План урока экологическое право 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

Изучить механизм воздействия радиации на организм человека и последствия этого воздействия на примере увеличения частоты заболеваемости и различных врожденных аномалий, научиться применять на практике экологические законы.

ВложениеРазмер
urok_radiatsiya.docx 31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Ильинова Мария Николаевна

учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №1933

высшей квалификационной категории.

Кулькова Татьяна Валерьевна

учитель биологии ГБОУ СОШ №1933

первая квалификационная категория.

Урок-исследование по теме:

(10-й класс с углубленным изучением биологии)

  • Цели урока: –– изучить механизм воздействия радиации на организм человека и последствия этого воздействия на примере увеличения частоты заболеваемости и различных врожденных аномалий, научиться применять на практике экологические законы.

II. Проверка домашнего задания

Проводится ролевая игра, в которой учитель в роли члена областной организации здравоохранения набирает сотрудников из учащихся класса, проводя тестовый контроль и индивидуальное собеседование. Затем выбирается помощник, задача которого – фиксировать количество набранных каждым учеником баллов. Часть ребят работают по тестам (Приложение 1), а 8–10 человек устно отвечают на вопросы (Приложение 2), сидя полукругом лицом к классу. За правильный ответ ученик получает один балл, за неправильный – ноль баллов. Если ответ неполный, то присуждается полбалла. По количеству баллов, набранных каждым из участников, учитель в итоге объявляет результаты зачисления в указанную организацию.

III. Объяснение нового материала.

  1. Понятие радиоактивности. Единицы измерения радиоактивности.

В.И. ВЕРНАДСКИЙ (1922 г.)

С этих слов великого ученого мы и начнем. Получение атомной энергии непосредственно связано с радиоактивностью. Что же такое

Радиоактивность – это процесс самопроизвольного превращения неустойчивого изотопа одного химического элемента в изотоп другого элемента, сопровождающийся испусканием элементарных частиц или ядер. Совокупность атомов с определенными значениями заряда ядра Z (числом протонов в ядрах) и массового числа А (суммой чисел протонов Z

и нейтронов N в ядрах) называется нуклидом.

Радионуклиды – это нуклиды, ядра которых радиоактивны. Общее число известных радио-нуклидов превышает 1800. По радиационной

токсичности они подразделяются на 4 группы: А, Б, В и Г. Наиболее токсичны радионуклиды групп А и Б (А – 210Ро, 238Pu, 239Pu, 240Pu, 242Pu, 244Pu, 252Cf и др.; Б – 90Sr, 106Ku, 131I, 144Ce, 235U).

Практически важные с точки зрения токсико-логии радионуклиды: 131J, 129J, 90Sr, 137Cs, 239Pu, 235U, 144Ce и некоторые другие.

1. Основные единицы измерения радиоактивности (в системе СИ)

Беккерель (Бк) – единица активности нуклида в радиоактивном источнике; 1 Бк соответствует одному распаду в 1 с для любого радио-нуклида. Грей (Гр) – единица поглощенной дозы, т.е. количество энергии, поглощенное единицей массы: 1 Гр = 1 Дж/кг.Зиверт (Зв) – единица эквивалентной дозы, т.е. поглощенная доза, умноженная на коэффициент качества излучения. Коэффициент качества отражает способность излучения повреждать ткани живого организма: для гам-ма- и бета-лучей он равен 1, для альфа-частиц – 20, для нейтронов – 5–20.Широко распространены следующие внесистемные единицы.

Кюри (Ки) – соответствует радиоактивности 1 г радия; 1 Ки = 3,7 1010 Бк. Рад (рад) – единица поглощенной дозы облучения; 1 рад = 0,01 Гр.

Бэр (бэр) – единица эквивалентной дозы облучения; 1 бэр = 0,01 Зв.

Рентген (Р) – 1 Р = 1 рад.

После доклада учащимся предлагается просмотр документального видеофильма, рассказывающего о событиях, произошедших в японских городах Хиросима и Нагасаки в 1945 г. и об общевойсковых учениях с применением ядерного оружия в сентябре 1954 г. на поли-

Радиочувствительность – это показатель восприимчивости различных организмов, а также клеток и тканей к действию ионизирующих излучений. Радиочувствительность характеризуется полулетальной поглощенной дозой, вызывающей гибель 50% организмов (ЛД50), и у различных биологических объектов сильно различается (табл. 1).

Наименьшей чувствительностью к радиации обладают простейшие, бактерии и вирусы: чтобы погибло 50% клеток, необходима доза до 7500 Гр. Человек и собака относятся к организмам, очень чувствительным к радиации.

Радиоактивное излучение может воздействовать на организм прямо и косвенно. Прямое воздействие – это непосредственное взаимодействие излучения с биологически важными молекулами, например разрыв молекулы ДНК под действием гамма-излучения.

Косвенное воздействие обусловлено химическими реакциями биологически важных молекул с соединениями, образовавшимися

в клетке под действием радиоактивного излучения. Можно выделить три этапа воздействия радиоактивного излучения на организм. Первый этап, физический, связан с передачей энергии от излучения атомам и молекулам в веществе, сопровождающейся их ионизацией и возбуждением (характерное время 10–12–10–8 с). На втором этапе, химическом, происходит образование свободных радикалов –

соединений с высокой реакционной способностью, и протекают быстрые химические реакции, приводящие к химическим повреждениям молекул (10–7–10–4 с). На третьем этапе, биологическом, происходят реакции, приводящие к повреждениям белков и нуклеиновых кислот. За этим следуют ранние биологические эффекты – гибель клеток и организмов (часы, недели) и отдаленные биологические эффекты – заболевания, генетические дефекты (годы, десятилетия).При воздействии радиации на организм наблюдаются изменения на всех уровнях организации живой материи. На молекулярном уровне происходят повреждения ферментов, ДНК, РНК и, следовательно, нарушается обмен веществ. Особо чувствительными оказываются молекулы ДНК, в которых возникают разрывы, приводящие к мутациям, в большинстве случаев вредным. Ученые отмечали увеличение частоты мутаций в 2–4 раза у проживающих на чернобыльских территориях с плотностью загрязнения более 3 Kи/км2. Генетические нарушения приводят к наследственным заболеваниям. Эмбрионы с тяжелыми наследственными нарушениями часто не доживают до рождения, т.е. возрастает число спонтанных абортов. Для детей же с тяжелыми наследственными дефектами вероятность дожить до своего первого дня рождения в 5 раз меньше, чем для нормальных. (Можно показать слайды с примерами врожденных уродств, вызванных радиацией.)

В результате воздействия радиации наблюдались такие аномалии конечностей, как амилия – полное отсутствие, фокомилия – отсутствие плеча или предплечья (при этом кисть сочленяется с лопаткой), отсутствие лучевой кости; добавочная верхняя конечность; косорукость; синдактилия – соединение пальцев кисти перепонками; клешнеобразные кисти и стопы; добавочная нижняя конечность;

укорочение конечностей; пороки развития голени и стопы. Раннее сращение швов костей черепа в детском возрасте приводит к нарушению роста костей черепа и его деформации. Наблюдаются аномалии и в развитии головного мозга, часто несовместимые с жизнью. Микроцефалия – недостаточный рост головного мозга, при котором его масса может быть менее 1000 г, – часто наблюдалась после взрыва атомной бомбы в Хиросиме. Встречаются и другие тяжелые пороки развития. Радиация вызывает гибель многих клеток.

Особенно чувствительны клетки крови, половые клетки, кишечный и плоский эпителий. Обнаружено, что за первый месяц после облучения потеря эритроцитов может достигнуть 25%, в результате чего развивается анемия. В крови уменьшается количество лейкоцитов (лейкопения) и тромбоцитов, отвечающих за свертывание крови, поэтому в результате радиационного поражения может возникнуть геморрагический синдром (сильные кровотечения). Под действием ионизирующей радиации могут возникнуть нарушения кроветворения, самым серьезным из которых является нарушение дифференциации клеток, приводящее к лейкозу, болезни, характеризующейся избыточным содержанием в крови неполноценных белых клеток и иначе называемой раком крови. В результате действия ионизирующих излучений может происходить трансформация клеток в злокачественные. Радиоактивное облучение может привести к развитию лучевой болезни. На первом этапе появляются головокружение, головная боль, тошнота, рвота, нарушение аппетита,

Может наступить смерть от истощения, от кровотечения в сердце и мозг, от изменений в работе внутренних органов (печени, почек, кишечника и т.д.), от присоединения инфекции.

5 Применение на практике закона об экологии окружающей среды.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.
Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной лесной службы, иных специально уполномоченных государственных органов.
Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий.

Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды и образуется из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.
Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения, приостановления, прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.

IV. Закрепление материала

Учащимся предлагается самостоятельно проанализировать последствия, к которым привела катастрофа на Чернобыльской АЭС. Класс делится на группы, каждая получает текст со сведениями об увеличении числа определенных заболеваний на загрязненных после чернобыльского взрыва территориях. Задание: прочитать текст и по статистическим данным построить график роста определенного заболевания или аномалии. После

выполнения задания представитель от каждой группы докладывает о результатах исследования. Ребята наглядно убеждаются в том, какую опасность представляет радиоактивное облучение.

Текст для группы 1

Текст для группы 2

Текст для группы 3

Рост числа детей с врожденными пороками развития после чернобыльской катастрофы Рост числа детей с врожденными пороками развития (ВПР), такими, например, как раздвоение губы и нёба, удвоение почек, мочеточников, появление дополнительных пальцев, аномалии развития нервной и кровеносной систем и т.п., является одним из грозных симптомов, повсеместно сопровождающих радиоактивное чернобыльское загрязнение.

нервной системы, увеличилась доля абортов по показаниям ВПР. Аналогичные данные получены для Турции. В Минске зафиксировано резкое увеличение случаев врожденного диабета, чего ранее вообще не отмечалось.

V. Подведение итогов урока.

В настоящее время во многих странах стали задумываться о последствиях использования ядерной энергетики. В Швеции, Англии, Италии и других государствах правительствами приняты решения о запрещении строительства АЭС. В нашей стране такое решение пока не принято.

Продумать ответы на вопросы:

• АЭС – это благо или зло для человека?

• Какие новые виды энергии вы предложили бы использовать в качестве альтернативы ядерной энергии?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Составила: Белова Татьяна Николаевна. Дата - декабрь 2014г.

Право - совокупность норм, то есть правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов; норм, закреплённых в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.

Экологическое право – совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды (экологические отношения).

Экологические отношения включают:

*отношения по использованию окружающей среды – регулирует отношения по рациональному использованию природных ресурсов;

*отношения по охране окружающей среды – регулирование этой группы отношений для предотвращения деградации природы.

Структурные компоненты НЕЛЬЗЯ рассматривать отдельно друг от друга (только вместе).

Окружающая среда – это среда обитания человека, состоящая из совокупности объектов, явлений и факторов окружающей природной и искусственной среды, определяющих условия жизнедеятельности человека.

Создана человеком в процессе его взаимодействия с природой

Объекты живой природы

Объекты неживой природы

Благоприятная окружающая природная среда – состояние окружающей природной среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов.

Рассмотрим компоненты природной среды, закреплённые в законе (самостоятельная работа с таблицей и учебником по тексту на стр.236-237 с последующим экспресс-разбором, примерно 10 мин.):

Компоненты природной среды, закреплённые в законе

Естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы

Природный объект, изменённый в результате воздействия человека, или объект, созданный человеком, но обладающий свойствами природного

Объект, созданный человеком и не обладающий свойствами природных объектов

Земля, недра, почва, вода, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство

Искусственные посадки, сады, лесополосы и т.д.

Здания, дороги, инженерные сети и т.д.

Окружающая среда является главным объектом экологического права.

\ Здесь включить просмотр любых видеоматериалов по экологическим проблемам, на усмотрение педагога. Хороший вариант – выступление учащихся с результатами самостоятельного исследования. Временные рамки – минут 10-15\

Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды направлено на регулирование вредного воздействия на среду. Выделяют 3 вида вредного воздействия:

*химическое (регулирование предприятиями сброса сточных вод, выброса в атмосферу загрязняющих веществ, применения агрохимических средств – ОБЪЯСНИТЬ НА ПРИМЕРАХ);

*физическое (регулирование воздействия на окружающую среду ионизирующих и электромагнитных излучений, шумов, вибраций и т.д. - ОБЪЯСНИТЬ НА ПРИМЕРАХ);

*биологическое (регулирование поступления в окружающую среду микроорганизмов – вирусов, бактерий, грибков ит.д. - ОБЪЯСНИТЬ НА ПРИМЕРАХ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока к учебнику "Право" Боголюбова Л.Н.

по теме "Экологическое право"

Большаковой Альбиной Михайловной

учитель истории и обществознания

1 квалификационной категории

с. Хушенга-2017 год

Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Образовательная: создать условия для: 1) формирования у учащихся представлений о специфике экологических отношений; 2) формирования научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду; 3) понимания причин, которые превращают экологические проблемы в глобальные.

Развивающая: 1) критическое мышление через чтение информационного текста; 2) коммуникативные навыки.

Воспитательная: формировать активную жизненную позицию, направленную на гармонизацию отношений между человеком и окружающей средой

Тип урока: интегрированный урок
экология - право с применением компьютерных технологий.

Вид урока: комбинированный.

Технология: личностно-ориентированная.
Методы и формы обучения: метод - частично –
поисковый, формы - беседа, выполнение
дифференцированных заданий, работа в группе.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

3.Карточки с заданиями для практической работы.

5.Выдержки статей из "Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017)

6.Выдержки статей из Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ (последняя редакция

7.Право : учеб, для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений : профил.уровень

[А. И. Матве­ев, В. Н. Кудрявцев, Е. Б. Абросимова и др.]; под ред. Л. Н.

Боголюбова [и др.]. — М. : Просвещение, 2012. — 288 с.

9.Задания для индивидуальной и групповой работы.

Планируемые
образовательные результаты:

2. постановка проблемы урока

Положение действительно необычайно серьезное. На весах Немезиды взвешивается судьба нашей планеты, а вместе с ней и судьба человечества. Чаша весов наклонена в сторону гибели Земли. Но у нас есть все возможности не только выровнять чашу весов, но и склонить ее в сторону спасения Земли. В нашей власти – судьба планеты. Кто мы на этой Земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ушли, ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Жизнь дается человеку не для прозябания в ничтожестве, но для стремления к совершенству. Цель жизни – вечное движение вперед, вечное совершенствование, и все средства для этого даны человеку. Необходимо сделать все возможное, чтобы предотвратить деградацию окружающей среды и спасти человечество.

Поэтому было принято решение на уровне закона решать эту задачу, в конце 80-90 х годов 20 века создана в большинстве стран мира и в том числе и у нас в России новая отрасль права - право охраны окружающей среды. В России оно получило название экологического права.

И сегодня на уроке, мы будем рассматривать экологические проблемы и правовую ответственность за несоблюдение законодательства в области охраны окружающей среды.

Слайд №1 запись темы урока

Вопрос уч-ся. Вы Изучаете предмет экология. что изучает данная наука?

Ответ: Экология (от греч. дом, жилище, местоприбывание) – наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин экология был предложен в 1866 г. известным немецким биологом-эволюционистом Э. Геккелем.

Уч-ль: какое понятие вы можете дать экологическому праву.

Слайд №2 запись в тетр

Как любая отрасль права-экологическое право устанавливает отношения между субъектом: граждане, юридические лица, муниципальные образования, государство и объектом – окружающая среда: земля, вода. И имеют свою особенность.

ИЗ уроков Экологии вы знаете, что природная среда имеет объекты, назовите их ,приведите пример

Слайд №4- природный объект

Слайд №5-природно-антропогенный объект

Слайд № 6- антропогенный объект

Учитель: Как вы думаете, какие источники имеет экологическое право?

Чтобы ответить на этот вопрос поработайте с учебником с.107

Слайд № 7дополение к ответу уч-ся.

Учитель: Как вы думаете, какие права имеют граждане в области экологии?

Поработайте со статьями 9, 42, 58 Конституции и выделите 3 основных принципа экологических прав.

Учащиеся работают с Конституцией РФ:

В статье 9 Конституции РФ установлено, что земля и природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституция РФ). Но не стоит забывать и о конституционной обязанности граждан, о которой говорится в статье 58 Конституции РФ, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

и Конституция РФ. На основании статей Конституции и выдержек из ФЗ заполните таблицу

Класс делится на 2 группы одна группа заполняет колонку-права, вторая -обязанности

Обязанности граждан

Права граждан

содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования природоохранного законодательства и установление нормативов качества окружающей среды.

требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологических вредных объектов и т.д., оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства.

ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причинению здоровью и имущества граждан экологическим правонарушением.

постоянно повышать уровень знаний о природе, экологическую культуру

создавать общественные объединения по охране окружающей среды и т.п., вступать в члены таких объединений и фондов, вносить в них свои трудовые сбережения.

принимать участие в собраниях, митингах, пикетах и т.д. по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей среды, требовать их рассмотрения.

ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП.

Уч-ль: Россия современное правовое государство, поэтому наше законодательство имеет те же принципы и задачи, что и международные в том числе и в экологическом праве.

Слайд №9- Одним из основных международных документов по вопросам экологии является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992).

Уч-ль: Но мы сегодня на уроке по праву, а значит мы изучаем закон, который стоит на страже нашего права, который наказывает тех. Кто его нарушает и совершает экологическое правонарушение-

Слайд№10 виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека

Уч-ль: используя слайд №11 ответе на вопрос: Как классифицируются экологические правонарушения?

УЧ-ЛЬ: Как любое правонарушение, экологическое правонарушение делится на проступки и преступления слайд №12

Виды юридической ответственности

1 Экологические преступления

А.Материальная. Ст. 232 – 250 ТК РФ материальное возмещение.

2 Экологические проступки

Б. Дисциплинарная Ст. 192 – 195 ТК РФ- замечание;- выговор; увольнение; лишение премии и иных средств поощрения.

3 Административные правонарушения

В. Уголовная. Ст. 246 – 262 УК РФ штраф; ограничение свободы; арест; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; лишение свободы.

Г. Административная. Гл. 8 КоАП РФ- предупреждение;- административный штраф;- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;- дисквалификация

5 Дисциплинарные правонарушения

Д. Гражданско-правовая. Ст. 15 и 1064 ГК РФ. материальное возмещение вреда, причиненного среде, здоровью и имуществу граждан.

Ответы: 1В;2А;3Г;4Д;5Б. (проверка по средствам опроса)

Выполняя задание и работая с учебником вы встретили новый термин ЭКОЦИД-объясние его.

Ответ уч-ся: Экоцид- массовое и уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы. Воды, способные привести к экологической катастрофе( до 20 лет лишения свободы)

Учитель: Главную роль в решении экологических проблем должно играть государство, которое проводит специальную экологическую политику. Ее роль- оздоровление экологической обстановки в стране, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, хранение жизнеобеспечивающих функций биосферы.

2017 год объявлен Годом Экологии и Годом особо охраняемых природных территорий.

Слайд. В Забайкальском крае существует более 95 особо охраняемых природных территории (ООПТ):

2 заповедника, 2 национальных парка, 22 заказников, 65 памятников природы, 17 лечебно-оздоровительных местностей и 7 курортов, 1 ботанический сад.

Вам было дано задание приготовить презентацию - рекламу любого охраняемого природного объекта Забайкальского края

Учащиеся представляют свои презентации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок расширяет знания учащихся в области права, правовой экологии, о видах экологических правонарушений и ответственности за них. Разработка сдеелана с учетом требований ФГОС.

Урок по обществознанию в 11 классе

учитель первой квалификационной категории

Чтобы сделать из людей хороших граждан,

им следует дать возможность проявить свои права

граждан и исполнять свои обязанности граждан.

С. Смайлс, английский писатель.

Тип урока: урок открытия нового знания с применением современных технологий.
Вид урока: урок формирования способности к новому способу деятельности и расширения понятийной базы
Технология: личностно – ориентированная, критического мышления
Методы и формы обучения: метод - частично – поисковый, формы - беседа, выполнение
дифференцированных заданий, работа в парах и группе, решение познавательных задач.

Цели:

Обучающая: Расширение знаний учащихся о особенностях экологии, экологическом праве, экологическом правонарушении и видах ответственности за него, предусмотренных законодательством. На этапе актуализации знаний осуществить межпредметные связи: литература, биология, география, история.

Развивающая: Развитие кругозора, познавательного интереса, совершенствование навыков самоанализа и
самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умения вести грамотный
диалог с преподавателем, анализировать события и давать им оценку, анализировать законы по теме , их качество.

Воспитательная:

Способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить учащихся с различными способами защиты экологических прав в социуме.

Решение нравственной задачи – воспитывать у учащихся уважительное отношение к природе, позитивное отношение к соблюдению законодательства об охране окружающей природы;

Развивать навыки коммуникативного общения при работе в группах.

Формировать активную жизненную позицию, направленную на гармонизацию

отношений между человеком и окружающей средой.

Задачи:
Показать специфику нарушения экологического баланса в природе;

Помочь уяснить специфику экологических отношений;
Ознакомить учащихся с различными способами защиты экологических прав;
Подчеркнуть роль экологических обязанностей каждого гражданина в обеспечении экологических прав;
Раскрыть суть экологических правонарушений и основных мер эколого - правовой ответственности

Развитие кругозора, познавательного интереса, совершенствование навыков самоанализа и
самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умения вести грамотный
диалог с преподавателем, анализировать события и давать им оценку, анализировать законы по теме , их качество.

Воспитательная:

Способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить учащихся с различными способами защиты экологических прав в социуме.

Решение нравственной задачи – воспитывать у учащихся уважительное отношение к природе, позитивное отношение к соблюдению законодательства об охране окружающей природы;

Развивать навыки коммуникативного общения при работе в группах.

Формировать активную жизненную позицию, направленную на гармонизацию

отношений между человеком и окружающей средой.

Оборудование:

Файлы с демонстрационным материалом.

Файлы с тестами и практическими заданиями.

Планируемые
образовательные результаты:

Научиться осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты;

Формировать собственную точку зрения, выделять главное;

Объяснять, каковы составные части окружающей среды;

Характеризовать основные экологические права, закрепленные в Конституции РФ;

Читайте также: