Проект конституции сперанского кратко

Обновлено: 06.07.2024

Процесс проведения государственных реформ в России, который начался в начале 18 века был прерван после вступления страны в войну с Францией в 1805- 1807 гг. Эта война закончилась Тильзитским миром, невыгодным для России, из-за чего престиж императора был подорван. Поэтому, чтобы восстановить свой авторитет, император Александр I решил продолжить начатые реформы по совершенствованию государственного устройства.

Разработка реформ была предложена заместителю министра юстиции М. М. Сперанскому.

Суть реформ М.М. Сперанского

Сперанский был хорошим и исполнительным государственным служащим, отличался выдающимися способностями и трудолюбием, сам пробился в высшие слои российской бюрократии.

Целью реформы являлись два главных положения:

  • замена самодержавного правления конституционным;
  • отмена крепостного права.

В предложенном Сперанским проекте реформ отражались буржуазно-либеральные принципы:

  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • народное представительство;
  • выборное начало.

Согласно проекту, Государственная дума должна быть высшим законодательным органом, Сенат - судебным органом, а Комитет министров - исполнительным органом.

Из проекта реформ Сперанского следовало следующее:

Из предложенных Сперанским реформ были одобрены и реализованы лишь те, которые касались создания Государственного совета и завершения министерской реформы.

В 1810 г. был создан высший законосовещательный орган - Государственный совет. Основной задачей нового органа стало приведение правовой системы к общему единообразию. Государственный секретарь руководил канцелярией Государственного совета и занимался всем текущим делопроизводством.
Первым государственным секретарем был назначен М. М. Сперанский.

  1. Служба при дворе не имеет никаких привилегий.
  2. Те, кто имеет придворные звания, должны поступать на воинскую службу или гражданскую.
  3. Чиновники обязаны иметь соответствующее образование, обязательно знать базовые дисциплины: право, историю, иностранный язык, статистику, математику.

Так, у М. М. Сперанского появилось множество врагов, назвавших его преобразования преступными. Поэтому М. М. Сперанский вынужден был уйти в отставку в марте 1812 г. Он был отстранен от государственного управления вплоть до 1816 года и сослан в Пермь.

В 1816 г. его вернули на государственную службу и присвоили звание губернатора Пензы, в 1819 году он стал генерал-губернатором Сибири.

Важно отметить, что при Александре I были предприняты попытки следующих реформ:

Основные положения реформ А.А. Аракчеева

Аракчеев провел следующие реформы:

  • реформирование артиллерии;
  • порядок в армейском хозяйстве;
  • сделал вооруженные силы мобильными.

После войны с Наполеоном в 1812 году, влияние Аракчеева на императора значительно усилилось. Он подчинил себе Госсовет, Комитет министров, Собственную Его Императорского Величества канцелярию.

Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839) занимал особое место в процессе разработки планов реформ и попыток их реализации.

Сын сельского священника, он благодаря своему таланту и организаторским способностям стал одним из самых просвещенных людей своего времени, интеллектуалом и философом, автором всеобъемлющего проекта обновления государственной системы страны.

В основу реформы системы государственного управления был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть, по мнению М.М. Сперанского, реально должен был воплощать орган в виде Государственной думы, которую предполагалось сделать выборным учреждением. Ни один закон не мог быть издан без предварительного ее одобрения. Согласно проекту министры тоже становились ответственны перед Думой. Во всем этом просматривалась тенденция ограничения самодержавия.

Судебная власть должна была сосредоточиться в руках Сената, при освобождении его от всех других функций. Исполнительная власть в проекте была представлена министерствами, губернскими и окружными учреждениями.

Чрезвычайная роль отводилась Государственному совету, который должен был объединить действия императора с учреждениями, представлявшими все ветви власти. Члены Государственного совета назначались царем, и им предстояло в этой общей схеме реформ играть роль верхней палаты парламента. Здесь предполагалось проводить первоначальное обсуждение важнейших государственных дел.

Несмотря на всю радикальность плана Сперанского, в нем не предусматривалась отмена крепостного права, так как автор был сторонником постепенного ограничения власти помещиков над крепостными.

По сути, проект М.М. Сперанского означал превращение самодержавной монархии в конституционную.

Работая над общим планом преобразований, М.М. Сперанский добился в апреле и августе 1809 г. принятия двух указов, которые должны были, по его мнению, упорядочить работу государственного аппарата, сделать его более профессиональным в преддверии реформ. Согласно первому указу отменялась практика приравнивания придворных званий к гражданским, позволявшая сановникам переходить с придворной службы на высшие должности в государственном аппарате. Вторым указом вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. Для получения чина коллежского асессора (VIII класс) необходимо было иметь университетское образование или сдать соответствующий экзамен. Это начинание встретило недовольство части служивого дворянства.

1 января 1810 г. Александр I специальным манифестом учредил Государственный совет, призванный стать высшим государственным органом власти. При нем была создана Государственная канцелярия, а М.М. Сперанский назначен первым государственным секретарем с широкими полномочиями. Казалось бы, реформаторские планы начинали осуществляться, однако реально имели место очень существенные отступления от подготовленных проектов. Государственный совет не стал учреждением, которое являлось бы связующим звеном между царем и всеми ветвями власти, а получил статус законосовещательного органа, и в его ведении оказался круг вопросов, которые должны были составить компетенцию Государственной думы. О ней вопрос просто не рассматривался. Одновременно усилилось сопротивление реформам со стороны части дворянства.

В марте 1812 г. М.М. Сперанский был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород. Его обвинили в шпионаже в пользу Наполеона и сослали далее в Сибирь, где он губернаторствовал. Позже М.М. Сперанский был возвращен из ссылки. Новый подъем его карьеры пришелся уже на царствование Николая I.

В результате военных побед русской армии и упрочения позиций России в Европе Александр I вновь вернулся к конституционным замыслам. Реальное воплощение это нашло в Польше, вошедшей в состав Российской империи. В мае 1815 г. польскому населению было объявлено о даровании конституции, местного самоуправления, собственной армии и свободы печати.

Российский император в соответствии с конституцией Царства Польского становился королем Польши. Был создан двухпалатный парламент. В то время эта конституция была одной из самых либеральных в Европе. Александр I обещал в будущем ввести Конституцию и в России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Состав верховной власти

Состав верховной власти Одному из маленьких уделов Окско-Волжского междуречья счастливое сочетание различных условий помогло расшириться на всю область тогдашнего распределения великорусского племени. Столь успешное расширение побуждало владетелей этого удела

Упрощение верховной власти

Упрощение верховной власти Такая постановка верховной власти не могла быть окончательной и прочной: она могла держаться, только пока не улеглись противоречивые интересы и отношения, встревоженные и перепутанные Смутой. Такое положение и является случайным эпизодом в

Глава VII ОБ ОТЦОВСТВЕ И СОБСТВЕННОСТИ, РАССМАТРИВАЕМЫХ ВМЕСТЕ КАК ИСТОЧНИКИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ

Глава VII ОБ ОТЦОВСТВЕ И СОБСТВЕННОСТИ, РАССМАТРИВАЕМЫХ ВМЕСТЕ КАК ИСТОЧНИКИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ 73. В предыдущих главах мы рассмотрели, что представляла собой, по мнению нашего автора, монархия Адама и на каких правах он её основал. Основания, на которых он делает главное

Глава VIII О ПЕРЕДАЧЕ ВЕРХОВНОЙ МОНАРХИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ АДАМА

Глава VIII О ПЕРЕДАЧЕ ВЕРХОВНОЙ МОНАРХИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ АДАМА 78. Подобно тому как сэр Роберт был не очень удачлив во всех приведенных им доказательствах верховной власти Адама, он не добился большего успеха и в изложении путей передачи её будущим монархам, которые, если его

4. Дар Константина. — Географические границы дара Каролингов, — Сполето; Тусция; Сабина; Равенна. — Притязания Карла на право утверждения архиепископа Равенны в его сане. — Патрициат св. Петра. — Доказательство признания папой верховной власти Карла. — Торговля рабами у венецианцев и греков

4. Дар Константина. — Географические границы дара Каролингов, — Сполето; Тусция; Сабина; Равенна. — Притязания Карла на право утверждения архиепископа Равенны в его сане. — Патрициат св. Петра. — Доказательство признания папой верховной власти Карла. — Торговля рабами у

1. Папство начинает получать значение верховной власти. — Церковное государство. — Лжеисидоровские декреталии. — Смерть Николая I в 867 г. — Адриан II. — Ламберт Сполетский нападает на Рим. — Враги Адриана в Риме. — Бесчинства Елевтерия и Анастасия; они подвергаются наказанию

1. Папство начинает получать значение верховной власти. — Церковное государство. — Лжеисидоровские декреталии. — Смерть Николая I в 867 г. — Адриан II. — Ламберт Сполетский нападает на Рим. — Враги Адриана в Риме. — Бесчинства Елевтерия и Анастасия; они подвергаются

Осуществление верховной власти союзниками. Союзный Контрольный совет, его структура и деятельность

Осуществление верховной власти союзниками. Союзный Контрольный совет, его структура и деятельность С момента подписания акта о безоговорочной капитуляции 8 мая 1945 г. и до осени 1949 г. на территории Германии не существовало государства. Вся полнота власти была в руках

3. Вопрос о верховной власти в Московском государстве. – Старое московское боярство. Княжата XVI века. – Местничество. – Княженецкие вотчины. – Опричнина Грозного; ее прямые и косвенные последствия

3. Вопрос о верховной власти в Московском государстве. – Старое московское боярство. Княжата XVI века. – Местничество. – Княженецкие вотчины. – Опричнина Грозного; ее прямые и косвенные последствия Рассказ о деятельности Бориса начнем с вопроса об устройстве власти и о

Концепция верховной власти у древних монголов

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Позорный период российской верховной элиты ГЛАВА ПЕРВАЯ. Император, императрица и Распутин. Проблемы верховной элиты

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Позорный период российской верховной элиты ГЛАВА ПЕРВАЯ. Император, императрица и Распутин. Проблемы верховной элиты Каким-то роковым и закономерным образом ситуация в семье императора и появление Распутина были по “хитрости” истории предопределены.

12. Согласно романовской версии, хан Симеон правил совсем недолго, после чего был отстранен от верховной власти. Санчо Панса тоже правил недолго и был смещен с престола

12. Согласно романовской версии, хан Симеон правил совсем недолго, после чего был отстранен от верховной власти. Санчо Панса тоже правил недолго и был смещен с престола Романовско-миллеровская версия русской истории считает, будто Симеон Бекбулатович, возведенный,

Восстановление демократической составляющей верховной власти

Восстановление демократической составляющей верховной власти Возможно, первый немноголюдный и краткосрочный Земский собор рассматривал Судебник 1497 г. (косвенные свидетельства тому есть), однако масштабный Земский собор впервые собирается в 1550 г. Земский собор

Упрощение Верховной власти

Упрощение Верховной власти Такая постановка верховной власти не могла быть окончательной и прочной: она могла держаться, только пока не улеглись противоречивые интересы и отношения, встревоженные и перепутанные Смутой. Такое положение и является случайным эпизодом в

§ 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. М. Сперанского

§ 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. М. Сперанского Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом "по законам и по сердцу своей премудрой бабки". Основной заботой

Конституционные взгляды Сперанского

1809. Проект реформ М. Сперанского, предусматривавший постепенный переход к монархии конституционного типа

Сперанский рассматривал в качестве целей конституционной реформы эффективное внедрение главного принципа существования государственных органов – разделения властей в рамках всей системы. Он высказывался в пользу создания парламента, который должен был стать источником законотворчества, формируясь при этом за счет представителей общества. Поскольку Александр I в тот момент полностью доверял Сперанскому, была предпринята попытка реализовать данный принцип в работе местных органов власти.

Построение ветвей власти

Автор конституционного проекта был убежден в двух аспектах реализации властных полномочий:

  • структура и деятельность законодательного сословия должны строиться таким образом, чтобы все решения принимались в соответствии с царской волей;
  • у законодателя должна быть полная свобода озвучивания собственной воли и пожелания народа.

На основе принципа выбора должна была действовать и судебная ветвь власти. При этом требовалось обеспечение ее независимости от правительственных структур. Правительство же получало исполнительную власть, но оказывалось поднадзорной законодательному органу в части контроля за соблюдением законов. В итоге законодательную власть получала Государственная дума, судебную – Сенат, а исполнительную – Правительство с министрами.

Сперанский был уверен и в том, что главой державы должен был оставаться император со всей полнотой власти. Однако связь монарха с другими органами власти должна осуществляться через Государственный совет, в состав которого входили сановники по царскому назначению. Госсовет упорядочивал работу правительства. Государственная дума лишалась права законодательной инициативы, хотя и участвовала в разработке законодательных актов и контролировала выполнение конституционных норм.

Построение ветвей власти

Сперанский предложил сформировать Думу на основе 4-ступенчатой системы выборности:

  • Волостная дума – решала местные вопросы и состояла из представителей крестьянского старшинства;
  • Окружная дума формировалась представителями Волостных дум и решала окружные проблемы;
  • Губернская дума решала вопросы законотворчества в пределах административно-территориальных единиц, а ее члены избирались представителями в Госдуму;
  • Государственная дума – высший законодательный орган, который обсуждал проекты законодательных актов и направлял их в Госсовет и к монарху для утверждения.

Сенат формально считался выборным органом, формируемым губернскими думами. Однако право окончательного утверждения имел монарх. На основе выборности назначались служащие волостных, окружных и губернских судов.

В качестве субъектов избирательного права Проект Сперанского определял граждан с недвижимым имуществом, что исключало участие в выборах крестьянского и рабочего населения. В итоге политической властью наделялись именно помещики.

Исполнительная власть реализовывалась органами, включавшими министерскую систему и территориальные представительства. Монарх утверждал назначение на должности административных служащих, поэтому полностью контролировал их. Деятельность министерств была подконтрольная Правительствующему Сенату.

Судьба конституционного проекта

Конституционный проект Сперанского был одобрен Александром I, однако реализованы были не все положения. В частности, 01.01.1810 г. императорский Манифест учредил Государственный совет. Его состав был представлен высшими сановниками, которых непосредственно утверждал император. Однако в целом сам конституционный проект даже не обсуждался монархом.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Сперанский был убеждённым сторонником конституционного строя. Но в то же время он понимал, что Россия не готова к конституционному строю, а поэтому начинать преобразования следует с реорганизации государственного аппарата. В период с 1808 по 1811годы он составил план государственного преобразования от кабинета императора до волостного правления. Была проведена огромная работа, причем в очень короткие для такого масштаба сроки.

  • дворянство как владельцы недвижимой собственности
  • среднее состояние (мещане, купцы, государственные крестьяне
  • рабочий народ (слуги, ремесленники, мещане, поденщики).

Разделение проводилось в соответствии с политическими и гражданскими правами: гражданскими обладали все три класса, а политическими – только владеющие недвижимостью. Но предусматривался переход из одного состояния в другое. Наличие гражданских прав означает, что в государстве в определенной степени существует свобода. Но для ее гарантии, считал Сперанский, необходима политическая конституция.


Владимирский комплект законов Российской империи

Он утверждает, что государство должно обеспечить человеку его безопасность и безопасность его имущества, т.к. неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод. Эти права и свободы имеют два вида: личные свободы и вещественные.

Содержание личных свобод:

  1. Без суда никто не может быть наказан.
  2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону.

Содержание вещественных свобод:

  1. Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону.
  2. Никто не обязан платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу.

Как мы видим, Сперанский воспринимает закон как метод защиты, а для этого необходимы гарантии от произвола законодателя. Следовательно, необходимо конституционно-правовое ограничение власти. Поэтому в основу плана государственных реформ Сперанского легло требование укрепления гражданского строя.

Идея разделения властей

Сенат должен был стать высшим органом судебной власти. Министерства – исполнительной. Государственная Дума – законодательной.

Над всеми этими органами учреждался Государственный совет как совещательный орган при императоре, который окончательно утверждал или отклонял представленный на рассмотрение проект, даже если он был принят Думой. Суть конституции сводилась к следующему:

1) Разделения властей.

2) Мнения законодательной власти абсолютно свободны и точно отражают народные чаяния.

3) Судебная власть независима от исполнительной.

4) Исполнительная власть ответственна перед законодательной.


Дом в Петербурге, в котором скончался М.М. Сперанский

1 января 1810 г. было объявлено о создании Государственного совета, и М. М. Сперанский получил в нем должность Государственного секретаря. Вся проходившая через Государственный совет документация оказалась в его ведении. Создание Государственного совета было первым этапом преобразований: именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, все законопроекты должны были проходить через Государственный совет. На общем собрании Госсовета председательствовал сам государь. Он мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Н. П. Румянцев. Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (Сперанский).

Другие реформы

В 1810-1811 гг. Сперанский реорганизовал министерства: они делились на департаменты, департаменты — на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министров, а из всех министров — комитет министров для обсуждения административных дел.

К началу 1811 г. Сперанский предложил проект преобразования Сената. Он предполагал разделить Сенат на правительствующий и судебный, но затем этот проект был отсрочен. Но по его плану в 1810 году был учрежден Царскосельский лицей.

М.М. Сперанский на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде

Замысел Сперанского о переходе от самодержавия к конституционной монархии остался невоплощенным.

Читайте также: