План схема использования музыки в быту доу учебный год для одной из возрастных групп

Обновлено: 04.07.2024

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности.

Содержимое разработки

Роль и место музыки в быту детского сада

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности.

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Аналогично формам организации, утвердившимся в школьной практике (урок, внеклассная и внешкольная работа), представляется более правомерным обозначить три формы: музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни (быту) детского сада и музыка в семье.

При таком подходе музыка в повседневной жизни (быту) детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т. д.).

Если музыкальные занятия, как и занятия вообще, являются основной формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становится косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей.

Итак, форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателя, музыкального руководителя, родителей: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы и пристрастия детей.

О различных формах организации музыкального воспитания в быту детского сада под прямым руководством педагога речь пойдет ниже. Здесь же мы рассмотрим использование музыки в повседневной жизни детей по их собственной инициативе и дадим характеристику педагогических условий, стимулирующих эти самостоятельные проявления, которые (при их развернутом характере) называют самостоятельной музыкальной деятельностью.

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенные под руководством Н.А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье. В его организации рекомендуется придерживаться следующих положений:

Обучение – средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности;

музыкальные занятия – основная форма организации обучения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации как в детском саду, так и в семье;

содержание обучения должно соответствовать целям музыкального воспитания, обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи;

– руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху), в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Составление перспективного плана использования музыки в быту детского сада

Вторая младшая группа (от трёх до четырёх лет). Слушание: - Формирование у детей умения слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чём поётся в песне. – Развитие у детей способности различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии (тихо, громко). – Совершенствование у детей умения различать звучание музыкальных игрушек, музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, погремушка, барабан, бубен, металлофон). Пение: - Развитие у детей певческих навыков. – Обучение пению без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си); в одном темпе со всеми, умению чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).

Музыкально-ритмические движения: - Формирование у детей умения маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко в умеренном и быстром темпе под музыку; двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе её звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания и окончание музыки (самостоятельно начинать и заканчивать движение). – Улучшение качества исполнения танцевальных движений детьми: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой. – Развитие у детей умения кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично, и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками, без них. – Способствование развитию у детей навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. – Формирование у детей навыка ориентировки в пространстве. Игра на детских музыкальных инструментах: - Ознакомление детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, барабаном, а также их звучанием. – Формирование у детей элементарных навыков подыгрывания на детских ударных инструментах.

- Умение слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы);

- Умение замечать изменения в звучании (тихо – громко);

- Умение петь, не опережая, и не отставая друг от друга;

- Умение выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (платочки, листочки и т.п.);

- Умение различать и называть музыкальные инструменты (металлофон, барабан).

Приобщение к музыкальному искусству, обогащение музыкальными впечатлениями, формирование певческих навыков; обучение простейшим навыкам через игру. (4 часа)

Формировать умение внимательно слушать инструментальную музыку, отвечать на вопросы по содержанию и характеру музыки; формировать умение петь полным голосом, согласованно, с хорошей артикуляцией;

развивать умение выполнять характерные движения животных по показу воспитателя. (4 ичаса)

Формировать умение внимательно слушать пение взрослого, отвечать на вопросы по содержанию и характеру музыки; формировать певческие навыки: петь полным голосом, четко произносить слова; развивать умение выполнять движения по показу воспитателя. (6 часов)

Формировать умение определять характер музыки, вслушиваться в музыкальные звуки; чисто интонировать мелодию песен, четко произносить окончания слов; развивать умение выполнять плясовые движения в соответствии с содержанием и характером мелодии пляски, вместе с воспитателем. (2 часа)

Обогащать музыкальные впечатления, развивать умение слушать музыкальные произведения до конца; формировать умение петь в одном темпе со всеми знакомые песни; развивать творческие навыки в использовании знакомых плясовых движений в танцах. (6 часов)

Развитие у детей представления об эмоциональных состояниях и чувствах, способах их выражения; развитие певческих навыков: чистоты интонирования; формирование навыков исполнения танцевальных движений. (4 часа)

Развитие культуры слушания музыки у детей, способности замечать изменения в силе звучания мелодии (тихо, громко); формирование певческих навыков: чистота интонирования, дыхания; обучение музыкально-ритмическим движениям через упражнения. (4 часа)

Развитие культуры слушания музыки у детей, развитие способности различать звуки по высоте в пределах октавы –септимы; формирование певческих навыков: умения петь без напряжения, дыхания; формирование навыков исполнения танцевальных движений. (4 часа)

Обогащение музыкальными впечатлениями, формирование культуры слушания музыки; формирование у детей фонда любимых песен; обучение ориентации в пространстве в процессе музыкальной игры, двигаться ритмично под музыку, согласно темпу и характеру. (4 часа)

Развитие у детей способности различать характер музыки, инструментальные средства её выразительности; формирование певческих навыков: чисто интонировать мелодию в пределах ми – си, обучение простейшим танцевальным движениям. ( 4 часа)

Развитие у детей способностей и навыков культурного слушания музыки; обучение исполнению песен с помощью музыкального руководителя и без него; развитие творческих способностей в самостоятельном выполнении танцевальных движений под плясовую мелодию. (4 часа)

Развитие у детей способности различать характер песен, формирование музыкального вкуса; развитие певческого голоса; обучение музыкально-ритмическим движениям: прямой галоп, через упражнения; воспитывать доброжелательность. (2 часа)

Формирование у детей умения вслушиваться в музыкальные звуки, познакомить с музыкальными инструментами: колокольчик, бубен, металлофон, треугольник; формировать образное воображение; развивать и укреплять певческие интонации; развивать музыкально-ритмические движения. (4 часа)

Развитие у детей творческого воображения при восприятии музыки, обучение исполнению песен с педагогом и самостоятельно; обучение простым танцевальным движениям, улучшение качества выполнения движений. (4 часа)

Накопление у детей музыкальных впечатлений; различение звуков по высоте в пределах квинты; формирование певческого голоса, умения петь без напряжения в диапазоне ре – ля; обучение простым танцевальным движениям; воспитание доброжелания. (2 часа)

Накопление у детей музыкальных впечатлений; укрепление и расширение певческого диапазона, способствование активизации детской фантазии; формирование способности к музыкально-игровому творчеству. (4 часа)

Ознакомление детей с музыкальными произведениями, их запоминание; формирование певческих умений и навыков; обучение музыкально-ритмическим движениям через игру; формирование элементарных навыков подыгрывания на детских ударных инструментах. (4 часа)

Формирование умения у детей слушать музыкальное произведение до конца, накопление музыкальных впечатлений; формирование певческого голоса, навыков сочинительства весёлых и грустных мелодий по образцу; обучение танцевальным движениям: кружение в парах, через упражнения. (4 часа)

Ознакомление детей с музыкальными произведениями, накопление музыкальных впечатлений; формирование умения ясно и чётко произносить слова, передавать характер песни; обучение танцевальным движениям через упражнения. ( 2 часа)

«Нельзя вырастить полноценного человека

Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Часто взрослые мало заботятся о том, какая звуковая среда создана для ребенка, что и как звучит вокруг. А ведь это очень важно для здоровья и состояния нервной системы ребенка. Музыкальное развитие оказывает воздействие на общее развитие ребенка, формирует эмоциональную сферу, совершенствует мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Актуальность проекта.

В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в повседневной жизни – в быту и в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям. Но, не всегда этому вопросу уделяют должное внимание. Часто выбор музыкального репертуара применяемого в повседневной жизни дошкольников оказывается случайным или отсутствует вовсе. Это противоречит современным требованиям, которые обозначены ФГОС, где основными принципами являются интеграция и сотрудничество.

Успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

Аннотация проекта.

Данный проект направлен на создание системы и планирование работы по использованию музыки в повседневной жизни ДОУ, организацию сотрудничества с педагогами и семьями дошкольников и создание музыкальной развивающей среды в ДОУ.

Цель. Создание благоприятных условий для развития общей культуры, познавательной активности и успешной социализации дошкольников через внедрение программного музыкального материала и современной детской музыки в повседневную жизнь детского сада.

осуществлять творческий подход в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

организовать активное сотрудничество с семьей;

создать музыкальную предметно-развивающую среду в каждой группе;

воспитывать любовь к Родине, формировать представление детей о культурных традициях своего края, развивать коммуникабельность.

Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, творческий, коллективный, музыкальный.

Срок реализации: 1 учебный год.

Участники проекта : педагоги, специалисты ДОУ. родители, дети с 4 до 7 лет.

Изучение методик и технологий педагогов-новаторов, творчества

современных детских композиторов.

Составление перспективного плана работы по интеграции музыки с ОО и методических рекомендации по использованию музыки в повседневной жизни в соответствии с комплексно-тематическим планом ДОУ.

Взаимодействие с детьми.

• Организованная совместная деятельность

• Использование музыки в режимных моментах

• Участие детей в мероприятиях ДОУ и муниципалитета.

• Музыка в самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие с семьей

Выявление потребностей, интересов, способностей родителей. Анкетирование, опросы, беседы.

Просветительская работа в области музыкальной культуры и методах привития интереса к музыке у дошкольников.

Работа с педагогами.

Выявление проблем по использованию музыки в повседневной жизни ДОУ.

Консультации по использованию репертуара в образовательном процессе. Знакомство с программным музыкальным материалом и современным детским репертуаром, творчеством композиторов.

Планирование использования музыки в совместной, самостоятельной деятельности и режимных моментах в соответствии с комплексно-тематическим планом.

1. Музыкальные уголки во всех возрастных группах.

2. Перспективный план по интеграции музыки с ОО в соответствии с календарно-тематическим планом.

3. Презентация для педагогов по оснащению музыкальных уголков в группах.

4. Презентация для воспитателей по использованию программного и современного детского репертуара в повседневной жизни ДОУ.

5. Комплект дисков СD c музыкальным репертуаром :

Проект раскрывает широкие возможности для воспитателей детских дошкольных

учреждений для осуществления творческого подхода в воспитательно-образовательном процессе в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем, педагогами и родителями дошкольников в соответствии с ФГОС.

Перспектива развития проекта.

Данный проект имеет широкую перспективу развития:

Дополнение новинками современной детской музыки.

Совершенствование технологий и приемов применения пособий по музыке.

Создание видео роликов о музыкальных инструментах, композиторах и произведениями классического искусства

Музыка в повседневной жизни детского сада "Музыка в повседневной жизни детского сада"[/i] Современные научные исследования доказывают о том формирование музыкальных способностей.

Музыка в жизни детского сада Роль музыки в жизни детского сада. Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений,.

Роль развлечений в повседневной жизни детского сада

Роль развлечений в повседневной жизни детского сада Ежегодно в нашем саду проходит адаптация детей к детскому саду. С приходом в дошкольное учреждение у ребенка начинается новый период в жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка и здоровье – эти понятия близки друг другу. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

В чем же заключается актуальность фоновой музыки в ДОУ?

Исследования на эту тему ведутся давно. Уже очевидно, что музыка

может улучшать память, обострять внимание, помогать обучению.

Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации - способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему психофизическому и эмоциональному развитию, а также гармонично воздействует на личность ребенка.

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Педагог, включая музыку, может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;

• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Важным компонентом является подбор музыкальных произведений, так как неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению.

Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по - разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому, подбираем произведения, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света. Образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Мною разработан примерный музыкальный репертуар фоновой

музыки в ДОУ. Расписание звучания фоновой музыке в режиме дня:

Утро, встреча детей. Создание положительного эмоционального фона.

Звучит радостная спокойная музыка.

Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей - вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.

Музыкальный репертуар:

П.И.Чайковский Марш из балета "Щелкунчик"

П.И.Чайковский Вальс цветов из балета " Щелкунчик".

И.Штраус Полька " Трик - Трак".

П.И. Чайковский " Апрель".

Современные:

Завтрак, подготовка к занятию.

Звучит музыка уверенная, активный темп музыки.

Музыкальный репертуар:

Музыкальный репертуар:

Пробуждение

Используемые музыкальные произведения оптимистического, просветленного, спокойного характера.

Музыкальный репертуар:

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии: - Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.

-Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.

-Улучшается речевая функция.

-Улучшается сенсомоторная функция.

-Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.

Рекомендации для педагогов по использованию фоновой музыки в воспитательно-образовательном процессе:

 Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы.

 Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2-3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2-3 месяца.

 Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем.

 Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем, исходя из его музыкального вкуса.

 Использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. Так на занятиях по математике с целью повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада.

Таким образом, включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания. Музыкальное сопровождение нормализует характер изменения общих активационных процессов, происходящих в связи с обучением. Оно как бы усредняет тип реагирования, ослабляя его в случае избыточности и усиливая при недостаточности. Эти крайние формы реагирования под влиянием музыки сглаживаются, что может быть оценено как положительное для оптимизации процесса обучения. Только гармоничная звуковая аура способна сделать мир прекрасней, а человека – совершенней.

Читайте также: