Досуг как сфера социально культурной деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Досуг для современных людей является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности людей. Именно в сфере отдыха люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей.
Досуг на современном этапе является одной из самых важных сфер жизни
человека. В качестве общественной ценности его значимость неуклонно возрастает. В соответствии с этим увеличивается важность теоретических и практических проблем, связанных с разработкой определённых средств и конкретных путей реализации культурно – развивающего потенциала досуга и свободного времени.

Содержание

Введение……………………………………………….…………………………2
Досуг как сфера реализации социально-культурной деятельности……. …3
Виды досуговой деятельности. 6
Деятельность учреждений социально-культурной сферы
по организации досуга населения………………..…………..………..…..….10
Заключение………………………………………….…………….………..…. 14
Список использованной литературы..……………..……..…. …. 15

Работа состоит из 1 файл

Досуг.doc

Досуг как сфера реализации социально-культурной деятельности……. …3

Виды досуговой деятельности. . . 6

Деятельность учреждений социально-культурной сферы

по организации досуга населения………………..…………..………..…. .….10

Список использованной литературы..……………..……..…. ….. . 15

Досуг для современных людей является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности людей. Именно в сфере отдыха люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей.

Досуг на современном этапе является одной из самых важных сфер жизни

человека. В качестве общественной ценности его значимость неуклонно возрастает. В соответствии с этим увеличивается важность теоретических и практических проблем, связанных с разработкой определённых средств и конкретных путей реализации культурно – развивающего потенциала досуга и свободного времени.

Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга приобретает особую остроту. Непрерывно развивается культура человеческого общества. Благодаря этому появляются различные виды досуговой деятельности. Их качество, в свою очередь, определяет уровень культуры. Поэтому проблема организации досуга (сохранения культуры) остается важной во все времена.

С этим так же связана проблема проведения системной и целенаправленной деятельности по повышению практической досуговой квалификации и досуговой компетентности, как молодёжи, так и взрослых. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Именно поэтому очень важной на сегодняшний день является необходимость в нашем государстве изучения и разработки наиболее эффективных программ организации досуга.

Цель исследования – рассмотреть досуг как сферу реализации социально-культурной деятельности.

1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть теоретические аспекты организации досуговой деятельности.

3. Рассмотреть основные виды досуга.

4. Охарактеризовать деятельность учреждений социально-культурной сферы по организации досуга населения.

Досуг как сфера реализации СКД

Социально-культурная деятельность содержит в себе многообразие проблем, которые касаются организации свободного времени с профессиональными и непрофессиональными видами занятий человека, с производством и пониманием культурных ценностей, с общением в сфере досуга, с семейно-бытовой сферой жизни. Все технологии рассматриваемой деятельности, разрабатываются на уровне определенных культурно-просветительских, культурно-творческих, культурно-рекреационных занятий.

Таким образом, социально-культурная деятельность может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности; её целью является организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытие её способностей, самосовершенствования, любительского творчества в рамках свободного времени. Социально-культурная деятельность регулирует процессы развития и воспитания, которые осуществляются в формах досуговой деятельности.

Трансформация культурно-просветительской работы в социально-культурную деятельность началась в период с 1960-1980 годы. Долгие годы она была стороной культурно-воспитательной, культурно-организаторской деятельности, с помощью которой государство влияло на массы.

С 1980 года социально – культурная деятельность начала называться “педагогически организованная самодеятельность (свободная деятельность) населения с целью воспитания гармонично развитой личности”, что означало переход к субъект-субъектной от субъект-объектной модели организация досуга.

Начали возникать любительские объединения, инициативные движения, клубы по интересам. Они явились формой появления образованных, мыслящих, талантливых людей, испытывающих потребность в творчестве, в развивающем, содержательном досуге. Это послужило важнейшим фактором изменения прежней модели организационно - досуговой работы.

Сочетание в понятие “социо” и “культурное ” значит реализуемая и предполагаемая взаимосвязь социума и культуры, при котором включаются в процесс активной общественной жизни все слои общества. Общественные силы в процессе такого взаимодействия являются не только потребителем, но и производителем духовной и материальной культуры.

Творческое развитие социально-культурной деятельности - это свободное время, которое можно использовать, как самостоятельно, так и с помощью досуговых центров в целях развития общественных отношений, в которые они вступают друг с другом.

Почти на всех этапах существования культурно-досуговая деятельность человека развивалась в форме индивидуального, домашнего, а иногда совместного любительства. Сегодня именно она остаётся основной в сфере свободного времени. Так же любительство существует в форме совместной групповой деятельности. Это включает в себя кружки, народные университеты, инициативные объединения, клубы по интересам, и другие различные социокультурные центры, направленные на поддержку непрофессионального творчества и массового самообразования.

Структура досуга представляется видами деятельности, одинаково необходимыми людям, но по культурному содержанию заметно отличающимися. Основные виды досуга: ценностно-ориентационные, рекреационно-развлекательные, культурно-творческие занятия, просветительно – образовательные.

Роль досуга выражается в трёх функциях:

I. Рекреация – включает в себя релаксацию, проявляющуюся в качестве процесса снятия психического утомления, и регенерацию, направленную на восстановление физических сил.

II. Развлечение – род досуговых занятий, который даёт людям возможность интересно провести время, повеселится, снять психическое напряжение, поднять настроение, получить определённую эмоциональную подзарядку.

III. Совершенствование – в досуговой сфере человек не только развлекается и отдыхает, но и совершенствует себя в культурном отношении.

К основным характеристикам досуга относятся:

• Свобода от обязанностей – всё нужное уже сделано, и можно заниматься только тем, чем хочется.

• Возможность выбора – мы обладаем правом самостоятельно выбирать вид и род занятий.

• Неутилитарность досуговой деятельности – она самостоятельна и обладает процессуальной ценностью.

• Гедонистичность досугового поведения – человек находится в поисках удовольствия, радости, наслаждения.

• Компенсационность – активность направлена на возмещение всего того, что человек в других сферах жизни недополучает.

У досуга есть своя структура, содержание и объем (величина).Объем зависит от рабочей и внерабочей части времени, такой как сон, бытовыми надобностями, уход за детьми и т.д. Следовательно, существует два способа увеличить досуг: сократить время работы, совершенствовать службы транспорта, быта, систем расселения и других факторов, которые могут уменьшить затраты времени.

Под структурой досуга понимается взаиморасположение, построение и связь его основных частей. К последним относятся: культурные ценности (посещение разнообразных культурно – досуговых центров, чтение, слушание, просмотр телепередач), культурно – творческие занятия, самообразование, физкультурно – оздоровительные занятия, любительские занятия – хобби, досуговое общение, игровая деятельность, пассивный отдых (ничегонеделание).

Содержание досуга – это смысл элементов структуры, то что в них заключается, её сущность. В культурно – творческих занятиях могут быть: музыка, хореография, театр, декоративно – прикладное, художественное творчество. Каждый их этих видов занятий, в свою очередь, конкретизируется на еще несколько составляющих.

Досуг можно квалифицировать как деятельность, время и состояние. Если рассматривать досуг в качестве деятельности, то речь идёт о занятиях, воплощающих в себе систему взаимодействия человека с объектами окружающего мира, к которым относятся информация, материальные предметы, знаковые системы, формы общественного сознания, а также другие люди.

Во втором случае досуг рассматривается в качестве определённого временного отрезка, который входит в состав общего бюджета времени человека, так же, как работа и бытовые занятия. Представление досуга в качестве времени характеризует его с точки зрения продолжительности.

Характеристика досуга как состояние человека в данный отрезок времени основывается на психологическом и физическом состояние, настроение, расположение духа. Применительно к досуговым знаниям – это определяется уровнем психологического комфорта, сознанием личности, степенью ощущения наслаждения и удовольствия.

Виды досуговой деятельности.

Многие виды досуговой деятельности состоят из коллективных действий (спортивные игры, художественная самодеятельность, её определённые жанры, техническое творчество). Нынешние общественные, государственные, коммерческие учреждения, частные клубные предприятия – это социально-культурные институты, где реализуется деятельность специалистов в области сферы досуга, которая направлена на разные возрастные категории.

Структура досуга и её формирование связаны непосредственно с образованием и самообразованием, общественной деятельностью, укреплением здоровья, развитием различных способностей личности. Это всё открывает огромные возможности для вовлечения людей в различные виды деятельности.

Повышение культурного уровня человека предполагает постоянное посещение театров, музеев, и других культурных учреждений. Местами реализации социально-культурных, досуговых инициатив также могут быть музеи-заповедники и монастырские комплексы, выставочные залы, дворянские и офицерские собрания, парки и бульвары, кафе и рестораны, микрорайонные клубы, дискотеки, библиотеки.

Один из видов активного проведения досуга – это самодеятельное творчество: художественная самодеятельность, а также самодеятельные объединения (Детская общественная организация, Международное детское и юношеское движение) и неформальные объединения. К неформальным объединениям относятся: объединениями субкультуры, контркультуры. Всего ученые насчитывают около 300 форм проведения досуга, из которых на учреждения культуры приходится 40%.

Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально- значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Существует четыре функции социально-культурной деятельности:
- развивающая;
-информационно-просветительская;
-культурно-творческая;
-рекреативно-оздоровительная.

Содержание

Введение
Свободное время
Рекреация
Понятие досуга
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Вопрос 2.docx

Социально - культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга.

Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально- значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

Существует четыре функции социально-культурной деятельности:

За последние 10 лет произошли огромные изменения в системе культурно-досуговых учреждений. В наши дни гражданам предоставлен большой выбор, появились культурно-досуговые учреждения, рассчитанные на определённые слои населения.

Основная задача Домов культуры как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Свободное время — период времени, когда человек, не имея обязательных дел (учёба, работа, домашние дела и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Активную деятельность, аналогичную работе, которую человек выбирает сам в такое время, называют хобби, оно выполняется ради самой деятельности и результата, а не ради заработка.

Свободное время затрачивает не только физические, но и моральные силы. Времяпровождение, которое затрачивает минимальное количество сил и энергии включает в себя прогулки и йогу, и наоборот активный вид отдыха требует колоссального расхода энергии — такие как кик-боксинг и футбол. Некоторые виды провождения свободного времени вовсе не затрачивают физической энергии, но в тот же момент выматывают человека, например игра в шахматы или рисование картины.

Типы и примеры проведения свободного времени

Говоря о свободном времени, следует различать три основных его типа:

  1. Рекреационный (отдых и восстановление сил после работы).
  2. Рационально-потребительский (с материальной и духовной точки зрения).
  3. Деятельный (совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности).

Рекреация— восстановление израсходованных в процессе труда и развитие физических и духовных сил человека, повышение уровня здоровья и работоспособности; расширенное понятие отдыха после рабочего дня, рабочей недели, отдых и восстановление способности к активному труду во время очередного отдыха трудящихся; отдых учащихся между занятиями и после них.

Разнообразные занятия людей в свободное время, направленные на восстановление здоровья и физических сил, всестороннее развитие личности, называются рекреационной деятельностью. Рекреационная деятельность отличается высокой подвижностью населения, обменом людьми между разными регионами внутри страны и между различными странами. Для рекреационной деятельности характерны сезонные колебания: летом — морские пляжи, зимой — районы лыжного и горно-лыжного спорта, суббота-воскресенье — пригородные лесопарки и т.д. Рекреационная деятельность нуждается в организации, т.е. в осуществлении большого числа мероприятий, направленных на удовлетворение постоянно возрастающих рекреационных потребностей населения. В содержании и формах организации рекреационной деятельности происходят постоянные изменения: постепенно снижается значение пассивных видов отдыха, а активных — повышается.

Рекреационная деятельность основана на использовании рекреационных ресурсов, т.е. природных объектов и объектов, созданных в результате человеческой деятельности, которые при современном уровне производительных сил могут быть использованы для удовлетворения потребностей общества в рекреации и организации отрасли народного хозяйства, специализирующейся на рекреационном обслуживании населения. К ресурсам рекреации относятся — природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, растительность, водоемы), редкие природные объекты (водопады, карстовые пещеры, красивые ландшафты, экзотические для данной местности виды растений, месторождения полудрагоценных камней и пр.), культурные и исторические памятники, города и др. населенные пункты, уникальные технические сооружения. К социальным рекреационным ресурсам относятся: здания и инженерные сооружения (профилактории, пансионаты, дома отдыха, спортивно-оздоровительные лагеря, детские дачи яслей и садов), а также санатории и курортные лечебницы, сооружения спортивного и культурного назначения (спортивно-оздоровительные комплексы, стадионы, театры, клубы, музеи). Среди рекреационных ресурсов различают — курортные, оздоровительные, спортивные, экскурсионно-туристские и их разнообразные сочетания.

При резкой смене районов проживания, например, приезд людей на отдых из северных районов в южные, или из равнинной местности в горную, возможны нарушения адаптации и появления у приезжих заболеваний или нарушений здоровья, связанных с дизадаптацией. Возможность таких явлений, а также опасность возникновения патологических процессов при реадаптации после возвращения отдыхающих в районы постоянного проживания должны обязательно находиться в поле зрения медицинских работников рекреационных учреждений. Их задача осуществлять профилактику подобных явлений.

Рекреация имеет не только большое социальное, но и огромное экономическое значение. У хорошо отдохнувшего человека высокая работоспособность, он существенно меньше болеет. Снижение числа дней временной нетрудоспособности по болезни после оздоровительного отдыха и повышение производительности труда находят реальное экономическое выражение в стоимости дополнительно произведенной продукции, в снижении расходов на здравоохранение и выплат по социальному страхованию.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие ребенка или молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

В сегодняшней социально- культурной ситуации детский и молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целом социально- экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Детский и молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью занятий. Он является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением и оздоровлением. В этом заключается социальная роль досуга.

Система организации досуга определяется интересами и потребностями людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает обычно новую потребность. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход:

- От простых форм деятельности к более сложным;

- От пассивного отдыха - к активному;

- От удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений;

- От физических форм рекреации - к духовным наслаждениям;

- От пассивного усвоения культурных ценностей - к творчеству.

Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга - отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

  • Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят - не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя (просмотр газет, настольная игра; непринужденная беседа; обмен мнениями; прогулка).

Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. И, тем не менее, такой отдых - неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

  • Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки (физкультура; спорт; физические и психические упражнения; туризм; игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение).

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают ребенка и молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Требования к компетентности:

● знать и мутеь различать понятия “досуг”, “свободное время”, “отдых”, “развлечение”;

● знать и уметь раскрывать социально-педагогическую сущность досуга;

● знать и понимать роль досуга в формировании и развитии личности;

● знать функции и принципы досуга;

● знать особенности и социально-пелдагогичсекие основы организации досуговой деятельности детей и молодежи.

Время проведения: 2 часа лекционных занятия вынесены на КСРС.

Актуальность данной темы:Произошедшие в последние годы в Беларуси радикальные изменения всех сторон жизни общества во многом явились причиной возникновения целого ряда острых проблем, среди которых и проблемы молодежи.

Подобная ситуация характеризуется рядом негативных моментов, таких, как настроения бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющиеся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании. Эти обстоятельства и заставляют задуматься над состоянием духовной культуры молодежи в целом и культуры ее досуга в частности.

Противоречивость ценностных ориентаций в современной социокультурной ситуации ведет к тому, что молодые люди утрачивают способность противостоять воздействию негативных тенденций, сформировавшихся в системе молодежного досуга. В связи с этим особенно актуальным представляется изучение новых потребностей и ценностей, формирующихся в пространстве досуга, отдельных досуговых видов, определение роли и места досуга в жизни современной российской молодежи.

Вся совокупность проблем, проявляющихся в пространстве досуга, характеризует тенденции его трансформаций, которые также требуют своего научного осмысления.

Вместе с тем, исследование проблем досуга продиктовано и практическими потребностями, поскольку негативные проявления в данной сфере во многом обусловлены неорганизованностью досуга, низким уровнем его культуры и культуры самой молодежи.

Прояснение процессов, происходящих в сфере досуга современной молодежи, будет способствовать выработке более эффективных и адекватных современному этапу развития общества методов работы с молодежью, что также обусловливает актуальность изучения данной темы.

Степень разработанности проблемы.Рассматриваемая проблематика имеет свою историю изучения. В зарубежной и отечественной науке она представлена именами таких ученых, как Ж. Дюмазедье, Т. Веблен, К. Маркс, С.Г. Струмилин, Б.Л. Грушин, Л.А. Гордон, Г.П. Орлов, А.В. Неценко и др., заложивших фундамент исследований данного направления и во многом определивших основные подходы к проблеме изучения пространства свободного времени и досуга.

В числе исследователей этого направления необходимо назвать Е.М. Клюско, В.И. Болгова, В.Г. Гуцу, В.Д. Патрушева, А.Д. Жаркова, И.А. Бутенко. Представляют интерес и международные проекты изучения бюджетов времени (Б.В. Дубин, Т.З. Зурабишвили).

Отечественная социологическая наука значительно продвинулась и в области изучения проблем молодежи. Различные аспекты молодежной проблематики — социализация, трудовая активность, жизненные планы, выбор профессии, воспитания — нашли довольно обстоятельное освещение в научной литературе. Большой вклад в их изучение внесли И.С. Кон, И.М. Ильинский, Ю.Г. Волков, Г.П. Орлов, И.В. Бестужев-Лада, В.Н. Шубкин, Ф.Р. Филиппов, М.Н. Руткевич, А.И.Вишняк, Л.Я. Рубина, А.Б. Мискевич, С.Н. Иконникова, Ю.А. Левада, М.Х. Титма, Н.Б. Кофы-рин, В.Т. Лисовский и многие другие.

На современном этапе осуществлен целый ряд исследований, посвященных и проблемам молодежного досуга (работы К.Г. Мяло, Б.А. Трегу-бова, А.С. Запесоцкого, А.П. Файна, В.Я. Суртаева, В.Т. Лисовского, А.Л.Маршака, О.И. Карпухина, Л.Ф. Боженко, М.Е. Илле, В.Н. Орлова, И.В. Бестужева-Лады, Б.А. Ручкина, В.В. Скороходова).

Но существует и ряд нерешенных проблем в области изучения досуга молодежи. В какой-то степени это объясняется быстрым обновлением общества, постоянно происходящими изменениями, порождающими немало

новых аспектов тех проблем, которые ранее считались хорошо отработанными в науке. Эта уникальность исторической ситуации постоянно воссоздает объективную новизну указанного процесса и требует его социологического осмысления, подтверждает необходимость повышения уровня изучения проблем досуга молодежи.

Вопросы:

2. Классификация видов досуговой деятельности. Структура досуга. Принципы досуга.

3. Социально педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи. Досуговые социальные институты в социализации подростков.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 1998. – С. 137 – 303.

2. Бестужев–Лада, И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Политиздат, 1984.

3. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. – М.: Просвещение, 1994. –С. 41 – 86.

4. Вишняк, А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 1988. –53 с.

5. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: учебное пособие / Б.С. Ерасов. – М: Аспект пресс, 1997.-С. 196 – 233.

6. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенков. – М.: НГИК, 1994. – 32 с.

7. Каменец, А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: учебное пособие / А.В. Каменец. – М.: МГУК, 1997. – 41 с.

8. Кисилева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУК, 1995. – 136 с.

9. Салахутдинов, Р.Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи / Р.Г. Салахутдинов. – Казань: ГранДан, 1999. – 462 с.

10. Салахутдинов, Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды / Р.Г. Салахутдинов. – Казань, РИЦ “Школа”, 2002. – 216 с.

11. Скрипунова, Е.А. О предпочтениях городской молодежи / Е.А. Скрипунова, А.А. Морозов // Социс. –№1. – 2002.– С. 105-110.

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Досуговая деятельность и досуговое поведение

13. Социокультурная сфера жизни общества и содержание скд. Досуг как сфера скд. Досуговая деятельность и досуговое поведение.

Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей.

В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы:

1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию;
2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения;
3) совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.

В структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видеопрокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.

Цель СКС – создание необходимых социально-экономических, правовых и организационных условий для развития сети и ресурсов различных СК институтов, реализации на их базе творческого и духовного потенциала людей в интересах обновления потенциала общества.

Содержание СКД – это комплекс социально отработанных синтезированных видов культурной деятельности, в процессе которой:

Расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению научного мировоззрения, гражданской, нравственной и эстетической позиции;

Формируются интеллектуальные и практические навыки в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, развивается творческий потенциал личности;

Создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры;

Усваиваются способы культурно-досугового творчества и негламентированного общения;

Удовлетворяются и последовательно обогащаются духовно-эстетические интересы и потребности людей.

Досуг как сфера СКД. Досуговая деятельность и досуговое поведение.

Как синоним свободного времени;

Как синоним нерабочей деятельности;

Как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.

Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.

Досуговое (или рекреационное) время – это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.

Социокультурные свойства досуга нуждаются в постоянной регуляции, поскольку проявлениям социокультурных закономерностей (природнозаданных свойств досуга) присуща широкая вариативность в зависимости от национальных, экономических, социальных факторов, других внешних условий. Целенаправленно влиять на досуговую сферу означает содействовать проявлению ее закономерностей в наиболее полном выражении.

Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей.

в отличие от трудовой деятельности, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности.

если цель трудовой деятельности состоит, прежде всего, в производстве необходимых средств и условий жизни, то в процессе досуговой деятельности конечный результат не имеет для человека принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия.

обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в других - его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других - может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер.

С точки зрения ориентации досугового поведения, самоценности предмета выделяются три основных типа досугового поведения:

Рекреационное поведение – восстановление биопсихических ресурсов личности, израсходованных в сфере непреложных обязанностей. Независимо от состава занятий, важна ориентация на собственное здоровье, психологическое самочувствие и положительные эмоции

В сознании человека эта ориентация осознается как потребность в игровом, зрелищном, оздоровительном досуге.

Социально ориентированный. Здесь наиболее полно реализуется досуговое поведение, основанное на коммуникативной функции. Основная форма реализации – неформальное общение.

Именно эта ориентация является основным ферментом, обеспечивающим возникновение и самосохранение досуговых общностей, объединяющих людей по самым различным признакам

Культурно-ориентированное поведение. Ориентация на приобретение знаний, умений и навыков.

Помимо типов выделяется формы досугового поведения с точки зрения определенности предмета занятий.

Целевое досуговое поведение

Поисковое досуговое поведение

Участник того или иного досугового занятия хорошо осознает свои запросы, интересы причем в существенном реальном для него воплощении. Например, интерес к конкретной книге, аттракциону, др. человеку, концерту и пр.

Личностью фиксируется только сам интерес, но он не связан с конкретным предметомдосуговой активности.

Пересечение типов досугового поведения и его форм порождает такие сочетания:

1. Рекреационно ориентированное целевое поведение, то есть ориентация на заранее выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.( социальнопедагогическом контексте ему может соответствовать тип досуговой общности, где доминируют родственные виды рекреационных услуг. Это могут быть видеосалон, дискотека, оздоровительный комплекс, подростковые клубы, общности развлекательной направленности, любители какого-либо развлечения в группе, оздоровительный клуб ит. д. );

2. Рекреационно ориентированное поисковое поведение, то есть посещение объекта развлечений, рекреации без заранее намеченной программы( временный коллектив, возникающий во время посещения рекреационно-развлекательной программы. Например, команда участников игры, посетители клубов-кафе, общности, формируемые в развлекательных центрах, кабаре и т. д. );

3. Социально ориентированное целевое поведение — запланированный заранее целевой контакт с конкретной личностью, группой людей ( социально ориентированные досуговые общности, оформленные организационно, то есть имеющие свое членство, программу, определенный правовой статус, например, любительские объединения. Очень часто такие объединения могут возникать по социально-демографическому принципу (по полу, возрасту, национальности, социальному положению, по религиозному или конфессиональному признаку и т. д. );

5. Культурно ориентированное целевое поведение, которое выражается в посещении заранее выбранной культурной программы ( коллектив самодеятельного творчества, постоянная аудитория просветительных и учебных программ в сфере досуга, различные кружки, студии, курсы и т. д. );

6. Культурно ориентированное поисковое поведение, которое связывается со стремлением расширить свой кругозор, обогатиться новыми знаниями без запланированной заранее ориентации на конкретный тип занятия ( дискуссионный клуб по интересам, гостиные, выставочные концертные площадки, залы, создаваемые как некая система расширения кругозора и поиска новых возможностей для культурной деятельности ).

Читайте также: