План самообразования воспитателя доу развитие математических представлений в дошкольном возрасте

Обновлено: 06.07.2024

Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, так и для успешного обучения в школе.

Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Развитию математических представлений отводится важное место в дошкольном образовании.

Математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес,любознательность.

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме, профессионально-личностное самообразование.

1. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.

2. Разработать перспективный план работы с детьми;

3. Оформить в группе уголок занимательной математики.

4. Создать картотеку математических игр.

5. Подготовка консультаций для родителей по данной теме.

6. Обобщить педагогический опыт работы по теме

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ :

-Подбор и изучение методической литературы по теме.

-Анализ изученной литературы.

-Разработка перспективного плана на учебный год.

- Знакомство с работами других специалистов.

-Составление картотеки игр по развитию математических представлений

-Изготовление демонстрационного материала;

-Изготовление дидактических игр

-Оформление уголка занимательной математики в группе.

-Подготовить отчёт о проделанной работе за учебный год.

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2016-2017 учебный год

Ф.И.О . Позднышева Оксана Владимировна

Дата рождения 22.07.1979

Должность воспитатель

Общий педстаж 22 года

Тема работы по самообразованию

Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

Актуальность выбранной темы

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.

Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения,начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

План работы на год по данной теме на год

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985.

Анализ изученной литературы.

Работа с детьми

Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках.

Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках.

Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности.

Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании).

Придумывание сказок про геометрические фигуры.

Игровая деятельность с использованием математических заданий.

Работа с семьёй

Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка.

Открытый показ образовательной ситуации.

День открытых дверей.

Составление картотеки игр по развитию математических представлений.

Представление картотеки на педчасе.

Выступление на педагогическом совете.

Выступление на семинаре-практикуме.

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Консультация для родителей

Немного о математике.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.

Цель: закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию движений, слуховое внимание

Ход игры. Дети стоят по кругу. Ведущий – в центре круга с мячом. В соответствии с командами ведущего игроки считают по порядку до 10.

Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.

В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми указку и покажи, кого как зовут, если: Сева —самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша — самый толстый из них, а Гриша — самый худой; Коля — самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?

Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто — правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто — левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

Цель: закрепить счет в пределах 10, умение соотносить цифру с количеством, знание геометрических фигур, умение считывать кодовую информацию; формировать умение двигаться в разных направлениях.

Материалы: Картон (формат А4): красного цвета- 5 листов, желтого- 3 листа, белого- 4 листа; клей; цифры от 1 до 10; цветные маркеры.

Принеси нам хлеба

Черного и белого,

Только не горелого.

2.Божья коровка, Черная головка,

Лети –лети за море

Жук, жук, покажись,

На цветочек ты садись!

II вариант: Количество ромашек увеличивается до 10. дальнейший ход игры –как в 1 варианте.

- На ромашках цифры от 1 до 10. количество лепестков не соответствует цифре на цветке. Надо найти ошибку. Кто быстрее найдет- победитель.

- Воспитатель показывает карточку (цвет, форма). Выбегают дети, у которых в руках жуки с соответствующим этой карточке геометрическими фигурами, и имитируют жужжание.

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у них на карточке и почему эти числа стали соседями.

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.

Игровой материал. Разноцветные фигуры.

Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенных на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.

Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад:

Теперь живет там гномик.

Квадрат, прямоугольник, круг,

Еще прямоугольник и два круга.

И будет очень рад мой друг:

Машину ведь построил я для друга.

Я взял три треугольника

Их положил легонько я

И получил вдруг елочку.

Вначале выбери два круга-колеса,

А между ними помести-ка треугольник.

Из палок сделай руль.

И что за чудеса — Велосипед стоит.

Теперь катайся, школьник!

Цель: умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Игровой материал. Набор геометрических фигур.

Правила игры. Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игру можно повторить, расположив по другому фигуры и знаки вопроса.

Цель: знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Игровой материал. Фигуры.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.

Геометрические фигуры. Сказка

hello_html_2dbe7d60.jpg

Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали. Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая.

Друзья поняли, что были неправы и помирились.

Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!

В одной волшебной стране под названием Математика, жили геометрические фигуры. Они, очень любили трудиться, и у каждого было любимое дело.

Круг любил, свой яблочный сад, где он выращивал сладкие, сочные яблоки, а по вечерам сидел на веранде и пил чай с яблочным вареньем, он мечтал о том как было –бы хорошо построить город для зверей сделанных из геометрических фигур.

Рядом с кругом жил Прямоугольник, он очень любил цветы. Каждое утро, поливая цветы, Прямоугольник любовался их красотой, а вечером ходил к Кругу в гости пить чай. Однажды Круг решил рассказать о своей мечте другу. Прямоугольнику очень понравилось идея, и они рассказали о ней Квадрату и Треугольнику. Всем, геометрические фигуры решили приступить не медленно к работе. Квадрат и Прямоугольник были хорошими строителями, они строили стены из кирпича, Треугольник строил крыши из черепицы, а круг окошки. Скоро город был построен, осталось только пригласить зверей. Круг вокруг города посадил яблони, а Прямоугольник сделал красивые клумбы с цветами.

В город пришли жить разные звери: слон, сова, страус, собака. Геометрические фигуры и звери подружились, и стали ходить друг к другу в гости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2016-2017 учебный год

Ф.И.О. Позднышева Оксана Владимировна

Дата рождения 22.07.1979

Должность воспитатель

Общий педстаж 22 года

Тема работы по самообразованию

Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

Актуальность выбранной темы

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.

Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения,начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

План работы на год по данной теме на год

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985.

Анализ изученной литературы.

Работа с детьми

Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках.

Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках.

Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности.

Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании).

Придумывание сказок про геометрические фигуры.

Игровая деятельность с использованием математических заданий.

Работа с семьёй

Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка.

Открытый показ образовательной ситуации.

День открытых дверей.

Составление картотеки игр по развитию математических представлений.

Представление картотеки на педчасе.

Выступление на педагогическом совете.

Выступление на семинаре-практикуме.

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Консультация для родителей

Немного о математике.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.

Цель: закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию движений, слуховое внимание

Ход игры. Дети стоят по кругу. Ведущий – в центре круга с мячом. В соответствии с командами ведущего игроки считают по порядку до 10.

Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.

В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми указку и покажи, кого как зовут, если: Сева —самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша — самый толстый из них, а Гриша — самый худой; Коля — самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?

Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто — правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто — левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

Цель: закрепить счет в пределах 10, умение соотносить цифру с количеством, знание геометрических фигур, умение считывать кодовую информацию; формировать умение двигаться в разных направлениях.

Материалы: Картон (формат А4): красного цвета- 5 листов, желтого- 3 листа, белого- 4 листа; клей; цифры от 1 до 10; цветные маркеры.

Принеси нам хлеба

Черного и белого,

Только не горелого.

2.Божья коровка, Черная головка,

Лети –лети за море

Жук, жук, покажись,

На цветочек ты садись!

II вариант: Количество ромашек увеличивается до 10. дальнейший ход игры –как в 1 варианте.

- На ромашках цифры от 1 до 10. количество лепестков не соответствует цифре на цветке. Надо найти ошибку. Кто быстрее найдет- победитель.

- Воспитатель показывает карточку (цвет, форма). Выбегают дети, у которых в руках жуки с соответствующим этой карточке геометрическими фигурами, и имитируют жужжание.

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у них на карточке и почему эти числа стали соседями.

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.

Игровой материал. Разноцветные фигуры.

Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенных на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.

Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад:

Теперь живет там гномик.

Квадрат, прямоугольник, круг,

Еще прямоугольник и два круга.

И будет очень рад мой друг:

Машину ведь построил я для друга.

Я взял три треугольника

Их положил легонько я

И получил вдруг елочку.

Вначале выбери два круга-колеса,

А между ними помести-ка треугольник.

Из палок сделай руль.

И что за чудеса — Велосипед стоит.

Теперь катайся, школьник!

Цель: умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Игровой материал. Набор геометрических фигур.

Правила игры. Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игру можно повторить, расположив по другому фигуры и знаки вопроса.

Цель: знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Игровой материал. Фигуры.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.

Геометрические фигуры. Сказка


Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали. Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая.

Друзья поняли, что были неправы и помирились.

Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!


В одной волшебной стране под названием Математика, жили геометрические фигуры. Они, очень любили трудиться, и у каждого было любимое дело.

Круг любил, свой яблочный сад, где он выращивал сладкие, сочные яблоки, а по вечерам сидел на веранде и пил чай с яблочным вареньем, он мечтал о том как было –бы хорошо построить город для зверей сделанных из геометрических фигур.

Рядом с кругом жил Прямоугольник, он очень любил цветы. Каждое утро, поливая цветы, Прямоугольник любовался их красотой, а вечером ходил к Кругу в гости пить чай. Однажды Круг решил рассказать о своей мечте другу. Прямоугольнику очень понравилось идея, и они рассказали о ней Квадрату и Треугольнику. Всем, геометрические фигуры решили приступить не медленно к работе. Квадрат и Прямоугольник были хорошими строителями, они строили стены из кирпича, Треугольник строил крыши из черепицы, а круг окошки. Скоро город был построен, осталось только пригласить зверей. Круг вокруг города посадил яблони, а Прямоугольник сделал красивые клумбы с цветами.

В город пришли жить разные звери: слон, сова, страус, собака. Геометрические фигуры и звери подружились, и стали ходить друг к другу в гости.

Читайте также: