План работы с детьми зпр в детском саду 4 5 лет

Обновлено: 08.07.2024

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития - это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.

В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.

Конституционального и соматогенного происхождения - ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

Психогенного происхождения - обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.

Церебрально-органического происхождения - самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.

Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР .

Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.

Структура коррекционной программы

Цель программы - установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.

- снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.

- развивать познавательную активность;

- развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.

- развивать общую и мелкую моторику рук;

- развивать навыки эмоциональной саморегуляции.

Методы и формы работы:

Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.

Упражнения на развитие моторики.

Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.

2. Организация занятий

Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий - 2 раза в неделю.

Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.

Количество занятий - 10.

Критерий эффективности программы

Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.

1, 2 Бабушкин двор Закрепить название овощей, учить называть домашних животных.

Развитие внимания, восприятия, речи

Занятие 1,2 Овощи Уточнение и расширение словаря по теме. Упражнять в составлении рассказа-описания. Активизация речевой деятельности детей, развитие идеологической речи, развитие непроизвольной памяти, мышления, мелкой и общей моторики.

Занятие 1 Волшебный лес Активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде, учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля,

познакомить с новым материалом «живой песок. Развитие восприятия, речи, внимания.

2 неделя занятие 2 Играем с формой и цветом Развивать активное внимание, воображение, память, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать предпосылки логического мышления.

Занятие 1 В гости к рыбке Активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде, учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля,

учить рисовать акварелью. Развитие восприятия, внимания, мышления, речи и мелкой моторики

Занятие 2 Домашние животные Расширять пассивный и активный словарь по теме. Развитие

Занятие 1, 2 В гости к черепашке Активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде, учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля,

учить рисовать акварелью. Развитие восприятия, внимания, мышления, речи и мелкой моторики

2 неделя Занятие 4

4 неделя Занятие 1 В гости к зайчику Учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля, учить рисовать акварелью, учить называть цвет и название фруктов. Развитие восприятия, внимания, мелкой моторики

Занятие 2 В гости к ёжику Учить называть цвет и название овощей. Развитие восприятия, внимания, мелкой моторики

Развивать мелкую и общую моторику и координацию движений.

развивать мелкую моторику. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание

Занятие 1 Обувь Развитие словарного запаса, внимания, слухового восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти

Занятие 1 Выложи по образцу Развитие внимания,

развитие слуховой памяти, мелкой моторики.

Занятие 1 Найди предмет по заданным признакам Развитие словарного запаса, произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, восприятие цвета и формы.

Занятие 1,2 Насекомые Развитие зрительного и слухового восприятия, концентрации, распределения внимания, мышления, творческого воображения, памяти. Развитие связной речи, умения координировать слово с движением

Занятие 2 Диагностическое обследование Диагностика познавательного развития (А. Стребелева)

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

Материалы для психологов от Кристины Гунтовой

Материалы для психологов от Кристины Гунтовой

Материалы для психологов от Кристины Гунтовой запись закреплена

ПОДБОРКА ПРОГРАММ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ЗПР В ДЕТСКОМ САДУ

‼

Я собрала самые полезные материалы ЗПР!
Каждый файл обязательно просмотрите, вы найдете для себя много информации

‼

ОБЯЗАТЕЛЬНО к просмотру:

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЗПР В САДИКЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С ДЕТЬМИ ЗПР

Форма Индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальная адаптированная программа ЗПР
Рабочая программа ЗПР

‼

ОБЯЗАТЕЛЬНО СОХРАНЯЙТЕ ЭТУ ПОДБОРКУ СЕБЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа содержит психолого - педагогическую характеристику ребенка с ЗПР. Планирование работы с ребенком и ожидаемые результаты. Программа написана в соответствии с современными требованиями.

индивидуального сопровождения

дошкольника с ЗПР

Учитель- логопед: Л.И.Обиходова

Березники, 2017 год

2. Условия проектирования и реализации индивидуальной программы сопровождения

3. Содержание коррекционно – развивающей работы

4. Рекомендации специалистам

5. Планируемые результаты

6. Список литературы

Пояснительная записка

Уровень психического развития ребёнка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичных проблем здоровья, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными нарушениями развития. От ребёнка, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков на протяжении всего дошкольного возраста. При этом столь выраженный к моменту поступления в школу диапазон различий в развитии наблюдается не только по группе детей с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ:

– специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления отклонения в развитии ребенка;

– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для здорового ребенка;

– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения для расширения жизненной компетенции.

Психолого-логопедическая характеристика на воспитанника группы №4

Устюгов Матвей, 17.02.2012 года рождения

Основание обследования: Направление городской ПМПК

Цель обследования: определение уровня речевого развития, интеллектуальных возможностей.

Методы обследования: Сбор информации (изучение медицинской документации, анкетирование родителей, беседа с родителями).

Пробы на мелкую моторику.

Диагностический логопедический материал Н.В.Нищевой.

Методика исследования Забрамной.

По результатам установлено:

Аккуратно одет и чист. Внешне беспокоен, тревожен, не всегда слушает логопеда, охотно выполняет указания, идет на контакт (визуальный, вербальный, эмоциональный), с удовольствием участвует в совместной деятельности.

Общая и мелкая моторика:

Состояние общей моторики: Выполняет не полный объём движений, наблюдается общая неуклюжесть,некоторая нескоординированность. Тяжело прыгает на одной ноге. Состояние мелкой моторики: Зрительно – моторная координация нарушена. Наблюдается заторможенность в выполнении движений и некоторая нескоординированность, немного затруднено переключение при выполнении штриховки. Карандаш держит правильно.

Артикуляционный аппарат: Губы, зубы, язык, мягкое нёбо, уздечка без особенностей. Артикуляционная моторика развита недостаточно. Малоподвижен кончик языка.

Дыхание: Дыхание верхне ключичное, выдох укорочен.

Устная речь: Общее звучание речи: речь достаточно внятная, без носового оттенка, голос громкий, модулированный.

Звукопроизношение: Отсутствуют звуки /ш, ж/, /л - ль/, /р/- /рь/.

Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез: не дифференцирует звуки по признакам: гласные – согласные. С выделением первого и последнего звуков в слове не справляется. Трудно даётся задание на подбор слов на заданный звук.

Словарь, грамматический строй речи: Активный словарь недостаточно развит. Затруднения при назывании обобщающих понятий, в назывании частей предмета (только основные).

Грамматический строй: Недостаточно развит. Встречаются аграмматизмы не всегда правильная постановка ударений в словах, ошибки образования притяжательных прилагательных (лисина нора), образования относительных прилагательных (стекловая, метальная), ошибки образования приставочных глаголов. Может неправильно использовать падежные окончания и местоимения.

Слоговая структура речи: в норме.

Связная речь: Рассказывает стихи. Навыком пересказа текста по наглядному плану не владеет. Чаще называет одно слово Рассказ по серии картин не полный, мало связный. В основном перечисление фактов. Рассказ по сюжетной картине составляет по образцу, самостоятельный рассказ получается коротким, исключительно с перечислением объектов картины.

Психологическая база речи: Мальчик открытый, старательный, но очень неуравновешенный, часто не получается выполнить задание, что сразу вызывает истерику. Общая продуктивность в рамках психолого – логопедического эксперимента снижена вследствие быстрого утомления, высокого уровня отвлекаемости. Может становиться капризным и отказывается от работы в ситуации неуспеха. В совместной деятельности более продуктивен при условии наличия постоянной внешней поддержки и контроля. Отмечается двигательная стереотипия.

Проявляются признаки нарушения социально – психологической адаптации. Функции произвольного внимания устойчивы, но быстро истощаемы. Объем кратковременной слуховой памяти в пределах нормы. Процесс сохранения запоминаемой информации ослаблен. При увеличении функциональной нагрузки отмечается снижение способности к сосредоточению и произвольному переключению активного внимания, а также признаки повышенной истощаемости психической деятельности в целом. Общий показатель интеллектуального развития соответствует нижней границе нормы.

Диагноз: ЗПР, системное недоразвитие речи.

На основе проведенного психолого-педагогического и логопедического обследования, была составлена индивидуальная программа медико-психолого-педагогического и логопедического сопровождения воспитанника группы №4 Устюгова Матвея.

Программа рассчитана на 1 учебный год. Программа позволяет обеспечивать коррекционно-развивающее обучение дошкольника, всестороннее развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных компетенций и такие личные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Определить содержание деятельности специалистов сопровождения в рамках комплексного сопровождения для создания адекватного образовательного пространства, обеспечивающего потребности ребенка и позволяющего удовлетворить его особые образовательные нужды.

- отобрать диагностический инструментарий в рамках деятельности специалистов сопровождения;

- провести комплексную диагностику уровня развития ребенка;

- определить направления коррекционно-развивающей работы в рамках комплексного сопровождения;

- определить содержание деятельности каждого специалиста в рамках комплексного сопровождения;

- разработать механизмы взаимодействия узких специалистов с , воспитателями, медицинскими работниками, родителями (законными представителями) воспитанника;

- внедрить в содержание образовательного пространства работу по реализации индивидуальной программы сопровождения.

Общеобразовательные программы обучения

Общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. - 304 с.

Специальные программы обучения

Условия проектирования и реализации программы сопровождения

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специальное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатном расписании имеются ставки учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя по изо- деятельности,. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Психолого-педагогическое обеспечение

Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, адаптация стимульного материала с учетом индивидуальных возможностей зрительной и слуховой функции, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил);

Обеспечение участия ребенка с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности.

Материально-техническое обеспечение:

Материально-техническое обеспечение заключается в наличии свободного доступа ребенка к специально адаптированным предметам, позволяющим обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды в нашем образовательном учреждении. В том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа ребенка в помещение образовательного учреждения и организацию его пребывания и обучения в учреждении (наличие специальной разметки лестничных пролетов, специальное оборудование для кабинета специалистов, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства для организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

В условиях реализации индивидуальной программы сопровождения в нашем учреждении осуществляется широкий доступ ребенка и его родителей к информационно-методическим фондам детского сада (дидактические материалы специалистов сопровождения, информационные стенды), к фонду интернет-ресурсов, к данным об учреждениях, осуществляющих специализированную помощь.

Ожидаемые результаты:

- улучшения физического и психического здоровья воспитанника;

- развитие его познавательной сферы;

- наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанника;

- развития положительных качеств личности;

- улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;

- принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;

- наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, в развитии артикуляционной моторики и звукопроизносительных навыков, сформированность навыков словоизменения, словообразования.

Читайте также: