План урока буква э

Обновлено: 04.07.2024

Задачи: закрепить четкое произношение звука [э]; научить находить и выделять звук [э] из ряда гласных звуков, из начала слова; развивать память, слуховое внимание; развивать графические навыки.

I. Организационный момент.

Сядет на место тот, кто назовёт первый звук в слове : автобус, осы, уши, Оля и др. .

1. Повторение пройденного: уточнение артикуляции звуков [А], [О], [У] и их характеристика.

2. Знакомство с новым материалом. Логопед загадывает загадку:

Никто его не видывал,

А слышать - всякий слыхивал.

Без тела - а живёт оно,

Без языка - кричит оно. (Эхо)

Да, правильно! Сегодня мы с Вами на занятии познакомимся со звуком и буквой Э. Дайте характеристику пожалуйста этого звука.

3. Знакомство с артикуляцией звука [Э].

4. Хоровое и индивидуальное проговаривание звука [Э].

7. Дидактическая игра с мячом "Где спрятался звук [Э]? (определение позиции звука [Э] в словах).

8.. Знакомство с буквой "э" (показ написания буквы, самостоятельное написание буквы, нахождение буквы Э среди других). Выкладывание буквы "Э" из кружочков, прорисовывание "э" в воздухе.

Проговаривание слов сложной слоговой структуры, деление слов на слоги, определение самого короткого и самого длинного слова: эквилибрист, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт.

III. Итог занятия :

1. - С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука [Э].

2. Оценка деятельности детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: Звук [э]. Гласная буква э.
Цели урока:
• познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой э.
• Формировать навык правильного, выразительного чтения, умения рассуждать.
• Развивать фонематический слух, внимание, мышление, речь учащихся.
• Обогащать словарный запас учащихся.
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к малым народам России;
Задачи:

Познакомить детей с гласным звуком [Э], буквой Э э.

Раскрыть значимость буквы.

Формировать и совершенствовать навык чтения.

Обучить детей правильному произношению звуков и названий соответствующих букв.

Развивать речь в ходе беседы, память, мышление.

Воспитывать интерес к предмету.

Наша страна огромна, разные народы населяют её. А мы отправимся в путешествие на крайний север в гости к эскимосам. Это малочисленный народ севера, занимаются разведением олений и охотой на моржей, китов.
Закрыли глаза, наше путешествие начинается.
А помогут нам ребята. Зовут их Эмма и Эдик. Они ученики 1 класса. И также как и вы любят учиться. Учитель задал им задание. Определить какой звук встретился в их именах и слове эскимосы. Поможем?
Знакомство со звуком. Произнесите его вполголоса.
Артикуляция:
Чтобы произнести этот звук мы открываем рот, язык находится внизу и слегка приподнят.
Произнесём ещё раз и дадим характеристику звуку, какой он гласный или согласный? Почему?
Назовите несколько слов, где встречается этот звук.

- Внимание. Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:

Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.
Без тела, а живет,
Без языка, кричит
. (Эхо)

- Сколько в слове слогов? Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Какой это звук - гласный или согласный? Почему?

- Назовите второй слог. Сколько в нем звуков?

- Какой это звук гласный или согласный?

А как вы догадались?

Нет преград при произношении;

Поставьте в слове ударение.

Вот сегодня мы с вами и познакомимся с новым звуком [Э].

А давайте посмотрим, как он обозначается на письме (вывешивается карточка с буквой Э).

Итак, на что похожа буква Э?

Половина овала и внутри палочка.


Рот разинув до ушей,

- Эге-гей! – крикун кричит,

Изо рта язык торчит.
В каких ещё буквах есть элементы схожие с буквой э. (х ж с)

- Ребята, помогите мне, пожалуйста! Письменная буква э рассыпалась на отдельные элементы. Кто мне поможет собрать букву?

Посмотрите, как обозначается письменная буква Э и как печатная. Чем они отличаются?

У письменной есть наклон и верхняя часть уже, чем нижняя.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

Ребята, случилось что-то непредвиденное. Оказывается буква Э у нас ворчливая.

- Э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть не в самый конец алфавита… Эк, меня занесло куда! Эх, мне бы на первое место! Эй, буквы, пропустите-ка меня вперед.

Но буквы сказали:

- Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно полезной быть.

- Посмотрите какое место буква Э занимает на ленте букв.

А теперь снова закрываем глазки, и вот мы уже не на севере, а на далеком юге – в Австралии .

Вот Австралия, ребята.

Звери вышли из кино.

Страус Эму страусятам

Покупает эскимо.

Неясно, зверь он или птица.

Есть перья, а летать боится.

Быть может, ты решишь проблему:

Зверь или птица страус эму. (Е. Григорьева, И. Гамазкова)

Посмотрите, пожалуйста, на картинку, на которой изображена птица. Эта птица называется эму. Почему мы пишем с маленькой буквы?

Эму – это птица, покрытая перьями. У нее длинные ноги, которые помогают ей быстро передвигаться. Живет она в Австралии, где пустыни.

Итак, давайте составим схемы слов Эмма и эму.

- Есть ли между этими словами разница? Какая?

Эму – 3 звука, Эмма – 4. Эмма – имя девочки, а эму – название птицы

Работа в прописи.

Давайте посмотрим, как пишется большая и маленькая буква Э э. Письмо отдельно букв и слияний с новой буквой.

Пальчиковая гимнастика

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем,

Сядем и писать начнем.


Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи

(Запомните как можно больше слов со звуком [э].)

Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.

- Бросай свои этикетки! - кричит. - У нас во дворе настоящий эскалатор ра­ботает!

- Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.

Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор рабо­тает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди - электрический столб. Экскаватор по этому столбу - р-р-раз! Столб на бок - два. И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.

Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вече­ром пришел папа и. Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.

Свободные высказывания детей по содержанию рассказа.

Понравился ли вам рассказ?

Хорошо ли поступили мальчики?

А как надо было поступить?

А почему про это мальчику вспоминать не интересно?

А папа был прав.

2. Назовите слова, которые вам запомнились, со звуком [э].

Работа с раздаточным материалом. ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Задание 1. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].

Задание 2. Самостоятельная работа

1 - из слогов составить слово: эк, сия, я, скур (экскурсия);

2 - из букв составить слово: э з а к м н е (экзамен);

3 - прочитать слово с конца : а к ч и р т к е л э (электричка).

Задание 3. Работа над словами с буквой Э.

- А сейчас попробуйте составить слова с буквой Э, для этого нужно соединить начало слова и конец (на леске части слов):

аэро, эста, экска, эки, фета, дром, ватор, паж.

Аэродром (территория, на которой производят взлет, посадку и стоянку самолеты)

Эстафета (соревнование двух или более команд в беге, плавании)

Экскаватор (землеройная машина)

Экипаж (команда, которая управляет кораблем, самолетом и т.д.)

Итог урока: наш урок подошёл к концу

Возвращаемся домой. Прощаемся с новыми друзьями.

С каким новым звуком вы познакомились?
Как называется буква, обозначающая этот звук?
Что нового узнали?
Оценка знаний учащихся: молодцы, спасибо, приятно работать.
Рефлексия
• если вам всё понятно, о чем мы говорили на уроке, то поднимите зеленый кружок
• если есть ещё над чем поработать, остановится на немного, то синий
• если вам многое не понятно, то красный цвет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с гласным звуком [э], буквой Э э; развивать речь, память, логическое мышление.

О б о р у д о в а н и е : учебник, предметные картинки, ребусы, магнитная доска, буквы и слоги.

Результаты:

Личностные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; построение рассуждений в форме связи простых суждений; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: уметь понимать возможность различных позиций других людей; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.

Предметные: характеризовать звук [э], составлять звуковую схему слова, познакомиться с буквой Э, э, читать слова и слоги с буквой э.

Х од урока

I Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем Слайд № 2

-Дети, скажите, какие звуки вы знаете?

-Назовите гласные звуки, которые мы выучили?

-Назовите гласные звуки, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука?

-Назовите гласные звуки,которые обозначают твёрдость предшествующего согласного звука?

Молодцы, вы уже много знаете о буквах и звуках.

А теперь отгадайте загадку : Слайд № 3

Аукало и плакало,

И рассыпалось смехом,

И называлось…(эхом) Слайд № 4

-Какой первый звук в этом слове? (Звук э) Слайд № 5

– Давайте сформулируем учебную задачу урока ( Познакомимся со звуками [э], и буквой э, обозначающей их на письме)

II Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Составить схему слова.(учебник, с. 57)

На доске предметная картинка, изображающая эхо. Слайд № 6

– Что изображено на картинке?

– Составьте схему слова эхо.

– Выделите гласный звук [э].

Буква Э ОБОЗНАЧАЕТ ТВЁРДОСТЬ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА.

Прочитаем слоги с этой буквой и слова. Слайд № 7

Эр, эм, эн, эс,эл. Экран, этаж, электрик, элеватор, экипаж.

а) Назовите имя девочки по первым звукам слов: Слайд № 8

Экскаватор мячик медведь автобус Э м м а Слайд № 9

б) Хлопните в ладоши, если услышите звук [э] в словах: елка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щетка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо. Слайд № 10

Знакомство с буквой Э.На что похожа буква Э. Слайд № 11

С открытым ртом

И большущим языком.

Буква Э НА С ДИВИТСЯ,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка. Слайд № 12

Учитель показывает карточку с буквой Э э Ученики печатают букву Э э в тетрадях

III Физкультминутка Слайд № 13

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть

IV Работа с учебником.

-Рассмотрите рисунок в учебнике что изображено на стр 56?

Как человек научился летать? Слайд № 14,15,16

Люди издавна стремились летать. Сначала они строили крылья, как у птиц. Из этого ничего не вышло. Прошло много лет и человек создал первый воздушный шар, на котором поднялся в небо. Построил дирежабль, на подобие воздушного шара. Появились первые самолёты, которые могли преодолеть десятки, а иногда и сотни километров. На самолётах начали перевозить людей. Появились большие пассажирские самолёты. В средине 20-ого столетия появились вертолёты, а вскоре и ракеты, на которых первые космонавты поднялись в космос. Люди не умеют летать сами, но человеческий разум создал для этого машины, которые заменяют нам "крылья

Послушайте стихотворение Роберта Сефа, фамилия автора после стихотворения в скобках.

В чём смысл этого стихотворения?

Давайте прочитаем слова на с.57. Кто знает, что они обозначают?

Аэроплан — летательный аппарат. Слайд № 17

Аэробус - пассажирский самолёт с двумя проходами между пассажирскими креслами.

Чтение стихотворения по две строчки 1 ряд.

V ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Слайд № 18

VIРабота сучебником.

Прочитаем стихотворение про космос?

С какой буквой познакомились? Слайд № 19

Какой звук обозначает?

Дайте характеристику звуку.

VII Итог урока.

– Какую новую букву узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Какие были затруднения? Слайд № 20

Рефлексия.

Если вам понравился урок то возьмите радостный смайлик, который у вас на столе и прикрепите на доску. Если вам не понравился урок, то прикрепите грустный смайлик.

ГЛАСНЫЙ ЗВУК [э], БУКВА Ээ

Цели: познакомить с гласным звуком [э], буквой Э э; развивать речь, память, логическое мышление.

О б о р у д о в а н и е : учебник, предметные картинки, ребусы, магнитная доска, буквы и слоги.

Личностные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; построение рассуждений в форме связи простых суждений; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: уметь понимать возможность различных позиций других людей; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.

Предметные: характеризовать звук [э], составлять звуковую схему слова, познакомиться с буквой Э, э, читать слова и слоги с буквой э.

Х од урока

I Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем Слайд № 2

-Дети, скажите , какие звуки вы знаете?

-Назовите гласные звуки, которые мы выучили?

-Назовите гласные звуки, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука?

-Назовите гласные звуки,которые обозначают твёрдость предшествующего согласного звука?

Молодцы, вы уже много знаете о буквах и звуках.

А теперь отгадайте загадку : Слайд № 3

Аукало и плакало,

И рассыпалось смехом,

И называлось…(эхом) Слайд № 4

-Какой первый звук в этом слове? (Звук э) Слайд № 5

– Давайте сформулируем учебную задачу урока ( Познакомимся со звуками [э], и буквой э, обозначающей их на письме)

II Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Составить схему слова.(учебник, с. 57)

На доске предметная картинка, изображающая эхо . Слайд № 6

– Что изображено на картинке?

– Составьте схему слова эхо.

– Выделите гласный звук [э] .

Буква Э ОБОЗНАЧАЕТ ТВЁРДОСТЬ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА.

Прочитаем слоги с этой буквой и слова . Слайд № 7

Эр, эм, эн, эс,эл. Экран, этаж , электрик, элеватор, экипаж.

а) Назовите имя девочки по первым звукам слов: Слайд № 8

Экскаватор мячик медведь автобус Э м м а Слайд № 9

б) Хлопните в ладоши, если услышите звук [э] в словах: елка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щетка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо. Слайд № 10

Знакомство с буквой Э.На что похожа буква Э. Слайд № 11

С открытым ртом

И большущим языком.

Буква Э НА С ДИВИТСЯ,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка. Слайд № 12

Учитель показывает карточку с буквой Э э Ученики печатают букву Э э в тетрадях

III Физкультминутка Слайд № 13

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть

IV Работа с учебником .

-Рассмотрите рисунок в учебнике что изображено на стр 56?

Как человек научился летать? Слайд № 14,15,16

Люди издавна стремились летать. Сначала они строили крылья, как у птиц. Из этого ничего не вышло. Прошло много лет и человек создал первый воздушный шар, на котором поднялся в небо. Построил дирежабль, на подобие воздушного шара. Появились первые самолёты, которые могли преодолеть десятки, а иногда и сотни километров. На самолётах начали перевозить людей. Появились большие пассажирские самолёты. В средине 20-ого столетия появились вертолёты, а вскоре и ракеты, на которых первые космонавты поднялись в космос. Люди не умеют летать сами, но человеческий разум создал для этого машины, которые заменяют нам "крылья

Послушайте стихотворение Роберта Сефа, фамилия автора после стихотворения в скобках.

В чём смысл этого стихотворения?

Давайте прочитаем слова на с.57. Кто знает, что они обозначают?

Аэроплан — летательный аппарат. Слайд № 17

Аэробус - пассажирский самолёт с двумя проходами между пассажирскими креслами.

Чтение стихотворения по две строчки 1 ряд.

V ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Слайд № 18

VIРабота сучебником.

Прочитаем стихотворение про космос?

С какой буквой познакомились? Слайд № 19

Какой звук обозначает?

Дайте характеристику звуку.

VII Итог урока.

– Какую новую букву узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Какие были затруднения? Слайд № 20

Если вам понравился урок то возьмите радостный смайлик , который у вас на столе и прикрепите на доску. Если вам не понравился урок, то прикрепите грустный смайлик.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: создать условия для знакомства с гласным звуком [э], который на письме обозначается буквами Э,э.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

тренировать умение применять правила поведения ученика на уроке в зависимости от функции учителя. Сформировать опыт самооценки этих умений (на основе применения соответствующих эталонов).

приобретать первичный опыт анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, распределения в группы по заданному признаку, выражать в речи результаты этих операций.

моделировать – использовать модель для выполнения задания.

Познавательные:

развивать умения различать в словах звук [э];

познакомить с буквами Ээ;

развивать умения различать изученные буквы в словах;

стимулировать познавательную мотивацию.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные: уметь:

понимать возможность различных позиций других людей;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

строить монологическое высказывание.

Личностные: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

I.Мотивация к учебной деятельности. Презентация.( Слайд 1,2.)

Раз, два, три, четыре, пять-
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.

– Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём урок.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

– Прочитайте загадку и назовите отгадку. (Слайд 3)

Живёт без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит.

– Кто знает отгадку? (Эхо)
– Почему нет картинки-отгадки?
– Что такое эхо? (Эхо – это звуковая волна. Это явление в природе, когда человек кричит, его звук возвращается к нему и слышен далеко-далеко.)
– Где можно услышать эхо? (В лесу, в горах.)
– Выделите первый звук в слове эхо. ([э])
– Дайте характеристику этому звуку. (Гласный. Он хорошо поётся. Произносится легко, без препятствий).

III. Выявление причины затруднения

-Если бы я сейчас попросила вас обозначить звук [э] буквой, у кого из вас возникли бы трудности. Почему? (Я не смогу звук обозначить буквой, я сомневаюсь какой буквой обозначается звук [э], я не могу быть уверен, что правильно обозначу звук буквой).

IV.Построение проекта выхода из затруднения

–Встречались мы раньше на уроке со звуком [э]? (Нет)
– Какую цель поставим перед собой на уроке? (Слайд 4) На слайде – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами.

Познакомиться со …

Узнать, какой буквой….

Учиться читать…

(Познакомиться со звуком [э], узнать, какой буквой обозначается звук [э]), учиться читать слова с этой буквой и предложения).

Да, вы дали характеристику этому звуку.

-Какой он? (Гласный.)

- Определите ударение в слове эхо.

-Как назовём этот звук? (Ударный.)

- Придумайте ещё слова с этим звуком. (Экран, эскимо, эскимосы).

-Определите ударение в этих слова. Сделайте вывод. (Звук [э] может быть ударным и безударным).
– Звук [э] на письме обозначим буквой Ээ.
– Тема нашего урока : Звук [э], буква Ээ.

V. Реализация построенного проекта

Посмотрите на слайд. ( Слайд 5)

-Какие буквы вы видите? (Перед нами две печатные буквы Э э – большая и маленькая, и две прописные).

–Когда мы будем пользоваться заглавной буквой? (Э заглавная пишется в начале предложения, в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, рек, гор.) Приведите примеры.

-На что похожа буква э?( Предположения детей). (Cлайд 6)

Взял я лук и крикнул: - Эх!

Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук,

Да стрела застряла вдруг!

Над лучами в синеве

Это ласточка весной

возвращается домой.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа в парах.

Поработайте в парах и составьте схему слова экран. (Одна пара работает у доски.)
– Проверьте.

Определите место буквы Э в слове.

– Кто выполнил задание без ошибок? Поставьте рядом со схемой +.
– Кто допустил ошибки? Поставьте рядом со схемой -.

Прочитайте слоги и дополните их до слова. (Слайд 7)

-Понаблюдайте, как звук [э] влияет на предшествующий согласный?

Сделайте вывод. (Звук э обозначает твёрдость предшествующего согласного звука).

-Прочитайте слова. (Слайд 8)

этаж мэр алоэ

Физминутка. (Слайд 9)

Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.
На четыре - ноги шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.

VI. Первичное закрепление.

Работа по учебнику.

-Откройте 56 страницу. Прочитайте столбик со словами.( Аэробус, аэроплан). Объясните значение слов.

-Часто ли в жизни мы используем эти слова? (Редко). Я попросила ученика нашего класса найти значение этих слов в разных источниках и поделиться своими знаниями.

-Люди с давних пор мечтали подняться в воздух, летать. Уже в сказках появились летательные аппараты.

-Какие? Ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, ступа. С развитием техники появились первые летательные аппараты. Рассмотрите рисунок на с. 56. Назовите их. (Воздушный шар, аэроплан, вертолёт, самолёт)

- Общаясь с вами, я поняла ,что многих из вас манит небо, космические дали и интересует история создания первых летательных аппаратов.

Ребята, провели исследовательскую работу и готовы поделиться своими находками.

Ученик рассказывает о древней легенде о мастере Дедале и его сыне Икаре, который собрал много-много перьев птиц, соединил их с помощью воска и смолы. На этих крыльях он и его сын Икар поднялись в небо. Когда Икару захотелось подняться еще выше, то он полетел к самому солнцу. Жаркое солнце растопило воск, перья рассыпались, и храбрый Икар упал вниз. Но он не разбился, а упал в море и превратился в прекрасного лебедя.

-Учитель. Это конечно легенда, но в реальной жизни люди пытались сооружать крылья из разных материалов: соломы, дерева, ткани, но летать как птицы они не могли.

Работа по учебнику.

-Что советует нам автор?

-Для чего человеку знания? (Чтобы строить дома, делать открытия. лечить людей, учить детей, шить красивую одежду).

Найдите слова, которые вам не знакомы. (Вселенная- космическое пространство , метеорит-камень с другой планеты)

Физминутка.

На лесной опушке в ряд

Звери делают зарядку.

Заяц головой вращает

Мышцы шеи разминает.

Делает старательно каждое движение

Очень ему нравится это упражнение.

Полосатенький енот изображает вертолет

Лапками машет назад и вперед,

Словно собрался в далекий полет.

Серый волк немного сонный,

Выполняет он наклоны.

Ты, волчишка, не ленись,

Вправо-влево поклонись,

А потом вперед-назад

Получишь бодрости заряд.

Медвежонок приседает,

От пола пятки отрывает.

Спину держит прямо-прямо,

Как учила его мама.

Ну а белки, словно мячики,

Дружно прыгают и скачут.

VII Включение в систему знаний и повторение.

Откройте 59 страницу в учебнике.

а) Первичное чтение (учитель).

- Что услышали в конце рассказа? Эхо.

- Удалось ли мне передать отзвук эха?

б) Вторичное чтение.( по цепочке)

-Прочитайте этот рассказ .

Эхо – это отзвук, звучит только часть слова. На столе лежат карточки со словами. Один из вас называет слово, а весь класс отзывается эхом.

г) Работа в парах. ( чтение по ролям).

-Прочитайте I вариант за человека, II вариант за эхо.

-Прочитайте вопрос после текста. Попробуйте ответить на него.

(Из - за низкой температуры воздуха зимой эхо услышать в лесу нельзя.

Мороз не дает распространяться эху по лесу.)

VIII. Рефлексия деятельности на уроке

-Какой была тема урока?

-Что узнали о звуке [э]? (Он гласный, обозначает твёрдость предшествующего согласного звука, бывает ударный или безударный, может находиться в начале, в середине, в конце) .

– Какие цели ставили перед собой на уроке? (Слайд 10)

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

– Оцените свою работу на уроке. ( Слайд 11).
– Кто все понял, и не допустил ошибок в самостоятельной работе, поднимите красную фишку.
– Кто допустил ошибку в самостоятельной работе, но потом разобрался, и по теме урока не осталось вопросов поднимите синюю фишку.
– Кто допустил ошибку в самостоятельной работе и у кого остались вопросы по теме урока, поднимите желтую фишку.

Читайте также: