Какие особенности музыкального языка романса помогают раскрыть поэтический образ 5 класс кратко
Обновлено: 05.07.2024
Вопрос по музыке:
Какие особенности музыкального языка романса помогают раскрыть поэтический образ?
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!
- 11.01.2015 16:11
- Музыка
- remove_red_eye 17342
- thumb_up 20
Ответы и объяснения 1
В песне куплеты исполняются под одинаковую мелодию, то в романсе четко прослеживается связь между мелодией и изменениями текста.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Музыка.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!
II ЧЕТВЕРТЬ
Урок 3 (12). Романса трепетные звуки
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— выявление взаимосвязей музыки и поэзии в жанре романса;
— обсуждение общности тем и образов в русских пейзажах и романсах о природе.
Личностные:
— формирование эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к жанру романса.
Предметные:
— выявление сути жанра романса как лирической музыкально-поэтической миниатюры;
— осознание, определение характерных черт и особенностей тем, образов, музыкального языка жанра романса;
— выявление сходства и различия между жанрами песни и романса;
— художественно осмысленное, выразительное исполнение романса М. Глинки.
Форма проведения занятия: Урок-представление жанра романса.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Виды деятельности учащихся: Сравнительный анализ жанров песни и романса: выявление общего и различного. Восприятие и анализ живописных пейзажей. Выявление связей между живописными, литературными и музыкальными образами. Прослушивание и пение романса М. Глинки. Выявление связи и различия вокальной и фортепианной партии романса. Смысловое чтение определения в словаре-справочнике: звукоподражание.
Формы педагогического контроля: Контроль вдумчивого, заинтересованного прослушивания музыки. Контроль активности участия учащихся в сравнительном анализе произведений. Проверка качества пения (индивидуально и малыми группами). Контроль нравственно-этического усвоения учащимися предложенного содержания.
1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Ответьте на вопросы:
· Назовите ещё произведения прошлых уроков, относящиеся к этому вокальному жанру.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей. (А. Фет)
Вокальный жанр песни, хоть и является небольшим музыкальным сочинением, всё же это - целый мир: в нём рассказывается о жизни, о людях, об их добрых чувствах и об их переживаниях, песня отражает природу и быт людей, рассказывает об их праздниках и буднях, выражает характер и обычаи народа.
Огромный мир музыкальных образов воплотил в себе и один из самых тонких, поэтических жанров – романс. В романсе выражают себя и счастье, и одиночество; в нём звучит и народная речь, и сказочные повествования. Он уносит нас в страну фантастического Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею изящных античных (античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян) образов.
Сегодня мы будем говорить о романсе.
3. Работа по теме урока
1) Романс. Возникновение и тематика жанра
Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Кроме того, романс – это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением (рояля, арфы, гитары или камерного ансамбля). Песня же может исполняться и хором, и без аккомпанемента. Но романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства.
Возник романс в начале XIX века. В нём отражаются личные интересы человека с его радостями и страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств.
В Испании и Италии этот термин с XV в. обозначал стихотворение на родном (романском) языке и вокальную пьесу на такое стихотворение: изначально в средние века в Испании всякое произведение, написанное на романском языке (так назывался тогда испанский язык), а не на латинском - официальном языке католической церкви, называли романом. И потому стихотворения, положенные на музыку, в отличие от латинских песнопений, стали называть романсами.
До середины XVI в. романсы исполнялись по большей части при дворе; в музыкальном отношении это были либо трёх- или четырёхголосные пьесы для хора, либо песни для голоса в сопровождении лютни.
В современном понимании романс возник в начале XIX века, при формировании стиля романтизма в искусстве. В это самое время в музыке происходил поворот от осмысления глобальных философских проблем в сторону личных интересов человека с его внутренним миром, полным разнообразных, а порой и противоречивых чувств. Это первое художественное мироощущение, связанное с личными переживаниями человека, никогда не смогли бы выразить крупномасштабные жанры – такие, как симфония, концерт, кантата, оратория, которые были созданы для утверждения общечеловеческих идей и истин.
Конечно же, такую музыку создавали зарубежные композиторы-романтики: Ф. Шуберт и Р. Шуман, Ф. Шопен и Брамс, Ф. Мендельсон и Э. Григ.
Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения. В романсе зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав.
Все эти образы составляют важную часть и вокальной музыки русских композиторов: с начала XIX в. такие песни-романсы, предназначенные для домашнего исполнения, широко распространились и в России.
Вспомните, например, и назовите, как назывался романс, с которым вы познакомились на одном из уроков музыки в 1 четверти?
Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают всё искусство: разве в живописи не находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень… Каждый из этих образов по-своему отражён во всём русском искусстве.
И. Левитан. Цветущие яблони. 1896 г. (Фрагмент)
И. Левитан. Весна. Большая вода. 1897 г.
И. Грабарь. Февральская лазурь
Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве.
Текст:
1. Между небом и землёй
Громче, громче льётся.
Не видать певца полей,
Где поёт так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий. (2 раза)
2. Ветер песенку несёт,
А кому, не знает…
Та, кому она, поймёт,
От кого – узнает!
Лейся, песенка моя,
Песнь надежды сладкой,
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнёт украдкой. (2 раза)
Эта тема была для композитора автобиографична и соответствовала обстоятельствам его жизни, приближающемуся отъезду за границу.
Отметим здесь также, что певчая полевая птица жаворонок в русском фольклоре является символом свободы, простора. И этот образ любим многими русскими композиторами: например, жаворонков несколько раз изображал в своих произведениях П. Чайковский.
Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков… Всё как будто создаёт радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение наступающей весны.
Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого оттенка печали – может быть, оттого, что еще обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер. А может быть, возникающего из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной грусти гениально передал М. Глинка в своей мелодии?
Обратите внимание на фортепианное сопровождение. В нём есть то, что отсутствует в партии голоса, - звонкие трели жаворонка, парящего высоко над землёй.
В) Повторное прослушивание. Музыкальный анализ
Какие чувства, настроения передают авторы своим произведением?
- Настроение светлое, приподнятое, радостное. И, всё же, чувствуется некоторая грусть, - пусть светлая, мечтательная, но она присутствует в музыке и тексте этого романса.
Г) Работа над нотным примером
В нотной записи (нотный пример 17) ученики отмечают изобразительные черты в фортепианной партии: короткие мотивы с форшлагами в верхнем регистре, перемежающиеся паузами, рождают ассоциации с птичьим пением, щебетом, порханием.
Педагог обращает внимание учеников, что звукоизобразительность присутствует только в фортепианном вступлении-проигрыше.
Вступающая вслед за ним вокальная партия певуча и печальна, и фортепианное сопровождение по характеру соответствует ей. Использование и низкого, и среднего, и верхнего регистров у фортепиано создаёт ощущение пространства — широких просторов, далей, высокого неба над головой.
Как вы уже поняли, форма романса — куплетная (по строению - два куплета).
При разучивании важно стремиться к певучему пению, плавному звукоизвлечению.
4. Рефлексия
Романсы – подлинно лирические произведения, отражающие переживания, чувства, мечты человека. Все произведения, которые обращены к внутреннему миру человека, его мыслям, чувствам, стремлениям, называют психологичными.
Назовите виды искусства, которым присущ психологизм.
Что вы узнали о романсе?
5. Итог урока
Романс – авторское произведение. У романса должен быть поэт, сочинивший стихи, и композитор, написавший к ним музыку.
Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока – поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье, печали, грусти.
Восприятие природы сквозь призму человеческих настроений характерно в XIX веке как для русских, так и для зарубежных композиторов.
Романс называют творческой лабораторией композиторов, без которой были бы неосуществимы многие их крупномасштабные замыслы: концерты, симфонии, оперы.
6. Вопросы и задания
1) Что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга?
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
ЦЕЛЬ: знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.
познакомить учащихся с вокальным жанром романса, его происхождением, жанровыми признаками;
совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;
проследить связь музыки, литературы, изобразительного искусства;
развивать творческое мышление и певческие навыки;
обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.
ТИП УРОКА: интегрированный.
ФОРМА УРОКА: музыкально – поэтическая гостиная.
Содержание урока
Ознакомление с новой темой.
Знакомство с русскими романсами.
Жанровые особенности романса.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
Учитель. Сегодня мы продолжим с вами разговор о взаимодействии двух видов
искусств: Музыки и Литературы. Нашим гостем на уроке будет ещё
один песенный жанр, а вот какой вы попробуете назвать сами в ходе нашей беседы.
- Но сначала. Что такое песня? Из чего она сложена? (из музыки и стихов).
- Кто ее исполняет? (певцы голосом и музыканты на инструментах).
- А вы знаете много музыкальных инструментов? Сейчас мы это проверим, разгадав наш кроссворд ( на примере загадок, учащиеся отгадывают кроссворд)
1.Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый оркестр он заменит один.
Как называется тот господин? (Орган)
2.Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня. (рояль)
3.В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
4. А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит,
Всех и на танец пригласит.
Кто такая? Отгадай – ка…
Это наша… (Балалайка)
5.Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)
6.Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье. (скрипка).
Учитель : Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде? РОМАНС
-А теперь выберите тему нашего урока, чтобы использовалось слово романс:
3. Ознакомление с новой темой.
- Кто из вас слышал что-нибудь о романсе? Что это за музыкальный жанр?
- Раз вы затрудняетесь, значит, нам предстоит это выяснить.
Учитель: ( Слайд ) если бы меня спросили, что я больше люблю музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Так как хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка.
Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцать первым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
Легенда о романсе:
Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс. (Слайд)
- Скажите, какое настроение в этом романсе, какие чувства передает нам композитор Свиридов? (таблица настроений).
(слайд) В XVI - XVII веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на французском языке в аристократических кругах русского общества.
(Слайд) Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, на тему любви к природе, человеку, на тему воспоминаний об ушедшем. Исполняется одним солистом с
инструментальным сопровождением чаще всего гитары.
4.Знакомство с русскими романсами.
Учитель: (Слайд) В России романсы очень популярными стали в 19 веке. Русские композиторы Алябьев, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, ( Слайд ) и многие другие, очень полюбили этот жанр лирической песни. В песнях-романсах этих композиторов музыкальное сопровождение было простым. Рояль или гитара только поддерживали певца и этим были похожи на русские песни.
- Давайте послушаем романс Михаила Ивановича Глинки, и постараемся услышать о чем в нем рассказывается. (Слайд)
- О чем же рассказал нам романс?
- Какие чувства заключены в музыке? Кто исполнял этот романс?
- Как вы думаете, если мы уберем слова, что останется?
5. Вокально-хоровая работа.
- Давайте мы с вами сейчас попробуем сами исполнить мелодию этого романса без слов и со словами. А потом решим, что важнее слова или музыка.
(Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов,
динамические оттенки. Вокально-певческая работа над произведением .)
6. Жанровые признаки романса.
- Романс очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров. (Слайд)
Жанровые признаки романса:
- содержание романса всегда лирично;
- текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу — особую нежность и теплоту;
- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.
- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.
Разнообразие романсов по поэтическому содержанию.
Философское раздумье, размышление.
Драматическое скорбное переживание.
Лирический романс – любовный.
Учитель: скажите, какое настроение было у этого романса? (Ответы детей).
- О чем рассказала нам эта музыка? (О светлом воспоминании, об ушедшем времени).
- А что передает смысл этого романса слова или музыка?
- Какую роль играют слова в романсе? (Главную. В них заключен смысл и душевные переживания).
Ах, романс, наш старинный романс -
Недосказанность главных событий,
В те века тебе слава пришлась,
А теперь ты почти позабытый…
Ах, романс, наш душевный романс -
Размягчил огрубевшие чувства
Так, что страсть из души полилась,
Унося повседневные грусти.
Ах, романс, наш любовный романс -
Растревожил до трепета душу,
Даже муза тобой восторглась,
Рвётся истинно сердце наружу.
Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!
В этом мире всё так преходяще,
Оставайся навечно для нас
Воплощением чувств настоящих.
7. Подведение итога урока. Рефлексия.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам взять краски и бумагу, подумайте, какого цвета бывает музыка романсов? Нарисуйте ее.
Учитель: Романс, который сейчас прозвучал написан Петром Булаховым и Василием Чуевским, а исполнила его великая польская певица Анна Герман.
- Какая красивая и разноцветная получилось у нас ромашка под название романс?
- А почему, как вы думаете? (у романса разный характер).
Учитель: и так мы незаметно подошли к финалу сегодняшней встречи в музыкально – поэтической гостиной. Давайте сейчас подведем итог. Как настоящие знатоки романса вы легко справитесь с вопросами.
Вопросы для закрепления:
- Что такое романс и где он зародился? (песня о любви, в Испании).
- О чем поется в романсе? (чувствах любви ).
Учитель: так в чем же особенность русского романса? ( Особенность русского романса в том, что в нем есть загадка русской души, он обращен прямо к сердцу, к душе слушателя. В этом его очарование и красота).
Учитель: Русский романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. В 21 веке романс продолжает жить и процветать. Его исполняют известные и знаменитые исполнители российской эстрады такие как: Александр Малинин, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Витас, Валерия и многие другие исполнители. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью и задушевностью.
Не забывайте песен старых,
Они о многом расскажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни
Для радости и грусти светлой
Друзьями к нам придут они.
Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.
Романс — это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, природе.
- Найди особую интонацию голоса, темп, динамику, которые выразили бы душевное состояние человека, любующегося красотой природы. Движениями рук передай пластический образ стихотворения.
- Обрати внимание на знаки препинания. Как ты думаешь почему точка появляется только в конце стихотворения?
- Если бы ты был композитором, то музыкой какого характера озвучил бы это стихотворение?
Читайте также: