План урока белая гвардия

Обновлено: 02.07.2024

Учитель: Часто ли человеку приходится в жизни делать выбор? Выбор человека – отчего он зависит?
Ученики размышляют, делятся своими размышлениями, приводят примеры жизненных ситуаций, когда нужно сделать выбор.
Учитель: А какой выбор будет нравственным? Приведите примеры нравственного и безнравственного выбора (уместно вспомнить Гринёва и Швабрин, Остапа и Андрия).

В экстремальных условиях человеку бывает нелегко сделать свой нравственный выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит твоя жизнь. Потому легко пойти на сделку с самим собой, на сделку с порядочностью и благородством и сделать выбор в пользу благополучия, но в ущерб моральным принципам… Можно ли в ущерб моральным принципам?

Открытие темы:

М.А. Булгаков сделал свой выбор в пользу правды, когда, воплощая события гражданской войны в прозе и драматургии, выступил как честный художник, величайший гуманист, философ и мыслитель. В романе “Белая гвардия” он изображает интеллигенцию, втянутую в кровавый поток событий гражданской войны, и не идеализирует белое движение, пытаясь разобраться в том, что происходит с Россией и ее народом. Авторскую трактовку исторических событий Булгаков воплотил в слиянии мотивов разрушения семьи, дома, города, великой державы. Революция была для Булгакова одним из грандиозных, жестоких и мощных всплесков истории России. Писатель не пытается оценивать целесообразность или нецелесообразность революции. Ему важнее проанализировать то, что происходит с человеком, с его домом, со страной в вихре исторических событий, решить, что в этом мире вечно и что преходяще. Поэтому одной из проблем многопланового романа стала проблема нравственного выбора героев.

Учитель: попробуем определить логику нашей работы, распределить задания.

Разбивка на группы:

  • О семье Турбиных. Нравственный выбор Алексея, Елены, Николки, Тальберга
  • Полковник Малышев
  • Полковник Най-Турс
  • Позиция автора
  • v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
  • – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
  • + если то, что вы читаете, является для вас новым;
  • ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Представление, дискуссия, обмен мнениями результатов работы групп

Что мы уже знаем об этой семье?

Семья Турбиных, в которой так много от большой и дружной семьи Булгаковых, - это любимые герои писателя, его любовь, боль, путь к постижению современности. Их квартира становится художественным воплощением образа Дома. Изразцовая печка в столовой, которая “грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку”, часы, играющие гавот, “мебель старого красного бархата”, “кровати с блестящими шишечками”, “бронзовая лампа под абажуром” - это милые детали мирной жизни семьи. Саардамский Плотник, Капитанская Дочка, Наташа Ростова – не просто персонажи книг. Они воспринимаются как члены семьи, высокообразованной, живущей в соответствии с гуманистическими традициями русской классической литературы, с традициями мировой культуры. Ведь “лучшие на свете шкапы” для Турбиных – это шкапы с книгами, “пахнущими таинственным старинным шоколадом”…

Исторические события врываются в жизнь героев булгаковского романа. Разрушается мирная, привычная жизнь Города.

С помощью слайдов сравниваем две картины:

“Как многоярусные соты, дымился и шумел и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром…”

“То не серая туча со змеиным брюхом разливается по городу, то не бурые, мутные реки текут по старым улицам – то сила Петлюры несметная на площадь старой Софии идет на парад…”

Итак, мирная жизнь канула в безумии революции. И как же заманчиво было спрятаться в своем мирке, запереть дверь, повернуться лицом к окнам, уже задернутым кремовыми шторами, не слышать и не видеть того ужаса, что происходит в Городе и стране! Или бежать “крысьей побежкой на неизвестность от опасности”, как это сделал Тальберг! Выбор Турбиных другой.

Алексей читает “Бесы” Достоевского; он даже во сне пытается выстрелить в “кошмар”, который “глумливо” говорит: “…русскому человеку честь – только лишнее бремя”.

Турбин не может быть в стороне от схватки, стоять в стороне сейчас – это согласиться с кошмаром. Турбины не прячутся от событий, но руководит ими не ненависть к красным, а осознание трагедии своей родины. Они не отступаются от своих принципов, не меняют убеждений в угоду времени. Поэтому и удивляет полковника Малышева позиция Алексея Турбина: “Я… не социалист, а… монархист…”

Алексей – гуманист, не прощающий себе смерти человека. “Я убийца. Нет, я застрелил в бою. Или подстрелил…”

Выделите эпизоды, о которых будем говорить. Поставьте вопросы.

Как реагирует Елена на отъезд Тальберга?

“Ни звука не ответила Елена, потому что была горда”; она – хранительница очага, ее место – рядом с мужчинами, защищающими Город.

Как растолковать сцену ее молитвы за брата?

“Мать-заступница… Пожалей нас… Отымаешь, отымай, но этого смертью не карай… Все мы в крови повинны, но ты не карай…”. Елена просит Божью Матерь и Её Сына спасти умирающего брата. И её молитва дошла по адресу: от неё протянулся “цепочкой луч” прямо в сердце Елены, и Алексей Турбин, уже находившийся у порога смерти, выздоровел. Какие же проникающие слова произнесла эта женщина — слова, на которые не могли не откликнуться Мать и Сын? Она сказала: “. все мы в крови повинны”.

Осознание вины и покаяние — вот что побудило послать ей спасительный луч.

Что руководит поступками Николки?

Николка мечтает о подвиге во имя Отечества. В этом он похож на героев Л.Н. Толстого. Семнадцатилетний Николка готов стоять за Город до конца. “Повинуясь телефонному голосу, унтер-офицер Турбин Николай вывел двадцать восемь человек юнкеров и через весь Город провел их согласно маршруту…”

В чем он видит свой долг после гибели Най-Турса?

Когда погибает его командир, полковник Най-Турс, для Николки делом чести становится найти и похоронить Ная, хотя для этого ему пришлось побывать почти в преисподней.

“Он умер…он умер, знаете ли, как герой… Настоящий герой…”

Малышев распускает мортирный дивизион. К этому поступку нельзя отнестись однозначно: как-то не вяжется такой поступок с понятием об офицерской чести. Поэтому закономерной представляется реакция на подобный приказ группы юнкеров во главе со Студзинским: “Господин полковник. Вы арестованы”.

Для гуманиста Булгакова свойственно трактовать поступок своего героя в соответствии с пониманием, что ничего нет бесценнее человеческой жизни; вот почему с болью и трепетом воспринимаются слова полковника, по возрасту годившегося своим подчиненным “никак не в отцы, а лишь в старшие братья”: “Дети мои. на свою совесть беру и ответственность все. Вас посылаю домой!!” А ведь за этим поступком – мужество человека и трагедия офицера.

А как бы вы поступили на месте Малышева?

Как сам Малышев оценивает свои действия в разговоре с Алексеем Турбиным?

“Своих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал!”

Расскажите о Най-Турсе. Чьи традиции продолжает Булгаков, создавая его образ?

В разговоре о Най-Турсе, конечно, вспоминаем традиции Л.Н. Толстого.

“Часть полковника Най-Турса была странная часть. И всех, кто видел ее, она поражала своими валенками”. Най-Турс – “отец солдатам”. Он не просто заботится о своих подчиненных, обеспечив их валенками (а как иначе в тридцатиградусные морозы!), он совершает подвиг: спасает юнкеров в бою с петлюровцами на “мертвенном” перекрёстке Города, прикрывая их и сознательно принимая смерть. Для булгаковского героя нет иного выбора, чем сохранить жизни безусых юнцов, которые – и Най в этом уверен! – будут биться до последнего. Но никакая идея не способна оправдать гибель людей! В отчаянии полковник разводит руки, грозит небу и кричит в пустоту: “Ребят! Ребят. Штабные стегвы. ” К сожалению, в мировой истории чаще было наоборот, и человеческая жизнь стоила немного.

Что нового появилось в вашем представлении о нравственном выборе человека?

Обмен мнениями с использованием того, что маркировали в тексте.

П о з и ц и я а в т о р а

Как изображает писатель белую гвардию? Однозначно как героев?

Булгаков ничего не упрощает в судьбах своих героев. При всем обилии офицеров, юнкеров оказалось невозможным собрать их в армию и дать достойный отпор Петлюре. Писатель показывает, что в “белой гвардии” царит бесчестие, разброд и предательство.

Полковник Щёткин, другие командиры таинственно и необъяснимо исчезают вместе со штабами. Прапорщик Шполянский специально выводит из строя броневики гетмана, способные остановить, задержать Петлюру, а потом уходит оборотнем. Механики бронепоезда и сам командир дивизиона капитан Плешко тоже пропадают при невыясненных обстоятельствах. Возможно, если бы армия была объединена благородной целью защиты Города (имея в виду широкое, масштабное обобщение, можно сказать и всей России), если бы в ней не господствовали индивидуализм и эгоизм, судьба Города сложилась бы по-иному. Выбор многих белых офицеров, бежавших из Города, никак не назовешь нравственным.

Как могла бы сложиться дальше жизнь булгаковских героев?

В финале романа мы видим, что в доме по Алексеевскому спуску собираются не только Турбины, но и Мышлаевский, Шервинский, там живет Лариосик. Как сложится их судьба? Ведь “велик был и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней…” Возможно, судьба любимых булгаковских героев – это Перекоп… Что дальше – гибель, эмиграция? Этот вопрос остается открытым.

Каким образом в романе выражена авторская позиция?

Авторская позиция в романе о гражданской войне глубоко христианская. Во сне Алексей Турбин видит, что в раю нашли прибежище вместе с белыми и красные. Он не может понять этой милости к убийцам и разрушителям, но Бог устами вахмистра Жилина, сослуживца Турбина по полку, отвечает ему: “Все вы у Меня. одинаковые, в поле брани убиенные”. Нравственный выбор писателя – это молитва за все жертвы братоубийственной войны, молитва за тех и за других. Ведь в гражданской войне нет победителей – есть только побежденные. В этом с Булгаковым соглашаются и другие представители русской культуры, воспринявшие революцию и гражданскую войну как катастрофу.

М. Цветаева

Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!
То шатаясь причитает в поле – Русь.
Помогите – на ногах нетверда!
Затуманила меня кровь-руда!
И справа и слева
Кровавые зевы,
И каждая рана:
- Мама!
И только и это
И внятно мне, пьяной,
Из чрева - и в чрево:
- Мама!
Все рядком лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белый стал:
Смерть побелила.
- Кто ты? – белый - не пойму! – привстань!
Аль у красных пропадал? – Ря-азань.
И справа и слева
И сзади и прямо
И красный и белый:
- Мама!
Без воли – без гнева –
Протяжно – упрямо –
До самого неба:
- Мама!
Декабрь, 1920

М. Волошин

Из стихотворения “Гражданская война”

Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула, -
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Размыкать и продать врагам!
Сгноить ее пшеницы груды,
Ее бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
- “Кто не за нас – тот против нас!
Нет безразличных: правда с нами!”
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
1919

Чтение финала романа

“Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?”

Как вы поняли такой финал?

Какие бы события ни происходили, Дом, Очаг, абажур на лампе как символ этого Очага священны. Так же, как звезды становятся символом вечности, ее символом в начале романа стал домашний Очаг семьи Турбиных. Таким образом, Булгаков продолжает и развивает мысль Л.Н. Толстого о приоритете частной жизни человека над жизнью исторической. Вечны семья, город, страна, способные сохранить непреходящие ценности, способные построить жизнь по законам благости. Но гибелью, физической и духовной, грозит отступление от Божьих истин. В этом и убеждает своих читателей Мастер.

Цель: понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

Тип урока: урок- практикум

Формы работы: индивидуальные, групповые.

ВложениеРазмер
urok_po_literature_v_11_klasse.doc 78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урока по литературе в 11 классе

(учитель Васильева Т.А. МОУ СОШ № 3)

Цель : понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

  1. Образовательная: на материале романа добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем нравственных проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся. Совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями: прием сопоставления, противопоставления, прием аналогии, образ-символ, эпиграф.
  2. Развивающая : развивать у учащихся умение анализировать ключевые эпизоды, навыки связной речи, давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, образами, деталями.
  3. Воспитательная: воспитывать чувство любви к родному дому, к Родине, чувство взаимопомощи; научить ребят сопереживать, сочувствовать; задуматься об ответственности людей перед историей, друг перед другом.

На доске эпиграф:

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя .

Ответы учащихся : Место, где тебя ждут, любят, где можно укрыться от невзгод и житейских бурь.

2. Беседа. Аналитическая работа по тексту романа .

Учитель : Теперь обратимся к тексту романа и выясним, какое значение имеют милые детали быта. Найдите детали – символы, олицетворяющие мирную, покойную жизнь.

Ответы: Учащиеся находят цитаты, читают, дают толкование каждому символу:

Часы – жизнь семьи идет по своим старинным часам;

Кремовые шторы – отделяют Турбиных от страшного мира;

Печка с изразцами – хранит тайны семьи;

Зеленая лампа- ощущение надежности и тепла;

Любимый синий сервиз – согрет материнскими руками.

3. Далее следует работа в группах. 3 группы учащихся.

Учащиеся обсуждают, приводят цитаты, отвечая на вопросы учителя .

Вопросы первой группе : Какие предметы являются для Турбиных по-настоящему ценными? Подтвердите примером из текста. Какие книги упоминаются в романе? В каком контексте? (Вопросы напечатаны).

Окунемся в атмосферу дома Турбиных и посмотрим отрывок из фильма.

Учитель: Таким образом, послушав ответы первой группы и посмотрев фрагмент фильма, мы видим, что классические произведения, вечные образы и сюжеты даются как неотъемлемая часть жизни семьи, часть культуры. Сделаем вывод, какое место занимает музыка и литература в жизни героев?

Вопросы второй группе : Что предвещает разрушение дома? Какая символичная деталь наталкивает нас на мысль о неотвратимости катастрофы? Вспомним, что произошло с сервизом. Как писатель предостерегает от разрушения?

Учитель: Обратимся теперь к эпиграфу нашего урока. О чем предостерегает нас Булгаков? Как проявляется авторская позиция в романе?

Вопросы третьей группе : Какие образы противоположны образу Дома Турбиных? Найдите описание квартиры Лисовичей, здания гимназии. Какой прием использует писатель для создания контраста? (вопросы напечатаны).

«Турбинскому дому с его теплом, светом и душевным уютом противопоставлен дом Василисы, нижнего соседа Турбиных. В квартире Лисовичей царствуют постоянно подчёркиваемые автором стихии мрака и холода: “…в нижнем этаже (на улицу — первый, во двор под верандой Турбиных — подвальный) засветился слабенькими жёлтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович…”. Мы видим, как важно это противопоставление ещё и в аспекте, так сказать, топографическом. Местонахождение этой квартиры — подвальный этаж — тоже становится своеобразным символом. Здесь, как и положено подземному царству, господствуют тишина, мрак, сырость и холод: “В этот ночной час в нижней квартире домохозяина, инженера Василия Ивановича Лисовича, была полная тишина Проклинаемая костлявая и ревнивая Ванда глубоко спала во тьме спаленки прохладной и сырой квартиры…”. “Через десять минут полная тьма была в квартире. Василиса спал рядом с женой в сырой спальне”. “В одиннадцать часов вечера Ванда принесла из кухни самовар и всюду в квартире потушила свет Лампочка, висящая над столом в одном из гнёзд трёхгнёздной люстры, источала с неполно накалённых нитей тусклый красноватый свет”.

Хозяин же квартиры, подобно подземному жителю — гному, занят укрыванием своих сокровищ. Но, конечно же, не случайно это наполненное мифологическими аллюзиями описание пронизано авторской иронией. Жильцы этой квартиры даже внешне напоминают обитателей царства мёртвых: “Василиса всмотрелся в кривой стан жены, в жёлтые волосы, костлявые локти и сухие ноги”.

Таким образом, Дом в романе представляет собой и житейскую реалию, и метафору, и символ. Это Дом-мир, опирающийся на традиционные и незыблемые нравственные, духовные и культурные ценности, которые выступают в качестве жизненных ориентиров в турбинском мире

Взгляд писателя устремляется к небу, звездам. Какие вопросы задает нам Булгаков в финале романа? Прочитайте. Что это за вопросы? К чему призывает автор?

Анализ урока по литературе в 11 классе

Цель : понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

  1. Образовательная: на материале романа добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем нравственных проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся. Совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями как: прием сопоставления, противопоставления, прием аналогии, образ-символ, эпиграф.
  2. Развивающая: развивать навыки анализа эпизода художественного произведения; развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать; продолжить работу над формированием монологического ответа; развивать у учащихся логическое мышление, навыки связной речи; развивать навыки самостоятельной оценки: давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, сравнивать образы, символы;
  3. Воспитательная: формировать художественно-образное мышление как основу развития индивидуальной и творческой личности, обеспечивать гуманистический характер обучения и приоритет общечеловеческих ценностей; воспитывать чувство любви к родному дому, к Родине, чувство взаимопомощи; задуматься об ответственности людей перед историей, друг перед другом.

Тип урока : урок- практикум

Формы работы : индивидуальные, групповые.

Практическая направленность : на данном уроке формировались следующие ключевые компетенции учащихся:

  1. коммуникативная (уметь оценивать ответы друг друга, взаимодействовать с окружающими людьми);
  2. учебно-познавательная (учимся анализировать);
  3. информативная (находить и систематизировать информацию);
  4. общекультурная (духовно-нравственные основы жизни, особенности общечеловеческой культуры).

Психологический климат: на уроке удалось создать рабочую атмосферу, заинтересовать ребят, т.к. в ходе урока обсуждались и проблемные, и нравственные вопросы. Активность и работоспособность оцениваю как хорошую.

Здоровьесберегающие технологии: прием релаксации (просмотр фрагмента фильма), прием переключения внимания ( момент обсуждения во время работы в группах).

Общие выводы: Считаю, что урок достиг поставленных целей, результативен. Элементы урока выделены достаточно четко, определена дозировка времени, отведенная на каждый этап.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация по творчеству М. Булгакова "Белая гвардия" и "Дни Турбиных"

В презентации содержится материал по биографии, истории создания романа "Белая гвардия" и спектакля по этому роману - "Дни Турбиных".


Тест по роману М.Булгакова "Белая гвардия" 11 класс

Материал поможет не только проверить знание текста, но и умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.


Презентация к уроку "Береги честь смолоду (Проблема нравственного выбора в романе М.Булгакова "Белая гвардия")"

Презентация к уроку литературы в старших классах.


Революция и Гражданская война в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия"

Урок по роману "Белая гвардия" даёт возможность показать особенность таланта М. Булгакова и его позиции в изображении Гражданской войны и революции, позволяет увидеть художественные средства, при.


Контрольная работа по роману М.Булгакова "Белая гвардия"

Методическая разработка содержит материалы по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ, а также проанализировать язык романа (1 глава) с точки зрения богатства лексики, синтаксиса, выразительных ср.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-размышление.

1. Целеполагание

  • это время (время художественное и время историческое)
  • сам М. А. Булгаков
  • его герои

3. Изучение романа

– Что в романе соответствует воспоминаниям писателя о своей семье? (История семьи Турбиных. Семья эта очень похожа на булгаковскую. Сама атмосфера дома Турбиных – булгаковская. Даже дом№13 поАндреевскому (а в романе – по Алексеевскому) спуску – тот самый, в котором жило семейство Булгаковых)

– Что касается героев романа, Турбиных – что принёс этот год каждому из них?

Можно ответить строчками из текста:

  • Чем похожи эти квартиры?
  • Какие из данных описаний можно отнести к обеим квартирам, какие – только к квартире Турбиных? (см. ниже по плану)
  • Что за ценности скрыты в каждой из квартир?
  • Эти квартиры не назовёшь бедными: и там и тут есть дорогие старинные вещи; видны следы роскоши, богатства
  • Очень похожая обстановка: та же лампа, те же шкафы с книгами
  • Обе квартиры по-своему уютны (Да, да, в маленьком кабинетике инженера Лисовича, заставленном, занавешенном и набитом книгами, так же уютно, как и у Турбиных)

– В заключение сегодняшнего разговора хочется вспомнить строчки из стихотворения, написанного в 1989 году А. Миллер:

…Но в хаосе надо за что-то держаться,
А пальцы устали и могут разжаться.
Держаться бы надо за вехи земные,
Которых не смыли дожди проливные,
За ежесекундный простой распорядок
С настольною лампой над кипой тетрадок,
С часами на стенке, поющими звонко,
За старое фото и руку ребёнка.

Список литературы: Булгаков М. А. Белая гвардия. Бег. Мольер. – М.: Дрофа: Вече, 2002.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Развивать активность и объективность читательского воображения учащихся.

3. Учить постигать содержание произведения на аналитическом, синтезирующем уровнях.

4. Формировать целостность мировоззрения учащихся.

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891— 1940), писатель, драматург.

Родился 15 мая 1891 г. в Киеве в многодетной и дружной семье профессора, преподавателя Киевской духовной академии. Окончив гимназию, в 16 лет Булгаков поступил в университет на медицинский факультет.

В 1918 г. он вернулся в Киев. Через город прокатывались волны петлюровцев, белогвардейцев, большевиков, гетмана П. П. Скоропадского. В конце августа 1919 г. большевики, покидая Киев, расстреляли сотни заложников. Булгаков, до этого всеми правдами и неправдами избегавший мобилизации, отступал с белыми. В феврале 1920 г., когда началась эвакуация Добровольческой армии, его свалил тиф. Очнулся Булгаков в занятом большевиками Владикавказе. В следующем году он переехал в Москву.

Метель действительно бушует на страницах – то самая натуральная, то аллегорическая. На улице холодно и морозно, воет ветер, но давай зайдем в дом к Турбиным.

Турбины живут на втором этаже, а кто живет на первом?

Зачитать со слов «Дом накрыло…).

--Как автор называет Лисовича? (Он называет его с сарказмом – Василиса). О Василисе и его жене мы поговорим чуть позже, а пока поближе познакомимся с Турбиными и их друзьями.

Булгаков с первых же строк романа делит своих героев на симпатичных и антипатичных.

Как вы думаете, как этот отрывок характеризует Мышлаевского? (Человек чести и долга. Естественно, он симпатичен автору).

И снова звонок затрепетал, заполнил всю квартиру. Кто же пришел к Турбиным?

Как вы думаете, автору этот герой симпатичен? А вам? Почему?

У Турбиных тепло, уютно, спокойно всем; и гостям: Мышлаевскому, Шервинскому, Карасю и домочадцам.

А за окном - зима. Город, который как бы живет своей жизнью. Холодно и тревожно. Читатель оказывается во власти своеобразного эффекта присутствия, он словнодышит воздухом города, впитывает его тревоги, чувствует страх Елены за братьев. Что-томистическое чувствуется в воздухе.

И как предсказание автор вводит сон Алексея Турбина. (Зачитать сон Турбина). Прокомментируйте этот отрывок.

Как вы понимаете эти строки?

Замысел писателя: стать бесстрастно над красными и белыми.

--Как это показано в этом отрывке?

Учащийся очень коротко рассказывает об Александровской гимназии, о том, кого набирали защищать город, о том, что гетман бежал. О Малышеве, который распускает дивизион, о Най-Турсе.

ОтрывокСвоих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал!”

--Как этот отрывок характеризует полковника Най-Турса и Николку?

Симпатичны ли эти офицеры автору?

Еще один отрывок зачитать: «Ну тогда Леночка……..

--А этот отрывок как характеризует Николку?

(Николка заглядывает в окно к Щегловым, это небольшой эпизод, но это дом, где тоже тепло и уютно).

Совсем другая атмосфера у Лисовичей. Какая? Есть ли в этом доме уют, тепло, любовь?

Особенно дорога Булгакову красота, которую он открывает в человеческих душах. Красота-это прежде всего жизнь. А жизнь по Булгакову-это любовь и ненависть, отвага и азарт.

Любовь не умирает ни при каких обстоятельствах, иначе умерла бы жизнь.

Это любовь Елены к брату Алексею.

-- Чем согласна пожертвовать Елена ради жизни брата?

Своей личной жизнью, то есть жизнью с мужем.

Жизнь – это любовь Мышлаевского к Анюте. Это Алексей, убегая от петлюровцев, находит свою любовь, то есть словно чудо возникает перед ним женщина и уводит из-под носа убийц. Гналась за ним смерть, а догнала любовь.

Это Николка, который приходит в дом к Най-Турсам вестником смерти, приносит горе и отчаяние, которым и сам убит, а уносит из этого дома опять –таки любовь.

И заканчивается роман оптимистически словами Иоанна Богослова:

Видит сон и Петька Щеглов – алмазный шар на зеленом лугу.

Автор пишет, что меч исчезнет, а звезды останутся. «Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?

Какие бы события ни происходили, Дом, Очаг, абажур на лампе как символ этого Очага священны. Так же, как звезды становятся символом вечности, ее символом в начале романа стал домашний Очаг семьи Турбиных. Таким образом, Булгаков развивает мысль о приоритете частной жизни человека над жизнью исторической. Вечны семья, город, страна, способные сохранить непреходящие ценности, способные построить жизнь по законам благости. Но гибелью, физической и духовной, грозит отступление от Божьих истин. В этом и убеждает своих читателей Мастер.

Роман – жанр, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени.

Деталь художественная – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.

Символ – способность художественного образа соединять предметное значение с множеством переносных смыслов.

Список литературы

1. Журавлёв В. П. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. С. 33-62

Дополнительная литература:

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. Литература. 11 класс. В 2 ч. Ч 2. Базовый уровень. М.: Баласс, 2015 С. 192-215

2. Кутузов А. Г. В мире литературы. 11 класс. М.: Дрофа, 2006. С. 275-295

Открытые электронные ресурсы:

(дата обращения 16.08.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Выбор Турбиных другой. Алексей Турбин, врач, идёт в мортирный дивизион полковника Малышева. Он не может быть в стороне от схватки. Турбины не прячутся от событий, но руководит ими не ненависть к красным, а осознание трагедии происходящего. Они не отступаются от своих принципов, не меняют убеждений в угоду времени. Даже если это будет стоить им жизни.

Самый младший Турбин – Николка. Он мечтает о подвиге во имя Отечества. Семнадцатилетний юноша готов стоять за Город до конца. Когда погибает его командир, полковник Най-Турс, для него делом чести становится найти и похоронить Ная, хотя для этого ему приходится побывать почти в преисподней.

Полковник Щёткин и другие командиры таинственно и необъяснимо исчезают вместе со штабами. Прапорщик Шполянский специально выводит из строя броневики гетмана, способные остановить, задержать Петлюру, а потом уходит оборотнем. Механики бронепоезда и сам командир дивизиона капитан Плешко тоже пропадают при невыясненных обстоятельствах. Возможно, если бы армия была объединена благородной целью защиты Города, России, если бы в ней не господствовали индивидуализм и эгоизм, судьба Города сложилась бы по-иному. Выбор многих белых офицеров, бежавших из Города, никак не назовешь нравственным.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Множественный выбор.

Кто из героев Булгакова спасает подчинённых, узнав о предательстве главнокомандующего?

Сергей Иванович Тальберг;

Разбор задания: вспоминаем, что Алексей Турбин – врач, вступивший в дивизион под командованием полковника Малышева, он не мог спасти подчинённых, т.к. сам подчинялся командиру. Сергей Иванович Тальберг – муж Елены, который бежит из Киева.

Читайте также: