План урока древний рим по артемову

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: сформировать представление о Древне йше м Риме, как одном из государств Древнего мира.

Предметные: умение отвечать на вопросы учителя об особенностях возникновения Древнего Рима и управления им;

воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;

показывать на карте географические объекты.

Личностные: умение выражать свое отношение к героям, событиям;

развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Метапредметные: умение анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного, определять тему урока, цели;

выстраивать алгоритм своей работы.

Задачи формирования УУД

Познавательные УУД:

умение формулировать тему и проблему урока;

умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного;

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать ответ;

осуществлять совместную познавательную деятельность в парах;

оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

развивать умение выражать свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

воспитание духовно-нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки.

Регулятивные УУД:

умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

умение проговаривать последовательность действий на уроке;

умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

умение оценивать свои учебные действия.

Структура урока:

1. Мотивационно-целевой этап (5мин.).

2. Ориентировочный этап (5 мин.).

3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (15 мин.).

4. Физкультминутка (2 мин.).

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).

6. Домашнее задание (3 мин.).

I этап Мотивационно-целевой этап Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу улыбки на ваших лицах и желание активно работать на уроке. Итак, начинаем. Речевая разминка.

Какой сейчас век?( XXI )

Какой период истории мы изучаем? (историю Древнего мира)

В каком периоде истории мы живём? (Новейшее время)

Как называется наше государство? (Российская Федерация)

Историю каких государств мы изучали? (Древней Греции, Македонии, Финикии, Египта, Индии)

1 слайд - пустой

2 слайд Полис, Филипп II , Афины, Александр Македонский, Спарта, Гавгамелы, Фаланга, Вавилон, Апеннины.

Сгруппируйте понятия и имена исторических деятелей, используя сигнальные карточки (зеленого цвета – Греция, коричневого цвета – Македония). Дают определения или называют дату.

Апеннины – не относится ни к Греции, ни к Македонии.

У нас осталось слово - Апеннины.

Как вы думаете, что может означать этот термин? Выдвижение различных версий.

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела в истории Древнего мира.

3 слайд (карта Средиземноморья, 3 щелчка)

На юге Европы, к Западу от Греции на Апеннинском полуострове, расположена страна - Италия. Государство получило свое название от города Рим. Путешествие по страницам истории Древнего Рима будет проходить по этапам развития страны – от первого этапа, когда правили цари, до времен существования могучей империи.

Вас ждет увлекательное путешествие. Знания, полученные на сегодняшнем уроке, будут необходимы вам и при изучении новых тем по истории во всех последующих классах.

(Речь пойдет о Древнейшем Риме и его истории).

4 слайд Древнейший Рим

II этап Ориентировочный этап

Какие вопросы можно рассмотреть, если говорим о городе-государстве Рим? Определяют вопросы, которые необходимо изучить.

По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, открывает на доске заранее написанный план урока. Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения.

1. Географическое положение государства.

2. Природные условия и занятия жителей Древнего Рима.

3. Основание Рима: легенды и действительность.

4. Система управления в Древнем Риме.

Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке. Называют источники информации: учебники, атласы, географические карты, раздаточные материалы, презентация.

Каков будет результат нашего урока? Формулируют конечный результат – сформировать представление о древнем городе-государстве Рим.

III этап Поисково-исследовательский с представлением материала (15 мин.)

Работа в группах по изучению нового материала (перед уроком взяли карточки, на которых написано название группы и изображена соответствующая картинка.)

Итак, работая в группах, воссоздадим исторические события той эпохи, используя археологические, изобразительные и письменные источники. У вас на столах пакеты с набором фактов, соответствующих событиям, описанным в историческом источнике. Задача групп выполнить задания и выступить с презентацией своей работы.

1 группа - Географы – определяют географическое положение и природные особенности Древнейшего Рима.

2 группа - Этнографы - выясняют особенности климата и основные занятия жителей Древнейшего Рима.

3 группа - Мифологи - знакомство с легендой об основании Древнейшего Рима.

4 группа - Археологи – современный взгляд на историю возникновения Рима.

5 группа – Политологи – система управления в Древнейшем Риме.

Материал для 1 группы.

Работая в парах и используя материал, опишите географическое положение и природные особенности страны, в которой находится Рим. Первая пара работает с контурной картой, вторая заполняет таблицу, затем обмен информацией.

Апеннинский полуостров глубоко вдается в Средиземное море и напоминает сапожок, у носка которого расположен остров Сицилия . Еще в глубокой древности греки стали называть его Италией. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами (горы Альпы).

На юго - западе Италия омывается волнами Тирренского моря, с юга омывается Ионическим, а с северо - востока — Адриатическим морем. Обилие островов и изрезанность Тирренского и южного побережья Италии способствовали здесь развитию мореплавания.

По площади Италия значительно превосходит Грецию, больше в ней и низменностей и долин, пригодных для земледелия.

Италия богаче Греции водными ресурсами. Крупнейшей водной артерией является река По. В бассейне этой реки много сочных пастбищ. В центральной части полуострова течет река Тибр.

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию, занимались виноградарством, садоводством. В Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге — оливковые деревья, гранаты и миндаль. Из злаков культивировали пшеницу, ячмень. Жители Италии выращивали лён, бобовые и огородные культуры.

В древности страна была богата растительностью, Альпы выше 1700 м были покрыты хвойными деревьями — сосной, пихтой, елью. Ниже их сменяли широколиственные буки, дубы, благородные каштаны. В Средней Италии они смешивались с вечнозелеными пиниями, кипарисами, олеандрами, на склонах Апеннин и в холмистых равнинах росли лавры, мирт. На юге шелестела вечнозеленая растительность.

Леса и рощи густо покрывали страну. В лесах водились волки, медведи, кабаны, зайцы, на горных склонах — серны, газели. В древней Италии были приручены свиньи, козы, крупный рогатый скот, овцы, лошади, ослы и мулы.

Моря были богаты рыбой и моллюсками. Из раковин, добываемых в Тарентинском заливе, получали пурпур.

Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина. Жители занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды.

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Подле хижин находились сад и огород, а за пределами города были поля и пастбища.

Как называется п-ов, на котором находится Рим?

Какое море располагается к северо-востоку от п-ова?

Какое море располагается к юго-западу от п-ова?

Как называется река, на которой находится Рим?

Какая самая полноводная река на Апеннинском п-ове?

Какие горы защищают Апеннинский п-ов с севера?

Какие горы, пересекают п-ов с севера на юг?

Как называется остров на юге Апеннинского п-ова?

На юго - западе омывается волнами Тирренского моря, с юга омывается Ионическим, а с северо - востока — Адриатическим морем.

По, в центральной части полуострова течет река Тибр

средневысокие Альпийские горы, горный хребет Апеннины

4 человека работают в парах с контурной картой.

2 группа - Этнографы - особенности климата и основные занятия жителей Древнего Рима.

Работая в парах, изучите материал, опишите особенности климата и основные занятия жителей Древнего Рима.

Заполните таблицу

Обилие островов и изрезанность Тирренского и южного побережья Италии

Много плодородной земли

культивировали пшеницу, ячмень, выращивали лён, бобовые и огородные культуры

Теплый климат, хорошо растут деревья

груши, яблоки, виноград, а на юге — оливковые деревья, гранаты и миндаль - виноградарство, садоводство

железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор - занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды.

Расскажите о природных особенностях Апеннинского п-ова, и связанных с ними занятиях жителей. В конце выступления сделайте вывод, где условия для ведения хозяйства были лучше в Древней Греции или в Древнем Риме?

3 группа Мифологи - знакомство с легендой об основании Древнего Рима.

Изучите легенду об основании Рима, рассмотрите иллюстрации, картины в электронном варианте, которые находятся в папке №3 .

Задача группы - привести в соответствие изобразительные источники и составить презентацию.

Ответьте на вопросы:

Кому принадлежат имена Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем?

Что известно о них из легенды об основании Рима?

Как называют жриц богини Весты?

Какие у них были обязанности? Что им строжайше запрещалось? Как к ним относились римляне?

Что вы узнали о религиозных верованиях римлян?

При ответе группы представьте презентацию и расскажите легенду об основании Рима.

4 группа - археологи – современный взгляд на историю возникновения Рима.

Письменный источник для группы № 4

Город на семи холмах и его обитатели

Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основания – в 753 году до н.э. – на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Археологические раскопки говорят о том, что в X – VIII вв. до н.э. Апеннинский п-ов был заселен разными народами. Это были племена латинов, этрусков и греков. Самые древние находки были найдены на Капитолийском холме, датированные VIII в. до н.э., на Виминалийском холме ( IX век до н.э.), на Палатинском холме ( X век до н.э.). Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.

Воюя с другими латинскими городами, римляне угоняли у соседей скот, захватывали оружие и рабов, а главное – пастбища и пашни. Владения Рима неуклонно росли. В 6 веке до н.э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.

Изучите карту в атласе и предложенный материал и выскажите свое мнение на историю возникновения Рима.

Сопоставьте сведения, предоставленные археологами с тем, что рассказал об основании города Тит Ливий.

Определите свое отношение к истории о возникновении Рима.

Какие народы и где расселились на Апеннинском п-ове?

Определите, где были найдены археологами самые древние находки.

Как вы думаете, в чем данные археологии подтверждают легенду Тита Ливия, а в чем противоречат описанию истории основания Рима античным историком?

Вставьте пропущенные слова в текст вместо пропусков.

Все это было не так. У нас другой взгляд на историю возникновения Рима. Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул ____________. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город ___________. Задолго до легендарной даты его основания – в 753 году до н.э. – на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Археологические раскопки говорят о том, что в X – VIII вв. до н.э. Апеннинский п-ов был заселен разными народами. Это были племена_______________________________. Самые древние находки были найдены на Капитолийском холме, датированные VIII в. до н.э., на Виминалийском холме ( IX век до н.э.), на Палатинском холме ( X век до н.э.).

Данные археологии подтверждают, что первыми жителями были _____________. Самый древний поселок находился на _____________________. Вместе с тем исследования ученых показывают, что заселение холмов произошло на ____________ лет раньше событий, описываемых Титом Ливием. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.

5 группа - Политологи – Система управления в Древнем Риме.

Используя материал, выясните, какое управление было в Древнейшем Риме, составьте схему, используя карточки, представьте ее у доски остальным группам.

Письменный источник для группы № 5

Римский народ делился на патрициев и плебеев. Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей вплоть до продажи их в рабство. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями.

В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался сенат. Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Иногда сенаторов также называли отцами - по-латыни "патрес", отсюда произошло название "патриции", то есть "потомки отцов". Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.

Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно.

Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.

1. Какие категории населения проживали в Риме?

2. Кто имел право участвовать в управлении государством?

3. Что такое сенат?

4. Какому органу принадлежала высшая власть?

5. Перечислите функции народного собрания.

Перед тем как группы представят свою работу, давайте немножко отдохнем.

6 слайд Физкультминутка

1. Упражнения для мозгового кровообращения

2. Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища

Наклоны в сторону

3. Упражнение для глаз - Представьте себе контур Апеннинского п-ова –

обведите его глазами по часовой стрелке

- а теперь против часовой стрелки

Мы немножко отдохнули, а теперь продолжим работу.

2 стадия Этап реконструкции – группы представляют свою работу

Нажмите, чтобы узнать подробности

план - конспект урока по теме "Древнейший Рим" разработан для учащихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС. Это первый урок в разделе "Древний Рим". В конспекте дано подробное описание планируемых результатов, видов работы. Изюминкой урока послужит информационная пауза - она же минута отдыха. Информационная пауза в рамках темы урока о правилах этикета в Древнем Риме.

Тема: Древнейший Рим

Учитель: Серышева Светлана Николаевна

Цели урока – изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима;
Планируемые результаты: учащиеся имеют возможность научиться: описывать природные условия страны; составлять рассказ; правильно показывать по карте изучаемые объекты.
Личностные УУД:
- воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки;

Познавательные УУД:
- умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
- умение оценивать свои учебные действия;

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: проблемно – диалоговая, индивидуальная, работа с учебником, картой, раздаточным материалом

Оборудование: Учебник А.А.Вигасина История Древнего мира, раздаточный материал

1Организационный момент

2 Определение темы, постановка проблемных вопросов

Древняя Греция изучена, а вот история государства Рим не изучалась.

Сегодня мы будем изучать Древний Рим

- Что бы вы хотели узнать о Древнем Риме?

Определяем вопросы, на которые будем отвечать на уроке:

- Где расположен Рим?

- Какие были природные условия для жизни?

-Как был основан город Рим?

Запись числа и темы урока

3.Работа по теме урока

Самостоятельная работа с учебником и картой стр.214

Прочитайте и ответьте

- В какой стране возник город Рим?

- На каком полуострове находится Италия?(показ)

-На что похож Апеннинский полуостров?
- Какие моря его омывают ?
- Какие горы тянутся вдоль Апеннин. п-ва?

Прочитайте какие природные условия были в Риме, вспомните природные условия Древней Греции и ответьте на вопрос:

- Где природные условия более благоприятны для жизни: в Греции или в Риме? Почему?

Природные условия Рима более благоприятны для жизни: теплый климат, плодородные почвы, много пастбищ, выпадает много дождей.

-Какие племена населяли Апеннинский полуостров?

Мы узнали где расположен город Рим и какими были природные условия для жизни.

Самостоятельная работа с учебником (чтение легенды)

Существует легенда об основании Рима.

- как был основан город Рим?

- Кто основал Рим?

Ромул – основатель Рима Запись в тетрадь

- когда был основан город Рим?

753г до н. э.- основание города Рима. Запись в тетрадь

Легенда об основании Рима это красивая сказка, на самом деле историки доказали, что город возник на левом берегу Тибра из нескольких сельских поселений, которые были расположены на холмах. Для жителей Италии число 7 считается счастливым, поэтому город основан на семи холмах.

-Как называли жителей Рима?

Римляне – жители Рима. Запись в тетрадь

Самостоятельная работа с учебником

В городе проживали горожане.

– Из кого состояло население Рима?

Читать стр.218, заполнить схему на доске Запись в тетрадь


Римляне



патриции – потомки основателей Рима

плебеи - переселенцы из других областей

- Чем занимались римляне? (читать стр.217 устно)

Информационная пауза

На завтрак римляне ели то, что осталось от вчерашнего обеда. Обед считался главным приемом пищи, поэтому за обеденный стол садились только после посещения бани, поэтому баню посещали каждый день. Ножами и вилками римляне не пользовались, ели руками, изредка пользовались ложками. Вместо того, чтобы убирать со стола пустые блюда, обычно уносили весь стол целиком, а на его место приносили новый чистый стол.

4. Закрепление.

Задание 1. Назови слова, правильно расставляя ударение.

Италия, римляне, Ромул, латины, патриции, плебеи

Задание 2. Найдите ошибку в тексте. Работа с сигнальными карточками.

На Апеннинском полуострове располагалась Древняя Греция. В 735 году до н.э. был основан город Рим. Плодородных земель в Риме не было, поэтому жители не занимались земледелием и садоводством. Основателем города Рима был Рем. Жителей Рима называли ромулы.

-Что узнали нового?

-Что вас удивило?

-Как оцениваете свою работу?

Итог. Домашнее задание: чтение пар. 44, составление кроссворда (7 слов) по теме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развитие умений давать оценку историческим событиям; применение моделей и схем для решения познавательных задач; развитие умений осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных); добывание и критическое оценивание информации, знакомство с новыми понятиями из истории Древнего Рима.

Цель урока: развитие умений давать оценку историческим событиям; применение моделей и схем для решения познавательных задач; развитие умений осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных); добывание и критическое оценивание информации, знакомство с новыми понятиями из истории Древнего Рима.

1.Раскрыть особенности географического положения, климата территории Древнего Рима и сравнить их с особенностями Древней Греции;

2. Изучить основные занятия населения Древнего Рима, познакомить с легендой об основании города;

3.Продолжить формирование навыков работы с исторической картой, навыки поиска и анализа исторической информации; развивать познавательный интерес к предмету;

4.Воспитывать мотивированное положительное отношение к процессу познания, к итогам собственной деятельности и деятельности коллектива.

Планируемые результаты:

предметные:

-воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы и т.д.

-извлекая необходимую информацию, рассказать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;

-показывать на карте географические объекты;

метапредметные:

-поставить задачи к изучению данной темы;

-выстраивать алгоритм своей работы;

личностные:

-работать в группе, вступать в диалог, высказывать свое мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

-анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Что должно быть на парте: ТРУД (тетрадь, ручка, учебник, дневник)

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ!

Скажите, какими признаками обладает государство?

Какие государства мы с вами уже изучили? (на сл. карта мира)

-Историю, какого государства Европы мы с вами изучили в 3 четверти? (Древняя Греция)

-Богатейшая история Древней Греции не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы раз прикоснулся к ее истокам. Ведь древнегреческая цивилизация внесла большой вклад в развитие всей мировой цивилизации.

-Сегодня мы начинаем изучать историю еще одной удивительной страны.

Попробуйте угадать, что это за страна. Я буду вам читать факты об этой цивилизации, а вы должны догадаться с какой страной мы с вами начнем свое знакомство.

Факты об Италии:

1.Национальным видом спорта в этой стране является футбол.

2.Национальное блюдо - макароны.

3.Знаменитая пицца появилась на свет в 18 веке.

4.Очки также были изобретены в этой стране.

5.Цвет флага этой страны представляют собой три добродетели: надежду (зеленый) , веру (белый) и бла7готворителтность (красный).

7.Многие из пьес Шекспира были созданы в этой стране, в том числе Ромео и Джульетта.

Догадались, о какой стране идет речь? (Италия)

Сегодня на уроке мы с вами начнём изучать ещё одну древнюю цивилизацию, которая называется Древнейший Рим. В наши дни Рим – столица государства Италии, а в древности он был главным городом. Впоследствии этот город захватил множество территорий и превратился в государство, и оно стало называться, как и главный город Рим.

Какие задачи стоят перед нами на уроке?

1.Географическое положение и природные условия Италии.

2.Легенда об основании Рима.

3.Народы, населяющие Италию

4.Государственное управление Древнейшего Рима.

Домашнее задание: Параграф 44, выучить термины и даты, вопрос 5- письменно; по желанию: Легенда о подвиге Муция (пересказ)

Определяем проблему?

Согласно римским легендам древние римляне – потомки троянского царевича Энея, который после взятия греками Трои бежал в Италию. Зная о том, что сам Эней был сыном греческой богини Афродиты, многие римляне подчеркивают свою родовую связь с древнегреческой цивилизацией.

Экспонаты, найденные на территории Италии во время археологических раскопок, совершенно отличаются от греческих. Наблюдаются отличия и в обычаях, условиях жизни древних римлян и древних греков.

Какое противоречие в этих фактах?

Начинаем с географического положения Рима.

Что мы должны сделать в течение урока, чтобы решить нашу проблему? (сравнивать Древнюю Грецию и Рим)


План урока посвящен теме - Древнейший Рим. Содержание темы включает в себя: Легенду об основании Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Управление в Древнейшем Риме. Тип урока - комбинированный (с проверкой домашнего задания по прошлой тематике). В ходе урока рассказ учителя сопровождается показом по карте. В конце урока для наиболее продуктивного усвоения знаний включены итоговые вопросы для закрепления материала. Также к уроку прилагаю материалы в виде карточек для повторения темы в начале урока.

Содержимое разработки

Учитель: Моисеева Светлана Игоревна

Школа: Самарская область. г.Новокуйбышевск., ГБОУ СОШ №7 "ОЦ" г.

Дата: 15.04.2016

Тема урока: Древнейший Рим

Программное содержание: Легенда об основании Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Управление в Древнейшем Риме

Основные образовательные результаты: Ученик по окончанию изучения темы:

- называет основные понятия;

- соотносит понятия и определения;

- называет даты и события;

- даёт описание устройства города

- характеризует исторических личностей;

- анализирует события и формирует своё отношение к теме;

Основная мировоззренческая идея: Древнейший Рим – сильнейшая держава древнего мира

Основные понятия: весталка, ликторы, патриции, плебеи, сенат, Народное собрание.

Основные даты и события: 753 г. до н.э

Имена исторических деятелей: Ромул, Рем, Тарквиний Гордый

План изучения нового материала: 1. Легенда об основании Рима. 2. Город на семи холмах и его обитатели. 3. Управление в Древнейшем Риме

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Технология обучения: объяснительно - иллюстративная

Оформление доски: на доске указана тема и главный вопрос урока, записана основная дата, в правом верхнем углу записано Д/З.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка готовности к уроку

Подготовка к работе

Позитивный настрой на урок

Тетрадь, письменные принадлежности, дневник, учебник, атлас.

Запись числа в тетрадь.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Работа по карточкам (см.приложение)

Заполнение таблицы:

Распад державы Александра Македонского



Египетское, Македонское, сирийское (3 государства)

Признаки возвышения:

-торговля (Александрийский порт служил для торговли со странами. Торговали серебром, древесиной, шерстью.)

-наука (Главный центр науки – Музей. Туда приезжали учёные. При Музее находилась Александрийская библиотека)

3) Устный опрос:

1.Падение державы Александра Македонского.

2. Расскажите об александрийском порте.

3.Главные улицы и площади в Александрии.

4. Музей - как центр науки.

1 человек у доски

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Ребята, мы с вами изучили историю Древней Греции. Узнали очень многое об этой замечательной стране и об её устройстве.

Теперь мы переходим с вами к изучению новой темы – истории Древнего Рима.

Основание города Рима было заложено ещё в легендах, которые передавались из поколения в поколение.

Территория, на которой возник город, славилась своими благоприятными условиями для жизни человека. В Риме рано образовался свой общественный уклад. Мы с вами попытаемся узнать древний город Рим с его расположением и устройством.

Главный вопрос урока

Как зарождался город и какое было его устройство?

(Вопрос записан на доске)

-Этот вопрос станет главным на нашем уроке, в ходе изучения темы мы постараемся найти на него ответ. Итак, тема урока:

Древнейший Рим.

Запись в тетрадь темы и главного вопроса урока

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Зарождение Древнейшего Рима в мифах и легендах

История Древнего Рима насчитывает почти двенадцать столетий. Именно с древних легенд и начинается его история. – Как вы понимаете, что означает слово легенда? - Имеет ли легенда что-то общее со сказками или историями? - Знаете ли вы какие-нибудь легенды?

Легенда – фантастический рассказ, предание о каком-либо событии или лице.

Знаете ли вы о том, что существуют легенды о Древнем Риме. Многие древнеримские легенды связывали основание Рима с Троянской войной. Одна из них гласит, что сын богини Афродиты Эней уцелел при разрушении Трои. Он бежал и после долгих странствований прибыл к берегам Лация, где правил тогда Латин. Он дружески принял Энея и выдал за: него замуж свою дочь. Один из потомков Энея, царь Нумитор, был свергнут своим братом Амулием, который принудил его дочь Рею Сильвию стать весталкой.

Весталки - жрицы богини Весты, покровительницы домашнего очага. Они избирались из молодых девушек и должны были прослужить богине тридцать лет: первое десятилетие они обучались служению, второе — служили, третье — обучали молодых весталок.

- А как называли в Древней Греции покровительницу домашнего очага?

Введение новой даты:

Основание же Рима можно также считать с 753 г. до н.э, когда его основал будучи первым царём – Ромул. Однако и здесь есть своя легенда.

Рассказ (сюжетное повествование)с опорой на картины:

Ромул и его брат Рем были сыновья — великого бога Марса его жены Реи Сильвии. После рождения Амулий приказал бросить близнецов в в Тибр. Но рабы, которым это было поручено, оставили корзину с близнецами на мелком месте, так как из-за разлива реки им трудно было подойти к глубокой воде. На плач близнецов прибежала волчица, которая ежедневно приходила и кормила их своим молоком. Но у волчицы были собственные дети, и случалось, что у нее оставалось очень мало молока. Тогда прилетал дятел, птица Марса, и бросал мальчикам фрукты и лесные ягоды. Затем воспитателем детей стал пастух – Фаустул. Близнецам дали имена Ромула и Рема. В конце концов, братья узнали о своем происхождении, убили Амулия, восстановили в правах своего деда, а сами стремились основать новый город и для этого выбрали то прекрасное место, где их нашел Фаустул. Они засели ночью на дежурство на двух холмах: Ромул - на Капитолийском, Рем - на Авентинском.

Работа с учебником:

А) Самостоятельное чтение текста учебника

Б) Беседа по прочитанному:

- Как Ромул основал город?

- Какие были главные требования царя Ромула?

Так, Ромул стал первым римским царем, и город получил название от его имени: Рим, но по-латыни Roma.

- Что вам запомнилось больше всего из легенды?

2. Географическое расположение города

Образное повествование с показом по карте:

Наиболее ранние поселения на месте будущего Рима были на холмах с отвесными склонами, стоявшими посреди болотистой равнины недалеко от берега, поэтому его и называют Город на семи холмах. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и др. холмах возник Рим. Первым из холмов был заселен Палатин, с трех сторон обрывающийся отвесными скалами и поэтому защищенный от нападений. Здесь племена латинов в VIII веке до н.э. основали город Рим.

Вначале город состоял из отдельных поселков. Затем эти поселки объединились в настоящий город. Долины между холмами стали застраиваться домами, лавками, мастерскими.

- Кто из вас запомнил, на каком холме Ромулом был заложен город?

- Как город был защищён от внешних нападений?

Образное описание с показом по карте:

Одной из главных причин быстрого роста и возвышения Рима было его исключительно выгодное местоположение.

Рим расположен в центре Апеннинского полуострова, на левом берегу р. Тибр. Небольшие корабли могли подниматься вверх по Тибру и разгружаться на пристани в самом центре Рима.

Такое удобное расположение реки служило для доставки различного продовольствия из внутренних областей, и также для разгрузки морских грузов.

- В какое море впадает река Тибр?

- Какие моря омывают территорию Аппенинского п-ва?

Повествование

На территории п-ва было 4 области с пастбищами и плодородными землями, пригодные для хлебопашества, виноградорства, садоводства.

Работа по карте:

Давайте их найдём на карте: 1) Кампания, 2) Лаций, 3) Этрувия, 4) о. Сицилия (Этна).

Контрольная беседа:

- В какой из этих областей расположен г. Рим?

- Назовите по одному городу из каждой области?

3. Установление общих правил и порядка в городе.

Образное повествование:

Патриции, потомки самых знатных родов, были привилегированной частью населения.

Постепенно патриции становятся господствующим классом, владеющим земельными наделами и рабами, тогда как плебеи превращаются в средних землевладельцев и ремесленников.

- Как вы думаете, почему именно они принимали участие в управлении?

Другая группа населения, которая происходила из покоренных племен завоеванных территорий, называлась плебеями. Объяснение:

Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.

Они занимались земледелием и ремеслами, не имели права на надел земли из общинного поля, не имели права голоса в народном собрании, находились в полной зависимости от патрициев. Во главе общины стоял Царь. Царь избирался пожизненно римским народом. Власть царя была ограничена как сенатом, так и народными собраниями

Царь – военачальник, верховный судья и высший жрец, имеющий высшую власть.

Сенат – совет старейшин. Он состоял из трехсот человек.

Народное собрание – совет, состоящий из мужчин-патрициев, имеющих высшую власть.

- Как вы думаете, почему только патриции участвовали в Народном собрании?

После Ромула в Риме правили шесть древних царей. Этими царями были Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый.

Обобщение, вывод: Такая форма правления просуществовала до 510 года до н.э. Последний этрусский царь Тарквиний Гордый жестоко относился к своим подданным, поэтому народ его ненавидел. В Риме началось восстание, закончившееся свержением тирана и провозглашением республики.

Читайте также: