Анализ стихотворения генералам 12 года кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты, На сердце вырезали след – Очаровательные франты Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу, — Цари на каждом бранном поле И на балу.

Вас охраняла длань Господня И сердце матери. Вчера – Малютки-мальчики, сегодня – Офицера.

Вам все вершины были малы И мягок – самый черствый хлеб, О молодые генералы Своих судеб!

Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Марина Цветаева (1892-1941)

АВТОРСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Генералам двенадцатого года

Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты, На сердце вырезали след, — Очаровательные франты Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу, — Цари на каждом бранном поле И на балу.

Вас охраняла длань господня И сердце матери, — вчера — Малютки-мальчики, сегодня — Офицера!

Вам все вершины были малы И мягок самый черствый хлеб, О, молодые генералы Своих судеб! ________

Ах, на гравюре полустертой, В один великолепный миг, Я встретила, Тучков-четвертый,* Ваш нежный лик.

И вашу хрупкую фигуру, И золотые ордена. И я, поцеловав гравюру, Не знала сна.

О, как, мне кажется, могли вы Рукою, полную перстней, И кудри дев ласкать — и гривы Своих коней.

В одной невероятной скачке Вы прожили свой краткий век. И ваши кудри, ваши бачки Засыпал снег.

Три сотни побеждало — трое! Лишь мертвый не вставал с земли. Вы были дети и герои, Вы все могли!

Что так же трогательно-юно, Как ваша бешеная рать? Вас златокудрая фортуна Вела, как мать.

Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие — И весело переходили В небытие.

26 декабря 1913 Феодосия

* Посвящено мужу — Сергею Яковлевичу Эфрону (1893-1941) ** Тучков-четвертый А. А. (1777-1812) — генерал-майор, погибший в Бородинском сражении.

Душа любви: /Поэт. антол./ А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, М. Цветаева. — Сост., авт. вступ. статей и примеч. А. Л. Казаков. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1990.

Поэтесса презирала современную ей эпоху, в которую происходило измельчание человека, его полное погружение в серую будничную жизнь. Цветаева очень сожалела, что ей не пришлось жить в романтическом XIX в. В офицерах 1812 г. она видит свой мужской идеал. Все произведение представляет собой поэтизацию образа русского офицерства, которое с того времени также опустилось с высоты и приблизилось к обычному человеку.

Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) — одно из наиболее восторженных и романтических произведе­ний молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания:

Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след, – Очаровательные франты Минувших лет!

Заявленный в сравнении образ паруса в классической поэзии XIX века, например у М. Ю. Лермонтова, традиционно символи­зирует жизнестойкость, способность противостоять любым на­тискам судьбы. Именно эти черты, по мнению М. И. Цветаевой, являлись определяющими в характерах героев 1812 года, что в конечном итоге и обусловило высокую степень их патриотиче­ского чувства. Обращения “генералы”, “цари” также призваны возвеличить образы офицеров. Они не только герои отечества, но и генералы дамских сердец. В восприятии образов очевидна опо­ра на литературную традицию. В произведении важен не кон­кретный адресат, а образ поколения, обращение “Ваше благоро­дие” к которому

было наполнено глубоким содержательным смыслом. В стихотворении звучит глубокое сожаление об ушед­шем типе мужского идеала той эпохи. Но в еще большей степе­ни, чем рисуемые образы, в стихотворении важен романтический характер самой восторженной лирической героини. Она любует­ся героями 1812 года не только как покоренная их душевным благородством и высокими манерами женщина. В стихотворении заявлена и материнская тема:

Вас охраняла длань господня И сердце матери, — вчера.

Малютки-мальчики сегодня – Офицера!

В восторженных восклицаниях “Ах!”, “О…” и строгом обращении “Вы” усматриваются жанровые особенности сен­тиментального романса. Если в душе мечтательной лириче­ской героини царят две стихии (любовь и творчество), то сердцами генералов 1812 года владеют опять-таки любовь и героика. Только любовь дает им силы побеждать. Именно она питает душевное благородство:

Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие – И весело переходили В небытие.

Стихотворение, написанное через столетие после событий Отечественной войны 1812 года, призвано увековечить в па­мяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицерства.

Отечественная война 1812 года породила в русской поэзии мощную поэтическую традицию, начиная с Г. Державина,

В. Капниста, В. Жуковского, К. Батюшкова, Ф. Глинки, К. Ры­леева, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Дельвига, Ф. Тютчева, А. Майкова, Е. Баратынского, заканчивая многочисленными народными историческими песнями. Однако в их произведе­ниях важны исторический и патриотический аспекты воспри­ятия событий. Для М. И. Цветаевой герои двенадцатого года важны не только как храбрые воины, но и неотразимые кава­леры. В таком ракурсе до нее никто данную тему не поднимал, кроме, пожалуй, Ф. Глинки (“Партизан Давыдов”), В. Жу­ковского (“Певец в стане русских воинов”), М. Языкова (“Д. В. Давыдову”), которые вспоминали о разгульно-удалых подвигах Д. Давыдова.

Глоссарий:

– генералам двенадцатого года анализ

– Анализ стихотворения Генералам двенадцатого года

– генералам 12 года анализ

– цветаева генералам 12 года анализ

– анализ стихотворения цветаевой генералам двенадцатого года

Другие работы по этой теме:

  1. “Генералам двенадцатого года” Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) – одно из наиболее восторженных и романтических произведений молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из…
  2. Каким чувством пронизано стихотворение? Какую роль играют в нем восклицательные пред­ложения? Почему в стихотворении местоимения “все” и “что” выделены логическими ударениями? Восторг перед героями двенадцатого…
  3. Стихотворение М. И. Цветаевой “Никто ничего не отнял…” написано в феврале 1916 года. Основной темой цветаевского ли­рического произведения является тема разлуки. Уже в первых строках…
  4. Стихотворение М. И. Цветаевой “Бабушке” написано в 1914 году. В нем звучит тоска по ушедшему XIX веку — эпо­хе прекрасных дам и галантных кавалеров. Произведение…

Стихотворение построено как обраще­ние к генералам двенадцатого года преж­де всего потому, что они были для автора воплощением благородства и самопожерт­вования юности в беде, постигшей народ. Восторженное и романтическое изображе­ние молодости, которая совершает под­виг, — вот поэтический пафос стихотворе­ния.

Голос поэта звенит и перечень обраще­ний к ним богат вариантами:

Каково значение антитезы в характеристике героев стихотворения? Какой оттенок сообщают стихотворению устаревшие и традиционно-поэти­ческие слова?

Все стихотворение построено на подчер­кивании резкого контраста юности геро­ев, подлинности и важности их подвига. То, что подвиг — факт истории, подчерки­вается включением в текст слов и реалий того далекого времени. Не менее важны для придания стихотворению возвышен­но-поэтического оттенка и традиционно-поэтические устаревшие слова: гла­за, как бриллианты, бранное поле, длань Господня, великолепный миг, нежный лик, хрупкая фигура, кудри дев, бешеная рать…

Какие строки стихотворения произвели на вас особенно сильное впечатление?

При подготовке к выразительному чте­нию этого стихотворения важно точно ис­пользовать то, что подсказала нам сама М. Цветаева. Это и логические ударения, которые отмечены в тексте, и те возмож­ные паузы, которые предполагает завер­шение чтения каждой строфы.

Обращение к героям

Анализ этого стихотворения показывает, что Цветаева обращается именно к молодым героям войны 1812 года, не все они были генералами по званию, но все стали настоящими генералами по подвигу для Родины. Они, вчерашние юнцы, ещё недавно были королями на балу, где лихо звенели их шпоры, но сегодня они встали на защиту отчизны, и защищают её с не меньшим рвением.

Строки посвящены тем, кто был честен и искренен во всем, тем, кому не было равных по желанию жить, кто был царём и на балу и на поле брани!

Цари на каждом бранном поле И на балу.

Прообраз стихотворения

Поэтесса, выступая в роли героини, рассказывает, что однажды увидела на гравюре лик Тучкова Четвёртого (Александр Алексеевич Тучков, погибший в битве при Бородино) и была поражена его образом. Сочетание хрупкой фигуры, золотых орденов и героизма вызвали у героини такой трепет, что она всю ночь не знала сна. В Тучкове, который в 34 года был генерал-майором и вместе с рядовыми солдатами и гусарами стоял в ряду защитников Родины, Цветаева нашла собирательный образ русского героя.

Таким и должен быть герой России, он должен побеждать и любить одновременно, переходя в небытие весело, под звон сабель на поле брани.

Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты, На сердце вырезали след, — Очаровательные франты Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу, — Цари на каждом бранном поле И на балу.

Вас охраняла длань Господня И сердце матери, — вчера Малютки-мальчики, сегодня — Офицера.

Вам все вершины были малы И мягок самый черствый хлеб, О, молодые генералы Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой, В один великолепный миг, Я встретила, Тучков-четвертый, Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру, И золотые ордена… И я, поцеловав гравюру, Не знала сна.

О, как — мне кажется — могли вы Рукою, полною перстней, И кудри дев ласкать — и гривы Своих коней.

В одной невероятной скачке Вы прожили свой краткий век… И ваши кудри, ваши бачки Засыпал снег.

Три сотни побеждало — трое! Лишь мертвый не вставал с земли. Вы были дети и герои, Вы все могли.

Что так же трогательно-юно, Как ваша бешеная рать? .. Вас златокудрая Фортуна Вела, как мать.

О МОЛОДЫЕ ГЕНЕРАЛЫ СВОИХ СУДЕБ…

Каждый раз, когда начинаешь думать и писать о важном историческом событии, хочется добавить что-то своё, несмотря на то, что об этом уже много сказано и написано.

Отечественная война 1812 года… Что об этом событии можем сказать мы, потомки, из своего 2012-го? Что оно значит для нас? Намного ближе в книге истории страницы о Великой Отечественной: каждый год 9 мая мы празднуем День Победы, во времена Великой Отечественной воевали мои прадеды. А 1812 год кажется таким далёким… Но, слава Богу, до наших дней дошли воспоминания, дневниковые записи, письма участников событий 1812 года. По-особому оживает прошлое в художественных произведениях. События воплощаются в образах, каждый из которых несёт печать души автора, знаки его прикосновения к истории.

Хотя в стихотворении особая роль отводится генералу Тучкову, в тексте его образ возникает не сразу. Композиция ведёт читателя от общего к частному, а затем вновь возвращает к общему. На примере А.А. Тучкова поэт показывает судьбу очень многих воинов, погибших в 1812 году, имён которых мы не знаем, отсюда и название стихотворения.

Меня поразило то, каким эмоциональным шквалом лирическая героиня стихотворения, это юное создание, отреагировала на полустёртую гравюру

с портретом Тучкова-четвёртого. Она не могла уснуть, она вместе с героем Отечественной войны прожила его короткий век, так же, как он сам, –
в невероятной скачке
. Такая жизнь – порыв, полёт, – несомненно, близка самой лирической героине Марины Цветаевой. Напряжённость этого ритма жизни помогают почувствовать тире, поэтические переносы, контрасты. В моменты наивысшего эмоционального накала используются восклицательные знаки. Так завершается первая композиционная часть:

Вам все вершины были малы

И мягок – самый чёрствый хлеб,

О молодые генералы

Своих судеб!

Или: Три сотни побеждало – трое! / Лишь мёртвый не вставал с земли.

(Здесь гиперболизация сродни стилю героического эпоса.)

Завораживает развёртывание поэтической речи, позволяющее нам вдруг почувствовать и себя – крылатыми, способными увидеть глазами лирической героини. Вот удивительные соединения, которые учат читателя видеть по-настоящему, поэтическим озарением: Вы брали сердце и скалу; Вы были дети и герои…

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.

Очень важны в женском осмыслении темы войны высокие образы – образ Бога и матери:

Вас охраняла длань Господня

И сердце матери. Вчера –

Малютки-мальчики, сегодня –

Образы Бога и матери объединяются как охраняющие силой высшей любви. Сердце матери болит за своё дитя. Неслучайно почти каждый солдат в бой брал иконку, которая оберегала его. И часто эту иконку давала именно мама.

Финальная строфа стихотворения – гимн рыцарству:

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие –

И весело переходили

Любовь к жизни – это победа над небытием. Любовь оставляет в мире след, запечатлённый на гравюре, в великой книге истории, в чьём-то сердце…


История всегда привлекала и привлекает людей, ведь как гласит крылатая фраза: без прошлого нет настоящего. Вот и мы изучаем историю страны, а писатели часто берут за основу сюжета исторические события, воспоминания, тем самым позволяют нам прикоснуться к былому. Оживляя в своем творчестве прошлое, писатели дают возможность нам перенестись в те времена и увидеть мужество нашего народа, его патриотизм, верность и преданность Родине. Вот и Марина Цветаева не обошла стороной ратные подвиги и свое замечательное произведение Генералам двенадцатого года поэтесса посвящает бойцам, которые в 1812 году защищали от вторжения Наполеона.

Генералам двенадцатого года посвящается

Стихотворение Генералам двенадцатого года поэтесса написала в 1913 году. Как пишет писательница, ей встретилась гравюра генерала Тучкова и она не смогла забыть это изображение. Эту коробочку она хранила и носила с собой. Находились там карандаши и ручки. Но не практическая сторона была важна, а то изображение, что было на ней. Благодаря гравюре Тучкова, который погиб на поле боя под Бородино, поэтесса смогла создать образ наших героев. Увидев Тучкова, его молодую фигуру в орденах поэтесса забыла о сне. Она понимает, насколько краток его век, как мало он и другие, подобные ему солдаты, смогли пожить в этом мире. А ведь он мог и сейчас ласкать кудри дев, но жизнь его была краткой. Был убит генерал и теперь его кудри засыпаны снегом.

В своем стихотворении она описывает бойцов, что полегли на поле боя, защищая родной край от французов, а сама работа построена в виде обращения к людям, что погибли на полях сражений, сражаясь за Родину. Так в начале произведения Цветаева описывает общую картину: людей в шинелях, что напоминали паруса, с глазами, как те бриллианты, что по воле случая должны были стать на защиту Родины. При этом не каждый герой имел высокое звание, но верша свои подвиги, все они заслуживают называться генералами. Еще недавно юнцы танцевали на балах, и их шпоры звенели о паркет, а теперь с не меньшим рвением они ведут борьбу с врагом не щадя своей жизни. Тут же поэтесса называет солдат царями балов и царями бранного поля.

Читая работу автора, мы видим в образе героев людей, которые могли втроем встать против сотни. А солдаты, хоть и были юны, но все они любили сабли острие, и мужественно сражались переходя в небытие. Стихотворение прекрасное, мелодичное и поучительное. Оно учит нас героизму, патриотизму и призвано увековечить подвиги наших офицеров.

Анализ произведений русской литературы 11 класс

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

О, как — мне кажется — могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать.
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.

Поэтесса презирала современную ей эпоху, в которую происходило измельчание человека, его полное погружение в серую будничную жизнь. Цветаева очень сожалела, что ей не пришлось жить в романтическом XIX в. В офицерах 1812 г. она видит свой мужской идеал. Все произведение представляет собой поэтизацию образа русского офицерства, которое с того времени также опустилось с высоты и приблизилось к обычному человеку.

Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) – одно из наиболее восторженных и романтических произведе­ний молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания:

Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса,

Чьи шпоры весело звенели И голоса,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след, – Очаровательные франты Минувших лет!

Заявленный в сравнении образ паруса в классической поэзии XIX века, например у М. Ю. Лермонтова, традиционно символи­зирует жизнестойкость,

способность противостоять любым на­тискам судьбы. Именно эти черты, по мнению М. И. Цветаевой, являлись определяющими в характерах героев 1812 года, что в конечном итоге и обусловило высокую степень их патриотиче­ского чувства. Обращения “генералы”, “цари” также призваны возвеличить образы офицеров.

Они не только герои отечества, но и генералы дамских сердец. В восприятии образов очевидна опо­ра на литературную традицию. В произведении важен не кон­кретный адресат, а образ поколения, обращение “Ваше благоро­дие” к которому было наполнено глубоким содержательным смыслом.

звучит глубокое сожаление об ушед­шем типе мужского идеала той эпохи. Но в еще большей степе­ни, чем рисуемые образы, в стихотворении важен романтический характер самой восторженной лирической героини. Она любует­ся героями 1812 года не только как покоренная их душевным благородством и высокими манерами женщина. В стихотворении заявлена и материнская тема:

Вас охраняла длань господня И сердце матери, – вчера.

Малютки-мальчики сегодня – Офицера!

В восторженных восклицаниях “Ах!”, “О…” и строгом обращении “Вы” усматриваются жанровые особенности сен­тиментального романса. Если в душе мечтательной лириче­ской героини царят две стихии (любовь и творчество), то сердцами генералов 1812 года владеют опять-таки любовь и героика. Только любовь дает им силы побеждать. Именно она питает душевное благородство:

Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие – И весело переходили В небытие.

Стихотворение, написанное через столетие после событий Отечественной войны 1812 года, призвано увековечить в па­мяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицерства.

Отечественная война 1812 года породила в русской поэзии мощную поэтическую традицию, начиная с Г. Державина,

В. Капниста, В. Жуковского, К. Батюшкова, Ф. Глинки, К. Ры­леева, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Дельвига, Ф. Тютчева, А. Майкова, Е. Баратынского, заканчивая многочисленными народными историческими песнями. Однако в их произведе­ниях важны исторический и патриотический аспекты воспри­ятия событий. Для М. И. Цветаевой герои двенадцатого года важны не только как храбрые воины, но и неотразимые кава­леры.

В таком ракурсе до нее никто данную тему не поднимал, кроме, пожалуй, Ф. Глинки (“Партизан Давыдов”), В. Жу­ковского (“Певец в стане русских воинов”), М. Языкова (“Д. В. Давыдову”), которые вспоминали о разгульно-удалых подвигах Д. Давыдова.


Дек 10, 2017 | 0 комментариев

История всегда привлекала и привлекает людей, ведь как гласит крылатая фраза: без прошлого нет настоящего. Вот и мы изучаем историю страны, а писатели часто берут за основу сюжета исторические события, воспоминания, тем самым позволяют нам прикоснуться к былому. Оживляя в своем творчестве прошлое, писатели дают возможность нам перенестись в те времена и увидеть мужество нашего народа, его патриотизм, верность и преданность Родине. Вот и Марина Цветаева не обошла стороной ратные подвиги и свое замечательное произведение Генералам двенадцатого года поэтесса посвящает бойцам, которые в 1812 году защищали Родину от вторжения Наполеона.

Генералам двенадцатого года посвящается

Стихотворение Генералам двенадцатого года поэтесса написала в 1913 году. Как пишет писательница, ей встретилась гравюра генерала Тучкова и она не смогла забыть это изображение. Эту коробочку она хранила и носила с собой. Находились там карандаши и ручки. Но не практическая сторона была важна, а то изображение, что было на ней. Благодаря гравюре Тучкова, который погиб на поле боя под Бородино, поэтесса смогла создать образ наших героев. Увидев Тучкова, его молодую фигуру в орденах поэтесса забыла о сне. Она понимает, насколько краток его век, как мало он и другие, подобные ему солдаты, смогли пожить в этом мире. А ведь он мог и сейчас ласкать кудри дев, но жизнь его была краткой. Был убит генерал и теперь его кудри засыпаны снегом.

Генералам двенадцатого года М. Цветаева

В своем стихотворении она описывает бойцов, что полегли на поле боя, защищая родной край от французов, а сама работа построена в виде обращения к людям, что погибли на полях сражений, сражаясь за Родину. Так в начале произведения Цветаева описывает общую картину: людей в шинелях, что напоминали паруса, с глазами, как те бриллианты, что по воле случая должны были стать на защиту Родины. При этом не каждый герой имел высокое звание, но верша свои подвиги, все они заслуживают называться генералами. Еще недавно юнцы танцевали на балах, и их шпоры звенели о паркет, а теперь с не меньшим рвением они ведут борьбу с врагом не щадя своей жизни. Тут же поэтесса называет солдат царями балов и царями бранного поля.

Читая работу автора, мы видим в образе героев людей, которые могли втроем встать против сотни. А солдаты, хоть и были юны, но все они любили сабли острие, и мужественно сражались переходя в небытие. Стихотворение прекрасное, мелодичное и поучительное. Оно учит нас героизму, патриотизму и призвано увековечить подвиги наших офицеров.

Послушайте романс на стихи М. Цветаевой Генералам двенадцатого года

Читайте также: