План работы по профориентации в школе 6 класс

Обновлено: 02.07.2024

Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий, памятка: как выбрать профессию, презентация профессий с точки зрения гарантии трудоустройства, презентации рабочих профессий и учебных заведений среднего профессионального Самарской области.

Подготовка к уроку: заранее провести конкурс презентаций “Профессии моих родителей”. Подготовиться к конкурсу “Презентация необычных профессий”.

Слово учителя. Вступление.

1 ведущий: Здравствуйте, мы очень рады, что сегодня будем говорить о мире профессий, а также поучаствуем в интересных конкурсах.

2 ведущий: Нашу встречу мне хочется начать с известных строк В. В. Маяковского:

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?

Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, прежде всего надо хорошо знать, какие профессии есть на свете. В мире насчитывается более 60 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определенности. Жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются.

1 ведущий: Все профессии с точки зрения гарантии трудоустройства можно классифицировать следующим образом: “вечные”; “сквозные”; “дефицитные”; “перспективные”; “свободные” (презентация: характеристика профессий с точки зрения гарантии трудоустройства).

Сейчас ребята расскажут нам четверостишья о профессиях, которые они выучили, команды определяют к какому классу профессий с точки зрения гарантии трудоустройства их можно отнести.

Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель. И тогда
Ждёт вас вкусная еда.

Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.

Молоток в работе нужен,
И с пилою столяр дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник смастерил.

Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар –
Перевяжет, даст микстуру.

Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт.

Есть у фермера хозяйство,
Держит фермер поросят.
Труд не терпит разгильдяйства –
Знает каждый из ребят.

Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Там пожарный нужен срочно.
Он погасит, – это точно.

Как играет музыкант,
Как прекрасны скрипки звуки!
У него большой талант,
Золотые руки.

В микроскоп учёный смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки –
Весь в работе, весь в науке.

Спасатель там, где есть беда,
Придёт на помощь он всегда.
И сомневаться нет причин:
Спасать – работа для мужчин.

Итоги конкурса. Вечные профессии: ветеринар, парикмахер, фермер, пожарный; сквозная: столяр; свободные: повар, художник, музыкант; перспективная: ученый; дефицитная: спасатель.

2 ведущий: В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 типов (классификация Климова Е.А.):

1. "Человек – живая природа" (П)

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.

Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

2. "Человек – техника" (и неживая природа) (Т)

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.

Тип "Человек – техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.

3. "Человек – человек" (Ч)

Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.

К профессиям типа "Человек – человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.

4. "Человек – знаковая система" (3)

Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.

Тип "Человек – знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.

5. "Человек – художественный образ" (X)

Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей этого типа профессий.

К типу "Человек – художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.

2. Конкурс: “Типы профессий по предмету труда ”.

1 ведущий: Задание конкурса состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов.

(В тексте профессии распределены по группам. Ведущий называет профессию из этого списка вразнобой, обращаясь к командам по очереди. Участники должны определить, к какому типу относится названная профессия.)

Группы профессий по типу взаимоотношения человека и объекта действия.

1. “Человек – художественный образ”: Скульптор, художник – живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.

2. “Человек – природа”: инженер – геолог, взрывник, метеоролог, техник – топограф, мастер – сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед – зверовод, садовод.

3.“Человек – техника”: электромонтер, машинист экскаватора, железобетонных конструкций, слесарь – сантехник, каменщик, арматурщик, техник – строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист

– рулевой, бортинженер, пилот.

4. “Человек – человек”: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер – кассир, гид – переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.

5. “Человек – знаковая система”: оператор ЭВМ, программист, техник – математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.

3. Конкурс.

2 ведущий: Теперь давайте узнаем “Много ли вы знаете профессий?” Участники каждой команды по очереди называют одну профессию, связанную со съёмками кинофильма. Та команда, которая назовёт больше профессий, выигрывает (см. приложение).

4. Презентация и беседа: “Правила выбора профессии”. Памятка: как выбрать профессию.

1 ведущий: молодцы, ребята! А теперь давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы правильно выбрать профессию? (Ученики предлагают свои варианты.)

  • В какой сфере я хочу работать?
  • Мне больше нравится руководить или подчиняться?
  • Мне хочется работать в большом коллективе, маленькой фирме или самостоятельно?
  • Какой график работы мне по душе: полная занятость, частичная, свободный график?
  • Чего я хочу от работы – стабильности, карьерного роста или творческой реализации?
  • На что я буду тратить заработанные деньги?
5. Конкурс (домашнее задание). Презентация необычных профессий.

Ученикам заранее даётся задание найти и составить краткое описание необычной профессии.

6. Итоги конкурса презентаций “Профессии моих родителей”.

7. Игра: “Конкурс пантомим”.

1 ведущий: А давайте поиграем в конкурс пантомим! Я буду называть вам профессию, а вы постараетесь без звуков изобразить представителя этой профессии.

повар
постовой
музыкант
балерина
художник
водитель
охранник
журналист
строитель

8. Просмотр презентаций рабочих профессий и учебных заведений среднего профессионального образования города. В это время жюри подводит итоги конкурсов.

2 ведущий: – Вот и подошел к концу наш урок по профессиональному самоопределению: “Азбука профориентации”. А что думаете вы о выборе профессии. Поговорите на эту тему со своими родителями, узнайте, как они выбрали свою профессию. И в итоге, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак. И ответы на эти вопросы каждый из вас должен найти сам.

9. Заключение.

Подведение итогов, награждение победителей, раздача памяток “Как выбрать профессию”, домашнее задание – беседа с родителями о том, как они выбирали профессию.

Продолжить знакомство учащихся с разными профессиями; продолжить повышать интерес учащихся к различным профессиям и расширять их кругозор; помогать в выявлении способностей к определенному виду деятельности.

Совершить экскурс в профессию повара, медсестры, секретаря, технички. Воспитывать уважительное отношение людям труда, к результатам их деятельности.

Закладывать основы предпрофессиональной подготовки, начало самоопределения человека в профессии; учить понимать значимость профессии в жизни человека.

Продолжить формировать профессиональные интересы, склонности к определенным видам деятельности, расширить представление детей о мире профессий и о значимости профессии в будущем.

Формировать активный познавательный интерес к профессиям, связанных с защитой Родины, т.е. военного, полицейского, работников УФСИН; развивать кругозор, любознательность; учить анализировать, делать выводы.

Продолжить профориентационную работу с детьми; информировать детей о разных профессиях мам; информировать детей о качествах, присущих людям тех или иных профессий.

Экскурсия в медпункт или в поликлинику.

Воспитывать уважение и почет к людям, спасающих жизни людей, к медицинской профессии, к медперсоналу, к результатам их труда.

Дать учащимся представление о профессии инспектора дорожно-патрульной службы, об ответственности при выполнении данной работы, о качествах человека, исполняющего данную работу.

Классный руководитель _________________/Елисеева Е.А./

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План профориентационной работы

План профориентационной работы.


План профориентационной работы в школе

План работы по профориентации в школе на учебный год.


План профориентационной работы

В документе представлен план профориентационной работы, проводимой с воспитанниками 8 класса ФВНМУ "Севастопольское президентское кадетское училище" на 2016-2017 учебный год.


План профориентационной работы

Данный материал содержит план профориентационной работы 11 б класса на 2016-2017 учебный год.


План профориентационной работы отделений

Особенности и основные направления профориентационной работы отделений Вяземской ДШИ.


План профориентационной работы в 7 классе.


ПЛАН профориентационной работы в 9-х классах

в публикации план работы с выпускниками основной школы по продолжению обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий. А возможен и другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя– свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы, познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И только тогда выбор профессии будет верным и удачным.

Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье. Цель моей работы как классного руководителя видение выпускника не только как ученика общеобразовательного учреждения, но и как человека, который выбрал себе профессию по душе.

Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия.

Во-первых, чтобы профессия была интересной.
Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.
В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного индивида.

Основная идея программы заключается в том, чтоб помощь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии.

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире труда и профессий, подготовить школьников к сознательному выбору профессии

Задачи:

сформировать у учащихся активной позиции по отношению к выбору будущей профессии;

сформировать у учащихся знаний о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;

научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

научить анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;

подготовить к профессиональному самоопределению.

Ожидаемые результаты:

сформируются мотивы осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;

выявится уровень готовности к обучению, уверенности в выборе профессии;

будут выявлены соотношение интересов, склонностей и способностей учащихся;

будут привиты навыки нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения;

будет изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме;

ученики ознакомятся с различными видами профессий;

с родителями будет расширена работа по профессиональному самоопределению детей

2. Основная часть

В 6-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии. Самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами.

Методы и форма проведения занятий:

активизирующие профориентационные опросники и тесты;

читательские конференции по профориентационной тематике;

классные часы-экскурсии на предприятия, где работают родители;

приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают подростки;

работа с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;

индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания;

вовлечение учащихся в работу кружков по интересам;

профориентационные игры с классом.

Работа с родителями:

тематические родительские собрания;

классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;

организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением психолога

совместные детско-родительские профориентационные игры.

Профориентационная диагностика и консультации:

исследование мотивации выбора профессии;

исследование профессиональных интересов;

исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;

индивидуальные консультации психолога для учащихся, родителей.

Проект рассчитан на 4 года с 01.09.2019 по 31.08. 2012 . В 8,10,11 классах занятия проводятся один раз в месяц на классном часе, в 9 классе раз в неделю, за счет школьного компонента учебного плана.

Мероприятия

3. Заключение

Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Программа по профориентации

внеурочной деятельности 6 класс

Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации: знать целый мир профессий, предмет цели труда, уметь выделять, понимать основные требования профессии к человеку, как и где, получить выбранную профессию, перспективы профессионального роста.

Особое место в профессиональном самоопределении молодежи занимает профориентационная работа общеобразовательной школы. Ее смысл заключается в том, чтобы помочь детям и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего. Важную роль в процессе профессионального самоопределения играет и начальная школа, призванная заложить в ребенке фундамент основных инструментов изменения себя как субъекта учебной и профессиональной деятельности. Она призвана, начиная с младших классов психологически готовить к труду, выявляя их индивидуальные склонности и способности, развивать представления о мире существующих профессий.

На совместном заседании государственного совета и комиссии, по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшемся 31 августа 2011года, на самом высоком государственном уровне, в контексте реформы профессионального образования, поднят вопрос повышения престижа рабочих профессий. Также однократно в выступлениях президента РФ В.В. Путина упоминается о создании благоприятной базы для профессионального самоопределения, тем самым формируется социальный заказ на личность, готовую к жизни.

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Пояснительная записка

Программа предназначена для работы в системе дополнительного образования для учащихся 11-13 лет 6 класс

Мир профессий широк и многообразен. Некоторые профессии перестают быть актуальными, востребованными, появляется множество новых профессий, расширяются функции существующих. Порой бывает непросто самостоятельно разобраться в этом быстро изменяющемся мире, и задача этой программы:

• помочь школьникам сориентироваться в сложном мире труда;

• расширить имеющиеся представления о мире профессий;

• соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия;

А. Отличительные особенности данной программы

Позволяет повысить интенсивность процесса профориентации, усилить интерес к выбору профессии, обогатить представления о мире профессий; активизировать самостоятельную деятельность; приобрести необходимый опыт коммуникации в области делового общения.

Б. Методы обучения

Курс рассчитан на восемнадцать часов и состоит из специальных бесед, упражнений и игр, экскурсий которые позволяют участникам получить представление о мире профессий и научиться самостоятельно принимать решения, планировать свой профессиональный путь.

В. Возможность применения полученных знаний на практике

Полученные знания позволят вам расширить представление о себе, своих способностях и возможностях, помогут эффективно решать проблемы выбора профессии, планирования профессиональной деятельности.

Обогащать представление воспитанников о мире профессии;

Выявить интересы, склонности и способности;

Развивать у воспитанников свойства личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, честности, предприимчивости;

Стимулировать размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения;

Формировать представления о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.

Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.

Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Профессиональная ориентация - организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Цель программы создать систему ранней профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.

Задачи программы:

Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.

Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

Занятия проводятся в форме групповой работы с элементами тренинга. При проведении занятий курса используются следующие формы и методы работы:

• игровые профессиональные упражнения;

• использование конструктивной обратной связи.

Формы занятий – рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест, встречи с людьми интересных профессий и др.

I. Личностные:

потребность повышать свой культурный уровень, самореализовываться в разных видах деятельности;

в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;

способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;

умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;

об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;

о принятых в обществе нормах поведения и общения;

об основах здорового образа жизни;

развитие ценностного отношения подростков к труду.

II. Метапредметные:

Регулятивные:

умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;

умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);

формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;

демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.

Познавательные:

навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях;

анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;

умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;

критическое оценивание содержания и форм современных текстов;

овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные:

умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе;

приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;

умение находить общее решение и разрешать конфликты;

о правилах конструктивной групповой работы;

опыт публичного выступления;

опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности;

соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.

III. Предметные

Обучающиеся научатся:

владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;

использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально - значимых мероприятий.

об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

приобретение опыта исследовательской деятельности;

Обучающиеся получат возможность научиться:

участвовать в исследовательских работах;

знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

иметь представление о правилах проведения исследования;

получение первоначального опыта самореализации.

С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:

Когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);

Мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);

Деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной профсоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:

• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.

Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.

Формы достижения результатов: познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии, трудовые десанты, социально-значимые акции в классе, школе, исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме (вне ОУ)

Формы контроля:

1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в дальнейшем осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

Содержание программы

Содержание программы деятельности по ранней профориентации школьников, 5 – 7 класс, 35 часов.

Тема 1. Знакомство и подготовка к старту программы (5 часов)

Тема 2. Готовность к профессиональному выбору (3 часа)

Тема 3. Человек в мире профессий (5 часов)

Человек и профессиональная деятельность. Мир профессий. Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова. Экскурсия на предприятия нашего района. Знакомство учащихся с профессией конкретного предприятия. Аналитическая беседа по окончанию экскурсии.

Тема 4. Самоисследование (3 часа)

Тема 5. Современный рынок труда (4 часа)

Тема 6. Выбор профессии (4 часа)

Тема 7. Первый шаг в профессии (4 часа)

Тема 8. Основы планирования карьеры (5 часов)

Читайте также: