План словарной работы на уроке обществознания

Обновлено: 02.07.2024

Впервые учитель истории и обществознания сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Одной из причин является стрессовая ситуация, в которую попадает ребёнок: смена учебных условий. На протяжении четырёх предыдущих лет ребёнок общался только с одним учителем, он привык к этому учителю, привык к одному школьному кабинету. Резкое изменение условий обучения, когда ребёнок ежедневно находится на уроках как минимум четырёх педагогов, в разных кабинетах, ставит перед учителем задачу: сделать этот переход как можно более комфортным. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу. Например, составление рассказа с опорой на какие-либо дополнительные средства.

Рассказ по картинке. Как добиться, чтобы рассказ по картинке слетал с уст каждого ученика без запинки?

  • надо "учить образности речи, пониманию наиболее важных смысловых оттенков. Изобразительные средства и помогают в решении этих задач
  • работа над связной устной речью включает в себя "рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием картин или ситуативных картинок. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих";
  • "составление предложений. Ученикам предлагается рассмотреть картинку и составить предложение о том или другом действующем лице, описать его одежду, действия и т. д. Это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает детей видеть главное, оживляет занятия";
  • "составление рассказа. Работа протекает в такой последовательности: сначала дети, рассматривая картинку, выделяют основное ее содержание, затем то, что изображено на первом плане, потом — на втором плане. После анализа школьники составляют связный рассказ".

Постепенно данный алгоритм закрепится в сознании пятиклассника и он без труда и без наводящих вопросов, пользуясь только собственным словарным запасом и опираясь на известный ему фактический материал, сможет описывать исторические события по картинке.

Следующим видом помощи являются схемы, опорные конспекты и опорные сигналы.

Схема помогает обучающемуся составить связный рассказ, опираясь на отдельные данные, приведённые в схеме. Схема и опорный конспект положительно влияют на логику изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи учащихся.

Одним из учебных умений учащихся по истории является умение давать характеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. В овладении этим умением учащимся помогают различные памятки – алгоритмы, в которых прописаны пошаговые действия. Пользуясь такими памятками, обучающийся легко даст как устный, так и письменный ответ. Но для достижения прочного овладения данным умением работа должна проводиться в системе, из урока в урок, а не случайно. Только при условии постоянной отработки этого умения алгоритм прочно закрепится в сознании школьника и он сможет составлять рассказ об историческом лице или событии логично, плавно, без ненужных пауз.

Составление кроссворда предполагает не только наличие у учащегося определённого словарного запаса, но и умение чётко формулировать вопрос.

В настоящее время актуально обращение к проектной деятельности, когда учащиеся создают и защищают свои проекты. Проект – это прототип, прообраз какого-либо вида деятельности, объекта. Проект предполагает детальную разработку учениками проблемы, в результате этой деятельности появляется конкретный практический результат и достигается дидактически поставленная цель. Проектная деятельность предусматривает овладение оперативными знаниями и действиями в процессе социализации учащихся.

По времени проекты могут быть краткосрочные, разрабатываемые на протяжении нескольких уроков; средней продолжительности (до месяца) и долгосрочные (до нескольких месяцев). Проекты по форме могут быть индивидуальными и групповыми, а по характеру их условно подразделяют по основе преобладающей деятельности и называют исследовательскими, творческими, информационными, прикладными, игровыми. Предлагая конкретный проект, учитель ориентируется на возраст учащихся, образовательный уровень их подготовки. В процессе проектной деятельности осуществляется формирование практических учебных умений в индивидуальной и групповой работе, считаясь с мнением других, переживая успех и неудачи, отстаивая свои убеждения и взгляды. Виды проектов:

Информационный проект направлен на сбор и анализ информации о конкретном объекте или явлении и предусматривает выбор процедуры сбора и обработки данных, анализ и обобщение конкретных фактов, обсуждение применения полученных результатов, их сопоставление с официальными статистическими данными.

В практико-ориентированных проектах прикладного характера результат обычно ориентирован на социальные интересы исполнителей работы или внешнего заказчика.

В игровых проектах участники разрабатывают игру, тщательно продумывают и описывают её содержание и структуру, ход, этапы, результаты. Могут быть использованы проектные задания , предполагающие разработку игр и средств по обеспечению их проведения как для одноклассников, так и для младших школьников.

Учебная дискуссия. Среди методов, которые помогают учителю формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме.

С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать.

Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.

Одно из важнейших условий эффективности учебной дискуссии – предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов – лишённой привлекательности, запутанной и противоречивой. Поэтому учитель должен позаботиться о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, чётко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства.

Семинар – форма организации урока, при которой школьники самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности под руководством учителя. На семинарах учащиеся активно используют информацию, полученную по различным каналам. В спорах и дискуссиях они углубляют, систематизируют и закрепляют свои знания, получая ценные навыки самостоятельной работы. На таких уроках легко обнаруживаются и устраняются сомнения и пробелы в изученном материале. Но самое главное: участие в семинаре вырабатывает активность в процессе овладения знаниями, формирует самостоятельное мышление учащихся, учит логично и аргументировано преподносить свои знания.

По характеру деятельности учащихся и по организационной форме все семинары можно разделить на следующие типы:

Семинар – развёрнутое собеседование: учащиеся готовятся по всем вопросам плана, максимально вовлекаются в обсуждение темы. В этом им помогают заранее подготовленные развёрнутые выступления по каждому вопросу;

Семинар – обсуждение докладов и рефератов. Выступающему назначается оппонент из одноклассников. Остальные школьник знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план которого и основные проблемы известны заранее;

Проблемные семинары предполагают для учащихся возможность отстаивания своей точки зрения, защиты своей позиции по обсуждаемым вопросам. Таким образом, этот тип семинара непосредственно связан с такой формой учебной работы, как дискуссия;

Семинар – диспут, основанный на дискуссии (элементы её есть на любом семинаре).Каждый учащийся должен определить своё отношение к предмету диспута. Учителю не стоит излишне вмешиваться в ход семинара, но необходимо направлять его провокационными вопросами. Знания, усвоенные на дискуссии, более прочны;

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном выступлении делюсь с коллегами опытом работы со словарными словами на уроках истории Отечества, истории родного края и обществознания.

Содоклад учителя истории Озерова А.В. на МО

Царь собрание представителей всех русских земель.

Земский собор воины царской армии.

Судебник правитель России.

Церковный собор новый сборник законов, принятый при Иване Грозном.

Стрельцы собрание высшего духовенства России.

Словарный диктант чаще всего применяю при повторении пройденного материала, либо при изучении темы с большим количеством важных терминов. Работа выполняется следующим образом: учитель читает определение, а учащиеся в тетрадях записывают слово, которое ему соответствует. Например, закончив изучение тем, посвященных эпохе Александра II (8 класс), ученикам дается такой словарный диктант:

Царский указ… (манифест).

Участок земли для крестьян помещичьих угодий… (надел).

Общее собрание крестьян одного сельского общества… (сельский сход).

Крестьянин, не выкупивший свой земельный надел у помещика… (временнообязанный крестьянин).

Руководитель сельского общества… (сельский староста).

Объединение нескольких сельских обществ… (волость).

Чиновник, назначаемый Сенатом для контроля за проведением крестьянской реформы… (мировой посредник).

Судебное разбирательство с участием представителей от всех сословий… (суд присяжных).

Уездные и губернские собрания представителей от всех сословий… (земские собрания).

К – князь, княжество, Киев, купцы и др.

С – собор, скань, совет и др.

Г.ар.ия, .рейсе., д.м.к.атия, соци….м, ….ция, бар.ика. п.р.и., кон…туц. кри..с, ф…т

а) совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общества - ……… (уголовное право)

б) мера государственного принуждения, назначаемая по суду - ………. (наказание)

в) общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания - ……………….. (преступление)

г) могут состоять в нанесении ударов руками, какими-либо предметами, в пинках и т.д. - ……………… (побои)

д) причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями - …………………. (истязание)

Проблема развития речи учащих­ся сегодня чрезвычайно актуаль­на. Уровень речевого развития значительного числа школьников явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невы­разительные устные и письменные ответы на уроках, стиль общения на переменах. Поистине угрожающие размеры приняло сквернословие и засорение речи словами-паразитами.

Современная система образования, на­ряду с СМИ и другими социальными ин­ститутами, вносит свой посильный вклад в речевую деградацию.

Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания.

ВложениеРазмер
doklad_rmo.doc 83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бузыкановская средняя общеобразовательная школа

Тема: «Развитие речи учащихся на уроках

(выступление на заседании РМО учителей истории и обществознания)

Докладчик: Миронова Галина Николаевна

Должность: учитель истории и обществознания

Категория: I квалификационная категория

ОУ: МКОУ Бузыкановская СОШ

Дата: 27 марта 2013 г.

Развитие речи учащихся на уроках

истории и обществознания

Проблема развития речи учащихся сегодня чрезвычайно актуальна. Уровень речевого развития значительного числа школьников явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невыразительные устные и письменные ответы на уроках, стиль общения на переменах. Поистине угрожающие размеры приняло сквернословие и засорение речи словами-паразитами.

Современная система образования, наряду с СМИ и другими социальными институтами, вносит свой посильный вклад в речевую деградацию.

Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания.

В результате изучения истории ученик должен в первую очередь уметь:

  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения;
  • формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы, соотнося их с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • сравнивать и сопоставлять, анализировать исторические события и явления.

Но для того, чтобы подготовить выпускника в соответствии с данными требованиями, необходимо, прежде всего, развивать речь ребенка.

Какими основными речевыми навыками и умениями должны овладеть школьники на уроках истории и обществознания:

  • Формирование у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций:
  • Устного диалога;
  • Письменного диалога;
  • Умения участвовать в дискуссии;
  • Монологической речи;
  • Развитие письменной речи.

Основные приёмы и методы по развитию речи

на уроке истории и обществознания

  • Художественная литература - важный источник ознакомления учащихся с историческим прошлым. Значение ее в следующем:
  1. живое литературное слово писателя дает образец грамотной и богатой русской речи;
  2. художественные образы повышают наглядность изложения материала, конкретизируют его;
  3. эмоциональное воздействие рассказа учителя на уроке в сочетании с отрывком из художественного произведения способствуют не только формированию представлений о прошлом, но и помогают запомнить материал прочно и надолго;
  4. сравнение описания одних и тех же событий в художественной литературе и историческом сочинении способствует развитию мышления учащихся.

Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы произведений. В первую входят литературные источники изучаемой эпохи, во вторую - историческая беллетристика.

  • Устный диалог: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.
  • Учебная дискуссия. Среди методов, которые помогают учителю формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме.

С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать.

Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.

Элементы дискуссии можно применять на уроках истории уже в 5-ом классе, а в полном объёме данный метод используется в старших классах как на уроках истории, так и на уроках обществознания.

Очень полезно на начальном этапе изучение истории учить пересказу текста. Это способствует развитию памяти, вырабатывает и формирует навыки правильной монологической речи.

4.1. Основные приёмы работы над пересказом текста:

4.2. Приемы работы с учениками, отстающими в речевом развитии.

  • Рассказ по иллюстрации. Ученикам предлагается рассмотреть иллюстрацию и составить предложение о том или другом действующем лице, описать его одежду, действия и т. п. Это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает детей видеть главное, оживляет занятия. Прием старый, но достаточно действенный.
  • Обучение пересказу (пример).

Прочитайте текст, подберите эмоционально окрашенные слова, современные выражения. Подробно перескажите текст.

Способствует таким формам деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др .

  • Важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся является словарная работа.
  • Способствует обучению конспектирования текста составления плана ответа или статьи, эссе, сочинения, составления памяток, заполнения таблиц и др;
  • Обогащает словарный запас учащихся (работа с понятиями, историзмами, крылатыми выражениями);
  • Словарная работа пронизывает весь процесс обучения истории (правильно пользоваться историческими терминами не только во время ответа на уроке, но и употреблять новые слова в обыденной речи).

Некоторые виды словарной работы:

Учащимся старших классов целесообразно давать задания проанализировать слова и выбрать те, которые они применили бы в своей речи, составить речевые конструкции с новыми словами. Помимо словарей, представленных в Интернете, в настоящее время вышли в свет многие интересные издания, способные помочь в словарной работе:

Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. М., 2000.

Курносова И.М., Макаров В.И. Русская история и культура в художественном слове. Словарь. Учебное пособие. М., 2010.

Редкие слова в произведениях авторов XIX века: Словарь-справочник / Сост. Р.П. Рогожникова, К.А. Логинова, С.А. Пономаренко и др. М., 2000.

Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей. М., 1996.

Романова Н.Н., Филиппов А.В., Панькин В.М. Знаки прошлого и настоящего: Краткий словарь. М., 2007.

Рязанцев В.Д. Имена и названия: Словарь эпонимов. М.,1998.

В докладе приведены лишь некоторые способы развития речи школьников на уроках истории, обществознания. В принципе, обучает правильной речи сам предмет, текст учебника и дополнительные источники. Важно акцентировать внимание учеников на необходимости грамотной речи и своевременно корректировать ошибки, показывать многообразие нашего языка

Памятки ученикам для развития речи на уроках истории:

1. Если вам предстоит произнести речь

Можно выделить четыре категории речей:

  • 1) выученные наизусть;
  • 2) те, которые зачитывают по предварительно написанному тексту;
  • 3) произносимые по предварительно подготовленным наброскам;

4) произносимые экспромтом.

Чтобы не читать по бумажке, а легко запомнить текст выступления, следует:

  1. продумать то, о чем будете говорить;
  2. записать основные идеи вашего выступления;
  3. продумать общий план выступления;
  4. продумав структуру выступления, записать его и внести в него необходимые детали и подробности;
  5. для страховки полезно выписать на карточку или запомнить основные пункты выступления.

Какой должна быть речь ученика:

  1. Речь должна быть грамотной и правильной, тогда она будет понятна для слушателя.
  2. Обучающийся свободно и самостоятельно, осознавая цели своей речи, выбирает языковые средства и несет ответственность за свой выбор.
  3. Речь говорящего должна быть правдивой и искренней, не нарушающей общепринятые нормы поведения и нравственности.
  4. В процессе общения необходимо соблюдать культуру слушания.

Каким должен быть развернутый устный ответ по истории:

Как доказывать свои суждения:

  • Доказательство - последовательное обоснование мыслей, идей, теорий. В истории возможны доказательства:
  1. при помощи научно установленных, не вызывающих сомнение фактов (научно обоснованными считаются те факты, которые взяты из достоверных источников, и, по возможности, подтверждаются другими свидетельствами, подтверждают выдвинутый тезис);
  2. при помощи логически выстроенных аргументов. Аргументы и факты должны относиться к сущности раскрываемого вопроса (доказательство более обосновано, когда во внимание принимаются различные стороны исторических процессов и явлений - экономические, политические, социальные и т. д.).
  • Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода:
  1. Проанализируйте задание, проясните, что требуется доказать.
  2. Определите вывод, который будете доказывать.
  3. Определите источники, какими будете пользоваться для аргументации своих выводов.
  4. Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.
  5. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.
  6. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.

Алгоритм характеристики исторической личности

  1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
  2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
  3. Интересы какого класса (классов, слоев общества) выражает исторический деятель?
  4. Значение его личных качеств.
  5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка для работы с историческим источником

  1. Дайте характеристику историческому источнику: а) автор; б) время создания; в) жанр.
  2. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.
  3. Определите особенности текста, в том числе и художественные, выделите и выпишите в тетрадь основные исторические факты.
  4. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте - исторические факты или художественное описание событий.
  5. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному фрагменту источника.

Первая строка - тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

Вторая строка - описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка - одно слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории.

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах.


Выступление на ГМО учителей истории г. Губкина "Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания"

Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания.


Развитие речи на уроках истории и обществознания

Проблема развития речи учащихся сегодня чрезвычайно актуальна. Уровень речевого развития значительного числа школьников явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невыразительные устные и пис.


Развитие речи на уроках истории и обществознания

Проблема развития речи учащихся сегодня чрезвычайно актуальна. Уровень речевого развития значительного числа школьников явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невыразительные устные и пис.


Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План изучения нового материала

Волчонок Балу

План изучения нового материала

Этот урок посвящается подросткам, т. е. самим шестиклассникам. Знания о себе очень важны для школьника, они становятся предпосылкой понимания себя, развития рефлексивных чувств, нахождения своего места среди сверстников и взрослых.
Задача урока: раскрыть на материале конкретного возрастного этапа развития человека особенности становления его личности.

План изучения нового материала

Детство — это село Краснощеково,
Несмышленово, Всеизлазово,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
но Беззлобнино, но Чистоглазово.

Юность — это село Надеждино,
Нараспашкино, Обольщаньино,
ну а если немножко Невеждино,
все равно оно Обещаньино.

Зрелость — это село Разделово:
либо Схваткино, либо Пряткино,
либо Трусово, либо Смелово,
либо Кривдино, либо Правдино.

Старость — это село Усталово,
Понимаево, Неупреково,
Забывалово, Зарасталово
и — не дай нам Бог — Одиноково.

Через час, еле живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем на самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

Дополнительный материал

Примитивное вязание пальцами появилось на раннем этапе развития человеческого общества. В Европе вязание на спицах, по одним данным, появилось уже в Древней Греции, по другим — возникло в Италии или в Испании в XIII веке. Долгое время это занятие было сугубо мужским делом. Затем вязание начали осваивать женщины и добились в нем такого мастерства, что мужчины уже не могли с ними соперничать.
Раньше профессия повара тоже была только мужской. Со временем мужчины отошли от приготовления блюд и стали заниматься поиском новых сочетаний продуктов, писать поваренные книги, придумывать новые рецепты. Женщинам отводилась иная роль. Они прекрасно готовили, точно выполняя кулинарные предписания. Однако некоторые блюда (например, в странах Востока) до сих пор поручают готовить только мужчинам (плов, шашлык).
Это объясняет некоторые половые различия: в любой деятельности, которая требует нестандартного решения, поиска, эксперимента, — впереди мужчины, в заданиях, которые связаны с исполнительским мастерством, — впереди женщины. Мужчинам неинтересно изо дня в день делать одно и то же, тогда как женщины могут спокойно выполнять однообразную и, казалось бы, неинтересную работу.
Дополнить и закрепить материал можно выполнением и обсуждением задания 7 из рабочей тетради.

Урок занимает важное место в обществоведческом курсе 6 класса. Он раскрывает сущность и различные стороны процесса социализации младших подростков: условия становления личности, потребности и способности, проявление личностных свойств в основных видах деятельности.
Задача урока: раскрыть учащимся роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности.

План изучения нового материала

1. Познание мира и себя.
2. Что такое самосознание.
3. На что ты способен.

Назначение данной темы заключается в формировании на доступном шестиклассникам уровне представлений о деятельности человека. Знакомство с ней носит пропедевтический характер.
Задача урока: объяснить, что деятельность как тип поведения свойственна только человеку; деятельности присущ сознательный, продуктивный, общественный характер.
Имеющийся у шестиклассников личный опыт дает возможность углубить и расширить представления об игре, учебе и труде как основных видах деятельности.

План изучения нового материала

Дополнительный материал

Знаменитый оратор Древней Греции Демосфен был от природы косноязычен. Это мешало его желанию стать оратором. Он стал произносить речи с камешками во рту под шум морских волн. Ему было нелегко, но он добился успеха.
Знаменитый русский полководец Александр Суворов родился настолько слабым, что, вопреки обычаю того времени, отец даже не решился записать мальчика в полк. Но Александр мечтал о военной карьере, поэтому много времени уделял закаливанию своего организма, физической подготовке, затем поступил на службу простым солдатом. Он был единственным в русской армии полководцем, который прошел путь от солдата до генералиссимуса.
Герой Великой Отечественной войны Алексей Маресьев в воздушном бою получил тяжелое ранение, оказался на территории противника. 11 дней он добирался до своих, испытывая голод и жуткие мучения (у него были раздроблены ноги). Врачи ампутировали ему ноги, тем не менее он вернулся в строй, стал снова летать на боевых самолетах.

План изучения нового материала


1 Коломинский Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1986. — С. 170.

2 Я познаю мир: Психология. — М., 2001. — С. 204.

3 Коломинский Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1986. — С. 171.

4 Я познаю мир: Психология. — М., 2001. — С. 152—153.

5 Кротов В. Г. Государство чувств. Ориентирование во внутреннем мире. — М., 1997. — С. 10—12

Читайте также: