План самоорганизации воспитателя в доу

Обновлено: 06.07.2024

Тему предлагает методист или старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.

Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете, будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:

• Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.

• Каждый год воспитатель выбирает новую тему.

Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.

Как выглядит план самообразования воспитателя?

План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:

Тит. Лист: Программа самообразования педагога на___год.

(Ф. И. О. педагога)

(специальность)

(стаж педагогической работы)

(квалификационная категория)

Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме___

• Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, работы с банком педагогической информации, в системе Интернет);

• Разработать и реализовать___ (стратегию взаимодействия с родителями,систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.)

• Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

• Оформить в группе центр активности (или мини-центр, мини-музей и т. д)

Обобщить свой педагогический опыт и распостранить его посредством проведения консультации для педагогов на тему: ___ (выступления на педагогическом совете, участия в семинаре, проведения мастер-класса для педагогов)

Актуальность проблемы (обоснование выбора, новизна)

• повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

• Разработка и внедрение системы работы с детьми по ___

• создание педагогических разработок и публикации их в СМИ. (Создание собственного мини-сайта, публикаций в сетевом педагогическом сообществе)

• Обогащение предметно-пространственной среды

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СМООБРАЗОВАНИЮ:

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Планирование работы по самообразованию

2. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и составление тезисов)

3. Собственные методические наработки ( разработка практических материалов по проблеме: перспективных и календарных планов, системы игр, заданий, упражнений и т. д)

4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий)

5. Подведение итогов самообразования (обобщение накопленного опыта и его распостранение)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :

1. этап Составление библиографии по теме самообразования.

Планирование работы по самообразованию

2. Этап Изучение и анализ методической литературы и современных подходов к проблеме

Подготовка и проведение педагогической диагностики

3 этап Составление перспективных планов

Изготовление наглядных пособий, презентаций, игр, составление картотек и т. д.

4. этап Практическое применение наработанных материалов с детьми (Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей)

5 этап Обобщение и распространению педагогического опыта по проблеме

Подготовка (принятие участия, проведение) семинар, педсовет.

Проведение мастер-классов для педагогов.

Оформление сборника консультаций для родителей.

Участие в районных и всероссийских конкурсах среди педагогических работников

Автор, название, год издания, издательство.

Рабочая программа воспитателя ДОУ средняя группа. Целевой раздел СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ 1.3 Принципы и подходы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План по самообразованию

воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Мензелинского муниципального района Республики Татарстан

Цыганковой Ларисы Викторовны

с 2016 по 2020 учебный год

Цель: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС.

работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- приобщать детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Актуальность:

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения разработка и утверждение основной образовательной программы на основе ФГОС. В качестве первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного образования и примерная общеобразовательная программа – документы федерального уровня. Между теоретической разработанностью вопросов подготовки специалистов дошкольного профиля и практического применения программы подготовки педагогов к внедряемым изменениям.

Само слово сказка– это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Перспективный план работы по теме самообразования

на 2016 – 2017 учебный год

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета,

изучение опыта педагогов на интернет сайтах

Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции

Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста

Знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов

Консультации со старшим воспитателем по выбранной теме

Изучение методической литературы по данной проблеме:

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

7. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.

9. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера, 2009г.

10. Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.

12. Стрельцова Л. Мастерская слова. Дошкольное воспитание №10. 1996г.

13. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу. М.Линка-Пресс1999г.

14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород. Флокс1995г.

сентябрь 2016 – ноябрь 2016

2 этап – Основной - Практический

Работа с детьми:

Проведение педагогической диагностики по развитию речи (по плану ДОУ)

Чтение художественной литературы

Игры (пальчиковые, настольные, пальчиковый и настольный театр)

Знакомство с новыми дидактическими играми

Посещение с детьми познавательных занятий и выставок

Выставкидетских работ, семейных работ

Беседы, наблюдения, экскурсии

Просмотр презентаций, фильмов по сказкам, фольклору

Участие в конкурсах по развитию речи (муниципального, республиканского, федерального уровня)

Методическое обеспечение:

Обогащение развивающей среды

Выставки детских работ

Использование д/игр на занятиях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми

Участие во всероссийских интернет – конкурсах

Выставка дидактических игр

Работа с педагогами:

Открытый показ по художественно – эстетическому развитию

Участие в педсоветах, семинарах, РМО

Выставка авторских дидактических игр

Изучение опыта педагогов ДОУ района, республики

Изучение опыта педагогов в Интернет – ресурсах

Педагогическая мастерская (обмен творческими находками)

Работа с родителями:

Помощь в оборудовании и оснащении материалом уголка по развитию речи

Выступление на родительских собраниях

Индивидуальные беседы и консультации

Участие в викторинах и конкурсах

Консультации для родителей

Оформление папок – передвижек

Выставка дидактических игр, выставка рисунков совместного творчества родителей и детей

январь 2016 – август 2020

3 этап – Заключительный - итоговый

Работа с детьми:

Педагогическая диагностика детей по художественно – эстетическому развитию

сентябрь 2019 – январь 2020

Работа с педагогами:

Проведение консультаций для обмена опытом

Проведение открытой ООД

Выставка авторских дидактических игр, сделанных в течение работы над темой (для обмена опытом)

Консультация для воспитателей «Русские народные сказки как средство развития речи дошкольников

Публикации по теме самообразования по обмену опытом

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете

Работа с родителями:

План работы по теме самообразования

на 2016 – 2017 учебный год

на родительском собрании

Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.

Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе.

Принять участие в педсовете

Участие в республиканском конкурсе (авторская мультимедийная игра по УМК)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога, путем внедрения инноваций в образовательный процесс.

Задачи самообразования:

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и формирование речи. Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении, воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Как отмечали Выготский Л.С. и Леонтьев А.А., это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ребенок дошкольного возраста лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный.

Мнемотаблицы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следует сказать также, что метод мнемотаблиц не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.

К.Д.Ушинский писал:

Книга в коричневом переплёте лежит на блокноте, рядом простой карандаш

Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам — ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога — постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.

Теоретические аспекты процесса самообразования воспитателя ДОУ

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках — саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.

Это интересно. Несмотря на то что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.

Девушка делает ручкой пометки в блокноте, лежащем на коленях

Самообразование сопровождает весь период профессиональной деятельности педагога

Самообразование воспитателя: цели и задачи

Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит перед собой следующие цели:

  • знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе;
  • улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег;
  • создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.

Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе решает ряд задач:

    Определяет рациональность использования тех или иных педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями детей. Например, в рамках развития изобразительных способностей ребят второй младшей группы использование индивидуальной формы работы будет неуместным, так как дети ещё слишком малы. А вот групповая работа малышей с родителями для создания поделок, рисунков уже вполне допустима.

Воспитательница помогает детям рисовать восковыми карандашами

Педагог должен выбирать такие приёмы работы, которые соответствуют возрасту подопечных

Таким образом, задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.

Принципы саморазвития

Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:

    Непрерывность. Как уже было сказано, на основании одного комплекса тем, педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в ДОУ.

Молодая воспитательница и дети держат перед собой клоуна из бумажных детских ладошек

Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем

Пятеро воспитателей сидят за столом с разложенными на нём документами

Принцип доступности касается не только работы с детьми, но и с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества

Формы работы

Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.

  • Собственное профессиональное развитие посредством ознакомления с материалами по изучаемому вопросу через книги, интернет, печатные издания, участие в вебинарах, очных и заочных семинарах, мастер-классах и пр.
  • Непосредственная работа с детьми в рамках учебно-воспитательного процесса, прогулок, проведения досуга.

Воспитательница снимает накидку с мольберта, на котором закреплён паук-игрушка, дети наблюдают

Главная цель педагога — найти интересные и продуктивные приёмы в работе с детьми

Программа работы над темой самообразования

Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и методически правильно будет выстроена работа.

Выбор темы

На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.

Расположение детского сада вблизи проезжей части определяет актуальность выбора одной из тем, касающейся технологий здоровьесбережения, связанную с изучением правил дорожного движения на доступном конкретному возрасту уровне.

Педагог показывает девочке пальчиковый театр

Трудности могут касаться выбора индивидуальных форм работы с детьми определённого возраста

Рекомендованные ФГОС темы для педагогов детских садов

Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.

Организационный период

По срокам он совпадает с этапом выбора темы — август–сентябрь — и заключается в проработке следующих позиций:

  • аргументация актуальности, то есть краткое объяснение того, какие знания, умения и навыки получат дети, родители и коллеги в процессе исследования выбранного вопроса;
  • формулирование целей и задач работы;
  • определение форм работы с объектами и субъектами образовательного процесса;
  • начало оформления папки по самообразованию: подбор заглавий к теоретическому и практическому разделам, а также к блоку подведения итогов.

Пример обоснования актуальности темы самообразования

Освоение теории и практическая реализация

Этот этап длится с октября по апрель и включает решение следующих задач:

    изучение психолого-педагогических и методических материалов по теме исследования, систематизация полученных данных, составление кратких обзоров статей, а также картотеки методов и приёмов в работе над выбранной темой, примеры подходящих дидактических игр, сценариев развлечений;

Воспитательница и четыре ребёнка в костюмах на сцене, дети держат большой ключ

Утренники — это самая яркая форма отчётности, которая позволяет объединить работу с детьми, родителями и коллегами

Выводы

Эта работа проводится в конце учебного года и предполагает организацию разных форм отчётности о процессе и итогах проделанной работы. Формы отчётности подбираются в зависимости от тех участников образовательного процесса, перед которыми презентация организуется. Кроме того, некоторые виды отчётов используются и на других этапах работы (организационном, этапе освоения теоретических материалов и практической реализации).

  • Видео- и фотоотчёты используются для коллег-педагогов, мам и пап, а также для детей, которые с удовольствием посмотрят на себя в продуктивной деятельности.
  • Круглый стол. Проводится для родителей, коллег на начальном и заключительном этапе.
  • Открытые занятия также организуются для родителей и коллег. Обычно 2 раза в год: в начале учебного года и в конце.
  • Мастер-классы. Очень востребованная форма подведения итогов, так как позволяет наглядно продемонстрировать эффективность использования методов и приёмов в работе с детьми (например, ИКТ как одна из технологий развития речи в старшей группе через составление описания сюжета видео, просмотренного без звука).
  • Выступления на педагогических советах с самоанализом по проделанной работе.

Воспитатели сидят за прямоугольным столом на педсовете

Выступление на педсовете может быть не только на завершающем этапе проработки темы, но и на начальном, когда нужно сформулировать актуальность выбранного вопроса

Это интересно. Результаты работы по саморазвитию включены в перечень необходимых материалов, которые предоставляются комиссии в рамках аттестационной кампании в год повышения квалификационной категории педагога.

Структура папки по самообразованию

  1. Титульный лист, на котором педагог указывает своё имя, стаж работы, квалификационную категорию, тему самообразования и учебный год.
  2. Обоснование актуальности темы.
  3. Цели и задачи исследования.
  4. Перечень запланированных форм работы с детьми, родителями и коллегами.
  5. Список печатных и электронных источников по теме.
  6. Описание примеров практической деятельности (конспекты занятий, сценарии мероприятий, фотоотчёты).

Четыре девочки в костюмах матрёшек

Фотоотчёты по разным видам учебно-воспитательной деятельности — это обязательная часть оформления папки по самообразованию

Примеры составления перспективных планов по самообразованию

Структура плана разрабатывается методическим советом ДОУ, поэтому его формы могут отличаться. Встречаются как разработки узкого направления в рамках выбранной темы самообразования с перечнем форм и видов работы (например, по работе с воспитанниками определённого возраста), так и подробные планы с кратким самоанализом по каждому этапу работы. Во втором случае эта форма отчётности не оформляется отдельно, что удобно с точки зрения соблюдения принципа компактности организации методических материалов воспитателя.

Видео: отчёт о работе по самообразованию воспитателя старшей группы

Особенности работы по самообразованию педагогов узкой специализации

Музыкальный руководитель, занимающийся развитием творческих способностей детей, инструктор по физическому воспитанию, в ведении которого находится арсенал методов и приёмов для физического развития малышей, логопед, сосредотачивающий свою деятельность на устранении нарушений в речи маленьких подопечных, учитель-дефектолог, работающий с детьми с отклонениями в психическом и физическом развитии — эти специалисты также, согласно ФГОС, разрабатывают тему по самообразованию. При этом отдельно рекомендованного списка для них нет.

Определением тем занимаются методисты объединения педагогов конкретного профиля. Что касается составления программы, плана, предоставления отчётности — требования для всех педагогов ДОУ едины.

Музыкальный руководитель играет на фортепиано в окружении трёх мальчиков и девочки

Темы по самообразованию узких специалистов будут иметь некоторую целевую специфику

Это интересно. Карла Орфа — немецкий композитор и музыкальный педагог ХХ в. Его технологии основаны на том, что главная задача музыки — раскрепостить индивидуально-творческие силы ребёнка, развить его природную музыкальность, в том числе и через элементарное музицирование.

Таблица: темы и цели самообразования музработника, инструктора по физическому воспитанию, логопеда и учителя-дефектолога

Примеры планов по самообразованию узких специалистов

При составлении индивидуальных маршрутов самообразования узкие специалисты могут рассматривать тему в рамках её реализации в работе с детьми разного возраста одновременно.

Воспитательница и дети показывают пальцами нос

Работа логопеда может носить характер поиска методов и приёмов для решения общей проблемы речевого развития вне зависимости от возраста воспитанников

Таблица: фрагмент плана по самообразованию музыкального руководителя

Таблица: фрагмент плана по самообразованию инструктора по физическому воспитанию

Таблица: фрагмент плана по самообразованию учителя-логопеда

  • Повышение компетентности.
  • Наличие теоретического и методического материала. (Использование кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР и при дизартрии).
  • Наличие консультаций и рекомендаций.
  • Наличие практического материала (карточки).

Таблица: фрагменты плана по самообразованию учителя-дефектолога

Самообразование специалиста ДОУ имеет ключевое значение для профессионального становления, а также важно для личностного роста педагога. Только имея представление о перспективных методах и приёмах работы с детьми в той или иной образовательной области, можно успешно реализовать цели воспитания всесторонне развитой, здоровой и творческой личности ребёнка.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Читайте также: