План работы с детьми в адаптационный период в доу в таблице сентябрь декабрь

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время выпущено достаточно программ и методических рекомендаций, посвященных адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Однако, несмотря на это педагоги испытывают значительные трудности в организации этой работы на практике.

Во-первых: группу детей раннего возраста формируют воспитатели после выпуска подготовительной к школе группы, опыт работы с детьми раннего возраста в некоторой степени утрачивается, и соответственно требует времени на восстановление.

Во-вторых, имеющийся опыт, кроме восстановления, подвергается значительной корректировке т.к. прерывается примерно на 4 года, а подходы в воспитании детей раннего возраста меняются и обновляются в связи с требованиями времени.

Так же проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребенка. А отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и всему его научат в садике или он сам когда-нибудь научится; другая часть – что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление особой одаренности ребенка; и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим; как правило, у этих детей хорошо развита речь, и опережающие показатели нервно-психического развития.

И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад.

На этом этапе чрезвычайно важно взаимодействие сотрудников занятых в процессе. Жизненно необходим ежедневный обмен полученной информацией всеми его участниками.

Все это обусловило необходимость детальной разработки организации работы адаптационной группы (далее по тексту АГ) для детей раннего возраста и особенно совместного пребывания детей и родителей, т.к. в имеющейся методической литературе этот компонент недостаточно освещен, или носит слишком общий характер.

Для того, чтобы педагоги выработали определенный алгоритм работы с родителями и детьми, а также обеспечили оптимальный уровень взаимодействия всех сотрудников ДОУ занятых в этой работе была разработана эта программа.

Материал содержит конспективно разработанный календарный план совместного пребывания одного из родителей и ребенка в условиях ДОУ и охватывает 1 неделю; схему – план комбинированного пребывания (часть времени в ДОУ дети проводят без родителей) – 1 неделя; перспективный план по всем разделам – дальнейшего периода адаптации.

В приложении к программе разработан комплект документов, которыми воспитатель и специалисты ДОУ руководствуются в своей работе.

Такой алгоритм позволяет достигнуть главную цель:

Создание благоприятных условий способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ через внедрение новых организационных способов.

Отличительной особенностью нашей программы является то, что наряду с правильно организованным педагогическим процессом ведется углубленная работа по оздоровлению детей в период адаптации. Этот компонент является одним из главных в этот период.

Программа адаптации рассчитана на 64 дня.

Первая встреча с родителями происходит в кабинете заведующей. Как правило, они приходят с детьми. Чтобы снизить официальный тон встречи, в кабинете оформляется “Живой уголок”, размещаются игрушки на уровне роста ребенка. В то время, как ребенок увлеченно рассматривает рыбок в аквариуме, или птичку в клетке, или играет с игрушками, заведующая ДОУ беседует с родителями о ребенке, его привычках, состоянии здоровья, режиме дня. По ходу беседы даются рекомендации о корректировке режима перед поступлением ребенка в ДОУ. Родители получают направление на углубленный медицинский осмотр. Им вручается памятка с перечнем документов, необходимых для оформления ребенка в ДОУ, указан режим дня ребенка этого возраста и режим функционирования ДОУ. Обычно оформление ребенка занимает 7–10 дней. В этот период родителям рекомендуется во время прогулок приходить на территорию детского сада и проводить прогулку здесь, чтобы ребенок привык к виду здания ДОУ, освоил игровое оборудование.

В это время воспитатели и помощники воспитателей проводят подготовку групповой ячейки к приему, вносят оборудование для обеспечения оздоровительного комплекса см. Приложение 3, заготавливают необходимый комплект документов см. Приложение 1. В приемной для родителей оформляется фотоальбом “Давайте познакомимся”, где помещены фотографии сотрудников с информацией о них: ФИО, занимаемая должность, стаж работы, образование, квалификационная категория, чтобы родители в любое время могли получить необходимую информацию о сотрудниках.

Следует отметить, что игровая и природная среда в группе насыщается постепенно, для того, чтобы избежать хаоса в восприятии окружающего мира и пробудить интерес ребенка и родителей, а также вызвать у ребенка удивление, радость ожидания новой встречи с детским садом. Кроме того, родители получают опыт в организации развивающей среды для ребенка в домашних условиях, которая зачастую носит стихийный характер. Эти моменты подробно описаны в календарном плане-конспекте.

Открытие адаптационной группы происходит обычно в конце учебного года (конец мая – начало июня). За это время часть родителей успевает оформить все необходимые документы. Открытие группы происходит, когда первые 5–6 человек оформили все необходимые документы. С ними и начинается работа в АГ.

С первого дня пребывания ребенка в ДОУ, медицинским персоналом проводятся все запланированные мероприятия оздоровительного комплекса см. Приложение 3.

3. «Идем в гости к ст. воспитателю.

Цель: Создать комфортную для психологического состояния детей обстановку

В лесу под сосною грибочки росли (маленькая пружинка)

Веселую пляску они завели.

Шапочкой красной кивают грибки (наклоны головой)

Понравиться очень хотят нам они.

Как у нашей Зины (делают ладони корзинкой)

Фрукты в корзине:

Чтоб ребята кушали

Персики и сливы – (загибают пальцы, начиная с мизинца)

До чего красивы.

Прогулка:

1. Самостоятельная двигательная активность;

3. Наблюдение за цветочками на клумбе;

4. Игры с выносным материалом.

2. половина дня

Фольклор:

«Ай, лады, лады, лады,

Общение:

Цель: Знакомство с имеющимися в группе материалами для конструирования, определить место хранения крупного строительного материала и модулей.

Работа с родителями: Индивидуальная беседа с родителями об особенностях адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Перспективный план по работе с детьми в адаптационный период

II неделя

2. Идем в гости к муз. руководителю.

Цель: Знакомство с музыкальным залом.

Постираю чисто, с толком (имитация стирки)

Рубашку, кофту и футболку, (сжимают и разжимают пальцы)

Свитерок и брюки –

Устали мои руки! (встряхиваю обеими руками).

Прогулка:

1. Создать условия для самостоятельной двигательной активности;

2. Наблюдение за работой дворника;

3. Игра с выносными игрушками;

4. Эксперимент с водой и песком.


2 половина дня

Настольно – печатные игры: пазлы, мозаика, собери правильно половинки.

Гимнастика пробуждения: разминка в постели, босохождение по дорожкам.

Работа с родителями: Индивидуальные беседы с родителями о необходимости формирования у детей навыков самообслуживания.


Тепло и уютно в нашем доме.

1. Идем в гости к медицинским работникам.

Цель: Создать комфортную для психологического состояния детей обстановку и вызывать положительное отношение к пребыванию в д/с.

Цель: Продолжать приобщать детей к предметному содержанию ближайшего окружения, обратить внимание на приятный запах мыла.

Цель: Развивать умение намыливать руки, и мыть их прямыми движениями.

Цель: Снять напряжения с мышц туловища рук, ног.

Прогулка:

1. Создать условия для самостоятельной двигательной деятельности;

2. Наблюдение за деревьями (береза);

3. Игры с выносным материалом;

5. Эксперимент с камешками.


2 половина дня

Игры с пеком: Определить, что можно слепить из сухого и мокрого песка.


Детский сад, детский сад любят все ребята

Цель: Познакомить детей с постельными принадлежностями научить различать и находить свою кровать. Рассказ о том, как надо вести себя в спальне, чтобы не мешать, другим спать.

Цель: Познакомить с работниками пищеблока.

Прогулка:

1. Создать условия для самостоятельной двигательной активности;

2. Наблюдение за лужами, большие и маленькие;

5. Игры с выносным материалом.


2 половина дня

Речевое развитие: игра драматизация

Цель: Побуждать понимать содержание стихотворения, воспроизводить движение в соответствии с текстом.

Цель: Упражнять детей в различении и назывании трех цветов: красного, желтого и зеленого.

Работа с родителями: Памятка для родителей, чьи дети впервые пришли в детский сад.


Календарно-тематическое планирование в группе раннего возраста Сентябрь 1 неделя: "Здравствуй, детский сад!" 2 неделя: "Здравствуй, детский сад!" 3 неделя: "Семья". 4 неделя: "Части тела". Октябрь 1.

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе Перспективный план по опытно – экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе. 1квартал Сентябрь 1.

В методическом материале представлена совместная деятельность взрослых и детей по дням, описаны цели и задачи этой деятельности, с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Предназначено для воспитателей ДОУ и родителей воспитанников.


Оценить 10514 1

Познавательное развитие: Вызвать у детей радость от нахождения в детском саду, развивать представления детей о детском саде как ближайшем социокультурном окружении: о сотрудниках детского сада, предметном окружении, правилах поведения в детском саду, формировать дружеские доброжелательные отношения между детьми, между детьми и сотрудниками детского сада, способствовать установлению эмоционального контакта.

Речевое развитие: Развивать память, внимание, связную речь, обогащать словарный запас.

Художественно - эстетическое развитие: Развивать умение у детей рисовать точки, разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные), пересекать их; развивать цветовое восприятие; воспитывать интерес к рисованию; формировать интерес детей к лепке, развивать творческую фантазию; воспитывать аккуратность.

Социально-коммуникативное развитие: Формировать знания о правилах поведения в детском саду, побуждать детей вступать в игровое взаимодействие.

Физическое развитие: развивать двигательную активность и мелкую моторику рук.

Методы и приемы:

1. Практические (игры, упражнения, показ способов действий)

2. Наглядные (рассматривание, прослушивание аудиозаписей)

3. Словесные (рассказ, объяснение педагога, беседы, вопросы-ответы, художественное слово, загадки).

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (РППС)

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Инд.р: Во время приема уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями, долго капризничают и плачут.

У тренняя гимнастика.

КГНучить пользоваться носовым платком, находить свой горшок, мыть руки аккуратно, не разбрызгивая воду, вытирать насухо полотенцем , во время приема пищи не крошить, правильно держать ложку.

Цветные карандаши, раскраски, трафареты - обучение правилам пользования

Коляска с куклой

Настольный конструктор, рассмотреть детали, называть их. Создание построек и дать им название.

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (РППС)

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро. Прием детей в группу.

Инд.р: Во время приема уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями, долго капризничают и плачут.

П рослушивание детских песен о дружбе – создать бодрое настроение; формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

У тренняя гимнастика.

КГНучить пользоваться носовым платком, находить свой горшок, мыть руки аккуратно, не разбрызгивая воду, вытирать насухо полотенцем , во время приема пищи не крошить, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

Совместные игры в домино, лото.

Настольный конструктор, рассмотреть детали, называть их.

Беседа с родителями о самочувствии детей.

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (РППС)

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Инд.р: Во время приема уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями, долго капризничают и плачут.

У тренняя гимнастика.

КГНучить пользоваться носовым платком, находить свой горшок, мыть руки, не разбрызгивая воду, вытирать насухо полотенцем , во время приема пищи быть аккуратными, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

Кубики, картинки-половинки, шнуровки

Внести коляску с куклой

Машинки, кораблики, паровозики

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (РППС)

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро. Прием детей в группу.

Инд.р: Во время приема уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями, долго капризничают и плачут, отвлечь детей игрушками со звуком

У тренняя гимнастика.

КГНучить пользоваться носовым платком, находить свой горшок, мыть руки аккуратно, не разбрызгивая воду, вытирать насухо полотенцем , во время приема пищи не крошить, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

Материалы для изо деятельности: бумага, карандаши, мелки.

Спортивный инвентарь: обручи, кегли, мячи

Беседы с родителями об одежде детей.

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (РППС)

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро. Прием детей в группу.

Инд.р: Ласково и приветливо встретить детей. Уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями.

У тренняя гимнастика.

КГН Приучать детей перед едой мыть руки, закатывая рукава, насухо вытирать их личным полотенцем; пользоваться носовым платком; правильно держать ложку, своевременно пользоваться горшком.

Игры с выносным материалом.

Инд.р:Шнуровки – развивать внимание, мышление.

Шнуровки, мозайка, кубики, домино, пирамидки

Совочки, ведерки, формочки, грабельки

Беседа с родителями о том, как провести с ребенком выходные дни.

Познавательное развитие: Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать навык называть воспитателя по имени отчеству.

Речевое развитие: Развивать память, внимание, связную речь, обогащать словарный запас.

Художественно - эстетическое развитие: Формировать умение у детей рисовать точки, разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные), пересекать их; развивать цветовое восприятие; воспитывать интерес к рисованию; формировать интерес детей к лепке, развивать умение скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, развивать творческую фантазию; воспитывать аккуратность.

Социально-коммуникативное развитие: Формировать знания о правилах поведения в детском саду, побуждать детей вступать в игровое взаимодействие.

Физическое развитие: развивать двигательную активность и мелкую моторику рук.

Методы и приемы:

1. Практические (игры, упражнения, показ способов действий)

2. Наглядные (рассматривание, прослушивание аудиозаписей)

3. Словесные (рассказ, объяснение педагога, беседы, вопросы-ответы, художественное слово, загадки).

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (РППС)

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро. Прием детей в группу.

Инд.р: Знакомство с группой. Во время приёма уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями, долго капризничают и плачут.

И гровая ситуация: Знакомство детей с кукольным уголком. Рассмотреть с детьми имеющихся кукол, называя их по именам. Показать детям как, чем будем кормить их, предварительно спросив детей, куда кукла сядет, из чего будет есть

У тренняя гимнастика.

КГН во время еды следить за правильной посадкой детей за столом. Учить правильно, держать ложку и кружку, есть, и пить не проливая; находить свой горшок, правильно им пользоваться.

Предложить цветные карандаши, раскраски, трафареты –обучение правилам пользования

Коляски, машинки, куклы, совочки, ведёрки.

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (РППС)

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро. Прием детей в группу.

Инд.р: Ласково и приветливо встретить детей. Уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями.

У тренняя гимнастика.

КГН Приучать детей перед едой мыть руки, закатывая рукава, насухо вытирать их личным полотенцем; пользоваться носовым платком; правильно держать ложку, своевременно пользоваться горшком.

Игры с выносным материалом.

Инд.р:Собирание пирамидок – развивать внимание, мышление.

Шнуровки, мозайка, кубики, домино, пирамидки

Совочки, ведерки, формочки, грабельки

Беседы с родителями о соблюдении режима и сна ребенка дома.

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (РППС)

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро. Прием детей в группу.

Инд.р: Во время приема уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями, долго капризничают и плачут.

И гровая ситуация в кукольном уголке (сварим обед и накормим кукол).

Прогулка 1. Наблюдение за песком.

Обручи, кольца, ленты, мячи

Беседа с родителями о самочувствии детей.

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (РППС)

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро. Прием детей в группу.

Инд.р: Ласково и приветливо встретить детей. Уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями .

И гровая ситуация: Знакомство с дидактическим уголком. Игры с двумя матрёшками. Учить сравнивать и правильно подбирать детали, показать как правильно выкладывать меньшую матрёшку в большую.

КГНучить пользоваться носовым платком, находить свой горшок, мыть руки, не разбрызгивая воду, вытирать насухо полотенцем , во время приема пищи быть аккуратными, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

Наблюдение за птицами (ворона, воробей, голубь)
Цель: Закрепить представление о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных. Формировать эмоциональную отзывчивость. Птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужах, садятся на ветки деревьев.

Инд.р. Катание мяча – развивать ловкость, координацию движений.

Кубики, картинки-половинки, шнуровки

Куклы, коляски, машинки, кораблики, паровозики

Флажки, мячи, формочки, совочки, ведерки

Беседы с родителями о питании детей дома.

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (РППС)

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро. Прием детей в группу.

Инд.р: Во время приема уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями, долго капризничают и плачут, отвлечь детей игрушками со звуком. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Жалеть детей, которые плачут.

И гры в строительном уголке (строим башни, у кого выше)

КГНучить пользоваться носовым платком, находить свой горшок, мыть руки аккуратно, не разбрызгивая воду, вытирать насухо полотенцем , во время приема пищи не крошить, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

Материалы для изо деятельности: бумага, карандаши, мелки.

Спортивный инвентарь: обручи, кегли, мячи

Беседа с родителями о психологических особенностях возраста детей 2-3 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Совместное с родителями посещение участка и группы детского сада.

2.Первичная диагностика с целью определения сильных и слабых сторон развития ребенка, факторов дезадаптации, адаптационных возможностей.

3.Определение прогноза течения адаптации.

2.Индивидуальные беседы с родителями (по запросу) по вопросам подготовки ребенка к детскому саду.

3.Анкетирование родителей с целью предварительного прогноза адаптации детей.

1.Совместное комплектование групп и составление подвижного графика поступления в ДОУ.

II этап: основной

1. Участие в приёме детей в группу в соответствии с примерным графиком.

2.Наблюдение за детьми.

3.Проведение системы групповых адаптационных игр, направленных на снятие эмоционального напряжения, формирование благоприятного психологического климата в адаптационных группах.

2. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам хода адаптационного процесса.

1.Совместное планирование организации детской деятельности в течение дня.

2.Оказание помощи в заполнении адаптационных листов.

3.Консультирование по текущим вопросам хода адаптационного процесса.

III этап: заключительный

1. Установление постоянного режима пребывания ребенка в ДОУ.

2. Разработка мер индивидуальной помощи детям с признаками дезадаптации.

1. Индивидуальное консультирование по запросу родителей.

1.Составление аналитической справки по результатам адаптационного процесса.

а) системного анализа причин эмоционального неблагополучия и затруднений вхождения в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения отдельных воспитанников;

б) координации действий специалистов по оказанию мер психолого-педагогической поддержки детям с признаками дезадаптации;

в) коллективной разработки программ психолого-педагогического сопровождения детям с признаками дезадаптации;

г) анализа выявленных психолого-педагогических затруднений в деятельности педагогов и определения путей их преодоления.

3.Профессиональная рефлексия воспитателей по итогам адаптационного периода.

Читайте также: