План сотрудничества школы с белорусской православной церковью
Обновлено: 04.07.2024
Проблема совершенствования внутреннего мира человека, его духовности и морали актуальна для белорусского общества. Перед педагогическими коллективами учреждений образования ставится задача воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа. Важным фактором реализации данной задачи является организация целенаправленного и плодотворного взаимодействия учреждений образования с Белорусской Православной Церковью на основе Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2011-2014 годы[1] (далее — Программа).
Программа направлена на объединение усилий органов управления образованием, учреждений образования, церковных и общественных организаций для использования потенциала православных традиций и ценностей в формировании личности человека, духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи, в коррекции поведения и социальной поддержке детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении, а также на проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной, религиозно-философской, психолого-педагогической, церковно-исторической и культурологической тематике.
На основе республиканской Программы сотрудничества областными управлениями образования и Епархиальными управлениями составляются региональные программы.
Порядок, условия, содержание и формы взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся определены в Положении о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 838[2] (далее — Положение).
В соответствии с Положением учреждения образования могут осуществлять сотрудничество с Белорусской Православной Церковью на основе соглашения между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским Экзархатом (далее — Соглашение), заключенного в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.
Взаимодействие учреждения образования с религиозной организацией в вопросах воспитания обучающихся в рамках Соглашения может быть инициировано религиозной организацией или администрацией учреждения образования с согласия учредителя учреждения образования. В рамках Соглашения религиозные организации и учреждения образования подписывают план взаимодействия в вопросах воспитания обучающихся (далее — план взаимодействия) на учебный год.
План взаимодействия согласовывается с учредителем учреждения образования, и его положения включаются в план воспитательной работы учреждения образования на текущий учебный год. По окончании учебного года учреждение образования и религиозная организация готовят совместный отчет о результатах реализации плана взаимодействия, который представляется в республиканское религиозное объединение и учредителю учреждения образования.
Участие обучающихся в мероприятиях, проводимых совместно с религиозной организацией в рамках плана воспитательной работы учреждения образования, допускается только на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся). Обучающиеся (законные представители несовершеннолетних обучающихся) ежегодно письменно подтверждают свое согласие на участие в мероприятиях, проводимых совместно с религиозной организацией (примерная форма согласия — в приложении №1).
Содержание взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся определяется исходя из следующих основных направлений:
§ гражданское, нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на основе духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;
§ ознакомление с историко-культурным и духовным наследием, забота о сохранении и восстановлении памятников истории и культуры;
§ работа с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей;
§ организация досуга и оздоровления детей и подростков;
§ работа с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми, находящимися в социально опасном положении, детьми, нуждающимися в особых условиях воспитания;
§ профилактика правонарушений, асоциального поведения обучающихся;
§ пропаганда здорового образа жизни;
§ деятельность по охране окружающей среды;
§ профилактика влияния на молодежь религиозных организаций, их органов и представителей, деятельность которых направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.
Для углубленного изучения духовно-нравственного и культурного наследия Православия, его роли в формировании белорусской государственности и патриотическом воспитании детей и учащейся молодежи по желанию обучающихся и их законных представителей предоставлена возможность посещать факультативные занятия[3], программы которых утверждены в установленном порядке[4].
Рекомендуется проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной, психолого-педагогической, церковно-исторической и культурологической тематике с выходом на научно-практические конференции, семинары на уровне учреждения образования, района, города, области. Следует продолжить традицию организации научно-практических конференций, конкурсов исследовательских работ обучающихся по современным вопросам истории Православия, роли Православной Церкви в формировании духовных, культурно-исторических государственных традиций белорусского народа.
Работа учреждения образования и Белорусской Православной Церкви по гендерному и семейному воспитанию молодежи на основе христианских ценностей должна быть направлена на принятие молодым поколением таких понятий как целомудрие, крепкая семья, ответственное родительство, уважение родителей. В проводимой работе педагогу необходимо использовать индивидуальный подход, опору на жизненный опыт обучающегося, учет его личных особенностей, включение в активную деятельность. Эффективные методы формирования личности старшеклассников — диспуты, дискуссии и ток-шоу, которые представляют собой живое обсуждение тем, волнующих молодежь.
Приоритетом в совместной деятельности учреждений образования и Белорусской Православной Церкви должно стать формирование у детей и учащейся молодежи активной жизненной позиции, основанной на нравственно-этическом фундаменте христианства. Эффективной формой работы с обучающимися является этика малых дел, направленных на помощь конкретным людям. В республике сложился опыт работы по реализации волонтерских проектов, ориентированных на развитие милосердия, благотворительности и добротворчества, привлечение обучающихся к работе по восстановлению и охране памятников истории и культуры, уходу за могилами и местами захоронения защитников Отечества.
Гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие личности осуществляется в педагогическом процессе через осознанное принятие школьниками культуры своего народа, традиционные православные белорусские праздники. Приносит свои положительные плоды организация работы в учреждении образования фольклорной мастерской, коллективов творческой художественной деятельности совместно с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, социокультурными объектами: библиотеками, кинотеатрами, театрами, музеями.
В ходе знакомства обучающихся с историческими памятниками белорусского народа целесообразно раскрывать не только их культурную, но и духовную значимость, роль и место в духовной жизни нашей страны. Необходимо более широкое знакомство обучающихся с Кирилло-Мефодиевским наследием в культуре славян, с национальным символом, святыней народа Беларуси — напрестольным Крестом преподобной Евфросинии Полоцкой, иконографическими традициями, музыкальной культурой как духовными идеалами христианства. Обучающихся следует знакомить с такими реликвиями белорусской нации, как Слуцкое Евангелие, Полоцкое Евангелие и Лавришевское Евангелие. Внесет значительный вклад в патриотическое воспитание детей и молодежи размещение в учреждениях образования исторических сведений о просветителях и подвижниках православия, с которыми неразрывно связана история становления белорусского государства, таких как преподобная Евфросиния Полоцкая, святитель Кирилл Туровский, святая София Слуцкая, святитель Георгий Конисский и многих других.
Особое внимание следует уделять православному краеведению, которое позволяет прикоснуться к своим корням, святыням родного края. Рекомендуется создавать в учреждениях образования группы краеведов, организовывать научно-исследовательскую работу по изучению, выявлению и воссозданию святынь родного края. Результатом их работы могут стать фотовыставки, тематические фильмы и презентации, проекты, разработка туристских маршрутов, издание краеведческих словарей.
Следует выделить приоритетную важность включения духовно-нравственной компоненты в работу с семьей, в семейное воспитание. Рекомендуется знакомить родителей с позитивными православными традициями семейного воспитания, а также использовать потенциал Православной Церкви в работе по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.
Целесообразно объединять усилия учреждений образования, религиозных и общественных организаций для коррекции поведения и социальной поддержки детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении, профилактике правонарушений и преступлений в подростковой и молодежной среде. Следует проводить в учреждениях образования воспитательную работу, направленную на формирование ответственного поведения обучающихся, основанную на нормах морали и права. Особое внимание необходимо обратить на организацию и проведение совместных акций по профилактике суицидов, употребления психоактивных веществ, информационных мероприятий, направленных на профилактику негативного влияния тоталитарных сект и деструктивных культов.
Значимое место в совершенствовании научно-методического обеспечения занимают традиционные республиканские и международные конференции — Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, Свято-Евфросиниевские педагогические чтения. Рекомендуется систематизировать и активизировать участие как педагогов, так и научной общественности в указанных мероприятиях, и иных конференциях и семинарах, проводимых управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, государственными учреждениями образования республиканского подчинения совместно с епархиями Белорусской Православной Церкви.
В помощь педагогам, организующим работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи возможно организовывать работу областных / Минского городского методических семинаров по данной тематике.
Следует обратить внимание на формирование здорового эмоционально-психологического климата в коллективе, на эстетику оформления учреждения образования и проводимых мероприятий, на соблюдение правил этикета, норм морали в повседневной жизни обучающихся.
При проведении совместной работы следует обратить особое внимание на информационное сопровождение реализации Программы для формирования заинтересованности проблемой духовно-нравственного воспитания обучающихся, широкого включения в реализацию ее мероприятий педагогических работников и общественности.
Предполагается освещение хода выполнения настоящей Программы в средствах массовой информации, на официальных интернет-сайтах Министерства образования Республики Беларусь, Белорусской Православной Церкви. Рекомендуется использовать возможности интернет-сайтов учреждений образования, размещая информацию о формах взаимодействия, о планируемых мероприятиях и их результатах, организуя онлайн-опросы по вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Для обобщения и распространения опыта сотрудничества учреждений образования и Белорусской Православной Церкви необходимо шире использовать возможности региональных и республиканских периодических изданий, осуществлять подготовку и издание научно-методических пособий для педагогических работников по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на основе православных традиций белорусского народа, продолжить формирование банка данных лучшего опыта работы в этом направлении.
Классные руководители Ляшук Е.Н., Алянгина А.М., Ващило Н.И., Шелест Е. Ю., Руда И.А., Леташкова Т.И., Лесько З.Г., Шеметило Т.А., Скорбеж О.Е.
Настоятель храма Вознесения Господня в д.Вельямовичи священник Логошев А.А.
Зам. директора по УВР
Классные руководители 7-9 классов Леташкова Т.И., Шеметило Т.А., Скорбеж О.Е.
Настоятель храма Вознесения Господня в д. Вельямовичи священник Логошев А.А.
Классные руководители 1-6 классов Ляшук Е.Н., Алянгина А.М., Ващило Н.И., Шелест Е. Ю., Руда И.А., Лесько З.Г.
Учитель истории Довженюк А.А.
Настоятель храма Вознесения Господня в д.Вельямовичи священник Логошев А.А.
Настоятель храма Вознесения Господня в д.Вельямовичи священник
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию
Настоятель храма Вознесения Господня в д.Вельямовичи священник А.Логошев
Зам. директора по УВР
2. Организация взаимодействия в работе с семьей в вопросах воспитания, укрепления духовно-нравственных основ семьи, возрождения и пропаганды традиционных семейных ценностей
Классные руководители 1-9 классов Ляшук Е.Н., Алянгина А.М., Ващило Н.И., Шелест Е. Ю., Руда И.А., Леташкова Т.И., Лесько З.Г., Шеметило Т.А., Скорбеж О.Е.
Настоятель храма Вознесения Господня в д.Вельямовичи священник Логошев А.А.
Зам. директора по УВР
Классные руководители 1-5 классов Ляшук Е.Н., Алянгина А.М., Ващило Н.И., Шелест Е. Ю., Руда И.А.
3. Организация волонтерской деятельности
Классные руководители 6-9 классов Леташкова Т.И., Лесько З.Г., Шеметило Т.А., Скорбеж О.Е.
Классные руководители 3-4 классов Ващило Н.И., Шелест Е. Ю.
Классные руководители 6-9 классов Леташкова Т.И., Лесько З.Г., Шеметило Т.А., Скорбеж О.Е.
4. Организация и проведение интерактивных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику негативного влияния тоталитарных сект и деструктивных культов, предотвращение зависимости от наркотиков, алкоголя, табакокурения, игровой и интернет-зависимости, профилактику суицидов, правонарушений среди детей и подростков, профилактику раннего материнства, социального сиротства
Акция “Мы любим жизнь” (День позитива)
Кинолекторий «Знай и помни, чтобы жить” (к
Всемирному дню борьбы со СПИДом)
Педагог социальный Константинович О.О.
Настоятель храма Вознесения Господня в д. Вельямовичи священник
Педагог социальный Константинович О.О.
Настоятель храма Вознесения Господня в д.Вельямовичи священник
Участие в проведении мероприятий в рамках недель профилактики вредных зависимостей, месячника профилактики суицидального поведения, недели профилактики преступлений и правонарушений
Классные руководители Лешук Е.Н., Алянгина А.М., Ващило Н.И., Шелест Е. Ю., Руда И.А., Леташкова Т.И., Лесько З.Г., Шеметило Т.А., Скорбеж О.Е.
Педагог социальный Константинович О.О.
Настоятель храма Вознесения Господня в д.Вельямовичи священник А.Логошев
Зам. директора по ВР
5. Организация и проведение совместных мероприятий в честь памятных дат, цикла тематических бесед по истории Православия и его роли в формировании культуры и государственности белорусского народа
Конкурс декоративно-прикладного творчества
Классные руководители 1-9 классов Ляшук Е.Н., Алянгина А.М., Ващило Н.И., Шелест Е. Ю., Руда И.А., Леташкова Т.И., Лесько З.Г., Шеметило Т.А., Скорбеж О.Е.
Митинг – реквием , посвященный Дню Победы
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию
Настоятель храма Вознесения Господня в д.Вельямовичи священник
Зам. директора по УВР
Проведение мероприятий, приуроченных к праздникам Рождество Христово, Пасха.
Настоятель храма Вознесения Господня в д.Вельямовичи священник
Зам. директора по УВР
День знаний 2021!
Радостный осенний день, наполненный улыбками и цветами, праздник для всех детей. Поздравляю с Днем знаний, с новым учебным годом! Пускай этот год принесет множество новых открытий. Пускай каждый день будет ярким, запоминающимся, плодотворным и наполнится только положительными результатами, новым опытом и отличным настроением.
День мира!
"День мира"
Участие в республиканских, областных конкурсах научных работ по современным
проблемам религиоведения, истории православия и вопросам роли Православной Церкви в
формировании духовных, культурно-исторических и государственных традиций белорусского народа
Преподаватели социально-гуманитарных дисциплин
Мероприятия в области воспитания и социальной работы
Участие священнослужителей в торжественной линейке начала учебного года, в мероприятиях Недели профилактики вредных зависимостей, Месячника профилактики суицидального поведения, Недели матери, Недели семьи, Недели православной книги и др.
Организация посещений обучающимися, педагогами, родителями духовно-просветительских выставок-ярмарок
Проведение совместных мероприятий со священнослужителями:
Классные часы духовно-нравственного содержания:
Организация экскурсий:
Кафедральный собор Рождества Христова г. Солигорска;
Храм Покрова Пресвятой Богородицы д. Чижевичи;
Музей церковной книги на базе Храма Покрова Пресвятой Богородицы
Волонтёрская деятельность
Оказание волонтерской помощи Свято-покровскому храму в благоустройстве
Благоустройство памятников военной истории Солигорского района
ПО ОО БРСМ Кураторы
ПО ОО БРСМ Кураторы
Участие в праздничном богослужении Рождество Христово
Участие в праздничном богослужении Крещение Господне Богоявление
Информационно-просветительская деятельность
Пополнение фонда библиотеки литературой по духовно-нравственному воспитанию
Пополнение медиатеки по духовно-нравственному воспитанию
Просмотр видеофильмов по истории Русской православной церкви, видеофильмов о святых, иконах, храмах, монастырях.
Тематические обзоры:
Книжные выставки:
Выставки творческих работ учащихся:
Неделя православной книги:
Елена Брониславовна Гирон,
директор гимназии
тел. 8 02153 68388
Мы приветствуем посетителей нашего сайта и надеемся, что каждый здесь найдёт для себя полезную информацию.
Создавая сайт, мы преследовали цель, прежде всего, информировать Вас об условиях обучения, о жизни гимназии, кем и чем мы гордимся, что у нас нового, какие планы на будущее и о многом другом.
Мы строим Гимназию, в которой царит дух интеллигентности, интеллекта, просвещения, исследования, творчества, гуманизма.
Мы рады каждому посетителю! Оставляйте Ваши отзывы и пожелания. Комментируйте информацию и принимайте участие в опросах и обсуждениях
Читайте также: