План работы по национальному образованию в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Решением педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2021 г.

«Детский сад комбинированного вида

Приказ № 66 - ОД от 31.08.2021 г.

_________М.В. Жирнова Протокол общего собрания №1 от 31.08.2021г.

Авторы составители: проектная группа педагогов и родительская общественность

Содержание рабочей программы воспитания

Содержание рабочей программы воспитания 3

Пояснительная записка 4

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы 7

1.1. Цель Программы воспитания 7

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания 8

1.2.1. Уклад образовательной организации 9

1.2.2. Воспитывающая среда ДОО 9

1.2.3. Общности (сообщества) ДОО 9

1.2.4. Социокультурный контекст 11

1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО 12

1.3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы 12

1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и 12

раннего возраста (до 3 лет)

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста 13

Раздел II. Содержательный. 19

Компоненты воспитания 19

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания 19

2.1.1. Патриотическое направление воспитания 19

2.1.2. Социальное направление воспитания 20

2.1.3. Познавательное направление воспитания 21

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания 22

2.1.5. Трудовое направление воспитания 23

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания 24

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса 25

2.2.1. Региональная составляющая в ДОО 26

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями 27

воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

Раздел III. Организационный 30

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания 30

Сложившиеся традиции МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 31

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. Модель построения мероприятий, событий 33

с учетом календаря праздничных дат

3.3. Организация предметно-пространственной среды 35

3.4. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых 36

личностных результатов в работе с особыми категориями детей

Календарно-тематический план воспитательной работы 39

Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования.

В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение опорного детского сада: оказание методической и консультативной помощи дошкольным образовательным учреждениям по национальному образованию.

Цель:

- формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста;

- повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.

Рассмотрен и принят Утвержден и введен в действие приказом

___________/ А.Ф.Мишина/ ___________/А.Д.Загидуллина/

План работы муниципальной опорноЙ площадки

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан

Назначение опорного детского сада: оказание методической и консультативной помощи дошкольным образовательным учреждениям по национальному образованию.

- формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста;

- повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.

- оказание методической и консультативной помощи старшим воспитателям, воспитателям, специалистам, руководителю РМО по вопросам национального образования.

- формирование и распространение передового педагогического опыта руководства и воспитателей детского сада по заданной проблеме.

- способствовать тому, чтобы дети дошкольного возраста учились активно замечать, наблюдать, воспринимать и оценивать предметы, объекты, явления рукотворной, природной, социальной действительности, их исторические, временные, структурные и функцианальные изменения, отражать полученные знания в различных видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной, двигательной, музыкальной и др.

- воспитывать у дошкольников интерес к истории и культуре малой и большой Родины, желание знать, понимать, сохранять, становиться носителями семейной, родной этнической, региональной и мировой культуры, поликультурную компетенцию.

- знакомить детей с историческим и культурным прошлым, настоящим и будущим народов, проживающих на территории Республики Татарстан (русского, татарского, чувашского и др.);

- воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ;

- формировать понимание важности и личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе.

Структура опорной площадки:

2. Ответственные за организацию работы:

Мишина А.Ф., заместитель заведующего по ВМР;

Актуальность:

На протяжении многих десятилетий главным критерием успешности педагогической работы с дошкольниками был уровень сформированности знаний, умений и навыков, которые должны пригодиться в школе. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования в центре, которого находится личность и ее внутренний мир. Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребенок будет знать о своей родине, ее истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни. Приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур; гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей; формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит в основе этнокультурного воспитания дошкольников.

Направления работы по этнокультурному образованию в МБДОУ

1. Осуществлять знакомство детей с жизнью этнических групп соотнося ее с изменениями в живой и неживой природе, с ритмом годовой жизни природы и традиционной деятельностью малых народностей в сезонные изменения;

2.Формировать у детей этно-экологическую культуру;

Этнос и история. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Этнокультурное воспитание базируется на этнокультурном образовании, которое включает в себя знания об элементах культуры и истории народов, населяющих Республику Татарстан (русские, татары, чуваши).

Задачи направления: Формировать элементарные представления у дошкольников об истории и культуре нескольких народов края (русского, татарского, чувашского) доступными детскому восприятию средствами этнографии (предметы быта, детский игровой материал, устное и декоративно- прикладное народное творчество, виды деятельности народов), направляя их на развитие у детей интереса к прошлому малой и большой Родины, поддерживая его и предоставляя возможность отразить знания и отношения в разных видах детской деятельности. На основе представлений об истории и культуре малых этносов РТ обогащать у детей художественное мировоззрение, развивать творческое воображение детей.

Содружество этносов. Региональная культура развивается, питаясь из двух источников: внутреннего саморазвития национальных культур и взаимовлияния, взаимодействия, взаимопроникновения, но не слияния разных культур, а их творческого взаимозаимствования. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.

Задачи направления: Средствами народоведения приобщать детей к общечеловеческим ценностям (к нравственным, моральным, этическим правилам и нормам, эстетическим чувствам и отношениям), объединяющим всех людей Земли, страны, региона. Создавать благоприятные условия в дошкольном образовательном учреждении для одновременного восприятия детьми общечеловеческих ценностей и культур нескольких народов, сосуществующих продолжительное время в едином культурном пространстве региона, формируя в них чувство эмпатии, приятия и толерантности (терпимости) к общности и разности культур, понимание равнозначности и равноправия существования их в современном мире.

Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляется в трех направлениях:

Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста используются разнообразные средства:

устное народное творчество; художественная литература; игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; этнические мини-музеи; изучение традиций быта народов РТ позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов начинается со сбора и изучения краеведческого материала.

Для реализации задач этнокультурного образования в ДОУ были созданы специальные условия: наличие

- кабинета по обучению татарскому языку и фондовых предметов для показа;

- в каждой групповой комнате уголков НРК;

- кукол в национальных одеждах;

- связи с педагогами дошкольных учреждений и сетевое партнерство;

- наглядного дидактического материала, костюмов, атрибутов и соответствие их современным требованиям ФГОС ДО;

- технических средств обучения (интерактивные доски, телевизоры, DVD плееры, магнитофон)

Работа по национальному, этнокультурному и поликультурному воспитанию ведется планово, но с учетом текущих изменений. Есть перспективы развития деятельности всех участников образовательного процесса по созданию в ДОУ образовательной среды, способствующей этнокультурному и поликультурному воспитанию: Моделирование образовательной среды как условия формирования этнокультурной компетентности детей, педагогов, родителей. Повышение профессионального мастерства педагогов на основе инновационного опыта. Разработка и совершенствование методик и технологий, обеспечивающих качество образования в условиях этнокультурного образования. Использование вариативных форм организации этнокультурного процесса образования, обеспечивающих систематичность, последовательность и преемственность дошкольного и школьного этапов воспитания и обучения. Совершенствование структуры управления инновационным процессом ДОУ. Развитие и расширение спектра партнерских взаимоотношений с объектами социума.

При всём благополучии в организации деятельности педагогов и специалистов по созданию национальной и этнокультурной образовательной среды в ДОУ у нас есть определённые трудности:

- Недостаточная сформированность компетентности в области национального, этнокультурного и поликультурного воспитания и обучения у молодых педагогов и родителей вновь поступивших детей в ДОУ;

- Несовершенство системы взаимодействия и специалистов социума в сети этнокультурного и поликультурного образовательного пространства поселка и республики.

Пути решения этих трудностей:

- Формирование компетентности в области национального, этнокультурного и поликультурного воспитания и обучения у педагогов в ходе курсов повышения квалификации по данному направлению;

- Расширение сетевого взаимодействия по национальному, этнокультурному и поликультурному воспитанию детей в пространстве поселка, республики; установление связи между центрами национального, этнокультурного воспитания и обучения Республики Татарстан.

Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина – начинают зарождаться поликультурные чувства у дошкольника.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

С учётом ФГОС был разработан план работы муниципальной опорной площадки по реализации национального образования у участников образовательного процесса.




12 февраля, 2020 admin


Полномасштабная реализация этого проекта началась в январе 2019 года.

Предполагается реализация 4 основных направлений развития системы образования:

  1. Обновление содержания образования.
  2. Создание необходимой современной инфраструктуры.
  3. Подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации.
  4. Создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Задача проекта: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Задача проекта: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Задача проекта: внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций.

Задача проекта: модернизация профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Задача проекта: формирование системы профессиональных конкурсов, дающей гражданам возможности для профессионального и карьерного роста.

Задача проекта: формирование системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки, в том числе компетенции в области цифровой экономики.

Задача проекта: увеличение в два раза числа иностранных граждан, обучающихся в вузах и научных организациях, а также реализация комплекса мер по их трудоустройству.

Задача проекта: создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере волонтерства.

Для реализации задач федеральных проектов необходимо:

заведующему:

— разработать и локальные нормативные акты;

— обеспечить координацию и контроль деятельности структурных подразделений, педагогических и других сотрудников детского сада;

— обеспечить (в пределах своих полномочий) результативность и эффективность использования бюджетных средств, а также средств, поступающих из других источников;

— обеспечить достаточную информированность членов коллектива о задачах ДОО в рамках нацпроекта и состоянии дел при их выполнении;

старшему воспитателю:

— создать научно-методические и организационные условия по реализации федеральных проектов;

— организовать комплекс методических мероприятий, направленных освоение педагогами профессиональных компетенций по решению задач федеральных проектов;

педагогам и специалистам ДОУ:

— создать психолого-педагогические условия для решения задач федеральных проектов;

— обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе (ДОУ) по всем направлениям проектов;

— разработать учебно-методические комплекты по реализуемым проектам;

— разработать и провести образовательные мероприятия, способствующие выполнению задач проектов;

Головина Бэла Геннадьевна,

доцент, кандидат педагогических наук,

Пояснительная записка: в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Цель: обогащать социальные представления детей о жизни родного города, его истории, расширить представления об образе жизни людей, населяющих город Липецк; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре города Липецка.

- способствовать достижению результатов в формировании личности детей старшего дошкольного возраста;

- формировать интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;

- повышать этнографическую грамотность детей;

- стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;

- развивать мышление, воображение ребенка.

Месяц Тема Содержание Цель Материал

, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Русские сказки.

Индивидуальный перспективный план коррекционной работы учителя-дефектолога с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР Индивидуальный перспективный план коррекционной работы в старшей группе учителя-дефектолога на 1 полугодие ___ учебного года. Ф. И. ребенка:.

Перспективный план кружковой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой России В наше время очень важно с детства воспитывать у детей патриотические чувства, чтобы, став взрослыми гражданами, они любили, ценили и.

Перспективный план работы с родителями по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию Автор: Мосолова Т. Л., воспитатель первой.

Перспективный тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.

План работы по региональному компоненту Сентябрь. 1. Экскурсия по территории детского сада. Цель: формируем интерес к ближайшему окружению – детскому саду, помочь лучше узнать.

Читайте также: