Обучение как творческий процесс его пути кратко

Обновлено: 05.07.2024

Размышления из опыта своей работы по организации внеклассной, внеурочной деятельности в основной общеобразовательной школе. Раскрыта программа по организации технического, художественного творчества учащихся в простой сельской школе, которая охватывает целый пласт образовательной и воспитательной деятельности.

ВложениеРазмер
petrov_g.n._obuchenie_vospitanie_i_razvitie_rebenka_kak_tvorcheskiy_protsess_s_ispolzovaniem_novykh_tekhnologiy.doc 87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комсомольского района Чувашской Республики

ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРЦЕСС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Петров Геннадий Николаевич, учитель физики и

Комсомольского района Чувашской Республики

д. Сюрбей-Токаево - 2013

ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРЦЕСС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Петров Геннадий Николаевич, учитель физики и технологии.

Жизнь – это сказка, которую пишет каждый человек для себя сам. Только для учителя это исключение, он пишет эту сказку для себя и для своих воспитанников, помогая им познать мир и радоваться новыми знаниями и своими успехами. Истинный учитель – и пилот, и штурман, он знает, какую дорогу выбрать. Творчество - вот главная доминанта в ее работе. Главная цель школы- воспитание, образование должно быть подчинено воспитанию. Воспитание- это, прежде всего прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере. Вторая цель- развитие всех способностей человека и особенно тех, которые свойственны тому или иному индивидууму. Ребята, которые учатся у нас, психологически очень разные, это дети, способности которых могут раскрыться при определенной системе. Успех ученика это не сиюминутный взрыв, а результат системной работы педагогов, родителей и всей той системы, в которую погружен ребенок. Это индивидуальная траектория работы с каждым ребенком, каждый ученик требует определенного отношения с ним, пусть он и не показывал каких-то особых результатов. Уметь найти общий язык со всеми детьми, в каждом увидеть неповторимую личность, особый талант. Детей надо учить тому, чтобы им хотелось творить, чтобы они научились понимать бесконечность и сиюминутность этого мира, чтобы ощущали бездонную реку времени, без начала и без конца, времени, которая струится сквозь человека, оставаясь к нему совершенно равнодушным. Уроки, как бы правильно и педагогически грамотно они ни были построены, не способны охватить весь спектр мировоззрения человека. Занимаясь преподаванием физики и технологии в основной школе в течение многих лет, я понял, что только классно-урочная система не сможет дать тех результатов в формировании метапредметных навыков, универсальных учебных умений, в становлении технологически грамотной личности, на которые рассчитывает общество. Именно сейчас нужны представители человечества, хорошо информированные, способные принять разумные, грамотные решения и отвечать за них. Страна нуждается в людях, которые могут свободно изобретать, безбоязненно говорить, самостоятельно находить ответы. Проблему формирования такой личности и должна решать современная школа. Количество часов, отводимое на изучение физики в средней школе сократилось, нет таких предметов – как астрономия, черчение. Часы технологии, как учебного предмета сократились, изучается она в 5-8 классах по 1 часу в неделю, а в 9 классе их уже нет. Вот ведь парадокс: часы сократились, или их нет, но олимпиады – и муниципальная, и региональная – по технологии, астрономии в 9 классе проходят регулярно. Так учитель оказывается перед дилеммой: и уроков нет, и результат необходим. В этом случае на помощь должна прийти система внеклассной и внеурочной деятельности. Поэтому в школе, где я работаю, сформировалась и особое направление этой программы по техническому творчеству учащихся, которая охватывает целый пласт образовательной и воспитательной деятельности. Программа оформлена в виде проекта, которая состоит из четырех блоков:

  1. Работа с родителями и общественностью.
  2. Проектно- исследовательская работа с учащимися.
  3. Организация и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий.
  4. Система дополнительного образования (элективы, кружковая работа).

Работа с родителями и общественностью.

Эта работа - одна из важнейших задач школы. Каким вырастет ребенок, во многом зависит от того, какие ценности являются определяющими у его родителей. Родители, мамы и папы, которые приводят своего ребенка в нашу школу, как правило, тоже амбициозны, но зачастую они думают, что их миссия завершилась на том, что они привели свое чадо к нам, в школу. Хотя им приходится, прежде всего, материально обеспечивать ребенка. Они считают, что по мановению волшебной палочки их ребенок превратится в гения, но со временем у них это улетучивается, оставляя нехороший осадок в их душе. Но даже при наличии серьезных способностей у ребенка, это всегда длительная кропотливая работа. Без помощи родителей даже мудрому и опытному наставнику трудно добиться серьезных результатов, а без их участия процесс образования и воспитания не может быть качественным. Какие же виды работ с родителями и общественностью я практикую в своей работе:

- совместная разработка и обсуждение с родителями индивидуальной траектории работы с ребенком;

- ознакомление родителей рабочими учебными программами по своим предметам, с планируемыми объектами творческих работ учащихся на уроках физики, технологии;

- приглашение родителей на уроки, внеклассные, внешкольные мероприятия;

- ведение совместно с родителями и детьми паспорта творческих достижений учащихся (чтобы можно было видеть творческие достижения и рост ученика в школе);

- на родительском собрании - показ достижений учащихся в школе, выставка творческих работ;

- привлечение предпринимателей для оказания спонсорской помощи, в ходе реализации в жизнь проектов учащихся.

Проектно – исследовательская работа с учащимися.

- составление проекта, работа с источниками информации;

- проведение исследования, изготовление модели, макета, изделия (продукта труда) и оформление результатов, составление презентаций;

- представление их на конкурсах, конференциях, выставках различного уровня.

Организация и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий.

Организация и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий включает в себе проведение:

- научно- практические конференции (в школе, ежегодно в феврале);

- консультации по вопросам проектных исследовательских работ.

Система дополнительного образования (элективные курсы, кружковая работа).

Цели и задачи программы:

• воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду, развитие творческих способностей и формирование конструкторских умений и навыков;

• научить целенаправленно, применять имеющиеся знания и практические навыки в разработке и изготовлении различных технических устройств,

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей 12-14 лет. Продолжительность образовательного процесса по данной программе рассчитана на один учебный год. Занятия следует проводить один раза в неделю. В зависимости от особенностей и содержания работы можно рекомендовать занятия со всеми учащимися одновременно, по звеньям или индивидуально. Теоретические занятия, беседы, экскурсии, соревнования проводят со всеми учащимися. Когда собирают, отделывают и красят модели (воздушные змеи), преподаватель должен уделять много внимания каждому учащемуся. В этот период учащихся рекомендуется разбить на группу до 4-6 человек. В отдельных случаях необходимо проводить индивидуальные занятия.

• понимать принципы расчета, знать принципы построения воздушного змея;

• изготовить самостоятельно (по готовым чертежам) различные модели воздушных змей (плоские, коробчатые, бескаркасные); модель парашюта; приспособления для запуска воздушного змея, парашюта;

• уметь запускать воздушные змеи;

• уметь определять силу и направление ветра (ориентировочно) по местным признакам.

В конце учебного года проводится выставка технического творчества учащихся, соревнования по запуску воздушных змей. Наиболее подготовленные учащиеся участвуют со своими учебно-исследовательскими проектами на школьной, районной конференции, районном фестивале воздушных змей. Учащиеся –ветераны кружка, занимаются по индивидуальной программе, разрабатывают свои индивидуальные проекты.


Рассматривается сущность личностно-ориентированного подхода и творческого процесса, которые направлены на совершенствование учебного процесса. Охарактеризованные подходы, способы и приемы также способствуют развитию познавательной деятельности разного уровня.

Ключевые слова: обучение, творческий процесс, развитие, личностно-ориентированные методики, подход, профессиональные навыки

The article discusses the learner-centered and creative approaches, which is directed to improve educational process. The author describes approaches, methods and techniques, which develop cognitive activities of different levels.

Keywords: education, development, creative process learner-centered approach, methods, professional skills

Основной целью современной общеобразовательной системы является ориентация на каждого ученика и на достигнутые им результаты. Соответственно, в центре ориентированного на личность образовательного процесса находятся ученик, его развитие, творческий потенциал и достигнутый им результат. Ориентация на результат подразумевает не только запоминание учеником передаваемой ему информации, но и преобразование этой информации в устойчивое, динамичное и функциональное знание, т. е. выработку соответствующих навыков.

Главное интеллектуальное качество, которое надо воспитывать, — продуктивность мышления, то есть способность создавать новое, то, чего раньше не было, добиваться результата, обладающего новизной и общественной значимостью. Свежий взгляд на привычное, высказанный школьником, догадка, оригинальный план работы, интересное предложение –все это результаты продуктивности мышления.

При таком подходе ученик является активным участником процесса обучения. Методология обучения максимально учитывает интересы учеников в процессе обучения, их стимулирование для того, чтобы они могли анализировать и интерпретировать факты, явления и понятия.

Обучение, ориентированное на ученика –учебный подход, в котором ученики могут влиять на содержание, деятельность, материалы и темп обучения. Эта модель обучения ставит учащегося в центр учебного процесса. Такой процесс обучения дает возможность учителю получить дополнительное время, чтобы помочь каждому ученику развивать глубокое понимание предмета, и обеспечивает индивидуальный подход к ученикам, которые учатся по- разному для достижения целей. [2].

Деятельность детей должна развиваться таким образом, чтобы в ней было больше творческих элементов, а следовательно, чтобы она требовала от личности все более глубокой активности. Надо развивать у ребенка все способности, но особенно — те, которые наиболее полно отражают его индивидуальность.

Учитель несет ответственность за то, что каждый его воспитанник максимально реализовал свои возможности. Для этого надо настойчиво и терпеливо открывать способности каждого ученика, наращивать его творческий потенциал. Следует развивать активно — творческий аспект не только в усвоении школьниками основ наук, но и в идейном, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании. Важно сформировать человека, умеющего вносить творческое начало во все сферы жизни и деятельности, обогащать им окружающую действительность.

При личностно ориентированном подходе, учитель дает ученикам возможность учиться самостоятельно. Педагог развивает в них навыки, которыми они должны эффективно пользоваться. Такой подход включает в себя такие методы, как активное использование опыта в обучении вместо лекций, участие в ролевых играх учеников, решение открытых проблем и тех проблем, которые требуют творческого мышления, которые не могут быть решены лишь следуя примерам из текста.

Таким образом, еще одним важным фактором для реализации личностно ориентированного подхода является творческий процесс.

Творчество требует особенно высокого уровня самоотдачи, стремления преодолеть границы своих возможностей. Также творчество помогает развиваться личности гармонично, разносторонне и целостно.

Творчество не должно быть редким праздником в классе. Всю жизнь ребят надо пронизать им. Нужен настрой на творчество в познании, труде, общении, любых коллективных делах, в организации свободного времени учащихся. [3].

Важно, чтобы дети могли свободно выбрать себе дело по душе. Но было бы ошибочно считать, что достаточно предоставить ребенку свободное время и он найдет занятие, которое ему интересно. Нет, интерес к полезному делу надо привить, иначе во время досуга ребенок приучится попросту бездельничать. Надо дать ребенку самостоятельно попробовать свои возможности в различных занятиях. А для этого необходимо не только разветвленная сеть кружков, которые каждый имел бы посещать, но и многогранная внеурочная деятельность школьников, в которой дети могли бы удовлетворить свои разносторонние интересы.

Неизменный спутник творчества — дисциплина, трудолюбие. Не воспитав этих качеств у школьников, невозможно добиться максимального развития их личности, сформировать людей чей творческий потенциал будет максимально реализован в общественно — полезных делах.

Креативным людям добиться успеха проще. Ведь у них всегда много идей. Этому можно и нужно научиться. Надо искать в себе творческого человека, развивать творческие способности, учиться мыслить интересно и небанально.

Следовательно, активный урок должен быть спланирован так, чтобы учитель мог помочь ученикам самим выстраивать (конструировать) знания, находить значения и соотношения предметов, самим анализировать. Это повышает активность и интерес учеников. Обучение, ориентированное на ученика заставляет учеников ментально, и часто физически, быть активным в обучении путем деятельности, которая заключается в сборе информации, размышлении, и решении проблемы. Правильно реализованное обучение, ориентированное на ученика, может привести к повышению мотивации к обучению, более длительному сохранению в памяти знаний, более глубокому пониманию и более позитивному отношению к изучаемому предмету.

Личностно-ориентированные методики включают в себя широкий спектр инструментов, которые позволяют ученикам принимать участие в процессе обучения. Стратегии обучения, ориентированного на ученика развивают грамотность и навыки критического мышления учеников в благоприятной обстановке в классе.

В то же время, методы обучения, ориентированные на ученика, не обозначают вседозволенность. Они имеют структуру и пределы. Основные правила должны быть установлены и ясны всем с самого начала. Следует отметить, что при взаимодействии учителя с учениками и между учениками диалог сам по себе недостаточен, если нет взаимодействия. Качество этого взаимодействия имеет решающее значение для качества обучения.

В обучения, ориентированного на ученика, учителя используют различные способы вовлечения учеников в предметный материал через практический опыт и групповую деятельность. В классах, в которых проводится такое обучение, ученики работают в команде, и даже если они не особенно заинтересованы в данном предмете, назначенные им роли в пределах своих команд будут удерживать их и их мысли занятыми.

Преподаватель должен понимать, что обучающиеся имеют различные уровни мотивации, разные взгляды на преподавания и обучения, а также различное мнение на конкретную среду обучения в классе и учебные практики. Таким образом, учителя должны знать, как оформить и довести до учеников свои знания, чтобы они были интересны ученикам и вовлекали их в процесс обучения, потому что это приводит к повышению успеваемости. Чем лучше учителя понимают эти различия, тем лучше они могут удовлетворить разнообразные потребности в обучении для всех своих учеников. Преподаватель играет влиятельную роль в создании хорошего и незабываемого опыта обучения для учеников. Хороший опыт обучения, в свою очередь, мотивирует обучающихся прилагать больше усилий, чтобы учиться более интенсивно, преодолевать трудности. Обязанности преподавателя заботиться об эффективном обучении учеников. Хорошо реализованное обучение, ориентированное на ученика, помогает ученикам учиться и достигать своих целей.

Основными принципами обучения, ориентированном на ученика, в отношении взаимосвязи учителя и ученика, являются:

− ученики берут на себя больше ответственности за свое обучение;

− участие и вовлечение учеников необходимы для обучения;

− более равные отношения между учениками содействуют их росту и развитию;

− в результате обучения ученик видит себя другим. [4].

Использование учителями данных методик также стимулирует профессиональный и личностный рост. Каждый день учитель будет изучать жизнь класса. Это должно стимулировать и удовлетворять учителей, так как они предоставили благоприятную среду для своих учеников.

Итак, еще раз обозначим, что обучение, ориентированное на учащихся размещает учеников в центр учебного процесса, рассматривает классы как сообщества учащихся; готовит их к тому, чтобы быть успешными и в классе и за пределами своего класса. Педагоги, применяющие метод обучения, ориентированного на учеников, разрабатывают структуры, которые направлены на общее стремление к обучению. Они рассматривают индивидуальное и коллективное обучение как наиболее важную цель любого опыта образования.

В данной статье кратко охарактеризованные подходы и приемы, безусловно направлены на совершенствование методической подготовки учителя, которые способствуют развитию умения решать задачи разного уровня. Отметим, что представленный подход позволяет наиболее полно активизировать работу каждого обучающегося и вовлечь в принятие самостоятельных решений с использованием современных ресурсов. Процесс усвоения знаний становится более устойчивым, ученики приобретают навыки и умения по применению определенных способов самостоятельного решения. Безусловно, впоследствии приобретенные знания позволят составить определенную базу для успешной профессиональной деятельности. Подобная организация обучения дает возможность сделать занятия более интересными, а подготовку учеников становится более качественной, активной и оптимальной.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, учитель, обучение, процесс обучения, творческий потенциал, творческий процесс, учебный процесс, активное обучение, интерес учеников, метод обучения.

Процесс обучения - это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов. Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двухсторонний: преподавание, деятельность учителя, и учение - деятельность учеников.

В.П. Беспалько выражает процесс обучения формулой:

ДП = М + Аф + Ау, где ДП - дидактический процесс; М - мотивация учащихся к учению; Аф - алгоритм функционирования, учебно-познавательная деятельность ученика; Ау - алгоритм управления, деятельность преподавателя по управлению учением.

Исходя из общих целей образования, процесс обучения имеет функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, а также побудительную и организационную. Они выступают в единстве, комплексно, но для практической деятельности, планирования задач обучения их следует осознать, выделить.

Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности. Под знаниями понимается сохранение в памяти и умение воспроизводить и использовать факты науки, теории, понятия и пр. Умение - это владение способами применения знаний на практике. Навык - автоматизированное действие, элемент умения.

Воспитательная функция состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Это происходит как непреднамеренно, так и в силу специальной организации процесса обучения, отбора содержания, в ходе реализации принципа воспитывающего обучения.

Развивающая функция обучения. Как было сказано, обучение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский). В процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано, отвечает принципам развивающего обучения, использует адекватные методы и средства (см. Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина и др.).

Учение рассматривается как разновидность процесса познания. Поэтому для науки практики очень важны философские и психологические основы обучения. Познание учащимися действительности опирается на материалистическую теорию познания, гносеологию, согласно которой реальный мир объективен и существует вне сознания человека, он познаваем. Познание есть процесс отражения реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой является знание, обобщение в виде теорий, законов, научных понятий. Учебное познание в отличие от научного имеет свои особенности.
В терминах физиологии И. Павлова научение - это процесс образования условных рефлексов. Бихевиористическая психология рассматривает учение как выработку запланированных реакций учащихся на предъявление им учебного материала в условиях процесса обучения. Это верно, хотя современная психология стремится объяснить, как именно происходит формирование ожидаемых действий, знаний и умений.

С точки зрения психологии в процессе учения происходит усвоение знаний, которое является превращением внешнего по отношению к личности опыта во внутренние ее свойства. Психологическая теория деятельности утверждает, что психическая, внутренняя деятельность есть результат материальной, внешне выраженной деятельности. Этот процесс перевода социального опыта во внутренний план, в психические новообразования личности называется интериоризацией. Он составляет психологическую основу процесса учения. Усвоение знаний выступает как внутренний, психологический процесс, а обучение - как процесс управления усвоением знаний, педагогический процесс, имеющий свою структуру.

Процесс обучения рассматривается в дидактике как деятельность, и потому в нем на основе теории деятельности выделены следующие компоненты:

1. Анализ исходной ситуации и определение целей обучения;

2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей;




3. Исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников;

4. Контроль и корректирование работы;

5. Анализ и оценка результатов обучения.

По такой структуре строится деятельность преподавателя, но подобную структуру должна иметь и учебная деятельность, чего не бывает в практике и что требуется формировать у учащихся в школе. Ученика надо учить сознательно строить свою учебную деятельность, имеющую цели, содержание, средства и методы, контроль и оценку результатов.

Учителя тоже не всегда осознанно осуществляют преподавание как деятельность по управлению учением школьников. Многие учителя понимают свою деятельность только как передачу знаний ученикам, объяснение и опрос, оставляя учеников относительно пассивными слушателями, а не субъектами учебной деятельности. Современная дидактика считает: учитель организует активную деятельность учеников по усвоению знаний, управляет ею.

Процесс учения с точки зрения дидактики внешний по отношению к процессу усвоения знаний учащимися, внутреннему, психологическому процессу. Поэтому дидакты и психологи выделяют звенья процесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение. Этими понятиями обозначается психологическая деятельность обучаемых. В реальности эти этапы психологической деятельности протекают слитно и трудно различимы, но учителю следует их знать, чтобы, планируя урок, облегчать их протекание.

Процесс обучения - это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов. Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двухсторонний: преподавание, деятельность учителя, и учение - деятельность учеников.

В.П. Беспалько выражает процесс обучения формулой:

ДП = М + Аф + Ау, где ДП - дидактический процесс; М - мотивация учащихся к учению; Аф - алгоритм функционирования, учебно-познавательная деятельность ученика; Ау - алгоритм управления, деятельность преподавателя по управлению учением.

Исходя из общих целей образования, процесс обучения имеет функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, а также побудительную и организационную. Они выступают в единстве, комплексно, но для практической деятельности, планирования задач обучения их следует осознать, выделить.

Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности. Под знаниями понимается сохранение в памяти и умение воспроизводить и использовать факты науки, теории, понятия и пр. Умение - это владение способами применения знаний на практике. Навык - автоматизированное действие, элемент умения.

Воспитательная функция состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Это происходит как непреднамеренно, так и в силу специальной организации процесса обучения, отбора содержания, в ходе реализации принципа воспитывающего обучения.

Развивающая функция обучения. Как было сказано, обучение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский). В процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано, отвечает принципам развивающего обучения, использует адекватные методы и средства (см. Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина и др.).

Учение рассматривается как разновидность процесса познания. Поэтому для науки практики очень важны философские и психологические основы обучения. Познание учащимися действительности опирается на материалистическую теорию познания, гносеологию, согласно которой реальный мир объективен и существует вне сознания человека, он познаваем. Познание есть процесс отражения реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой является знание, обобщение в виде теорий, законов, научных понятий. Учебное познание в отличие от научного имеет свои особенности.
В терминах физиологии И. Павлова научение - это процесс образования условных рефлексов. Бихевиористическая психология рассматривает учение как выработку запланированных реакций учащихся на предъявление им учебного материала в условиях процесса обучения. Это верно, хотя современная психология стремится объяснить, как именно происходит формирование ожидаемых действий, знаний и умений.

С точки зрения психологии в процессе учения происходит усвоение знаний, которое является превращением внешнего по отношению к личности опыта во внутренние ее свойства. Психологическая теория деятельности утверждает, что психическая, внутренняя деятельность есть результат материальной, внешне выраженной деятельности. Этот процесс перевода социального опыта во внутренний план, в психические новообразования личности называется интериоризацией. Он составляет психологическую основу процесса учения. Усвоение знаний выступает как внутренний, психологический процесс, а обучение - как процесс управления усвоением знаний, педагогический процесс, имеющий свою структуру.

Процесс обучения рассматривается в дидактике как деятельность, и потому в нем на основе теории деятельности выделены следующие компоненты:

1. Анализ исходной ситуации и определение целей обучения;

2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей;

3. Исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников;

4. Контроль и корректирование работы;

5. Анализ и оценка результатов обучения.

По такой структуре строится деятельность преподавателя, но подобную структуру должна иметь и учебная деятельность, чего не бывает в практике и что требуется формировать у учащихся в школе. Ученика надо учить сознательно строить свою учебную деятельность, имеющую цели, содержание, средства и методы, контроль и оценку результатов.

Учителя тоже не всегда осознанно осуществляют преподавание как деятельность по управлению учением школьников. Многие учителя понимают свою деятельность только как передачу знаний ученикам, объяснение и опрос, оставляя учеников относительно пассивными слушателями, а не субъектами учебной деятельности. Современная дидактика считает: учитель организует активную деятельность учеников по усвоению знаний, управляет ею.

Процесс учения с точки зрения дидактики внешний по отношению к процессу усвоения знаний учащимися, внутреннему, психологическому процессу. Поэтому дидакты и психологи выделяют звенья процесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение. Этими понятиями обозначается психологическая деятельность обучаемых. В реальности эти этапы психологической деятельности протекают слитно и трудно различимы, но учителю следует их знать, чтобы, планируя урок, облегчать их протекание.

Развитие творческой потенции ученика можно только при непосредственном включении его в творческую деятельность. Никакой рассказ о творческой деятельности других людей и даже показ её не может научить творчеству. Согласимся с русским классиком Л.Н. Толстым, который считал: “Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать, копировать”. Быстрота мысли, сообразительность, способность с ходу схватывать основное, сокращать рассуждения, последовательность соответствующих действий, раскрывать связи и отношения между различными математическими понятиями, характеризуют ученика с богатым опытом творческой деятельности. Такие учащиеся проявляют творческую самостоятельность, они выполняют задания не только по готовым образцам, по аналогии, а вносят в этот процесс что-то новое. Пользуются более совершенными методами решения поставленных вопросов, высказывают новые стороны изучаемых явлений и т. д.

Каким же образом возможно обучение творчеству? Как можно развивать творческое воображение в рамках целостного педагогического процесса, в частности на уроках математики?

Реальная творческая деятельность и творчество учащихся в учебном процессе – несколько разные вещи, поскольку последних творчеству всё-таки обучают. Поэтому в процессе творческой деятельности учащемуся может оказываться определенная помощь, например, через предъявление ему определённых эвристических предписаний. Осуществление таких предписаний может быть реализовано через творческие задания на уроках математики, через совместную деятельность педагога и учащихся. С дидактической точки зрения творческие задания представляют собой логически взаимосвязанные с друг другом задания, которые предлагаются учащимся в определенной последовательности, от простого к сложному. Творческие задания должны включать обязательный элемент тренинга и элемент новизны.

Среди регулярно применяемых нами заданий выделим следующие:

  • составление учащимися задач по изученным темам программы с определённой целевой установкой на их содержание - экологическое, нравственное, связанное с местными проблемами и пр. (тем более, это важно в связи с тем, что содержание имеющихся в учебниках задач не всегда соответствует жизненным реалиям);
  • сочинение сказок, рассказов по изученным разделам программы, что в методическом аспекте помогает решать и задачи целостного обобщения пройденной темы;
  • сочинение стихотворений на изученное правило или закон;
  • творческие практические задачи на геометрический материал программы (придумывание фигур, названий фигурам, составление рассказов и сказок по графикам и диаграммам, как из учебных пособий, так и самостоятельно изображённым) и др.;
  • написание сочинений по математике – высшая форма письменной работы, которая отражает опыт учащихся, их умение наблюдать, видеть, представлять, систематизировать, ясно излагать свои мысли, фантазировать.

Основную часть творческих заданий предлагается классу для домашнего выполнения, причём в подавляющем числе случаев по желанию. После чего результаты творческих заданий просматриваются учителем, анализируются школьниками, из них отбираются лучшие, которые в дальнейшем предлагаются учащимся параллельных классов.

Следует отметить, что если в начале нашей работы творческие задания выполнялись около трети учащихся класса, то в дальнейшем это число возрастает почти вдвое, причём активное участие в такой творческой работе принимают и слабоуспевающие ученики. Как видим, резко повышается мотивация творческой познавательной деятельности. На заключительных этапах работы почти все учащиеся класса активно подключаются к творческой деятельности.

Рассмотрим виды творческих заданий:

  • творческие задания, несущие новую информацию для учащихся;
  • творческие задания, в которых происходит создание нового;
  • творческие задания, которые могут быть выполнены разными способами;
  • творческие задания, которые подразумевают организацию практической познавательной деятельности: нарисовать, составить, разрезать, зашифровать, начертить, заполнить таблицу и др.;
  • творческие задания занимательного характера, на смекалку;
  • творческие задания, содержащие игровой момент;
  • творческие задания с элементами тренинга;
  • творческие домашние задания.

Проводить весь учебный процесс, на уроке только используя задания творческого характера невозможно, необходимо чередовать творческую деятельность с деятельностью алгоритмической, стереотипной.

На наш взгляд, творческие задания могут с успехом использоваться для решения целой группы задач в педагогическом процессе: образовательных, развивающих, воспитывающих. Таких как развитие познавательных процессов личности школьника; развитие эмоционально – волевой сферы учащихся; воспитание интереса; развитие мотивационной сферы учащихся; развитие коммуникативных умений и др. Более подробно остановимся на заданиях, в которых требуется создать нечто новое. В нашем случае это составление задач. Составление задач учащимися имеет большое значение не только для проверки усвоенных ими знаний, но также способствует развитию творческой активности учащихся.

Вначале учащиеся выполняют на уроках серию задач по определённой теме, причём с нарастанием сложности (8–10 мин.). Также предусмотрены задачи с разнообразным интересным и занимательным содержанием, чтобы стимулировать более разнообразный выбор темы при составлении новой задачи.

Составление задач возможно:

  • по краткой записи
  • по формулам и уравнениям
  • по указанной зависимости между величинами составляемой задачи
  • по задаче аналогичной решенной в классе
  • по числовым данным, собираемыми самими учащимися
  • составление задачи путем видоизменения данной, решенной в классе
  • составление задачи на применение изученной теории в ситуациях, максимально близких к окружающей ученика жизни
  • составление задачи на применение изученной теории в ситуациях далеких от окружающей ученика жизни (фантастический, сказочный сюжет)
  • составление задачи, продолжающей данную задачу

Приведем примеры задач, которые придумали учащиеся 6 классов.

  • Длительность компьютерной игры “Super-Mario” составляет 3 часа, а “Connter-Strike”- 24 часа. Найдите отношение продолжительности “Connter- Strike к “Super - Mario”. Что показывает это отношение?
  • У Макара была коллекция наклеек 90 штук. 35 % этих значков он подарил своей сестренке Вере. Сколько значков подарил он Вере? Сколько значков у него осталось у Макара?
  • Раньше в Аквапарке было 15 горок. На следующий год стало 25 горок. На сколько % увеличилось количество горок ?
  • Велосипед стоит 2500 руб., а самокат на 30% дешевле. Сколько стоит самокат?
  • У Буратино было 45 воздушных шариков. Он их приготовил на праздник. Стал надувать шары и проткнул 13% своим острым носом. Сколько осталось шаров у незадачливого Буратино

Таким образом, применение творческих заданий в целостном педагогическом процессе реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной творческой работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности.

Читайте также: