План урока буква э
Обновлено: 04.07.2024
Задачи: закрепить четкое произношение звука [э]; научить находить и выделять звук [э] из ряда гласных звуков, из начала слова; развивать память, слуховое внимание; развивать графические навыки.
I. Организационный момент.
Сядет на место тот, кто назовёт первый звук в слове : автобус, осы, уши, Оля и др. .
1. Повторение пройденного: уточнение артикуляции звуков [А], [О], [У] и их характеристика.
2. Знакомство с новым материалом. Логопед загадывает загадку:
Никто его не видывал,
А слышать - всякий слыхивал.
Без тела - а живёт оно,
Без языка - кричит оно. (Эхо)
Да, правильно! Сегодня мы с Вами на занятии познакомимся со звуком и буквой Э. Дайте характеристику пожалуйста этого звука.
3. Знакомство с артикуляцией звука [Э].
4. Хоровое и индивидуальное проговаривание звука [Э].
7. Дидактическая игра с мячом "Где спрятался звук [Э]? (определение позиции звука [Э] в словах).
8.. Знакомство с буквой "э" (показ написания буквы, самостоятельное написание буквы, нахождение буквы Э среди других). Выкладывание буквы "Э" из кружочков, прорисовывание "э" в воздухе.
Проговаривание слов сложной слоговой структуры, деление слов на слоги, определение самого короткого и самого длинного слова: эквилибрист, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт.
III. Итог занятия :
1. - С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука [Э].
2. Оценка деятельности детей.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Тема урока: Звук [э]. Гласная буква э.
Цели урока:
• познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой э.
• Формировать навык правильного, выразительного чтения, умения рассуждать.
• Развивать фонематический слух, внимание, мышление, речь учащихся.
• Обогащать словарный запас учащихся.
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к малым народам России;
Задачи:
Познакомить детей с гласным звуком [Э], буквой Э э.
Раскрыть значимость буквы.
Формировать и совершенствовать навык чтения.
Обучить детей правильному произношению звуков и названий соответствующих букв.
Развивать речь в ходе беседы, память, мышление.
Воспитывать интерес к предмету.
Наша страна огромна, разные народы населяют её. А мы отправимся в путешествие на крайний север в гости к эскимосам. Это малочисленный народ севера, занимаются разведением олений и охотой на моржей, китов.
Закрыли глаза, наше путешествие начинается.
А помогут нам ребята. Зовут их Эмма и Эдик. Они ученики 1 класса. И также как и вы любят учиться. Учитель задал им задание. Определить какой звук встретился в их именах и слове эскимосы. Поможем?
Знакомство со звуком. Произнесите его вполголоса.
Артикуляция:
Чтобы произнести этот звук мы открываем рот, язык находится внизу и слегка приподнят.
Произнесём ещё раз и дадим характеристику звуку, какой он гласный или согласный? Почему?
Назовите несколько слов, где встречается этот звук.
- Внимание. Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.
Без тела, а живет,
Без языка, кричит . (Эхо)
- Сколько в слове слогов? Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Какой это звук - гласный или согласный? Почему?
- Назовите второй слог. Сколько в нем звуков?
- Какой это звук гласный или согласный?
А как вы догадались?
Нет преград при произношении;
Поставьте в слове ударение.
Вот сегодня мы с вами и познакомимся с новым звуком [Э].
А давайте посмотрим, как он обозначается на письме (вывешивается карточка с буквой Э).
Итак, на что похожа буква Э?
Половина овала и внутри палочка.
Рот разинув до ушей,
- Эге-гей! – крикун кричит,
Изо рта язык торчит.
В каких ещё буквах есть элементы схожие с буквой э. (х ж с)
- Ребята, помогите мне, пожалуйста! Письменная буква э рассыпалась на отдельные элементы. Кто мне поможет собрать букву?
Посмотрите, как обозначается письменная буква Э и как печатная. Чем они отличаются?
У письменной есть наклон и верхняя часть уже, чем нижняя.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
Ребята, случилось что-то непредвиденное. Оказывается буква Э у нас ворчливая.
- Э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть не в самый конец алфавита… Эк, меня занесло куда! Эх, мне бы на первое место! Эй, буквы, пропустите-ка меня вперед.
Но буквы сказали:
- Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно полезной быть.
- Посмотрите какое место буква Э занимает на ленте букв.
А теперь снова закрываем глазки, и вот мы уже не на севере, а на далеком юге – в Австралии .
Вот Австралия, ребята.
Звери вышли из кино.
Страус Эму страусятам
Покупает эскимо.
Неясно, зверь он или птица.
Есть перья, а летать боится.
Быть может, ты решишь проблему:
Зверь или птица страус эму. (Е. Григорьева, И. Гамазкова)
Посмотрите, пожалуйста, на картинку, на которой изображена птица. Эта птица называется эму. Почему мы пишем с маленькой буквы?
Эму – это птица, покрытая перьями. У нее длинные ноги, которые помогают ей быстро передвигаться. Живет она в Австралии, где пустыни.
Итак, давайте составим схемы слов Эмма и эму.
- Есть ли между этими словами разница? Какая?
Эму – 3 звука, Эмма – 4. Эмма – имя девочки, а эму – название птицы
Работа в прописи.
Давайте посмотрим, как пишется большая и маленькая буква Э э. Письмо отдельно букв и слияний с новой буквой.
Пальчиковая гимнастика
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи
(Запомните как можно больше слов со звуком [э].)
Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.
- Бросай свои этикетки! - кричит. - У нас во дворе настоящий эскалатор работает!
- Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.
Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди - электрический столб. Экскаватор по этому столбу - р-р-раз! Столб на бок - два. И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.
Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и. Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.
Свободные высказывания детей по содержанию рассказа.
Понравился ли вам рассказ?
Хорошо ли поступили мальчики?
А как надо было поступить?
А почему про это мальчику вспоминать не интересно?
А папа был прав.
2. Назовите слова, которые вам запомнились, со звуком [э].
Работа с раздаточным материалом. ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Задание 1. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].
Задание 2. Самостоятельная работа
1 - из слогов составить слово: эк, сия, я, скур (экскурсия);
2 - из букв составить слово: э з а к м н е (экзамен);
3 - прочитать слово с конца : а к ч и р т к е л э (электричка).
Задание 3. Работа над словами с буквой Э.
- А сейчас попробуйте составить слова с буквой Э, для этого нужно соединить начало слова и конец (на леске части слов):
аэро, эста, экска, эки, фета, дром, ватор, паж.
Аэродром (территория, на которой производят взлет, посадку и стоянку самолеты)
Эстафета (соревнование двух или более команд в беге, плавании)
Экскаватор (землеройная машина)
Экипаж (команда, которая управляет кораблем, самолетом и т.д.)
Итог урока: наш урок подошёл к концу
Возвращаемся домой. Прощаемся с новыми друзьями.
С каким новым звуком вы познакомились?
Как называется буква, обозначающая этот звук?
Что нового узнали?
Оценка знаний учащихся: молодцы, спасибо, приятно работать.
Рефлексия
• если вам всё понятно, о чем мы говорили на уроке, то поднимите зеленый кружок
• если есть ещё над чем поработать, остановится на немного, то синий
• если вам многое не понятно, то красный цвет.
Цели: познакомить с гласным звуком [э], буквой Э э; развивать речь, память, логическое мышление.
О б о р у д о в а н и е : учебник, предметные картинки, ребусы, магнитная доска, буквы и слоги.
Результаты:
Личностные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; построение рассуждений в форме связи простых суждений; установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: уметь понимать возможность различных позиций других людей; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.
Предметные: характеризовать звук [э], составлять звуковую схему слова, познакомиться с буквой Э, э, читать слова и слоги с буквой э.
Х од урока
I Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Ни минуты не теряем Слайд № 2
-Дети, скажите, какие звуки вы знаете?
-Назовите гласные звуки, которые мы выучили?
-Назовите гласные звуки, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука?
-Назовите гласные звуки,которые обозначают твёрдость предшествующего согласного звука?
Молодцы, вы уже много знаете о буквах и звуках.
А теперь отгадайте загадку : Слайд № 3
Аукало и плакало,
И рассыпалось смехом,
И называлось…(эхом) Слайд № 4
-Какой первый звук в этом слове? (Звук э) Слайд № 5
– Давайте сформулируем учебную задачу урока ( Познакомимся со звуками [э], и буквой э, обозначающей их на письме)
II Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Составить схему слова.(учебник, с. 57)
На доске предметная картинка, изображающая эхо. Слайд № 6
– Что изображено на картинке?
– Составьте схему слова эхо.
– Выделите гласный звук [э].
Буква Э ОБОЗНАЧАЕТ ТВЁРДОСТЬ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА.
Прочитаем слоги с этой буквой и слова. Слайд № 7
Эр, эм, эн, эс,эл. Экран, этаж, электрик, элеватор, экипаж.
а) Назовите имя девочки по первым звукам слов: Слайд № 8
Экскаватор мячик медведь автобус Э м м а Слайд № 9
б) Хлопните в ладоши, если услышите звук [э] в словах: елка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щетка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо. Слайд № 10
Знакомство с буквой Э.На что похожа буква Э. Слайд № 11
С открытым ртом
И большущим языком.
Буква Э НА С ДИВИТСЯ,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка. Слайд № 12
Учитель показывает карточку с буквой Э э Ученики печатают букву Э э в тетрадях
III Физкультминутка Слайд № 13
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть
IV Работа с учебником.
-Рассмотрите рисунок в учебнике что изображено на стр 56?
Как человек научился летать? Слайд № 14,15,16
Люди издавна стремились летать. Сначала они строили крылья, как у птиц. Из этого ничего не вышло. Прошло много лет и человек создал первый воздушный шар, на котором поднялся в небо. Построил дирежабль, на подобие воздушного шара. Появились первые самолёты, которые могли преодолеть десятки, а иногда и сотни километров. На самолётах начали перевозить людей. Появились большие пассажирские самолёты. В средине 20-ого столетия появились вертолёты, а вскоре и ракеты, на которых первые космонавты поднялись в космос. Люди не умеют летать сами, но человеческий разум создал для этого машины, которые заменяют нам "крылья
Послушайте стихотворение Роберта Сефа, фамилия автора после стихотворения в скобках.
В чём смысл этого стихотворения?
Давайте прочитаем слова на с.57. Кто знает, что они обозначают?
Аэроплан — летательный аппарат. Слайд № 17
Аэробус - пассажирский самолёт с двумя проходами между пассажирскими креслами.
Чтение стихотворения по две строчки 1 ряд.
V ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Слайд № 18
VIРабота сучебником.
Прочитаем стихотворение про космос?
С какой буквой познакомились? Слайд № 19
Какой звук обозначает?
Дайте характеристику звуку.
VII Итог урока.
– Какую новую букву узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось?
– Какие были затруднения? Слайд № 20
Рефлексия.
Если вам понравился урок то возьмите радостный смайлик, который у вас на столе и прикрепите на доску. Если вам не понравился урок, то прикрепите грустный смайлик.
ГЛАСНЫЙ ЗВУК [э], БУКВА Ээ
Цели: познакомить с гласным звуком [э], буквой Э э; развивать речь, память, логическое мышление.
О б о р у д о в а н и е : учебник, предметные картинки, ребусы, магнитная доска, буквы и слоги.
Личностные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; построение рассуждений в форме связи простых суждений; установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: уметь понимать возможность различных позиций других людей; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.
Предметные: характеризовать звук [э], составлять звуковую схему слова, познакомиться с буквой Э, э, читать слова и слоги с буквой э.
Х од урока
I Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Ни минуты не теряем Слайд № 2
-Дети, скажите , какие звуки вы знаете?
-Назовите гласные звуки, которые мы выучили?
-Назовите гласные звуки, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука?
-Назовите гласные звуки,которые обозначают твёрдость предшествующего согласного звука?
Молодцы, вы уже много знаете о буквах и звуках.
А теперь отгадайте загадку : Слайд № 3
Аукало и плакало,
И рассыпалось смехом,
И называлось…(эхом) Слайд № 4
-Какой первый звук в этом слове? (Звук э) Слайд № 5
– Давайте сформулируем учебную задачу урока ( Познакомимся со звуками [э], и буквой э, обозначающей их на письме)
II Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Составить схему слова.(учебник, с. 57)
На доске предметная картинка, изображающая эхо . Слайд № 6
– Что изображено на картинке?
– Составьте схему слова эхо.
– Выделите гласный звук [э] .
Буква Э ОБОЗНАЧАЕТ ТВЁРДОСТЬ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА.
Прочитаем слоги с этой буквой и слова . Слайд № 7
Эр, эм, эн, эс,эл. Экран, этаж , электрик, элеватор, экипаж.
а) Назовите имя девочки по первым звукам слов: Слайд № 8
Экскаватор мячик медведь автобус Э м м а Слайд № 9
б) Хлопните в ладоши, если услышите звук [э] в словах: елка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щетка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо. Слайд № 10
Знакомство с буквой Э.На что похожа буква Э. Слайд № 11
С открытым ртом
И большущим языком.
Буква Э НА С ДИВИТСЯ,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка. Слайд № 12
Учитель показывает карточку с буквой Э э Ученики печатают букву Э э в тетрадях
III Физкультминутка Слайд № 13
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть
IV Работа с учебником .
-Рассмотрите рисунок в учебнике что изображено на стр 56?
Как человек научился летать? Слайд № 14,15,16
Люди издавна стремились летать. Сначала они строили крылья, как у птиц. Из этого ничего не вышло. Прошло много лет и человек создал первый воздушный шар, на котором поднялся в небо. Построил дирежабль, на подобие воздушного шара. Появились первые самолёты, которые могли преодолеть десятки, а иногда и сотни километров. На самолётах начали перевозить людей. Появились большие пассажирские самолёты. В средине 20-ого столетия появились вертолёты, а вскоре и ракеты, на которых первые космонавты поднялись в космос. Люди не умеют летать сами, но человеческий разум создал для этого машины, которые заменяют нам "крылья
Послушайте стихотворение Роберта Сефа, фамилия автора после стихотворения в скобках.
В чём смысл этого стихотворения?
Давайте прочитаем слова на с.57. Кто знает, что они обозначают?
Аэроплан — летательный аппарат. Слайд № 17
Аэробус - пассажирский самолёт с двумя проходами между пассажирскими креслами.
Чтение стихотворения по две строчки 1 ряд.
V ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Слайд № 18
VIРабота сучебником.
Прочитаем стихотворение про космос?
С какой буквой познакомились? Слайд № 19
Какой звук обозначает?
Дайте характеристику звуку.
VII Итог урока.
– Какую новую букву узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось?
– Какие были затруднения? Слайд № 20
Если вам понравился урок то возьмите радостный смайлик , который у вас на столе и прикрепите на доску. Если вам не понравился урок, то прикрепите грустный смайлик.
Цели: создать условия для знакомства с гласным звуком [э], который на письме обозначается буквами Э,э.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
тренировать умение применять правила поведения ученика на уроке в зависимости от функции учителя. Сформировать опыт самооценки этих умений (на основе применения соответствующих эталонов).
приобретать первичный опыт анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, распределения в группы по заданному признаку, выражать в речи результаты этих операций.
моделировать – использовать модель для выполнения задания.
Познавательные:
развивать умения различать в словах звук [э];
познакомить с буквами Ээ;
развивать умения различать изученные буквы в словах;
стимулировать познавательную мотивацию.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные: уметь:
понимать возможность различных позиций других людей;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
строить монологическое высказывание.
Личностные: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
I.Мотивация к учебной деятельности. Презентация.( Слайд 1,2.)
Раз, два, три, четыре, пять-
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
– Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём урок.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
– Прочитайте загадку и назовите отгадку. (Слайд 3)
Живёт без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит.
– Кто знает отгадку? (Эхо)
– Почему нет картинки-отгадки?
– Что такое эхо? (Эхо – это звуковая волна. Это явление в природе, когда человек кричит, его звук возвращается к нему и слышен далеко-далеко.)
– Где можно услышать эхо? (В лесу, в горах.)
– Выделите первый звук в слове эхо. ([э])
– Дайте характеристику этому звуку. (Гласный. Он хорошо поётся. Произносится легко, без препятствий).
III. Выявление причины затруднения
-Если бы я сейчас попросила вас обозначить звук [э] буквой, у кого из вас возникли бы трудности. Почему? (Я не смогу звук обозначить буквой, я сомневаюсь какой буквой обозначается звук [э], я не могу быть уверен, что правильно обозначу звук буквой).
IV.Построение проекта выхода из затруднения
–Встречались мы раньше на уроке со звуком [э]? (Нет)
– Какую цель поставим перед собой на уроке? (Слайд 4) На слайде – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами.
Познакомиться со …
Узнать, какой буквой….
Учиться читать…
(Познакомиться со звуком [э], узнать, какой буквой обозначается звук [э]), учиться читать слова с этой буквой и предложения).
Да, вы дали характеристику этому звуку.
-Какой он? (Гласный.)
- Определите ударение в слове эхо.
-Как назовём этот звук? (Ударный.)
- Придумайте ещё слова с этим звуком. (Экран, эскимо, эскимосы).
-Определите ударение в этих слова. Сделайте вывод. (Звук [э] может быть ударным и безударным).
– Звук [э] на письме обозначим буквой Ээ.
– Тема нашего урока : Звук [э], буква Ээ.
V. Реализация построенного проекта
Посмотрите на слайд. ( Слайд 5)
-Какие буквы вы видите? (Перед нами две печатные буквы Э э – большая и маленькая, и две прописные).
–Когда мы будем пользоваться заглавной буквой? (Э заглавная пишется в начале предложения, в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, рек, гор.) Приведите примеры.
-На что похожа буква э?( Предположения детей). (Cлайд 6)
Взял я лук и крикнул: - Эх!
Удивлю сейчас я всех!
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
Над лучами в синеве
Это ласточка весной
возвращается домой.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Работа в парах.
Поработайте в парах и составьте схему слова экран. (Одна пара работает у доски.)
– Проверьте.
Определите место буквы Э в слове.
– Кто выполнил задание без ошибок? Поставьте рядом со схемой +.
– Кто допустил ошибки? Поставьте рядом со схемой -.
Прочитайте слоги и дополните их до слова. (Слайд 7)
-Понаблюдайте, как звук [э] влияет на предшествующий согласный?
Сделайте вывод. (Звук э обозначает твёрдость предшествующего согласного звука).
-Прочитайте слова. (Слайд 8)
этаж мэр алоэ
Физминутка. (Слайд 9)
Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - ноги шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.
VI. Первичное закрепление.
Работа по учебнику.
-Откройте 56 страницу. Прочитайте столбик со словами.( Аэробус, аэроплан). Объясните значение слов.
-Часто ли в жизни мы используем эти слова? (Редко). Я попросила ученика нашего класса найти значение этих слов в разных источниках и поделиться своими знаниями.
-Люди с давних пор мечтали подняться в воздух, летать. Уже в сказках появились летательные аппараты.
-Какие? Ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, ступа. С развитием техники появились первые летательные аппараты. Рассмотрите рисунок на с. 56. Назовите их. (Воздушный шар, аэроплан, вертолёт, самолёт)
- Общаясь с вами, я поняла ,что многих из вас манит небо, космические дали и интересует история создания первых летательных аппаратов.
Ребята, провели исследовательскую работу и готовы поделиться своими находками.
Ученик рассказывает о древней легенде о мастере Дедале и его сыне Икаре, который собрал много-много перьев птиц, соединил их с помощью воска и смолы. На этих крыльях он и его сын Икар поднялись в небо. Когда Икару захотелось подняться еще выше, то он полетел к самому солнцу. Жаркое солнце растопило воск, перья рассыпались, и храбрый Икар упал вниз. Но он не разбился, а упал в море и превратился в прекрасного лебедя.
-Учитель. Это конечно легенда, но в реальной жизни люди пытались сооружать крылья из разных материалов: соломы, дерева, ткани, но летать как птицы они не могли.
Работа по учебнику.
-Что советует нам автор?
-Для чего человеку знания? (Чтобы строить дома, делать открытия. лечить людей, учить детей, шить красивую одежду).
Найдите слова, которые вам не знакомы. (Вселенная- космическое пространство , метеорит-камень с другой планеты)
Физминутка.
На лесной опушке в ряд
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движение
– Очень ему нравится это упражнение.
Полосатенький енот изображает вертолет
– Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далекий полет.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны.
Ты, волчишка, не ленись,
Вправо-влево поклонись,
А потом вперед-назад
Получишь бодрости заряд.
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает.
Спину держит прямо-прямо,
Как учила его мама.
Ну а белки, словно мячики,
Дружно прыгают и скачут.
VII Включение в систему знаний и повторение.
Откройте 59 страницу в учебнике.
а) Первичное чтение (учитель).
- Что услышали в конце рассказа? Эхо.
- Удалось ли мне передать отзвук эха?
б) Вторичное чтение.( по цепочке)
-Прочитайте этот рассказ .
Эхо – это отзвук, звучит только часть слова. На столе лежат карточки со словами. Один из вас называет слово, а весь класс отзывается эхом.
г) Работа в парах. ( чтение по ролям).
-Прочитайте I вариант за человека, II вариант за эхо.
-Прочитайте вопрос после текста. Попробуйте ответить на него.
(Из - за низкой температуры воздуха зимой эхо услышать в лесу нельзя.
Мороз не дает распространяться эху по лесу.)
VIII. Рефлексия деятельности на уроке
-Какой была тема урока?
-Что узнали о звуке [э]? (Он гласный, обозначает твёрдость предшествующего согласного звука, бывает ударный или безударный, может находиться в начале, в середине, в конце) .
– Какие цели ставили перед собой на уроке? (Слайд 10)
- Удалось ли достичь этих целей?
- Возникали у вас затруднения?
– Оцените свою работу на уроке. ( Слайд 11).
– Кто все понял, и не допустил ошибок в самостоятельной работе, поднимите красную фишку.
– Кто допустил ошибку в самостоятельной работе, но потом разобрался, и по теме урока не осталось вопросов поднимите синюю фишку.
– Кто допустил ошибку в самостоятельной работе и у кого остались вопросы по теме урока, поднимите желтую фишку.
Читайте также: