План психологического анализа урока

Обновлено: 08.07.2024

Говоря о психологическом анализе урока как явлении в це­лом, можно четко разграничить три его плана. Первый план — это психологический анализ, относящийся к воспитанию, раз­витию личности учащегося, формированию его научного миро­воззрения, нравственности в процессе обучения. Этот план вхо­дит частью в общепедагогический разбор урока, где в целом рассматривается его соответствие общеобразовательным и воспи­тательным целям современного образования. Очевидно, что в об­щем контексте реформирования образовательного процесса не­обходимо усилить именно воспитательную сторону обучения, включив в психологический анализ урока более широкий круг вопросов о воспитании ученика как личности и осуществляя бо­лее детальное их рассмотрение. Актуальным становится психо­логический анализ самого убеждающего воздействия учителя на формирование позитивных социальных установок, активной со­циальной позиции ученика, его готовности отстаивать и защищать свои убеждения. Важным является здесь и психологичес­кий анализ процесса воспитания у обучающихся чувства ответ­ственности, готовности к сотрудничеству; условий формирования нравственно здоровых, объединенных социально значимой целью учебных коллективов как групп высшего типа.

Объекты психологического анализа урока

Не менее важна и собственная эмоциональная реакция учи­теля на процесс и результат своей деятельности в классе как объ­ект психологического анализа. Другими словами, учитель может осознавать в этом процессе то эмоциональное состояние, которое возникает у него в ответ на управляемую им деятельность уча­щихся. Как известно, положительные эмоциональные реакции укрепляют эту деятельность, отрицательные деструктурируют, парализуют ее.




Говоря о психологическом анализе урока как явлении в це­лом, можно четко разграничить три его плана. Первый план — это психологический анализ, относящийся к воспитанию, раз­витию личности учащегося, формированию его научного миро­воззрения, нравственности в процессе обучения. Этот план вхо­дит частью в общепедагогический разбор урока, где в целом рассматривается его соответствие общеобразовательным и воспи­тательным целям современного образования. Очевидно, что в об­щем контексте реформирования образовательного процесса не­обходимо усилить именно воспитательную сторону обучения, включив в психологический анализ урока более широкий круг вопросов о воспитании ученика как личности и осуществляя бо­лее детальное их рассмотрение. Актуальным становится психо­логический анализ самого убеждающего воздействия учителя на формирование позитивных социальных установок, активной со­циальной позиции ученика, его готовности отстаивать и защищать свои убеждения. Важным является здесь и психологичес­кий анализ процесса воспитания у обучающихся чувства ответ­ственности, готовности к сотрудничеству; условий формирования нравственно здоровых, объединенных социально значимой целью учебных коллективов как групп высшего типа.

Объекты психологического анализа урока

Не менее важна и собственная эмоциональная реакция учи­теля на процесс и результат своей деятельности в классе как объ­ект психологического анализа. Другими словами, учитель может осознавать в этом процессе то эмоциональное состояние, которое возникает у него в ответ на управляемую им деятельность уча­щихся. Как известно, положительные эмоциональные реакции укрепляют эту деятельность, отрицательные деструктурируют, парализуют ее.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психологический анализ уроков

Психологический анализ посещаемых уроков рекомендуется проводить по определенной схеме, в которой отражены цели и задачи анализа. Анализироваться могут следующие аспекты:

А. Психологическая цель урока:

формулировка цели, место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся;

учет в целевой установке урока конечной задачи перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе;

соответствие отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, используемых на уроке, и всего стиля урока в целом.

Б. Стиль урока (с учетом принципов развивающего обучения):

соответствие нагрузки на память и мышление учащихся их возрасту;

соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

соотношение контроля, анализа и оценки деятельности учащихся, осуществляемых педагогом, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

соотношения побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой; установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания и т.д.)

педагогический такт преподавателя (мастера);

психологический климат в группе (умение поддержать атмосферу искреннего общения в группе, деловой контакт или другие настроения).

В. Особенности самоорганизации педагога:

подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению, особенно на уроках производственного обучения);

рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.).

Г. Организация познавательной деятельности учащихся:

средства достижения осмысленности, целостности восприятия учащимися изучаемого материала;

использование установок и их форма (убеждение, внушение);

достижение сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся;

формы работы по актуализации в памяти учащегося ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с группой и др.);

использование педагогом своих индивидуальных особенностей для организации внимания учащихся;

использование на уроке нескольких видов памяти учащихся (обратной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной);

учет индивидуальных показателей памяти учащихся в организации учебной деятельности;

учет психологических закономерностей при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;

уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное), руководство педагога формированием убеждений и идеалов;

виды творческих работ, использованные на уроке; руководство педагога творческим воображением учащихся (объявление темы и целей работы, условий ее выполнения, обработки результатов и оформления работы).

Д. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся:

анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах);

выделение педагогом групп учащихся по уровню обучаемости и сочетание фронтальной работы в группе с индивидуальными и групповыми формами учебных занятий;

учет на уроке потребности учащихся в общении и признании со стороны сверстников и самостоятельности поступков;

учет возрастных особенностей системы ПТУЗ, ССУЗ во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся

Приведем пример психологического анализа урока (аспект Г)

Цель: организация познавательной деятельности учащихся.

Содержание и структура урока в полной мере отвечает принципам развивающего обучения, а также весь стиль урока в целом соответствует поставленной психологической цели.

Группа в целом к уроку готова. Внимание сконцентрировано на преподавателе; у 2/3 учащихся группы – внимание произвольное с переходом в постпроизвольное. 10% учащихся на начальном этапе занятия характеризуются рассеянностью внимания, неуравновешенностью, неусидчивостью, повышенной отвлекаемостью. 2/3 учащихся можно охарактеризовать как ответственных, инициативных, активных, решительных, с повышенным уровнем самосознания и самоконтроля.

Учащиеся хорошо работают при среднем темпе урока, активны, исполнительны, серьезны, в целом дисциплинированы, имеют сложившиеся свои суждения и умозаключения, могут отстаивать свою точку зрения в споре. 35% учащихся имеют высокий уровень напряжения памяти, хорошо устанавливают логические связи и связи по ассоциациям. Работоспособность группы выше среднего уровня на протяжении всего занятия. учащиеся выражают готовность к восприятию нового материала.

При организации изложения нового материала преподаватель использовал яркие, образные примеры, смену интонации голоса. В ходе урока делаются конкретные суждения и умозаключения. Всем вопросам, которые интересовали учащихся, уделялось должное внимание.

Резюме. Педагогом в должной мере организованы условия для продуктивной работы памяти, внимания, мышления и воображения учащихся. Учитывались возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществлении: при определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения. избранные педагогом формы работы вполне соответствуют поставленной психологической цели.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Подготовленность к уроку (степень овладения содержанием, структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели ).

2. Рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, настроенность на тему и психологическую цель урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему, происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.).

3. Проявление в организации учебной деятельности учащихся психолого-педагогических умений (привести примеры проявленных умений в конкретных ситуациях урока).

- учитывать готовность класса к уроку;

- замечать и учитывать в ходе урока психофизическое состояние учащихся;

- наблюдать за дисциплиной учащихся и поддерживать ее;

- внимательно слушать ответы учащихся;

- воспринимать реакцию учащихся на свои вопросы и объяснение материала, контролировать образовательный процесс в течение всего урока;

- поддерживать благоприятный психологический климат урока, атмосферу оптимистичного, искреннего общения на уроке школьников с учителем и друг с другом;

- проявлять тактичность и поддержку учащихся в случае их затруднений или ошибок;

- наблюдать в течение всего урока за своим поведением и речью;

- регулировать правильность своей речи, использовать выразительные средства (речь четкая, ясная, краткая, логичная, доказательная, эмоциональная, с применением нужной интонации, пауз, силы и тембра голоса, темпа речи);

- замечать и учитывать особенности учебной деятельности класса в целом (темп работы, затруднения, типичные ошибки);

- учитывать особенности учебной деятельности отдельных учащихся (уровень их обучаемости, особенности поведения, речи, прилежание в учебе, способности, интересы, продвижение в развитии);

Ш. Психологические особенности организации

познавательной деятельности учащихся

  1. Создание мотивации учения, соответствующей теме, целям урока и возрасту учащихся.
  2. Активизация познавательных процессов учащихся через:

- учет возрастных особенностей и новообразований возраста;

- учет ведущей деятельности возраста;

- учет зоны ближайшего развития учащихся;

- учет потребности в положительной оценке;

- учет психофизических особенностей и потенциала учащихся.

3. Приемы развития психических познавательных процессов в обучении.

Приемы развития внимания (указать конкретные приемы и в какой ситуации урока использовались).

  • Обращение к учащимся быть внимательными.
  • Подчеркивание значимости деятельности.
  • Постановка конкретной задачи.
  • Использование наглядных пособий.
  • Обращение к непроизвольному вниманию учащихся (использовать эмоциональные моменты в обучении, вызывать у ребенка интерес к работе и т.п.).
  • Формировать волевые качества личности, повышающие устойчивость внимания.
  • Развивать переключение внимания посредством чередования видов деятельности и ее целей.
  • Формировать объем и распределение внимания путем одновременного выполнения нескольких учебных действий при высоком темпе работы.
  • Обращение к жизненному опыту учащихся.
  • Опора на различные анализаторы.)

Приемы развития восприятия (указать конкретные приемы и в какой ситуации урока использовались).

  • Совершенствовать мыслительную деятельность как условие развития целенаправленного восприятия – наблюдения: учить умению подмечать существенные детали, использовать анализ и рассуждение.
  • Давать детям расчлененную задачу – наблюдать не весь объект в целом, а по частям.
  • Эмоционально заинтересовывать учащихся (объект преподносится как кусочек реальной жизни).
  • Речь учителя должна быть доступной, четкой, выразительной.
  • При использовании классной доски учитывать место расположения материала, его цвет и др. факторы.
  • Постановка вопросов к прочитанному тексту, учебному фильму, схеме и т.д.
  • Задания на выделение деталей воспринимаемых предметов или установление взаимосвязей и взаимозависимости.
  • Задания на узнавание предметов по нескольким характерным признакам.
  • Наглядное предъявление знакомых или изучаемых объектов и др.)

Приемы развития памяти (указать конкретные приемы и в какой ситуации урока использовались).

  • Постановка цели запомнить (эффективно запоминается и воспроизводится та информация, которая входит в содержание цели или имеет прямое отношение к ее достижению).
  • Создание нужной установки на запоминание (на достижение требуемой полноты, точности или прочности запоминания).
  • Включение материала для запоминания в активную деятельность.
  • Логическая обработка материала (анализ, выбор главного, отсечение второстепенного, группировка, классификация и др.).
  • Обучение мнемическим приемам: повторению, установлению ассоциаций, схематизации, мнемотехнике и др.
  • Придавать материалу для запоминания эмоциональную окраску.
  • Использование различных органов чувств;
  • Учет индивидуальных особенностей памяти учеников.)

Приемы развития воображения (указать конкретные приемы и в какой ситуации урока использовались).

  • Обогащение опыта, представлений учащихся.
  • Учить прилагать волевые усилия для того, чтобы произвольно вызывать то или иное представление.
  • Учить приемам действия в той или иной области творческой деятельности (например, в рисовании – технике построения рисунка, в музыке – технике исполнения и т.п.).
  • Давать творческие задания: придумать рассказ, написать сочинение на вольную тему, сочинение рассказов, сказок, эссе на заданную тему, придумать математическую задачу и т.п.)

Приемы развития мышления (указать конкретные приемы и в какой ситуации урока использовались).

  1. Психологические особенности учащихся данного класса, отмеченные в процессе урока.

1.Уровень умственного развития класса, самоорганизация учащихся, сформированность познавательных потребностей, отношение учащихся к учению;

3.Стиль работы класса в целом на данном уроке (активность, организованность, безразличие, равнодушие, пассивность, боязливость, недисциплинированность);

4.Работоспособность класса в начале и конце урока;

5.Интеллектуальная активность учащихся на уроке (состояние внимания, наблюдательность, сосредоточенность, готовность к восприятию, к запоминанию, к творческому мышлению, к самостоятельному усвоению новых знаний, к решению проблемных ситуаций);

6. Проявление на уроке межличностных отношений между учащимися (взаимопомощь, взаимоподдержка, соперничество, враждебность, пренебрежение);

7. Отношение учащихся к учителю и предмету.

V. Результаты урока. Выводы и рекомендации:

- степень реализации психологических целей и задач урока;

- достоинства и недостатки организации познавательной деятельности учащихся на уроке, самоорганизации учителя;



Психологический анализ урока помогает педагогу использовать свои знания для осмысления приемов, которые он использует в обучении. Преподаватель дает оценку своей деятельности, объективно оценивает свои сильные и слабые стороны. Психологический анализ урока может проводить и представитель администрации школы, методист.

Что анализируется

Анализировать можно различные аспекты:

  • личность учителя;
  • поведение педагога на конкретном уроке;
  • особенности детского коллектива;
  • специфику предмета.

Форма анализа

По мнению С.Л. Рубинштейна, наиболее полной, удачной формой является анализ через синтез. Все компоненты урока связаны друг с другом и зависят друг от друга. Без обратной связи ученики не усвоят материал, а педагог не сможет оценить то, насколько хорошо были приняты его объяснения.

Компоненты выделяются и показываются посредством соотнесения.

По мнению А.В. Брушлинского, педагог должен самостоятельно раскрыть систему этой взаимосвязи. Это позволит ему обратить должное внимание на необходимое для ее решения свойство.

Объясняя ученикам новый материал, учитель может выглядеть в их глазах не как скучный наставник, а как увлекательный собеседник. Это происходит тогда, когда педагогу удается организовать ситуацию общения. Делается это посредством вовлечения учащихся в дискуссию.

Когда педагог вместе со своими воспитанниками решает поставленные задачи, он предстает перед ними в качестве исследователя.

Психологическому анализу подлежат два активнейших субъекта образовательного процесса — сам преподаватель и его воспитанники. Их взаимосвязь опосредована учебным предметом. Процесс взаимодействия объединяет все стороны.

Толкование урока

Наиболее полным считается толкование урока по Л.Т. Охитиной. Оно представляет собой следующее:

  • целью урока является воздействие на личность воспитанника;
  • изменения в структуре личности ученика наблюдаются тогда, когда он действует по внутреннему убеждению;
  • все элементы урока должны воспитывать;
  • центральным элементом учебного процесса является организация познавательной деятельности воспитанников;
  • успех процесса зависит как от мастерства педагога, так и от индивидуальных особенностей характера учеников.

Существует три плана психологического анализа урока:

  • Анализу подлежат такие моменты, как развитие, воспитание ученика, а также формирование его нравственности. В ходе анализа рассматривается то, насколько урок соответствует воспитательным и общеобразовательным целям современного образования.
  • Педагог должен обосновать организацию, содержание и цели урока. Анализируется соответствие урока уровню подготовки воспитанников и их интеллектуальному развитию.
  • Анализ коммуникативных и индивидуально-психологических особенностей ученика. Согласно этому плану, здесь задействуется механизм рефлексии. Учитель должен четко понять, чего он хочет добиться и для чего он вовлекается в образовательный процесс.

Основная схема

Схема психологического анализа урока предполагает выделение 5 основных пунктов:

  • Возраст воспитанников.
  • Организованность учеников.
  • Активность воспитанников.
  • Стиль деятельности преподавателя.
  • Цель урока.

Рассмотрим пример

Следует привести пример психологического анализа урока. Педагог должен ответить на два вопроса. В первую очередь, он должен дать ответ на вопрос, насколько структура урока отвечает критериям развивающего обучения.

Разбираются следующие вопросы:

  • как соотносятся нагрузки на мышление и память ученика;
  • как сочетается творчество и воспроизводящая активность воспитанников;
  • насколько ученики способны выполнить самостоятельный поиск после усвоения материала;
  • кто занимается постановкой, формулировкой и решением проблемы;
  • как соотносятся взаимные оценки;
  • как соотносятся побуждение ученика к самостоятельной работе и принуждение.

Второй вопрос рассматривает особенности самоорганизации педагога. Он должен определить, насколько хорошо был подготовлен к уроку, насколько согласен с материалом.

Значение имеет педагогический такт или его отсутствие. Также учитель должен честно ответить себе на вопрос, способен ли он создать должный психологический климат в классе. Каким образом это делается: методом запугивания, давлением авторитета учителя или как-то иначе?

Напоследок

При составлении анализа урока необходимо учитывать многие факторы, включая специфику конкретного предмета.

Смотрите также:

Об авторе: Николаева Екатерина Павловна, педагог-психолог. Опыт работы в школе, детском садике и различных развивающих центрах.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: