Что характеризует религию как общественный институт кратко

Обновлено: 05.07.2024

Религия и связанные с ней специализированные организации на протяжении всего времени существования цивилизации оказывали сильное влияние на общество. Приобретая новые черты, она изменялась, но свое значение для общества не утратила. Следует помнить, что религия, как социальный институт, обладает некоторыми особенностями и несет в себе ряд функций. Эти вопросы учащимся и предстоит изучить на занятии по обществознанию в 10 классе.

Определение понятия

Религия представляет собой один из самых древних социальных институтов. Она появилась значительно раньше государства, института семьи. Первые религиозные верования возникли из-за потребности людей в объяснении различных природных явлений. Затем начала активно развиваться наука и объяснительная функция непонятного перешла к ней. Религия при этом сохранила лишь социальный функционал.

В результате можно дать определение понятию религия — это особый тип мировоззрения человека, основанный на вере в сверхъестественное, а также различные организации, благодаря которым религиозные символы и идеи существуют, например, церковь.

Структура религии

Изучением религии занимаются различные науки: философия, религиоведение, история. Так как этот соц. институт является системой ритуалов и верований, исследователи определили его структуру. В ней стоит выделить несколько основных элементов:

Группы (общины) верующих

  • группы (общины) верующих;
  • священные таинства (понятия) — различные явления, имеющие тесную связь со сверхъестественным миром;
  • вероисповедание;
  • ритуалы;
  • представления о праведной жизни.

Структура религии состоит из системы ценностей и поведенческих образцов. Первый уровень является совокупностью верований, ценностей и символов, содержащихся в священных книгах. Именно эти тексты длительное время были для людей основным источником познавательной информации об окружающем мире. Любая религиозная идея производит на эмоции верующих мощное воздействие.

В результате у людей формируется особое восприятие окружающей реальности. Знания и верования в религии являются целостными системами. Они основаны в первую очередь на вере, а не на разуме. При этом в их состав входят и общепринятые человеческие ценности. Благодаря этому религия чаще всего стимулирует процессы стабилизации и интеграции общества.

Поведенческий уровень этого института существенно отличается от поведения человека в иных сферах жизнедеятельности. В первую очередь это связано с наличием в религиозном поведении сильных эмоций. Именно поэтому такое действие считается иррациональным и нелогичным.

Главную роль в религии играет отправление культа в соответствии с особыми нормами и ценностями. К культовым действиям можно причислить:

  • проповеди;
  • обряды;
  • молитвы;
  • богослужения .

Богослужения в церкви

Верующие рассматривают культовые действия в качестве акта непосредственного общения со сверхъестественными силами.

Признаки и функции

Признаки и функции религии

Также необходимо четко представлять, что характеризует религия как общественный институт. Исследователи выделяют 3 ключевых признака, отделяющих ее от других. Первый определяет особый регламент отношений. Благодаря этому механизмы регуляции поведения являются обязательными. Именно регламентация позволяет обеспечить регулярность, четкость, а также предсказуемость деятельности религии в качестве социального института.

Вторым признаком является определенность прав, особых функций и обязанностей всех участников религиозного взаимодействия. Вся деятельность в рамках системы регламентирована особыми документами.

Кроме этого, обязанности и права участников обладают двумя характерными чертами:

Говоря проще, существующие нормы являются общеобязательными и распространяют свое действие на каждого члена религиозного сообщества, вне зависимости от особенностей их личности, например, уровня образования и т. д.

Последней отличительной чертой является разделение функций и обязанностей между участниками религиозного взаимодействия в зависимости от их роли и статуса. Для осуществления религиозной деятельности в специальных учебных заведениях проводится подготовка новых кадров.

  • социально-регламентирующая;
  • мировоззренческая;
  • социально-критическая;
  • адаптационная;
  • охранительная;
  • компенсаторная;
  • социально-регламентирующая;
  • социально-критическая.

Все эти функции являются явными, а не латентными. Благодаря их реализации институт религии синтезирует определенную картину, позволяющую стабилизировать общество. Кроме этого, она способна поддержать людей в тяжелых условиях, например, после смерти родственника. Этот факт говорит о наличии еще одной функции — психотерапевтической.

Этапы институциализации

Формирование института происходило постепенно. Этот процесс оказался довольно продолжительным и вероучению, как и специализированным организациям, пришлось пройти несколько этапов становления. Среди них стоит отметить несколько наиболее важных:

Создание единого писания, например, Библии, Корана

  • появление необходимости у людей в религиозной деятельности, а также в участии особых организаций;
  • становление определенных норм и ценностей;
  • практическое использование процедур, норм и правил;
  • формирование системы санкций, с помощью которых можно поддерживать установленные в рамках религиозного взаимодействия правила — создание единого писания, например, Библии, Корана и т. д. ;
  • появление ключевых ролей и должностей;
  • становление специализированных организаций.


Религия, а также связанные с ней специфические организации, всегда играли в жизни общества большую роль. Приобретая новые черты, она изменялась, но не теряла своего значения, поэтому можно говорить о том, что религия – это один из институтов общества. Узнаем, какие особенности и функции он в себе заключает.


Понятие

Религия – это особое мировоззрение и поведение людей, основанное на вере в сверхъестественные силы, а также организации, с помощью которых религиозные идеи и символы могут существовать.


Религия как социальный институт

Большинство современных религий к настоящему времени смогли создать свою особую организацию – церковь.

Ее функционирование имеет четкий характер:

  • существует иерархия – специальная структура, где элементы выстраиваются по значимости;
  • выработана система особых действий, обрядов (религиозные праздники, последовательность выполнения ритуалов и так далее);
  • специальные помещения, символы, убранство (храмы, иконы, изображения и др.).

Узнаем кратко о функциях религии как социального института.

которые читают вместе с этой





Функции религии

Как и в прежние времена, религия продолжает оказывать большое влияние на людей. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что в процессе осуществления религиозных действий, происходит эмоциональное переживание, ведь ими затрагиваются самые важные в человеческой жизни вопросы: жизни и смерти, рождения детей, вступления в брак.

Так, религия:

  • оказывает влияние на становление, развитие и укрепление государства;

Большое значение церковь имела во время становления Древнерусского государства, укрепления княжеской власти, а также объединения страны и освобождения от монголо-татарского ига в XIV-XV веках. Так Иван Калита пригласил митрополита Петра перенести митрополию из Владимира в Москву, чтобы сделать Москву не только политическим центром, но и духовным. Дмитрий Донской в 1380 году неслучайно просил благословения у Сергия Радонежского. Это помогло ему собрать силы для борьбы с монголо-татарами в Куликовской битве.

  • устанавливает моральные нормы, которые важны для общества: не убей, не укради и др.;
  • осуществляет нравственное воспитание человека, устанавливая ряд запретов, осуждая или поощряя его действия.

Религия в современном обществе

Российская Федерация, согласно Конституции, является светским государством, и ни одна из религий не может быть объявлена государственной. Россия – многоконфессиональное государство. Каждый человек свободен в его выборе религиозных взглядов. Также каждый гражданин обязан уважать другие религии.

Существует тенденция к увеличению числа религиозных организаций, участники которых исповедуют самые разные религии. Государство разрешает деятельность таких организаций, но ведет борьбу с теми из них, которые имеют экстремистскую направленность, призывают к борьбе с представителями других религий, пропагандируют жестокость и национальную нетерпимость.

Что мы узнали?

Таким образом, мы выяснили, что религия как один из социальных институтов имеет большое значение и обладает набором функций. К ним можно отнести влияние на нравственное развитие человека, установление моральных норм. Религия на протяжении своей истории всегда оставалась важной для людей, так как с ее помощью они пытаются найти ответы на самые значимые для них вопросы: о жизни и смерти, рождении детей, отношениях между мужчиной и женщиной, поиске своего места.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Что характеризует религию как общественный институт?

Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н ответы на вопросы

Что характеризует религию как общественный институт?

Ответ

Религия является сложным социальным явлением, имеющим разнообразие форм, культов, функций, методов влияния на социальную жизнь. Большинство религий современного мира имеет особую организацию — церковь с чётким распределением обязанностей на каждом уровне её иерархии (структуры). Например, в католичестве и православии это миряне, белое духовенство, чёрное духовенство (монахи), епископат, митрополии, патриархии и т. д.

Предпосылки для институализации религии

Обществознание

Духовная составляющая жизни человека — невероятно важный аспект индивидуального и социального существования. Если рассматривать религию как социальный институт, то функции ее сводятся к основным принципам — интегративности, коммуникативности, психотерапии и регулятивности. Религиозная организация подразумевает под собой четко отлаженную функциональную структуру.

Предпосылки для институализации религии

Религиозный функционал

Мистицизм и тайна человеческого существования всегда привлекала как индивидуума, так и социум. Необъяснимые и глубинные внутренние духовные процессы являются в значительной степени двигателем прогресса — в культуре и искусстве, в изучении окружающей действительности как физической материи. Немаловажное и ключевое значение эти духовные поиски оказали и на социальную и психологическую составляющую цивилизации.

Представители более ранних эпох — древние греки и римляне, египтяне, и даже славяне и азиаты — были склонны к многобожию, язычеству и шаманизму. Это легко объяснить веянием духа того времени — ведь для каждого временного витка характерны свои культурные и социальные особенности. Зевс, Афина, Гор и прочие персонажи современных мифов разных народов когда-то были частью их истинной духовной жизни.

И нет никаких гарантий, что предания современной духовной литературы — будь то Библия или Коран — не станут очередным сборником легенд и сказаний.

Однако любое общество не стоит на месте: меняются индивидуальные и социальные потребности, меняется и политическая система. Все это требует также и реструктуризации духовных взглядов и мировоззренческого поведения. В связи с этим и появляются новые религиозные доктрины, которые позволяют массово вступать в новую эпоху.

Таким образом, широкое распространение религиозных взглядов потребовало срочной ее институализации — процесс закрепления общественных (политических, социальных, духовных) отношений в нормах права и морали.

Религиозный функционал

Религия — это определенный способ мировоззренческих взглядов на сверхъестественные стороны человеческой жизни, а также организации (церкви, мечети, храмы), которые поддерживают данное движение и способствуют распространению и сохранению внутренних постулатов и символов этой системы.

Характер любой религиозной системы обусловлен тремя главными аргументами:

  1. Внутренней иерархией;
  2. Совокупностью определенных системных действий — ритуалов;
  3. Самобытностью религиозной группы — символы, обряды, убранство помещений.

Любой социальный институт преследует некие цели и, соответственно, несет в себе и определенные функции. Традиционно, по определению Роберта Мертона, внутри социальных институтов выделяют:

  • Явные функции — объективные функционально-позитивные последствия, которые входили в намерения участников системы и осознавались ими;
  • Латентные функции — такие объективные последствия, которые не входили в намерения участников и не осознаются ими.

Также в интерпретации разных теоретиков существуют разнообразные классификации функций религии по целенаправленности. Наиболее популярная классификация выделяет четыре основные функции: интегративная, коммуникационная, регулятивная и психотерапевтическая.

Интегративная функция — функция сплочения индивидуумов за счет совокупности обрядов, символов, традиций и обычаев, которые способствуют сближению внутри религиозной группы.

Основные теории духовной культуры

Регулятивная функция — функция, которую частично можно отнести к латентным, так как заключается она в следовании приверженцев социального института определенным нормам поведения и правилам, которые предписывает религия. Таким образом, формируется общественная мораль, образец поведения, которому необходимо следовать. Также формируется свод правил — заповедей — список того, чего делать нельзя, так называемых преступных деяний.

Психотерапевтическая функция — подразумевает под собой возможность успокоить человека, вселить в него веру, надежду или же смирение. Научно доказано, что религиозные деяния и обряды действительно оказывают на верующего некий успокоительный терапевтический эффект. Этот внутренний монолог с Богом позволяет высвободить накопившиеся негативные эмоции.

Религия всегда занимала в жизни человека важное место. С ее помощью человек пытается ответить на главные вопросы своего существования — о жизни и смерти, о любви, детях, спутнике жизни, о своем предназначении.

Это основная классификация религиозных функций, но существуют и другие многочисленные структуры.

Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов классифицируют функции религии следующим образом:

Религия как социальный институт функции

  1. Мировоззренческая;
  2. Компенсаторная;
  3. Функция социальной самоидентификации;
  4. Социально-регламентирующая;
  5. Функция социального контроля;
  6. Адаптационная;
  7. Охранительная;
  8. Социально-критическая.

Веремчук В. И. считает необходимым к основной классификации прибавить функцию сакрализации культурных ценностей и мировоззренческую.

Дополнительно адаптационную, охранительную и социально-критическую функции выделяет Чемикосова Т. А.

Основные теории духовной культуры

По традиции выделяют трех главных теоретиков социологии, которые рассматривали религию: Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс и Макс Вебер.

Что характеризует религию как общественный институт

В положительном же ключе рассматривали данное явление Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер.

Дюркгейм трактовал религию крайне позитивно. Он считал, что она несет в себе максимально интегративную функцию, имеет большой потенциал относительно сплочения группы людей. «Значение концепции религии Дюркгейма состоит, прежде всего, в теоретическом и эмпирическом обосновании в качестве наиболее значимой интегративной функции этого социального института.

Макс Вебер также трактовал положительно влияние религии на человека, он считал крайне важным ее влияние на мировоззрение индивидуума. По сути, призма, через которую человек смотрит на мир, определяется теми социальными институтами, в которых он живет: школа, семья, религиозная община. Система духовных ценностей оказывает некое влияние на формирование человеческого взгляда на мир, что характеризует религию как общественный институт.

Помимо прочего, он классифицировал религии и религиозные организации, кратко их структурировав. Среди религий Вебер выделял мировые и национальные, организации же подразделял на церкви, мечети и секты. По его мнению, секты не обладают необходимыми институциональными характеристиками.

По признаку национальной принадлежности Вебер выделил следующие типы религий:

  • мировые (христианство, мусульманство, буддизм);
  • национальные (синтоизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм).

В плане мировых религий происходит дополнительная классификация внутри групп:

Религия как общественный институт

  • Христианство: православные, католики, протестанты;
  • Мусульмане: суизм, шиизм, хариджизм;
  • Буддисты: хинаяма, тантризм, ламаизм, махаяна.

Таким образом, религиозное влияние на человеческую жизнь очень обширно и глубоко.

Духовность и некое мистическое объяснение действительности позволяет интегрировать, коммуницировать, регулировать социум посредством норм и правил, установленных системой церкви или любого другого храма.

Читайте также: