План современного урока по русскому языку

Обновлено: 06.07.2024

XXI век… Стандарты второго поколения… Новая школа… Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, работающего в условиях ФГОС. Также изменяются и технологии обучения: внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Предлагаю остановиться на основных этапах работы по данной проблеме.

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. При отборе электронно-образовательных ресурсов к уроку необходимо строго учитывать соответствие ЭОР целям и задачам урока, основным требованиям к ЭОР. Необходимо научиться отображать дидактическую структуру урока в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, технологичность и обобщенность информации.
Безусловно, уроки русского языка и литературы обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Каким должно быть содержание уроков, способствующих формированию языковой, лингвистической, лингвокультурологической и коммуникативной компетенций, развитию у школьников языкового чутья, языковой интуиции, и в целом - языковой личности? При этом не следует забывать о том, что духовно-нравственное воспитание школьников является ключевым требованием ФГОС.

На основании опыта работы можно отметить возможности уроков русского языка и литературы:
- в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
- при освоении основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
- при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки.

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

Какие же я вижу современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока — дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • обстановка на уроке тёплая, доброжелательная, но при этом деловая.

Сегодня, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести этапов:

1. Определение нового.
2. Конструирование проблемной ситуации.
3. Планирование действий.
4. Планирование решений.
5. Планирование результата.
6. Планирование заданий для применения нового знания.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, но существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, учиться по-новому проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения обучающихся, учиться по-новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены конспекты уроков русского языка в 5 классе на темы: "Повторение темы "Лексика" и "Буквы А-О в корнях -лаг- -лож-". Уроки разработаны в соответствии с требованиями ФГОС. В конспектах представлены задачи, ожидаемые результаты и основные этапы уроков с указанием на определенные универсальные учебные действия и развиваемые компетенции.

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Тип урока: урок актуализации знаний и умений.

Технология: деятельностный метод обучения.

Задачи урока

1. Образовательные:

а) выявить условия определения лексических понятий;

б) формировать навык правильного написания слов с изученными орфограммами,

в) повторить синтаксический разбор предложения;

г) развить умение формулировать определение понятий;

д) обогащать словарный запас учащихся;

е) совершенствовать орфографические умения.

2. Развивающие:

а) осуществление системно-деятельностного подхода;

б) развитие критического мышления;

в) развитие внимания;

г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ж) развивать умение применять новые знания.

Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б) воспитание ценностного отношения к слову;

в) развитие коммуникативных УУД:

г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу

Ожидаемые результаты:

- личностные:

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

-метапредметные:

1) способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить;

2) умение поставить цель и организовать ее достижение;

3)рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

-познавательные:

1)анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений;

2)попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

- регулятивные:

1)выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу,

2)осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

- предметные:

1) усвоение обучающимися лексических понятий,

2)сформированное умение писать слова с изученными орфограммами и графически обозначать их, умение отличать орфограммы друг от друга;

- коммуникативные:

1)умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Эпиграф к уроку:

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, –
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты

Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок хочу начать совами Н.Рыленкова.
Как понимаете эти слова?

Постановка цели и задач урока.

Прочитайте тему нашего урока. Подумайте, какие цели стоят перед нами сегодня, какие задачи нам нужно решить? Чем мы будем заниматься?
Действительно, на сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали о лексике.
А что такое лексика (словарный состав языка). Какая наука изучает словарный состав языка? (лексикология)
Мотивация учебной деятельности.

Проверка уровня сформированности общеучебных умений.

Предлагаю вам предложение для разбора.

Задание 1. Синтаксический разбор предложения. Эдуард Успенский – российский писатель и автор детских книг.

Задание ОГЭ: Найдите в этом предложение словосочетание: прил. + сущ.в Р.п. Замените это словосочетание синонимичным сущ. + сущ. с предлогом (детских книг – книг для детей).

Учитель: Что можете сказать о словах писатель и автор? Синонимы. Какие слова называются синонимами? Для чего нужны синонимы в языке?

– Какие слова называются антонимами?

Задание 3. Придумайте к глаголам спрашивает, кричит, расстроился, говорит антонимы

Учитель: Как вы помните, дядя Федор ушел из дома в деревню, потому что родители не разрешили ему держать дома кота Матроскина. Но родителей он очень любил и поэтому решил написать им письмо. Давайте поможем нашему герою.

Задание 4. Вставить пропущенные буквы, объяснить написание.

Мои папа и мама! Я ж_ву хорошо. Просто зам_чательно. У _меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы кла_ нашли и корову купили. И трактор – тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не_ любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас скуч_ю. Особенно по вечерам. Но я вам не ск_жу, где живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и Шарик проп_дут.

Задание ОГЭ: 1 вариант: В последнем абзаце найдите простое предложение, осложненное обращением. 2 вариант: В последнем абзаце найдите сложносочиненное предложение.

Задание 6. В предложении 5 найдите многозначное слово и составьте с ним предложение.

– Какие слова называются однозначными, какие многозначными? Чем они отличаются от омонимов? Приведите примеры.

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный метод обучения.

Задачи урока

1. Образовательные:

а) выявить условия выбора гласных о – а в корнях с чередованием;

б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,

в) повторить морфемный разбор слов;

г) развить умение формулировать определение понятий;

д) обогащать словарный запас учащихся;

е) совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

а) осуществление системно-деятельностного подхода;

б) развитие критического мышления;

в) развитие внимания;

г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ж) развивать умение применять новые знания;

з) развитие творческих, речевых способностей учащихся;

к) формирование логических умений;

л) развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

м) развитие умения формулировать проблему;

н) развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б) воспитание ценностного отношения к слову;

в) развитие коммуникативных УУД:

г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу

Ожидаемые результаты:

- личностные:

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

-метапредметные:

1) способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить;

2) умение поставить цель и организовать ее достижение;

3)рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка .

-познавательные:

1)анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений;

2)попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

- регулятивные:

1)выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу,

2)осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

- предметные:

- коммуникативные:

1)умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

1.Постановка учебной задачи.

Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.

УУД: личностные, коммуникативные.

Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

Работа с кроссвордом в группах по 4 чел.

-Какое ключевое слово у вас получилось? (корень)

Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). Определяются виды безударной гласной в корне слова.

Распределите слова в две колонки:

г..ризонт, г..дать, б..рабан, д..лить, п..мидор, з..л..той, н..род.(Двое у доски)

-Посмотрите на слова предлагать и предложить

Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем,возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ).

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему урока).

2. Открытие нового знания .

Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

Способы: диалог, парная работа.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ? (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

3.Первичное закрепление.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

-Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).

А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).

Выполним упражнение на новое правило из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.

4.Тренировочные упражнения.

Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

5.Рефлексия деятельности .

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ ( излагали, предполагали, проложили и т.д.).

Современный урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Статья отражает понимание урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Описаны критерии и показатели эффективности урока русского языка. Описаны 5 шагов подготовки к современному уроку.


Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…

· хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

· учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

· учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

· вывод делают сами учащиеся;

· минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

· времясбережение и здоровьесбережение;

· в центре внимания урока — дети;

· учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

· умение демонстрировать методическое искусство учителя;

· планирование обратной связи;

· урок должен быть добрым.

Шесть основных этапов современного урока русского языка:

· мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

· осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

· коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

· взаимопроверка, взаимоконтроль;

· рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

7. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

9. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Показатели эффективности урока:

1. Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.

2. Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК)

3. Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.

4. Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала, повторение, обобщение, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.)

5. Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.

6. Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.

7. Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).

8. Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

9. Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.

10. Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

11. Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.

Пять шагов подготовки к современному уроку:


1. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа : включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Хочу, могу, надо

Что значит уметь учиться?

Задачи, решаемые на современном уроке русского языка


Ориентация на методическое правило:

Следование этому правилу восстанавливает в своих правах развитие речи учащихся во всех своих аспектах.

Задание

Составьте текст, состоящий из 4 предложений.

Первое предложение должно начинаться с имени существительного.

Второе предложение – с имени прилагательного.

Третье предложение – с глагола.

Четвертое предложение – с предлога.

Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

СИНКВЕЙН: обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому пересказу;

учит формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Синквейн на тему Спасибо

1. спасибо
2. сердечное, душевное
3. желаем, выражаем, говорим
4. вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность
5. Спаси Бог!

Требования к учителю

1.Учитель четко и точно формулирует задания, потому что потом учитель их не повторяет.

2.Не даёт новые задания ученикам в готовом виде.

3.Не повторяет задания два раза.

4.Не комментирует и не исправляет ответы, предлагая это сделать самим ученикам (таким образом достигается взаимоконтроль).

5.Не повторяет то, что уже сказали ученики (это помогает ученикам быть более внимательными на уроке).

6.Предугадывает затруднения учащихся и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

Современный урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Статья отражает понимание урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Описаны критерии и показатели эффективности урока русского языка. Описаны 5 шагов подготовки к современному уроку.


Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…

· хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

· учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

· учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

· вывод делают сами учащиеся;

· минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

· времясбережение и здоровьесбережение;

· в центре внимания урока — дети;

· учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

· умение демонстрировать методическое искусство учителя;

· планирование обратной связи;

· урок должен быть добрым.

Шесть основных этапов современного урока русского языка:

· мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

· осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

· коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

· взаимопроверка, взаимоконтроль;

· рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

7. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

9. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Показатели эффективности урока:

1. Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.

2. Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК)

3. Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.

4. Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала, повторение, обобщение, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.)

5. Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.

6. Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.

7. Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).

8. Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

9. Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.

10. Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

11. Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.

Пять шагов подготовки к современному уроку:


1. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа : включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Хочу, могу, надо

Что значит уметь учиться?

Задачи, решаемые на современном уроке русского языка


Ориентация на методическое правило:

Следование этому правилу восстанавливает в своих правах развитие речи учащихся во всех своих аспектах.

Задание

Составьте текст, состоящий из 4 предложений.

Первое предложение должно начинаться с имени существительного.

Второе предложение – с имени прилагательного.

Третье предложение – с глагола.

Четвертое предложение – с предлога.

Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

СИНКВЕЙН: обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому пересказу;

учит формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Синквейн на тему Спасибо

1. спасибо
2. сердечное, душевное
3. желаем, выражаем, говорим
4. вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность
5. Спаси Бог!

Требования к учителю

1.Учитель четко и точно формулирует задания, потому что потом учитель их не повторяет.

2.Не даёт новые задания ученикам в готовом виде.

3.Не повторяет задания два раза.

4.Не комментирует и не исправляет ответы, предлагая это сделать самим ученикам (таким образом достигается взаимоконтроль).

5.Не повторяет то, что уже сказали ученики (это помогает ученикам быть более внимательными на уроке).

6.Предугадывает затруднения учащихся и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

Читайте также: