Представителями каких теоретических школ являются кеохейн най николсон

Обновлено: 02.07.2024

Теоретическая школа либерализма в международных исследования по основным позициям противоположна реализму. Политологи, работающие в рамках данного направления, выводят свои представления из трудов Локка, Канта, А. Смита, Дж. Ст. Милля.

Либеральный подход к международным отношениям дважды за свою историю пережил периоды широкого признания - в начале XX в. и в его конце. Сперва это было связано с надеждами, возлагавшимися на возможности правового регулирования международных отношений. В Гааге прошли две конференции (1899 и 1907 гг.), на которых было подписано 13 конвенций по мирному решению международных проблем.

Хотя Первая мировая война так и не была предотвращена, оптимизм в отношении вероятности сотрудничества между странами возродился снова после создания Лиги Наций.

Либеральное видение развития мировой политической системы во многом связано с Вудро Вильсоном, президентом США, продекларировавшим открытость, демократичность и моральность внешнеполитической деятельности и дипломатии. Это понимание международных отношений называют идеализмом.

Либералы исходят из того, что взаимодействие государств на мировой сцене, в целом ориентированное на то, чтобы покончить с войной, утвердить мир и экономическое процветание, обязательно должно регулироваться, и прежде всего межправительственными организациями и международными режимами.

Государства при либеральном подходе, как и у реалистов, признаны хотя и главными участниками международных отношений (акторами на мировой сцене), но вовсе не единственными - особо подчеркнуто, что наряду с ними действуют межправительственные и неправительственные организации (правозащитные, экологические, феминистские, транснациональные корпорации, так называемые внутриполитические регионы и т.д.). При этом государства в модели либералов ориентируются не только на максимизацию краткосрочной прибыли; гораздо большую пользу им приносит взаимовыгодное сотрудничество. Фактор силы не оценивается столь высоко, как у реалистов: воздействие посредством вооруженного насилия на других участников международного общения становится слишком дорогим и в прямом, и в переносном смысле. Более эффективные средства влияния - экономические и правовые рычаги.

С окончанием холодной войны, когда в международных исследованиях в плане теоретической мысли господствовали реалисты и неореалисты, вновь наступает период признания достоинств либерализма. К этому времени образуется научная школа, органически продолжающая классический реализм, но учитывающая новые реальности мирового политического процесса - неолиберализм, или либеральный институционализм (структурный либерализм). В модели неолибералов особо выделены такие положения: взаимосвязь политики и экономики; ослабление влияния анархии на международную среду из-за высокого уровня взаимозависимости государств (экономической, общей заинтересованности в предотвращении ядерной войны и экологической катастрофы); изменение контекста взаимодействия акторов ради увеличения возможностей сотрудничества, в т.ч. через международные институты и режимы.

Неолиберализм весьма быстро приобрел много направлений, которые в значительной степени пересекаются, но порой их предпочитают рассматривать как самостоятельные концептуальные школы. К их числу относятся: теория комплексной взаимозависимости (англ. Complex interdependence), представители - Роберт Кеохейн, Джозеф Най, подчеркивающая существование в мире плюрализма множества каналов связи, через которые строится политика, в т.ч. неформальные отношения между внешнеполитическими элитами; теория международных режимов, представители - Стивен Краснер (род. 1942), Кеохейн, изучающая международные институты и механизмы регулирования, особенно режимы в области мировой торговли и финансов; теория демократического мира (англ. democratic peace), представители - Майкл Дойль (род. 1948), Брюс Рассетт (род. 1935), сосредоточенная на разнообразии возможностей для демократических государств разрешать споры мирным путем.

Между странами существует множество связей и отношений, в которых сила - недейственный или незначимый инструмент реализации политики.

Р. Кеохейн, Дж. Най, "Комплексная взаимозависимость, транснациональные отношения и реализм"

Интерпретация Чарльз Кегли и Юджин Виткопф в книге "Мировая политика: тенденции и трансформации" (1999) предложили таблицу (см. справа), распределяющую две ведущие школы в изучении международных отношений по направлениям. Эта классификация, разумеется, лишь одна из возможных.

Теоретическая школа либерализма в международных исследованиях по основным позициям противоположна реализму. Политологи, работаю­щие в рамках данного направления, выводят свои представления из трудов Локка, Канта, А. Смита, Дж. Ст. Милля

Либеральный подход к международным отношениям дважды за свою историю пережил периоды широкого признания — в начале XX в. и в его конце. Сперва это было связано с надеждами, возлагавшимися на возможности правового регулирования международных отношений. В Гаа­ге прошли две конференции (1899 и 1907 гг.), на которых было подписано 13 конвенций по мирному решению международных проблем. Хотя Первая мировая война так и не была предотвращена, оптимизм в отношении веро­ятности сотрудничества между странами возродился снова после создания Лиги Наций.

Либеральное видение развития мировой политической системы во многом связано с Вудро Вильсоном, президентом США, продекларировав­шим открытость, демократичность и моральность внешнеполитической де­ятельности и дипломатии. Это понимание международных отношений на­зывают идеализмом*.

Либералы исходят из того, что взаимодействие государств на мировой сцене, в целом ориентированное на то, чтобы покончить с войной, утвер­дить мир и экономическое процветание, обязательно должно регулировать­ся, и прежде всего межправительственными организациями*и между­народными режимами*.



Государства при либеральном подходе, как и у реалистов, признаны хотя и главными участниками международных отношений (акторами на мировой сцене), но вовсе не единственными — особо подчеркнуто, что на­ряду с ними действуют межправительственные и неправительственные организации* (правозащитные, экологические, феминистские, транснаци­ональные корпорации, так называемые внутриполитические регионы и т.д.). При этом государства в модели либералов ориентируются не только на мак­симизацию краткосрочной прибыли; гораздо бульшую пользу им приносит взаимовыгодное сотрудничество. Фактор силы не оценивается столь высо­ко, как у реалистов: воздействие посредством вооруженного насилия на дру­гих участников международного общения становится слишком дорогим и в прямом, и в переносном смысле. Более эффективные средства влияния — экономические и правовые рычаги.

С окончанием холодной войны, когда в международных исследовани­ях в плане теоретической мысли господствовали реалисты и неореалисты, вновь наступает период признания достоинств либерализма. К этому вре­мени образуется научная школа, органически продолжающая классичес­кий реализм, но учитывающая новые реальности мирового политического процесса — неолиберализм*, или либеральный институционализм (структурный либерализм). В модели неолибералов особо выделены такие положения: взаимосвязь политики и экономики; ослабление влияния анар­хии на международную среду из-за высокого уровня взаимозависимости государств (экономической, общей заинтересованности в предотвращении ядерной войны и экологической катастрофы); изменение контекста взаи­модействия акторов ради увеличения возможностей сотрудничества, в т.ч. через международные институты и режимы.

Неолиберализм весьма быстро приобрел много направлений, кото­рые в значительной степени пересекаются, но порой их предпочитают рассматривать как самостоятельные концептуальные школы. К их числу относятся: теория комплексной взаимозависимости (англ. complex interdependence), представители — Роберт Кеохейн, Джозеф Най, под­черкивающая существование в мире плюрализма множества каналов свя­зи, через которые строится политика, в т.ч. неформальные отношения между внешнеполитическими элитами; теория международных режи­мов*, представители - Стивен Краснер (род. 1942),Кеохейн, изучаю­щая международные институты и механизмы регулирования, особенно режимы в области мировой торговли и финансов; теория демократи­ческого мира (англ. democratic peace), представители — Майкл Дойль (род. 1948), Брюс Рассетт (род. 1935), сосредоточенная на разнообра­зии возможностей для демократических государств разрешать споры мирным путем.

Теоретическая школа либерализма в международных исследованиях по основным позициям противоположна реализму. Политологи, работаю­щие в рамках данного направления, выводят свои представления из трудов Локка, Канта, А. Смита, Дж. Ст. Милля

Либеральный подход к международным отношениям дважды за свою историю пережил периоды широкого признания — в начале XX в. и в его конце. Сперва это было связано с надеждами, возлагавшимися на возможности правового регулирования международных отношений. В Гаа­ге прошли две конференции (1899 и 1907 гг.), на которых было подписано 13 конвенций по мирному решению международных проблем. Хотя Первая мировая война так и не была предотвращена, оптимизм в отношении веро­ятности сотрудничества между странами возродился снова после создания Лиги Наций.

Либеральное видение развития мировой политической системы во многом связано с Вудро Вильсоном, президентом США, продекларировав­шим открытость, демократичность и моральность внешнеполитической де­ятельности и дипломатии. Это понимание международных отношений на­зывают идеализмом*.

Либералы исходят из того, что взаимодействие государств на мировой сцене, в целом ориентированное на то, чтобы покончить с войной, утвер­дить мир и экономическое процветание, обязательно должно регулировать­ся, и прежде всего межправительственными организациями*и между­народными режимами*.

Государства при либеральном подходе, как и у реалистов, признаны хотя и главными участниками международных отношений (акторами на мировой сцене), но вовсе не единственными — особо подчеркнуто, что на­ряду с ними действуют межправительственные и неправительственные организации* (правозащитные, экологические, феминистские, транснаци­ональные корпорации, так называемые внутриполитические регионы и т.д.). При этом государства в модели либералов ориентируются не только на мак­симизацию краткосрочной прибыли; гораздо бульшую пользу им приносит взаимовыгодное сотрудничество. Фактор силы не оценивается столь высо­ко, как у реалистов: воздействие посредством вооруженного насилия на дру­гих участников международного общения становится слишком дорогим и в прямом, и в переносном смысле. Более эффективные средства влияния — экономические и правовые рычаги.

С окончанием холодной войны, когда в международных исследовани­ях в плане теоретической мысли господствовали реалисты и неореалисты, вновь наступает период признания достоинств либерализма. К этому вре­мени образуется научная школа, органически продолжающая классичес­кий реализм, но учитывающая новые реальности мирового политического процесса — неолиберализм*, или либеральный институционализм (структурный либерализм). В модели неолибералов особо выделены такие положения: взаимосвязь политики и экономики; ослабление влияния анар­хии на международную среду из-за высокого уровня взаимозависимости государств (экономической, общей заинтересованности в предотвращении ядерной войны и экологической катастрофы); изменение контекста взаи­модействия акторов ради увеличения возможностей сотрудничества, в т.ч. через международные институты и режимы.

Неолиберализм весьма быстро приобрел много направлений, кото­рые в значительной степени пересекаются, но порой их предпочитают рассматривать как самостоятельные концептуальные школы. К их числу относятся: теория комплексной взаимозависимости (англ. complex interdependence), представители — Роберт Кеохейн, Джозеф Най, под­черкивающая существование в мире плюрализма множества каналов свя­зи, через которые строится политика, в т.ч. неформальные отношения между внешнеполитическими элитами; теория международных режи­мов*, представители - Стивен Краснер (род. 1942),Кеохейн, изучаю­щая международные институты и механизмы регулирования, особенно режимы в области мировой торговли и финансов; теория демократи­ческого мира (англ. democratic peace), представители — Майкл Дойль (род. 1948), Брюс Рассетт (род. 1935), сосредоточенная на разнообра­зии возможностей для демократических государств разрешать споры мирным путем.

Институциональный либерализм или же либеральный институционализм это современный теория международных отношений который утверждает, что международные институты и организации такой как Объединенные Нации (ООН), Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО) и Евросоюз (ЕС) может увеличить помощь и сотрудничество между государствами. Это означает, что государства могут положительно помогать друг другу через такие институты, как и т. Д. Теорию можно сравнить с идеализм, теория международных отношений, возникшая после Первая мировая война когда Лига Наций был основан. [1] Нравиться политический реализминституциональный либерализм утилитарный и рационалистический. Государства рассматриваются как рациональные акторы действуют в международной политической системе, в которой невозможно навязать иерархию. [2]

Терминология

Международные конфликты отличаются от конфликтов в других сферах общественной жизни в силу присущих самой международной политике специфических особенностей. В международных отношениях нет единого центра принятия решений, обязательных для всех участников этих отношений, поэтому каждое государство стремится самостоятельно и независимо от других реализовывать собственные интересы. Исходя из этого представители так называемогореалистического направления в политической мысли, такие как древнегреческий историк Фукидид, политические мыслители эпохи Возрождения Н. Макиавелли и Т. Гоббс, немецкий философ конца XVIII — начала XIX в. Г. В. Ф. Гегель, американский политолог середины XX в. Г. Моргентау, считали конфликты имманентно присущим и принципиально неустранимым атрибутом международных отношений. Они полагали, что каждое государство должно быть готовым в случае возникшей опасности вооруженного конфликта к применению силы для защиты собственных интересов, поскольку иных путей обеспечения безопасности они не видели. В той или иной степени традиции классического реализма в современных условиях продолжает одно из на-правлений теории международных отношений — неореализм.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Ирина Геополитика.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Факультет: высшего профессионального образования

Направление: 081100.62 Государственное и муниципальное управление

студент группы ЗГМУ 10-1

преподаватель Малофеев П.Н

  1. Неолиберализм (Дж. Най, Р. Кеохейн) ………………………………5
  2. Неореализм (К. Уолтц, Р Гилпин, С. Браун)………………………. 7

В 1980-е годы возникает школа неолиберализма (или структурного либерализма), которая продолжает классический либерализм, но учитывает новые реальности мирового политического процесса: комплексную взаимозависимость, развивающееся межгосударственное сотрудничество, интеграцию, создание глобальной общности. Неолиберализм уделяет особое внимание взаимосвязи политики и экономики. В силу взаимозависимости государств возможности для их сотрудничества посредством международных организаций должны возрастать, а влияние анархии на международную среду ослабевать.

В рамках неолиберализма возникло несколько направлений, концепций, которые иногда рассматривают и как самостоятельные концептуальные школы. К их числу относится прежде всего концепция комплексной взаимозависимости. Её представители - американские политологи Роберт Кеохейн и Джозеф Най . В этой концепции международная политика анализируется с точки зрения участия в ней множества политических акторов - не только государств, но и неправительственных организаций (их сегодня в мире насчитывается свыше 10000), в том числе влиятельных транснациональных корпораций. В политическую жизнь активно включились партии, церковь, профсоюзы и другие организации. Государство перестало быть единственным актором на мировой сцене, более того, утрачивает свою роль главного субъекта международной политики в пользу международных организаций. Признание многообразия акторов, видов и каналов взаимодействия между ними привело к тому, что в исследовании мировой политики сейчас вместо понятия международные (а по сути межгосударственные) отношения стало использоваться понятие транснациональные отношения. Модель транснациональных отношений, в которой акцентируется роль негосударственных акторов, сформулировал Р. Кеохейн совместно с Дж. Наем, а концепцию комплексной взаимозависимости нередко относят к транснационалистской, или глобалистской, школе.

Согласно теории взаимозависимости все политические авторы в большей или меньшей степени влияют на международную политику. Они заинтересованы не только в экономическом сотрудничестве, но и в объединении усилий для решения общих, глобальных проблем, например, охраны окружающей среды, ограничения вооружений, нераспространения ядерного оружия и др. Положение любой страны зависит от ее отношений с другими государствами и от международной системы в целом. В силу растущей взаимозависимости различных стран разграничение внутренней и внешней политики государства становится все более относительным: не только внешняя политика зависит от внутренней, но и внутренняя от внешней, причем во все большей степени. Многосторонняя зависимость государств делает невыгодным силовое разрешение конфликтов, тогда как кооперация, сотрудничество создают условия для мира и процветания, утверждают транснационалисты.

Вклад в развитие политической мысли. В области исследований международных отношений Кеохейн оппонировал теории реализма по вопросу о том, что анархическая среда международных отношений и интересы, связанные с обеспечением безопасности, неизбежно ведут государства к конфликтам.

По мнению Ная, в современном мире растет недоверие не только к правительствам наций-государств, но и к социальным и политическим институтам из-за: демистификации власти; изменения баланса между либертаристскими (т. е. защищающими приоритет индивида, его прав и свобод) и коммунитаристскими (отстаивающими интересы отдельных сообществ или общества и его структур в целом) ценностями в пользу первых; низкой эффективности государственного вмешательства в экономику и т.д.

2. Неореализм (К. Уолтц, Р Гилпин, С. Браун)

Государств, как считает Уолтц, схожи с точки зрения потребностей, но не в возможностях для их достижения. Место расположения государств в мире определяет их возможности и потенциал[3]. Структурное распределение возможностей ограничивается (равно как и сотрудничество между государствами) из-за опасения относительного успеха, достигнутого другими государствами, а также из-за возникновения вероятности зависеть от этих государств. Стремление каждого государства максимизировать свою власть на мировой арене, приводит к балансу сил, который и формирует международные отношения. Это также дает начало дилемме безопасности, с которой сталкиваются все нации. Есть два пути, которыми государства могут уравновешивать власть: внутреннее балансирование и внешнее балансирование. Внутреннее балансирование происходит потому, что государства взращивают их собственные возможности и потенциал, увеличивая экономический рост и/или увеличивая военные расходы. Внешнее балансирование происходит, поскольку государства вступают в союзы, чтобы противостоять власти более мощных государств или союзов.

Неореалисты утверждают, что есть по существу три возможных системы согласно изменениям в распределении возможностей, определенных числом великих держав в пределах международной системы. Однополярная система содержит только одну великую державу, биполярная система содержит две великих державы, и многополярная система содержит более, чем две великих державы. Неореалисты заключают, что биполярная система более устойчива (государства менее склонны к борьбе за власть и системным изменениям) чем многополюсная система, потому что балансирование может происходить только через внутреннее балансирование, так как нет никаких дополнительных великих держав (сверхдержав), чтобы сформировать союзы[4]. Поскольку в биполярной системе есть только внутреннее балансирование, а не внешнее, то вероятность просчета и шансы на войну между великими державами уменьшаются[5].

Основные положения неореализма:

Международные отношения рассматриваются как целостная система, функционирующая в соответствии с определёнными законами. Только системный анализ может раскрыть природу международных отношений.

Неореализм стремится найти и вычленить экономические отношения от политических.

Неореализм отличает стремление к методологической строгости.

Главные акторы — государства и их союзы. Их основные цели — защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях. Основные средства достижения этих целей — сила и союзы.

Читайте также: