Какие особенности музыкального языка романса помогают раскрыть поэтический образ 5 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вопрос по музыке:

Какие особенности музыкального языка романса помогают раскрыть поэтический образ?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 11.01.2015 16:11
  • Музыка
  • remove_red_eye 17342
  • thumb_up 20
Ответы и объяснения 1

В песне куплеты исполняются под одинаковую мелодию, то в романсе четко прослеживается связь между мелодией и изменениями текста.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Музыка.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 3 (12). Романса трепетные звуки

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— выявление взаимосвязей музыки и поэзии в жанре романса;

— обсуждение общности тем и образов в русских пейзажах и романсах о природе.

Личностные:

— формирование эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к жанру романса.

Предметные:

— выявление сути жанра романса как лирической музыкально-поэтической миниатюры;

— осознание, определение характерных черт и особенностей тем, образов, музыкального языка жанра романса;

— выявление сходства и различия между жанрами песни и романса;

— художественно осмысленное, выразительное исполнение романса М. Глинки.

Форма проведения занятия: Урок-представление жанра романса.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Виды деятельности учащихся: Сравнительный анализ жанров песни и романса: выявление общего и различного. Восприятие и анализ живописных пейзажей. Выявление связей между живописными, литературными и музыкальными образами. Прослушивание и пение романса М. Глинки. Выявление связи и различия вокальной и фортепианной партии романса. Смысловое чтение определения в словаре-справочнике: звукоподражание.

Формы педагогического контроля: Контроль вдумчивого, заинтересованного прослушивания музыки. Контроль активности участия учащихся в сравнительном анализе произведений. Проверка качества пения (индивидуально и малыми группами). Контроль нравственно-этического усвоения учащимися предложенного содержания.

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Ответьте на вопросы:

· Назовите ещё произведения прошлых уроков, относящиеся к этому вокальному жанру.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Что не выскажешь словами,

Звуком на душу навей. (А. Фет)

Вокальный жанр песни, хоть и является небольшим музыкальным сочинением, всё же это - целый мир: в нём рассказывается о жизни, о людях, об их добрых чувствах и об их переживаниях, песня отражает природу и быт людей, рассказывает об их праздниках и буднях, выражает характер и обычаи народа.

Огромный мир музыкальных образов воплотил в себе и один из самых тонких, поэтических жанров – романс. В романсе выражают себя и счастье, и одиночество; в нём звучит и народная речь, и сказочные повествования. Он уносит нас в страну фантастического Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею изящных античных (античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян) образов.

Сегодня мы будем говорить о романсе.

3. Работа по теме урока

1) Романс. Возникновение и тематика жанра

Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Кроме того, романс – это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением (рояля, арфы, гитары или камерного ансамбля). Песня же может исполняться и хором, и без аккомпанемента. Но романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства.

Возник романс в начале XIX века. В нём отражаются личные интересы человека с его радостями и страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств.

В Испании и Италии этот термин с XV в. обозначал стихотворение на родном (романском) языке и вокальную пьесу на такое стихотворение: изначально в средние века в Испании всякое произведение, написанное на романском языке (так назывался тогда испанский язык), а не на латинском - официальном языке католической церкви, называли романом. И потому стихотворения, положенные на музыку, в отличие от латинских песнопений, стали называть романсами.

До середины XVI в. романсы исполнялись по большей части при дворе; в музыкальном отношении это были либо трёх- или четырёхголосные пьесы для хора, либо песни для голоса в сопровождении лютни.

В современном понимании романс возник в начале XIX века, при формировании стиля романтизма в искусстве. В это самое время в музыке происходил поворот от осмысления глобальных философских проблем в сторону личных интересов человека с его внутренним миром, полным разнообразных, а порой и противоречивых чувств. Это первое художественное мироощущение, связанное с личными переживаниями человека, никогда не смогли бы выразить крупномасштабные жанры – такие, как симфония, концерт, кантата, оратория, которые были созданы для утверждения общечеловеческих идей и истин.

Конечно же, такую музыку создавали зарубежные композиторы-романтики: Ф. Шуберт и Р. Шуман, Ф. Шопен и Брамс, Ф. Мендельсон и Э. Григ.

Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения. В романсе зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав.

Все эти образы составляют важную часть и вокальной музыки русских композиторов: с начала XIX в. такие песни-романсы, предназначенные для домашнего исполнения, широко распространились и в России.

Вспомните, например, и назовите, как назывался романс, с которым вы познакомились на одном из уроков музыки в 1 четверти?

Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают всё искусство: разве в живописи не находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень… Каждый из этих образов по-своему отражён во всём русском искусстве.

И. Левитан. Цветущие яблони. 1896 г. (Фрагмент)


https://i1.wp.com/www.sochinenje.ru/wp-content/uploads/2018/03/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD-%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0-1.jpg?w=960&ssl=1

И. Левитан. Весна. Большая вода. 1897 г.

https://sochinyalka.ru/wp-content/uploads/2017/04/Kartina-Fevralskaya-lazur--614x1024.jpg

И. Грабарь. Февральская лазурь

Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве.

Текст:

1. Между небом и землёй

Громче, громче льётся.

Не видать певца полей,

Где поёт так громко

Над подруженькой своей

Жаворонок звонкий. (2 раза)

2. Ветер песенку несёт,

А кому, не знает…

Та, кому она, поймёт,

От кого – узнает!

Лейся, песенка моя,

Песнь надежды сладкой,

Кто-то вспомнит про меня

И вздохнёт украдкой. (2 раза)

Эта тема была для композитора автобиографична и соответствовала обстоятельствам его жизни, приближающемуся отъезду за границу.

Отметим здесь также, что певчая полевая птица жаворонок в русском фольклоре является символом свободы, простора. И этот образ любим многими русскими композиторами: например, жаворонков несколько раз изображал в своих произведениях П. Чайковский.

Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков… Всё как будто создаёт радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение наступающей весны.

Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого оттенка печали – может быть, оттого, что еще обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер. А может быть, возникающего из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной грусти гениально передал М. Глинка в своей мелодии?

Обратите внимание на фортепианное сопровождение. В нём есть то, что отсутствует в партии голоса, - звонкие трели жаворонка, парящего высоко над землёй.

В) Повторное прослушивание. Музыкальный анализ

Какие чувства, настроения передают авторы своим произведением?

- Настроение светлое, приподнятое, радостное. И, всё же, чувствуется некоторая грусть, - пусть светлая, мечтательная, но она присутствует в музыке и тексте этого романса.

Г) Работа над нотным примером

В нотной записи (нотный пример 17) ученики отмечают изобразительные черты в фортепианной партии: короткие мотивы с форшлагами в верхнем регистре, перемежающиеся паузами, рождают ассоциации с птичьим пением, щебетом, порханием.

Педагог обращает внимание учеников, что звукоизобразительность присутствует только в фортепианном вступлении-проигрыше.

Вступающая вслед за ним вокальная партия певуча и печальна, и фортепианное сопровождение по характеру соответствует ей. Использование и низкого, и среднего, и верхнего регистров у фортепиано создаёт ощущение пространства — широких просторов, далей, высокого неба над головой.

Как вы уже поняли, форма романса — куплетная (по строению - два куплета).

При разучивании важно стремиться к певучему пению, плавному звукоизвлечению.

4. Рефлексия

Романсы – подлинно лирические произведения, отражающие переживания, чувства, мечты человека. Все произведения, которые обращены к внутреннему миру человека, его мыслям, чувствам, стремлениям, называют психологичными.

Назовите виды искусства, которым присущ психологизм.

Что вы узнали о романсе?

5. Итог урока

Романс – авторское произведение. У романса должен быть поэт, сочинивший стихи, и композитор, написавший к ним музыку.

Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока – поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье, печали, грусти.

Восприятие природы сквозь призму человеческих настроений характерно в XIX веке как для русских, так и для зарубежных композиторов.

Романс называют творческой лабораторией композиторов, без которой были бы неосуществимы многие их крупномасштабные замыслы: концерты, симфонии, оперы.

6. Вопросы и задания

1) Что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЦЕЛЬ: знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.

познакомить учащихся с вокальным жанром романса, его происхождением, жанровыми признаками;

совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

проследить связь музыки, литературы, изобразительного искусства;

развивать творческое мышление и певческие навыки;

обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.

ТИП УРОКА: интегрированный.

ФОРМА УРОКА: музыкально – поэтическая гостиная.

Содержание урока

Ознакомление с новой темой.

Знакомство с русскими романсами.

Жанровые особенности романса.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

Учитель. Сегодня мы продолжим с вами разговор о взаимодействии двух видов

искусств: Музыки и Литературы. Нашим гостем на уроке будет ещё

один песенный жанр, а вот какой вы попробуете назвать сами в ходе нашей беседы.

- Но сначала. Что такое песня? Из чего она сложена? (из музыки и стихов).

- Кто ее исполняет? (певцы голосом и музыканты на инструментах).

- А вы знаете много музыкальных инструментов? Сейчас мы это проверим, разгадав наш кроссворд ( на примере загадок, учащиеся отгадывают кроссворд)

1.Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый оркестр он заменит один.
Как называется тот господин? (Орган)

2.Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня. (рояль)

3.В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)

4. А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит,

Всех и на танец пригласит.
Кто такая? Отгадай – ка…
Это наша… (Балалайка)

5.Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)

6.Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье. (скрипка).

Учитель : Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде? РОМАНС

-А теперь выберите тему нашего урока, чтобы использовалось слово романс:

3. Ознакомление с новой темой.

- Кто из вас слышал что-нибудь о романсе? Что это за музыкальный жанр?

- Раз вы затрудняетесь, значит, нам предстоит это выяснить.

Учитель: ( Слайд ) если бы меня спросили, что я больше люблю музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Так как хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка.

Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцать первым веком временно расстаться,

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

Легенда о романсе:

Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс. (Слайд)

- Скажите, какое настроение в этом романсе, какие чувства передает нам композитор Свиридов? (таблица настроений).

(слайд) В XVI - XVII веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на французском языке в аристократических кругах русского общества.

(Слайд) Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, на тему любви к природе, человеку, на тему воспоминаний об ушедшем. Исполняется одним солистом с

инструментальным сопровождением чаще всего гитары.

4.Знакомство с русскими романсами.

Учитель: (Слайд) В России романсы очень популярными стали в 19 веке. Русские композиторы Алябьев, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, ( Слайд ) и многие другие, очень полюбили этот жанр лирической песни. В песнях-романсах этих композиторов музыкальное сопровождение было простым. Рояль или гитара только поддерживали певца и этим были похожи на русские песни.

- Давайте послушаем романс Михаила Ивановича Глинки, и постараемся услышать о чем в нем рассказывается. (Слайд)

- О чем же рассказал нам романс?

- Какие чувства заключены в музыке? Кто исполнял этот романс?

- Как вы думаете, если мы уберем слова, что останется?

5. Вокально-хоровая работа.

- Давайте мы с вами сейчас попробуем сами исполнить мелодию этого романса без слов и со словами. А потом решим, что важнее слова или музыка.

(Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов,

динамические оттенки. Вокально-певческая работа над произведением .)

6. Жанровые признаки романса.

- Романс очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров. (Слайд)

Жанровые признаки романса:

- содержание романса всегда лирично;

- текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу — особую нежность и теплоту;

- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.

- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.

Разнообразие романсов по поэтическому содержанию.

Философское раздумье, размышление.

Драматическое скорбное переживание.

Лирический романс – любовный.

Учитель: скажите, какое настроение было у этого романса? (Ответы детей).

- О чем рассказала нам эта музыка? (О светлом воспоминании, об ушедшем времени).

- А что передает смысл этого романса слова или музыка?

- Какую роль играют слова в романсе? (Главную. В них заключен смысл и душевные переживания).

Ах, романс, наш старинный романс -

Недосказанность главных событий,

В те века тебе слава пришлась,

А теперь ты почти позабытый…

Ах, романс, наш душевный романс -

Размягчил огрубевшие чувства

Так, что страсть из души полилась,

Унося повседневные грусти.

Ах, романс, наш любовный романс -

Растревожил до трепета душу,

Даже муза тобой восторглась,

Рвётся истинно сердце наружу.

Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!

В этом мире всё так преходяще,

Оставайся навечно для нас

Воплощением чувств настоящих.

7. Подведение итога урока. Рефлексия.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам взять краски и бумагу, подумайте, какого цвета бывает музыка романсов? Нарисуйте ее.

Учитель: Романс, который сейчас прозвучал написан Петром Булаховым и Василием Чуевским, а исполнила его великая польская певица Анна Герман.

- Какая красивая и разноцветная получилось у нас ромашка под название романс?

- А почему, как вы думаете? (у романса разный характер).

Учитель: и так мы незаметно подошли к финалу сегодняшней встречи в музыкально – поэтической гостиной. Давайте сейчас подведем итог. Как настоящие знатоки романса вы легко справитесь с вопросами.

Вопросы для закрепления:

- Что такое романс и где он зародился? (песня о любви, в Испании).

- О чем поется в романсе? (чувствах любви ).

Учитель: так в чем же особенность русского романса? ( Особенность русского романса в том, что в нем есть загадка русской души, он обращен прямо к сердцу, к душе слушателя. В этом его очарование и красота).

Учитель: Русский романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. В 21 веке романс продолжает жить и процветать. Его исполняют известные и знаменитые исполнители российской эстрады такие как: Александр Малинин, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Витас, Валерия и многие другие исполнители. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью и задушевностью.

Не забывайте песен старых,

Они о многом расскажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.

Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.

Романс — это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, природе.

  • Найди особую интонацию голоса, темп, динамику, которые выразили бы душевное состояние человека, любующегося красотой природы. Движениями рук передай пластический образ стихотворения.
  • Обрати внимание на знаки препинания. Как ты думаешь почему точка появляется только в конце стихотворения?
  • Если бы ты был композитором, то музыкой какого характера озвучил бы это стихотворение?

Читайте также: