План проведения экскурсии в начальной школе по окружающему миру

Обновлено: 03.07.2024

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся ориентироваться в понятиях и терминах: окружающий мир, объекты природы, живая природа, неживая природа, находить отличия среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приводить соответствующие примеры, рассказывать о мире с опорой на собственные представления, соблюдать правила поведения в школе, на уроке.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД) :

Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.

Личностные: самоопределение – принимают и осваивают социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

Оборудование: нарисованные знаки – условные обозначения, рисунки с изображением объектов для самопроверки (рабочая тетрадь, с. 4, первое задание).

Ход урока

I. Знакомство с учебником.

– Откройте учебники. Попробуйте разгадать, что означают знаки, которые даны автором как условные обозначения. Как называется пятый знак? (Это восклицательный знак.)

– Как вы думаете, когда подобный знак используется? (Предположения детей.)

Прежде чем определить, что означает следующий знак, отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

– Что же может означать символ раскрытой книги? (Предположения учащихся.) Такой знак говорит, что этот материал предназначен для тех, кто уже умеет читать.

– Назовите второй знак. (Лупа.) Что это за приспособление? Для чего его используют? (Лупа – это увеличительное стекло, которое помогает увеличить всё мелкое, даёт возможность лучше его разглядеть.)

– Верно. В данном случае этот знак советует нам провести наблюдения, опыты. И последний знак. Он означает, что здесь есть подсказка, которую вам предлагает автор учебника.

II. Объяснение нового материала.

– Вы сегодня утром шли в школу. Светило яркое солнце. Дул лёгкий ветерок…

Мы с вами все живём в волшебном мире.

И этот мир не только у нас в квартире.

Он в сказочном дворце, в звезде,

В снежинке, в лучике, в дожде…

Работа с материалом учебника.

– Рассмотрите иллюстрации на странице 4 учебника. Перечислите всё, что вы здесь видите. Какие группы получились? (Неживая природа, живая природа, предметы, сделанные человеком.)

– Что мы относим к неживой природе? (Солнце, луну, облако, тучу, дождь, снег.)

– Что мы относим к живой природе?

Учащиеся перечисляют объекты живой природы, изображенные в учебнике.

– Все ли представители живой природы здесь изображены? Какие большие группы входят в состав живой природы? (Растения; животные и человек.)

– Перечислите предметы следующей группы. Как вы думаете, почему они выделены в особую группу? (Эти предметы не относятся к природе, так как все они сделаны руками человека.)

– На схеме представлена ещё одна группа. Что вы можете о ней сказать?

Учащиеся отмечают, что здесь изображена семья.

– Мы уже говорили о том, что человек является частью живой природы. Для чего же авторы поместили эту группу отдельно?

Ребята высказывают предположения, в ходе которых приходят к выводу, что семья – это близкие люди, которые нас окружают, это наш окружающий мир.

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем заряду,

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

А потом присесть и встать.

III. Закрепление пройденного.

1. Работа с материалом учебника.

– Выполните задание в учебнике (с. 5).

Учащиеся перечисляют каждый объект на рисунке.

– Какие две группы предметов вы видите? Докажите своё мнение.

Ребята объясняют, что здесь можно выделить группу объектов, которые относятся к природе, и те, которые не являются природой, потому что сделаны руками человека.

2. Работа в тетради.

– Рассмотрите внимательно эти объекты и раскрасьте только те, которые относятся к живой природе. Кто может выполнить это задание самостоятельно? Кому необходима помощь?

Учащиеся выполняют задание.

– Проверьте себя. На доске представлен образец правильного выполнения задания.

Самопроверка выполнения задания по образцу.

– Попробуйте определить, что нужно сделать в следующем задании. Почему рисунок с солнышком прикреплён к синему вагончику, а с цветком – к зелёному? (Солнышко – это неживая природа, а цветок – живая природа.) Выполните задание.

Проверку можно осуществить либо фронтально, либо предложить поменяться тетрадями и проверить друг у друга.

– Поработайте в паре. Посоветуйтесь и выполните следующее задание в тетради.

Учащиеся выполняют задание.

– Что у вас получилось?

IV. Итог урока.

– О чём мы говорили сегодня на уроке? Какой вывод вы можете сделать?

Литературно-кулинарная викторина для учащихся начальных классов с ответами

Литературно-кулинарная викторина для учащихся начальных классов с ответами В данной литературной викторине следует назвать героя или произведение, из которого указан отрывок. 1. Что принесли герои русской народной.

Оборудование: лопатки, лупа для рассматривания снежинок, карточки – названия привалов.

1. Организационный момент

Учитель: Добрый день мои юные друзья! Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы отправляемся в путешествие к очень красивому времени года, а какое это время года вы скажите сами. Отгадайте загадку:

Все кругом белым-бело
Все в тонком нежном кружеве
А лес укрыт пушистым инеем
Уснул до первых вешних дней.

– Догадались?. Правильно: сейчас повсюду творит чудеса снежная Зима. Подумайте и ответьте, как нужно вести себя в зимнем парке?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Молодцы, дети! А сейчас – в путь!

2. Первый привал “Неживая природа зимой” (в парке)

Учитель: Как вы думаете, дети, когда наступает зима? По каким признакам мы узнаем приход зимы?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Подведем итог: и так, зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы – 22 декабря. В природе зима наступает каждый год в разные сроки. Начинается она, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом.

Учитель продолжает: Посмотрите вокруг и скажите, что лежит вокруг: на земле, деревьях, кустарниках?

Дети: Все кругом укутал пушистый снег. Красиво кругом – все деревья, как будто обсыпаны серебром.

Учитель: Что такое снег? Из чего состоит?

Дети: Снег состоит из снежинок.

Учитель: Правильно, снег – это множество легких снежинок. Я знаю, что вы выучили стихотворение К. Бальмонта “Светло-пушистая снежинка белая…”. Прочитайте, пожалуйста. (Чтение наизусть 2 учащимися)

К. Бальмонт
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогою бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев танцующих
Сохранно-белая.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит, пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Учитель: Спасибо.

Ученица:
Рассказ. Раньше думали, что снег – это замершие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из ледяных паров льдинки-кристаллики крохотных размеров. Кристаллики растут и становятся звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Учитель: Дети, вы, наверное, замечали, что снег, выпавший на землю, вначале пушистый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу. Можно рассмотреть снежинки под лупой (по возможности).

Учитель продолжает: Что можно сказать о снежном покрове сегодня?

Дети: рассматривают снег, разгребают его. Отвечают на вопросы.

Учитель: Да, дети, снег сегодня плотный. Рассмотреть снежинки трудно, они сломали все свои лучики. А как вы считаете: Где снега больше? На открытой местности или под деревьями? Почему? Какую роль выполняет снег для растений?

Дети: Снег – укрывает корни деревьев, защищает их от морозов.

Учитель: Верно, снег – это теплое пушистое одеяло для растений.

3. Второй привал “Секреты живого мира”

Учитель: А теперь мы с вами будем наблюдать за живой природой. Дети, снег, оказывается, защищает не только растения, но и согревает животных. Лось, например, в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности всегда остается голова и спина с густой шерстью. А как встречают зиму другие животные?

Дети: Мыши – полевки роют себе норки под снегом и ходы. Лиса и ласка хорошо слышат мышку под снегом.

Учитель: Ребята, а насекомые как проводят зиму?

Дети: Ответы детей

Учитель: Зимние комарики, снежные паучки, леднички “прогуливаются” по снегу, если температура воздуха не ниже – 10 о . учитель предлагает рассказать детям о белке, как она зимует. Отметить, что белка рыжий цвет шкурки зимой меняет на серый.

Учитель продолжает: А теперь, дети, давайте посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите?

Дети: Следы.

Учитель: Да, как будто на листе бумаги – на снегу оставили свои следы птицы. А я вам, дети, покажу следы некоторых животных, Вот белка. Почерк ее разобрать просто. Она короткими передними лапками обопрется – длинные задние лапки далеко – вперед вынесет и широко расставит. Лисий следок похож на след маленькой собаки. (Можно показать следы зайца, рыси, косули заранее приготовленные)

Вывод: Зная следы животных без особого труда можно узнать, кто побывал на зимней поляне.

4. Третий привал “Зимующие птицы”

Учитель: Особый разговор у нас пойдет о зимующих птицах. Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой?

Дети: Голод страшен птицам зимой.

Учитель: Да, нет ничего страшнее голода для птиц. Ведь сытой птице и холод, и мороз не страшен. И птиц греют не перья – их бывает несколько слоев.

Учитель продолжает: Каких зимующих птиц нашего края вы знаете?

Дети: Ответы детей. (Синицы, вороны, сороки, воробьи, дятлы).

Пестрый дятел крикнет громко
Разогнав лесную тишь.

– А какие птицы прилетают с севера?

Дети: Снегири.

Учитель: Любители полакомиться рябиной – снегири, а еще свиристели. (Показывает детям заранее приготовленные фото)

Учитель: Предлагает детям послушать рассказ о свиристелях.

Ученик. Рассказ. Свиристели прилетают к нам с севера и остаются зимовать. Очень нарядная птица. Крылья у них черные с яркими желтыми полосками. Поют негромко, как будто посвистывают. В народе про них говорят “Ишь как свисти!”. Поэтому, и называются свиристели.

Учитель: А еще есть птицы, которые зимой в снегу делают себе убежище и прячутся туда.

Ученик. Рассказ. Рябчики, глухари роют в снегу небольшую пещерку. Тетерев ныряет в снег прямо с ближайшего дерева. Ход делают на глубине 20–30 см. Угнездившись, птица закроет ход рыхлым снегом. Оттого, насколько тщательно она это сделает, зависит температура в убежище. Вот так зимуют птицы!

Учитель: Дети, и о птичьем почерке нам надо поговорить,. Вот след сороки – от трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого – прямая черточка. А здесь и ворона прошлась.

Учитель продолжает: Дети, птицы нуждаются в нашей помощи и ждут ее. Как мы можем помочь птицам?

Дети: Развесим кормушки.

Учитель: давайте повесим кормушки, которые принесли сегодня с собой в парк и насыплем корм. (Дети развешивают кормушки).

Учитель: Сейчас мы с вами сделаем доброе дело. Вы, по возможности, не забывайте брать с собой корм, и подкармливать птичек. А они обязательно скажут вам свое “Птичье Спасибо!”.

5. Четвертый привал “Игровой”

Учитель: Делит класс на две команды и предлагает детям игру “Зимний брейн-ринг”. Каждому участнику предлагается бросить снежок (“Снежки” изготовлены из ваты) и назвать:

  1. Зимние природные явления.
  2. Зимующие птицы.
  3. Зимующих зверей.

Побеждает та команда, игрок которой был последним.

6. Итог урока-экскурсии

Учитель: Какое у вас настроение, дети? Понравилась ли вам экскурсия? Чем?

Цели: Познакомить обучающихся с растениями “Красной книги Алтайского края”, раскрыть основные причины сокращения численности видов; воспитывать бережное отношение к растительному миру; способствовать развитию памяти, наблюдательности.

-расширить знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу Алтайского края,

-развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, умение обобщать.

Ход мероприятия

Экскурсовод: (у входа в центр)- Здравствуйте ребята!

Участники: - Здравствуйте!

Экскурсовод: - В наш эколого-туристический центр приходят люди неравнодушные к природе. И я рада вас приветствовать, так как вы являетесь такими людьми! Это верно?

Участники: - Даа!

Первая остановка

Ребята, нам запрещено идти дальше! А как известно из любой ситуации всегда находится выход. Давайте откроем конверт и узнаем, почему же в начале нашего пути нам встретилось препятствие. Итак, на первой остановке у нас в конверте рисунок светофора с желтым цветом. Ребята, а что означает этот цвет?

Участники: - Будь готов к пути!

Участники: - 1) соблюдать дисциплину 2) самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы 3) Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы 4) бережно относиться к природе.

Экскурсовод:

Возьмёмся за руки друзья,

И по тропе лесной,

Отправимся туда, где лес манит своей листвой.

Принимай-ка лес гостей

Доброй песней нас согрей.

Вторая остановка

Участники: - Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения.

Экскурсовод: - Что ж ребята, давайте выполним просьбу наших друзей и познакомимся с ними!

Второе растение это – Ирис (Касатик) Лоча ( Iris loczyi) (Приложение III ). И третье - Кальдезия белозоролистная (Caldesia parnassifolia) (Приложение III ).

Экскурсовод: - Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную речь. Всё это называется ПРИРОДА. Давайте же всегда её беречь!

Физ. минутка (Приложение IV ).

Третья остановка

Экскурсовод: - Будьте внимательны на третьей остановке. Здесь тоже живут наши друзья, только относятся они к уязвимой категории. Уязвимые - это виды, изначально малочисленные в природных условиях , численность их может сократиться за короткий промежуток времени в результате хозяйственной деятельности человека.

Итак, что же нам оставили в конверте? А это рисунок светофора с желтым цветом! Мы уже встречались с ним. А как называется наша третья остановка, подскажет табличка с флажком. И ваш ответ?

Экскурсовод: - Итак, ребята, будем выполнять еще одну просьбу! Вам предстоит найти конверты с рассказами. Не забудьте про подсказку (8 неподписанных конвертов, разных цветов, находятся в радиусе 3-х метров от данной остановки. Участники должны найти 2 конверта желтого цвета. Зачитывает содержимое конверта, тот, кто его найдет ) ( Приложение IV , Приложение V . Растения уязвимой категории).

Четвертая остановка

Экскурсовод: - Итак, ребята, будем выполнять еще одну просьбу! ( экскурсовод знакомит участников с растениями: Лук алтайский (Allium altaicum) и Кандык сибирский ( Erythronium sibiricum). Участники зарисовывают представленное растение и подписывают его ) (Приложение VI , Растения уязвимой категории ).

Экскурсовод: - В результате активного нерегламентированного сбора и заготовки растения населением, эти растения внесли в категорию редких.

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Мята, пижма, зверобой.

Мы их рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

Пятая остановка

Два цвета у меня

Еще лечу болезни я

Ну, кто же я, друзья? (Родиола розовая)

Экскурсовод: - Молодцы!

Родиола розовая, золотой корень ( Rhodiola rosea L., Sedum rosea) (экскурсовод дает описание данному виду, Приложение VII . Ресурсные растения )

Из семейства лютиковых

С темно-бурым корневищем

И цветочком желтеньким

Ранней я весной цвету

Сердца хвори я лечу! (Адонис весенний)

Экскурсовод: - Молодцы! Адонис весенний, горицвет весенний (Adonis Vernalis) (Приложение VII . Ресурсные растения ).

Список использованной литературы.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. По страницам Красной книги Алтайского края. – Барнаул, 2009

Ильина Т.А.Лекарственные растения России. Иллюстрированная энциклопедия М: – Эксмо, 2006

Приложение I

Приложение II

(читает капитан команды). Здравствуйте юные экологи! Мы, растения, рады приветствовать вас на своей полянке! И не зря она обозначена красным цветом. Мы призываем людей обратить на нас внимание! Отбирая у природы самое красивое, самое яркое и душистое, вы в результате грабите себя. Добрые люди, заботящиеся о природе, придумали специальную книгу, в которую включили нас. Это произошло в то время, когда многие наши виды подверглись исчезновению. В нашем Алтайском крае тоже такая существует, и теперь мы находимся под охраной государства! А цвет этой книги - красный- он предупреждает нас: "Стой! Остановись! Ещё один неосторожный шаг и может быть поздно!"

Мы уверены, что после нашего знакомства вы будете внимательнее к нам относиться!

Мытник прерывистый ( Pedicularis interrupta Steph ) . Семейство Норичниковые. Многолетнее растение с мощным разветвленным корневищем. Цветет с мая по июнь. Плодоносит в июле. Степные луга, каменистые склоны холмов.

Мытник прерывистый ( Pedicularis interrupta Steph)

Приложение III

Ирис (Касатик) Лоча ( Iris loczyi)

Кальдезия белозоролистная (Caldesia parnassifolia). Семейство Частуховые. Цветет в первой декаде сентября. Многолетнее корневищное растение, образующее зимующие почки, исчезает под воздействием хозяйственной деятельности человека, особенно в результате осушения болот и загрязнения водоемов.

Кальдезия белозоролистная (Caldesia parnassifolia)

Приложение IV

Физ. минутка:

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес

Посмотрите вправо, посмотрите влево!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Так ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья сложим назад.

Наклонились и присели

Растения уязвимой категории

Лук ледебура ( Allium ledeborianum). Семейство Луковые . Имеет высокие питательные свойства. Цветет летом и в начале осени. В листьях содержатся витамин С, сахара, калий, кальций, магний, железо и др. Так как сборы его населением ежегодно увеличивались, попал в список уязвимых видов.

Лук ледебура ( Allium ledeborianum)

Приложение V

Растения уязвимой категории

Тысячелистник ледебура ( Achillea ledebourii heimerl)

Рябчик шахматный ( Fritillária meleágris ). Семейство Лилейные. Луковичное многолетнее растение, сезон цветения с апреля по май, но волшебство цветения каждого цветка длится недолго - обычно они сохраняют свежесть не более пяти дней. Расцветает, как правило, один цветок (редко 2—3) Оригинален своим “шахматным” цветком

Рябчик шахматный ( Fritillária meleágris )

Приложение VI

Растения уязвимой категории

Лук алтайский (Allium altaicum). Семейство Луковые. Травянистое многолетнее растение. Растет преимущественно на сухих каменистых местообитаниях. В пищу употребляются листья и луковицы. Является лекарственным и обладает антимикробным, тонизирующим действием. Люди активно собирают лук алтайский в горах, поэтому его запасы и ареал быстро сокращаются.

Лук алтайский (Allium altaicum)

Кандык сибирский ( Erythronium sibiricum). Семейство Лилейные. Многолетнее растение обитает в хвойных, смешанных и березово-осиновых лесах, цветет в марте - апреле и начале мая. Ранний медонос . Луковицы съедобны. В них содержатся глюкоза, крахмал, белок. Издавна в народной медицине их применяли от колик, эпилепсии. Луковицы выкапывали, нарезали, сушили и растирали в муку. Кандык размножается, в основном, семенами, этой возможности лишают его потребители природных красот, срывающие соцветие. А упавшие в почву семена начинают цвести только через 5-6 лет после всходов. Поэтому быстрого возобновления не получается.

Если же Вы хотите природу не губить, а беречь, то это растение можно вырастить и в собственном саду.

Кандык сибирский ( Erythronium sibiricum)

Приложение VII

Ресурсные растения

Родиола розовая, золотой корень ( Rhodiola rosea L., Sedum rosea) – многолетнее растение. Семейство Толстянковых. Целебное и декоративное растение. Цветет через 2-3 недели после таяния снега. Плодоносит в августе-сентябре. Растет родиола розовая по берегам и долинам рек. В медицине используют корни. Используют как общеукрепляющее и противовоспалительное средство, применяют при мигрени, сахарном диабете и др.

Родиола розовая, золотой корень ( Rhodiola rosea L., Sedum rosea)

Адонис весенний, горицвет весенний (Adonis Vernalis) . Семейство Лютиковых. Первоцвет. Горицвет весенний относится к холодостойким растениям, выносит сильные падения температуры, особенно его цветы. Сырье и препараты, получаемые из него, применяют при хронической сердечной слабости, при нарушениях сердечной деятельности при болезнях почек и нерво-психических болезнях.

Данная экскурсия разработана для детей младшего школьного возраста. Занятие разработано с ученом возрастных особенностей детей.

Содержимое публикации

Актуальность темы: учеными давно доказано что именно в школьном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей которые лежат в любвик Родине не возникает само по себе оно формируется постепенно с самого раннего детства. понимание родины у школьников связано с ощещением родного края земли на которой он родился и рос. Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило нас к проведению.
Данная экскурсия разработана для детей младшего школьного возраста. Занятие разработано с ученом возрастных особенностей детей.
Цель: уточнение и закрепление правил сбора природного материала
Оборудование: рисунок с изображением листьев, коробочки для сбора природного материала
Универсальные Учебные действия.
Личностные: Развивать наблюдательность, образное восприятие, фантазию;
Регулятивные: Формировать навыки самостоятельной работы
Коммуникатьивные: Развивать связную речь, логическое мышление, восприятие, концентрацию и переключение внимания, расширять кругозор;.
Позновательные: Закрепить знания об явлениях природы;

Результаты:
• развитие интереса к окружающему миру;
• формирования умения – сравнивать и анализировать;

Ход занятия
Орг. момент:
Педагог.
Добрый день ребята! Я рада, что мы снова встретились.
А какие слова приветствия вы еще знаете?
(ответы детей: здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, привет….)
Молодцы! Ваши папы имамы могут гордиться такими воспитанными детьми.
Сегодня мы совершим экскурсию Вспомним, что вы знаете о временах года, природных явлениях. Упражнение на развитие концентрации внимания.
Размотайте клубочек, прочитайте тему нашей экскурсии.
Загадки.
1. Жёлтый Егорка упал на озёрко.
Сам не потонул и воды не всколыхнул. (Лист.)

2. Стоит в поле теремок,
Очень-очень он высок.
Ветер дунет, дом наклонится
И земле родной поклонится. (Хлебный колос.)

3. Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно … (Шишек.)

4. Дышит, растёт,
А ходить не может. (Растение.)

- Где всё это можно найти?

Повторение правил поведения во время экскурсии.
* по улице надо идти парами, не толкаться и не отставать от других;
* переходить улицу по указанию воспитателя;
* во время наблюдения становиться так, чтобы всем было видно;
* слушать внимательно;
* беречь и охранять природу;
* выбираем контролёра. Он будет следить за охраной природы.

Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке.
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке.
Мы попрыгаем, как зайки.

2. Практическая часть: Учитель предлагает детям собрать красивую коллекцию из опавших листьев.
- С какого дерева опали листья?
- Какого цвета ваш букет?
- Почему с приходом осени происходит изменение окраски листьев?
- Что такое листопад? Почему он происходит?
- Что предварительно нужно сделать с листьями, для дальнейшего использования при изготовлении поделок?
- Как правильно нужно заготовлять листья, траву?

Итог занятия.
- Что мы сегодня наблюдали?
- Какие изменения произошли с приходом осени?
- Как влияют сезонные изменения на растительный мир?
- Какие правила вы знаете и соблюдаете при сборе природного материала?

Читайте также: