II).

12) Собирают методом вытеснения воздуха.

13) Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд.

14) Собирают методом вытеснения воды.

15) Собирают в прямостоящий сосуд.

16) Получают перегонкой жидкого воздуха.

17) Получают электролизом воды.

О т в е т ы д л я с а м о п р о в е р к и

Домашнее задание: используя кейс выполните задания:

Кислород самый распространенный элемент на Земле. Он входит в состав всех окружающих нас веществ. Так, например вода, песок, многие горные породы и минералы, составляющие зеленую кору, содержат кислород. Кислород является важной частью многих органических соединений, например белков, жиров и углеводов, имеющих исключительно большое значение в жизни человека.

В 1772 году шведский химик Шееле установил, что воздух состоит из кислорода и азота, В 1774 году английский химик Д. Пристли, разложением оксида ртути получил кислород и изучил его свойства. В 1777 году француз А. Лавуазье объяснил процессы дыхания и горения, как взаимодействие веществ с окислителем кислородом. Название элемента – оксигениум (рождающий кислоты) – дал Лавуазье. [5]

Кислород – бесцветный газ, без вкуса, запаха, малорастворим в воде, тяжелее воздуха.

Кислород энергично реагирует со многими веществами, при этом выделяется теплота и свет. Такие реакции называются горением. Для того, чтобы горение началось необходимы два условия: 1) нагревание горючего вещества до температуры воспламенения; 2) доступ кислорода. Для прекращения горения необходимо исключить хотя бы одно из условий.

Применение кислорода основано на его химических свойствах. В больших количествах кислород используют в разных отраслях химической промышленности, в металлургии, в ракетных двигателях, в медицине и т. д.

Пополняют запас кислорода в атмосфере зеленые растения.

Кислород в природе

hello_html_6936890e.jpg

Впервые состав воздуха был установлен французским ученым Лавуазье. Он нагрел ртуть в определенном объеме воздуха. Объем воздуха сократился, а ртуть покрылась налетом оранжевого света, оставшийся газ не поддерживал ни горения, ни дыхания. Тогда Лавуазье собрал с поверхности ртути оранжевые чешуйки, поместил их в пробирку, сильно нагрел и собрал выделившийся газ. Смешав собранный газ с остатками газа из первого опыта, он получил смесь газов, ничем не отличающуюся от воздуха. Разъясните опыт Лавуазье. Приведите уравнение тех реакций, которые он воспользовался для определения состава воздуха.

Используя диаграмму, определите массу кислорода в своем организме.

Список литературы:

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений — 2-е издание, перераб. — М.: Вентана — Граф, 2001.

Люкимсон П.Е. Исползование художественной литературы на уроках химии //Химия в школе. — 1992 - № 3 — 4.

Методика преподавания химии/ Под редакцией Н.Е. Кузнецовой — М.: Просвещение, 1984.

Тихомирова С.А., Долгих А.Ф. Использование художественной литературы на уроках при изучении неорганической химии // Химия в школе — 1991 - № 2.

Ходаков Ю.В. Неорганическая химия: пособие для учителя — М.: Просвещение, 1972.

Шаталов Н.Е., Шаталов М. А. Межпредметные связи в формировании системных знаний // Химия в школе — 1997 - № 5

Кузнецова Н.Е., Шаталов М. А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. Учебно — методическое пособие 8 — 9 классы. - М.: Вентана — Граф, 2004.

Шаталов М.А. Уроки химии. Методическое пособие 8 класс. - М.: Вентана — Граф, 2006.

Краткое описание документа:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: раскрыть понятия: простые и сложные вещества как форму существования химических элементов

Развивающая: Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации; развивать умение логично излагать свою точку зрения; развивать умение получать информацию.

Воспитательная: самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

1.Формирование представлений о формах существования химических элементов в природе и развитие знаний о химических элементах.

2. Развитие знаний учащихся о физических свойствах веществ.

3. Развитие научного мышления учащихся при формировании умений сравнивать и описывать химические объекты в ходе самостоятельного выполнения упражнений и комплексных заданий, а также при развитии умений применять знания и способы действий в новых условиях.

4. Формирование научного мировоззрения школьников и усвоение ведущих мировоззренческих идей курса: познаваемость и единство материального мира, зависимость свойств веществ от его состава и строения.

5. Развитие интереса и мотивации изучения химии при обращении к жизненному опыту школьников и систематизации знаний о распространении и взаимосвязи веществ в природе.

1. Организационный момент

Чем так опечалены на уроке химии?

Значит буду вам сегодня настроенье поднимать,

Знаю самый лучший способ:

Будем тему изучать!

2. Проверка домашнего задания.

По традиции опять

Начинаем как обычно

Это ведь для нас привычно.

Сейчас буду вызывать!

Вызывать не буду!

Лучше тесты вам раздам,

Всем потом оценки дам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающие: на примерах знаний репродуктивного, учебно-поискового и творческого характера создать условия для осмысленного применения учащимися знаний о водороде как химическом элементе и простом веществе в новой ситуации (развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между строением вещества и его свойствами, получением, применением)

Развивающая: развитие творческого и логического мышления, наблюдательности, памяти.

Воспитательная: воспитание способности к сотрудничеству, взаимопомощи, формирование опыта делового общения, групповой творческой деятельности.

Форма урока: урок – игра

Обучающие: на примерах знаний репродуктивного, учебно-поискового и творческого характера создать условия для осмысленного применения учащимися знаний о водороде как химическом элементе и простом веществе в новой ситуации (развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между строением вещества и его свойствами, получением, применением)

Развивающая: развитие творческого и логического мышления, наблюдательности, памяти.

Воспитательная: воспитание способности к сотрудничеству, взаимопомощи, формирование опыта делового общения, групповой творческой деятельности.

Маршрутный лист ________________(ФИО ученика)

Внимание, на старт!

Класс делится на группы по рядам

С чего начинается любая экспедиция? (Ответы учащихся. Итог – багаж знаний.) В качестве актуализации наших знаний я предлагаю вам первое испытание.

Задание №1 Шифровка. ( на слайде 2 появляются ряд утверждений, относящихся к водороду как к химическому и простому веществу. Учащимся необходимо определить правильность утверждения. Ели утверждение правильно, учащиеся ставят в контрольных листах знак (+), а если нет, то знак (-). Результат работы сверяется с правильными ответами (слайд 3). Учащиеся в своих листах отмечают результативность.)

Самый распространенный элемент на Земле.

Самый распространенный элемент в космосе.

Самый легкий газ

Хорошо растворим в воде

Собирают вытеснением воды.

Собирают вытеснением воздуха.

В смеси с кислородом взрывоопасен при обычных условиях.

Собирают в посуду, которую держат отверствием вверх.

Собирают в посуду, перевернутую вверх дном.

Легко окисляет простые вещества.

Важная составная часть воздуха.

Задание №2. Внимание, на старт! (необходимо ответить на вопросы. Оценивается быстрота и правильность)

Почему воздушные шары можно заполнять водородом?

Почему перед работой с водородом его необходимо проверить на чистоту?

Как называется смесь, состоящая из двух объемов водорода и одного –кислорода?

Какими способами можно собирать водород?

На каких физических способах базируются эти способы?

В каком виде встречается водород на нашей планете и за её пределами?

Назовите общие физические свойства водорода и кислорода.

Составьте предложение, в котором идет речь о водороде как простом веществе.

Составьте предложение, в котором идет речь о водороде как химическом элементе.

Задание №3. Скала Достижений. (В течение 5 минут необходимо определить какие из реакций, схемы которых приведены, можно использовать для получения водорода в лаборатории, а какие – в промышленности? Почему? Напишите уравнения химических реакций, определите их тип. Учащиеся работают на ватмане. Оценивается правильность работы)

Для чего предназначен данный прибор?

Подпишите названия составных частей прибора.

Назовите вещества, формулы которых указаны на рисунке.

К каким классам они относятся?

Напишите уравнения реакций, которые происходят

Укажите тип данных реакций.

Задание 5. Бездна формул. (На листах выдаются задания трёх уровней сложности, вариант III – наиболее сложный. Учащиеся в течение определенного времени должны выполнить задания. Оценивается количество выполненного задания и его правильность.)

Даны вещества: магний, кислород, оксид меди (II), соляная кислота. Составьте уравнения реакций, в результате которых можно получить воду, медь, оксид магния, водород.

Даны вещества: вода, оксид железа (III), сера. Составьте уравнения реакций, в результате которых можно получить водород, кислород, железо, оксид серы (IV).

Даны вещества: алюминий, соляная кислота, оксид свинца (II), кислород. Составьте уравнения реакций, в результате которых можно получить не менее четырех новых веществ. Укажите условия их протекания.

Задание 6. Вершина Успеха. (Учащиеся решают задачи. Оценивается правильность решения.)

Какой объем занимают при н.у. 2 моль водорода? 4 г водорода, 12.10 23 молекул водорода?

Какую массу имеют: 3 моль водорода? 22, 4 л водорода (н.у.)?

Учитель: «На восхождение истрачено много сил, а впереди ещё серьёзные испытания. Начинается последний этап восхождения. Вам осталось преодолеть хребет Усилий. Последний бой, как известно, самый трудный, но, преодолев Бездну Формул, взобравшись на Вершину Успеха и покорив Скалу Достижений, вы сможете пройти путь уверенно и результативно.

Задание 7. Хребет Усилий. (Учащиеся решают задачи. Оценивается правильность решения.)

Определите относительную плотность по водороду оксида углерода (IV) и кислорода. Сделайте вывод.

Какой объем кислорода использован для сжигания водорода объемом 4 л.

Рассчитайте массу оксида железа (II), которую можно восстановить водородом объемом 22, 4 л.

Учитель подводит итоги, дает краткую оценку работе учащихся.

Какое задание было для вас легким?

Какое задание вызвало трудности?

Как вы их преодолели?

Что нового вы узнали?

Над чем необходимо еще дома поработать?

Учитель на доске вывешивает три таблички

Табличка 1 (текст красного цвета) я удовлетворен уроком. Я все повторил и закрепил.

Табличка 2 (текст зеленого цвета) урок был интересным. Мне было комфортно. Есть материал. Который необходимо повторить дома.

Табличка 3. (текст желтого цвета) пользы от урока получил мало. Дома необходимо заново изучить данный материал, по некоторым вопросам проконсультироваться с учителем или учащимися.

(на столах у учеников лежат по 3 жетона трех цветов: красный, желтый, зеленый. В конце урока учащиеся поднимают соответствующие жетоны)


2. Могут сопоставлять названия химических элементов, могут разделять элементы на металлы и неметаллы,

по формуле вещества умеют определять простое или сложное вещество

3. могут самостоятельно описывать физические свойства металлов и неметаллов; определяют по свойствам металл и неметалл.

-знает, что каждый химический элемент обозначается символом и является определенным видом атомов

-классифицирует элементы на металлы и неметаллы

-классифицирует вещества на простые и сложные

Совершенствуем понятийный словарь, поэтому ученики будут использовать в речи (письменной и устной) определения: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество; умение проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;

Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе.

Уважение при групповой работе , межэтническое согласие;

Общество Всеобщего Труда. Труд и творчество; Обучение на протяжении всей жизни

Физика ( атомно-молекулярное учение; физические свойства металлов.; физические свойства неметаллов).

Из курса естествознание учащиеся знакомы с понятиями: атом, молекула, химический элемент, вещество ,состав вещества, образование и получение веществ, природные, физические и химические явления

Запланированные этапа урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Начало урока

Физ.минутка.2 мин

Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам

Назовите ученых внесших вклад в атомно-молекулярное учение.

Что такое молекула?

Чем они различаются?

Работа с таблицей:

Изучение характеристики состава и свойств молекул. Таблица 1(1мин)

В природе существует огромное количество веществ.

Мы с вами выяснили, что вещества состоят из атомов и молекул.

Атомы, при обычных условия, не могут долго существовать по одиночке. Они способны соединяться с такими же или другими атомами.

Что получается в результате?

Как можно объяснить в природе большое разнообразие веществ?

Как вы думаете, на какие пункты можно разделить вещества по составу?

Совокупность атомов с одинаковыми или близкими характеристиками – это….

Пытаясь ответить на вопросы, попробуйте, пожалуйста, сформулировать цель и задачи нашего урока.

Читайте также: