План работы службы ранней помощи в доу

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 3710 0

Пояснительная записка

Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено в первую очередь возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья. Так, по данным Т.В. Волосовец доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 % до 36,5 %; до 80 % детей рождаются физиологически незрелыми; около 70 % новорожденных имеют перинатальную патологию.

Значимым отягощающим фактором является позднее включение ребенка с проблемами в развитии в систему психолого-педагогической диагностики и коррекции. Как правило, в младенческом и раннем возрасте детям с выявленными отклонениями в развитии оказывается преимущественно медицинская помощь. Большинство детей с нарушениями в развитии включаются в систему комплексной психолого-педагогической помощи в возрасте 2-3 лет и старше. Упущены сензитивные периоды развития высших психических функций и социальных компетентностей, коррекционная работа оказывается недостаточно эффективной, а попытка объединить решение коррекционных и образовательных задач зачастую приводит к значительным перегрузкам детей.

Чем раньше выявлены проблемы семьи и ребенка, тем быстрее и эффективнее осуществляется процесс реабилитации. Максимально раннее начало целенаправленного педагогического воздействия позволяет предупредить появление вторичных отклонений в развитии, создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка. Кроме того, ранняя психолого-медико-педагогическая помощь обеспечивает благоприятную основу для социальной адаптации и интеграции ребенка с ОВЗ в здоровый социум.

Образовательная программа дошкольного образования, разработка которой осуществлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, утвержденными приказом министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Программа включает в себя вопросы воспитания и образования детей раннего возраста ( от 2-х мес. до 3-х лет)

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, а также игра обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

В. В. Гербова. Ознакомление с окружающим миром, М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ,2015 г.

5. Мининой О.А. Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей от 1 до 3 лет с проблемами в развитии.

Цель:организации деятельности Службы ранней помощи детям в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет, не посещающим дошкольные образовательные учреждения и их родителям (законным представителям) (далее – Служба ранней помощи) является оказание методической, диагностической, консультативной помощи семье, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основные задачиСлужбы ранней помощи:

- проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

- оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

- проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2-х месяцев до 3-х лет с нарушением развития(риском нарушения);

- реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой Службой ранней помощи самостоятельно;

- включение родителей (законных представителей) в процесс
воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьей;

- обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии(риском нарушения);

- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Коррекционные задачи:

Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.

Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

Развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений

Развитие мыслительных процессов детей: зрительного, слухового восприятия, памяти, логики, творческих способностей.

Совершенствование произносительной стороны речи, обогащение и активизация словаря.

Формирование зрительно-предметногогнозиса и зрительно-моторной координации

Формы организации образовательного процесса:

Задачи и содержание работы

Формы работы с родителями

Формы работы с детьми

Развитие познавательной сферы.

Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

Консультации, лектории, памятки.наблюдение, проблемные ситуации, экскурсии, игры, экспериментирование совместно с детьми

Развивающие игры, рассказ, беседа, театрализация, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы.

Клиентами служб ранней помощи являются семьи, воспитывающие ребенка с проблемами в развитии первых лет жизни.

В службу ранней помощи направляются:

1. Дети с выявленными отклонениями в развитии – органическим поражением ЦНС, подозрением на ранний детский аутизм и другими нервно-психическими нарушениями.

2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные, дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболевания во время беременности (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз и др.).

3. Малыши, у которых мамы страдали токсикозом беременности. Дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму.

4. Младенцы с гемолитической болезнью новорожденного; малыши, перенесшие детские инфекции (грипп, паротит, скарлатина, корь и др).

5. Дети, которым во время родов или в период пребывания в детской больнице делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации; дети из семей, имеющих высокий риск нарушений зрения, слуха, опорно-двигательные нарушения, нарушения речи и интеллекта.

Основные направления деятельности служб ранней помощи.

Информационно-просветительская деятельность – предполагает информирование о миссии, цели и задачах службы, перечне предоставляемых услуг. В рамках этой деятельности осуществляется работа с ближайшим окружением ребенка по формированию положительного отношения к ранней помощи в целом, к семьям с проблемными детьми.

Деятельность по осуществлению комплексной психолого-педагогической диагностики – предполагает оценку развития и состояния ребенка, выявление причин, приводящих к проблемам в развитии.

Деятельность по психолого-педагогическому консультированию, помощи и реабилитации – организуется с семьей ребенка. На основе комплексной диагностики ребенка формируется программа его развития. При этом семье оказывается психологическая помощь и поддержка.

Профилактическая деятельность – направлена на работу с семьями детей групп биологического и социального риска.

Коррекционная работа с ребенком раннего возраста с выявленными проблемами в развитии будет максимально эффективной только при условии активного включения родителей в этот процесс. Коррекционно-развивающая работа должна строиться по принципу совместно-разделенной деятельности. Одной из основных задач специалистов является передача своего опыта и функций семье и ближайшему окружению ребенка.

Первые годы жизни ребенка рассматриваются большинством специалистов как сензитивный период развития двигательной, познавательной и речевой деятельности. Возникающие в это время различные отклонения в развитии, проявляющиеся даже в минимальной степени, в дальнейшем могут привести к выраженным расстройствам двигательной, психической и речевой сфер в дошкольном и школьном возрасте. Предупреждение и выявление дизонтогенетических проявлений в раннем возрасте и своевременное оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям способствует снижению численности дошкольников с проблемами в развитии.

Результаты диагностических исследований обязательно обсуждаются с родителями. Вместе с семьей специалисты разрабатывают стратегию решения проблем. Определяется ответственность всех участников коррекционного процесса. С учетом возможностей семьи и потребностей ребенка разрабатывается индивидуальная программа развития. Планируются возможные формы контроля и коррекции программы при необходимости.

Принципы и подходы к формированию программы.

Программа направлена на создание условий развития ребенка с 2-х мес. до 3-х лет, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Принцип деятельностного подхода. Мотивационная сфера ребенка, его практические умения и способы действия формируются в разных видах деятельности, опирающихся на ведущую деятельность раннего возраста — предметно-практическую.При этом формирование конкретных навыков и умений — моторных, сенсорных, речевых — не является самоцелью, они выступают в качестве средства реализации деятельности.

Принцип адекватности и своевременности внешних требований. Своевременность и адекватность предъявляемых внешних требований применительно к раннему возрасту будет работа с базовыми уровнями, формирующими предпосылки становления более высоких психических функций: познавательных и речевых. Наиболее важным базовым психическим процессом для ребенка с выраженными нарушениями развития раннего возраста вне зависимости от его психических возможностей является формирование схемы тела, внутреннего пространства.

Необходимо также сказать и о формировании восприятия в раннем возрасте. Зрительно-пространственное восприятие тесно связано с предметными действиями. Богатая и разнообразная предметная среда, способная побудить малыша к активным действиям, является важнейшим условием развития его познавательной сферы.

Принцип постоянства и стереотипности среды, а именно: средств, содержания и методов работы. До объединения детей в группу каждый ребенок проходит этап индивидуальных занятий – освоение помещения, разных его зон, знакомство с педагогом, ритуалами, сопровождающими занятие. После объединения детей в группу ритуалы становятся стержнем занятия. Постепенно выстраивается структура с четко фиксированным началом, переходами от одной игры к другой, концом занятия. Структура выдерживается и на индивидуальных занятиях. Повторяющиеся элементы формируют основы произвольной регуляции собственного поведения, поскольку выступают как неизменное правило. Они создают у детей ощущение безопасности, помогают легче перестроиться на другой вид деятельности. Материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет им радость.

Принцип укрепления адаптивных возможностей семьи. Процесс психического развития ребенка в первые годы жизни невозможно рассматривать вне его постоянного взаимодействия с матерью, которая является посредником и организатором практически всех его контактов.

Гармонизация внутрисемейных отношений через снижение родительской напряженности, формирование уверенного и спокойного стиля родительского воспитания через обучение родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком.

Принцип комплексного подхода к диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной деятельности (в работе задействованы специалисты различного профиля: педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель);

Онтогенетический принцип и учет зоны актуального развития и ближайшего развития, создания развивающей среды.

Принцип индивидуального дифференцированного подхода для работы с детьми в службе ранней помощи составляются индивидуальная программа на каждого ребенка.

Программа реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года)

предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),

общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Характеристики особенностей развития детей раннего возраста.

Особенность развития детей в возрасте 1 года — 1,6 лет соответствуют показателям по основным линиям развития:

Сенсорное развитие — ребенок различает по величине (большой, маленький). Подбирает предметы разной формы по образцу, например кубик к кубику.

Общие движения — ходит длительно до 10 м. Меняет положение, приседает, наклоняется. Может перешагивать через препятствия, подниматься по лестнице, спускаться приставным и чередующимся шагом. Бросает вдаль предметы, катает мячи.

Игра — умеет воспроизводить в игре различные действия, которые наблюдает в жизни. Например, кормит куклу, умывает, укачивает ее и т. д. Переносит знакомые действия на новые игрушки. Кормит не только куклу, но и собачку.

Понимание речи взрослых — увеличивается запас понимаемых слов. Понимает названия часто называемых лиц, предметов, действий. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи.

Навыки — пьет свободно из чашки, ест ложкой самостоятельно густую пищу. Обращает внимание на грязные руки, лицо, нос.

Особенность развития детей в возрасте 1,6 — 2-х лет соответствуют показателям по основным линиям развития:

Сенсорное развитие — подбирает по образцу предметы 4-х основных цветов. Различает 3 разных по величине предмета, например 3 куба. Подбирает по образцу однородные предметы, сходные по форме.

Игра — Легко воспроизводит в игре отдельные явления, последовательные действия.

Понимание речи взрослых — понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте. Понимает рассказ о события, знакомых без показа. Понимает содержание несложного сюжета по картинке.

Навыки — ест довольно аккуратно. Пользуется носовым платком. Частично одевается и раздевается. Контролирует физиологические отправления.

Особенность развития детей в возрасте с 2-х до 3-х лет соответствуют показателям по основным линиям развития:

Общие движения — ходит по наклонной доске шириной 20 см, приподнятой на 25-30 см. Влезает на табурет высотой 0,5 м, слезает с него. Бросает одной рукой маленькие мячи в горизонтальную цель на расстоянии от 80-100 см до 100-125 см. Бросает и ловит мяч на расстоянии 70-100 см. Согласовывает свои действия с другими детьми. Одновременно действует рукой и ногой. Может менять темп движений в соответствии с музыкой, словом.

Игра — в игре исполняет роль мамы, врача и т.д.

Навыки — самостоятельно одевается, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Делает это с помощью взрослых. Моет руки перед едой. Пользуется салфеткой по мере надобности. Благодарит после еды без напоминания.

Развитие личности в раннем возрасте сопровождается такими характеристиками:

Ресурсный центр по развитию ранней помощи в МО

Модель комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и помощи детям раннего возраста с ОВЗ в СРП

Ресурсный центр по развитию ранней помощи в МО

Ресурсный центр по развитию ранней помощи в МО

Ресурсный центр по развитию ранней помощи в МО

Психолого-педагогическая и социальная помощь и поддержка семьи, имеющей ребенка раннего возраста с ОВЗ

Ресурсный центр по развитию ранней помощи в МО

Ресурсный центр по развитию ранней помощи в МО

Ресурсный центр по развитию ранней помощи в МО

Методические рекомендации "Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и младшего дошкольного возраста с использованием стандартизированных методик"

Ресурсный центр по развитию ранней помощи в МО

Ресурсный центр по развитию ранней помощи в МО

Методические рекомендации "Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями"

Ресурсный центр по развитию ранней помощи в МО

Ресурсный центр по развитию ранней помощи в МО

Ресурсный центр по развитию ранней помощи в МО

АООП ДО для 9 категорий обучающихся с ОВЗ

В целях программно-Методического и учебно-дидактического
обеспечения реализации федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного
образования,утвержденного приказом Минобрнауки России
от 17 октября 2013 г. № 1155 Минобрнауки России разработаны и размещены в реестре основных образовательных программ примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования (АООП ДО) для 9 категорий обучающихся с ОВЗ:
* для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;
* для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
* для детей раннего и дошкольного возраста с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
* для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического
развития;
* для слепых детей раннего и дошкольного возраста;
* для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста;
* для детей раннего и дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием;
*для позднооглохших и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста;
*для глухих детей раннего и дошкольного возраста.

Оценить 3709 0

Пояснительная записка

Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено в первую очередь возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья. Так, по данным Т.В. Волосовец доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 % до 36,5 %; до 80 % детей рождаются физиологически незрелыми; около 70 % новорожденных имеют перинатальную патологию.

Значимым отягощающим фактором является позднее включение ребенка с проблемами в развитии в систему психолого-педагогической диагностики и коррекции. Как правило, в младенческом и раннем возрасте детям с выявленными отклонениями в развитии оказывается преимущественно медицинская помощь. Большинство детей с нарушениями в развитии включаются в систему комплексной психолого-педагогической помощи в возрасте 2-3 лет и старше. Упущены сензитивные периоды развития высших психических функций и социальных компетентностей, коррекционная работа оказывается недостаточно эффективной, а попытка объединить решение коррекционных и образовательных задач зачастую приводит к значительным перегрузкам детей.

Чем раньше выявлены проблемы семьи и ребенка, тем быстрее и эффективнее осуществляется процесс реабилитации. Максимально раннее начало целенаправленного педагогического воздействия позволяет предупредить появление вторичных отклонений в развитии, создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка. Кроме того, ранняя психолого-медико-педагогическая помощь обеспечивает благоприятную основу для социальной адаптации и интеграции ребенка с ОВЗ в здоровый социум.

Образовательная программа дошкольного образования, разработка которой осуществлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, утвержденными приказом министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Программа включает в себя вопросы воспитания и образования детей раннего возраста ( от 2-х мес. до 3-х лет)

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, а также игра обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

В. В. Гербова. Ознакомление с окружающим миром, М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ,2015 г.

5. Мининой О.А. Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей от 1 до 3 лет с проблемами в развитии.

Цель:организации деятельности Службы ранней помощи детям в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет, не посещающим дошкольные образовательные учреждения и их родителям (законным представителям) (далее – Служба ранней помощи) является оказание методической, диагностической, консультативной помощи семье, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основные задачиСлужбы ранней помощи:

- проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

- оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

- проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2-х месяцев до 3-х лет с нарушением развития(риском нарушения);

- реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой Службой ранней помощи самостоятельно;

- включение родителей (законных представителей) в процесс
воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьей;

- обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии(риском нарушения);

- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Коррекционные задачи:

Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.

Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

Развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений

Развитие мыслительных процессов детей: зрительного, слухового восприятия, памяти, логики, творческих способностей.

Совершенствование произносительной стороны речи, обогащение и активизация словаря.

Формирование зрительно-предметногогнозиса и зрительно-моторной координации

Формы организации образовательного процесса:

Задачи и содержание работы

Формы работы с родителями

Формы работы с детьми

Развитие познавательной сферы.

Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

Консультации, лектории, памятки.наблюдение, проблемные ситуации, экскурсии, игры, экспериментирование совместно с детьми

Развивающие игры, рассказ, беседа, театрализация, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы.

Клиентами служб ранней помощи являются семьи, воспитывающие ребенка с проблемами в развитии первых лет жизни.

В службу ранней помощи направляются:

1. Дети с выявленными отклонениями в развитии – органическим поражением ЦНС, подозрением на ранний детский аутизм и другими нервно-психическими нарушениями.

2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные, дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболевания во время беременности (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз и др.).

3. Малыши, у которых мамы страдали токсикозом беременности. Дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму.

4. Младенцы с гемолитической болезнью новорожденного; малыши, перенесшие детские инфекции (грипп, паротит, скарлатина, корь и др).

5. Дети, которым во время родов или в период пребывания в детской больнице делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации; дети из семей, имеющих высокий риск нарушений зрения, слуха, опорно-двигательные нарушения, нарушения речи и интеллекта.

Основные направления деятельности служб ранней помощи.

Информационно-просветительская деятельность – предполагает информирование о миссии, цели и задачах службы, перечне предоставляемых услуг. В рамках этой деятельности осуществляется работа с ближайшим окружением ребенка по формированию положительного отношения к ранней помощи в целом, к семьям с проблемными детьми.

Деятельность по осуществлению комплексной психолого-педагогической диагностики – предполагает оценку развития и состояния ребенка, выявление причин, приводящих к проблемам в развитии.

Деятельность по психолого-педагогическому консультированию, помощи и реабилитации – организуется с семьей ребенка. На основе комплексной диагностики ребенка формируется программа его развития. При этом семье оказывается психологическая помощь и поддержка.

Профилактическая деятельность – направлена на работу с семьями детей групп биологического и социального риска.

Коррекционная работа с ребенком раннего возраста с выявленными проблемами в развитии будет максимально эффективной только при условии активного включения родителей в этот процесс. Коррекционно-развивающая работа должна строиться по принципу совместно-разделенной деятельности. Одной из основных задач специалистов является передача своего опыта и функций семье и ближайшему окружению ребенка.

Первые годы жизни ребенка рассматриваются большинством специалистов как сензитивный период развития двигательной, познавательной и речевой деятельности. Возникающие в это время различные отклонения в развитии, проявляющиеся даже в минимальной степени, в дальнейшем могут привести к выраженным расстройствам двигательной, психической и речевой сфер в дошкольном и школьном возрасте. Предупреждение и выявление дизонтогенетических проявлений в раннем возрасте и своевременное оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям способствует снижению численности дошкольников с проблемами в развитии.

Результаты диагностических исследований обязательно обсуждаются с родителями. Вместе с семьей специалисты разрабатывают стратегию решения проблем. Определяется ответственность всех участников коррекционного процесса. С учетом возможностей семьи и потребностей ребенка разрабатывается индивидуальная программа развития. Планируются возможные формы контроля и коррекции программы при необходимости.

Принципы и подходы к формированию программы.

Программа направлена на создание условий развития ребенка с 2-х мес. до 3-х лет, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Принцип деятельностного подхода. Мотивационная сфера ребенка, его практические умения и способы действия формируются в разных видах деятельности, опирающихся на ведущую деятельность раннего возраста — предметно-практическую.При этом формирование конкретных навыков и умений — моторных, сенсорных, речевых — не является самоцелью, они выступают в качестве средства реализации деятельности.

Принцип адекватности и своевременности внешних требований. Своевременность и адекватность предъявляемых внешних требований применительно к раннему возрасту будет работа с базовыми уровнями, формирующими предпосылки становления более высоких психических функций: познавательных и речевых. Наиболее важным базовым психическим процессом для ребенка с выраженными нарушениями развития раннего возраста вне зависимости от его психических возможностей является формирование схемы тела, внутреннего пространства.

Необходимо также сказать и о формировании восприятия в раннем возрасте. Зрительно-пространственное восприятие тесно связано с предметными действиями. Богатая и разнообразная предметная среда, способная побудить малыша к активным действиям, является важнейшим условием развития его познавательной сферы.

Принцип постоянства и стереотипности среды, а именно: средств, содержания и методов работы. До объединения детей в группу каждый ребенок проходит этап индивидуальных занятий – освоение помещения, разных его зон, знакомство с педагогом, ритуалами, сопровождающими занятие. После объединения детей в группу ритуалы становятся стержнем занятия. Постепенно выстраивается структура с четко фиксированным началом, переходами от одной игры к другой, концом занятия. Структура выдерживается и на индивидуальных занятиях. Повторяющиеся элементы формируют основы произвольной регуляции собственного поведения, поскольку выступают как неизменное правило. Они создают у детей ощущение безопасности, помогают легче перестроиться на другой вид деятельности. Материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет им радость.

Принцип укрепления адаптивных возможностей семьи. Процесс психического развития ребенка в первые годы жизни невозможно рассматривать вне его постоянного взаимодействия с матерью, которая является посредником и организатором практически всех его контактов.

Гармонизация внутрисемейных отношений через снижение родительской напряженности, формирование уверенного и спокойного стиля родительского воспитания через обучение родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком.

Принцип комплексного подхода к диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной деятельности (в работе задействованы специалисты различного профиля: педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель);

Онтогенетический принцип и учет зоны актуального развития и ближайшего развития, создания развивающей среды.

Принцип индивидуального дифференцированного подхода для работы с детьми в службе ранней помощи составляются индивидуальная программа на каждого ребенка.

Программа реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года)

предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),

общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Характеристики особенностей развития детей раннего возраста.

Особенность развития детей в возрасте 1 года — 1,6 лет соответствуют показателям по основным линиям развития:

Сенсорное развитие — ребенок различает по величине (большой, маленький). Подбирает предметы разной формы по образцу, например кубик к кубику.

Общие движения — ходит длительно до 10 м. Меняет положение, приседает, наклоняется. Может перешагивать через препятствия, подниматься по лестнице, спускаться приставным и чередующимся шагом. Бросает вдаль предметы, катает мячи.

Игра — умеет воспроизводить в игре различные действия, которые наблюдает в жизни. Например, кормит куклу, умывает, укачивает ее и т. д. Переносит знакомые действия на новые игрушки. Кормит не только куклу, но и собачку.

Понимание речи взрослых — увеличивается запас понимаемых слов. Понимает названия часто называемых лиц, предметов, действий. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи.

Навыки — пьет свободно из чашки, ест ложкой самостоятельно густую пищу. Обращает внимание на грязные руки, лицо, нос.

Особенность развития детей в возрасте 1,6 — 2-х лет соответствуют показателям по основным линиям развития:

Сенсорное развитие — подбирает по образцу предметы 4-х основных цветов. Различает 3 разных по величине предмета, например 3 куба. Подбирает по образцу однородные предметы, сходные по форме.

Игра — Легко воспроизводит в игре отдельные явления, последовательные действия.

Понимание речи взрослых — понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте. Понимает рассказ о события, знакомых без показа. Понимает содержание несложного сюжета по картинке.

Навыки — ест довольно аккуратно. Пользуется носовым платком. Частично одевается и раздевается. Контролирует физиологические отправления.

Особенность развития детей в возрасте с 2-х до 3-х лет соответствуют показателям по основным линиям развития:

Общие движения — ходит по наклонной доске шириной 20 см, приподнятой на 25-30 см. Влезает на табурет высотой 0,5 м, слезает с него. Бросает одной рукой маленькие мячи в горизонтальную цель на расстоянии от 80-100 см до 100-125 см. Бросает и ловит мяч на расстоянии 70-100 см. Согласовывает свои действия с другими детьми. Одновременно действует рукой и ногой. Может менять темп движений в соответствии с музыкой, словом.

Игра — в игре исполняет роль мамы, врача и т.д.

Навыки — самостоятельно одевается, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Делает это с помощью взрослых. Моет руки перед едой. Пользуется салфеткой по мере надобности. Благодарит после еды без напоминания.

Развитие личности в раннем возрасте сопровождается такими характеристиками:

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральный портал

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

ГАОУ ДПО ЯНАО Региональный институт развития образования

Официальный интернет-портал правовой информации

СЕТЕВОЙ ГОРОД Образование


Муниципальная Служба ранней помощи


Приказ №194-од от 31.08.2021 г. "Об организации деятельности Службы ранней помощи детям от 0 до 3-х лет, не посещающим дошкольные образовательные учреждения и их родителям (законным представителям)

Годовой план работы Службы ранней помощи на 2021 -2022 учебный год
График работы специалистов Службы ранней помощи на 2021-2022 учебный год
Отчёт о деятельности Службы ранней помощи детям от 0 до 3-х лет не посещающих дошкольное образовательное учреждение и их родителям (законным представителям) за 2020 - 2021 уч. год.
Отчёт о деятельности Службы ранней помощи детям от 0 до 3-х лет не посещающих дошкольное образовательное учреждение и их родителям (законным представителям) за 2019 - 2020 уч. год.

Отчёт о деятельности Службы ранней помощи детям от 0 до 3-х лет не посещающих дошкольное образовательное учреждение и их родителям (законным представителям) за 2018 - 2019 уч. год.
Отчёт о деятельности Службы ранней помощи детям от 0 до 3-х лет не посещающих дошкольное образовательное учреждение и их родителям (законным представителям) за 2017 - 2018 уч. год.

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных. Контент является обязательным к размещению.
Информация, содержащаяся в данном подразделе, однозначно идентифицируются как обязательный к размещению контент

Читайте также: