Что такое мастер класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Что такое мастер-класс ?

Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы , показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта , представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия .

Итак, обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:

1. н овый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;

6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению.

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

В технологии проведения мастер-класса мы предлагаем использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.

Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть, определяемую общими способами деятельности.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса должен состоять из следующих компонентов: выделение проблемы – панель - объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.

Итак, панель, слово Мастера, актуализирующее деятельность участников по определению пути решения педагогической проблемы, работа с материалами — всё это дает возможность подготовиться к представлению результатов работы. Следующим шагом должно быть их обсуждение, а затем корректировка собственного решения поставленной педагогической задачи с вариантами, предложенными коллегами .

Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников ) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.

Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими при ёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социа лизация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания рефлексия .

Позиция Мастера

При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться выше описанному алгоритму, но и правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера - это прежде всего пози ция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освое нии способов деятельности.

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится про сто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс , сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия на правлены на то, чтобы подключить воображение участников, со здать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью .

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжела тельности, сотворчества в общении.

Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в по­ иске знаний и способов деятельности.

Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоз зрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастер ства. Эта личностно-процессуальная, аффективная инфра структура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётся путём примера, подражания через:

речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);

мимику, жест , управление эмоциями, чтение эмо ционального состояния на лице;

пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведе ние участников);

умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутст вие скованности;

искусство общения: психологическая избиратель ность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;

коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

Критерии качества подготовки и проведения

мастер-класса

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, мето дике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализа ции идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновацион ных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения пред мета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в ак тивную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер- класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности .

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к им провизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников образовательной системы.

Огромное количество семинаров и тренингов в Москве в 2019 не сравнится с бесконечным разнообразием мастер-классов. Каждый из них внушительно обещает стать для нас волшебной пилюлей, которая моментально приведет к богатству, успеху, даст завидные навыки и власть над всеми теми, кто не решился пройти такое же короткое обучение.

Мастер-класс — это оригинальный метод обучения по совершенствованию практического мастерства и конкретное занятие, проводимое специалистом в определенной области для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности.

Поговорим о том, что на самом деле способен дать мастер-класс, для кого подходит такая форма обучения и каковы особенности и задачи мастер-класса.

Проводим онлайн-обучение, деловые игры, умные тимбилдинги для развития сотрудников
НОВЫЙ каталог онлайн-игр
ManGO! Games
Заказать бесплатно


Мастер-класс предполагает двустороннее взаимодействие мастера и ученика. В этом его основа и главное отличие от других форм обучения. От семинара, тренинга и других форматов мастер-класс отличается обособленным, даже персональным подходом к каждому участнику. Мастер-класс невозможно уложить в жесткие нормы, поскольку эта форма предполагает интуитивный выбор способа подачи материала ведущим в зависимости от восприимчивости слушателей.

Основной принцип мастер-класса: я знаю, как нужно, и смогу научить вас. Человека, способного проводить мастер-классы, можно считать профессионалом высокого уровня.

Подготовка к мастер-классу

Готовясь к мастер-классу, педагог решает важную задачу: каким будет оптимальный способ донесения собственного опыта к конкретной аудитории. Мастер-класс отличается от обычных обучающих форм тем, что преподаватель максимально использует наглядность, основанную на опыте. Именно демонстрация своего собственного опыта позволяет достигать высоких результатов за максимально короткое время.

Важной особенностью мастер-класса является решающее значение личности мастера, который во время обучения демонстрирует индивидуальную концепцию работы. Это лично его способ научить, включающий индивидуальную совокупность обучающих приемов, характерных только для него.

Хорошего преподавателя характеризует его собственная система, в которую входят:

  • Целостность и приемлемость каждого из применяемых методических приемов.
  • Уместность, своевременность применения того или иного приема.
  • Многостороннее воздействие на учеников, включая развитие личности.
  • Уникальность методики.

Важную роль играют индивидуальные характеристики мастера:

Цель и задачи мастер-класса

Цель мастер-класса – передать опыт участникам.

Задачи мастер-класса:

  • Активное изложение мастером своего опыта в предмете по указанной теме.
  • Практическая отработка приемов решения задач в рамках предмета мастер-класса.
  • Стимуляция самопознания участниками предмета мастер-класса.
  • Помощь участникам в разработке собственных программ саморазвития и самообучения по теме мастер-класса.

Мастер-класс – это всесторонняя помощь в приобретении тех или иных знаний и навыков, поэтому мастер, принявший решение помогать таким образом другим, на момент принятия решения уже должен соответствовать ряду требований:

  • Обширные знания в области тематики проводимых мастер-классов.
  • Персональные лайфхаки по теме мастер-класса, которыми мастер готов поделиться с аудиторией.
  • Педагогические навыки, которые позволяют излагать материал и передавать знания.

Это минимальный и оптимальный перечень условий для проведения мастер-класса.

Формы проведения мастер-класса

Чаще всего мастер-класс проводится в одной из трех форм:

  • Лекция.
  • Лекционно-практическое занятие.
  • Практическое занятие.

В процессе мастер-класса ученик с помощью мастера создает некую модель, которой потом пользуется.

Мастер-класс может быть одиночным, а может входить в серию. Серийные мастер-классы считаются самыми результативными и позволяют повысить квалификацию обучаемого.

Технология организации мастер-класса

Организация мастер-класса включает 5 основных этапов:

  • Презентация опыта мастера.
  • Знакомство с инструментарием мастер-класса.
  • Имитационная игра.
  • Моделирование.
  • Рефлексия.

Презентация опыта предполагает этапы:

  • Описание общих идей технологии.
  • Демонстрация достижений.
  • Доказательства эффективности.
  • Определение перспектив.

Имитационная игра подразумевает, что:

  • Мастер-класс включает в себя демонстрацию приемов продуктивного (личностно-ориентированного) обучения.
  • Аудитория совмещает сразу две роли – ученика и эксперта.

Моделирование включает в себя:

  • Самостоятельное проектирование участниками своих персональных моделей учебных занятий на основе методики своего учителя.
  • Самостоятельную деятельность участников под руководством мастера – консультанта и организатора.
  • Совместное (мастер и слушатели) обсуждение авторских моделей индивидуального обучения.

Мастер-классы от внешних специалистов часто проводят в качестве корпоративных мероприятий, но в компаниях часто выбирают тематику, далекую от профессиональной деятельности. Например, мастер-классы по живописи, кулинарии, оригами и пр.

Если вы решили организовать мастер-класс

Если вы решили провести для сотрудников мастер-класс, желательно учесть следующие шаги:

  • Выбрать тему и четко ее зафиксировать.
  • Определиться с характером обучения: разовое или серийное.
  • Убедиться, что уровень квалификации педагога достаточный.
  • Определиться с местом проведения.
  • Составить план мероприятия.
  • Определиться с формами, методами, согласовать демонстрационную часть.
  • Решить все вопросы по использованию технических средств.
  • Убедиться в полной подготовке дидактических материалов и наглядных пособий.
  • Обсудить вопросы обмена опытом и результаты мастер-класса.
  • Предусмотреть обсуждение мероприятия с мастером после проведения.

Форма и тематика

Мастер-класс обычно предполагает группу из 7-15 участников. Самая популярная тематика мастер-классов – знакомство с новыми технологиями и методика их применения.

В ходе мастер-класса участники могут:

Кто должен проводить мастер-класс

От преподавателя мастер-класса требуется:

  • Педагогическое мастерство.
  • Преподавательские способности.
  • Методическая подготовка.
  • Психологическая грамотность.
  • Интеллигентность.
  • Культура воспитания.

Все эти качества объединяются в мастерство, необходимое при проведении мастер-классов, семинаров, тренингов. Но именно для мастер-класса преподавателю необходимо также уметь хорошо что-нибудь делать, быть мастером в своем деле.

  • квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
  • человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
  • специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Во время занятия мастер передает ученикам опыт путем прямой и комментированной демонстрации приемов работы, а само занятие представляет собой форму сотрудничества между мастером и учениками, при которой мастер тоже приобретает знания и опыт.

Выбор мастера зависит от запроса на обучение. Мотивация разных групп участников может быть разной:

  • Начинающие специалисты с опытом работы, желающие повысить квалификацию, от мастер-класса хотят получить предметные знания о методах и приемах работы, чтобы применять полученный опыт на практике и повысить эффективность своей профессиональной деятельности.
  • Для специалистов высокой квалификации нет необходимости в повторении действий мастера. Их интересует поиск новых форм и повышение уровня работы.

Таким образом общение начинающих специалистов и мастера нацелено на удовлетворение потребности обучаемых в новых знаниях, а взаимодействие мастера с профессионалами представляет собой полноценную дискуссию, в которой обе стороны обогащают опыт друг друга.

Оценка эффективности мастер-класса

Как оценить эффективность мастер-класса? Для этого существуют критерии оценки:

  • Презентативность. Как именно представлена идея, каков уровень ее презентации, популярность данного подхода в педагогике.
  • Эксклюзивность. Насколько необычны и оправданы решения, какова степень индивидуальности и реализации замысла.
  • Прогрессивность. В какой мере присутствуют нестандартные и свежие идеи, насколько своевременны предмет и методы.
  • Мотивация. Насколько учтена мотивация, способная вовлечь каждого обучающегося.
  • Оптимальность. Насколько соответствуют выбранные средства необходимой цели и ожидаемым результатам, с учетом промежуточных.
  • Эффективность. Насколько вовлечен был каждый участник в процесс, насколько участники способны самостоятельно проанализировать итоги своей деятельности.
  • Технологичность. Насколько четкая структура мероприятия, современны и оригинальны пути реализации каждого этапа.
  • Артистичность. Каков уровень воздействия на слушателя, импровизации, открытости к передаче индивидуального опыта.
  • Культура и эстетика. Эрудиция, манеры, форма передачи своего опыта.

Надеемся, информация поможет вам лучше понимать суть мастер-класса и эффективно его применять.


Количество мастер-классов сейчас превышает число проводимых семинаров и тренингов. Итогом каждого из них прогнозируется обретение невероятных навыков, которые приведут к успеху и позволят обрести власть над всеми, кто мастер-класс не прошел. Что же такое мастер-класс?

Мастер-класс — это способ обучения и оттачивание практического навыка. Он проводится в формате очного занятия, ведущим которого выступает гуру какой-либо области. У него довольно громкое имя, заставляющее публику приходить на обучение.

Мастер-класс построен на обоюдном взаимодействии ведущего и участника. Это одно из главных отличий этого способа обучения от других. Семинары, тренинги и другие способы передачи навыков такого не предполагают: в ходе них тренер не обращается к кому-то персонально, он работает для всей аудитории сразу, и зачастую эта аудитория не ограничивается одним десятком лиц. Число участников мастер-класса крайне ограничено, обычно оно не превышает десятка, а ведущий ищет подход к каждому и налаживает контакт в процессе занятия.

Главный принцип мастер-классов можно описать как:

Только профессионал высокого уровня может проводить мастер-классы.

Как организовать и провести хороший мастер-класс: технология организации

Если вы владеете каким-то навыком настолько хорошо, что готовы поделиться своими знаниями с другими, то вам пригодится информация, как организовать мастер класс и это сделать. Мы подготовили ряд советов, которые помогут наметить курс на грамотную организацию мастер-класса и зададут правильный вектор.

Процесс подготовки состоит из трех этапов: подготовительный, активный, итоги. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Подготовительный этап: этот этап займет больше всего ресурсов. От тщательности его проработки зависит то, насколько легко будет потом. Он подразумевает:

  • выбор темы мастер-класса и идеи, через которую она будет раскрываться — для этого необходимо детально определить цель проведения мастер-класса и разбить ее достижение на ряд конкретных задач;
  • определить аудиторию и уровень ее осведомленности в вопросе: чем точнее будет портрет ЦА, тем проще будет заинтересовать пришедших;
  • выбрать форму мастер-класса, которая поможет передать знания и умения и получить позитивную обратную связь от участников занятия;
  • разработать проблему, которая заинтересует участников и заставит их участвовать в мастер-классе;
  • подготовить план занятия, в котором стоит прописать четкий алгоритм и вписать весь мастер-класс в отведенное время;
  • найти место для мастер-класса, подходящее под число участников и другие требования.

Мастер-класс состоит из мелких деталей, которые в конечном итоге влияют на ощущения участников и степень их удовлетворенности уроком. Если вы уверены, что все детали учтены, можно переходить ко второму этапу.

Активный этап. Здесь тоже есть моменты, которые нельзя игнорировать, потому что от них зависит успех:

  • перед проведением мастер-класса проверьте, все ли необходимое на месте, все ли техническое оснащение работает;
  • не забудьте поприветствовать учащихся и коротко рассказать им о себе и о мастер-классе;
  • говорите внятно и с разной интонацией: следите за своей речью, все должно быть понятно и четко;
  • не забывайте о жестикуляции и мимике, ведите себя расслаблено — вы специалист, которому доверяют;
  • будет отлично, если вы запомните имена всех участников — это позволит обращаться к каждому лично и создать доверительную атмосферу;
  • постарайтесь уделить внимание каждому учащемуся — они приходят учиться, мастер-класс подразумевает как раз личный контакт со всеми учениками;
  • следите за временем — все задачи, которые нужно решить в ходе мастер-класса, должны быть решены вовремя;
  • не забудьте получить от учеников обратную связь — отзывы позволят работать над качеством мастер-классов.

Подведение итогов. Ошибочно относить эту часть к окончанию мастер-класса, ведь итоги могут быть и промежуточными. Вообще есть два вида итогов: один для учеников, а другой — для самого себя. Это помогает избежать повторения ошибок и отточить свое мастерство как учителя. Не стоит переживать, если недочетов оказалось слишком много — это значит, что есть к чему стремиться и куда расти. И если вы это осознаете, самое время начать готовиться к новому мастер-классу.

Подготовка к мастер-классу

При подготовке к мастер-классу нужно понять, какой способ его проведения будет эффективным. В мастер-классе важна наглядность, информация подкрепляется практическими навыками. Демонстрация опыта помогает быстро освоить навыки, связанные с тематикой мастер-класса.

Важна личность того, кто проводит мастер-класс. У него должна быть личная концепция работы, он эксперт, который умеет располагать людей и делать так, чтобы их слушали. Он должен иметь собственные приемы, которые отличают его от других мастеров и делают занятия особенными.

Заменить мастера в проведении его персонального мастер-класса нельзя. Если такое случится, то урок получится совершенно другим, вероятно, даже с другими результатами.

К проведению мастер-класса ведущий готовится всю свою жизнь, ведь в его основе — весь личный опыт. В подготовку мастер-класса включены:

  • уместность форматов;
  • многогранность личности и воздействия;
  • уникальность приемов и методик.

Большое значение и имеют характеристики личности ведущего. В частности:

  • голос, дикция и интонация;
  • мимика, умение жестикулировать;
  • пантомимика и мнемотехника;
  • умение общаться;
  • харизма;
  • умение импровизировать;
  • умение поддержать разговор;
  • знания психологии и т.д.

Цель и задачи мастер-класса

Основная цель мастер-класса в передаче опыта участникам. Задач у мастер-класса несколько:

  1. Изложение релевантного тематике занятия опыта.
  2. Отработка приемов на практике, проверка полученной информации практическим путем.
  3. Мотивация к самопознанию в обозначенной области.
  4. Помощь в разработке персональных программ развития, связанных с темой занятия.

Формы мастер-класса и выбор тематики

Мастер-класс может быть проведен в нескольких формах. Популярные из них:

  • обучающая игра, в которой участвуют все присутствующие и учатся взаимодействовать друг с другом в ситуациях, которые предлагает ведущий в обучении;
  • производство коллажей;
  • уроки для взрослых, в ходе которых ими оттачиваются навыки эффективной работы с оппонентами или детьми (если речь идет о педагогах);
  • моделирование ситуаций, круглые столы;
  • посещение открытых мероприятий;
  • дискуссии, подкрепленные практикой и т.д.

Форматов проведения мастер-класса крайне много. Список ограничивается фантазией автора и его техническими возможностями. В рамках одного урока комбинируется несколько форматов, которые помогают полно раскрыть тематику.

К слову о тематике. Ее выбор не должен занимать много времени. Проведением мастер-класса занимается профессионал, который погружен в определенную сферу и связал с ней жизнь. Он точно знает, в чем является экспертом, в рамках какого направления готов передать свой опыт. Выбор тематики зависит исключительно от знаний и навыков автора мастер-класса. Если же никакой экспертной области для него нет, то стоит задуматься: а нужно ли вообще тратить свое время на организацию уроков? Может быть лучше заняться саморазвитием и самому посетить несколько профильных семинаров.

Кому стоит подумать над проведением мастер-класса

Как уже говорилось выше, проводить мастер-классы стоит тому, кто является экспертом в какой-либо области. При этом важно, чтобы его экспертность отмечал и он сам, и специалисты, работающие в той же сфере. Хорошо, если его навыки подкреплены какими-то документами и сертификатами, есть награды, а его имя известно всем.

Списка областей, в которых лучше всего проводить мастер-классы, нет. Это могут быть как известные бизнес-тренеры, так и учителя — главное, чтобы им действительно было о чем рассказать и чем поделиться.

Передаваемый навык должен быть важен для участников мастер-класса. Он должен решать их проблему, помогать в развитии и жизни в целом. Только тогда занятие будет успешным и посещаемым, о нем будут рассказывать друзьям и знакомым с похожей проблемой или желанием прокачаться в этой сфере.

Выше мы уже говорили, что для ведущего важны не только навыки, но и харизма — без нее удержать внимание публики и понравиться ей не удастся. Это можно тоже развить, иногда она приходит с опытом. Главное поставить себе цель и понять, зачем вам нужно проведение мастер-класса, к чему лично вы хотите прийти с его помощью.

Оценка эффективности мастер-класса

Оценивать эффективность мастер-класса можно разными способами. Например, по окончании занятия можно дать участникам опросный лист, в котором указать ключевые вопросы по результативности мастер-класса. Ответы можно давать не развернутые или, например, с помощью цифр. В последнем случае стоит создать шкалу от 0 до 5, в которой 0 — означает совсем нет, а 5 — полностью согласен. Это простой и быстрый способ понять, зашел мастер-класс участникам или нет. В конце можно оставить открытый вопрос, в котором предложить каждому рассказать, что понравилось, а чего им не хватило.

Такой же опросный лист можно заполнить и самому. Так вы сможете понять, насколько ваши личные ощущения сошлись с мнением участников мастер-класса.

Опросный лист важно составить таким образом, чтобы он помогал выявлять пробелы и в дальнейшем их устранять. Уже спустя несколько занятий вы перестанете делать большую часть ошибок и повысите качество своих мастер-классов.

Заключение

Мастер-класс — один из эффективных способов передать свое мастерство тем, кто хочет быстро им овладеть. Его специфика заключается в тесном контакте ведущего и участников, в возможности лично пообщаться с каждым, кто пришел на обучение. Здесь вся теоретическая информация подкрепляется практическими навыками, поэтому она лучше запоминается и усваивается.

С точки зрения организации мастер-класса работы чуть больше, чем при проведении семинаров и тренингов. Необходимо подготовить материалы и техническое оснащение, подобрать площадку и продумать все мелочи.

Во время мастер-класса важно наблюдать за аудиторией, слушать, что она говорит. Часто в процессе люди озвучивают проблемы, которые им хотелось бы решить, но которые к теме мастер-класса относятся лишь косвенно.

Например, мастер-класс посвящен контенту в соцсетях, а людям интересно узнать, как продвигать ролики на ютубе. Вы можете взять на вооружение эту информацию и сделать ее основой следующего мастер-класса. Чем точнее будут ваши наблюдения, тем больший отклик вы получите от аудитории и тем сильнее будет ваша экспертность.

Внимание к участникам мастер-класса — это ключ к успеху. Все, кто работает с людьми, должны им помогать. Тогда отдача будет быстрой и позитивной, гарантируем: вас полюбит любая публика.

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.

Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают урок, мероприятие, презентацию достижений педагога, но это не совсем так.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия “мастер-класс”. В данных рекомендациях мы будем опираться на следующие определения, так как считаем, что в них обозначены ключевые свойства мастер-класса.

В первую очередь, мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер– класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера ( под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс)

Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работ – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс с определенными требованиями к его организации и проведению.

Требования к организации и проведению мастер-класса

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.

Мастер– класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

Основными элементами технологии проведения мастер – класса, методическими приемами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

Индукция. Системообразующим элементом мастер – класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое – вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним, определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию, присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.

Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию этой потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития.

Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направит действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

В технологии проведения мастер-класса обычно используется определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.

Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса.

Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и т.д.) Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем, участники свободны в выборе метода, пути поиска, темпа работы. Каждому предоставлена независимость, в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.

Афиширование – это представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов и др.)

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова “озарение”, “инсайт”, “понимание”. Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв – это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученого, исследователя, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

  • программу (сложный, долговременный путь);
  • отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности педагог;
  • методы работы;
  • 4.инновационные моменты деятельности;

Лекция.
Практическое занятие.
Интегрированное занятие (лекционно-практическое).

Цель 1 (теоретического) этапа: осветить авторскую программу.

Цель 2 (практического ) этапа: показать формы и методы осуществления программы ( показать работу, а не результат работы)

Распределение времени на этапах:

При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться вышеописанного алгоритма, но и правильно определить собственную позицию Мастера.

Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы.

Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Мастер работает вместе со всеми, он равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определенный стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения., мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.

Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несет идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Это личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передается путем примера, подражания через:

– речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
– мимику и жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице; пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);
– умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
– искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
– педагогическую импровизацию: умение работать по плану “в голове”, привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
– психологическую зоркость, умение вычислять “гениев” и поддерживать “отстающих”;
– коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
– чувство времени.

  1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
  2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
  3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
  4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
  5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)
  6. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
  7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
  8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая хоризма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
  9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников образовательной системы.

Читайте также: