План самообразования использование икт на уроках в начальной школе

Обновлено: 18.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тазовская школа-интернат среднего общего образования

План самообразования

учителя начальных классов

Беспалой Ирины Феликсовны

на 2015-2019гг.. по теме:

ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ

Общие сведения:

Ф.И.О. Беспалая Ирина Феликсовна

Занимаемая должность : учитель начальных классов

Место работы : МКОУ Тазовская школа-интернат

Дата поступления на работу : 25. 08. 1981 г.

Стаж педагогической работы : 34 года

Присвоена высшая квалификационная категория сроком на 5 лет.

Аттестацию прошла 21.02.2014 года

Сведения о повышении квалификации

Вебинар компании Майкрософт. Реформатика: шаг за шагом

Лаборатория Касперского. Дискуссия "Современные технологии на страже

информационной безопасности детей"

Вебинар компании MAXIMUM. Инструменты мотивации в дистанционном

Вебинар Издательства "Просвещение". Использование электронной формы

учебника в процессе обучения детей с ограниченными возможностями

Движение Junior Skills как инструмент оценки компетенций школьников:

как включиться в подготовку к российским и международным

состязаниям World Skills

Вебинар компании Майкрософт. Лучшие практики применения ИТ в

Расширение возможностей ЭФУ за счет использования ЭОР и сетевых сервисов

Вебинар компании Майкрософт. Применение Microsoft Office 365 в школе

Вебинар-презентация инструментария Intel "Создание политики трансформации

образования с ИКТ"

Вебинар компании MAXIMUM. Эффективные форматы обучения онлайн

Вебинар компании Полимедиа. Видеоскрайбинг. Создаем учебное видео

на интерактивной доске

Организация смешанного обучения в начальной школе с помощью

Мастер-класс Технология модерации - технология новых стандартов

Вебинар Издательства "Дрофа". ЭФУ - современный инструментреализации требований ФГОС

Вебинар компании Microsoft. Неизвестный MS Office: базовый уровень

Вебинар компании Microsoft. Организация дистанционного взаимодействия учащихся с использованием бесплатных облачных технологий Microsoft

Реализация межпредметных связей с использованием электронных форм

Вебинар компании МТС. Сценарий родительского собрания «Как

Инклюзивное образование: общие и особые образовательные потребности

Вебинар издательства "Просвещение". Использование электронной формы учебника в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Вебинар компании Microsoft. Неизвестный MS Office: продвинутый уровень

Вебинар издательства Дрофа. Формы проведения урока русского языка с использованием ЭФУ

Космонавтика как способ формирования мировоззрения у школьника 21-го века

Индивидуальная тема самообразования:

Работа начата: 2015 г.

Предполагается закончить: 2019 г.

Актуальность темы.

Я считаю, что применение в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий не только дань времени, но и целесообразная необходимость.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, теперь учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Управление обучения с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.

Цели и задачи самообразования по теме:

формирование ИКТ-компетентностей учителя и учащихся в аспекте требований ФГОС начального общего образования.

развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;

повысить качество преподавания на основе внедрения новых информационных технологий;

повышение своего методического уровня;

фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения.

Ожидаемые результаты:

повышение качества преподаваемых предметов;

регистрация на педагогических сайтах, публикации авторских работ;

оказание практической помощи коллегам;

участие в интернет-конкурсах и в интернет-проектах с учащимися.

Направления самообразования:

Действия и мероприятия

Профессиональное

1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
2. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов.
3.Успешно проходить аттестацию на категорию.

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
3.. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей начальных классов.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, округа через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать УМК лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

Информационно-технологические технологии

1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии.

1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

План работы над темой

Содержание работы

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

1. Внедрение опыта, системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

1. Использование опыта в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение опыта.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Основные вопросы, намечаемые для изучения .

Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся.

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Компьютерные технологии как совокупность методов, приёмов способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта.

Творческое сотрудничество по теме самообразования.

С учителями школы, применяющих ИКТ-технологии: Аджимурзаевой А.Д., Гумеровой Л.И., Лапсуй Ю.Б.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стандарт нового поколения провозглашает воспитание саморазвивающейся личности. Эта модель включает в себя и базовые знания и умения, но наиболее важным компонентом становится способность учащихся к организации самостоятельной деятельности, к осуществлению рефлексивных действий в случае встретившихся затруднений. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения, поэтому нужно правильно организовать весь учебный процесс.

Для решения поставленных перед учителем задач одна из главных проблем - активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях ФГОС. Для того, чтобы достичь хороших результатов нужно повысить мотивацию к обучению современных школьников. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может использование на уроках современных образовательных технологий.

Сроки работы по теме: Срок реализации:2017-2020г.

Цель работы: повышение уровня качества знаний учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

Создать условия для успешного обучения (ситуации успеха).

Активизировать познавательную деятельность и интерес к предметам с помощью современных технологий; формировать умения ставить цель и находить пути, средства к ее достижению.

Формировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Приобщать к поисковой и творческой деятельности.

Создавать атмосферу эмоционального комфорта на уроке.

Перечень вопросов по самообразованию:

изучение психолого - педагогической литературы;

разработка программно - методического обеспечения учебно - воспитательного процесса;

анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

изучение педагогического опыта других преподавателей;

планомерное и систематическое совершенствование методов учебно - воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

разработка рабочих программ по предмету в соответствии с ФГОС;

повышение степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности;

формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнером, осуществлять поиск необходимой информации;

•разработка уроков с использованием новых современных образовательных технологий;

участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и районного МО учителей .

Форма отчета по проделанной работе:

выступление на заседаниях школьного МО, педсовете, родительском собрании, творческий отчет, участие в конкурсах.

Этапы работы:

Диагностический: 2016 -2017 уч. год - обосновать выбор индивидуальной методической темы.

.Анализ профессиональных затруднений.

Определение целей и задач темы.

Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

Повышение квалификации и профессиональная подготовка.

Изучение методической, педагогической и психологической литературы.

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

Изучение ФГОС основного общего образования.

Разработка рабочих программ по предметам.

Прогностический: 2017 -2018 уч. год -изучение теоретического материала, Разработка системы мер, направленных на решение проблемы, прогнозирование результатов.

Изучение опыта работы педагогов по данной теме.

Практический: 2018 -2020 уч. год-внедрение опыта работы по теме самообразования.

.Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

Организация практической деятельности: открытые уроки для МОучителей.

Самооценка и самоанализ своих уроков.

Участие в олимпиадах конкурсах, конференциях, вебинарах.

Посещение уроков учителей школы.

Публикация материалов в средствах массовой информации.

Обобщающий:2020 - подведение итогов, оформление результатов работы.

.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

Открытые уроки с использованием современных технологий.

Выступление на заседании МО учителей .

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Оформление результатов работы - творческий отчет на педагогическом совете.

Личный перспективный план по самообразованию

Изучение литературы по теме:

Полат Е. С. Новые педагогические информационные технологии в

-М.: Академия, 2000г

Курсы повышения квалификации

1.Определение целей и

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3 .Прогнозирование результатов.

4.Изучение опыта работы педагогов школы и педагогов

1. Выступление на ШМО

проблемы. .3.Прогнозирование результатов.

4.Изучение опыта работы

педагогов школы и

педагогов других ОО.

1 .Создание рабочих программ по предметам в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

2. Совершенствование методики преподавания предметов в рамках введения ФГОС второго поколения.

3. Повышение профессионального мастерства в использовании ИКТ технологий на уроках в начальной школе.

изучение информационно-коммуникационных технологий;

активное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

развитие метапредметных навыков обучающихся: универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных);

развивать творческий потенциал обучающихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности обучающихся;

внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ИКТ- компетентностей и повышения мотивации обучающихся к учению;

повышение качества проведения учебных и внеурочных занятий в результате применения ИКТ- технологий.

Основные направления самообразования:

профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии);

психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),

психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

Источники самообразования:

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.

Формы самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей начальных классов, педагогических сайтов, а также через участие в жизни школы.

Ожидаемый результат самообразования:

разработка учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;

выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии во внеклассных мероприятиях;

разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;

доклады, выступления на заседаниях ШМО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.

Планируемые результаты самореализации:

Разработка комплекта электронных внеклассных мероприятий

Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе:

комплекта дидактики по предмету (презентации)

комплекта раздаточного материала (карточки, задания и тесты)

пакета материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное обучение с применением игровых моментов),

базы данных методик обучения,

пакет сценариев внеклассных мероприятий с применением информационных технологий,

пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.),

комплекта внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления),

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет по самообразованию

учитель начальных классов

Сапунова Валентина Александровна.

«Научить человека жить в информационном мире –

Академик А.П. Семенов.

Мы стоим на пороге эпохи неограниченного развития и повсеместного распространения компьютеров, которые становятся интеллектуальным орудием и партнером практически во всех сферах жизни и деятельности человека.

В современной системе образования стремительно набирает скорость процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечение учебных учреждений компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей. Это связано с тем, что информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий. ИКТ расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века.

Отсюда следуют цели использования ИКТ:

повысить мотивацию обучения;

повысить эффективность процесса обучения;

способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

совершенствовать методики проведения уроков;

своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

планировать и систематизировать свою работу;

использовать, как средство самообразования;

качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

ИКТ технологии я могу применять на любом этапе урока:

Для обозначения темы урока.

В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

Для контроля учащихся.

Часть учеников моего класса имеют определённый навык работы на компьютере, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.

Использование ИКТ позволяет мне проводить уроки на достаточно высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. Появляется возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.

В результате увеличивается глубина погружения в материал, повышается мотивация обучения, осуществляется интегрированный подход в обучении и экономия времени на уроке.

ИКТ позволяют мне:

организовать различные формы работы:

увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;

обеспечить высокую степень дифференциации обучения.

Применение ИКТ вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:

1. Создание презентаций к урокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
4. Использование дидактических игр.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Презентации позволяют учителю:
• наглядно представлять материал;
• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
• регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.

Для подготовки презентации и показа её на уроке я пользуюсь программой Power Point. Презентация содержит подобранный мною материал о растениях, анимацию, музыку.

Создавая собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.

Использование интернет ресурсов играют большую роль для меня и моей работы, так как:

Интернет:
• Расширяет виды учебной деятельности учащихся;
• Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
• Дает возможности для профессионального роста;
• Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
• Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

Учащиеся моего класса уже умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её и использовать в своей дальнейшей работе при составлении презентаций, при подготовке к урокам, при работе над проектами, в исследовательской деятельности. За тем они выступают с подготовленными проектами в научно-исследовательской конференции, где им вручаются грамоты победителей и участников.

Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Я использую на уроках учебные и игровые программы; использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы. Готовые электронные пособия (энциклопедии, справочники, учебники, тренажёры) могут оказать большую помощь в подготовке и проведении уроков.

Познавательные материалы по окружающему миру содержат не только текстовую информацию, но и фото-, аудио-, видеоряды, анимацию, карты, схемы, позволяют продемонстрировать в динамике опыты с водой, воздухом, почвой, эксперименты с растениями, модели движения космических объектов, круговорот воды и веществ в природе и многое другое.

В сборнике представлены уроки русского языка и мультимедийные пособия, разработанные учителями и методистами сообщества "ИКТ в начальной школе", работающими по УМК "Школа России", "Школа 2000-2100", "Начальная школа XXI века", "Перспективная начальная школа".

Материалы пособия создают условия для развития языковой грамотности учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий.

Электронные приложения (на CD-диске) позволяют учителю воссоздать реальную картину изучаемых языковых явлений в динамике, анимировать и визуализировать процесс познания, стимулировать интеллектуальную деятельность детей. Мультимедийные презентации, анимированные плакаты, игры делают уроки яркими, интересными, запоминающимися и продуктивными. CD-приложения можно демонстрировать как на экране, так и на интерактивной доске любого типа.

В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Дети активно работают на уроке.

Например, подобрав нужную информацию, затем переработав её, предлагаю детям самостоятельно с ней поработать в парах, группах, индивидуально, используя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, предложив учащимся разные виды заданий: выбрать главное, составить схему, заполнить таблицу.

Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Наиболее часто я его использую на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи, экранизации художественных произведений даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания.

Уроки литературного чтения также будут неинтересны и скучны, если я не буду включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, я предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает моих детей выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Я думаю, что именно в начальных классах очень важна роль ИКТ в формировании операционного стиля мышления, который рассматривается здесь в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, построение информационных моделей, инструментирование деятельности. Большое значение, на мой взгляд, имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. Работа с ИКТ должна научить ребенка практической работе с информацией на ПК. Освоив компьютер в начальной школе, дети смогут затем использовать его как инструмент своей деятельности и в других классах, у них не вызовут затруднений предметные уроки с применением компьютера.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Итак, анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью добавить , что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

обеспечить положительную мотивацию обучения

значительно повысить устойчивость и концентрацию внимания;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

В начале 2012/13 уч. года с учениками второго класса я провела исследование свойств внимания: устойчивости и концентрации (тест Бурдона). Этот же тест провела, когда дети были в четвертом классе (2014/15 учебный год). Результаты тестирования видны в таблице.

Читайте также: