План проведения педагогических семинаров в школе

Обновлено: 05.07.2024

Место проведения: Чем- Куюковская основная общеобразовательная школа.

Участники семинара : учителя начальных классов Алнашского района УР

Цель семинара : внедрение инновационных технологий через МО, проектирование инновационных идей, оценка уровня инновационного потенциала педагогов.

1. Основные пути повышения эффективности урока, основа эффективной деятельности учителя и учащихся;

2. Определить критерии эффективного урока;

3. Выяснить формы организации эффективного урока;

4. Определить и сформулировать приемы и методы, способствующие проведению эффективного урока;

5. Организация исследовательской, коллективно-поисковой и самостоятельной деятельности учащихся начальных классов на уроке;

План проведения :

2. Открытые уроки.

3. Отзывы о семинаре и уроках.

Форма проведения: семинар

- Почему мы выбрали семинар?

- Зададимся вопросом - что есть в любом семинаре, независимо от его уровня и качества:

• Информация (предмет изучения, представленная на различных носителях: от "живого носителя" (тренера) до "твердых копий" (раздаточных материалов, CD-дисков, видеокассет и пр.);

• Тренер, преподаватель ("живой" носитель информации и методик);

• Участники (которые могут быть поставлены в позиции либо "воспринимателей" информации, либо действительно участников семинара);

Семинар (то, что порождается здесь и теперь в процессе обучения и общения и определяется словами "отношения", "атмосфера", "комфорт", "климат", и пр.)

- Почему мы показательным в семинаре выбрали урок?

В нашем КМО работают учителя, где каждый имеет свою систему преподавания и творческий подход.

Урок –форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.

Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок, проведённый в школе, является показателем определённой культуры.

Ход мероприятия:

9.30 - встреча гостей.

9.45-10.15 – экскурсия, чаепитие.

11.30-12.15 - открытые уроки.

класс учитель предмет тема

1 Моисеева Л. Г. Окружающий мир Насекомые, птицы, звери, рыбы.

3 Попова А. П. Математика Решение уравнений.

4 Тарасова М. А. Русский язык Изменение имён прилагательных по падежам.

12.20-13.00 – анализ открытых уроков и отзывы.

Семинар начинается, заслушиванием доклада руководителя КМО Бигбашевой Н. Д. (Приложение 1). Доклад сопровождается презентацией, ориентируя участников семинара на изучение очередного вопроса. И по ходу прослушивания идёт работа в группах.

После прослушивания доклада, каждая группа распределяется по классам и начинаются показательные уроки (Приложение 2).

Боброва И. П. методист РУО Алнашского района УР выразила благодарность от имени всех участников семинара за организацию мероприятия.

Эффективность работы педагога ДОУ Карта эффективности работы педагога ДОУ. (Ф. И. О. педагога) За___ 20___г. Показатели эффективности: 1. Подготовка.

Эффективность занятий за счет движений физкультминутки Эффективность занятий за счет движений Физкультминутки и физпаузы. Физкультминутки - наиболее эффективное средство для снятия утомляемости.

Цель. Выработать представление о том, в каком направлении и как будет осуществляться развитие школы.
Задачи. Пробудить желание двигаться в направлении позитивных изменений, четко видя поставленную цель и используя наиболее выигрышные средства и способы ее достижения.
Способствовать сплочению участников для достижения поставленной цели.
Участники. Администрация школы, педагог-психолог, учителя.
Время проведения. Программа рассчитана на 3 года. Внеурочное время, 3 занятие в год

Проведение занятий осуществляет педагог-психолог: Полунина Т.С.

ВложениеРазмер
programma_s_uchitelyami_dolzhen_byt_luchshiy_put.docx 29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Оха им. А.Е. Буюклы

МБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы

Семинаров-практикумов с педагогическим коллективом

Срок реализации: 3 года

Полунина Татьяна Сергеевна

Цель . Выработать представление о том, в каком направлении и как будет осуществляться развитие школы.
Задачи . Пробудить желание двигаться в направлении позитивных изменений, четко видя поставленную цель и используя наиболее выигрышные средства и способы ее достижения.
Способствовать сплочению участников для достижения поставленной цели.
Участники . Администрация школы, педагог-психолог, учителя.
Время проведения . Программа рассчитана на 3 года. Внеурочное время, 3 занятие в год

Проведение занятий осуществляет педагог-психолог: Валуйская Т.С.

ЗАНЯТИЕ №1

Способствовать сплочению участников; начать разработку концепции развития учреждения (состояние, сферы развития, планируемый результат). Дать понятие мотивации и профессионального саморазвития.

1. Формулирование правил работы

Правило общей активности
Результат работы зависит от активности каждого участника и группы в целом.
Правило времени
Мы не тратим зря свое и чужое время. Время работы и время отдыха определяется ведущим.
Правило разделения мыслей и чувств
Требуется поделиться мыслями — делимся своими размышлениями, рассуждениями, умозаключениями. Требуется поделиться чувствами — сообщаем о том, что ощущаем, переживаем, чувствуем. Запрещены оценочные суждения и оскорбления.
Правило единовременности
В обсуждении участвуют все в порядке очередности. Говорит всегда только один, все остальные слушают.
Участники могут предложить свои правила.

2. Формулирование цели и предполагаемого результата деятельности

Ведущий . Прежде чем приступить к нашей работе, давайте определимся в понятиях и терминах.
Концепция — 1. Система взглядов, то или иное понимание процессов, явлений.

2. Единый, определенный замысел, ведущая мысль.
Развитие — закономерное, качественное изменение, характеризующееся как необратимое и направленное. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.
Ведущий . Давайте обсудим, есть ли необходимость формулирования единого замысла развития детского сада, если есть, то почему? Что бы вы хотели получить в результате нашей совместной работы?

Ведущий . Чтобы развитие детского сада было гармоничным, оно должно включать
4 сферы: материальная база, функционирование (достижения); связи (контакты), представление о будущем. Вся энергия, направленная на эти 4 сферы, равна 100%.

7. Подведение итогов

Какие чувства Вы испытывали в ходе сегодняшней работы и что вы чувствуете сейчас?
Что в работе было для вас самым полезным, самым интересным, самым приятным?

ЗАНЯТИЕ № 2

1. Рефлексия предыдущего занятия

Ведущий . Какие чувства и какие мысли, связанные с содержанием семинара-тренинга, возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете сейчас?

Предлагаю начать наше занятие с приятных воспоминаний, связанных с вашими успехами на работе. Вспомните такой случай, опишите ситуацию и ваши переживания, связанные с успехом.

Ведущий . Давайте создадим группы взаимодействия и взаимоподдержки для реализации задуманного (создается схема взаимодействия).
Кто еще из детского сада, помимо работников детского сада может помочь в реализации задуманного?
Когда вы достигнете успеха, как вы себя поощрите?
Рассмотрите список стимулов. Какое административное стимулирование было бы для вас наиболее значимым?

Список возможных стимулов
Почетная грамота, благодарственное письмо, выражение благодарности в приказе.
Знаки восторженного внимания со стороны воспитанников.
Цветы.
Презенты от родителей.
Дни, добавленные к отпуску.
Возможность проводить в жизнь новую программу.
Поддержка администрации.
Возможность поехать в другой город повышать квалификацию в рабочее время.
Обеспечение профессионально значимыми книгами.
Повышение заработной платы.
Внимание со стороны администрации к вашим достижениям.
Предоставление путевки в санаторий, дом отдыха, туристическая поездка.
Билеты на спектакль, концерт.
Премия.
Оплата путевки в лагерь для ребенка.
Отгулы во время каникул.
Новое оборудование и мебель для группы.
Сокращение диапазона требований.
Освобождение от ненужной отчетности.
Публичная похвала.
Направление на различные семинары и конференции.
Установление наиболее удобного графика работы.
Участие в профессиональном конкурсе.

Напишите 5 событий, которые могут и должны произойти в ближайшее время в детском саду, городе, стране, которые могут как-то повлиять на процесс развития детского сада.
Проранжируйте события в порядке их значимости и степени влияния (составляется общий список по рангам из пяти событий).
Давайте подумаем, какой шанс есть в каждом событии для развития детского сада и чем мы рискуем ? (Составляется таблица: событие — шанс — риск).
Что мы можем сделать уже сейчас, когда событие еще не наступило, чтобы увеличить шанс и уменьшить риск?

8. Рефлексия всего занятия

Что вы чувствовали во время сегодняшней работы и что чувствуете сейчас?
На ваших лесенках осталась незанятой первая ступенька, что вы сделали уже сегодня на пути к достижению цели, что полезного, важного и интересного вы унесете сегодня отсюда?

ЗАНЯТИЕ № 3

1. Рефлексия предыдущего занятия

Ведущий . Какие чувства и какие мысли, связанные с содержанием семинара-тренинга, возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете сейчас?

2. Разминка

Вам предлагаются три афоризма:
Правила — живая динамичная сила, которая в высшей степени влияет на жизнь людей (В. Сатир).
Хорошие правила должны облегчать жизнь, а не усложнять ее (народная мудрость).
Правила создаются для того, чтобы их нарушать (лозунг анархистов).
Какое из данных высказываний определяет ваше отношение к правилам?

Ведущий . История прогресса знает примеры, когда свежий, нетривиальный взгляд на вещи приводил к совмещению разнородных элементов и тем самым — к открытиям.
Нам тоже предстоит сделать сегодня открытие.
Каждая малая группа находит основание для связи двух понятий:
правила внутреннего распорядка и развитие учреждения (детского сада).
На подготовку проекта — 10 минут, на выступление — 3 минуты.

5. Рефлексия

Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?
Чем полезно для вас данное упражнение?

Ведущий . Американский педагог Рудольф Дрейкурс выделил 4 мотива нарушения правил детьми. Возможно, те же мотивы характерны для воспитателей.
Обратимся к таблице:

Власть
Активная форма: вспышки
негодования, конфронтация.
Пассивная форма: обещание сделать,
но в реальности — тихое непослушание.

Месть
Активная форма : прямые физические и непрямые психологические акты насилия.
Пассивная форма : полное игнорирование попыток контакта.

Избегание неудачи
Активная форма: эмоциональный взрыв,
отчаяние, слезы.
Пассивная форма : откладывание на потом,
недоведение до конца, медицинский диагноз.

Группа делится на 4 подгруппы, каждая получает одно и то же задание, но разные мотивы нарушения правил.
Придумайте ситуации, когда в основе типичных нарушений: опоздания, невыполнения распоряжения администрации — лежит мотив___________________.
Ситуацию опишите максимально красочно. В вашем примере должны присутствовать факты, наглядно иллюстрирующие наличие именно заданного мотива.

9. Итоговая рефлексия

С какими чувствами вы заканчиваете работу?
Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня отсюда?

ЗАНЯТИЕ № 4

Задачи : Дать основы составления характеристики учащегося. Применения инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

1. Рефлексия предыдущего занятия

Ведущий . Какие чувства и какие мысли, связанные с содержанием семинара-тренинга, возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете сейчас?

2. Основная часть занятий

3. Итоговая рефлексия

С какими чувствами вы заканчиваете работу?
Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня отсюда?

ЗАНЯТИЕ № 5

1. Рефлексия предыдущего занятия

Ведущий . Какие чувства и какие мысли, связанные с содержанием семинара-тренинга, возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете сейчас?

2. Основная часть занятий

3. Итоговая рефлексия

С какими чувствами вы заканчиваете работу?
Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня отсюда?

ЗАНЯТИЕ № 6

Задачи : Помочь участникам семинара научиться отслеживать динамику развития ребенка, планировать развивающую работу, своевременно направлять к узким специалистам. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия.

1. Рефлексия предыдущего занятия

Ведущий . Какие чувства и какие мысли, связанные с содержанием семинара-тренинга, возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете сейчас?

2. Основная часть занятий

3. Итоговая рефлексия

С какими чувствами вы заканчиваете работу?
Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня отсюда?

ЗАНЯТИЕ № 7

Задачи : Помочь участникам семинара осознать особенности адаптационного периода. Формирование детско-взрослых сообществ. Социализация обучающихся.

1. Рефлексия предыдущего занятия

Ведущий . Какие чувства и какие мысли, связанные с содержанием семинара-тренинга, возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете сейчас?

2. Основная часть занятий

3. Итоговая рефлексия

С какими чувствами вы заканчиваете работу?
Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня отсюда?

ЗАНЯТИЕ № 8

1. Рефлексия предыдущего занятия

Ведущий . Какие чувства и какие мысли, связанные с содержанием семинара-тренинга, возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете сейчас?

2. Основная часть занятий

3. Итоговая рефлексия

С какими чувствами вы заканчиваете работу?
Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня отсюда?

ЗАНЯТИЕ № 9

Задачи : Помочь участникам семинара осознать особенности построение тренинга. Игры и упражнения в тренинги. Использование игры как терапевтического средства общения. Осмысление и рефлексия в тренинге

1. Рефлексия предыдущего занятия

Ведущий . Какие чувства и какие мысли, связанные с содержанием семинара-тренинга, возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете сейчас?

2. Основная часть занятий

3. Итоговая рефлексия

С какими чувствами вы заканчиваете работу?
Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня отсюда?

ЛИТЕРАТУРА

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Семинар-практикум "Комплексное психолого-педагогическое обследование школьников образовательного учреждения"

Обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учрежд.

Семинар-практикум "Психологический климат в коллективе"

Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, так человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть успешным в одной группе и совершенно не проявит.



Буклет программы семинара практикума "Формирование и оценивание метапредметных умений в практике работы МО учителей математики и прикладных наук МБОУ СОШ № 48 "

Буклет, в котором описана программа семинара практикума.


Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана классным руководителем сроком на два года. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом ег.



Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (Приложение 1);
– карточки для игры “Последствия” (Приложение 2);
– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (Приложение 3);
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара

2. Упражнение “Представление”

1. Деловая игра
2. Игра “Проблема на ладошке”
3. Игра “Последствия”

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

“Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

“Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Предположим, что выделены следующие технологии:

– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

– здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

– информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

– игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

– проектные технологии, суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

– Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

    Участник сообщает о совершенном действии

(действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

Так как содержание того, что делает участник, написано на карточке, которую он выбирает из корзины, то при отказе от действия на будущее играющий рвёт карточку, а при утверждении своего поступка оставляет карточку у себя в знак “присвоенного” поступка.

Вопрос участникам семинара в конце игры: что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

– Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются, если (Приложение 3):

  • обучение носит деятельностный характер;
  • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
  • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
  • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
  • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
  • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План методического семинара для учителей

Школа: СШ № 18 г. А қ т ө бе Кол-во слушателей: 23

Дата: 03.12.2015г Педагог: Умбетова М.Ж.

Тема методического семинара для учителей

Цель: углубление представления об общечеловеческих ценностях как основе целостного педагогического процесса школы

-развитие умения применять методы внешней и внутренней интеграции самопознания и других учебных дисциплин

-воспитывать гармонию, убежденность в истине, профессиональное мастерство

Интерактивная доска, компьютер, слайдовая презентация, карточки, анкета

Вопрос: Почему наша миссия – помочь ребенку поверить в себя?

Вопрос: А что значит поверить в себя?

Манифест гуманной педагогики провозглашает:

Учитель- душа, носитель и даритель Света.

Ученик – душа, ищущая, жаждущая Свет

Их встреча рождает Урок.

Воспитание – питание духовной оси растущего человека, а питается она духовной пищей.

Образование – это таинство раскрытия высшего образа в человеке.

Школа – это лестница для восхождения души человека.

Вдохновение – вдох нового.

Самопознание – это глубокое и целостное познание себя, познание не только своей физической и психологической природы, но и, прежде всего, осознание своей высшей духовной природы. В процессе самопознания важно не накопление информации, а качество трансформации личности.

-Для чего мы пришли в этот мир?

Жить, нести свою миссию.

- А какая наша миссия?

Предлагаю вам вместе составить законы учителя:

- восполняться …(оптимизмом к ребенку)

А какие должны быть личностные качества учителя?

5 элементов природы (картинки)

Земля – звук, осязаемость, форма, вкус, запах

Вода - звук, осязаемость, форма, вкус

Огонь - звук, осязаемость, форма

Воздух - звук, осязаемость

В наши дни 5 элементов природы загрязнены, и в результате люди утратили чувство безопасности. Сейчас для нас наиболее важно научиться правильно использовать 5 органов чувств, что приведет к очищению и 5 элементов природы. Внутреннее очищение влечет за собой и внешнее.

Вопрос: Как очистить грязную воду, если нельзя сразу всю её вылить?

Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям.

Истина – это то, что остается неизменным, основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во времени – прошлом, настоящем, будущем.

Праведное поведение – это поведение, соответствующее долгу и обязательствам, поступки, согласно внутреннему голосу совести.

Любовь – это чистая бескорыстная и безусловная любовь, это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь.

Внутренний покой – совершенное умиротворение ума, глубинная природа человека.

Ненасилие – не причинение вреда никому, ни мыслью, ни словом, ни делом

Развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже образование. Любого, кто старается, как следует, понять общечеловеческие ценности: Истину, Праведное поведение, Любовь, Внутренний покой, Ненасилие, кто применяет эти ценности на практике и распространяет их с усердием и искренностью, уже можно назвать по – настоящему образованным человеком.

Задание индивидуально: соедините словосочетания и общечеловеческие ценности

-за словами (Истина)

-за действиями (Праведное поведение)

-за мыслями (Внутренний покой)

-за характером (Бескорыстная Любовь)

-за сердцем (Ненасилие)

Два крыла образования.

Объединить в 2 группы по цвету пёрышка.

Гармоничное развитие двух аспектов образования:

Интеллектуального (внешнее образование для ума) 1 группа

Духовно-нравственного (внутреннее, образование для сердца) 2 группа

Вопрос для 1 группы: Что значит внешнее образование?

Внешнее образование – образование для ума:

Исследует внешний мир;

Книжное знание (можно познавать, не имея личного опыта);

Пробуждает желания, притягивает к внешнему;

Необходимо для того, чтобы выжить в мире;

Обращено к уму и телу;

Цель внешнего образования - информация;

Вопрос для 2 группы: Что значит внутреннее образование?

Внутреннее образование-образование для сердца.

Исследует внутренний мир (Кто я?);

Практическое значение (невозможно познать не имея личного опыта);

Выявляет общечеловеческие ценности, скрытые в сердце каждого человека;

Связано с целью жизни (для чего жить);

Обращено к сердцу;

Цель внутреннего образования – трансформация;

Необходимо объединить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию.

Поочередно каждый член группы выходит и ищет свою пару. Они вместе прикрепляют к туловищу птицы свои перья.

Целостное образование = внешнее образование + внутреннее образование

Затронуты все аспекты человеческой личности – гармоничное развитие ума, рук и сердца;

Развитие уравновешенной личности;

Выявление изначально присущих человеку нравственно-духовных качеств и претворение их в практику жизни;

Цель – воспитание характера, который проявляется в единстве мысли, слова и дела.

Что есть мертвые знания?

Это те, о которых заведомо знаем, что их можно вовсе не знать.

Это те, которые забываются сразу, как только сообщаются.

Это те, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут.

Мертвые знания – гири на ногах.

Живые знания – те, которые:

Влекут к горизонтам науки.

Способствуют творить новую жизнь.

Воодушевляют мысль на новые поиски.

Несут просветление и эволюцию.

Живые знания - крылья.

Самопознание – метапредмет, обеспечивающий целостность, человечность и одухотворенность процесса образования.

Каждый предмет может стать инструментом духовно-нравственного воспитания детей.

Внешняя и внутренняя интеграция самопознания и других дисциплин .

-Интеграция внешняя – это применение методических приемов самопознания на любом уроке (5Д, позитивный настрой, рассказывание притчи, вдохновляющих примеров из жизни великих людей, завершающая минутка урока и др. ).

-Интеграция внутренняя – это интеграция общечеловеческих ценностей

Заключительная минута семинара

Это мир придуман не нами

Слова: Л. Дербенев, Музыка: А. Зацепин

За то, что только раз в году бывает май,

За блеклую зарю ненастного дня

Кого угодно ты на свете обвиняй,

Но только не меня, прошу, не меня.-

Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

Придумано не мной, что мчится день за днем,

То радость, то печаль кому-то неся,

И мир устроен так, что все возможно в нем,

Может быть, пророча беду нам,

Бьет по стеклам дождь ледяной.

Но таким не мною придуман,

Этот мир придуман не мной.

Один есть только путь в мелькании дней —

Мы тучи разогнать не можем над землей,

Но можем мы любить друг друга сильней.

Текст песни на слайде

Педагог _________________________________Умбетова М.Ж.

Директор СШ № 18 г. Актобе_______________ Тойшыманов С.К.

Задание индивидуально: соедините словосочетания и общечеловеческие ценности

Задание индивидуально: соедините словосочетания и общечеловеческие ценности

Задание индивидуально: соедините словосочетания и общечеловеческие ценности

Задание индивидуально: соедините словосочетания и общечеловеческие ценности

Задание индивидуально: соедините словосочетания и общечеловеческие ценности

Задание индивидуально: соедините словосочетания и общечеловеческие ценности



Внедрять, нельзя отказаться?

Поставить ли запятую после первого, либо после второго слова в этом риторическом вопросе во многом зависит от того, как школьники относятся к такой форме работы в классе, как семинар и насколько практика проведения семинаров в конкретном образовательном учреждении соответствует ожидаемой цели: развитию познавательных, дискурсивных и исследовательских умений обучающихся. Ну а это во многом зависит от готовности учителя — профессиональной и моральной — к проведению такого вида работы.

Урок-семинар может принести большие дивиденды школьникам, если он организован правильно, а педагог не побоялся потратить на подготовку к такой форме работы 2-3 часа своего личного времени. Ведь на семинаре новый и, зачастую, сложный материал усваивается проще и быстрее, а обучающиеся развивают еще и навыки межличностного общения!

Виды уроков-семинаров

Сегодня в общеобразовательной школе целесообразно проводить семинары следующих типов:

Когда стоит проводить урок-семинар?

В современной педагогической науке описываются ситуации, когда проведение урока в форме семинарского занятия в общеобразовательной школе приносит максимум пользы:

А когда его лучше отложить

Также показанием к переносу семинара может стать нехватка времени для полноценной подготовки к нему. Опыт показывает, что меньше чем за две недели даже сильные ученики не успеют полностью подготовиться к тому разнообразию форм учебной деятельности, которое предлагает семинар.

Кстати, и частить с семинарами нежелательно. Опыт показывает, что больше двух раз за учебную четверть проводить его нецелесообразно, потому что количество здесь напрямую влияет на качество, причем негативно: ученики 9-х, 10-х, а уж тем более 11-х классов так нагружены множеством домашних заданий, что им просто тяжело будет полноценно, не наспех подготовиться к заданию творческому, требующему работы с дополнительными источниками.

С чего начать подготовку учителю?

Именно от учителя во многом зависит, насколько все ученики класса смогут проявить активность и, соответственно, заработать свои оценки. Он должен по меньшей мере за две недели до проведения семинара уведомить всех школьников о теме, цели и задачах семинара, распланировать его проведение так, чтобы время осталось и на индивидуальную, и на командную работу.

Вкратце алгоритм подготовки наставника к семинару может выглядеть так:

Как работать над заданиями ученику?

Старшеклассникам нужно иметь в виду, что проводя семинар с ними, учитель предполагает не только развить их умение выступать с самостоятельными докладами и вести дискуссию, но и способствовать становлению навыков отстаивания своей точки зрения и повышать культуру общения.

Ход проведения урока-семинара

Начать урок-семинар целесообразно с небольшой вводной речи педагога, в которой он еще раз проговаривает задачу семинара, напоминает условия его проведения и дает рекомендации, к какому материалу следует отнестись с особым вниманием.

Затем, в течение 35-40 минут школьники выступают с докладами или презентациями, читаются первоисточники, разбираются комментарии к ним. Чтобы уложиться во временные рамки, под семинар стоит отвести пару уроков, идущих один за другим.

На втором уроке пары одноклассники задают интересующие их вопросы по теме семинара, дискутируют, а в конце пары уроков учитель подводит итог, в котором стоит выделить наиболее запоминающиеся ответы и мягко, ненавязчиво указать на ошибки, содержащиеся в других ответах. Цель семинара можно считать достигнутой, если все аспекты темы разносторонне изучены, а все школьники способны ответить на простейшие вопросы учителя по разобранной теме.

Подводя итог



Об авторе: Востриков Игорь Владимирович, доцентом на кафедре философии, кандидат философских наук, доцент ВАК

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: