Почему его поучения важны для православных людей и сегодня кратко

Обновлено: 04.07.2024

Родился в конце XII века (между 1292 и 1300 гг.) в г. Москве в семье черниговского боярина Федора Бяконта.

На 20-м году жизни ушел в Московский Богоявленский монастырь и в 1320 году принял монашество с именем Алексия, находясь под руководством опытного старца Геронтия.

В 1340 году митрополит Феогност определил его жить при своем святительском дворе и заведовать церковными судебными делами Церкви.

6 декабря 1352 года митрополитом Феогностом хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского.

Скончался 12 февраля 1378 года в Чудовом монастыре.

20 мая 1431 года в Чудовом монастыре обрушилась церковь, в которой был погребен святитель Алексий. Падавшими камнями был разбит гроб его, в котором и обрели нетленные мощи святителя.

Святитель Алексий явил собою образ доброго пастыря и деятельного патриота.

Он сумел сочетать в себе эти два великих качества. Это был муж славный в добродетелях, отличавшийся силою слова, сведущий в канонах и искусный в знании как церковных, так и гражданских законов. Эти качества и послужили причиной представления его к иерархическому управлению самой святейшею митрополией Киевской и всея Руси.

Со времени возведения святителя Алексия в митрополита началась его деятельность по устройству и восстановлению церквей и монастырей.

В 1361 году были восстановлены монастыри: Чудов, Спасо-Андроников и Алексеев в Москве; в 1362 году – Симонов, Серпуховской, Владычный вне Москвы; в 1365 году – Константинов близ Владимира, Благовещенский в Нижнем Новгороде.

Святителю Алексию пришлось вести напряженную борьбу за единство Русской Церкви. Благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера в соединении с умом и образованием он смог поставить архипастырскую власть в России на небывалую высоту. Призванный волею Божиею к управлению дел церковных и государственных, он, как первоиерарх Русской Церкви, всегда оставался первомолитвенником за православных людей, церковным пастырем, кротким аскетом, человеком безупречной иноческо-подвижнической жизни.

Духовно-нравственный облик святителя раскрывается из его поучений, которых сохранилось два. Одно к Нижегородской пастве, а другое вообще к христианам.

Мы видим, что святитель заботился обо всех: о пастырях и мирянах. Всех охватывает его пастырская попечительность.

Он учил пастырей избегать нерадения, лености, страха человеческого пред сильными мира сего, заступать за немощных и учить пасомых добрым взаимоотношениям между собою.

Мирян он призывал иметь любовь между собою и страх Божий, исполнять заповеди Божии и искренно каяться, любить храм Божий, благоговейно стоять и молиться нерассеянно в нем и всегда помнить час кончины.

Особо поучал святитель князей, бояр и вельмож. Их он учил справедливости на суде, бескорыстию и защите ими вдовиц, сирот и обидимых.

Самою яркою чертою его духовно-нравственного облика является горячая и преданная любовь к своему отечеству.

В этом отношении святитель Алексий был поистине печальником и мудрым государственным мужем Русской земли. Его содействие великому князю Московскому Ивану Ивановичу окончательно возвысило Москву и способствовало, с одной стороны, подчинению удельных княжеств Московскому княжеству, а с другой – положил начало свержению монгольского ига.

После смерти великого князя Ивана Ивановича на попечении святителя Алексия остался малолетний сын усопшего Дмитрий. Как опекун Дмитрия, он принимал самое активное участие в дальнейшем возвышении Москвы. В заботе об отечестве были проявлены святителем мудрость, миротворчество, строгость и в то же время осторожность, обдуманность и выдержанность во всех поступках.

Подвергая свою жизнь опасности, он дважды ездил в Золотую Орду. При этом открылся и дар чудотворения святителя Алексия, когда он после молитвы пред Богом исцелил жену хана Чанибека Тайдулу.

И вторично он ездил к грозному хану с ходатайством за всю Русскую землю.

Кроткой и разумной беседой он укротил ярость хана и благополучно возвратился в свое отечество, неся мир своим соотечественникам.

Святитель Алексий был связан с преподобным Сергием узами тесной дружбы. Он так высоко ценил преподобного, что имел намерение сделать его своим преемником, но скромный угодник Божий уклонился от этого.

Существует любопытное предание о посещении святителем Алексием Самары.

Говорят, что, следуя в одну из своих поездок в Золотую Орду (1353 или 1357 г.), святитель остановился на неизвестной ему реке, которая впадала в Волгу. Находившиеся при нем люди, идя по берегу, поросшему густым лесом, увидели одну тропинку и, идя по ней, к ужасу своему, нашли в необитаемом лесу человека, забравшегося в эту глушь, как оказалось, для спасения души. Тотчас же донесли об этом святителю.

По другим источникам, он пред самою своею кончиною совершил Божественную литургию и приобщился Святых Таин, затем, пожелав всем мира и любви, воздав последнее целование, мирно предал Господу свою душу.

Труды: Грамота митрополита Алексия на Червленый Яр боярам, баскакам, духовенству и мирянам о подсудимости их Рязанскому епископу // Акты исторические, собранны е и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842, т. 1, № 3. – С. 3–4; Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. № 19. Ст. 167–172.

Поучение Алексия митрополита от апостольских деяний к христолюбивым христианам // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1847, ч. 5. – С. 30–39.

Невоструев К. И. Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита Московского и всея России. Поучения христианам нижегородских и городецких пределов // Душеполезное чтение. – 1861, ч. 1. – С. 449–467.

Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Труд святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. – М., 1892.

Литература: Попов А. Сборник статей в православной памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. – СПб., 1911.

Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1871. – С. 132.

Анатолий, архимандрит. Житие Алексия, митрополита всея России, Московского чудотворца. – Одесса. 1905.

Питирим, епископ. Краткое описание жития святителя Алексия // Духовный вестник. – 1862.

Пахомий Логофет. Житие митрополита всея Руси Алексия, составленное Пахомием Логофетом // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.; Сергиев Посад, 1877–1878, т. 4, №№ 1–2.

Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 2-е изд. – СПб., 1899, т. 2. – С. 12, 23.

Браил. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. – 1896. – С. 46.

Токмаков И. Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского монастыря. – 2-е изд. – М., 1896.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 2. – С. 260–261; т. 4. – С. 24. 63, 111.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 953, 959–961 и прим. 2. – С. 964, 1247, 1248; кн. 3. – С. 650, 651.

Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1848, ч. 6.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. – 3-е изд. – СПб., 1882.

Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1863. (Указатель. – С. 14).

Степенная книга // Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1863, т. 21: Книга степенная царского родословия. – СПб., 1908, ч. 1. – С. 444–450.

Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1863. – С. 3, 4, 30, 55–58, 209.

Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 137, 141–144, 148–151.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 499, 501, 509.

Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. – М., 1903–1911; 1908; 1916; февраль; 1916, доп. т. 2. – С. 439, 445.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 72–75.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 515. – С. 130.

Православный собеседник. – Казань, 1858, февраль. – С. 279.

– 1867, март. – С. 195.

– 1907, сентябрь. – С. 31, прим.

– 1909, февраль. – С. 193.

Пастырские собеседования. – 1895, № 18–19. – С. 265–275; № 20. – С. 289–296.

Самарские епархиальные ведомости. – 1878, № 19.

– 1886, № 17. – С. 351–357.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396, 1402.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 103–104, 404–406, 423–427, 417–422, 524, 527, 930.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 654.

Исторический вестник. – 1881, март. – С. 519; апрель. – С. 738–739, 740, 742.

– 1884, январь. – С. 204.

– 1885, декабрь. – С. 35.

– 1890, ноябрь. – С. 490.

– 1893, май. – С. 467; июль. – С. 418.

– 1894, июль. – С. 168.

Русская старина. – 1888, март. – С. 752, 754.

Русский архив. – 1893, кн. 3. – С. 7, 33–34.

– 1903, кн. 2, № 8. – С. 594.

– 1904, кн. 1, № 4. – С. 291; кн. 2, № 6. – С. 231.

– 1912, № 6. – С. 214–215.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 119–120.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 523–531.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 1. – С. 350; т. 17. – С. 717; т. 20 – С. 135.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб.. 1890–1907, т. 1. – С. 417.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 17–18

Русский паломник. – 1909, № 20. – С. 310, 311.

Журнал Московской Патриархии. – 1945, № 4. – С. 13–14.

– 1947, № 5. – С. 36–44.

– 1954, № 4. – С. 43–45.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 13, 34.

Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах. / Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. I. Аарон-Иоаким II. 2002. – 543 с. ISBN 5-7533-0222-Х


Бог не исполняет нашей молитвы оттого, что просимое не принесет пользы.

За собой следить надо. Как видишь, что подходит прилог оскорбить, сказать колкость, сейчас же его прогнать, а то потом пойдет желание, а за ним дело.

А за зло надо платить добром. Часто бывает, что эти люди (враги) говорят нам то, чего мы сами-то за собой не замечаем.

Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что человеку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь чем можно, так поступая, входя в других, живя с ними, можно совсем отречься от своего я, совсем про него забыть. Вот когда мы будем иметь это и молитву, тогда мы нигде не пропадем, куда бы мы ни пришли и с кем бы мы ни встретились.

Всех объять любовью может только Господь, а поэтому полюбить всех мы можем только через Христа.

Случаев нет на земле; все от Господа, все наши встречи не случайны. Господь нас сталкивает с людьми не напрасно. Мы вот все относимся к людям, встречающимся с нами в жизни, равнодушно, без внимания, а между тем Господь его к тебе приводит, чтобы ты дал ему то, чего у него нет; помог ему; конечно, не в материальном смысле, но более широком: научил любви, смирению, кротости, словом, привел бы ко Христу своим примером. Если ты ему откажешь, ни в чем не послужишь, то помни, что он все-таки не будет лишен этого. Господь дает тебе случай сделать добро, приблизиться к Нему; если ты не хочешь, Он найдет другого человека, который даст требующему должное и нужное ему.

Co смирением диавол не может бороться. А у нас его и нет, мы все думаем о себе, все стараемся устроить свое счастье сами, ставим себя на место Бога; а всякий гордый человек – несчастный человек, он удаляется от Бога; поэтому святые избегали чести, боясь, что они загордятся и удалятся от Господа, перестанут служить Ему, а начнут служить своему я.

Вы видите, други, духовное помрачение сопровождается удалением Света, просвещающего всякого человека, и глубоким мраком, темнотою. Кому не страшна эта тьма, кто не ужасается ее? Кто не будет готов бежать из нее, чтобы скорее придти в чудный, вожделенный свет Спасения? Будем понимать и верить, что только Свет Христов, Свет духовный есть величайшее благо, есть совершенство, блаженство. Будем верить и стремиться к Нему, к Свету Христову.

Какие молитвы угодны Богу? Те, в которых мы просим себе действительно полезного и молимся о славе Божией и о благе ближних, то есть являем любовь к Богу и ближним.

Христианина мы не представляем себе как существо чисто духовное, отрешенное от всех земных забот и привязанностей. Он прежде всего житель земли, которая неминуемо действует на него и налагает свои обязанности и условия существования; он сын своего отечества, которому служит, и член человечества, к которому принадлежит, и вместе с тем он существо, одаренное умом и сердцем, с потребностями святой веры, знания и добра, со стремлениями к высшему развитию на земле для неба. Согласно с этим призванием лежат на нем многоразличные заботы: по отношению к миру – его долг трудиться и устроить свое внешнее благополучие, по отношению к отечеству – честно проходить обязанности своего звания и служить на пользу общую и, сверх того, заниматься делом души своей, украшая себя чистотою совести и добрыми делами.

+

3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 3

Ответ

+

Смотря какой ещё митрополит

Ответ

+

Ответ

+

О храме

Подать записки

Служение

Расписание бесед и занятий

Расписание бесед и занятий

Информация

НЕ ПРОПУСТИТЕ.

Генерал-фельдмаршалу Миниху приписывают такие слова: "Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что управляется непосредственно самим Богом, иначе невозможно понять, как оно до сих пор существует".

Навряд ли Христофор Антонович был хорошо знаком с историей России, но то, что этот немец за без малого полвека, прожитого в нашем богоспасаемом отечестве понял суть вещей, не подлежит сомнению.

Действительно, в самые тяжелые времена, когда само сущест-вование русского государства оказывалось под угрозой, когда по всем законам человеческой логики русская цивилизация должна была исчезнуть, как некогда исчезли древние цивилизации Востока, Всемилостивый Бог посылал России людей, менявших правила игры, бравших на себя крест, казавшийся для всех неподъемным, отдававших себя без остатка общему делу.

Таковыми были Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Михаил Кутузов. Таким человеком вне всякого сомнения был и митрополит Киевский и всея Руси Алексий.

Человек, еще в юности выбравший для себя келью и безмолвие, получил от Господа послушание в виде управления страной мало того, что огромной, мало того, что угнетаемой иноверными и теснимой инославными, так еще и изнутри раздираемой на части расплодившимися потомками Рюрика.

"Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы." (Ин. 17,11) Эту Христову заповедь Алексий усвоил от юности своей. Эхом из маковецкого леса отозвался призыв преподобного Сергия, дабы "взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира".

Единство Руси — вот та цель, к которой святитель стремился всю свою жизнь, над которой работал неустанно, о которой молил Господа день и ночь, за которую шел на смерть.

Исцеление ханши Тайдулы. Клеймо житийной иконы кон. XV в. из Успенского собора Московского Кремля. ГТГ

Да, Алексий явил поразительное бесстрашие: два раза он ездил в Орду, причем обе поездки сопровождались угрозами нового нашествия и отнюдь не гарантировали успеха его миссии.

"Два эти путешествия святителя Алексия в Орду, — пишет историк А. В. Горский, — поставили его высоко в мнении современников и прославили его в родах грядущих, как чудотворца и отечестволюбца".

Год он просидел в плену у Ольгерда Литовского в ожидании верной гибели (последующий пример святителя Дионисия Суздальского доказал обоснованность этих страхов). Два года в Константинополе он терпеливо ждал рукоположения и решения важнейших вопросов. В первую очередь — о судьбе русской митрополии и переносе кафедры во Владимир. Там святитель также чуть не погиб, попав сначала в круговорот мятежа против императора Иоанна Кантакузина, а затем в буре на Черном море.

Но никакие превратности судьбы, точнее, козни врага рода человеческого, не могли остановить того, с кем был Бог. Ведь, по слову Иоанна Златоуста, "Нет никого сильнее огражденного помощью свыше, и нет никого слабее лишенного этой помощи".

Эти слова можно смело отнести и к Москве. Молитвами святых угодников и трудами князей этот маленький городок на западной границе Владимирской земли вырос и окреп, возвысил свой голос и заявил о себе как о точке сбора раздробленной Руси. Надо признать, что выбор был сделан до Алексия: его отцом, черниговским боярином Федором Бяконтом, переехавшим с берегов Десны на службу Даниилу Александровичу; ханом Узбеком, выдавшим князю Юрию Даниловичу ярлык на великое княжение Владимирское; митрополитом Петром, выбравшим Москву местом своего упокоения и тем самым благословившем этот город.

И Алексий, будучи крестником Ивана Калиты, всю жизнь отстаивал интересы Москвы и московских князей. Не последнюю роль при этом сыграло то обстоятельство, что Первосвятитель стал, согласно духовной грамоте великого князя Семена Ивановича, попечителем его младших братьев — князей Ивана и Андрея. По смерти же Ивана Алексий становится опекуном малолетнего сына и наследника великого князя — Дмитрия (будущего Донского).

Это был беспрецедентный случай, когда архипастырь стал фактически главой государства. Подобное стало возможным благодаря высочайшему авторитету, который имела Церковь на Руси в это тяжелейшее время, ибо в ней народ видел главный залог единства, и непререкаемому авторитету же самого митрополита благодаря его безупречному нравственному облику.

"Святителя Алексия, — по замечанию историка Е. Е. Голубинского, — обстоятельства времени поставили во главе государственного управления, так что он был митрополитом и в то же время первым государственным человеком, главою боярской думы своих князей".

Прп. Сергий затворяет церкви в Нижнем Новгороде. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, Москва, XVI век

Свою верность объединительной политике Московских князей митрополит Алексий засвидетель-ствовал и в то время, когда малолетством Дмитрия Москов-ского воспользовался князь Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский. Последний добыл себе ярлык на великое княжение у свергнувшего Бердибека хана Навруза. Однако за полвека, прошедшие со времени, когда Калита закрепил за Московским домом великокняжеское достоинство, уже успела окрепнуть в сознании русских людей идея единения Руси вокруг Москвы. То, что начиналось как личное дело Московских князей, уже стало всенародным чаянием. Поэтому за князя-отрока мгновенно вступились его бояре и митрополит, душой болевшие за продолжение объединительной политики Московской династии. Великое княжение удалось вернуть Дмитрию Ивановичу уже к 1363 году. В этом была великая заслуга святителя Алексия.

Святитель стал воспитателем Дмитрия и оставался его ближайшим советником вплоть до своей кончины в 1378 году.

Прп. Сергий затворяет церкви в Нижнем Новгороде. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, Москва, XVI век

Митрополит Алексий использовал авторитет церкви, чтобы предотвращать княжеские междоусобицы. Когда Борис Константинович Городецкий взбунтовался против старшего брата Дмитрия, митрополит направил в Нижний Новгород преподобного Сергия, благословив его в качестве крайней меры затворить в городе все церкви. Когда же и это не смогло смирить Бориса, по благословению митрополита к устью Оки отправилась московская рать. Гордый князь уступил, и Нижний принял законного правителя — Дмитрия Константиновича, в тот момент превратившегося из противника в верного союзника Москвы и нареченного тестя великого князя Дмитрия.

Именно Алексий устроил столь важный в политическом значении и столь счастливый брак Дмитрия с Евдокией Суздальской (в будущем — преподобной Евфросинией Московской).

После литовского похода на Москву 1368 года митрополит Алексий, дабы другим было неповадно, наложил анафему на союзных Ольгерду русских князей: Михаила Александровича Тверского и Святослава Ивановича Смоленского.

После нескольких лет ожесточенной борьбы за Владимирский стол тверской князь смирился и признал старшинство Москвы. Мирный договор был заключен при посредстве святителя Алексия. В нем читаем: "По благословению отца нашего митрополита всей Руси князь тверской дает клятву за себя и за своих наследников признавать великого князя московского старшим своим братом, никогда не искать Владимирской вотчины и не принимать ее от хана".

Нужно четко понимать, что Алексий встал во главе государства, как митрополит ВСЕЯ Руси — ВСЕГО обширного русского мира, а не одного княжества, пусть даже Великого Владимирского. Ведь девятилетний Дмитрий "не был царем всея Руси, в то время как церковная власть Алексия распространялась на польские, тверские и литовские земли, правители которых были вовлечены в борьбу, с их точки зрения, вполне законную, против первенства Москвы" (о. Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь).

Но, получив огромную власть, святитель не скатился в папоцезаризм, но терпеливо воспитывал Дмитрия, наставлял, помогал, направлял, по мере взросления князя все больше отходя на второй план. Мудрость и святость митрополита Алексия проявились в том, что он не воспользовался слабостью государственной власти для того, чтобы возвысить над ней Церковь. Святитель помнил слова Спасителя: "Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18, 36), которые святитель Алексий поставил во главу угла своей деятельности на благо Церкви и государства.

Олицетворяя образ епископа-правителя, епископа-политика, митрополит Алексий "свои блестящие дарования. посвятил работе над созданием московского государства, и сделал для него больше, чем кто-либо из князей — потомков Калиты" (Федотов Г. П. Святые Древней Руси).

Главным результатом работы Алексия как главы московского правительства стало воспитание национального вождя, вождя победы на Куликовом поле — Дмитрия Донского.

В решающие моменты борьбы с Тверью, Нижним Новгородом и Литвой успех Москвы в значительной мере обеспечивался его участием. Алексий понимал: если Русь не станет великой и свободной от Орды и Литвы державой, она потеряет не только государственность, но, неминуемо, и православную веру. Интересы Церкви и государства в этом историческом промежутке сошлись как никогда тесно.

Благодаря святителю Алексию все действия Москвы подкреплялись и престижем Константинопольского патриархата. Когда русско–литовское противостояние грозило окончательно расколоть единую митрополию, священноначалие Вселенской Православной Церкви решительно встало на сторону Москвы. В 1370 году патриарх Филофей подтвердил постановление, "чтобы литовская земля ни под каким видом не отлагалась и не отделялась от власти и духовного управления митрополита Киевского" (то есть Алексия, — И.Р.).

Святитель Филофей, патриарх Константинопольский

В разгар литовщины патриарх обратился с посланиями к митрополиту Алексию и русским князьям. Филофей полностью одобрил деятельность Алексия и советовал ему и впредь обращаться в Константинополь по церковным и государственным делам ввиду того, что русский "великий и многочисленный народ" требует и великого попечения: он "весь зависит от тебя (Алексия, — И.Р.), и потому старайся, сколько можешь, поучать и наставлять его во всем".

Филофей убеждал всех русских князей оказывать почтение и послушание митрополиту как представителю патриаршей власти, заместителю самого патриарха, "отцу и учителю душ". Одновременно глава Вселенской Церкви решительно осудил нападения Литвы на Москву, а князей, помогавших литовцам, заклеймил как нарушителей божественных заповедей.

Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась не только возглавленным Москвой патриотическим подъемом на Руси. Ее неповторимый облик во многом определялся творческим оживлением духовной культуры на всем пространстве "византийского православного содружества". Эпоха второй половины XIV — начала XV века в Восточной Церкви прошла под знаком исихазма, высоко поднявшего значение личностного понимания религиозного опыта. Который и стал почвой для возрождения русского монашества, ставшего возможным во многом благодаря трудам митрополита Алексия. Один лишь факт многолетней дружбы между Первосвятителем и преподобным Сергием Радонежским говорит сам за себя.

Памятник святителю Алексию Московскому перед Зачатьевским монастырем, Москва. Скульптор А.С. Забалуев

Кроме того, святитель Алексий основал множество общежи-тельных монастырей. В частности, в Москве: Спасо-Андроников, созданный им по обету в благодарность за спасение от бури на Черном море; Чудов — в Кремле; Симонов — на левом берегу Москвы-реки; Зачатьевский — первый женский монастырь в Москве, где подвизались родные сестры святителя. Под Серпуховом митрополит основал Введенский Владычный монастырь. Исполнил святитель и давнее намерение о восстановлении двух древних монастырей: Благовещенского в Нижнем Новгороде и Константино-Еленского во Владимире.

Прекрасным памятником заботы Святителя о своей пастве может служить его письменное наследие — перевод Священного Писания Нового Завета, поучения, послания, обращения к пастве, а также его труды по переписыванию книг.

Во время нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 году множество книг "сохранения ради" было в "сборных церквах до стропа (то есть до крыши, — И.Р.) наметано". Однако меры предосторожности не помогли и при взятии города все они погибли.

Святитель настолько превосходно изучил греческий язык, что, находясь в Константинополе, предпринял собственный перевод Нового Завета, уточняющий уже устаревший к тому времени кирилло-мефодиевский текст. "Труд Святителя, — пишет Леонтий (Лебединский), Митрополит Московский, — есть не только памятник, имеющий важное значение для древней русской письменности. Это — великая историческая святыня. Это — плод подвига и снискания разума великого всероссийского Святителя, который, в заботах об единомыслии в Русской Православной Церкви, приложил свое глубокое знание греческого языка к тому, чтобы дать верующим наиболее точный перевод Нового Завета на языке, общедоступном славянскому миру".

Но главным памятником святителю Алексию является, конечно же, Россия — великая Православная держава, в которой мы живем, то могучее древо, выросшее из корня заботливо сохраненного, выхоженного и удобренного святым митрополитом, не оставляющим нас и по сей день. Молитвами святителя Алексия Россия выстояла и в Смутное время, и в XX веке. Безбожные узурпаторы уничтожили любимое детище митрополита и место его упокоения — Чудов монастырь, но мощи святого в последний момент удалось вывезти, и сам факт этого спасения святыни является залогом сохранения нашего Отечества и надеждой на его будущее величие.

Читайте также: