План урока буква м и звук м 1 класс школа россии

Обновлено: 06.07.2024

Тема урока: Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока : создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Задачи урока :

учить распознавать и выделять новые звуки из слов, характеризовать звуки, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученной буквой;

оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;

совершенствовать умение работать в паре: слушать и слышать собеседника, оказывать помощь друг другу;

воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности:

Средства обучения:

карточки со словами

пособие для чтения (слияние звуков), сделанное учителем

компьютер, презентационный экран, мультимедиапроектор

Система контроля:

качественная оценка учащихся промежуточных и конечных результатов учебной деятельности.

Цель урока: познакомить с новыми буквами и звуками.

Задачи:

  • формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения с изученными буквами;
  • закреплять умение употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
  • воспитывать патриотические чувства.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
Приготовь скорей, дружок,
Аккуратно по порядку
Книжку, ручку и тетрадку.

- Посмотрите на предметные картинки и определите тему нашего урока. (На доске карточки с иллюстрациями: моста, медведя, Москвы, самолета, метро, молотка)

- На уроке мы познакомимся с новыми буквами и звуками, которые они обозначают.

3. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1) Артикуляционная гимнастика.

2) Работа по формированию навыков правильного, слогового, беглого чтения.

На доске: А О П У И Е Ы

- Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Буквы И, Е).

- Прочитаем слоги. (Чтение проводится по индивидуальным карточкам).

- Мгновенный диктант. (В течение нескольких секунд показывается карточка с напечатанным словом. Дети должны успеть прочитать слово, а потом назвать его.)

Спорт, спуск, спина, спели, спали, справа, справка.

- В каких словах звук /п/ - мягкий?

4. Физкультурная пауза.

Мы похлопаем ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились
Ниже опустились
Завертелись, завертелись
И остановились.

5. Работа над новым материалом.

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах.

Вывод: согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.

2) Определение позиции звука в словах (работаем по предметным картинкам, которые использовали для определения темы урока).

3) Знакомство с буквами М, м.

- На что похожа буква М?
Вот качели – буква М!
Здесь кататься можно всем!

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.

- Пропечатайте в своих карточках буквы М, м. Почему этих букв две?

4) Обучение навыкам чтения с новой буквой.

Чтение с доски (открытые и закрытые слоги, слова):

- Назовите собственные имена.

- Назовите односложные, трехсложные слова.

- Назовите слова, в которых звук /м/ - мягкий.

6. Физкультурная пауза.

Мрамор, молоко, мир, мука, музей, медведь, мыло, метро, Москва, морковь, место, сумка, метель, масло.

7. Закрепление пройденного материала.

- Москва – один из самых древних русских городов. Именно вокруг Москвы – столицы – главного города крепла и хорошела великая Россия. Вокруг Москвы собирался народ, когда Родина оказывалась в беде. В Москве праздновались самые главные праздники и самые большие победы. И самой главной площадью России считается главная площадь Москвы – Красная. Красная – значит красивая. А начиналась Москва с Кремля. (Показываю картинку с изображением старой Москвы.) Сначала была построена деревянная крепость, а потом Кремль окружили каменными стенами. С тех пор Москву стали называть белокаменной.

- Откроем учебники на странице 88 и посмотрим, как выглядит Кремль сегодня.

- Прочитайте слова на странице 89. (Хором, по цепочке).

- Назовите собственные имена.

- Составьте предложения, используя данные слова.

- Какие слова имеют общую часть? Подберите родственные слова к слову: строители.

- Прочитаем самостоятельно текст на странице 89. (Проводится индивидуальная помощь слабоуспевающим ученикам).

8. Итог урока. (Встаньте парами и возьмитесь за ручки).

Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методические рекомендации к уроку обучения грамоте в 1 классе

Образовательная система: Школа России

Тип урока: Закрепление и обобщение материала

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран, Азбука В.Г. Горецкий, карточки для звуко-буквенного анализа.

Тема : Согласные звуки [м], [м’]. Буква М, м.

Цель : создать условия для ознакомления учащихся со звуками [м], [м’] и буквой М, их обозначающей.

Задачи : закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по совместно найденному признаку; развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу.

Целевые установки:

Обобщить знания детей о звуках [м], [м’] и букв М, м; учить сравнивать звуки, различать буквы; формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; делить слова на слоги; развивать умение анализировать слова, познавательные интересы и способности; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к Родине.

Личностные результаты:

Учащиеся, строят высказывания о столице России, описывают свои чувства, связанные с Москвой.

Метапредметные:

Учащиеся контролируют выполнение учебной задачи, соотносят изученные буквы со звуками, отвечаю на вопросы по иллюстрации, составляют рассказ по иллюстрации, оценивают работу свою.

Предметные результаты:

Учащиеся различают на слух звуки м и м, сообщают, что они отражаются на письме буквами М, м; характеризуют эти звуки, находят их в слог-звуковых схемах; читают слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой.

Слайды с видами Москвы, электронный носитель.

I . Организационный момент.

Приветствие гостей.

Прозвенел уже звонок,

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Вы друг другу улыбнитесь,

И тихонечко садитесь!

II . Актуализация знаний.

Ребята, Вы уже увидели, что сегодня к нам на урок пришли гости. Но мне кажется, что не всех вы заметили.

Вот и еще один гость на нашем уроке (показываю лягушонка).

Это счастливый лягушонок, а знаете почему он счастливый? Потому что ходит в гости к ребятам в нашей школе и узнает очень много интересного.

Давайте и мы поделимся с ним кусочком своих знаний.

- Ребята, расскажите, чему мы учимся на уроках обучения грамоте?

( узнаем новые звуки и буквы, учимся читать слоги, слова и предложения; составляем схемы предложений и слов; составляем рассказы по картинкам, учимся писать и т.д .)

- Давайте, вспомним, какие звуки вы знаете. Сделаем это необычным образом. Вспомним одну сказку. А какую вы конечно угадаете.

Посмотрите на доску, что это? (открыть домик)

(необычный домик)

Смотрите как обрадовался наш лягушонок! (Почему.)

Вы совершенно правы - это теремок

Но в нашей сказке главными героями будут буквы. И есть одно условие, жить в нашем теремке смогут только те буквы, которые вы сможете охарактеризовать, т.е. нужно сказать что мы знаем про эту букву.

Итак, сказка начинается.

Cтоит в поле теремок.
Бежит мимо буква.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается.

Ребята, давайте поможем букве зайти в теремок. Для этого охарактеризовать ее, рассказать что мы про нее знаем.

Буква А, при произношении звук [а] – гласный, бывает ударным и безударным в зависимости от слова, в котором стоит.

Вошла буква А в теремок и стала в нём жить.

Прискакала к терему другая буква и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт
— Я, буква А! А ты кто?

— А я… ребята помогайте, опишите эту букву
Буква Эль, при произношении согласный звук, бывает - твердый [л] или мягким [л’], звонкий.

— Иди ко мне жить! –сказала буква А
Л прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо буква следующая. Остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, буква А!
— Я, буква Л. А ты кто?
— А я буква …. Ребята помогайте.

Буква Ка , при произнесении слышим согласные звуки [к], [к'], глухой.
— Иди к нам жить!
Прыгнула буква К в теремок! Стали они втроём жить.

Идёт еще буква. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Буковки ответили и спросили

— А ты кто?
— А я…. Какая буква?

Буква Эн, при произнесении слышим согласные звуки [н], [н'], звонкий.
— Иди к нам жить!
Забралась Н в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежала следующая буква, заглянул в дверь, и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Все буковки представились и спрашивают:

Буква Эр, при произнесении слышим согласные звуки [р], [р'], звонкий.

— Иди к нам жить!
Буква Р и влезла в теремок. Стали впятером жить.

Примчалась к теремку еще буква, решила постучать. Вдруг ее тоже в теремок пустят.

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Буквы ответили и спросили кто она такая

Буква И - при произнесении гласный звук и, бываю ударным и безударным.\

— Буквы и ее пригласили жить в теремок!

Вот они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг идёт мимо и еще буква. Увидела теремок, услыхала песни, остановилась:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, буква А.
— Я, буква Л.
— Я, буква К.
— Я, буква Н.
— Я, буква Р.

Буква М, при произнесении слышим согласные звуки [м], [м'], звук звонкий.

— Иди к нам жить!

Влезла буква М на крышу. И стала там жить…

III . Постановка темы и задач урока.

Вот какой теремок для букв у нас получился. Ребят, а как вы думаете , почему самой последней пришла буква М.

(Потому что в теремке последним пришел медведь, на букву М)

Буква М заняла самое удобное место неспроста, эту букву мы изучили последней и сегодня она будет ГЛАВНОЙ буквой на протяжении всего урока.

Мы будем говорить про букву М и звуки, которые слышим при ее произнесении. А также буква М поможет нам в изучении нового и интересного.

III . Речевая разминка.

Давайте сделаем речевую разминку, а поможет нам М и слоги, которые она образует с гласными.

На слайде появляются слоги, которые читаем хором

Читаем вместе со мной, хором по слогам

Ма-ма-ма-дома я сама.

Мо-мо-мо- едим эскимо.

Ми-ми-ми-поем ноту ми.

IV . Открытие детьми нового знания.

Ребята, главная буква нашего урока - буква М дала поручение всем остальным буквам из теремка подготовить для вас задания и распорядилась за каждое выполненное верно, вас поощрять, а как именно узнаете чуть позже.

Посмотрим задание от буквы А.

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками. (Малина)

За то, что правильно ответили получайте малинку. Давайте положим ее в корзину.

Буква Л тоже приготовила для загадку:

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)

Отлично, еще одна малинка ваша.

И буква К не ослушалась, отгадаем ее загадку:

Быстрый транспорт городской,

Но особенный такой –

Под землей вагоны катит,

Места всем доехать хватит! (МЕТРО)

Умницы, третью малинку помещаю в корзинку.

Давайте посмотрим задание от буквы Н.

Буква М просит нас провести звуковой анализ вкусного слова МАЛИНА и составить для него звуковую схему.

1) сколько слогов - 3

2) какой слог ударный, на какой звук падает ударение – 2 слог, звук и

3) разбираем первый слог МА – два звука [м] и [а] образуют слог слияние, твердый согласный звук и гласный, цвета синий цвет и красный

4) разбираем звуки второго слога ЛИ – два звука [л] и [и] образуют слог слияние, мягкий согласный звук и гласный, зеленый цвет и красный

5) разбираем звуки второго слога НА - два звука [н] и [а] образуют слог слияние, твердый согласный звук и гласный

5) составляем схему (один у доски, остальные карточками за партами)

Справились, отлично. Малинка в корзинку.

V .Физкультурная пауза

Вы наверное уже устали, давайте сейчас все встанем и немного буду говорить слово, если в нем вы услышите твердый звук [м]-приседаете, мягкий [м’] – один раз хлопаете в ладоши.

(Мышка, мир, мебель, рама, семь, гром, муха, мельница).

Тихонечко сели, сначала девочки, теперь мальчики.

VI . Открытие детьми нового знания.

Берем следующее задание у буквы Р.

Откройте учебник на странице 85 и прочитайте текст.

На экране появляется страница. Показываю где работаем.

Поставьте пальчик на название текста – покажите мне.

- Текст читаем по очереди по одному предложению. Как определить где начало предложения (только заглавная буква) , что предложение закончилось (стоит точка, восклицательный или вопросительный знак).

- Ребят, а вы обратили внимание какие важные, дорогие слова написал Рома.

Назовите эти слова: мама, мир, Москва.

Почему эти слова важные.

МАМА – родной, самый близкий человек.

Мир – дружеские, хорошие отношения между кем-нибудь, отсутствие вражды или ссоры.

- А вы знаете как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют несколько значений? МНОГОЗНАЧНЫЕ

Почему это слово важное?

Москва - столица России.

Почему это слово Рома написал с Заглавной буквы?

Какие еще слова нужно писать всегда с заглавной буквы? Приведи пример

Ребята, посмотрите, что изображено на картинке на с.84

(Красная площадь.)

Где она находится? ( В Москве)

Это главная площадь Москвы.

А почему такое название – Красная? (В давние времена под словом красная – понимали красивая.)

(Град - город, Русь -Россия, глава - самая главная)

Знаете кто являлся основателем Москвы?

( князь Юрий Долгорукий).

Для многих россиян главный город страны является родным домом .

- Как называют тех, кто живет в Москве? (Москвичами ).

А мы живем в каком городе? (Химки)

А как же жителей Химок нужно называть? (Химчане)

Просмотр слайдов с фотографиями и рисунками учеников под песню о Москве.

А теперь встаньте, сейчас под музыку, вместе со мной выполняем упражнения.

Физкультурная минутка.

А я иду, шагаю по Москве,
И я еще пройти смогу.
Соленый Тихий океан,
И тундру, и тайгу.

Над лодкой белый парус распущу,
Пока не знаю с кем.
А если я по дому загрущу,
Под снегом я фиалку отыщу
И вспомню о Москве.

Вывод: У каждого человека есть мама, есть свой дом. И каждому человеку хочется, чтобы в его доме, в его стране, на всей планете всегда был мир.

Вы отлично справились и с этим сложным заданием. Очередную малинку отправляем в корзинку.

VI . Повторение и закрепление

- На предыдущих уроках мы с вами говорили, о предложениях.

Ребята, из чего они состоят? (слова)

А слова состоят из? (слоги)

Составьте предложение со словом Москва.

(Спросить 2-3 человека)

Выбираю самое красивое предложение и прошу его еще раз повторить автора.

Сколько слов в этом предложении? (кто-то из класса отвечает)

А теперь автор выйдет к доске, чтобы составить схему этого предложения.

А все остальные работают вместе с нами в зеленой тетради.

Почему вертикальная черта?

Отлично у вас все получается. еще одна малинка.

Последнее задание от буквы М.

Ребята, задание очень интересное, но сложное, нужно быть внимательными

Работа над развитием мышления, внимания, памяти.

- Подберите слова противоположного значения со звуками [м], [м'].

Посмотрите на слова во тором столбике, какое здесь лишнее слово и почему.

И это задание оказалось вам под силу, малинку добавляю.

Поздравляю ребят, все задания буквы из Теремка мы выполнили и набрали целую корзину малины.

Но знаете, лягушонок мне подсказал, что малинки непростые, а с секретом.

Переворачиваем все буквы и получаем слово молодцы.

Ребята буква М вас похвалила, она и не сомневалась, что вы справитесь со всеми заданиями.

VII . Итог урока

1) Рефлексия деятельности.

- Какая главная буква была сегодня на уроке?

С какими важными словами мы работали?

- О каком городе мы сегодня узнали?

- Кто построил этот город?

А сейчас возьмите карточки с солнышком и облачком из зеленых тетрадок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование чувства гордости за российский народ и историю России.

Формирование установки на здоровый образ жизни

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Научатся: выделять в речи согласные звуки [м], [м'], обозначать буквой, читать слоги, слова и предложения с изученной буквой; отвечать на вопросы по иллюстрации; определять цель учебного задания

-метапредметные

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме _ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; составлять ответы на вопросы.

Уч: Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Дети: Встанем , подравняемся

С трудностями справимся

1) Работа по формированию навыков правильного, слогового, беглого чтения.

На доске: А О П У И Е Ы

- Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Буквы И, Е).

2 ) Работа в паре со слоговичком:

- Прочитайте слоги с буквой п.

Кто закончил. Покажите в паре.

3) Разминка: я называю номер слога-, а вы его находите и читаете в паре, помогая друг другу.

- отгадайте зашифрованное слово (ст-4 -3 (ц)) страна

-Как называется наша страна?

-Назовите главный город (столицу) России?

-Кто бывал в Москве? А кто хочет побывать? Значит у нас будет небольшое путешествие в Москву. На каком уроке мы говорили об этом городе?(окр мир)

3. Работа с учебником.

- Откроем учебник с. 84

- Многие поэты прославляли Москву в своих стихотворениях, давайте прочитаем строки А. С. Пушкина…..(читает ученица)

- Какие достопримечательности вы узнали на слайдах? (Спасская башня, Московский зоопарк, Собор Василия Блаженного)

Рассмотрите иллюстрацию на с. 84 учебника. Что на ней изображено?

( Красная площадь, Кремль, Спасская Башня, Храм Василия Блаженного, исторический музей. Там же в стенах Кремля, обнесенного высокой красной стеной, находятся парки, церкви, музеи, памятники и здания где работает Президент России.

Град и глава, почему так?- старинное слово, более торжественное и важное.

- А что такое холм? (карточка)

ХОЛМ –небольшая , имеющая не крутой спуск горка, возвышение, бугор

3. Новая тема: (повесить схему)

- Чем стал для многих россиян главный город страны? (домом)- фото

- Что это такое ДОМ?

- Кто составит схему? А мы работаем устно….

- Сколько слогов в слове дом? (1)

-Что слышите вначале?(слог –слияние до)

-Какой звук в слове дом последний? / м – вне слияния/, дайте ему характеристику:

1)согласный (произнесите, встречает ли воздух преграду?)

2)твёрдый или мягкий?

3) звонкий или глухой?

- Каким цветом обозначим этот звук на схеме?

- На скольких холмах стоит Москва? (на семи)

- какая цифра? (Семь)

Кто составит схему?

- Сколько слогов в слове семь? Посчитаем вместе. (1)

-Какой звук в слове семь последний? / м’ /, дайте ему характеристику:

1)согласный (произнесите, встречает ли воздух преграду?)

2) твёрдый или мягкий?

3) звонкий или глухой?

- Каким цветом обозначим этот звук в схеме?

Давайте сделаем вывод о звуках [м], [м’].

Вывод: согласные, звонкие, может быть твердым и мягким.

- А сейчас скажите мне, как вы думаете? Какая у нас сегодня будет тема урока?

Тема урока: Звуки [м], [м’], буква М, м.

- О чём же мы сегодня будем на уроке разговаривать? Чему научимся?

1. Составим характеристику звуков.

2. Будем работать со схемами слов.

4. Будем читать слоги, слова

5. Научимся писать строчную и заглавную букву Мм

- Найти букву Мм (Найти в учебниках), в алфавите ( на партах)

На что похожа буква (эм) М? (на качели)

работа по учебнику с. 85. (дети читают друг другу слоги: ма, мо, му, ми,ме, мы)- по цепочке, хором , договорить до слова

- Прочитать твердые слоги (мягкий слог)

- Почему слог ми – мягкий? (ответы детей)

У кого из ребят в имени есть буква М? (Милана,, Маша, Дима)

В фамилии: Ефремчев.

Слабо читающие дети с учителем читают слова в столбиках на доске

На доске слова: (мама, Москва, мир, урок, мел, мы, Рома, слова) (Группа №2)

Назовите односложные, двусложные слова

- Составьте предложение со словом Москва.

- Можно ли назвать текстом? Почему?

- Какие слова написал Рома?

- Составьте предложение со словом Москва.

Вывод: У каждого человека есть мама, есть свой дом. И каждому человеку хочется, чтобы в его доме, в его стране, на всей планете всегда был мир.

Прочитайте пословицы: с. 84

- Какие пословицы подойдут к нашей теме?

- Дети, посмотрите, на доске записаны слова МАМА, МОСКВА, МИР, у вас на парте тоже есть карточки , где написаны эти слова, а ниже даны схемы этих слов. Ваша задача – найти к каждому слову свою схему и соединить их.

У доски работает один ученик. Затем дети сравнивают свои результаты с доской, если есть несоответствие.

- Какова была тема нашего урока?

- Что вы можете рассказать своим родителям о сегодняшнем уроке, что вам особенно понравилось? Что узнали нового?

Я хочу, чтобы у вас на протяжении всей вашей жизни были самыми важными словами для вас – это слова МАМА,МИР, РОДИНА, МОСКВА

Читайте также: