План урока география иркутской области

Обновлено: 05.07.2024

Наименование разработки Методическая разработка урока
Номинация Методические материалы по организации учебного процесса.

Класс 8 класс
Предметная область География Иркутской области
Урок/ внеурочная деятельность урок
Тема урока Природные богатства Иркутской области
Виды деятельности обучающихся Логико-структурный анализ карт.
Поиск объяснения карт и иллюстраций.
Моделирование текста на контурную карту.
Подготовка аргументов, сравнение результатов деятельности с собственным опытом.
Планируемые результаты Опираясь на знания истории родного края, на значимость природного наследия Усть – Илимского района и Иркутской области в целом, показать значимость сохранения биоразнообразия природы.
Результаты апробации Результатом работы стало накопление знаний обучающихся о природе родного края.
Умение ориентироваться при встречи с диким животным. Прогнозирование последствий неправильного поведения человека при данной встречи

Оценить 1340 0

Природные богатства Иркутской области

Наименование разработки

Методическая разработка урока

Методические материалы по организации учебного процесса.

Предметная область

География Иркутской области

Урок/ внеурочная деятельность

Природные богатства Иркутской области

Виды деятельности обучающихся

Логико-структурный анализ карт.

Поиск объяснения карт и иллюстраций.

Моделирование текста на контурную карту.

Подготовка аргументов, сравнение результатов деятельности с собственным опытом.

Планируемые результаты

Опираясь на знания истории родного края, на значимость природного наследия Усть – Илимского района и Иркутской области в целом, показать значимость сохранения биоразнообразия природы.

Результаты апробации

Результатом работы стало накопление знаний обучающихся о природе родного края.

Умение ориентироваться при встречи с диким животным. Прогнозирование последствий неправильного поведения человека при данной встречи

Тема урока: Природные богатства Иркутской области

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Расширить представление обучающихся о значимости растительного и животного мира как компонента природы, через формирование представления о взаимодействии человека и природы, влияние антропогенного фактора.

- оценивать ситуации из жизни, собственную деятельность;

- соотносить поступки и поведение с нормами общества;

- выявление особенностей растительного и животного мира области и района;

- установление причинно-следственных связей при решение конкретных ситуаций;

- выделять существенные признаки, необходимую информацию, определять необходимые источники информации;

- определить цель деятельности, выстраивать цепочки необходимых действий, основываясь на собственные и полученные знания; корректировать деятельность с учётом допущенных ошибок;

-сформулировать собственные суждения;

- оформление высказываний у доски в соответствии географического языка;

- формулировка аргументов и контраргументов;

- различать позиции другого человека.

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап. 1 Организационный момент

(Создает эмоциональный настрой)

Сегодня мы погрузимся в мир природы нашего района.

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку.

Проверяют принадлежности к уроку

Этап 2. Актуализация опорных знаний

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е.А. Евтушенко

Так говорил о взаимодействии природы и человека один из советских поэтов.

Можете ли вы привести примеры взаимодействия природы и человека на личном опыте, из СМИ

Приводят примеры из личной жизни, о взаимодействии человека с природой

Этап 3 . Создание проблемной ситуации

Работа в группах:

Задание 1 группе:

Вашему вниманию предлагается флаг Иркутской области с описанием и обоснованием (Приложение 1)

Задание 2 группе:

Вашему вниманию предлагается герб

Усть – Илимского района с описанием и обоснованием(Приложение 2)

Ваша задача: определить, какими аспектами руководствовались авторы герба. Согласны ли вы с авторами герба?

Ребята, скажите что общего между флагом Иркутской области и гербом Усть – Илимского района?

Сформулируйте тему урока.

Рассматривают флаг Иркутской области и герб Усть-Илимского района, его описанием. Знакомятся с обоснованием символики флага и герба, делают вывод о богатствах родного края.

1 группа: Авторы выделяют на флаге Иркутской области:

синий — символ воды. В данном случае символизирует озеро Байкал, Ангару и другие реки области;

белый — символ чистоты, добра, скромности. В палитре флага он отображает чистоту помыслов жителей области, является символом белоснежных сибирских зим;

зелёный цвет ветвей кедра — цвет надежды, радости, изобилия. Символизирует также уникальную флору и фауну, лесные богатства области (стоит заметить, что настоящие кедры в регионе не растут, а сибирские кедры являются на самом деле соснами);

Авторы выделяют на гербе: деление щита на лазурь и зелень - отождествляется с гидроэнергетикой района (лазурь), связанной с реками Илим и Ангара, и лесными богатствами района (зелень), территория которого на 90% покрыта тайгой, бурундук - символ уникального животного мира Усть-Илимского района

Группы делают вывод, общее между флагом Иркутской области и гербом Усть – Илимского района является уникальность природных богатств.

Формулируют тему урока.

Этап 4. Целеполагание

Зная тему урока и значимость природы для Усть-Илимского района, предлагаю определить проблему темы урока, цель, и задачи.

Определить значимость растительного и животного мира природы для района и Иркутской области, в целом

Этап 5. Первичное овладение знаниями

Богат и разнообразен растительный и животный мир нашей области. Он тесно связан с не менее разнообразной окружающей средой, которая является местом его обитания, определяет видовой состав растений и животных, их численность, распространение, образ жизни, окраску.

О богатстве Сибирской тайги можно говорить бесконечно.

Самостоятельная работа.

У вас на партах лежат заготовки информативной таблицы, сейчас мы будем ее заполнять. ( Приложение 3) В первой колонке записаны природные комплексы, во вторую и третью вы будете записывать представителей растительного и животного мира. Чтобы работа прошла быстрее мы разделимся на группы (по рядам), а затем обменяемся информацией.

Информацию для заполнения таблицы можно взять из разных источников. У вас на партах лежат: учебник, дополнительная литература, справочники, атласы.

Работают с картой атласа.

(определяют природные комплексы Иркутской области, Выделяют южнотаёжный природный комплекс, на котором расположена территория Усть-Илимского района)

Этап 6. Первичное закрепление

Проверка самостоятельной работы:

Вызывает обучающихся к доске, для демонстрации полученного опыта.

Работа с иллюстрациями: (Приложение 4)

Учитель демонстрирует иллюстрации.

Обучающиеся определяют и называют какой природный комплекс изображен на ней.

Этап 7. Закрепление

Всем известно, что из-за антропогенного воздействия, стихийных бедствий, численность биологического разнообразия может сокращаться. Для сохранения природы создаются особо охраняемые природные территории (ООПТ). Официально на территории Иркутской области существуют Байкало-Ленский заповедник, Витимский заповедник, Прибайкальский национальный парк, Эдучанский заказник. Их деятельность регламентируется Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Площадь особо охраняемых территорий области - 2340,6 тыс. га, что составляет 3,1% от площади области

Практическая работа в контурных картах: на стр.6

Задание: Отметить границы ООПТ (карты атласа Иркутской области ). Подписать из названия. Показать на карте.

Достаточно ли человеку для сохранения биоразнообразия контролировать ООПТ?

Выполнения закона об ООПТ контролируется федеральными органами. Контролируется ли охрана тайги, как природного наследия, в целом? Конечно, да. Деятельность на территории лесов России контролируетсяЛесным кодексом РФ.

Решение ситуаций из жизни:

Попробуем решить конкретные ситуации, возникающие на территорий не только нашего района, но и области:

Медведи выходят в населенные пункты, на федеральные трассы. Это представляет опасность как для человека, так и для животного. Что делать? Кто виноват?

Лось вышел на дорогу. Что делать?

На даче появились белки и бурундуки из леса. Можно ли их подкармливать и гладить?

Приходились ли вам встречи с дикими животными? Какие действия вы предпринимали?

Записывают ООПТ Иркутской области в тетрадь.

Записывают нормативные документы, регламентирующие деятельность на ООПТ

Выполняют практическую работу в контурных картах.

Выполняют показ ООПТ на карте

Высказывают мнения (доводы) по поставленному вопросу

Записывают в тетрадь следующий закон: Лесной кодекс РФ

Решают проблемную ситуацию:

( если животное вышло в населенный пункт, необходимо позвонить в службу 112, но не в коем случае не пытаться найти контакт с животным. На дорогах запрещается кормить животных, в том числе устраивать свалки, так как животные специально выходят покормиться,)

Решают проблемную ситуацию:

Лось- очень осторожное животное, просто так на дорогу не выйдет. Места его перехода обозначаются автомобильными знаками, указывающими на опасность. Необходимо приостановиться, не пугая животного и дать ему пройти.

Решают проблемную ситуацию:

Животные могут переносить различные инфекции, поэтому контакт с ними запрещен. Кормить обычной едой их не следует, т.к. они могут погибнуть из-за непривычной им пищи

Приводят примеры из жизни. И возможные варианты решения проблемы.

Этап 8. Рефлексия

Предлагаю вспомнить тему, цель и задачи урока.

Оцените меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Хотелось бы закончить урок словами Бернгарда Гржимек.

Формулируют свой конечный результат работы.

Домашнее задание

Подведение итогов урока:

Записывают домашнее задание

Приложение 1.

Флаг Иркутской области

Флаг Иркутской области был утвержден 25 июня 1997 года законом Иркутской области № 30-ОЗ "О гербе и флаге Иркутской области".

В дополнение к вышеуказанному закону был принят закон Иркутской области от 6 июня 2011 года №35-ОЗ "О флаге Иркутской области". В статье 3 полностью определены элементы флага.

" 1. Флаг Иркутской области представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, состоящее из трех вертикальных полос синего, белого и синего цветов с соотношением ширины 1:2:1, при этом в центре белой полосы помещается бегущий к древку бабр черного цвета, держащий в пасти соболя красного цвета и окруженный разомкнутым вверху венком из кедровых ветвей зеленого цвета.

2. Цвета Флага Иркутской области означают:

синий - символ воды. Символизирует озеро Байкал, реку Ангару и другие реки Иркутской области;

белый - символ чистоты, добра, скромности. В палитре Флага Иркутской области он отображает чистоту помыслов жителей Иркутской области, является символом белоснежных сибирских зим;

зеленый цвет ветвей кедра - цвет надежды, радости, изобилия. Символизирует также уникальную флору и фауну, лесные богатства Иркутской области;

черный - благоразумие, смирение, скромность;

красный - храбрость, мужество, неустрашимость. "

Флаг Иркутской области был внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 193.

Автором флага является С.Б. Демков.

Приложение 2.

Герб Усть-Илимского района

Геральдическое описание герба Усть-Илимского района
В рассечённом лазоревом и зелёном поле - серебряный шар, обремененный золотым сидящим бурундуком с черными полосами, с хвостом, распростертым внизу, и с черным камнем в передних лапах.

камень в лапах бурундука - символизирует наличие полезных ископаемых на территории Усть-Илимского района . Это запасы каменного угля (Жеронское месторождение), магнетитовых железных руд (Нерюндинское, Капаевское, Поливское, Молдаванское и другие месторождения), цеолитов (Бадарминское);

серебряный шар - символ Усть-Илимского водохранилища, запасы воды которого обеспечивают работу Усть-Илимской ГЭС (третьей станция на Ангаре после Иркутской и Братской ГЭС);

деление щита на лазурь и зелень - отождествляется с гидроэнергетикой района (лазурь), связанной с реками Илим и Ангара, и лесными богатствами района (зелень), территория которого на 90% покрыта тайгой.


Серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения.
Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и надежду.
Лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.
Черный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность.

Авторская группа:

Идея герба: Администрация Усть-Илимского района .
Геральдическая доработка: Константин Моченов ( Химки ).
Художник и компьютерный дизайн: Ольга Салова ( Москва ).
Обоснование символики: Вячеслав Мишин ( Химки ).

Приложение 3

Растительный и животный мир Иркутской области и Усть-Илимского района.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Разработка урока по географии Иркутской области в 9 классе

Цель: познакомить учащихся с экономико-географическим положением и административно-территориальным устройством Иркутской области .

Образовательные: дать понятие об экономико-географическим положении области, формировать у учащихся представления и знания об особенностях и главных чертах природы Иркутской области. Рассмотреть влияние ЭГП на особенности природы, показать какое экономическое значение имеют горы, реки для экономики и населения области. Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географической карте России и Иркутской области.

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, коммуникативной компетенций обучающихся; продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы по добыванию новой информации, новых знаний и навыков работы с политико-административной и экономической картами.

Тип урока : комбинированный с применение ИКТ.

Технологии: развивающего обучения, ИТ технология, личностно – ориентированная, здоровьесберегающая.

Методы: практический, частично-поисковый, эвристический, словесный, наглядный.

Личностные УУД : Формирование устойчивой мотивации к изучению нового; формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности, формирование познавательного интереса, стремление к созидательной деятельности.

Коммуникативные УУД : уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию, осуществлять совместную деятельность, осуществлять работу с учетом конкретных учебно-познавательных задач, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с требованиями и условиями коммуникаций, учитывать чужие мнения и защищать свои высказывания, сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные УУД : адекватно оценивать свои достижения, уметь исправлять ошибки и искать их причины и пути их преодоления.

Познавательные УУД : Приобретать знания и умения в практической и поисковой деятельности, уметь выделять необходимую информацию, анализировать и делать выводы.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

осознают, какие качества необходимы для успешной учебы, адекватно оценивают себя; развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке.

Метапредметные результаты:

Осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; находить субъекты Российской Федерации на политико-административной карте и уметь обозначать их на контурной карте.

Предметные результаты:

знать географическое положение; называть и показывать субъекты Российской Федерации на карте области; знать термины и понятия: географическое, транспортно-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, этнокультурное положение; микроположение, мезоположение, макроположение. Географические объекты: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Ежнева, остров Ратманова, Балтийская коса, гора Базардюзю, полуостров Рыбачий, Финский залив, Большой Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, пролива Лаперуза и Кунаширский, озеро Виви, Восточный Саян, Батомское нагорье, Приморский и Байкальский хрепты, Северо-Байкальское нагорье, Средне-Сибирское плоскогорье, реки: Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска; Республики: Якутия, Бурятия, Тыва; Красноярский, Забайкальский край. Транссибирская магистраль, Байкало-Амурская железная дорога

Образовательные : Закрепление знаний обучающихся о природе области по пройденным темам.

Развивающиеся : Продолжать развивать умение и навыки работы с картами. Развивать речь учащихся, уверенность в себе.

Воспитательные: Гражданскую позицию, патриотизм, бережное отношение к природе. Умение слушать и быть услышанным. Умение работать в группе, выбирать главное, работать с картой.

Тип урока : урок игра – с элементами практической работы.

Оборудование : настенные карты, компьютер, мульт. мед. проектор

1 ) Карта Иркутской области политико-административная;

2) Физическая карта Иркутской области;

3) На столах каждой команды находится комплексная карта Иркутской области, бумага, ручка, ножницы, картинки, фломастеры, маркеры, клей.

Организационный момент.

Настрой обучающихся на позитивную работу. Объяснение правил игры.

Условия игры: (Класс разделить на 2- 3 команды по 7-9 человек. Выбрать двух или трёх обучающихся (имеющих отличные знания по предмету) и предложить каждому из них выбрать себе по желанию друга, затем эти два друга выбирают себе ещё друзей и так по цепочке до указанного количества.

Участникам представляют членов жюри (жюри можно выбрать из класса, заранее).

Командам одновременно выдаются одинаковые задания, устанавливается контрольное время выполнения задания и максимальное количество баллов. По истечению контрольного времени, команды представляют членам жюри свои ответы. За быстроту и оригинальность жюри может добавить 0.5 балла.

Опрос домашней работы в форме игры

Игра состоит из 9 раундов.

1 раунд: Приветствие команд . ( 5 баллов)

Участники придумывают девиз, приветствие команды (речёвки, кричалку) связанные с Иркутской областью.

Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команды связанное с Иркутской областью ( Сибиряне Усольчане .

Сибиряне Усольчане - район наш славится солями .

И недаром область наша как одна большая чаша.

и Байкалские надежды

Байкал надежда Сибири

Он всем известен в мире.

У нас все люди его изучают

Гордятся Байкалом и. охраняют.

2 раунд: Составить паспорт места жительства (5 баллов).

Год и дата образования области.

Млечный путь; 2) Солнечная; 3) Земля; 4) Россия; 5) Иркутская;

6) Усольский ; 7) Большая Елань; 8) Декабристов; 9) 45; 10) 27 сентября 1937 год.

3 раунд: Картографический.

Командам выдаются карточки с заданиями, на столах имеются контурные карты Иркутской области и вырезанные шаблоны её соседей субъектов РФ.

(каждая правильно названная территория 2 балла).

1. Назовите “соседей” Иркутской области:

4 раунд: Природа родного края.

Угадать, о каком дереве идет речь, можно использовать подсказки. (без подсказки 5 баллов, каждая подсказка минус –1 балл)

Вопросы от сложного к простому. (Командам по требованию выдаются подсказки – всего их 6, чем быстрее, с наименьшим количеством подсказок команда напишет ответ в карточке, тем больше баллов она набирает).

Задание для команды № 1.

Определить дерево, произрастающее в Иркутской области?

Первая подсказка . Великий русский писатель Д.Н. Мамин - Сибиряк писал об этом дереве: “Будто боярин в дорогой шубе”.

Вторая подсказка . Первый космонавт Земли Ю.А.Гагарин позывным сигналом выбрал название этого дерева.

Третья подсказка . Дерево первой величины, живет до 400-500 лет.

Четвертая подсказка . Живица этого дерева исцеляет не только поврежденные деревья, но и тяжелые раны у людей и животных; настой из хвои помогает в борьбе с цингой.

Пятая подсказка . Хвоинки собраны в пучки по 5 штук, а не по 2, как у хвои обыкновенной.

(Ответ - кедр)

Задание для команды № 2.

Угадать, о каком животном Иркутской области идет речь?

Первая подсказка . В нашей области зверь редок – не более 300 особей.

Вторая подсказка . Ведет бродячий образ жизни, пробегая за сутки от 5 до 15 км.

Третья подсказка . Нападает из засады, усевшись на ветке дерева над тропой. Прыгает на спину жертве и хватает за шею.

Четвертая подсказка . Охотится, в основном, утром и вечером, реже днем. Основной объект добычи – заяц–беляк. В среднем хищник съедает одного зайца в 4 дня. Нападает также на молодых косуль, маралов, лосей, ловит птиц, гнезда птиц разоряет постоянно.

Пятая подсказка . Самая крупная кошка весом до 30 кг и около 1метра в длину. Хвост как бы обрублен, уши с кисточками черных волос на концах.

(Ответ - рысь)

5 раунд: Геологический

Определить название образцов представленных горных пород.

(каждая горная порода 1 балл)

Раздаются образцы горных пород под номерами , н апротив каждого номера горной породы необходимо записать название.

каменный уголь - (№2)

6 раунд: Красная книга

Выберите только те, которые есть в Иркутской области, вставить пропущенные буквы в списке названий редких и исчезающих растений и животных родного края.

(за каждый правильный ответ - 2 балла)

Если обучающиеся допускают орфографическую ошибку в названии, снимается 1 балл, и за неправильный ответ снимается второй балл.

1) Ч . РН .. .. СТ

2) СК . П .

3) С . ПС . Н

4) Б . РК . Т

5) Р.Д.ДЕНДР.Н С.Б.Р.К..

6) Л . Г . ШК . С . Б .. СК ..

7) Р . Д .. Л . Р . З . В ..

9) К . П . Л . Н . Ц .

1) черный аист, 2) скопа, 3) сапсан, 4) беркут, 5) рододендрон сибирский, 6) лягушка сибирская, 7) радиола розовая, 8) венерин башмачок, 9) купальница.

7 раунд: Туристический

( каждое правильное обозначение 1 балл)

Работает вся группа по очереди выходят к карте.

Это задание заменяет физкультминутку

Показать объекты на карте:

1) река Ангара; 1) Ангарск

2) г. Братск; 2) Р.Белая

3) г. Усть - Илимск; 3) Усть-Кут

4) Усолье - Сибирское; 4) Черемхово

5) река Белая; 5) Усть –Ордынский авт. округ.

6) Иркутско – Черемховский каменно – угольный бассейн. 6) Листвянка

7) Бодайбо 7) Байкальский хребет

8) хр. Кодар. 8) р. Киренга

9) р Лена 9) г. Черского

10) село Большая Елань 10) пик Триангуляторов

Дается несколько минут на подготовку, затем выходят к карте

По цепочке все участники группы, по команде ведущего показывают объект и несколько слов о этом объекте.

8 раунд: Практическая работа

Работая по карте Иркутской области и контурной карте нанести и подписать реки, которые нуждаются на Ваш взгляд в охране..

Перечислить все природоохранные мероприятия по охране выбранных Вами водных источников. Объясните.

9 раунд: Заключение.

В чем заключается неповторимость нашей области?

Какие выводы можно сделать по развитию нашей области?

За работу в группах выставляю оценки

Обучающиеся заполняют рефлексию:

Что я знал о Иркутской области__________________

Что мне особенно удалось при проведении данного урока____________________

Что я ещё хочу узнать о природе Иркутской области_ ______________

Домашняя работа.

Презентация на тему: " География Иркутской области. Учебное пособие по географии для учащихся 8 – 9 классов. Программа подготовлена : Шепенда Ольгой и Смольниковой Ириной." — Транскрипт:

1 География Иркутской области. Учебное пособие по географии для учащихся 8 – 9 классов. Программа подготовлена : Шепенда Ольгой и Смольниковой Ириной.

2 Содержание 1.История исследования. 2.Физика–географическое положение. 3.Областной центр 4.Рельеф. 5.Климат. 6.Природные ресурсы. 7.Поверхностные воды. 8.Почвы. 9.Растительность. 10.Животные. 11.Население. 12.Экономика. 13.Хозяйство. 14.Культурное и социальное обеспечение. 15.Экология и охрана окружающей среды. 16.Подведем итоги твоих знаний?

3 История исследования. Пути землепроходцев Пути важнейших экспедиций

4 Пути землепроходцев. XVII в с полным правом может быть отнесен к эпохи великих русских географических открытий.Быстрое достижение русскими самых отдаленных уголков Сибири объясняется с самой целью походов в поисках соболиных мест. Высокоэффективный способы пушного промысла в России привели к быстрому истреблению этого зверька, что подтолкнула на поиски новых землиц.Движение землепроходцев шло двумя основными путями – северным через Мангазею и южным через Енисейск. С великим трудом и большою нуждою было сопряжено продвижение по Верхней Тунгуске (Ангаре). Река быстрая и пороги великие.И на Илиме плавание затрудняли многочисленные пороги, через которыевозводили суда, а грузы обносили на себе. Благодаря стойкости в преодолении трудностей и невзгод, своей любознательности, они прошли за невероятно короткий срок всю Сибирь, собрали о ней первые достоверные сведения и положили начало ее освоения. Вслед за землепроходцами пошли промышленные люди, купцы, предприниматели, затем крестьяне-земледельцы, составившие главную силу в заселении и освоении земель,закреплении их в составе России. Систематическое изучение Сибири, начатое при Петре I путем организации экспедиций, неизмеримо расширило документальную базу исследований и научный горизонт ученых XVIII века.

5 Пути важнейших экспедиций – 1855 г.г. Р.К.Маак возглавил первую крупную экспедицию ВСОРГО.Проведены комплексные исследования – 1866 г.г.П.А.Кропоткин, в поисках следов деятельности древних ледников,обнаружил остатки небольшого вулкана открыл Патомское нагорье.В экспедиции велись геологические, зоологические наблюдения, маршрутная топосъемка 1868 – 1873 г.г.А.Л.Чекановский положил начало систематическому изучению геологии Прибайкалья, высказал гипотезу о движение земной коры и происхождения озера Байкал – 1885 г.г. И.Д.Черский изучал геологию берегов озера Байкала и Прибайкалья.Им составлены геологические описания и карты, Сделаны засечки отметок высокого уровня воды Байкала – 1877 г.г. Н.Н.Агапитов изучал почвы и растительность в Сибири. Им составлены почвенные карты Иркутского и Балаганского районов – 1891,1895 г.г. В.А.Обручев первый штатный геолог Восточной Сибири, проводил детальные геологические исследования, развил теорию о неотектонических движениях земной коры – 1724 г.г. Д.Г.Мессершмидт руководитель первой научной экспедицией в Сибири,организованной по личному поручению Петра I.Положил начало научному изучению области и озера Байкал,составлена карта и полное описание озера Байкал.

6 Физико-географическое положение. Иркутская область, в состав которой входит Усть- Ордынский Бурятский автономный округ, расположена в южной части Восточной Сибири, почти в центре Азиатского материка. Протяженность с севера на юг 1500км, с запада на восток км. Площадь области равна 767,9 тыс. кв. км. По размерам территории она стоит на 6 месте в Российской Федерации. Крайние точки области имеют координаты: северная 64 о 15с.ш., южная- 51 о 07, западная 95 о 38 в.д., восточная – 119 о 07. Такое положение области является одной из главных причин суровых климатических условий. Область находится примерно на середине железной магистрали от Москвы до Владивостока, значительно удалена от основных промышленных центров страны и морских портов. Удобное географическое положение на путях в Монголию и Китай, в бассейн Амура и к берегам Тихого океана, а также по реке Лене в Якутию и на северо- восток Сибири сыграло положительную роль в развитии города Иркутска, как крупного экономического, политического и культурного центра Сибири и продолжает иметь важное значение для развития производительных сил области. Иркутская область граничит на северо- западе с Красноярским краем, на северо – востоке с Республикой Саха (Якутия), на востоке с Читинской областью, на юге Республиках Тува и Бурятия.

7 Иркутск. Иркутск – старинный город, основанный в 1661 году, является административным, промышленным, транспортным и культурным центром Иркутской области.В настоящее время в нем проживает 632,2 тыс. жителей (на ). Он расположен по обоим берегам реки Ангара, в 66 км.от озера Байкал и находится почти посередине между западными и восточными границами России. С получением в 1686 году статуса города начинается становление Иркутска как промышленного, транспортного и торгового центра.Путешественники, посещавшие Иркутск, признают его богатство и удобство его географического положения. Во второй половине XVIII века город становится важнейшим научным центром на Востоке страны и торговым, административным, просветительским и культурным центром Восточной Сибири. Первые театральные постановки в городе были осуществлены уже в 1787 году. Иркутск был третьим провинциальным городом после Тулы и Харькова, где открыли светские театры, и первым театральным городом Сибири. В 30 – 40 –х годах XIX века в Восточно-Сибирском крае возникает и стремительно развивается добыча золота, а Иркутск становится центром золотопромышленности.В середине позапрошлого века в Иркутске насчитывалось лишь около 30 мелких предприятий.Первый поезд в Иркутск пришел 16 августа 1898 года. Ныне город связан десятками транспортных линий со многими регионами.Иркутский аэропорт доставляет своих пассажиров не только в Москву и Владивосток, но и в международные аэропорты Китая, Монголии, Японии, Турции и других стран. В городе работают более 80 предприятий. Наиболее важными отраслями промышленности являются пищевая и машиностроение. Несмотря на то, что городу более 300 лет, средний возраст его жителей всего 31,6 года. Это можно объяснить тем, что Иркутск – студенческий и молодежный центр, в нем 12 вузов, 25 специальных средних учебных заведений и 11 профессионально – технических училищ. Иркутск является крупным туристическим центром. Ежегодно его посещают тысячи туристов России, ближнего и дальнего зарубежья. Туризм является одной из перспективных отраслей развития города.В связи с изменяющимся экономическим развитием страны изменится и город на Ангаре.

8 Рельеф. Большая часть территории Иркутской области расположена в пределах южной окраины Среднесибирского плоскогорья, окаймленного на юге горными системами Восточного Саяна и Прибайкалья. Основная часть территории находится в пределах высот м. над уровнем моря. В рельефе Среднесибирского плоскогорья выделяются:Иркутско- Черемховская равнина, Предбайкальская впадина, Приленское плато, Ангарский кряж, Бирюсинское плато и Ербогаченская равнина с высотами м на востоке и м на западе и севере, Лено- Ангарская плато с отметками до м. Южная часть территории занята горами Восточного Саяна с максимальной высотой 2875 м (пик Триангуляторов) и отрогами Хамар- Дадана. Вдоль западного побережья озера Байкал простираются хребты Приморский (вершина Трехголовый Голец м) и Байкальский ( г. Черского – 2588 м). Западнее Приморского хребта расположена Онотская возвышенность. К северу Байкальский хребет расширяется и переходит в Северо – Байкальское нагорья. Северо – восточную окраину Иркутской области занимает Патомское нагоргье.Рельеф его представлен плоскими широкими водоразделами с преобладающими высотами м. На границе с Бурятией и Читинской областью находится хребты Делюн- Уранский и Кодар, последний имеет максимальную для Иркутской области вершину с отметкой 2999 м.

9 Климат. Климат Иркутской области резко- континентальный с холодной и продолжительной зимой ( 5-6 месяцев ) и тёплым, с обильными осадками, летом. Эти черты климата тесно связаны с особенностями физико-географических условий и циркуляцией атмосферы. В зимнее время года над территорией устанавливается азиатский антициклон (высокое атмосферное давление),в котором преобладает морозная, сухая и солнечная погода со слабыми ветрами (1 м/с), интенсивное развитие получают процессы выхолаживания. В тёплый период усиливается циклоническая деятельность, возрастает облачность и выпадает % годовой суммы осадков. Расположение территории в центре азиатского материка, значительная протяженность по широте и долготе, сложность орографии создают разнообразие в распределении всех метеорологических величин. Самый холодный месяц - январь (-20 о 30 о С), а самый тёплый - июль (17 о -18 о С). Суточные амплитуды составляют 15 о -20 о С, годовые амплитуды достигают 40 о -50 о С. Атмосферные осадки изменяются в широких пределах от 200 на акватории Байкала до 1440 мм в горах Хамар-Дабана, западных склонах Байкальского хребта и Северо- Байкальского нагорья. Наибольшее количество осадков выпадает в июле. Над большей частью Иркутской области зимой преобладают ветры западного направления, летом- северо-западного. Однако направление ветра у земли определяется особенностями физико-географических условий. В зимнее время года за счет азиатского антициклона наблюдается большая повторяемость штилей 30-40%, средние скорости ветра не превышают 1 м/с и только на Байкале ветер может достигать 5 м/с. В переходные сезоны года (весна, осень) средние скорости ветра достигают наибольших значений в году 3 м/с. Наибольшее число дней с сильными ветрами более 15 м/с наблюдаются на Байкале.

10 Природные ресурсы Природным богатством области является лес, которым покрыто более ¾ её территории. По возрастной структуре спелые и перестойные леса занимают 58,3 млн. га или 89% покрытых лесом земель. Леса дают древесину, пушнину, пищевые и лекарственные продукты. Важной частью природных богатств Иркутской области и Усть- Ордынского Бурятского автономного округа являются земельные ресурсы. Земельный фонд составляет 76,8 млн. га, из них сельскохозяйственные угодья-только 3,6% этой площади. Ценное природное богатство области представляют её водные ресурсы. Это прежде всего оз. Байкал и реки Ангара с каскадом водохранилищ, Лена, Витим и Ниж. Тунгуска. На своем пути они собирают воды многочисленных притоков. Основную часть гидрографической сети (93%) составляют малые реки. Суммарные водные ресурсы области оцениваются сотнями кубических километров. Водоемы содержат огромные запасы пресной воды, гидроэнергетических и пищевых ресурсов и используются для судоходства. Иркутская область богата каменным углем, железной рудой, золотом, слюдой, поваренной солью, мрамором.

11 Поверхностные воды Иркутская область богата поверхностными водами. По её территории протекает более 65 тыс. водотоков, общей протяженностью свыше 300 тыс. км. Здесь формируются такие крупные реки как Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска, Киренга. В пределах территории находятся также нижнее течение Витима и западная часть крупнейшего пресноводного бассейна мира – оз. Байкал. Наиболее густая речная сеть имеет место в горных районах, наименьшая – в лесостепных. В результате сооружения гидроэлектростанций возникли крупные водохранилища – Иркутское, Братское, Усть- Илимское (на реке Ангара) и небольшое Мамаканское (на р. Мамакан). Озер мало, болота занимают около 4% территории. Распределение речного стока по сезонам года крайне неравномерно, основная его доля падает на половодья и паводки, которые приурочены к весеннему и летнему периоду. В зимние месяцы значения стока невелики.

12 Почвы Почвенный покров области весьма разнообразен. Наиболее широко распространены подзолистые почвы, расположенные на песчаных и супесчаных грунтах. Дерново-подзолистые развиваются под пологом темнохвойных и светлохвойных лесов. Дерновые лесные занимают нижние части склонов южной экспозиции осветленных, разреженных хвойно-мелко- лиственных травянистых лесов. Дерново-карбонатные – одни из плодороднейших почв области - формируется на известняках и известковистых песчаниках. Мерзлотно-таежные и мерзлотно-таежные заболоченные распространены в северных районах под лиственничными кустарничковыми лесами в условиях избытка влаги и недостатка тепла. Их развитие связано с наличием многолетней мерзлоты. В лесостепных районах распространены серые лесные почвы, которые находятся под разреженными смешанными лесами с травянистым покровом ; широко используются в земледелии.

13 Растительность Растительность равнинных территорий - северо- и среднетаёжные лиственничные (из лиственницы даурской) кустарниковые и кустарничково- моховые леса. - среднетаежные сосновые и лиственнично-сосновые (из лиственницы сибирской) кустарничково-зеленомошные леса. - осиново-березовые травяно- зеленомошные леса. - разнотравно-злаковые луговые степи, сухие степи, остепененные леса и сельскохозяйственные угодья на их местах. - низинные болота и заболоченные леса и луга. - кустарниково-сфагновые болота и заболоченные леса. Растительность горных территории -каменистые тундры. - кустарничковые и мохово- лишайниковые тундры в сочетании с высокогорными лугами. - лиственничные редколесья из лиственницы даурской в сочетании с зарослями кедрового стланика. Горнотаежная растительность - Кедровые с примесью пихты, ели зеленомошные леса.

16 Население В настоящее время в регионе проживает 2783,3 тыс. чел.(на г.), что составляет всего около 2% населения России. Национальный состав разнообразен, что является отражением истории заселения региона. Наряду с русскими в переселенческом движении участвовали представители многих народов: украинцев, белорусов, татар и др. Коренные народы Сибири – буряты, тофалары, эвенки, якуты составляют около 3% всего населения. В области живут и трудятся более 100 народов и народностей.

17 Экономика Отрасли промышленности Горнодобывающая Железная руда Золото Слюда Поваренная соль Цветная металлургия Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно- бумажная. Легкая. Пищевая. Стройматериалы. Угольная Машиностроение и металлообработка

18 Электроэнергетика. Электроэнергетика Электростанции Тепловые- ТЭС. Гидроэлектростанции-ГЭС Группы- ТЭЦ.

19 Хозяйство Лесное хозяйство Состав леса по породам : сосна, ель, пихта, лиственница, кедр, мягколиственные, кустарники. Пушное хозяйство Структура закупок клеточной пушнины, 1993г. ( в процентах) Голубой песец Серебристо-черная лисица Норка

20 Сельское хозяйство. Растениеводство Пшеница, ячмень, овес, картофель, овощи Сельскохозяйственные угодья Пашни, сенокосы, пастбища Животноводство Коровы, свиньи, овцы, птицы.

21 Транспорт. Железнодорожный Водный Автомобильный Авиационный Трубопроводный

23 Охрана природы Содержание закона об охране природы предусматривает сохранение и улучшение природных условий, рациональное использование ресурсов, их восстановление, сохранение культурных, исторических и природных достопримечательностей. В области проводится работа по восстановлению лесов, увеличению количества ценных промысловых рыб, охраняются полезные животные, птицы. В населенных пунктах ежегодно высаживаются деревья, цветы. Большое внимание в стране уделяется охране оз. Байкал. Охрана природы является важнейшей государственной задачей всего народа.

24 Тест Иркутская область. Тест- 9кл. 1. Какие районы входят в состав Иркутской области. А. Ангарский. Б. Братский. В. Жигаловский. Г. Минусинский. Д. Катангский. Е. Каннский. Ж. Киренский. З. Чунский. 2. Выберите вариант, где указаны народы, проживающие в Иркутской области. А. русские, якуты, эвенки. Б. Русские, буряты, тофалары. В. русские, буряты, ненцы. Г. Буряты, тофалары, коряки. 3. Выберите верные утверждения. А. Иркутская область обладает богатыми агроклиматическими ресурсами. Б. Иркутская область характеризуется высоким уровнем обеспеченность водными и гидроэнергетическими ресурсами. В. Лесные ресурсы Иркутской области очень значительны. Г. Иркутская область обеспечена рудами черных и цветных металлов. Д. Иркутская область обеспечена всеми видами химического сырья

25 4. Укажите отрасли специализации Иркутской области. А. Черная металлургия, машиностроение, сельское хозяйство. Б. Цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, электроэнергетика. В. Нефтяная, газовая, угольная, металлургическая промышленность. Г. Судостроение, автомобилестроение, текстильная промышленность. 5. Выберите территориально- производственные комплексы, где расположена большая часть лесопромышленных комплексов. А. Иркутско-Саянский, Бодайбинско-Мамский. Б. Братско-Усть-Илимский, Тайшетско-Чунский. В. Катангский, Тулунский. 6. Установите соответствия между типами электростанциями. Тип электростанции Примеры. 1. ГЭС А. Братская. Г. Усть-Илимская. 2. ТЭС Б. Шелеховская. Д. Мамаканская. В. Ново-Иркутская. Е. Ново-Зиминская.

26 7. Выберите верные утверждения А. Сельское хозяйство – отрасль специализации Иркутской области. Б. Иркутская область обладает богатыми и разнообразными природными ресурсами. В. Транспортная сеть Иркутской области отличается чрезвычайной густотой. Г. Население Иркутской области однонационально. Д. Иркутская область специализируется на производстве алюминия. 8. Установите соответствие 1. Иркутск. А. Горно-обогатительный комбинат. 2. Ангарск. Б. Целлюлозно-бумажный комбинат. 3. Братск. В. Нефтехимический комбинат. 4. Байкальск. Г. Лесоперерабатывающий комбинат. 5. Железногорск-Илимский. Д. Машиностроение и металлообработка.

27 9. Установите соответствие между ТПК и специализацией. ТПК специализация. 1.Химическая промышленность, А. добыча угля. 2.Бодайбинско-Мамский. Б. Лесная, лесоперерабатывающая, горно-обогатительная промышленность. 3. Братско-Усть-Илимский. В. Судостроение, нефть, газ. 4. Иркутско-Саянский (Зиминский). Г. Золотодобывающая, изоляционный материал. 10. Установите соответствие. 1. Цветная металлургия. А. Катангский район. 2. Добыча газа. Б. Братск, Шелехово. 3. Охотничье-промысловый район. В. Зиминский район. 4. Микробиологическая промышленность Г. Жигалово. 5. Химфармкомбинат. Д. Усолье-Сибирское.

Читайте также: