Психология как гуманитарная и естественная наука кратко

Обновлено: 05.07.2024

Всю историю развития психологии можно охарактеризовать как взаимоотношения двух противоположных подходов -- естественнонаучного и гуманитарного, причем в последние десятилетия наблюдается постепенное вытеснение первого вторым. Изначально Аристотель утверждал, что изучение души есть дело естествоиспытателя. Современное положение дел можно охарактеризовать как кризис попыток построения психологии по образцу естественной науки. Наличие отдельных разделов психологии, которые невозможно отнести к естественнонаучной линии (психоанализ, гуманистическая психология, логотерапия) лишь усугубляет кризисное состояние.

Но в отечественной психологии в настоящее время, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева преобладающей все еще является ориентация на естествознание, на объективность, на измерение и эксперимент как на идеал научности. Советская психология развивалась как академическая, сциентистская дисциплина. В последние годы в рамках психологической практики начала оформляться гуманистическая психология. Осознана необходимость создания особой психотехнической теории, т.е. теории, обосновывающей человековедческую, психологическую практику. По сути, это означает создание гуманитарной психологии как альтернативы естественнонаучной академической психологии.

Основными причинами, препятствующими оформлению психологии в качестве естественной науки, выступают:

  1. духовный характер происхождения человека, не позволяющий рассматривать его как объект первой природы или механизм;
  2. рефлексивность и активность человека; невозможность лишь управления человеком - в отношении человека органичны понимающая позиция, любовь, помощь, поддержка.

Таким образом, применение требований естественнонаучного стандарта в психологии является ограниченным. По мнению многочисленных авторов, даже психологический эксперимент, не говоря уже обо всем комплексе психологического знания, должен строиться по гуманитарным канонам.

Значительная часть дискуссий о статусе научности психологии связана не столько с обсуждением вопроса о том, является ли психология наукой, сколько с вопросом о том, на какой эталон (естественнонаучный или гуманитарный) ей следует ориентироваться (и каким критериям научности соответствовать).

Зарубежные психологи более склонны воспринимать психологию в рамках гуманитарной психологии, отечественные же психологи до сих пор придают меньшее значение гуманитарному знанию в психологии по сравнению с естественнонаучным. Но тенденцией последних лет является все же гуманизация знания психической реальности. Как справедливо отмечают многие авторы, в основе получения психологического знания должна лежать гуманитарная парадигма, но для доказательства неоспоримых фактов служит естественнонаучная, т.е. обе парадигмы в исследований психической реальности необходимы.

Но, по мнению большинства психологов, с точки зрения перспектив исследовательской деятельности именно в рамках гуманитаризации познания определяются по-настоящему сложные задачи, являющиеся достойным вызовом для научного сообщества.

Рассматривая отличия естественнонаучной парадигмы, авторы выделяют ее основные принципы:

Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

У истоков современной постановки проблемы специфики гуманитарного познания стоит И. Кант, который продемонстрировал ограниченность естествознания, разграничил сферы применения естествознания и метафизики в таких вопросах, как существование души, Бога. Кризис натуралистического подхода к анализу социальных явлений в конце XIX -- начале XX в. был связан с осознанием различий природы и культуры. Недостаточность естественнонаучного познания применительно к социальным и культурным объектам поставила перед исследователями науки задачу определения статуса и специфики гуманитарного познания.

Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п.

Современные гуманитарные дисциплины ориентированы на общие критерии научности:

  • Интерсубъективность
  • Прогрессизм
  • Обоснованность
  • Критичность

Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал крепнущий союз ее с естествознанием, начало во второй половине XIX в. Сюда относится внедрение в психологию экспериментального метода (Г. Фехнер), особенно после выхода в свет книги И. М. Сеченова “Рефлексы головного мозга”, в которой было показано, что психические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными. В настоящее время естественнонаучное обоснование психологической науки усиливается за счет углубленного изучения нейрофизиологических механизмов мозговой деятельности. Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи великого естествоиспытателя Ч. Дарвина, изложенные в книге “Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь” (1859). Дарвину удалось приложить идею эволюции всего живого к объяснению происхождения инстинктов животных, показав, что те же самые основные факторы, от которых зависит в процессе биологического развития изменение строения тела .

Эволюционное учение дает, возможность объяснить происхождение как инстинктивных форм поведения, программируемых наследственно, так и приобретаемых прижизненно, в результате образования сложных систем условных рефлексов.

Гуманитарные составляющие психологии.Психология изучает психику как на уровне животных, так и на уровне человека. Предмет психологии - изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы - сознания. Развитие трудовой деятельности и основанных на труде общения людей и языка необходимо породило новую форму психического отражения - сознание.Сознание - высшая, хотя и не единственная форма психического отражения у человека. Предмет психологии можно отнести и к естественнонаучной и гуманитарной дисциплинам.В первом случае, психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку для активной деятельности в нем и управления своим поведением.Во втором случае, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного индивида. Психология проявляется каксовокупность типичных для человека способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.

Психология как наука, ее объект, предмет и задачи.

Рассмотрим отличия естественных и гуманитарных наук:

1. Гуманитарные и естественные науки различаются объектами изучения.

Гуманитарные науки изучают артефакты: культуру, историю народов, общественные явления. Естественные же науки изучают процессы и явления природы, их связи и закономерности.

2. Гуманитарные и естественные науки различаются сферами использования и применения знаний.

3. Гуманитарные и естественные науки различаются методами и способами получения научных знаний.

Гуманитарные науки используют теоретические и в меньшей степени эмпирические методы изучения. Для них характерны феноменологические методы, описывающие единичные явления. В гуманитарных науках практически не используются экспериментальные методы, характерные для естественнонаучных дисциплин.

4. Гуманитарные и естественные науки различаются мерой влияния экспериментатора на реакции и состояние изучаемого объекта.

В естественных науках исследователь выступает как носитель научных процедур, а в гуманитарных – исследователь активно влияет на изучаемый феномен.

Однако обе ветви наукознания вышли из философии и своей теоретической частью (понятиями, категориями, законами, гипотезами), а также разработкой приемами и методами научного исследования примыкают к философии. Обе ветви наукознания влияют на развитие философии и закономерно обуславливают смену научных теорий и методов.

Психологическая наука долгое время существовала как гуманитарная наука. Со времен Аристотеля и практически до XVII в. её предметом была душа. Начиная с XVII в., предметом психологии становятся факты сознания. Сознание – одна из тем философии, и до второй половины XIX в. оно изучалось методами и в рамках гуманитарных наук. С середины позапрошлого века ученые попытались распространить на сознание естественно научные методы для объективного изучения его и тщательного анализа.

Естественно-научный подход в познании практически был реализован в работах Галилея. Галилей показал, что для использования науки в целях описания естественных процессов природы годятся не любые научные объяснения и знания, а лишь такие, которые, с одной стороны, описывают реальное поведение объектов, но с другой – это описание предполагает проецирование на объекты природы научной теории. Галилей первым применил эксперимент.

Начиная с известной школы В.Вундта, психология пыталась построить себя как точная, естественная наука, как наука опытная, экспериментальная. Но естественнонаучная парадигма изучения применима к природным явлениям. В.Вундт и его сотрудники не рассматривали сознание как природное явление.[22] Ими не была сформулирована четкая научная психологическая теория, что не позволило выделить основной и дополнительные процессы; соблюсти принцип объективности, т.е. контроль за тем, чтобы факт самого изучения не влиял на поведение объекта. Более того, интроспекционисты были уверены, что, чем исследователь опытнее и лучше осознает свои ощущения, тем более верно он изучает психику. Соединение в одном лице экспериментатора и исследуемого объекта противоречит принципу объективности. Исследователь не только влияет на изучаемый объект, но и целенаправленно его формирует. Метод интроспекции не подходил для решения поставленных задач, ибо представлял собою не естественно научное и экспериментальное изучение психики, а психотехническую процедуру по формированию психики.

Кризис психологической науки конца XIX века заставил усомниться в правильности определения предмета психологии. К началу XX века у психологической науки появляются новые объекты изучения: поведение и психика. Оба указанных объекта имеют признаки естественных природных явлений: психика – свойство высокоорганизованной материи мозга, а поведение рассматривалось как извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, система последовательно выполняемых моторных действий, как исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой. При подобном понимании предмета психологии естественно научные парадигмы применимы к самой психологической науке.

Однако не все психологические направления принимают в качестве предмета психологии поведение или психику. Ряд школ и направлений в качестве предмета своей науки выбрали личность или неосознаваемые процессы. Под неосознаваемыми явлениями подразумеваются психические процессы, механизмы, образования, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчет. Представление о несознаваемых явлениях была начата З. Фрёйдом, обратившим внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек осознать не способен. Неосознаваемые явления функционируют по иным законам, нежели осознаваемые, что затрудняет создание точной, последовательной, строго логичной теории. По этим же обстоятельствам практически невозможно разработать экспериментальные процедуры. Наиболее приемлемые методы изучения – наблюдение и описание.

Гуманистическая психология выбрала предметом своего изучения личность, понимаемую как открытую саморазвивающуюся, совершенствующуюся структуру. Её внимание обращено, прежде всего, на специфические человеческие проявления: самоактуализацию, высшие ценности и смыслы, творчество, свободу, ответственность, межличностное общение и т.п. На сегодняшний день гуманистическая психология представляет собой конгломерат различных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители гуманистической психологии стремятся построить новую методологию познания человека. Как мы видим, основными вопросами изучения не являются проблемы естественно научного характера. В гуманистической психологии одним из важнейших методов изучения является феноменологический метод, метод изучения отдельных случаев.

Иными словами, два последних направления в большей степени обладают признаками гуманитарных наук, нежели естественных.

Вопрос о разграничении наук о человеке весьма сложный. Психология выступает объединяющим началом наук о человек, интегрирует в себе признаки и гуманитарных, и естественных наук. В зависимости от школы, отрасли, направления психологической науки в ней преобладают характеристики той или иной научной парадигмы.

1. Дайте характеристику психологии как науки.

2. Раскройте научное понимание психики человека.

3. Проанализируйте основные функции психики. Проиллюстрируйте их примерами.

4. Какие особенности имеет психика человека?

5. Признаки психического отражения и психики?

6. Что современные отечественные психологи относят к психическим явлениям?

7. Каковы основные функции и проявления психики?

8. Раскройте взаимосвязи психологии и других наук.

9. Охарактеризуйте основные отрасли психологии.

10. Дайте краткую характеристику естественно-научных основ психологии.

11. Основные подходы к классификации психологических феноменов?

12. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы организмов в процессе эволюции?

13. Методы исследования в психологии.

14. Какая связь существует между психикой и организмом, между психикой и мозгом?

15. Дайте общую характеристику принципов психологии.

16. Как соотносятся законы психологии и других наук?

17. Обоснуйте необходимость психологического образования для успешной деятельности современного врача.

Рекомендуемая литература

1. Айсмонтас Б.Б. /Общая психология: схемы, / М., Владос-Пресс, 2003, стр. 5 -54; 69 -81..

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. /Атлас по психологии, / М., Педагогическое общество России, 2003, стр. 12 -43.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. / Введение в общую психологию, / М., ЧеРо – Юрайт, 2002, стр.9 -99.

4. Государев Н.А., /Психология и педагогика, / М., Ось-89, 2006.

5. Лурия А.Р. / Основы нейропсихологии, / М., Академия, 2002.

6. Лурия А.Р. / Лекции по общей психологии, / СПб, Питер, 2004, стр. 14 -62.

7. Маклаков А.Г./ Общая психология / СПб, Питер, 2008.

8. Немов Р.С. / Психология, / М., Высшее образование, 2005, стр.12 -48; 80 -115.

9. ПетровскийА.В., Ярошенкий М.Г., / Психология, / М., Академия, 2001, стр. 3- 22.

10. ПетровскийА.В., Ярошенкий М.Г., / Теоретическая психология, / М., Академия, 2003.

11. Розин В.М. / Психология (наука и практика), / М., Омега – Л, 2005.

12. Психология и педагогика,/ под ред А.А. Бодалева, / М., Изд-во института Психотерапии, 2002, стр.15 – 33.

13. Тертель А.Л., / Психология (курс лекций) / М., Проспект, 2007.

14. Творогова Н.Д. / Психология (лекции для студентов медицинских вузов), / М., ВУНМЦ МЗ РСФСР, 1998.

15. Хомская Е.Д. / Нейропсихология, / М., УМК Психология, 2002.

16. Шкуренко Д.А. / Общая и медицинская психология, Ростов-на-Дону, Феникс, 2002, стр. 5 -50.

[2] Гиппенрейтор Ю.Б. / Введение в общую психологию – М., 2002

[3] Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. –М., 1986.

[5] Леонтьев А.Н. / Философия психологии. – М., 1994.

[6] Гальперин П.Я. / Введение в психологию – М., 2008.

[7] Сеченов И.М. / Рефлексы головного мозга – М., 2009.

[8] Сеченов И.М. / Рефлексы головного мозга – М., 2009.

[9] Лурия А.Р. / Высшие корковые функции человека – СПб., 2008.

[10] Лурия А.Р./ Лекции по общей психологии – СПб., 2004.

[11] Лурия А.Р. / Высшие корковые функции человека – СПб., 2008.

[12] [12] Лурия А.Р./ Лекции по общей психологии – СПб., 2004.

[13] Хомская Е.Д./ Нейропсихология – М., 2002.

[14] Хомская Е.Д./ Нейропсихология – М., 2002.

[15] Лурия А.Р. / Основы нейропсихологии - М., 2002.

[16] Немов Р.С. / Психология – М., 2205.

[17] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. / Теоретическая психология - М., 2003

[18] Психология и педагогика / под ред. Бодалева А.А., Жукова В..И., Сластенинат В.А. – М., 2002.

[19] Ожегов С.И. / Толковый словарь русского языка – М., 1988.

[20] Выготский Л.С. / Психология – М., 2002, с. ??

[21] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. / Теоретическая психология – М., 2003.

[22] Теплов Б.М. / Об объективном методе в психологии // избранные труды: в 2 т. – М., 1985.


Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография. К ним примыкает группа других родственных дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Их относят к гуманитарным наукам. Среди гуманитарных наук наиболее глубокие связи с психологией имеет педагогика. Психология также тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.

Таким образом, психология является наукой, в которой соотносятся социально-гуманитарное и естественно-научное знание, что определяет ее роль фундамента в системе наук. Психология интегрирует данные этих отраслей научного знания и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в современное время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основным средством построения его общей теории. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в единую концепцию.


Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография. К ним примыкает группа других родственных дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Их относят к гуманитарным наукам. Среди гуманитарных наук наиболее глубокие связи с психологией имеет педагогика. Психология также тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.

Таким образом, психология является наукой, в которой соотносятся социально-гуманитарное и естественно-научное знание, что определяет ее роль фундамента в системе наук. Психология интегрирует данные этих отраслей научного знания и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в современное время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основным средством построения его общей теории. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в единую концепцию.

Читайте также: