Какие слои появились в обществе у кабардинцев и балкарцев ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Не могу больше молчать! В последнее время ощущаю себя рефери на боксерском поединке, который происходит, к сожалению, не на ринге, а в комментариях моего блога. Здесь в спарринге сходятся не спортсмены-профессионалы, а любители сотрясать воздух, выясняя кто круче - кабардинцы или балкарцы.

Пару месяцев назад побывали в Кабардино-Балкарии: проехали через Чегемское, Черекское и Баксанское ущелья, полюбовались красотами Приэльбрусья и, напоследок, заглянули в столицу республики - город Нальчик.

Посетили КБР впервые, и, вы знаете, нам понравилось, и не просто понравилось - мы влюбились в этот горный край, в его снежные вершины и бездонные озера, его прекрасные водопады, бесконечные ущелья и потрясающей красоты горные теснины!

И еще нам здесь очень понравились люди - простые и открытые к общению, душевные и гостеприимные. Возвращались домой с мыслями о том, что очень жаль - не все удалось посмотреть, банально не хватило времени объять необъятное. И уже строим планы на будущую повторную поездку в Приэльбрусье, она обязательно состоится, пусть не сразу - у нас в стране так много интересных и красивых мест, которые еще хочется посмотреть, но мы обязательно вернемся в этот регион!

В общем, я вещаю в своем блоге исключительно о красоте Кабардино-Балкарии, и вдруг среди стройных рядов любителей Приэльбрусья - уже побывавших там или только планирующих свою поездку, ко мне в комментарии врывается группа хейтеров, которые начинают выяснять между собой, кто же на самом деле круче - кабардинцы или балкарцы. Они вспоминают все обоюдные исторические обиды, которые вынашивали их предки до седьмого колена, начинают искать в моих статьях исторические неточности с точки зрения одной или другой стороны - а я и не претендую на энциклопедические знания - рассказываю лишь о том, что поведали мне местные жители.

В какой-то момент я начинаю понимать, что уже лишняя в этом "боксерском поединке", кабардино-балкарская тусовка вполне справляется без меня и мои комментарии в качестве рефери-миротворца здесь никому не нужны.

Вот пример вам только один пример еще самого "приличного" наезда моих читателей друг на друга:

- Адыго, ну что вас так притягивает к балкарцам? И непременно что-то гаденькое написать, завидуете, что туристы в Балкарию едут, а не в Кабарду?

Сказать, что я была удивлена - ничего не сказать! Я была поражена, ведь для нас Кабардино-Балкария - единая и неделимая республика, где проживают кабардинцы, балкарцы и другие народности, как нам показалось, вполне мирно. Но, видимо, все-таки показалось. Есть здесь какие-то внутренние противоречия, не дающие спокойно сосуществовать этим народам.

Так, мы узнали, что кабардинцы - народ степной, и издревле традиционно селились на равнине или в предгорьях, и занимались в основном сельским хозяйством, в отличие от балкарцев, место жительства которых - деревушки в высокогорных районах, где они пасли на альпийских лугах овечьи отары и коровьи стада.

В Кабардино-Балкарии до сих пор сохранилось это достаточно строгое деление, которое можно было наблюдать в любом ущелье: въезжаем в Черекское - в самом его начале идут исключительно кабардинские селения - Псыгансу, Аушигер, едем дальше в глубину ущелья, равнинные поселения заканчиваются и начинаются деревушки балкарцев - Бабугент, Верхняя Балкария.

Немного истории: до вхождения в состав России Балкария была полностью независимой и имела свою систему самоуправления "Тёре", формируемую выборным путем. Начиная с XVI века Балкария, состоявшая из пяти крупных обществ – Малкъар, Холам, Урусбиевское (Баксан), Бызынги и Чегем - называлась "Пять Горских обществ", или - "Пять Горских обществ Терского округа". В состав России балкарцы официально вошли в 1827 году, что было значительно позже, нежели присоединение Кабарды к России, которое произошло 464 года назад, в далеком 1557 году!

В середине XVI века кабардинские князья из рода Идаровых не раз отправляли своих гонцов к русскому царю-батюшке с просьбой защитить их земли от набегов османов, ногайцев и попыткам крымского хана завоевать их земли. В 1558 году князь Темрюк посылает в Москву своих сыновей – Салтанкула и Булкайрука, чтобы те заключили военно-политический союз с Иваном Грозным. В знак серьезности своих намерений один из сыновей - Салтанкул - остается в Москве и принимает крещение, став русским удельным князем Михаилом Темрюковичем Черкасским.

В 1560 году внезапно умирает первая жена Ивана Грозного - Анастасия, и русские бояре не долго думая, решили подыскать царю новую жену. Одной из претенденток стала дочь кабардинского князя Темрюка Идарова и сестра Михаила Черкасского - княжна Кученей, которая вслед за братом также приняла христианство и, став Марией Темрюковной, вышла замуж за Ивана Грозного, что навеки скрепило узами кабардинский и русский народ.

"Навеки с Россией" - этот слоган сегодня можно увидеть повсюду в Кабардино-Балкарии - в городах, поселках и даже в горах часто встречаются памятники, посвященные воссоединению этого региона Кавказа с Россией. Так, в Нальчике на въезде в город стоит арка "Дружба".

После Великой октябрьской революции, в 1921 году Кабарда и Балкария вместе с другими историческими областями Центрального Кавказа вступили в состав Горской АССР, но в сентябре этого же года Кабардинский округ, а за ним и Балкария, вышли из него, образовав в 1922 году Кабардино-Балкарскую АО, позже преобразовавшуюся в АССР.

И вот, вроде бы, жили балкарцы и кабардинцы издавна рука об руку, какие между ними могут быть споры, но нет, видимо, соседи по региону завидовали друг другу, ведь балкарцы исторически были более благополучны - владели горными пастбищами и большим количеством скота, имели собственную недвижимость, тогда как кабардинцы жили значительно беднее.

В исторических источниках приводятся следующие цифры о кабардинцах:

. Во владении освободившихся 12292 холопов осталось в Большой и Малой Кабарде 1 лошадь на более чем 36 чел., немного более 1 штуки рогатого скота на 2 чел., 1 баран почти на 4-х чел. Недвижимого имущества кабардинских холопов я не привожу здесь, так как оно состоит только из одних турлучных сакель, которые по незатейливости их и вообще назначению лишь для временного помещения, едва ли могут считаться прочным имуществом.

А вот о балкарцах пишут прямо противоположное:

В Горском участке (Балкарии) . холопы имели недвижимое имущество, заключавшееся в 1695 загонах пахотной и 1048 - покосной земли (загон - до 40 на 10 саженей и больше), каменных и деревянных саклях, мельницах, хуторах, гумнах и других хозяйственных постройках. на каждый двор: более 2 лошадей, около 1 ишака (осла), более 10,5 штук рогатого скота и около 82 баранов. В горах таких бедных семейств, которые не имели бы пары коров, быка, 10-20 баранов, почти нет.

Однако после революции положение дел коренным образом изменилось не в лучшую строну для балкарцев: в период с 1922 года по 1938 год последовательно уничтожается политическая элита балкарского народа, в их рядах находят всевозможных "контрреволюционеров" и прочих "врагов народа", начинается постепенное ущемление их прав по всем фронтам.

А во время Великой Отечественной войны, осенью 1942 года, в Черекском ущелье была инициирована "Балкарская Катынь" - было полностью уничтожено население несколько балкарских сел - погибло свыше 700 человек мирного населения, на 98,5% состоящего из стариков, женщин и детей.

Как рассказала нам наш экскурсовод, поводом к этому стал случай: при отступлении группы советских войск под натиском немцев один из местных жителей, совсем еще мальчишка, решил припрятать пулемет, для того, чтобы оборонять свою семью от фашистов, об этом узнали представители из карательной 11-й стрелковой дивизии НКВД, следовавшей за отходящими советским войсками. И тут же признали его и все население деревни, врагами народа и приговорили к расстрелу.

Мы побывали в одном из селений Верхней Балкарии, где на руинах бывших балкарских домов,

1)Большой интерес заслуживает объяснение ими затмения солнца и луны: будто бы их пожирает некий дракон, воспользовавшись оплошностью их хранителей. Поэтому кабардинцы и балкарцы старались различными шу­мами и стрельбой разбудить стражей и спасти светила.

3) Большой интерес представляют орнаментальные узоры на войлочных коврах-киизах и арджанах (вид циновки), в которых изобилуют раститель­ные, геометрические узоры, изображения круторогих туров, оленей и пр.

1. Африка, 2. Лук, 3. Огонь, 4. Охота, 5. Душа, Мамонт, 7. Бизон, 8. Гарпун, 9. Собирательство.

По вертикале в выделеной графе получилось Альтамира

Захватнические военные походы ассирийцы начали в первой половине IX века до н. э. Они захватили всю Месопотамию,Палестину и Кипр, территории современных Турции и Сирии, а также Египет (который, однако, потеряли спустя 15 лет) . На покоренных землях они образовали провинции, обложив их ежегодной данью, а наиболее искусных ремесленников переселяли в ассирийские города (вероятно, поэтому в искусстве Ассирии заметно влияние культур окружающих народов) . Своей империей ассирийцы управляли очень сурово, депортируя или казня всех бунтовщиков.

Ассирия достигла вершины своего могущества в третьей четверти VIII века до н. э. во время правления Тиглатпаласара III(745—727 г. до н. э.) . Его сын Саргон II разгромил Урарту, захватил Израильское царство и раздвинул границы царства до Египта. Его сын Сеннахериб после восстания в Вавилоне (689 г. до н. э. ) сравнял этот город с землей. Своей столицей он избрал Ниневию, отстроив её с величайшей пышностью. Территория города была значительно увеличена и обнесена мощными укреплениями, был построен новый дворец, обновлены храмы. Для снабжения города и разбитых вокруг него садов хорошей водой соорудили акведук высотой 10 м.

Ребяят,помогите с тестами по истории.Первый послевоенный съезд КПСС – XIX-й, на котором впервые была поставлена задача увеличени

Кабардинцы — один из наиболее влиятельных кавказских народов. Кабардинские мужчины считались смелыми и искусными воинами, женщины ставились красотой, опрятностью, изысканными нарядами. Ну и, конечно, на весь мир знаменита выведенная народом кабардинская порода лошадей: сильных, быстрых, бесстрашных и статных скакунов.

Название


Где живут, численность

В период расцвета кабардинцы занимали обширные территории Центрального Предкавказья. Регион расселения получил название Кабарда, земли которой делились на Малую и Большую Кабарду. Точных данных о численности кабардинцев до Кавказской войны нет, приблизительные оценки говорят о 35 000 дворов, что предполагает общее число жителей не менее нескольких сотен тысяч человек.
Резкое сокращение числа населения произошло в начале XIX столетия. Разрушительная Кавказская война и сильнейшая эпидемия чумы практически полностью опустошили Малую Кабарду, серьезно сократили численность жителей Большой. В 1825 г. кабардинцев включили в состав России. По завершении Кавказской войны, наряду с другими адыгскими народами, насильно выселены за пределы Российского государства, в основном в Турцию.


По данным переписи 2010 г., численность кабардинцев в России составляет 517 000 человек. Большая часть из них — 490 000 человек, проживает на территории Кабардино-Балкарии, составляя 57% населения Республики. Численность кабардинцев в других регионах России:

  • Ставропольский край — 7993 чел.
  • Москва — 3698 чел.
  • Северная Осетия — 2802 чел.
  • Московская область — 1306 чел.
  • Санкт-Петербург — 1181 чел.
  • Краснодарский край — 1130 чел.

В связи с депортациями, в результате Кавказской войны и репрессий 1944 г. значительная часть представителей народности обитает за рубежом. Самая крупная диаспора адыгов, включая кабардинцев, находится в Турции, по некоторым данным, считаясь третьим по величине народом государства. Зафиксированы черкесские диаспоры в Сирии, Ливане, Саудовской Аравии, Иордании, Германии, США, Северной Африке.

История


Предками адыгов выступают меотские племена, занимавшие причерноморские и приазовские территории в первом тысячелетии до нашей эры. Языковые сходства заставляют предположить, что в формировании этноса участвовали племена древних касков и хаттов, населявших Анатолию и Южное Причерноморье с третьего тысячелетия до новой эры.
Первое упоминание кабардинцев относят к X столетию. Константин Багрянородный описывал Касахию — страну Касогов, расположенную вблизи Алании, Папагии, Зихии. К XVI столетию сведения о народе становятся более точными, область проживания локализуется в трех направлениях:

С XVI столетия налаживаются прочные связи с Московским государством, обусловленные целью воздействия на общего врага: Крымское ханство. Значительную роль в установлении дружеских отношений с Москвой сыграл кабардинский князь Темрюк Идаров (также Идарович). Он сумел объединить соседние народы, составив первое посольство 1552 г. Ивану Грозному. В последующие годы вместе с Грозным кабардинцы участвовали во взятии Казани, Темрюка, Тамани, Астрахани. Отношения скрепил в 1561 г. брак Ивана Грозного и дочери Темрюка Идарова, после крещения получившей имя царицы Марии Темрюковны.


Через 10 лет османское влияние восстановилось, в кабардинском регионе наступил период феодальной раздробленности. Местные князья продолжали оказывать влияние на соседние народы, перенимавшие быт, костюм, обычаи, культуру, правила поведения кабардинцев. Знатные представители родов поступали на российскую службу, в Смутное время приходили на помощь царю. Князь Черкасский, как ближайший родственник Марии Темрюковны и значившийся в Совете Второго ополчения первым по местничеству, выступал одним из претендентов на престол. Однако Земский собор 1613 г. остановился на нейтральном кандидате — Михаиле Романове, чье царствование положило начало 300-летнего правления великой династии Романовых.

В 1681 г. Черкасский договорился о вечном мире с Османской империей, а в 1739 г. от притязаний на территории отказалась Российская империя. До 1825 г., когда в ходе Кавказской войны регион был вновь присоединен к России, Кабарда существовала, как независимое государство.

Внешность


Антропологически кабардинцы относятся к так называемому пятигорскому миксу, представляющему смесь кавкасионского и понтийского типов. К отличительным особенностям внешности относят:

  • высокий или средний рост;
  • атлетическое телосложение;
  • широкое лицо;
  • выступающие скулы;
  • прямые брови;
  • горизонтальное расположение глаз;
  • нос прямой или с горбинкой, горизонтальное расположение кончика;
  • глаза карие, серые, черные;
  • прямые жесткие волосы;
  • развит волосяной покров.

Исследователи XVI-XIX вв. отмечали привлекательную внешность кабардинцев, называя представителей народа одними из красивейших на Кавказе. Мужчины отличались атлетическим телосложением, широкими плечами, ловкостью, проворностью. С раннего возраста мальчиков учили обращению с оружием и лошадью, борьбе, джигитовке. Благодаря этому дети вырастали в физически сильных, выносливых, подтянутых юношей.
Девочки с 12 лет начинали использовать корсет с деревянными вставками в передней части. Предмет одежды носили днем и ночью, снимать его полагалось в первую брачную ночь. Использование корсета обеспечивало идеальную осанку, стройную фигуру с тонкой талией и небольшой грудью: подобная внешность считалась на Кавказе эталонной.

Одежда


Кабардинские князья считались законодателями мод Кавказа. Традиционный костюм состоял из шаровар, сафьяновых чувяков, рубахи с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкески, папахи. Обязательный элемент костюма — богато украшенный наборный пояс или сабельное опоясье для холодного оружия: кинжала, шашки, сабли. Черкеска черного, коричневого, красного, белого цвета дополнялась газырями, нагрудником. В холодное время года и в походах носили бурки, для повседневного ношения использовали овчинные шубы.
Женский костюм состоял из туникообразной, доходящей до пола, рубахи, шаровар, распашного платья. Последнее могло быть повседневным и праздничным: торжественные наряды декорировались золотым и серебряным шитьем, искусно выделанным серебряным поясом, украшениями из драгоценных металлов. Девушки дополняли наряд высокой шапкой с золотым шитьем. После замужества ее заменяли на черный платок, концы которого оборачивали вокруг шеи, завязывая на голове. Сверху надевали изящный ажурный платок светлого оттенка.

Жизнь

Социальная организация


Кабардинцы разделялись на пять классов или сословий:

Семейный уклад



Избегание затрагивало отношения родителей и детей, по большей части отца. Мужчине запрещалось в присутствии посторонних брать ребенка на руки, использовать нежные слова, называть по имени, играть, ласкаться, целовать. Поскольку на мать ложились обязательства ухода за малышом, избегание касалось ее в меньшей степени. Однако по традиции во время первых выносов люльки в общую гостиную женщина не глядела на дитя, не подходила к нему. Матери запрещалось прилюдно оплакивать ребенка, если тот погибал.
Строгое избегание, вкупе с необходимостью создания крепких межродовых и межплеменных взаимоотношений, породило традицию аталычества. В раннем возрасте одного или нескольких детей из семьи отдавали на воспитание к равной или чуть менее знатной семье своего или чужого народа. Аталыки полностью обеспечивали воспитанников, давали им образование, жизненные навыки. С наступлением совершеннолетия юношей и девушек возвращали, снабдив оружием, конем, нарядами. Родные семьи богато одаривали аталыков, часто калым за девушку направлялся воспитателям.

Занятия

Традиционными занятиями кабардинцев выступали земледелие и скотоводство. Сеяли пшеницу, ячмень, просто, кукурузу. Занимались садоводством, огородничеством, пчеловодством. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, применяли отгонную технологию. В качестве тягловых животных использовали буйволов.
Кабардинцы прославились, как отменные коневоды, выведшие знаменитую верхово-упряжную кабардинскую породу. Кони отличались необыкновенной выносливостью, работоспособностью, бесстрашием, стойкостью к болезням, что делало их незаменимыми в дальних походах, перегонах, сражениях. Являясь аборигенной породой, кабардинская лошадь отлично сохраняла равновесие в горной местности, на скалистых, скользких тропах, спусках, подъемах.

Религия

С XV-XVI вв. Кабарду захватывает ислам. Ряд исследователей полагает, что ранее в регионе исповедовали православие, другие говорят о преобладании язычества. До наших дней сохранились отголоски традиционных верований, например, обряд вызывания дождя. Почитали бога громовержца Шибле: после первого грома весной обливали водой зернохранилища с просьбой обильного урожая в новом сезоне.
Одним из наиболее почитаемых в пантеоне считался бог земледелия и плодородия Тхашхо. С ним связан полный цикл земледельческой обрядности: народные гулянья с жертвоприношениями животных перед пахотой, праздник первой борозды, окончание пахоты, уборки урожая. Существовал культ деревьев, сакральным животным считался волк: кости, зубы, жилы животного считались оберегами.

Традиции


Свадебная обрядность кабардинцев включала в себе множество этапов, что обеспечивало значительную его продолжительность: от нескольких месяцев до нескольких лет. Цикл включал следующие мероприятия:

Завершали свадебный цикл многочисленные обряды знакомства невестки с родственницами, домом, хозяйством.

Каждый настоящий балкарец умеет варить сыр, пасти баранов, работать на сенокосе, вязать шерстяные платки и носки – независимо от пола, социального статуса и количества высших образований.

Сегодня в Кабардино-Балкарии около сотни маленьких сел, которые населяют только балкарцы. Больше всего их в Чегемском, Черекском, Эльбрусском районах и в Верхней Балкарии. В других районах, ближе к равнине, села часто смешанные – там живут и балкарцы, и кабардинцы. В каждом балкарском селении простые жилища соседствуют с древними постройками, а поблизости людные туристические места.

Балкарцы чаще всего живут традиционным скотоводством и торговлей на бойких туристических базарах: там продают шерстяные изделия и сувениры и держат кафе с национальной кухней.

Родственные связи и смешанные села

Село Эльтюбю.

Большие города и села – смешанные по национальностям. Например, в столице КБР – Нальчике – кабардинцев больше по численности. И если балкарцы занимаются ремеслом и сельским хозяйством, то среди кабардинцев больше предпринимателей, офисных работников и госслужащих.

Индира Гузеева

Ссылка балкарцев продолжалась 13 лет: в 1957 году репрессия признана ошибочной и противозаконной и людям разрешили вернуться на малую родину.

Оседлость и семейные ценности

По словам Гузеевой, считается, что у балкарцев нет коммерческой жилки, которой могут похвастаться их предприимчивые соседи – кабардинцы.

Балкарцы хотят учиться

Село Эльтюбю.

Часто за дипломами в городские институты едут даже те сельские балкарцы, которые понимают, что им не понадобятся знания. Выбирают популярные специальности – экономика и юриспруденция, хотя бешеные конкурсы во многих российских вузах на эти специальности уже остались в прошлом.

И все равно традиционный уклад жизни сохраняется: каждый балкарец умеет варить сыр, пасти баранов, работать на сенокосе, вязать шерстяные платки и носки – независимо от пола и социального статуса. Детей воспитывают строго – отцы могут водить дочерей в школу до старших классов. Городские девушки, конечно, могут носить современную одежду, но сельские – чаще всего носят платки. Еще дети в семьях рано приучаются к труду.

Село Эльтюбю.

Простые люди в селах, князья – в столицах

В России проживает 112,9 тысяч балкарцев, подавляющее большинство – на исторической родине – в Кабардино-Балкарии, здесь их 108,5 тысяч человек. Остальные пустили корни в Казахстане во время репрессий.

В Турции тоже существует небольшая диаспора балкарцев – по разным оценкам около тысячи человек. Примерно столько же – в европейских столицах. Интересно что балкарцы, уехавшие далеко от гор – это всегда представители высших сословий. Их называют горские князья – таубии. Они представители древних родов – смешанных с кабардинцами. Чаще всего они носят фамилии – Мисаковы, Шархановы, Айдабуловы, в республике их почти не осталось.

Читайте также: