План урок на тему проводящие ткани

Обновлено: 05.07.2024

Проводящая ткань – вид тканей растений, служащих для передвижения по организму растворённых питательных веществ. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами и ситовидными трубками).

Сосуды (трахеи) – длинные трубки, образованные одним рядом мёртвых клеток со сквозными отверстиями на поперечных стенках, по которым происходит передвижение веществ из корней в другие органы растений (восходящий ток веществ).

Ситовидные трубки – удлинённые живые клетки, по которым органические вещества передвигаются из листьев в другие органы растений (нисходящий ток веществ).

*Луб – проводящая ткань растений, в состав которой входят ситовидные трубки и другие виды клеток.

*Древесина – проводящая ткань растений, состоящая из сосудов и других видов клеток.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч - ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение процессов жизнедеятельности живых организмов и познакомимся с тем, как осуществляется транспорт веществ.

Вы уже знаете, что в живых организмах происходят сложные процессы, в результате которых образуются разнообразные вещества. Обычно эти вещества могут передвигаться внутри клетки от одного органоида к другому или же между клетками одного организма, переходя от одной клетки к другой.

Вода с минеральными веществами поступает в растение из почвы через корневые волоски. Затем по клеткам коры этот раствор поступает в сосуды проводящей ткани, которые находятся в центральном цилиндре корня. Сосуды – это длинные трубки, которые образуются из многих клеток, поперечные стенки между которыми разрушаются, а внутреннее содержимое отмирает. Таким образом, сосуды – мертвые проводящие элементы. По сосудам, благодаря действию ряда факторов, вода и растворённые в ней вещества передвигаются по стеблю к листьям. Это направление движения растворов получило название восходящий поток веществ.

Органические вещества транспортируются от листьев по стеблю в направлении корневой системы. Передвижение этих веществ происходит сначала по ситовидным трубкам листа, а потом стебля. Ситовидные трубки – это живые клетки, поперечные стенки которых имеют много отверстий и похожи на сито. Отсюда и название этих проводящих элементов. Поток органических веществ по ситовидным трубкам от листа ко всем органам называют нисходящим.

Таким образом, восходящий поток обеспечивает транспорт неорганических веществ по сосудам, а нисходящий поток – транспорт органических веществ по ситовидным трубкам.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Закончите фразу.

Передвижение веществ в растении обеспечивает____________________.

В образовании органических веществ принимает участие__________________.

  1. Проводящая ткань
  2. Образовательная ткань
  3. Фотосинтезирующая ткань
  4. Покровная ткань
  5. Механическая
  6. Запасающая

Правильный вариант ответа:

Передвижение веществ в растении обеспечивает проводящая ткань.

В образовании органических веществ принимает участие фотосинтезирующая ткань.

Разбор типового контрольного задания

Задание 2. Заполните таблицу.

Поливаем растения правильно

Как не следует поливать растения

  1. Поливать водой комнатной температуры
  2. Рыхление почвы после полива
  3. Соблюдать режим полива, учитывая экологические характеристики растения
  4. Поливать можно любые растения 1 раз в день
  5. Воду из-под крана необходимо отстаивать
  6. Почву после полива не рыхлить
  7. Поливать водой из-под крана сразу
  8. Поливать нужно холодной водой

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Цель: познакомить с особенностями строения и функции механических и проводящих тканей растений как результатом их приспособленности к наземно-воздушной среде.

  • Образовательные:
    • выяснить расположение, строение, значение механических и проводящих тканей; сформировать первое представление о передвижении веществ в растении;
    • установить взаимосвязь строения и функций изучаемых тканей;
    • сформулировать умения анализировать.
    • развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
    • продолжить работу по формированию умения определять ткани по микрофотографиям;
    • развивать коммуникативные умения и навыки.
    • продолжить работу по формированию научного мировоззрения.

    Планируемый результат: называть и определять клетки механических и проводящих тканей растений, уметь их описывать.

    Основные термины и понятия: механические ткани, волокна, проводящие ткани, древесина, луб, сосуды, ситовидные трубки.

    Основное содержание:

    1. Клетки механической ткани.
    2. Клетки проводящих тканей — древесины и луба. Их расположение, строение, функции.
    Оборудование: УМК “Сферы” по биологии; карточки с определениями, микрофотографии гистологических препаратов, плакаты по теме урока.

    Структура урока:

    Организационный момент – 3 мин.
    Изучение нового материала – 23 мин.
    Закрепление – 10 - 13 мин.
    Домашнее задание – 2 мин.
    Рефлексия – 2 мин.
    Итог урока – 2 мин.

    Вступительное слово учителя

    Вопрос к классу

    Учитель делает вывод о психологическом состоянии учащихся.

    • Какое строение имеет ткань, выполняющая опорную функцию у растений.
    • Как устроены ткани растений, по которым передвигаются вода и питательные вещества.
    • Что такое ткань?
    • Какие ткани растений вы уже знаете?
    • Какие функции выполняют покровные ткани?
    • Как устроены устьица?
    • Какие функции они выполняют?
    • В каких органах растения могут находится механические ткани?
    • Перечислите мне органоиды клетки, которые вы увидели на рисунке.
    • Какие органоиды присутствуют в мертвых клетках механических тканей?
    • Волокна придают прочность стеблю.
    • Скажите мне в каких частях растения можно найти короткие мертвые клетки механической ткани (их называют каменистыми)?
    • Посмотрите, какие интересные факты из жизни растений Вы можете прочитать в биологическом блокноте на стр. 36?

    Итак, давайте подведем итог по механическим тканям:

    • Какие бывают виды механической ткани?
    • В каких органах растения находятся живые механические ткани?
    • Где находятся каменистые клетки?
    • В чем заключается функция механической ткани?

    Мы с Вами изучаем ткани растений, давайте представим себе, что мы…

    Осенние листочки лежали на траве
    И ветер, разбойник подул во дворе
    Листья взлетели и стали кружить
    Кружили, летели,
    Устали и сели. (садятся на места).

    • Скажите мне с какой еще тканью растения мы должны познакомиться сегодня на уроке?
    • Какие среды жизни Вы знаете?
    • В каких средах жизни находится тело наземных растений?
    • Каким образом растение будет осуществлять процесс питания?
    • Как поступает вода и минеральные вещества из корня к листьям?
    • Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза?
    • На какие нужды растения тратятся эти вещества?
    • Почему растворенные органические вещества и минеральные вещества не смешиваются?
    • Вы просмотрели анимацию. Кто мне может дать определение древесине?

    Поэтому древесину называют водопроводящей тканью.
    Древесина – проводящая ткань растений, состоящая из сосудов, образованных стенками мертвых клеток.

    Луб — это внутренняя часть коры.
    По лубу в направлении сверху вниз (от листьев к корням) передвигаются органические вещества.
    Древесина и луб образуют в теле растения непрерывную разветвленную систему, соединяющую все его части.

    Работа с тестом учебника стр. 36

    Фронтальная беседа с классом по вопросам стр. 35 и стр. 36.

    Вопрос к классу

    Работа с ключевыми словами.

    Вопрос к классу.

    Физкультминутка (расслабляющая пауза): в целях здоровьесбережения и эмоциональной разрядки.

    Вопрос к классу.

    Вопрос к классу.

    Вопрос к классу.

    Работа с ключевыми словами.

    Работа с рисунком 3.12 «Строение ситовидной трубки (продольный разрез) стр. 37

    Работа с ключевыми словами.

    1) Определите тип ткани по описанию, приведенному ниже.
    Эта ткань характерна для растений. Клетки ее живые. Их форма — вытянутая. Соседние клетки соединены друг с другом, стенки между ними похожи на сито, за что и получили свое название. По клеткам этой ткани происходит передвижение органических веществ от листьев ко всем тканям и органам растения.
    Название ткани: ___________________________.
    Название клеток: __________________________.

    2) Рассмотрите фотографии и ответьте на вопросы.

    Какой тканью образованы покровы органов растений, представленных на фотографиях?
    ------------------------------------------------------------
    Какие функции выполняет эта ткань?
    Живыми или мертвыми клетками образована эта ткань?
    Фотографии органов каких растений могли бы дополнить иллюстративный ряд для этого задания?

    3) В рабочих листах выполните задания 1- 4, которые предполагают один вариант ответа. 5 задание предполагает два варианта ответа.

    Будьте внимательны и каждое задание выполняйте самостоятельно. Желаю Вам успеха!

    1. Ткань, придающая прочность и опору органам растения:

    2. Передвижение воды с минеральными солями в растении происходит:

    3. Передвижение органических веществ в растении происходит:

    4. Стеблю растения придают прочность:

    а) ситовидные трубки проводящей ткани
    б) волокна механической ткани
    в) сосуды проводящей ткани

    5. Волокна, каких растений человек использует в своей жизни:

    Ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – б, 5 – а, б.

    Вы выполнили тест? Прошу Вас проверить правильность выполнения данного задания. Проверили?
    Выставите оценку, исходя из следующих параметров:

    1. Формировать умение определять основные ткани растений.

    2. Формировать умение объяснять особенности строения тканей, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.

    3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: ткань, склеренхима, колленхима, склереиды. проводящие ткани, ксилема, флоэма, сосуды, ситовидные трубки.

    Метапредметные и личностные результаты:

    1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

    2. Сф ормировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    3. Сформировать умения п ланировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

    1 . Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

    2. Сформировать умение с троить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    1 . Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

    Тип урока : комбинированный.

    Методы : проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

    – Как вы понимаете данное высказывание?
    Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число.
    Обратите внимание на тему урока (на доске).
    Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)

    II. Актуализация знаний:

    Откройте свои учебники и прочитайте мне основные вопросы, которые нам предстоит изучить сегодня на уроке:

    • Какое строение имеет ткань, выполняющая опорную функцию у растений.
    • Как устроены ткани растений, по которым передвигаются вода и питательные вещества.

    Для того чтобы Вам было легче усвоить новый материал, вспомните из ранее изученного и ответьте на мои вопросы:

    • Что такое ткань?
    • Какие ткани растений вы уже знаете?
    • Какие функции выполняют покровные ткани?

    III. Изучение нового материала:

    тема урока: "Механические и проводящие ткани растений"

    Целеполагание: Что должны узнать по теме? (на доске)

    Прочность придают растению механические ткани.

    1. Механические ткани — опорные ткани растения, обеспечивающие его прочность

    Функции механических тканей:

    Основная функция - опорная или арматурная. Растение можно сравнить с железобетонной конструкцией, где механические ткани подобно металлической арматуре образуют удивительно прочную структуру растительного организма

    Различают три вида механических тканей:

    1. Колленхиму ,
    2. Склеренхиму , в которой выделяют лубяные волокна,
    3. Склереиды , или каменистые клетки.

    Начертите таблицу у себя в тетради.

    Механические ткани растений

    Мертвые клетки, образуют очень прочную ткань

    Корень, стебель, лист и даже плоды

    Склереиды, или каменистые клетки

    Мертвые клетки с утолщенной стенкой

    Ткани листа, мякость сочных плодов и косточек плодов слив и вишни

    Живые, вытянутые клетки

    У поверхности стеблей, образует грани и борозды листовых корешков

    Колленхима (от греч. kolla — клей и enchyma, букв— ткань).

    Состоит из более или менее вытянутых клеток (до 1—2 мм). Клетки живые. Их оболочки неравномерно утолщены, то есть одни участки остаются тонкими, когда как другие значительно утолщены. Утолщены оболочки за счет содержания целлюлозы.

    По типу утолщений выделяют три группы колленхимы: уголковую, пластинчатую и рыхлую.

    Особенно важную роль она играет в молодых растениях. Оставаясь живыми, клетки ее способны расти и растягиваться, так что они не мешают расти другим клеткам, которые находятся рядом с ними.

    Склеренхима (от греч. skleros — твёрдый и enchyma — ткань) — основная механическая ткань растений. Ее клетки мертвые, с очень толстыми одревесневшими оболочками, пропитанными лигнином. Длина их колеблется от 1-2 до 400 мм, а диаметр составляет сотые доли миллиметра. Это очень прочная ткань. По прочности она приближается к стали, но уступает ей по упругости и пластичности. По растению волокна проходят не поодиночке, а пучками, в которых отдельные клетки заканчиваются на разном уровне, перекрывая друг друга, что еще больше повышает прочность ткани. Склеренхиму делят на две группы: волокна и склереиды.

    Лубяные волокна могут располагаться не только рядом с проводящими тканями (луб и древесина), но и в первичной коре стебля под кожицей в виде сплошного кольца, а также в жилках листа. Волокна ряда растений используются в качестве сырья для текстильной промышленности (лен, рами, кендырь, кенаф, конопля и др.). При этом ценится длина волокон и возможно меньшее их одревеснение. Волокна рами (до 420 мм), льна (до 60 мм), кендыря (до 55 мм) — длинные, слабо одревесневшие, используются для изготовления высококачественных тканей. Волокна конопли (до 40 мм), канатника менее длинные, одревесневшие, поэтому они идут на изготовление грубых тканей, веревок, канатов, шпагата, пакли.

    Раз – подняться, потянуться,

    Два – согнуться, разогнуться,

    Три – в ладоши 3 хлопка,

    Головою 3 кивка,

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – за парту сесть опять

    Скажите мне с какой еще тканью растения мы должны познакомиться сегодня на уроке?

    3 .Во всех частях растения находятся проводящие ткани.

    Проводящие ткани — растительные ткани организма, служащие для транспорта воды, минеральных и органических веществ. Они обеспечивают перенос воды и растворенных в ней веществ.

    Функции проводящих тканей:

    1) передвижение воды и минеральных веществ, поглощенных корнями из почвы, а также органических веществ, образуемых в корнях, в стебель, листья, репродуктивные органы;

    2) передвижение продуктов фотосинтеза из зелёных частей растения в места их использования и запасания: в корни, стебли, плоды и семена;

    3) передвижение фитогормонов по растению, что создает определённый их баланс, который определяет темпы роста и развития вегетативных и репродуктивных органов растений;

    6) проводящие ткани образуют непрерывную разветвленную систему, связывающую органы растений в единое целое;

    По ксилеме от корня к надземным частям растения передвигается вода с растворенными в ней минеральными веществами, которую растение поглощает из почвы, а также органические вещества, образующиеся в самом корне.

    По флоэме от фотосинтезирующих органов в корень и другие органы поступают органические вещества, преимущественно углеводы.

    Обе проводящие ткани образуют единую разветвлённую систему, состоящую из различных проводящих элементов (трахеиды, сосуды, ситовидные трубки и др.) и соединяющую между собой все органы растения – от кончиков корней до верхушек молодых побегов. Обычно проводящие элементы ксилемы и флоэмы в теле растения расположены рядом и вместе с сопутствующими клетками механической и паренхимной тканей образуют тяжи, или проводящие пучки.

    Более совершенным типом водопроводящих элементов являются длинные трубочки - трахеи, или сосуды.

    Длина сосудов достигает нескольких метров, а у лиан и некоторых древесных пород - нескольких десятков метров.

    Ситовидные трубки – проводники органических веществ. В отличие от сосудов это живые клетки несколько удлиненной формы, расположенные в коре и служащие для проведения по всему растению веществ, вырабатываемых листьями. Оболочки их остаются всегда целлюлозными. Ситовидная трубка возникает, так же как и сосуды, из вертикального ряда удлинившихся клеток, поперечные перегородки которых не исчезают, а продырявливаются в виде сита или решета. Через отверстия ситовидных пластинок протоплазма двух клеток соединяется в единое целое.

    Возле каждой ситовидной трубки расположены одна или несколько сопровождающих клеток (спутников) с густой протоплазмой и ядром, роль которых пока еще не выяснена.

    К проводящим тканям можно отнести еще млечники , то есть трубки-сосуды, распространенные у растений, выделяющих млечный сок. К таким растениям относятся, например, одуванчик, осот, мак, чистотел, молочай, ваточник и др. Многие из этих растений были распространены (до недавнего времени) в промышленных посевах, например каучуконосы, возделываемые для добывания каучука (тау-сагыз, кок-сагыз, каучуковое дерево – хевея и др.). В значительной мере роль их теперь уменьшилась, так как эти ценные вещества добываются сейчас синтетическим путем.

    Млечники пронизывают все органы растения и образуют сложную систему соединенных между собой трубок, состоящих из многих клеток, у которых поперечные перегородки растворяются и развиваются членистые млечники. У растений семейства молочайных, крапивных и некоторых других млечные сосуды развиваются путем разрастания и сильного разветвления отдельных клеток также образующих сложную систему трубок – нечленистых млечников.

    Млечный сок – это белая, красная или оранжевая жидкость, содержащая в себе сахар, крахмал, белки, каучук, смолу, алкалоиды. Млечный сок служит защитой от вредителей, так как часто содержит ядовитые вещества – алкалоиды. При соприкосновении с воздухом частицы каучука застывают и закупоривают случайные поранения. Каучук – сырье для получения резины.

    1) Определите тип ткани по описанию, приведенному ниже.
    Эта ткань характерна для растений. Клетки ее живые. Их форма — вытянутая. Соседние клетки соединены друг с другом, стенки между ними похожи на сито, за что и получили свое название. По клеткам этой ткани происходит передвижение органических веществ от листьев ко всем тканям и органам растения.
    Название ткани: ___________________________.
    Название клеток: __________________________.

    1. Ткань, придающая прочность и опору органам растения:

    а) покровная б) проводящая в) механическая

    2. Передвижение воды с минеральными солями в растении происходит:

    а) по древесине б) по лубу

    3. Передвижение органических веществ в растении происходит:

    а) по древесине б) по лубу

    4. Стеблю растения придают прочность:

    а) ситовидные трубки проводящей ткани б) волокна механической ткани
    в) сосуды проводящей ткани

    5. Волокна, каких растений человек использует в своей жизни:

    а) льна б) джута в) крапивы г) ромашки

    Ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – б, 5 – а, б.

    - Вы выполнили тест? Прошу Вас проверить правильность выполнения данного задания.

    - Проверили? Выставите оценку, исходя из следующих параметров:

    Все ли вам было понятно в течение урока?

    -Какая часть урока показалась самой интересной?

    -Какая часть урока вызвала затруднение?

    -Какое у вас настроение после урока?

    • Не знал…
    • Не понимал…
    • Не мог представить…
    • Не мог выразить…
    • Не мог выполнить…
    • Выяснил…
    • Выучил…
    • Познакомился…
    • Запомнил …

    VII. Итог урока. Всем спасибо. Урок закончен

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты


    Разработка урока согласно требованиям ФГОС в 9 классе

    Этот материал рекомендую дпя проведения урока в 9 классе по теме "Выбор профессии".


    Построение урока согласно требованию ФГОС.

    В настоящее время все чаще говорится о необходимости введения новых форм организации учебного процесса. Среди них называют межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги, урок-презентация, урок-м.


    Конспект урока "Механические и проводящие ткани"


    Методическая разработка составленна с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ.Направленна для подготовки к успешной адаптации детей в 5 классе.На занятии происходит знакомство детей с предметом Социально - .


    Методическая презентация "Требования к контрольно-измерительным материалам согласно требованиям ФГОС и в свете Федерального компонента".

    Презентация объясняет, какие требования предъявляет ФГОС при составлении учителем контрольных материалов в своей работе, для проверки знаний и умений на уроках географии. Сравнивает их.


    Рекомендации для участников образовательного процесса «Памятки для учителей по эффективному планированию и проведению уроков согласно требованиям системно-деятельностного подхода».

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    14.03. Биология 5АБ класс Урок 26

    Создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма

    Предметные результаты:

    1. Формировать умение определять основные ткани растений.

    2. Формировать умение объяснять особенности строения тканей, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.

    3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: ткань, склеренхима, колленхима, склереиды. проводящие ткани, ксилема, флоэма, сосуды, ситовидные трубки.

    Метапредметные и личностные результаты:

    Регулятивные УУД

    1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

    2. Сф ормировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    3. Сформировать умения п ланировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

    Познавательные УУД

    1 . Сформировать умения а нализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

    2. Сформировать умение с троить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    Коммуникативные УУД

    1 . Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

    Тип урока : комбинированный.

    Методы : проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

    I .Организационный момент

    – Как вы понимаете данное высказывание?
    Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число.
    Обратите внимание на тему урока (на доске).
    Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)

    II. Актуализация знаний:

    Откройте свои учебники и прочитайте мне основные вопросы, которые нам предстоит изучить сегодня на уроке:

    Какое строение имеет ткань, выполняющая опорную функцию у растений.

    Как устроены ткани растений, по которым передвигаются вода и питательные вещества.

    Для того чтобы Вам было легче усвоить новый материал, вспомните из ранее изученного и ответьте на мои вопросы:

    Что такое ткань?

    Какие ткани растений вы уже знаете?

    Какие функции выполняют покровные ткани?

    III. Изучение нового материала:

    тема урока: "Механические и проводящие ткани растений"

    Целеполагание: Что должны узнать по теме? (на доске)

    Прочность придают растению механические ткани.

    1. Механические ткани — опорные ткани растения, обеспечивающие его прочность

    Функции механических тканей:

    Основная функция - опорная или арматурная. Растение можно сравнить с железобетонной конструкцией, где механические ткани подобно металлической арматуре образуют удивительно прочную структуру растительного организма

    Различают три вида механических тканей:

    Склеренхиму , в которой выделяют лубяные волокна,

    Склереиды , или каменистые клетки.

    Начертите таблицу у себя в тетради.

    Механические ткани растений

    Колленхима (от греч. kolla — клей и enchyma, букв— ткань).

    Состоит из более или менее вытянутых клеток (до 1—2 мм). Клетки живые. Их оболочки неравномерно утолщены, то есть одни участки остаются тонкими, когда как другие значительно утолщены. Утолщены оболочки за счет содержания целлюлозы.

    По типу утолщений выделяют три группы колленхимы: уголковую, пластинчатую и рыхлую.

    Особенно важную роль она играет в молодых растениях. Оставаясь живыми, клетки ее способны расти и растягиваться, так что они не мешают расти другим клеткам, которые находятся рядом с ними.

    Склеренхима (от греч. skleros — твёрдый и enchyma — ткань) — основная механическая ткань растений. Ее клетки мертвые, с очень толстыми одревесневшими оболочками, пропитанными лигнином. Длина их колеблется от 1-2 до 400 мм, а диаметр составляет сотые доли миллиметра. Это очень прочная ткань. По прочности она приближается к стали, но уступает ей по упругости и пластичности. По растению волокна проходят не поодиночке, а пучками, в которых отдельные клетки заканчиваются на разном уровне, перекрывая друг друга, что еще больше повышает прочность ткани. Склеренхиму делят на две группы: волокна и склереиды.

    Лубяные волокна могут располагаться не только рядом с проводящими тканями (луб и древесина), но и в первичной коре стебля под кожицей в виде сплошного кольца, а также в жилках листа. Волокна ряда растений используются в качестве сырья для текстильной промышленности (лен, рами, кендырь, кенаф, конопля и др.). При этом ценится длина волокон и возможно меньшее их одревеснение. Волокна рами (до 420 мм), льна (до 60 мм), кендыря (до 55 мм) — длинные, слабо одревесневшие, используются для изготовления высококачественных тканей. Волокна конопли (до 40 мм), канатника менее длинные, одревесневшие, поэтому они идут на изготовление грубых тканей, веревок, канатов, шпагата, пакли.

    2.Физкультминутка.

    Раз – подняться, потянуться,

    Два – согнуться, разогнуться,

    Три – в ладоши 3 хлопка,

    Головою 3 кивка,

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – за парту сесть опять

    Скажите мне с какой еще тканью растения мы должны познакомиться сегодня на уроке?

    3 .Во всех частях растения находятся проводящие ткани.

    Проводящие ткани — растительные ткани организма, служащие для транспорта воды, минеральных и органических веществ. Они обеспечивают перенос воды и растворенных в ней веществ.

    Функции проводящих тканей:

    1) передвижение воды и минеральных веществ, поглощенных корнями из почвы, а также органических веществ, образуемых в корнях, в стебель, листья, репродуктивные органы;

    2) передвижение продуктов фотосинтеза из зелёных частей растения в места их использования и запасания: в корни, стебли, плоды и семена;

    3) передвижение фитогормонов по растению, что создает определённый их баланс, который определяет темпы роста и развития вегетативных и репродуктивных органов растений;

    6) проводящие ткани образуют непрерывную разветвленную систему, связывающую органы растений в единое целое;

    По ксилеме от корня к надземным частям растения передвигается вода с растворенными в ней минеральными веществами, которую растение поглощает из почвы, а также органические вещества, образующиеся в самом корне.

    По флоэме от фотосинтезирующих органов в корень и другие органы поступают органические вещества, преимущественно углеводы.

    Обе проводящие ткани образуют единую разветвлённую систему, состоящую из различных проводящих элементов (трахеиды, сосуды, ситовидные трубки и др.) и соединяющую между собой все органы растения – от кончиков корней до верхушек молодых побегов. Обычно проводящие элементы ксилемы и флоэмы в теле растения расположены рядом и вместе с сопутствующими клетками механической и паренхимной тканей образуют тяжи, или проводящие пучки.

    Более совершенным типом водопроводящих элементов являются длинные трубочки - трахеи, или сосуды.

    Длина сосудов достигает нескольких метров, а у лиан и некоторых древесных пород - нескольких десятков метров.

    Ситовидные трубки – проводники органических веществ. В отличие от сосудов это живые клетки несколько удлиненной формы, расположенные в коре и служащие для проведения по всему растению веществ, вырабатываемых листьями. Оболочки их остаются всегда целлюлозными. Ситовидная трубка возникает, так же как и сосуды, из вертикального ряда удлинившихся клеток, поперечные перегородки которых не исчезают, а продырявливаются в виде сита или решета. Через отверстия ситовидных пластинок протоплазма двух клеток соединяется в единое целое.

    Возле каждой ситовидной трубки расположены одна или несколько сопровождающих клеток (спутников) с густой протоплазмой и ядром, роль которых пока еще не выяснена.

    К проводящим тканям можно отнести еще млечники , то есть трубки-сосуды, распространенные у растений, выделяющих млечный сок. К таким растениям относятся, например, одуванчик, осот, мак, чистотел, молочай, ваточник и др. Многие из этих растений были распространены (до недавнего времени) в промышленных посевах, например каучуконосы, возделываемые для добывания каучука (тау-сагыз, кок-сагыз, каучуковое дерево – хевея и др.). В значительной мере роль их теперь уменьшилась, так как эти ценные вещества добываются сейчас синтетическим путем.

    Млечники пронизывают все органы растения и образуют сложную систему соединенных между собой трубок, состоящих из многих клеток, у которых поперечные перегородки растворяются и развиваются членистые млечники. У растений семейства молочайных, крапивных и некоторых других млечные сосуды развиваются путем разрастания и сильного разветвления отдельных клеток также образующих сложную систему трубок – нечленистых млечников.

    Млечный сок – это белая, красная или оранжевая жидкость, содержащая в себе сахар, крахмал, белки, каучук, смолу, алкалоиды. Млечный сок служит защитой от вредителей, так как часто содержит ядовитые вещества – алкалоиды. При соприкосновении с воздухом частицы каучука застывают и закупоривают случайные поранения. Каучук – сырье для получения резины.

    I V . Закрепление:

    1) Определите тип ткани по описанию, приведенному ниже.
    Эта ткань характерна для растений. Клетки ее живые. Их форма — вытянутая. Соседние клетки соединены друг с другом, стенки между ними похожи на сито, за что и получили свое название. По клеткам этой ткани происходит передвижение органических веществ от листьев ко всем тканям и органам растения.
    Название ткани: ___________________________.
    Название клеток: __________________________.

    1. Ткань, придающая прочность и опору органам растения:

    а) покровная б) проводящая в) механическая

    2. Передвижение воды с минеральными солями в растении происходит:

    а) по древесине б) по лубу

    3. Передвижение органических веществ в растении происходит:

    а) по древесине б) по лубу

    4. Стеблю растения придают прочность:

    а) ситовидные трубки проводящей ткани б) волокна механической ткани
    в) сосуды проводящей ткани

    5. Волокна, каких растений человек использует в своей жизни:

    а) льна б) джута в) крапивы г) ромашки

    Ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – б, 5 – а, б.

    - Вы выполнили тест? Прошу Вас проверить правильность выполнения данного задания.

    - Проверили? Выставите оценку, исходя из следующих параметров:


    Ознакомить и закрепить первичные сведения о клетке, тканях раскрыть представление о проводящей и выделительных тканях .

    Образовательная: способствовать ознакомлению с тканями их функциями, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями тканями;

    Развивающая: продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

    Воспитательная: создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

    Объяснение новой темы:

    Приветствие, введение в тему

    1.Что такое клетка?

    Расскажи о строении растительной клетки

    Назови части клетки.

    Какие функции выполняет оболочка клетки?

    Что такое оболочка клетки?

    Как выглядит ядро, и какова его роль?

    Чем заполнена вакуоль?

    Какие функции она выполняет?

    Что такое пластиды?

    Какие бывают пластиды?

    Что такое цитоплазма?

    Как движется клетка?

    Как питается клетка?

    Что такое фотосинтез?

    Что нужно для фотосинтеза?

    Как дышит клетка?

    Что такое минеральное питание?

    Что такое воздушное питание?

    Из чего состоят все растения?

    На прошлом уроке мы узнали что такое ткань. Давайте вспомним…

    На прошлом уроке мы познакомились с 4мя видами тканей, а теперь познакомимся с проводящей и выделительной тканью.

    Расчертите листок на 3 части подпишите графы,

    Проводящая ткань состоит из двух частей. Одна часть – ксилема, или древесина, которая обеспечивает восходящий ток и доставляет воду и минеральные соли от корней в наземную часть растения. Другая часть – флоэма, или луб, обеспечивающая нисходящий ток и проводит образовавшиеся в листьях органические вещества к местам их использования или отложения в запас – в подземные органы, созревающие плоды и семена. В состав луба входят ситовидные трубки и клетки-спутницы. В ситовидных трубках на поперечных перегородках члеников имеются большое количество мелких отверстий, через которые доставляются органические вещества, образованные в листьях, к стеблям, корням, плодам, семенам, точкам роста. У деревьев и кустарников клетки ситовидных трубок через 3-4 года закупориваются, отмирают и замещаются новыми живыми клетками.

    Осенью отверстия перегородок ситовидных трубок затягиваются мозолистым веществом, и ток органических веществ по трубке прекращается. Растение впадает в состояние покоя.

    Выделительная ткань. К ним относятся смоляные и эфирномасляные ходы, железы, железистые волоски, нектарники и т. д. Растения выделяют ароматические и сахаристые вещества, привлекающие насекомых-опылителей. Эфирные масла защищают растения от поедания травоядными животными.

    У некоторых цветковых растений бывают млечные трубки, которые содержат в вакуолях млечный сок.

    На листьях и стеблях пеларгонии имеются железистые волоски, выделяющие эфирные масла.

    Листья некоторых насекомоядных растений покрыты железками, которые выделяют бесцветную жирную липкую слизь, к которой приклеиваются насекомые.

    У многих растений имеются железистые клетки, которые вырабатывают пахучие эфирные масла.

    В цветках располагаются нектарники, вырабатывающие нектар, для привлечения насекомых.

    Молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаюся питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Значение -0 рост растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет. (Презентация слайд 9).

    Давайте заполним последнюю колонку своей первой таблицы. Что вы узнали.

    Всё ли было понятно в течении урока?

    Какая часть урока вам показалась самой интересной?

    Какая часть урока вызвала затруднение?

    Какое у вас настроение после урока?

    Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Пересказ пройденной темы

    Закончить конспект наклеить схему деления, зарисовать рост клетки,

    Ответы на кроссворд

    По горизонтали:
    4. Фотосинтез. 7. Пластиды. 8. Грю. 9. Шванн. 10. Вакуоль.
    По вертикали:
    1. Цитоплазма. 2. Пора. 3. Межклетник. 5. Ядрышко. 6. Микроскоп.

    По горизонтали

    4. Образование в растениях органических веществ из неорганических под действием света.
    7. Мелкие тельца в цитоплазме растительной клетки.
    8. Английский ботаник и врач, один из основоположников анатомии растений.
    9. Немецкий гистолог и физиолог, автор клеточной теории.
    10. Полость в цитоплазме клеток организмов,заполненная клеточным соком с теми или иными включениями.

    По вертикали

    1. Жидкое подвижное содержимое клетки.
    2. Выводное отверстие в оболочке клетки.
    3. Полость в тканях растений между клетками.
    5. Плотное тельце внутри ядра клетки.
    6. Оптический прибор.

    Читайте также: