Кл час что такое закон правила нашей жизни устав школы правила поведения в школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель занятия: продолжить формирование положительного и ответственного отношения к процессу обучения, законопослушного и социально-ответственного поведения.

  • образовательная – рассмотреть понятия “Устав школы”, “поступок”, права, обязанности и ответственность учащихся.
  • развивающая - развитие умения анализировать проблемные ситуации, выделять главное, аргументировать свою точку зрения, работать в группе.
  • воспитательная - формирование уважительного отношения к закону и нормам поведения в обществе, ответственности за свое поведение, учение, труд.

Изучение нового материала.

Тема нашего занятия - “Устав школы”. Запишем. Ребята, вам когда-нибудь было интересно, откуда это слово появилось в нашем языке? Что оно означает?

В этимологическом словаре встречается общеславянское слово “уставити”, буквально – "установленное"[3]. Устав встречается нам как тип письма древнейших греческих и славяно-русских рукописей. Этот тип письма характерен прямым, четким и тщательным написанием букв, отдельным начертанием каждой буквы, отсутствием сокращений слов (демонстрируется образец письма). Позднее это слово будет нам встречаться при упоминании важных документов и даже законов (например - Устав Владимира Мономаха 1113 г.).

Какое определение мы можем дать слову “закон”? Правильно, закон-это важный юридический документ, правила записанные в нем обязательны для исполнения [5].

Устав школы – это свод правил, регулирующих работу школы. В нем описаны права, обязанности и ответственность учеников, их родителей и педагогов. Запишем.

Как и закон обязателен для всех граждан, так и правила, описанные в Уставе школы должны исполнять все учащиеся без исключения.

Давайте посмотрим, какими правами, обязанностями и ответственностью как учащиеся вы обладаете. Оформим таблицу и будем ее заполнять по ходу урока:

Устав школы (учащиеся)
права
(я могу)
обязанности
(я должен)
ответственность
(я отвечаю за свои поступки)

Давайте проверим вместе ваши ответы.

1. Права учащихся: 1 ряд, каждая парта приводит свои примеры.

Это важное право. Мы с вами знаем из уроков истории, о том, что когда-то образование было доступно не всем людям.

- возможность пользоваться школьной библиотекой;

- участие в школьной жизни и т.д.

Ребята, посмотрите, у учащихся есть ряд прав. Но каждое право влечет за собой обязанность.

2. Обязанности учащихся: 2 ряд, каждая парта приводит свои примеры.

- добросовестно учиться;

(Ученик не только обретает возможность получить знания, но и должен добросовестно учиться. Например, выполнять домашние задания. Я хочу напомнить вам одну известную историю. Анализ отрывка из книги Лазаря Лагина “Старик Хоттабыч” (отрывок “Испытание по географии”) или по сюжету из одноименного кинофильма [4]. А вы ребята когда-нибудь наблюдали такую ситуацию? Действительно, не делая уроки, ученик сам может поставить себя в неловкое положение.)

- уважение к другим;

(Упражнение. Ребята я порошу вас встать, широко развести руки и повернуться по часовой стрелке. Выполняя упражнение, ребятам неудобно, так как они мешают друг другу. Учитель обращает внимание учащихся, на то, что даже, если каждый делает то, что он хочет, ему самому становится неудобно. “Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека ” М.А. Бакунин. Ожидая уважительного отношения к себе, по отношению к другим мы должны вести себя точно так же.)

- аккуратный внешний вид;

(Давайте немного поиграем. По правилам игры каждый ряд приводит пример-предмет гардероба, который можно отнести к деловому стилю одежды. Команда (ряд), у которой закончились примеры, выбывает из игры. Ребята вы легко справились с этой задачей. Важно не забывать это правило и следовать ему. Это правило помогает приобрести важные знания и умения, которые будут полезны в жизни. Например, достойно себя представить, с точки зрения внешнего вида. При приеме на работу часто работодатель учитывает уровень знаний человека, опыт работы, но и в том числе его внешний вид. Ведь этот человек станет его сотрудником, “лицом его организации”.)

(Например, вовремя приходить на урок. Есть интересная сказка по этому поводу. Вы не когда не задумывались, почему у медведя хвост короткий? (учитель рассказывает белорусскую сказку - “Почему у медведя хвост короткий”). По итогам сказки обсуждение. Правильно, из-за опозданий можно пропустить много важного и интересного в жизни. Кроме того, когда ученик опаздывает на урок, он мешает другим ребятам.)

- соблюдения правил безопасности;

(Читают пословицы и поговорки: “Тише едешь, дальше будешь”, “От малого опасенья великое спасенье”, “Берегись бед, пока их нет!”. О чем все эти поговорки? (об осторожности).Это очень важное правило. Соблюдая его, мы заботимся о самом ценном – жизни и здоровье человека.)

- бережное отношение к школьному имуществу;

(Учащимся предлагается прослушать и обсудить притчу. Однажды отец отправил своего сына на поиски работы. Но сын не стал трудиться и одолжил денег у матери. Когда сын принес деньги, отец безжалостно бросил их в огонь. Юноша стоял равнодушно, как - будто ничего не случилось. В следующий раз, сыну пришлось самому долго и упорно трудиться. Наконец заработав деньги, он принес их отцу. А тот снова бросил их в огонь. В этот раз сын стал отчаянно пытаться спасти загоревшиеся деньги. Почему юноша так по-разному повел себя в первый и второй раз? Правильно, потому, что ему пришлось много трудиться. В этом случае, мы бережем с вами не только вещь, но труд, усилия, чувства людей.)

3. Ответственность: каждая парта приводит свои примеры, учитель помогает.

Что такое ответственность? Ответственность - это умение понимать, что ты делаешь, как ты это делаешь и готовность к последствиям за свои действия.

Если ученик нарушает на уроке дисциплину, то может последовать.

- устное замечание (предупреждает, как и желтый свет светофора).

В русском языке есть хорошая поговорка - “Что написано пером, того не вырубить топором”. О чем предупреждает эта поговорка? У каждого школьника есть важный документ-дневник. Если ученик нарушает правила, установленные Уставом школы, может появиться.

- запись в дневнике.

Если ученик совершил серьезный проступок, то может быть вынесен.

За грубые или неоднократные нарушения школьного Устава.

-отчисление (с 15 лет).

Все эти меры, правила, которые содержит Устав, призваны создать такие условия, чтобы каждому ученику было приятно и легко учится.

Откуда же появились правила, законы в жизни человечества? Вспомните, замечательное произведение В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?”. Когда-то человечество сформулировало, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, появились “законы морали”. Они стали нравственной основой для законов юридических. Если мы внимательно посмотрим, то в каждом правиле увидим мудрость и мораль.

Закрепление изученного материала. Давайте разгадаем небольшой кроссворд и проверим, насколько вы были внимательны сегодня.

1. Учебное заведение для получения общего образования.

1. Поступки и действия человека, бывает “плохое и хорошее”.

2. В уставе содержатся . поведения в школе.

3. Свод правил, регулирующих деятельность или работу учреждения.

Помните, что вы обладатели почетного звания – ученик, которое не только наделяет человека правами, но и накладывает определенные обязанности! Если все мы будем добросовестно относиться к своему делу, то каждому будет учиться приятно и легко!

Ученик - почетное звание!
Этим званием ты дорожи!
Дорожи полученным знанием,
Эти знания в жизни важны!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОСНОВНОЙ ЗАКОН ШКОЛЫ

hello_html_m28f1379b.jpg

- ознакомить учащихся с некоторыми статьями Конституции РФ;

- воспитывать культуру поведения и общения в школе и вне школы.

Оборудование :

- листы с проблемными ситуациями;

- Конституция Республики Крым.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

Вступительное слово учителя:

– Как называется основной закон государства? (Конституция)

– Когда была принята действующая сейчас Конституция Российской Федерации? (12 декабря 1993 года).

- Когда была принята ныне действующая Конституция Республики Крым? (11 апреля 2014 года)

О Конституции как основном законе государства:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились первые люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и что нельзя?

- Что они обязаны и что не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь была неурегулированной, каждый делал что хотел, сильные имели преимущество над слабыми и так далее. В результате люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов людям удалось решить эти главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Она была принята 10 декабря 1948 года, то есть, не так уж и давно. Согласно ей, каждый человек на нашей планете имеет нерушимое право на четыре необходимые свободы: свободу слова, свободу совести, свободу от нужды и свободу от страха.

Конституция, как основной закон государства, также утверждает основные права и свободы граждан. (Зачитывание основных Законов)

- Есть обязанности и права,

Конституция их дала.

Все записаны они

Для людей и для страны.

- Закон главный, закон важный –

Обязан подчиняться каждый,

Выполнять его должны.

Беседа с учащимися:

– Какие законы из Конституции вы знаете?

Каждый человек имеет право на свободу слова

Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование

Каждый человек имеет право на работу

Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь

Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность

Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества

В конституции России 9 глав и 137 статей. Все государственные законы должны обязательно исполняться. Это обязательность каждого гражданина. Конституция – главный закон и ей подчиняются все остальные законы страны.

Об Уставе школы

Мы с вами каждый день приходим в школу. Это тоже маленькое государство. В школе тоже есть основной закон, который называется Уставом школы. В нем записаны права и обязанности всех работников школы. Я предлагаю вам вспомнить права и обязанности учащихся.

(В уставе школы – школьная форма, сменка, нет опозданий, пропуски только по уважительной причине с объяснительными от родителей, справка по болезни, уважительное отношение ко всем участникам учебно-воспитательного процесса и т.д.)

Для чего нужно выполнять правила? Правила нужны для того, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, чтобы не принимать неправильных решений.

Работа с проблемными ситуациями – работа в группах

- как называется основной закон любого государства?

- как называется основной закон нашей школы?

- перечислите основные требования к учащимся, их права и обязанности согласно Уставу школы;

- перечислите основные обязанности родителей и учителей.

Мы с вами повторили основные разделы Устава нашей школы, ознакомились с тем, что влечет их невыполнение. Надеюсь, что вы подойдете к выполнению требований Устава школы со всей ответственностью.

Ребята, здравствуйте! Сегодняшний классный час я хочу начать с небольшой притчи.

«Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Ребята, как вы думаете, почему страна стала процветающей, стали счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности? (ответы учащихся: жители стали жить по законам)

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

ЗАКОН – документ, нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Ребята, а есть ли у нас в государстве ЗАКОН? (ответы учащихся)

Конечно, в каждом государстве существует закон, и не один. Какие вы знаете книги, в которых прописаны эти законы? (ответы учащихся).

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги)

- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права и обязанности, и что есть что. Ребята, предлагаю вам отметить на доске, где записаны права, а где обязанности. (таблички с правами и обязанностями заранее приготовлены на доске в хаотичном порядке) (приложение 1).

Распределите таблички правильно. (учащиеся по очереди выходят к доске и работают)

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Далее рассмотрим виды нарушений.

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Молодцы, ребята, с заданием Вы справились и теперь вы знаете, чем различаются эти три, казалось бы, похожих понятия. Давайте разберем с вами конкретные ситуации.

Ситуация 1. Ученик 6 класса Саша Н. не пришёл в школу на занятия после каникул, объясняя это нежеланием посещать уроки. Ребята, как вы думаете, это - проступок, правонарушение или преступление? (ответы учащихся: это проступок, так как нарушил правила поведения. Согласно Уставу образовательной организации, учащиеся обязаны учиться, не пропускать занятия без уважительной причины, не опаздывать на занятия и т.д.)

Дополнительный вопрос: есть ли ответственность за проступок? Если да, то какая? (ответы учащихся: вызов родителей на школьный Совет, постановка на внутришкольный учёт, обращение в Комиссию по делам несовершеннолетних с целью постановки на учёт)

Ребята, у кого есть вопросы по прошедшему классному часу? ( обсуждение вопросов)

Что вам запомнилось? (ответы учащихся)

Что вам понравилось и не понравилось? (ответы учащихся)

Ребята, спасибо вам. Я желаю вам быть послушными и дружными! До новых встреч!

Приложение 1.

Жить и воспитываться в семье

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить паспорт гражданина РФ

Получить основное общее образование (9 классов)

Работать в свободное от учебы время

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Право на охрану здоровья

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Приложение 2.

нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы.

Ход классного часа.

I.Организационный момент.

Я: Ребята, скажите, существуют ли особые правила поведения в школе?

- Конечно же, да! Называются эти правила – школьный этикет. Что же это за особые правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.

III.Основная часть.

Я: Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что такое школа. Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.

Школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу?

2.Правила школьного этикета.

Как и в любое другое место, в школу надо приходить вовремя! Это первое основное правило.

Необходимо раздеться, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. А еще и с друзьями поболтать нужно. Так что приходить в школу надо с достаточным запасом времени. Обычно это 15 минут. Заходя в школу мы не хлопаем дверью и не оставляем её открытой. Небольшая, но существенная мелочь, которая касается нашего прихода в школу – это приветствие. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

Так как в школу приходим учиться, мы должны принести учебники, тетради, ручки и дневники, а ещё настроимся на то: что придётся работать, а работа не всегда бывает лёгкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учёба в школе – это наша работа, и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами мы в будущем станем.

Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу?

Делать все надо в хорошем настроении – на радость себе и другим. Ведь, если мы пришли в школу в плохом настроении – нагрубили учителю, поругались с приятелями, - в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего вам ответят тем же, а от этого явно настроение лучше не станет. Да еще не все обязаны знать, что у вас не все ладится. Поверьте, окружающие не знают все то, что известно вам, и требовать от них сочувствия и понимания, можно только объяснив им, что у вас что-то не ладится.

Основное правило поведения: ведите себя с другими людьми так, как хотите, чтобы они вели себя с вами. Хотите гадости и грубости в ответ – грубите, хотите доброго отношения и понимания – сами хорошо относитесь к другим и постарайтесь понять, что родители и учителя вас ругают не за то, что вы плохи, а потому, что считают, что вы могли сделать лучше и больше – а поленились.

Что же дальше? Необходимо помнить о внешнем виде. Волосы должны быть чистыми и причесанными! Одежда должна быть чистой и комфортной.

Что же дальше? Пришли вовремя, настроение хорошее, да ещё и рабочее, внешний вид – хоть на обложку журнала. На что ещё стоит обратить внимание?

3.Городок волшебных слов.

- Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?

5.Правила поведения в школе.

- Как вести себя в школе? Давайте вспомним правила поведения в школе. 1)Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

2)Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).

3)Самое важное время в школе – это уроки. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

4)Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

- Какие правила поведения на уроке вы уже освоили во время учебы?

5)Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.

Какие правила поведения нарушил герой этого стихотворения? Как нужно вести себя на перемене?

Перемена – это время отдыха от уроков. Вести себя нужно соответственно – не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.

IV.Подведение итогов.

Вот основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Школьный этикет

В школу надо приходить чистыми и аккуратно одетыми.

Необходимо приходить вовремя. Минут за 15 до начала урока.

Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

В школе надо учиться, а не лениться.

Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).

Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.

На перемене не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.

Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Читайте также: