Что понимается под физической культурой личности ее связь с общей культурой человека кратко

Обновлено: 03.07.2024

Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений. Из всех подходов к её определению для теории физической культуры наиболее близкими являются следующие:

· Культура – творение человека, то, что не создано в таком виде природой.

В этом определении речь идёт о преобразовании природы, её материалов и процессов в интересах развития человечества, освоения и использования природных ресурсов.

· Культура – это мера и способ развития человека.

В этом подходе, рассматривая культуру в качестве меры и способа развития человека, необходимо иметь в виду, что речь идёт о всестороннем его развитии: интеллектуальном, физическом, психическом и т.д. Человек развивается в основном в процессе деятельности и конкретных её видов, основными из которых являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая.

· Культура – это качественная характеристика деятельности человека и общества.

Данный подход свидетельствует, что не сама по себе деятельность человека (которая может быть и антигуманной, и криминогенной, и разрушающей), а её способы, качество, степень разумности и полезности характеризуют степень её культурности.

· Культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.

В этом определении подчёркивается значение хранения уже существующих духовных и материальных ценностей, а также создания и распространения новых, что ведёт к тому, что каждое новое поколение стоит на плечах предшествующих поколений, с их деятельностью и её результатами.

В свою очередь, деятельность человека обусловлена его потребностями. Известно, что вся история человеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению потребностей.

Существуют два класса потребностей: естественные (докультурные) и социальные (культурные). Первые даны от природы, к ним относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности в размножении и защите потомства. Вторые формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности.

К числу наиболее общих социальных (сверхприродных) потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации. У каждого индивидуума на различных этапах его биологического и психического развития существует в той или иной мере потребность в собственном всестороннем гармоничном развитии.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть общей культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки, физического развития.

В социальном плане физическая культура представляет собой обширную область культурной деятельности общества. Одна из её главных задач – активное содействие всестороннему и гармоническому развитию членов общества, их преобразование, т.е. именно то, что составляет сущность культуры в более широком плане.

Используя закономерности естественного развития человека, физическая культура своими средствами и методами добивается новых качественных результатов формирования и развития таких свойств человека, которые не даны ему от природы. Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные, так и духовные формы выражения. Материальным является результат воздействия на биологическую сторону человека – физическое и функциональное состояние. Духовное выражается в результатах проектирующей и моделирующей деятельности, в изменении системы ценностей людей со смещением акцентов в сторону красоты, здоровья, гармонии.

Как следствие, физическая культура стимулирует развитие материальной и духовной культуры общества в целом. Это проявляется в поиске новых методик и технических средств, в научных открытиях, в строительстве материально-технических сооружений, создании приборов, конструировании и совершенствовании инвентаря, оборудования. Тем самым физическая культура способствует возникновению новых направлений в развитии материальной и духовной культуры, теории и практики. Всё это закономерно определяет взаимосвязь и взаимообусловленность материальной, духовной и физической культуры в рамках культуры общества.

Деятельность человека в экстремальных условиях (космос, глубоководные работы, работа в условиях крайних температур, спорт высших достижений). Так, благодаря полученным знаниям о способах определения возможностей организма человека, о методах повышения этих возможностей, о предельных возможностях человеческого организма в целом, стали возможны полёты в космос, погружения на значительную глубину и т.п., что повлекло за собой целую серию новых научных открытий. В свою очередь, человек, находящийся в экстремальных условиях (например, в космосе) без ежедневных систематических физических упражнений, без тренажёров и гимнастических приборов не способен сохранить длительное время здоровье и работоспособность.

Что понимается под физической культурой личности? Ее связь с общей культурой человека.

Оглавление

1 Основные понятия теории физической культуры…………………………………………4

1.1 Определение физической культуры………………………………………………………….4

2 Компоненты физической культуры……………………………………………………………..5

2.2 Составляющие части физической культуры……………………………………………..7

3. Значение физической культуры для человека……………………………………………11

Введение

На занятиях физкультурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества. Возникающие во время соревнований и тренировок ситуации закаляют характер спортсменов, учат их правильному отношению к окружающим.

Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности.

Цель работы – кратко охарактеризовать физическую культуру как часть общечеловеческой культуры.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

  1. Основные понятия теории физической культуры

1.1 Определение физической культуры.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека.

Таким образом, физическая культура — часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, всестороннее совершенствование и развитие тела путём упражнения мускулов, развитие физических способностей человека и спортивных достижений.

Целью физической культуры является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обес­печить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Всестороннее развитие физических качеств имеет большое зна­чение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности — в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.

Здоровье населения в стране рассматривается как самая боль­шая ценность, как отправное условие для полноценной деятель­ности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма, может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей.

2.1 Виды физической культуры

Каждый раздел включает виды и разновидности, например, базовая физическая культура — школьная, вузовская и т.д.; фоновая физическая культура — рекреативная и реабилитационная.

Спорт — это вид физической культуры, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений в целях достижения наивысших спортивных результатов.

Туризм — вид физической культуры. Активные виды туризма — пеший, горный, водный, велотуризм и др. — носят не только оздоровительный, но и профессионально-прикладной характер. В то же время существуют виды туризма (экскурсии, круизы, турне и др.), которые в большей мере решают задачи познавательного характера и в меньшей степени связаны с физическими упражнениями и нагрузками оздоровительного характера.

Профессионально-прикладная физическая культура (ППФК) — планомерно организованный процесс специально направленного использования физической культуры для формирования двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии. В свою очередь, основу ППФК составляет профессионально-прикладная физическая подготовка (например, ППФП геодезиста, ППФП конструктора, ППФП инженера-программиста). В этот же вид физической культуры входит и физическая культура на производстве (вводная гимнастика, физкультурные паузы, физкультминутки, после рабочие реабилитационные упражнения и т.п.).

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура — процесс специально направленного использования физических упражнений в качестве средств лечения и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм и других причин. Распространенные ее формы — лечебная физическая культура (ЛФК), адаптивная физическая культура (АФК). ЛФК использует широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), специализированных в зависимости от характера заболеваний. АФК направлена на максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья (в том числе инвалидов).

Спортивно-реабилитационная физическая культура направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов, напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.

К фоновым видам физической культуры относятся гигиеническая и рекреативная. Гигиеническая физическая культура — это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками). Рекреативная физическая культура — активный туризм, походы выходного дня, физкультурно-спортивные развлечения. Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального фона жизнедеятельности.

2.2 Составляющие части физической культуры.

Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации или структуру, под которой понимается, во-первых, состав того или иного явления, т.е. его компонентов (частей, видов), и, во-вторых, строение — связи и отношения между этими компонентами, их внутренняя организация, упорядоченность. Исторически, в процессе удовлетворения личностных и общественных потребностей сформировались следующие структурные компоненты физической культуры:

  • Образовательная (Базовая) физическая культура;
  • Спортивная физическая культура (Спорт);
  • Рекреационная физическая культура;
  • Реабилитационная физическая культура;
  • Адаптивная физическая культура;
  • Профессионально-прикладная физическая культура.

Физкультурное образование стало первой специфической формой удовлетворения потребностей общества и личности средствами физической культуры. Оно сформировалось в качестве органического вида образования человека в целом в силу объективной потребности в систематической и целенаправленной физической подготовке подрастающих поколений к практической деятельности, в необходимости овладевать знаниями, умениями, навыками. Оно является первым и необходимым условием формирования физической культуры каждого человека, поскольку направлено на овладение необходимым минимумом знаний и умений в области целенаправленного физического развития людей. В его содержание входит совокупность знаний и связанных с ними двигательных навыков и умений, физических способностей, приобретенных в процессе самообразования, в семье, в учебных заведениях.

В процессе физкультурного образования осуществляется и физическое воспитание, т.е. формирование отношения к физической культуре. Воспитание (в широком смысле слова) включает в себя весь комплекс воздействия общества на личность, весь процесс формирования личности, подготовки ее к жизни, к труду. В более узком, собственно, педагогическом смысле слова воспитание — это воздействие на ум, чувства, волю человека с целью формирования у него мировоззрения, нравственного облика, качеств, необходимых обществу. Оно находится в органическом единстве с обучением, в процессе которого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера. Другими словами, воспитание — это формирование отношения личности к фактам, явлениям, видам деятельности. Отсюда физическое воспитание есть формирование положительного и активного отношения к физической культуре как одному из средств и способов собственного гармонического развития человека, формирование осознанной потребности в занятиях различными видами и формами физических упражнений.

Спортивная физическая культура (Спорт) удовлетворяет потребности личности в спортивной деятельности, в процессе которой раскрываются способности человека на предельных или около предельных уровнях. Это своего рода лаборатория (или полигон), где моделируется, изучается и раскрывается возможность деятельности человека в экстремальных усло­виях. Каждый рекордсмен, чемпион исполняет роль первопроходца, показывающего остальным людям возможность достижения результата, который когда-то казался немыслимым. Люди находят в спорте один из способов самоутверждения, возможность победы над временем, соперни­ком, а главное — над самим собой.

Спорт дает возможность расширить масштабы общения людей, воз­можность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, возможность решать общеполитические, социальные, педагогические, научные задачи. На межнациональном уровне он способствует установле­нию взаимопонимания народов разных стран.

Рекреационная физическая культура (физическая рекреация) удовлетворяет потребности людей в активном отдыхе, в удовольствии от двигательной деятельности, в общении. Характер производства оказывает одностороннее и вместе с тем весьма сложное и очень противоречивое влияние на человека. Неблагоприятное влияние труда на человека может проявляться в связи с воздействием производственной среды (загазованность, шум, вибрация и т.п.), характером самого труда (тяжелый физический, монотонный), особенностью рабочей позы, воздействием метеорологических, географических условий и другими факторами. Все это неблагоприятно отражается на психике и самочувствии человека, вызывает необходимость смены вида деятельности, активного отдыха, релаксации.

Реабилитационная физическая культура (двигательная реабилитация) обеспечивает ускоренное и наиболее эффективное лечении травм, восстановление или компенсацию с помощью физических упражнений временно утраченных или сниженных в процессе труда или спортивных занятий двигательных навыков и физических способностей.

Адаптивная физическая культура удовлетворяет потребности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в реабилитации и адаптации к нормальной социальной среде, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Физическая реабилитация и социальная адаптация осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.

Профессионально-прикладная физическая культура обеспечивает формирование двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии, и развития профессионально важных способностей, а также способствует повышению производительности труда.

Совокупность всех этих форм функционирования физической культуры полностью удовлетворяет все личные и общественные потребности в физической подготовке людей к разным видам производственно-трудовой, военно-профессиональной, боевой и бытовой деятельности, в укрепле­нии здоровья, восстановлении сил, во всестороннем и гармоническом развитии.

  1. Значение физической культуры для человека

В современном обществе с появлением новой техники и технологий имеет место сокращение двигательной активности людей и одновременно усиление влияния на организм неблагоприятных факторов, таких как загрязнение окружающей среды, неправильное питание, стрессы. Кроме того, снижается иммунитет, что влечет за собой значительную восприимчивость к инфекционным болезням.

В настоящее время число людей с разнообразными заболеваниями растёт, так что снижение двигательной активности является актуальной проблемой. Систематические занятия физической культурой и спортом помогают людям всех возрастов наиболее продуктивно использовать своё свободное время, а также способствуют отказу от таких социально и биологически вредных привычек, как употребление спиртных напитков и курение.

Злоупотребление физической нагрузкой может принести немалый вред, поэтому при выборе степени нагрузки на организм необходимо применять индивидуальный подход.

Одной из задач физического воспитания в нашей стране является всестороннее, последовательное развитие человеческого организма. Человек должен быть крепким, ловким, выносливым в работе, здоровым, закаленным.

Регулярные занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, поддерживают на высоком уровне механизмы, которые осуществляют в организме обмен веществ и энергии.

Недостаточное количество двигательной активности или нарушение функций организма при ограничении двигательной активности отрицательно влияют на организм в целом. Люди могут жить и при ограничении движений, но это приведёт к атрофии мышц, снижению прочности костей, ухудшению функционального состояния центральной нервной, дыхательной и других систем, снижению тонуса и жизнедеятельности организма.

У людей, систематически занимающихся физическими упражнениями, значительно повышается потенциал всех систем и органов человека.

Целенаправленная физическая тренировка совершенствует систему кровообращения, стимулирует деятельность сердечной мышцы, усиливает кровоснабжение мышц, улучшает регуляцию их деятельности нервной системой.

В процессе занятий физической культурой и спортом уменьшается количество сердечных сокращений, сердце становится крепче и начинает работать более экономно, нормализуется давление. Все это способствует улучшению обмена веществ в тканях. Учеными установлено, что вслед за интенсивными физиологическими тратами идут восстановительные процессы. Регулярные занятия спортом помогают безопасно укрепить суставносвязочный аппарат. Продолжительная умеренная физическая нагрузка делает связочную и суставную ткани эластичнее, защищая ее от надрывов и растяжений в будущем. Также необходимо отметить, что систематические физические нагрузки резко снижают заболеваемость населения, положительно влияют на психику человека — на его мышление, внимание, память, способствуют эффективному воспитанию личностных качеств, а именно настойчивости, воли, трудолюбия, коллективизма, общительности, формирует активную жизненную позицию.

Во время занятия физической культурой и спортом осуществляется нравственное развитие занимающихся. Это развитие нацелено на установление у человека социально ценных качеств, которые формируют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика — важнейшая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, которые являются главными в обществе.

Приобщиться к физической культуре и спорту можно несколькими способами: занимаясь в спортивной секции по любому интересующему виду спорта, принимая участие в занятиях групп здоровья по месту работы или проживания, а также тренируясь самостоятельно. Обилие вариантов дает каждому человеку возможность выбрать тот из них, который удовлетворяет его требованиям и предпочтениям, и позволяет каждому найти идеальный способ поддерживать себя в прекрасной физической форме.

В последнее время особую популярность приобрели именно самостоятельные занятия физкультурой — ими легко заниматься в удобном для человека месте и в удобное время. Но для того, чтобы добиться наибольшего успеха, следует изучить основные теоретические знания в этой области для того, чтобы не получить травму в процессе тренировок.

Таким образом, спорт и физическая культура являются многофункциональным механизмом оздоровления людей, самореализации человека, его самовыражения и развития. Поэтому в последнее время место физкультуры и спорта в системе ценностей человека и современной культуры резко увеличилось.

Заключение

Как неоднократно подчеркивалось, физическая культура человека практически неотделима от жизнедеятельности человека. Она является важной составляющей в сохранении и укреплении здоровья.

Физическая культура — часть общечеловеческой культуры, самостоятельный вид деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Она оказывает определенное влияние не только на разностороннее формирование человека как личности, но и на развитие семейных, производственных и современных общественных отношений, Физическая культура представлена в обществе совокупностью духовных и материальных ценностей. К первым относится соответствующая информация, произведения искусства, созданные и создающиеся разнообразные виды спорта, игры комплексы и системы физических упражнений, этические и моральные нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Ко вторым можно отнести созданные и постоянно совершенствующиеся спортивные сооружения, инвентарь, экипировку, специальное оборудование.

Люди высокой духовной культуры много знают, умело пользуются полученными знаниями на работе, дома, во время отдыха. Но человек должен быть ещё и здоровым, сильным, ловким, выносливым. Такой человек может долго и много трудиться, не утомляясь, а устав, быстро восстанавливать силы. Про него можно сказать, что он обладает высокой физической культурой.

Физическая культура- это часть общей культуры общества. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, спортивные достижения. В понятие физической культуры входят общественная и личная гигиена быта и труда, правильный режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. На ранних ступенях истории человек состязался в быстроте, силе, ловкости, выносливости с животными, на которых он охотился. Бег, прыжки, метание в цель способствовали развитию необходимых физических качеств, помогали совершенствовать навыки, нужные для удачной охоты. Так зародилась физическая культура. На каждом историческом этапе она имела свои специфические черты. В первобытном обществе физическими упражнениями занимались все. Бег, борьба, занятия с тяжестями, метания, прыжки, игры - вот средства физического воспитания того времени. Во времена рабовладения физическая культура в основном существовала для правящего класса.

Важной формой физической культуры в то время были различные состязания, например Олимпийские игры, лучшие традиции которых продолжены в наши дни. Для всех людей, рождённых не в рабстве, обязательной тогда была военно-физическая подготовка. Свои черты физическое воспитание имело в эпоху феодализма. Военно-физическая подготовка феодалов велась в специальных рыцарских школах. Среди крестьян и ремесленников были популярны различные игры, перетягивание каната, кулачные бои. Передовые представители буржуазной интеллигенции Коменский Я.А., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. выдвигали в своё время проекты реформ системы образования, в которых подчёркивалась мысль о необходимости физического и духовного воспитания с начальных (первых) ступеней образования. В настоящее время физкультурное движение охватывает в той или иной мере всех людей и имеет непосредственную связь с общей культурой общества. На занятиях физической культурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но воспитывают нравственные и волевые качества. Возникающие во время тренировок и соревнований ситуации закаляют характер спортсменов, учат их правильному отношению к окружающим.

Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности.

Под физической культурой личности подра­зумевается достигнутый уровень физического совершствования человека и степень использования приобретенных качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни. Каждое общество всегда нуждалось в здоровых, физически сильных и умелых гражданах, готовых к выполнению самых различных личных и общественных обязанностей, и поэтому пыталось заботиться о физическом воспитании детей с раннего возраста. Всестороннее развитие человека прежде всего необходимо ему самому. Ведь чем больше человек будет знать, и уметь, тем ему легче претворять в реальность все свои жизненные планы, тем ему интереснее жить. В то же время очень многие планы человека зависят от его здоровья. Еще древние утверждали: "В здоровом теле — здоровый дух". Этим и объясняется, почему физическое развитие, физическое воспитание являются неотъемлемой частью всестороннего развития личности. Вот почему так важно для постоянного своего совершенствования регулярно заниматься физическими упражнениями, быть физически культуным человеком.

Физическая культура -важнейшая составляющая общей культуры, от состояния которой зависит человеческий прогресс. Естественно при этом, что, чем больше в обществе (государстве) будет разносто­ронне (в том числе и физически) развитых, культурных людей, тем оно будет богаче и сильнее. В отличие от других видов культуры, таких например, как литература и искусство, направленных на преобразо­вание психических (духовных) свойств человека, физическая культура в основном связана с преобразованием физических (телесных) свойств. Процесс преобразования телесности человека характеризуется тем, что с помощью специально подобранных физических упражнений и соответствующих методов воздействия на человеческий организм можно: направленно развивать формы и увеличивать рельефность мускулатуры тела; повышать объем сердца и дыхания, изменять ин­тенсивность обменных процессов, повышать энергетические возможности организма; эффективно управлять движениями и осваивать сложные двигательные действия, выполнять их в различных условиях и использовать при решении разнообразных задач; улучшать защитные функции организма и повышать его работоспособность, укреплять здоровье, развивать физические качества и осваивать различные виды спорта Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым ви­дом деятельности, в том числе и умственной. (Исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразова­тельных школах у 85 % учащихся является слабое здоровье или физи­ческие недостатки. От общего состояния здоровья и физических сил во многом зависят память, внимательность, усидчивость).

Физическое воспитание неразрывно связано с эстетическим. Красота здорового тела, грациозных и ловких движений всегда служила источником вдохновения для художников и артистов. Многомиллионная аудитория телезрителей следит за выступлениями спортсменов, получая эстетическое удовлетворение от захватывающей дух скорости бегунов, ловкости смелости гимнастов, синхронных и совершенных движений фигуристов.

Без выносливости и ловкости, силы и быстроты, гибкости и координации, даваемых физической культурой, у человека нет должной работоспособности, нет стремления к активной деятельности, медленнее вырабатываются специальные трудовые навыки.

Активные занятия физической культурой облегчают человеку выполнение самых различных трудовых операций и процессов, так как приучают его к большей точности и направленности движений, соразмерности их силы с целью, помогают нахождению более эконо­мичных и рациональных приемов.

Физическая культура вносит свой вклад и в нравственное воспита­ние, нравственную культуру. Для совершенствования нравственнос­ти, проявления волевых действий, моральной стойкости очень часто нуж­ны физические силы, физическая выносливость и закалка.

В той или иной степени физическое воспитание проникает и во все другие стороны всестороннего развития человека. Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. К материальным ценностям физической культуры относятся стадионы, бассейны, спортивные залы, медицинские учреждения. Их количество в отношении к численности населения- важный показатель развития физической культуры.

К духовным ценностям физической культуры можно отнести науку о физическом воспитании и спорта, сеть учебных заведений, готовящих специалистов в области физической культуры и спорта, произведения искусства, посвященные физической культуре и спорта (живопись, скульптура, музыка, кино ).

Регулярные занятия физической культурой благоприятно влияют на здоровье человека и его физическое состояние. Причем в различные возрастные периоды эти занятия преследуют разные цели. В молодом возрасте занятия физической культурой необходимы для повышения физической подготовки, совершенствования физического развития, обеспечения физической работоспособности, готовности к труду и Службе в армии. Занятия также способствуют профилактике заболеваний, которые могут развиться в старшем возрасте. В зрелом возрасте физическая культура нужна в первую очередь для укрепления здоровья и профилактике заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения старения. В преклонном возрасте занятия физкультурой позволяют сохранять здоровье и долголетие. Основными средствами физического воспитания в молодом, зрелом и преклонном возрастах являются физические упражнения. Многократно повторяемые физические упражнения с соблюдением правильной дозировки и методической последовательности приводят к совершенствованию форм и методической последовательности приводят к совершенствованию форм и функций организма человека, укрепляют здоровье, формируют и совершенствуют двигательные навыки, содействуют духовному развитию.

Поэтому так необходимо формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Вопрос 2. Требования безопасности перед началом и во время занятий в тренажерном зале.

Требования безопасности перед началом и во время занятий в тренажерном зале:

1. Должен быть разработан корректный план занятий, предусмат­ривающий "разминочные" и "остужающие" упражнения для начала и окончания тренировки.

2. Данные полного медицинского обследования.

3. Во избежание травм, не опаздывать к началу тренировки.

4. Занятия проводить в удобном тренировочном костюме и крос­совках.

5. Соблюдение правила использования тренажеров.

6. Занятия на тренажерах разрешаются только в сопровождении инструктора, после прохождения инструктажа возможны самостоя­тельные занятия на тренажерах.

7. Мониторинг физической нагрузки (не допускать возникнове­ния переутомления, которое также способствует появлению травм).

8. Выполнение на тренажерах только предписанной нагрузки и упражнений. Заниматься следует с учетом возраста и медицинских показаний.

9. Не заниматься на неисправном оборудовании.

10. Не заниматься при плохом планировании занятий.

11. Перед занятием провести комплексную разминку.

12. Не допускать переутомления.

13. Не допускать неточное выполнение упражнений.

14. Недостаточная сосредоточенность при занятиях:

а) перед тем как приступить к выполнению упражнения, необходимо посмотреть вокруг и

убедиться в том, что не заденешь чего-нибудь или кого-нибудь.

б) во время отдыха между упражнениями необходимо соблюдать осторожность при передвижениях, помня о том, что рядом занимаются другие.

в) после выполнения упражнения снаряды надо класть на пол, а не передавать друг другу. Не рекомендуется класть снаряды на скамейки, стулья и т.п., так как они могут скатиться и упасть (например, гантели).

г) упражнения необходимо выполнять плавно, без рывков (если это не предусмотрено самими упражнениями). Особенно это касается подтягиваний широким хватом.

д) разговаривать друг с другом надо спокойно, не повышая голоса, чтобы своим криком не мешать другим.

е) соблюдать правила занятий на каждом конкретном тренажере.

ж) немедленно сообщать руководителю обо всех замеченных неисправностях.

з) Ни в коем случае не прикасаться к электрооборудованию, в случае его неисправности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ

С ОБЩЕЙ КУЛЬТУРОЙ ОБЩЕСТВА.

Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург, Россия

Физическая культура возникла и развивалась одновременно с общей культурой человека, еѐ можно рассматривать как реакцию на потребности общества в деятельности связанной с движением. Физическое воспитание возникло ещѐ в первобытном обществе.

Изначально исторически сложилось, что человек состязался в силе, быстроте, ловкости, выносливости с животными, на которых он охотился. Бег, прыжки, метание в цель способствовали развитию необходимых физических качеств, совершенствованию навыков, нужных для удачной охоты. Так 191

зарождалась физическая культура, имея на каждом историческом этапе свои черты. В первобытном обществе физическими упражнениями занимались все. Бег, борьба, прыжки, метания, игры – средства физического воспитания того времени.

Ведущими представителями интеллигенции Я.А. Коменским, Ж.Ж. Руссо были предложены проект реформ системы образования, в которых выдвигалась мысль о необходимости физического и духовного воспитания с самого начала образования.

В настоящее время физкультурное движение охватывает в той или иной мере всех людей и имеет непосредственную связь с общей культурой общества.

Важнейшее значение в обществе приобретает физическая культура как средство укрепления здоровья, физического воспитания подрастающего поколения, организации культурного, а значит, здорового образа жизни.

Связь занятий физической культурой с укреплением здоровья известна с давних времѐн. Ещѐ древние люди говорили: В здоровом теле – здоровый дух!

Физическая культура связана с улучшением состояния здоровья организма и физического совершенства тела. С помощью специально подобранных упражнений и методов можно: направленно развивать формы и увеличивать рельефность мускулатуры тела; повышать объѐмы сердца, дыхания, улучшать обменные процессы, повышать энергосберегающие возможности организма; осваивать трудные двигательные действия и эффективно управлять движениями; повышать защитные функции организма и его работоспособность, укреплять здоровье и осваивать разные виды спорта; успешно развивать физические качества.

Влияние сферы физической культуры на общество – одна из наиболее актуальных тем современности, что находит выражение существования во многих странах государственной политики в области физической культуры и спорта. Главная из характеристик физической культуры – массовость. Даже прогулка – массовая и доступная разновидность спорта. Многие хотя бы на 192

любительском уровне занимались каким-либо видом спорта, выполняли физические упражнения. Сотни людей по всей планете объединяет спорт.

Во время гимнастики в работающих мышцах возникают раздражения, передающиеся в головной мозг. Эти импульсы возбуждают жизнедеятельность клеток коры больших полушарий. Поэтому после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.

Гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание.

Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у человека правильной осанки, тренируют и усиливают работоспособность всех органов и систем, подготавливают организм человека к нагрузкам предстоящим в течение трудового дня. При недостатке физической активности возникает гиподинамия, усталость, нервное перенапряжение, нарушение обмена веществ и другие неприятные последствия. После зарядки полезно принять душ, облиться тѐплой водой или обтереться влажным полотенцем, а затем растереться сухим. Это можно назвать последующим закаливанием. Регулярное закаливание обеспечивает: увеличение способностей к восприятию и запоминанию, укрепление силы воли, активную 193

физиологическую деятельность и здоровую жизнь, замедление процесса старения, продление срока активной жизни на 20-25 %.

При занятии спортом развиваются физиологические способности человека, тело достигает – совершенства. Занятия физической культурой являются незаменимой частью здорового образа жизни, и укрепления иммунитета. Здоровье человека меньше зависит от медицины, чем от образа жизни выбранного им.

Действительно, спорт получил широкое распространение по всей планете. В сферу физической культуры вовлечены миллионы людей: любители, профессионалы, тренеры, инструкторы, методисты, преподаватели, арбитры, спортивные журналисты и медики, члены спортивных общественных организаций, болельщики. Физкультурное движение – мощнейшее средство воспитания масс. К занятиям физическими упражнениями многих людей пристращают с детства, ещѐ в дошкольных учреждениях. Далее на протяжении жизни процесс физического воспитания сопровождает их в школе, техникуме 194

или университете. Многие занимаются физической культурой и после окончания образования на протяжении всей жизни и даже после выхода на пенсию.

«Основным объектом государственной спортивной политики является социальный институт спорта, включающийся в систему социальных институтов общества, – утверждает исследователь спортивной политики России А. Исаев. – 195

Таким образом, можно сказать, что спорт охватывает образование, политику, экономику, искусство, средства массовой информации и даже международные отношения в нашем обществе, влияет на настроение, поведение, мировоззрение населения. Спорт – мощный канал активного целенаправленного воздействия на умы и сердца людей.

Физическая культура, служит значительной составляющей общей культуры общества, является эффективным средством физического воспитания личности. При занятии спортом люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества, укрепляют характер, учатся правильному отношению к окружающим.

Физическую культуру можно назвать фундаментом жизни государства, он сосредотачивает в себе большое количество важных для общества и государства процессов. Физическая развитость населения способствует улучшению производства, вследствие чего улучшается экономическое состояние государства. Спорт имеет объединительную с другими народами функцию. В рамках спортивных соревнований устанавливаются контакты, укрепляющие сотрудничество между народами и государствами, что отражается на отношениях между населениями государств и органами власти. В наше время спорт безоговорочно является неотъемлемой частью общественной и культурной жизнедеятельности социума.

1. Починкин В. М. Физическая культура и спорт. Идеологическая борьба в современном мире. М.: ФиС, 1985. 192 с.

2. Родиченко В. С. Олимпийская идея для России (повторение пройденного). М.: Советский спорт, 2004. 246 с. 196

3. Исаев А. Спортивная политика России. М.: Советский спорт, 2002. 518 с.

4. Степовой П. С. Спорт. Политика. Идеология. М.: ФиС, 1984. 128 с.

5. Спорт в современном обществе / под ред. В. М. Выдрина. М.: ФиС, 1980. 272 с.

6. Гуськов. С. И. Государство и спорт: о государственной политике зарубежных стран в области физического воспитания и спорта. М.: Государство и спорт, 1996. 176 с.

Читайте также: