План урока английского языка с рефлексией

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Английский язык, 5 класс

Тип урока: Рефлексия

Основные цели:

2) тренировать способность к рефлексии собственной деятельности.

Материалы к занятию

Демонстрационный материал: 1) план урока; 2) правила использования Present Continuous в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях 3) образец выполнения самостоятельной работы 1; 4) образец выполнения самостоятельной работы 2; 5) алгоритм самопроверки и исправления ошибок; 6) картинка для включения в систему знаний и повторение.

Раздаточный материал: 1) самостоятельная работа 1; 2 ) эталон для самопроверки самостоятельной работы 1; 3) самостоятельная работа 2; 4 ) эталон для самопроверки самостоятельной работы 2; 5) эталон для самопроверки заданий повышенного уровня; 6) алгоритм исправления ошибок;

7) индивидуальная таблица рефлексии; 8) задание для работы над ошибками; 9) образец для задания в работе над ошибками.

− Здравствуйте, ребята. Какова была тема нашего прошлого урока? ( Good morning children. What was the theme of our last lesson?) (Мы повторяли профессии, время Present Continuous в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях.) ( We repeated professions, and Present Continuous in affirmative, interrogative and negative sentences.)

− Можете ли вы утверждать, что все усвоили хорошо эту тему? ( Can you prove that you have learned this theme well?) (Чтобы ответить на этот вопрос, надо проверить себя.) ( We must check our selves .)

− Правильно, сегодня у нас урок анализа своих знаний. (It is right, because today we have the lesson of analyzing our knowledge.)

− Какая задача стоит перед каждым из вас? ( What task is before every of you ?) (Проверить, как усвоена тема, если есть затруднения, то выяснить их причины, найти выход из затруднения.) (To check my

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Уроки рефлексии в рамках ФГОС. Примерный план урока и способы его проведения

учитель: Жук И.А

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС.

Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".

В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений

Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

Как правильно определить цели урока-рефлексии

По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.

Цели для урока-рефлексии:

Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

Примерный план проведения урока-рефлексии

Для урока-рефлексии можно руководствоваться следующим планом:

I. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность (1-2 мин.)

На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик "включился" в работу. И не просто потому, что ему "надо", а потому что он "хочет"!

Приемов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: "А знаете ли вы, что…!"

II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.)

Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.

То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.

Примеры заданий для урока-рефлексии, в т.ч. для начальной школы:

Кластер. Многие используют этот прием на этапе рефлексии. В начале урока составление кластера поможет быстро обобщить и структурировать теоретический материал.

Сорбонки. Карточки памяти позволяют выявить пробелы. Работу можно проводить индивидуально или в группах. Во втором случае учащиеся могут помочь одноклассникам выявить пробелы по теме.

Текст с пропусками. Методика знакома всем. Причем этот прием можно использовать не только на уроках по гуманитарным предметам.

РАФТ. Ученик выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроке русского языка: "Представь, что ты — глагол. Расскажи о себе". На уроках математики: "Ты — уравнение. Расскажи о себе" и т.д.

Да/нет. Учитель зачитывает суждения, определение терминов, понятий. Учащиеся либо соглашаются, либо опровергают.

Корзина идей. Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу видно, кто активно "наполняет корзину", а кому требуется помощь.

Можно также предложить учащимся фиксировать те сведения, которые он не смог вспомнить сам и те, которые вообще не знал.

"Лови ошибку". Учащимся предлагается текст / задача / пример, содержащие энное количество ошибок.

"Жокей и лошадь". Класс делится на две группы. Одна группа получает карточки с вопросами, другая — с ответами. Затем каждый ищет свою пару.

Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не "криминал", а повод задуматься.

III. Локализация индивидуальных затруднений

Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.

Удобнее всего работать по вопросам:

Какое задание я выполнял?

Какое знание я использовал / каким способом решал задачу?

Что делал сначала? Потом?

Где возникло затруднение?

Почему? Чего мне хватает для правильного решения?

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.

Формулируем цель. Общая цель всегда одна: коррекция знаний, устранение пробелов. Для каждого ученика (или группы) цель будет конкретной: научиться различать приставки пре- и при-, научиться решать задачи по данной формуле, запомнить важные даты эпохи Петра I и т.д.

Определяем средства. Что поможет учащимся достичь цели? Может быть, понадобятся учебник, конспект, алгоритм, таблица, дополнительная литература и т.д.

Определяем способ. То есть, составляем план, как будет решаться проблема (повторить правило, рассказать соседу по парте, выполнить практическое задание, пересказать текст, выписать ключевые слова и т.д.) Для начала ученику можно предложить тот план, который вы использовали на уроке получения новых знаний. В дальнейшем учащиеся должны научиться самостоятельно планировать свои действия.

V. Реализация построенного проекта

Проще говоря — самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.

VI. Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.)

Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий.

Важно! На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).

Примеры заданий: распределительные, графические диктанты, творческий пересказ, мини-тестирование.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)

Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.

VIII. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое знание / умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.

Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.

Примеры рефлексии: анкеты, синквейн, инсерт, "светофор", рефлексивная мишень, графики и пр.

Это примерная структура урока-рефлексии по ФГОС, которые помогут детям не просто совершить работу над ошибками, а будут учить самоанализу и самокоррекции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок состоит из этапов соответсвующих требованиям ФГОС. используется рефлексия как анализ деятельности каждого учащегося.

Сценарий урока

Цели и задачи урока

Планируемый результаты

(задачи урока)

Предметные умения

систематизировать и закреплять умение грамматической стороне речи, развивать навыки диалогической и монологической речи.

освоить и отработать лексические единицы по данной теме

вести диалог-расспрос по данной ситуации;

практиковать в письменной речи (с опорой на образец).

Личностные:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Регулятивные:

-осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

- формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Учащиеся получат возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Познавательные:

-построение логичных рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей;

-освоение поискового и изучающего чтения;

Учащиеся получат возможность научиться:ставить проблему, аргументировать её актуальность;делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные:

- формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-умение задавать вопросы;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;брать на себя инициативу в организации совместного действия;вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Основные понятия

Living room, dining room, bedroom, kitchen, there is, there are, furniture, и т.д.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Английский язык, русский язык

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

В.П.Кузовлев,Н.П.Лапа,Э.Ш.Перегудова,. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений, п.1, компьютер, проектор, экран, дополнительные материалы (раздаточные; аудио-визуальные средства обучения).


В данной статье описывается какие виды рефлексии можно использовать на уроках английского языка.

Содержимое разработки

Использование рефлексии на уроках английского языка

в средней и старшей школе.

учитель английского языка

первой квалификационной категории

Рефлексия на уроках английского языка

в средней и старшей школе.

В структуре современного урока английского языка, соответствующего требованиям ФГОС, обязательным является этап рефлексии, на котором создаются условия развивающей среды на уроке. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Рефлексия помогает обучающиеся научиться оценивать результаты собственных действий, а также оценивать ответы своих одноклассников и работу учителя на уроке в целом. Кроме того, учащиеся учатся понимать зачем они изучают данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников. И если они осознают это, процесс обучения становится намного интереснее и легче

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией.

Рефлексия - это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.

Рефлексия — то, что ты взял с урока, понял и изложил собственными словами. Она возникает

на всех этапах учебной и педагогической деятельности, проявляясь в различных формах и

видах этой деятельности (мышлении, решении учебных задач, кооперации и коммуникации,

На каком этапе уроке следует проводить рефлексию? Педагоги и психологи считают, рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

физическую (успел – не успел);

сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

Выделяют рефлексии по содержанию, по форме деятельности и по цели.

I. По содержанию символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.).

Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели: эмоциональная рефлексия, рефлексия деятельности и рефлексия содержания материала.

Эмоциональная рефлексия оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно". Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Приведем несколько примеров организации эмоциональной рефлексии.

1.Учащиеся получают карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Им предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению:

«Choose the drawing that reflects your spirits”.

“Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось.


“Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно. Светофор.

В начале урока учащиеся получают бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит:

« If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one – if you didn’t like the lesson, the red one – if you liked the lesson.

На средней и старшей ступени обучения можно предложить учащимся следующие опоры, которые постоянно будут находиться на партах.

What emotions do you feel ? Why?

I feel….. because …….

positive emotions

satisfaction

negative emotions

dissatisfaction

was not bored

worked hard

didn’t relax

answered properly

was emotional

fulfilled the task

received a reward

received a good mark

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Для развития рефлексии деятельности ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное. В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:

1. Самооценка активности на каждом этапе урока.

Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

4.Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

5. Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

6."Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.


В конце урока важно подводить итоги, привлекая учащихся к самоанализу, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Вначале анализ проводится в парах, затем один из учащихся анализирует результаты урока перед всей группой (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик) .


Читайте также: