Технология творческой деятельности доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Пономарева Ирина Владимировна
Проблема развития творческих способностей личности стала в настоящее время особенно актуальной. В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о неординарной личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности.

Автор: Пономарева Ирина Владимировна

Подготовила: Пономарева И.В. воспитатель

ЯНАО г. Ноябрьск

Проблема развития творческих способностей личности стала в настоящее время особенно актуальной. В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о неординарной личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования. Развитие творческих способностей является одним из ведущих направлений в инновационной деятельности ДОУ. Педагогика творчества должна решить одну из главных проблем данных учреждений – уйти от повседневности, обыденности, где ребенок существует в границах житейского опыта, систематически расчлененного и упорядоченного средствами педагогических методик. Для решения данной проблемы нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Поэтому в практике работы с детьми дошкольного возраста отдаю предпочтение нетрадиционным технологиям, формам и методам.

Исходя из актуальности данной проблемы, я поставила перед собой цель – формирование творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, через современные инновационные подходы ( здоровьесберегающие технологии ( арттерапия ), технологию проектирования, моделирование, технологию ТРИЗ).

Для реализации поставленной цели, выделила следующие задачи:

Развивать у ребенка оценочные суждения и способы творческой деятельности как результат осуществления конструктивного замысла с учетом законов гармонии и красоты, креативных способностей.

Создать оптимальные условия для творческого развития детей в группе и ДОУ;

Продолжать знакомить детей с инновационными технологиями: ТРИЗ, моделирование, проектирование;

технологий в практику ДОУ;

Формировать яркие положительные эмоции в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения ребенка с родителями.

Самое главное – не дать пропасть желанию ребенка творить, не навязывать какой то определенный стереотип. Ребенок должен самовыражаться.

Наиболее продуктивными ТРИЗовскими приемами считаю: морфологическая дорожка, системный оператор, задания на развитие воображения. Для того, чтобы привлечь детей к рисованию, использую нестандартные средства, такие как: тычки, штампики , зубные щетки, губку, трубочки, мелки, свечки, разные виды круп и др. В своей работе я использую разнообразные нетрадиционные способы рисования: пальцевая живопись, печатка, монотипия, набрызг , рисование по мокрой бумаге, рисование свечой, кляксография и пр.

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творческими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Чему бы мы ни обучали детей, какие бы программы и методики не использовали в своей работе, самое важное, о чем мы должны помнить – это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, агрессию, тревогу…), это сразу же отражается в его рисунке. Поэтому основной целью педагога, по словам Яковлевой Е.Л., является предоставление детям психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире других людей, а так же закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.

На занятиях по изобразительной деятельности могут использоваться множество методов, приемов, игр позволяющих сохранить и укрепить психологическое здоровье ребенка. Одной из здоровьезберегающей технологией является арттерапия (музыка). Именно ее я решила применять в работе с детьми.

В.А. Сухомлинский писал: “Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки. ”. Таким образом, на занятиях музыкальное пространство и мелодия обретают новую жизнь в цвете и линии, становятся видимыми, а цвет и линии на листе бумаги дышат

В игре "Рисуем музыку" детям предлагается, закрыв глаза, проводить линии, затем найти в этих линиях образы и закрасить; предлагается раскрашивание образов или предметов, противоположных по характеру, например, "добрый волшебник - злой колдун", "веселый сон - страшный сон". Все эти игры способствуют гармонизации личности , они учат соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием и особенностями.

Еще одна инновационная технология,– это метод моделирования.

Модель – это символ, предмет-заместитель, схематическое изображение предмета с его характерными признаками.

Использование игр с основами моделирования, таких как "Пиктография", "Опорные сигналы", "Игры в художников", а также " Кляксография ", "Пальцевая живопись", способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми.

Вышеназванные задания, упражнения, являются прекрасным приемом на играх-занятиях, когда разные виды деятельности переплетаются между собой. Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности позволил избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и повысил творческую активность детей.

Одним из перспективных инновационных методов, способствующих развитию мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.

Метод проектной деятельности я использовала в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, а так же стремлением к совместной деятельности.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Поэтому так важно познакомить детей с разнообразными инновационными технологиями в рисовании. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Таким образом, вводить детей в “большое искусство” следует как можно раньше, создавая предпосылку для “самостоятельного вхождения” и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Рубцова Е.Ю., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 37 Калининского района

Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности.

Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей , которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Поэтому, для взрослых главное – не упустить ранний возраст для их развития.

В этой деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, способности, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности . Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий мир, чувствовать красоту в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознавать и выражать свои чувства.

В процессе изобразительной деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных и двигательных анализаторов.

Процесс изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам — как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не только для овладения умением рисовать, но и для общего психического и личностного развития ребёнка.

Изобразительная деятельность формируется постепенно. Если вовремя создать условия для её появления и развития, вовремя заметить и поддержать, она станет ярким средством самовыражения и развития.

Работая в направлении всестороннего развития детей, я поставила цель — развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Изучив современные технологии по развитию изобразительной деятельности такие как: особенности работы с композицией. Основные законы композиции: закон единства содержания и формы, закон цельности, закон типизации. Художественные техники. В методических рекомендациях представлена классификация неклассических техник, осуществленная по следующим признакам: характер использования материалов и инструментов; характер получаемых действий; характер используемой основы для работы; степень взаимодействия материалов. Техники с использованием оттиска: монотипия, диатипия, акватипия, линотипия, простая гравюра на картоне и другие. Техники с использованием природных исинтетических материалов: посыпная (солью, манкой, пищевыми красителями, сухой гуашью, чаем, песком); клеевая: контурная, фактурная; витражная: пленочная, бумажная, акриловая ; мозаичная (из сыпучих материалов, плитки, пуговиц, бисера, бусинок, искусственного камня, ракушек, ложементов). Техники с использованием мелков: рисование восковыми мелками и акварелью, рисование свечкой (невидимые картинки), рисование восковой стружкой, рисование по наждачной бумаге; граттаж: черно-белый, цветной, многослойный. Техники с использованием необычной основы: рисование по фольге стекой, рисование по стеклу пластилином, рисование по картону пластилином, рисование по ткани: холодный, горячий, узелковый батик; роспись ткани акриловыми красками, фломастерами, рисование по ватным дисками Техники с использованием необычных материалов иинструментов: рисование зубной щеткой: нанесение ритмичных мазков, набрызг, рисование пластиковыми карточками, рисование пластиковыми вилками, рисование помазком для бритья, рисование двумя кисточками одновременно (двумя руками, одной рукой), рисование гелевой ручкой по влажной бумаге, рисование стержнем от фломастера, рисование губкой (с трафаретом, без трафарета).

Я считаю, что использование данных технологий, подстроенных под определенный возраст ребенка , педагогами и родителями в деятельности с детьми — фактор успешного художественно-эстетического развития детей.

Я поставила следующие задачи:

— Формировать у детей первые представления о прекрасном в жизни и искусстве, формировать способность воспринимать его.

— Формировать художественно-образных представлений, эмоционально – чувственное отношение к предметам и явлениям действительности, воспитать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на прекрасное.

— Развивать творческие способности детей в рисовании и лепке.

— Обучать основам создания художественных образов, формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности.

— Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма.

Формированию и развитию первых представлений о прекрасном, воспитанию эстетического вкуса помогает чтение знакомых произведений и рассматривание иллюстраций известных художников . Рисунки в книге являются одним из первых произведений искусства, с которым встречается ребёнок в дошкольном детстве. Мною создана мини-библиотека детских книг с иллюстрациями Ю.Васнецова, А. Елисеева, Е.Рачева, П.Репкина.

Я постепенно ввожу детей в созданный художниками мир линий и красок для формирования умения эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов. Так, например, в работах Ю. Васнецова очень большую нагрузку несет цвет. От него так и веет радостью и усиливает восприятие образов. С детьми рассматриваю не только кто или что изображено, но и какой это персонаж, как изображен, какое настроение, отношение вызывает изображение. Иллюстрированные художниками книжной графики птицы и животные очень самобытны, они близки и понятны детям. Благодаря творчеству замечательных мастеров я постепенно формирую интерес у детей к книжной иллюстрации, способствую развитию собственной изобразительной деятельности ребёнка.

В совместной деятельности с детьми использую народные игрушки (матрёшки, лошадки, барышни) — они обогащают зрительные впечатления и вызывают эмоциональный отклик у детей. Им нравится рассматривать, трогать играть с ними. Показ ярких игрушек вызывает интерес к их изображению, такая игрушка может выступать как персонаж в процессе рисования и лепки (в лепке — колобок, колеса для машины, орешки для белочки, морковка для зайчика и др., в рисовании — дорожка для колобка, машины, следы зайчика, грибы для ёжика)

Книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр доступны детям и радуют не только своим назначением, но и эстетичным видом. Эстетические требования к детской игрушке являются обязательным условием ее использования в работе с детьми. Так как внешний вид игрушек способствует появлению первых эмоционально-эстетических оценок, воспитанию художественного вкуса детей. Поэтому, все игрушки в моей группе подобраны таким образом, что способствуют формированию у детей правильных представлений об окружающей действительности . Для решения задач по сенсорному развитию игрушки специально подобраны разными по цвету, размеру, форме.

В разные времена года провожу наблюдения в природе и ближайшем окружении : за красивыми цветами на клумбе, солнцем, облаками, одуванчиками на тропинке, первой зеленой травкой, насекомыми, бабочками. Зелёными листочками на деревьях, цветущими кустарниками, домами, машинами, красивыми осенними листьями, дождем, первым снегом, птицами у кормушки и другие. Они обогащают представления малышей о внешнем виде хорошо знакомых объектов и уточняют зрительные впечатления. В совместной деятельности использую художественное слово (стихи, потешки, прибаутки). Яркий выразительный язык фольклорных произведений доступен и понятен малышам. Такие произведения вызывают яркий эмоциональный отклик на окружающее.

Детям очень нравиться наблюдать, как взрослые рисуют и лепят. Такие наблюдения побуждают детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов.

Для самостоятельной деятельности предлагаю детям бумагу разной фактуры, формы и цвета, раскраски, трафареты узнаваемых изображений. Цветные карандаши, фломастеры, восковые карандаши, цветной пластилин.

Особое место уделяю творческим играм на прогулке . Дети с удовольствием играют в песке, рисуют палочкой на мокром песке, делают отпечатки ладошек. Игры с формочками, и простые постройки: норки, домики, дорожки — помогают малышам познать свойства песка, развивают творчество и воображение. Зимой подобные игры провожу со снегом — делаем следы, дорожки, стоим горки, тоннели, лепим снежки и разные фигурки.

К концу учебного года я замечаю, что дети лучше воспринимают и понимают изображение знакомых предметов и явлений, эмоционально откликаются не только на содержание, но и художественную форму.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей.

Что же такое творческие способности на самом деле? Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Способности - не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. Самой высокой ступени могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так назы­ваемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри­ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, и педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врожденными творческими способностями, но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребёнка. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Давно известно, что для развития творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Развитие полноценной творческой личности невозможно без изобразительной деятельности, она создает благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. На этой основе развивается художественный вкус.

Ребенок через рисунок, лепку часто передает то, что не может выразить словами: свое отношение к окружающим и окружающему. Поэтому взрослый должен внимательно всматриваться в то, что изобразил ребенок, и попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует.

Дети, рисуют, лепят, конструируют не только для того, чтобы их работу увидели и оценили другие, а также для подарка взрослым и сверстникам. Так дошкольники привыкают заботиться о других детях, близких людях, у ребят воспитывается особое чувство ответственности, появляется стремление выполнить работу как можно лучше.

Занятия изобразительной деятельностью - один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умение замечать красивое в явлениях природы, жизни, в произведениях искусства и отображать увиденное в своих творческих работах.

Современная педагогика выделяет два этапа в развитии детских изобразительных способностей: доизобразительный и изобразительный. Первый этап начинается с того момента, когда в руки ребенка попадает изобразительный материал: бумага, карандаш, кусок пластилина, мелок. Это период 01 года до 3 лет.

Изобразительный период появляется с началом сознательного изображения предметов. Деятельность детей на этом этапе приобретает творческий характер. Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень просты, в них обычно отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков (дети 3 лет). Это объясняется тем, что у маленьких детей еще слабо развито аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четность воссоздания зрительного образа, мало развита координация движения рук, нет еще технических навыков.

С накоплением опыта, овладением изобразительными умениями дети начинают изображать особенности предметов, передавать их основные признаки. Образы становятся четкими, узнаваемыми, выразительными, появляется динамика и пропорциональность не только в изображении человека и животных, но и в изображении растений, деревьев.

Поэтому, художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти у детей.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, т. к. оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умение.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Для развития творческой личности в современной практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребенку интересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит быстро достичь результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.

Начиная с младшего дошкольного возраста педагоги используют:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатки из картофеля;
  • тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста знакомят со сложными техниками:

  • оттиск поролоном;
  • оттиск печатками из ластика;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев

А в старшем дошкольном возрасте дети осваивают еще более трудные методы и техники:

  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная.

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Изобразительная деятельность, и в частности рисование, - вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие ребенка. Однако здесь важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают их фантазию, а надоедают им закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей.

Для развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности используются технологии Т.Дороновой, Б. Неменского, Р. Чумичевой. Разнообразие нетрадиционных способов рисования рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают желание придумывать новые композиции.

Большое внимание педагоги ДОУ уделяют развитию воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта ребёнка. Для того чтобы создать достаточно прочные основы для их творческой деятельности педагоги стараются расширять опыт детей. Чем больше они видят, слышат и переживают, чем больше они знают и усваивают, чем большим количеством элементов действительности они располагают в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность их воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Для этого в работе с детьми используются игровой материал, творческие задания, проблемные ситуации.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно, не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребёнка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребёнком, а наличие его эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Чтобы ребёнок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах.

Песенное творчество в ДОУ начинаем развивать с младшего дошкольного возраста. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определённые чувства, настроение, петь чисто и выразительно. Для этого используем посильные творческие задания, упражнения О.В. Кацер, Н.А. Метлова, Н.Б. Зацепиной. Кроме пения, детское творчество проявляется в слушание музыки, ритмике и игре на музыкальных инструментах.

Для развития творческих ритмических способностей используется технология Бурениной, а в слушании музыки - Радыновой. Развитие творческих музыкальных способностей развиваются на музыкальных занятиях, в театральной студии и на занятиях в хореографическом кружке. Для развития эмоционально-нравственной, творческой сферы ребёнка в ДОУ используется метод сказкотерапии. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Что, как не сказка, позволяет развивать творчество и фантазию ребёнка. Сказка дает возможность побывать в таких вымышленных ситуациях, каких нет, и не может быть в окружающем мире, необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

В ДОУ педагоги широко используют методы проблемного обучения: вопросы, игры и упражнения на развитие логического мышления, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков используются комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребёнка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности.

Одним из методов развития творческих способностей стал метод проектов. На протяжении 5 лет педагоги ДОУ внедряют его в свою работу с детьми. За это время в ДОУ были представлены 15 проектов. Каждым руководителем проекта собраны портфолио, в котором отражена вся система работы по проекту.

Тематика и содержание проектов для детей ДОУ были разнообразны. Использовались следующие типы проектов:

Использовались групповые и индивидуальные проекты. Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребёнка.

В работе над развитием художественного литературного творчества у дошкольников - это сочинение сказок, рассказов, стихов, воспитатели используют технологию Ткаченко Т.А., организуя специальную работу с детьми, направленную на развитие поэтического слуха, на придумывание эпитетов, сравнений, подбор синонимов, антонимов.

Большое внимание педагоги ДОУ уделяют проблеме словотворчества детей. В работе с детьми используются опорные схемы, опорные сигналы, схематические картинки, тренинговые технологические цепочки, решение проблемных ситуаций, метод фокальных объектов, игры и творческие задания. Система творческих заданий позволяет формировать у детей умения работать на высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

В старшем дошкольном возрасте активно используется технология моделирования, разработанная JI.A. Венгером. Модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста и ориентир для самостоятельного составления рассказа, описания игрушки, предметов, времён года.

Обучая детей связной речи, на первом этапе своей работы, педагоги используют в практике схематические изображения персонажей и выполняемые ими действия, затем строят модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей. Использование этой технологии на занятиях по развитию речи способствует развитию воображения, умению придумывать различные ситуации и сюжеты. На использовании наглядных моделей основаны многие новые методы дошкольного обучения. В старшем дошкольном возрасте используем метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой. Он предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.

В практике ДОУ широко используются технологии: составления сравнений, составления загадок А.А. Нестеренко, ТРИЗ.

ТРИЗ - технология дает толчок развитию интеллектуально-творческих способностей маленького ребёнка. В основу работы положен инструментарий по развитию творческого воображения и формирования диалектического способа мышления дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста сочиняют сказки, загадки при помощи приемов фантазирования.

Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, можно с уверенностью сказать, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны педагогов, так и со стороны семьи. Поэтому активными участниками педагогического процесса и являются родители.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в детстве.

Список используемой литературы:

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.

4. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

6. В.Н. Журавлева Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград: Учитель,2009

7. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. //Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.

8. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.

9. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003.

10. Корзун А.В. Весёлая дидактика: использование Элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн. 2010г

11. Корзун А.В. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.: Университетское, 2000.

14. Хазратова Н. В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста. //Индивидуальность и способности. - М. 2004

15. Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной. -М.,1992.

Компетентностно-ориентированный подход в образовании как приоритетное направление образовательной политики. Развитие творческих способностей дошкольников и формирование их технологической компетентности в разнообразных видах художественного творчества.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 28.09.2018
Размер файла 18,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Педагогическая технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

Тольяттинский государственный университе

Н.С. Краснова, Л.А. Поминова

Компетентностно-ориентированный подход в образовании является приоритетным направлением образовательной политики Самарского региона. Данный подход способствует формированию у выпускника дошкольного учреждения готовности эффективно сорганизовывать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Единая типовая программа воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях предусматривает обеспечение усвоения определенного объема знаний, умений и навыков, но реализуемый на современном этапе принцип вариативности программ оптимизирует идею развивающего обучения, компетентностно-ориентированного подхода и, в целом, гуманистическую педагогику. Для успешного формирования ключевых компетентностей необходимы адекватные им методы, формы и средства обучения.

Одной из приоритетных образовательных технологий, которая успешно обеспечивает реализацию компетентностно-ориентированного подхода к обучению, является технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Данная технология способствует развитию творческих способностей детей и формированию их технологической компетентности в разнообразных видах художественного творчества.

В основу технологии положена идея художественно-творческого развития ребенка средствами искусств. Этим и определяется особые возможности художественно-эстетического образования на пути гуманизации любого воспитательно-образовательного учреждения, ориентированного на современные технологии обучения детей.

художественное творчество дошкольник компетентность

Таблица 1 - идентификация технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

Технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.

Авторы: Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина и др.

Ведущий фактор развития

Научная концепция освоения опыта

Развивающего обучения и воспитания,

Ориентация на сферы

и ключевые компетентности индивида

ЗУН (информационная - сфера знаний), действенно-практическая

и сфера творческих качеств

Тип управления учебно-воспитательным процессом

Классическое, традиционное обучение, система малых групп.

Методы и способы воспитания и обучения

Активные, объяснительно-иллюстративные, проблемные,

убеждения, наглядные, практические.

индивидуальные и дифференциации.

Подход к ребенку

На основе гуманизации

и демократизации отношений.

Категория обучающихся и

В качестве основных целевых ориентиров предлагаемая технология выделяет художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетических потребностей и способностей, освоение дошкольниками культурных форм общения с искусством.

Технология предполагает содержательную конкретизацию задач художественно-эстетического образования на разных этапах дошкольного детства.

К основным задачам технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста относится:

1. Развитие художественного восприятия.

2. Формирование эстетических чувств и эмоций.

3. Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка.

4. Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.

5. Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.

6. Формирование основ художественно-творческой культуры личности.

Концептуальные положения технологии художественно-творческого развития ребенка дошкольного возраста разработаны Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной и др.

Т.С. Комарова отмечает, что во всех видах художественно-эстетической деятельности можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К этим процессам относятся:

- восприятие, образы которого, накапливаясь, формируют сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей, в том числе и художественно-творческих. На базе образов восприятия формируются представления. Если образы восприятия эстетически окрашены, то и формирующиеся на их основе представления тоже будут эстетическими. Этому в значительной степени способствует использование всех видов искусств;

- воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое, в свою очередь, развивается в процессе этой деятельности;

- эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, необходимое для успешного осуществления деятельности. Отношение возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего, в познании, самоутверждении и содержательном общении со взрослыми и сверстниками;

- эффективность развития художественно-творческих способностей во многом зависит от формирования художественных умений в области разных искусств: рисования, лепки, художественного конструирования, пения, выразительных движений и словесного творчества;

- художественному творчеству детей необходимо учить, создавая проблемные ситуации и применяя систему творческих заданий.

Механизм передачи и освоения опыта художественно-творческой деятельности разработан в рамках следующих научных концепций:

1. Ассоциативно - рефлекторная концепция обучения (И.П. Павлов, И.М.Сеченов, С.Л.Рубинштейн).

Опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

- формировании активного отношения к познавательной деятельности;

- подачи учебного материала в определённой последовательности, поэтапно;

- демонстрация и закрепление материала в различных приёмах умственной и практической деятельности;

- применение знаний на практике.

2. Развивающая технология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Развивающая технология предполагает, что организация (содержание и методы) внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития ребенка.

Усвоение опыта происходит в такой последовательности:

- предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности;

- материальное (материализованное) действие;

- этап внешний речи, озвучивание действий, формулировка выводов;

-этап внутренней речи, осмысление проблемы;

-этап автоматизированного действия (навык).

Авторами технологии разработаны принципы ее реализации:

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей предполагает такой подход, при котором открывается перспектива художественно-эстетического развития каждого ребенка в соответствии с его уровнем способностей и возрастных возможностей;

- принцип одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания какой-либо ценности обеспечивает прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов;

- принцип интеграции различных видов искусств и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей способствует более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества, формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;

- принцип доступности предполагает управление темпами и содержанием развития ребёнка посредством организации обучающего воздействия;

- принцип продуктивности подчеркивает прагматичность метода, обязательность ориентации на получение значимого для ребёнка, реального, завершенного результата;

- принцип взаимосвязи художественно-творческой деятельности детей с воспитательно-образовательной работой создает условия для формирования разнообразных представлений и расширяет опыт восприятия, стимулирует развитие воображения и творчества;

- принцип вариативности и спиралевидности. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми позволяет осуществить познание ценности искусств в разных видах деятельности и разными путями, от частного - к общему, от общего - к частному;

- принцип результативности предполагает уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения, организацию выставок, концертов и др.

Процессуальная характеристика технологии

Технологию художественно-творческого развития детей дошкольного возраста можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел. Ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные художественные, изобразительные решения, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с художественно-творческой деятельностью.

Процесс становления творческой личности имеет свой алгоритм.

Первый элемент - это накопление впечатлений от восприятия искусств, которые являются образцом для творчества, источником вдохновения и мотивами будущей деятельности.

Второй элемент - это накопление опыта практической деятельности и освоение знаний, умений и навыков репродуктивного характера. Необходимые умения и навыки позволяют ребенку выразить свои собственные впечатления в художественно-творческой форме.

Третий элемент - это цикл творческих заданий, которые варьируются и усложняются: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности, к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей.

Основные этапы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста:

Первый этап - накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества. Важными моментами на этом этапе являются информационно- и эстетически-обогащенные пространства (развивающая среда) и мотивационные стимулы, пробуждающие активную творческую деятельность.

Второй этап - этап подражания, имитации - освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе - активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетически полноценном, полихудожественном пространстве.

Третий этап - этап преобразований - применение освоенных эталонов и их трансформация в новых, личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, способностями детей.

Четвертый этап - этап альтернатив - направлен на индивидуализацию, гармонизацию творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.

Методы и приемы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: наглядный (слуховая и зрительная наглядность), словесный, метод проблемных, поисковых ситуаций, практические методы, игровой метод.

Таким образом, технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребенка как творческой личности. Ребенок является полноправным участником образовательного процесса, педагог выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком. Взрослый поддерживает инициативу воспитанников при обсуждении или выполнении различных дел. Дошкольник наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

1. Волшебный пластилин: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2. Городецкая роспись: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

3. Дымковская игрушка: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

4. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

5. Комарова, Т.С. Коллективное творчество дошкольников / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

6. Комарова, Т.С. Эстетическая развивающая среда / Т.С. Комарова, О.Ю. Филлипс. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

7. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

8. Простые узоры и орнаменты: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

9. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

10. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

11. Узоры Северной Двины: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

12. Филимоновская игрушка: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

13. Халезова, Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Н.Б. Халезова // Под ред. М.Б. Зацепиной. - М.: Сфера, 2005.

14. Хохломская роспись: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

15. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5 - 7 лет. - М.: Аркти, 2003.

Подобные документы

Педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Реализация дополнительной образовательной программы развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

магистерская работа [253,7 K], добавлен 15.01.2012

Педагогические и психологические аспекты развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Рисунок и его виды. Рисование графическими материалами как средство развития художественно-творческих способностей дошкольников 5-6 лет.

дипломная работа [67,0 K], добавлен 18.09.2008

Рассмотрение психологических особенностей глухих детей и роли творчества в развитии их познавательной сферы. Особенности проведения занятий по тестопластике у детей старшего дошкольного возраста. Исследование художественно-творческих способностей у детей.

дипломная работа [1,1 M], добавлен 12.11.2012

Понятие и средства художественно–эстетического образования и воспитания дошкольников. Особенности развития творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами. Описание основных форм работы по развитию творческих способностей.

дипломная работа [76,9 K], добавлен 18.05.2015

Сущность и особенности творчества и воображения в дошкольном возрасте. Рисование как способ развития воображения и творческих способностей детей. Исследование формирования воображения у дошкольников через инновационные методы изобразительной деятельности.

Читайте также: