План повышения эффективности деятельности доу по результатам рейтингования

Обновлено: 02.07.2024

работы дошкольных учреждений с низким рейтингом показал, что причины для этого могут быть разные, но главное – неукомплектованность педагогическими кадрами, слабая материально-техническая база, длительное отсутствие старшего воспитателя. Еще одна причина – то, что в педагогическом процессе мало используются современные программы и технологии.

Почему появляется низкий рейтинг?

Ольга МЕЛЬНИКОВА, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования:

– Среди наиболее часто называемых причин низкого рейтинга ДОУ, по мнению родителей, мы выделили несколько. Это отсутствие услуг дополнительного образования или несовпадение социального заказа родителей или предлагаемых ДОУ (3 детских сада), необходимой материально-технической базы (10 детских садов), гибкого режима (один детский сад), неблагоустроенная территория или неудачное расположение ДОУ (5 детских садов), низкий профессиональный уровень педагогов (один детский сад), неукомплектованность кадрами (5 детских садов), смешанные группы в ДОУ (один детский сад).

Нам особо был интересен взгляд методической службы города на причины низкого рейтинга ДОУ. По мнению окружных методических центров, причины такие:

– постоянная смена кадрового состава (9 детских садов);

– начинающий, неопытный руководитель (2 детских сада);

– недостаточное использование новых форм и методов работы с детьми и родителями (2 детских сада);

– консерватизм в управлении ДОУ (один детский сад);

– низкий профессиональный уровень педагогических кадров и нежелание его повышать (8 детских садов);

– слабая материально-техническая база (один детский сад);

– недостаточное методическое обеспечение инновационного процесса в ДОУ (один детский сад);

– вакансии воспитателей, старшего воспитателя либо длительное его отсутствие (5 детских садов);

– дошкольное учреждение не принимает активного участия в мероприятиях округа или города (2 детских сада).

Рассматривая все эти причины, мы условно разделили их на две составляющие: управленческого и методического характера, но каким бы ни было это деление, мы должны отчетливо понимать, что устранение этих причин, решение этой проблемы возможно совместными усилиями окружных управлений образования и методической службы.

Первым шагом, по нашему мнению, должен стать основательно проведенный мониторинг качества воспитательно-образовательной работы каждого дошкольного образовательного учреждения с низким рейтингом для выявления его основных болевых точек. Мы полностью разделяем мнение ученых, что важнейшая задача мониторинга – педагогическая диагностика, которая способствует изучению и регулированию педагогического процесса, возможности верно его оценить. Основными объектами психолого-педагогического мониторинга в ДОУ должны быть: программа, по которой работает учреждение, индивидуальное психическое и личностное развитие детей, влияние методов воспитания на динамику развития детей, диагностика их психоэмоционального состояния и профессионально-личностного развития педагогов, прослеживание влияния технологий на повышение общего качества работы дошкольного учреждения и уровень взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

По нашему мнению, осуществление всех этих направлений работы с ДОУ позволит оказать им действенную помощь в повышении качества работы и в скором времени вопрос о наличии в столичном образовании таких детских садов будет снят с повестки дня.

Город должен знать о лучших заведующих и премировать их

Людмила КИСЕЛЕВА, заведующая детским садом №915, член городского Совета заведующих ДОУ:

– Проблемы непопулярных детских садов или садов с низким рейтингом присущи многим районам. Причины непопулярности садов, по мнению городского Совета заведующих, таковы: слабая материально-техническая база садов, неудовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ, территориальная расположенность детского сада. Что же можно сделать, чтобы поднять рейтинг таких садов?

При переходе на нормативное финансирование большие детские сады имеют достаточно средств, чтобы самостоятельно улучшить свою материально-техническую базу, оснастить педагогический процесс современным дидактическим материалом, пособиями, развивающими играми. Следует только проконтролировать, чтобы финансовые средства тратились не на покупку очередного ковра или плазменного телевизора, а на обогащение предметно-развивающей среды, закупку современных пособий. Например, при приемке детских садов к новому учебному году ОМЦ должен провести анализ состояния оснащенности педагогического процесса проблемного учреждения и дать рекомендации по устранению проблем.

Малокомплектным детским садам (компенсирующего вида и массовым) без помощи Департамента образования и окружных управлений образования не обойтись. В настоящее время повышающие коэффициенты для малокомплектных детских садов не работают, затраты на питание воспитанников, включенные в бюджетное финансирование, не покрывают всех расходов, и часть средств на питание берется из родительской платы, что существенно сокращает и без того малые поступления. Следовательно, разумно было бы поставить вопрос о выведении норматива на питание из бюджета детского сада и прописать его отдельной строкой. Окружным управлениям образования следует продумать вопрос о дополнительном целевом финансировании таких детских садов за счет дополнительно поступающих средств, сложившейся экономии, договоренности с другими детскими садами, имеющими достаточно средств.

Для выяснения конкретной причины непопулярности того или иного детского сада среди родителей следует привлечь ОМЦ для посещения этого учреждения, изучения состояния воспитательно-образовательного процесса и проведения диагностики, регулирования и коррекции его работы. В результате должен быть выработан план действий, направленных на изменение ситуации. Например, при недостаточном образовательном уровне педагогических работников предложить повышение уровня подготовки воспитателей через курсы повышения квалификации, обучение в московских городских педагогических университетах, посещение проблемных семинаров-практикумов, других детских садов. ОМЦ может выявить сильные и слабые стороны педагогического коллектива детского сада и, опираясь на это, определить дальнейший путь его развития. Если позволяют условия и если есть легко обучаемый персонал, возможна организация в этих детских садах таких новых форм дошкольного образования, как консультативные пункты, группы кратковременного пребывания, службы ранней помощи, центры игровой поддержки и так далее.

Неудовлетворенность родителей качеством воспитательно-образовательных услуг возможна также в случае, когда родители слабо информированы о характере и содержании занятий, которые проводятся с их ребенком, и реально отчуждены от образовательного процесса, реализуемого в детском саду. Во избежание этого следует широко использовать такие формы работы, как дни открытых дверей, проводимые в каждом округе, открытые занятия по всем разделам программы с обязательным привлечением родителей, совместные праздники, соревнования, экскурсии, презентации и так далее. Здесь велика роль ОМЦ, который организует и проводит окружные соревнования, смотры, конкурсы и активно привлекает к работе проблемные детские сады.

В каждом округе есть своя разработанная система рейтинговой оценки работы ДОУ, которая лишний раз доказывает, что конкуренция – это здоровый стимул для того, чтобы стать лучшим. По результатам рейтинговой оценки поощряются детские сады, занимающие лидирующие позиции, и наглядно видно, как уменьшается количество садов с низкой рейтинговой оценкой.

Неудобно расположенный массовый детский сад – вдали от станции метро, от основных транспортных потоков, также малопривлекателен для родителей. Поэтому при строительстве новых детских садов или реконструкции старых надо учитывать мнение окружного управления образования о целесообразности размещения детского сада в этом районе.

Для решения проблем с уже работающими детскими садами необходима помощь окружного управления образования и ОМЦ. Если набор помещений и образовательный уровень педагогов позволяет, то в таком детском саду возможно открытие центров игровой поддержки, групп кратковременного пребывания, лекотек, а также групп компенсирующего вида. В работе с малокомплектным детским садом, где мало свободных помещений и невозможно организовать новые формы работ с детьми, следует поднять вопрос о его перепрофилировании, об изменении его статуса на наиболее привлекательный для родителей. Тогда спрос на эти детские сады значительно возрастет.

Изучить рейтинг востребованности детских садов можно и по результатам работы комиссий по комплектованию на основе анализа записи родителей в тот или иной детский сад. Неплохо было бы регулярно публиковать эти рейтинги на сайтах окружных управлений образования, в местных СМИ и на их основе определять надбавки или премировать заведующих лучших детских садов.

Все дело в высокой планке требований

Вера БОГОРОДСКАЯ, руководитель структурного подразделения по дошкольному воспитанию Южного окружного управления образования:

– Наш округ самый большой в Москве: тут работают 298 ДОУ, в которых воспитываются свыше 44 тысяч детей (29 центров развития ребенка – детских садов, 41 детский сад с приоритетным направлением в развитии, 144 детских сада, 84 комбинированных и компенсирующих детских сада). Скажу сразу, что, с одной стороны, деление дошкольных учреждений по рейтингу весьма условно. С другой стороны, у нас в округе принята довольно высокая планка требований, предъявляемых к показателям качества дошкольного образования. Мы ведем работу по повышению качества дошкольного образования системно, не только с садами, имеющими низкий рейтинг, но и вообще со всеми детскими садами.

Окружной методический центр работает в тесном контакте с окружным управлением образования, согласовывая управленческие и методические мероприятия в плане работы. Мы анализируем работу за учебный год, отмечаем успехи и проблемы по различным вопросам организации работы в ДОУ, которые направлены прежде всего на повышение качества дошкольного воспитания. На ежемесячных совещаниях заведующих мы рассматриваем методические вопросы, касающиеся воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, один раз в 2-3 месяца проводим совещания для заведующих ДОУ с учетом видового разнообразия учреждений, руководимых ими: центры развития ребенка – детские сады, коррекционные детские сады, детские сады, в которых открыты новые формы работы с родителями и детьми, не посещающими ДОУ (лекотеки, центры игровой поддержки ребенка, консультативные пункты, группы кратковременного пребывания). Для начинающих заведующих в течение года мы проводим учебу на базе лучших учреждений округа, с ними работают специалисты окружного управления образования, юристы, кадровики и методисты.

Традицией стало и использование конкурсного движения для повышения качества образования. Победители окружного и городского этапов конкурсов проводят презентации проектов, презентуют опыт для своих коллег и учреждения. Это дает возможность заведующим, возглавляющим дошкольные учреждения одного вида, увидеть и познакомиться с лучшим опытом работы. На базе дошкольных учреждений мы проводим также мастер-классы, консультации, семинары, методические объединения. Большое внимание уделяем повышению квалификации педагогов ДОУ, ежегодно повышают квалификацию более 950 педагогов дошкольных учреждений округа.

Низкий рейтинг дошкольного учреждения может меняться с изменением условий. Например, в детский сад №2004, который находится в жилом доме, с площадкой для прогулок через дорогу, родители никак не хотели отдавать своих детей, тем более что рядом построили новый детский сад с бассейном, красивыми прогулочными верандами, с кабинетами для дополнительного образования. Управление образования приняло решение сделать встроенный детский сад структурным подразделением новостройки, у детей появилась возможность пользоваться бассейном, заниматься с педагогами дополнительного образования, а у родителей резко возрос спрос на этот детский сад. То же самое было и с детскими садами №№738 и 1510.

Интересный результат мы получили после проведения Дня открытых дверей. Многие родители, которые отказывались идти в детские сады рядом с домом, считая, что условия и работа в них ведется на низком уровне, после посещения дошкольного учреждения, знакомства с педагогическим коллективом, программами, условиями для игр и занятий детей приходили менять путевки.

Анализ работы дошкольных учреждений с низким рейтингом показал, что причины для этого могут быть разные, но главное – неукомплектованность педагогическими кадрами, слабая материально-техническая база, длительное отсутствие старшего воспитателя. Еще одна причина – то, что в педагогическом процессе мало используются современные программы и технологии.

Методическая служба видит свою задачу в организации помощи этим учреждениям. Прежде всего это проведение анализа работы этих ДОУ по всем направлениям. Необходимо помочь им в подборе программ и технологий, в соответствии с кадровым составом наметить основные направления деятельности, составить программу развития на ближайшие три года, прикрепить к близлежащему дошкольному учреждению, работающему в инновационном режиме, помочь в повышении квалификации педагогических кадров, постоянно отслеживать посещение педагогами этих ДОУ консультаций, методических объединений, мастер-классов и других окружных и городских мероприятий, посвященных различным проблемам дошкольного воспитания. Окружные методисты должны посещать мероприятия в ДОУ, а ДОУ должны уделять особое внимание работе с родителями, знакомить их с содержанием работы, привлекая к участию в педагогическом процессе, к совместному проведению досугов и развлечений, организации выставок, к оформлению детского сада и участков.

Конкурсы помогают держать высокий уровень

начальник отдела ДОУ Зеленоградского окружного управления образования:

– По тому, как сложилась к сегодняшнему дню московская система дошкольного образования, можно сказать, что сумасшедшие, или, точнее, бурные, темпы развития дошкольного образования в столице все педагоги и управленцы ощущают на себе. Коллегия, которая недавно прошла в Департаменте образования, еще раз всех нас убедила в том, что передышки в ближайшее время не предвидится. Когда мы получили из Департамента образования информацию о том, что нужно подготовить программу развития ДОУ в округе и выявить те, что находятся в инновационном режиме, что работают стабильно, и те, что не имеют высокого рейтинга у населения, мы, конечно, вместе с методической службой (а у нас методслужба – три методиста и два специалиста) сели и решили определить, какова же у нас в округе картина с ДОУ в соответствии с этими критериями. Наш анализ показал, что, в общем-то, из 56 ДОУ 19 учреждений у нас работают в инновационном режиме, это экспериментальные площадки первого и второго уровней, окружные экспериментальные площадки. В 32 ДОУ работают группы кратковременного пребывания, у нас есть три лекотеки, восемь консультативных пунктов. Когда мы все это проанализировали, выяснилось, что практически нет ни одного ДОУ, где бы не было открыто что-то новое и интересное, где не было бы новых форм организации работы.

Тогда мы решили пойти другим путем – посмотреть, как же наши ДОУ участвуют в различных конкурсах. Получилось, что все 56 детских садов ежегодно участвуют не в одном конкурсе – колоссальное количество конкурсов, которые мы проводим для учреждений дошкольного образования, позволяет им это делать. Они участвуют в окружном, городском конкурсах, но обязательно участвуют.

В результате мы сделали вывод, что наши ДОУ находятся в режиме инновационном и стабильном. Думаю, что этому помогает работа методических объединений, система наставничества, в последние годы мы стали проводить Неделю методического сопровождения, у нас есть Неделя управленческой деятельности, когда мы определяем ДОУ, работающие в инновационном режиме, и туда идут все руководители ДОУ и знакомятся с опытом работы продвинутых дошкольных учреждений. В Зеленограде вошла в практику ярмарка педагогических идей, панорама педагогического опыта, это интересная форма, которая позволяет оценить уровень работы многих ДОУ.

За прошедший год мы организовали много новых форм работы (лекотеки, консультативные пункты, группы кратковременного пребывания, службы ранней помощи, центры игровой поддержки), но пока, на мой взгляд, нет достаточного методического сопровождения работы всех этих новых форм на городском уровне.

Главный вопрос – кадры. У нас все заведующие и старшие воспитатели ДОУ имеют высшее образование, поэтому мы разговариваем с ними на одном языке, понимаем друг друга, определяя перспективы того, что нужно сделать в будущем.

Вместо подведения итогов


Количество программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, реализуемых средствами ДОО и не прописанных в рамках части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений

Количество программ дополнительного образования художественной направленности, реализуемых средствами ДОО и не прописанных в рамках части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений

Количество программ дополнительного образования социально-педагогической направленности, реализуемых средствами ДОО и не прописанных в рамках части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений

Количество программ дополнительного образования естественнонаучной направленности, реализуемых средствами ДОО и не прописанных в рамках части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений

Количество программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, реализуемых средствами ДОО и не прописанных в рамках части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений

Для достижения поставленной цели в своей работе решались следующие важные задачи:

1. Подготовить нормативно-правовую базу, позволяющую рационально организовать процесс оценки качества образовательных услуг.

3. Подобрать необходимый инструментарий для оценки качества дошкольного образования в детском саду.

4. Научить сотрудников детского сада и родителей воспитанников адекватно оценивать имеющиеся условия.

5. Организовать процесс анализа полученных результатов.

6. Разработать механизм принятия управленческих решений, исходя из проведенных мероприятий по оценке качества дошкольного образования.

7. В результате работы создать открытое образовательное и информационное пространство. Довести результаты проведенной работы до общественности.

Дети разных групп смогут участвовать в реализации программ конкретного направления.

Доля педагогических работников (без внешних совместителей) в возрасте до 35 лет в общей численности педагогических работников.

Наличие документально оформленной действующей системы сопровождения молодых педагогов (системы наставничества и т.п.)

Доля педагогических работников (без внешних совместителей), имеющих первую и высшую квалификационные категории, в общей численности педагогических работников.

В будущем году подготовим материалы для аттестации трёх педагогов.

Документы разработаны, будут апробированы при приёме молодого специалиста.

В сообществе педагогов ДОУ прибавятся педагоги с первой категорией.

Скорость подключения к сети Интернет

Доля групповых помещений и других помещений для реализации образовательной программы, оборудованных АРМ (ПК (ноутбук) + принтер (МФУ) + медиапроектор (интерактивная доска, телевизор)), от общего количества данных помещений

Доля групповых помещений и других помещений для реализации образовательной программы, оснащенных интерактивными досками с проекторами (или интерактивными панелями), от общего количества данных помещений

Доля групповых помещений и других помещений для реализации образовательной программы, оснащенных документ-камерами, от общего количества данных помещений

Количество ноутбуков или ПК, планшетов, использующихся воспитанниками при освоении ООП ДО

Наличие оборудования для организации видеоконференцсвязи

Оставшиеся две группы планируем оборудовать в процессе выделения целевых средств из бюджета.

Наличие воспитанников, пользующихся дополнительными

НЕ образовательными услугами (например, медицинскими)

Доля выполненных дето-дней от общего количества дето-дней за учебный год

Создать программу по здоровьесбережению детей.

Проводить контроль за работой воспитателей по взаимодействию с родителями воспитанников.

Доля фонда оплаты труда педагогических работников в общем фонде оплаты труда организации

Доля фонда оплаты труда административно-управленческого персонала в общем фонде оплаты труда организации

Доля фонда стимулирования труда в общем фонде оплаты труда организации

Доля средств, привлечённых ОО из внебюджетных источников (в том числе, от приносящей доход деятельности), в общем объеме финансирования

Среднемесячная начисленная заработная плата педагогических работников

Доля воспитанников — участников конкурсов всех уровней, проводимых органами законодательной и исполнительной власти всех уровней и подведомственными им организациями, в том числе образовательными организациями ВО и ДПО, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, в общей численности воспитанников ДОО

Количество призовых мест, занятых обучающимися (воспитанниками) в очных и заочных (дистанционных) творческих конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях, в конкурсах проектов и др., проводимых органами законодательной и исполнительной власти муниципального уровня и подведомственными им организациями, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ на муниципальном уровне

Количество призовых мест, занятых обучающимися (воспитанниками) в очных и заочных (дистанционных) творческих конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях, в конкурсах проектов и др., проводимых органами законодательной и исполнительной власти регионального уровня и подведомственными им организациями, в том числе образовательными организациями ДПО, профессиональными образовательными организациями, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ на региональном уровне

Количество призовых мест, занятых обучающимися (воспитанниками) в очных и заочных (дистанционных) творческих конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях, в конкурсах проектов и др., проводимых органами законодательной и исполнительной власти федерального уровня, подведомственными им организациями, в том числе организациями ВО, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ на федеральном уровне

На родительских собраниях будет освещаться перечень мероприятий для детей соответствующего возраста.

работы дошкольных учреждений с низким рейтингом показал, что причины для этого могут быть разные, но главное – неукомплектованность педагогическими кадрами, слабая материально-техническая база, длительное отсутствие старшего воспитателя. Еще одна причина – то, что в педагогическом процессе мало используются современные программы и технологии.

Почему появляется низкий рейтинг?

Ольга МЕЛЬНИКОВА, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования:

– Среди наиболее часто называемых причин низкого рейтинга ДОУ, по мнению родителей, мы выделили несколько. Это отсутствие услуг дополнительного образования или несовпадение социального заказа родителей или предлагаемых ДОУ (3 детских сада), необходимой материально-технической базы (10 детских садов), гибкого режима (один детский сад), неблагоустроенная территория или неудачное расположение ДОУ (5 детских садов), низкий профессиональный уровень педагогов (один детский сад), неукомплектованность кадрами (5 детских садов), смешанные группы в ДОУ (один детский сад).

Нам особо был интересен взгляд методической службы города на причины низкого рейтинга ДОУ. По мнению окружных методических центров, причины такие:

– постоянная смена кадрового состава (9 детских садов);

– начинающий, неопытный руководитель (2 детских сада);

– недостаточное использование новых форм и методов работы с детьми и родителями (2 детских сада);

– консерватизм в управлении ДОУ (один детский сад);

– низкий профессиональный уровень педагогических кадров и нежелание его повышать (8 детских садов);

– слабая материально-техническая база (один детский сад);

– недостаточное методическое обеспечение инновационного процесса в ДОУ (один детский сад);

– вакансии воспитателей, старшего воспитателя либо длительное его отсутствие (5 детских садов);

– дошкольное учреждение не принимает активного участия в мероприятиях округа или города (2 детских сада).

Рассматривая все эти причины, мы условно разделили их на две составляющие: управленческого и методического характера, но каким бы ни было это деление, мы должны отчетливо понимать, что устранение этих причин, решение этой проблемы возможно совместными усилиями окружных управлений образования и методической службы.

Первым шагом, по нашему мнению, должен стать основательно проведенный мониторинг качества воспитательно-образовательной работы каждого дошкольного образовательного учреждения с низким рейтингом для выявления его основных болевых точек. Мы полностью разделяем мнение ученых, что важнейшая задача мониторинга – педагогическая диагностика, которая способствует изучению и регулированию педагогического процесса, возможности верно его оценить. Основными объектами психолого-педагогического мониторинга в ДОУ должны быть: программа, по которой работает учреждение, индивидуальное психическое и личностное развитие детей, влияние методов воспитания на динамику развития детей, диагностика их психоэмоционального состояния и профессионально-личностного развития педагогов, прослеживание влияния технологий на повышение общего качества работы дошкольного учреждения и уровень взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

По нашему мнению, осуществление всех этих направлений работы с ДОУ позволит оказать им действенную помощь в повышении качества работы и в скором времени вопрос о наличии в столичном образовании таких детских садов будет снят с повестки дня.

Город должен знать о лучших заведующих и премировать их

Людмила КИСЕЛЕВА, заведующая детским садом №915, член городского Совета заведующих ДОУ:

– Проблемы непопулярных детских садов или садов с низким рейтингом присущи многим районам. Причины непопулярности садов, по мнению городского Совета заведующих, таковы: слабая материально-техническая база садов, неудовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ, территориальная расположенность детского сада. Что же можно сделать, чтобы поднять рейтинг таких садов?

При переходе на нормативное финансирование большие детские сады имеют достаточно средств, чтобы самостоятельно улучшить свою материально-техническую базу, оснастить педагогический процесс современным дидактическим материалом, пособиями, развивающими играми. Следует только проконтролировать, чтобы финансовые средства тратились не на покупку очередного ковра или плазменного телевизора, а на обогащение предметно-развивающей среды, закупку современных пособий. Например, при приемке детских садов к новому учебному году ОМЦ должен провести анализ состояния оснащенности педагогического процесса проблемного учреждения и дать рекомендации по устранению проблем.

Малокомплектным детским садам (компенсирующего вида и массовым) без помощи Департамента образования и окружных управлений образования не обойтись. В настоящее время повышающие коэффициенты для малокомплектных детских садов не работают, затраты на питание воспитанников, включенные в бюджетное финансирование, не покрывают всех расходов, и часть средств на питание берется из родительской платы, что существенно сокращает и без того малые поступления. Следовательно, разумно было бы поставить вопрос о выведении норматива на питание из бюджета детского сада и прописать его отдельной строкой. Окружным управлениям образования следует продумать вопрос о дополнительном целевом финансировании таких детских садов за счет дополнительно поступающих средств, сложившейся экономии, договоренности с другими детскими садами, имеющими достаточно средств.

Для выяснения конкретной причины непопулярности того или иного детского сада среди родителей следует привлечь ОМЦ для посещения этого учреждения, изучения состояния воспитательно-образовательного процесса и проведения диагностики, регулирования и коррекции его работы. В результате должен быть выработан план действий, направленных на изменение ситуации. Например, при недостаточном образовательном уровне педагогических работников предложить повышение уровня подготовки воспитателей через курсы повышения квалификации, обучение в московских городских педагогических университетах, посещение проблемных семинаров-практикумов, других детских садов. ОМЦ может выявить сильные и слабые стороны педагогического коллектива детского сада и, опираясь на это, определить дальнейший путь его развития. Если позволяют условия и если есть легко обучаемый персонал, возможна организация в этих детских садах таких новых форм дошкольного образования, как консультативные пункты, группы кратковременного пребывания, службы ранней помощи, центры игровой поддержки и так далее.

Неудовлетворенность родителей качеством воспитательно-образовательных услуг возможна также в случае, когда родители слабо информированы о характере и содержании занятий, которые проводятся с их ребенком, и реально отчуждены от образовательного процесса, реализуемого в детском саду. Во избежание этого следует широко использовать такие формы работы, как дни открытых дверей, проводимые в каждом округе, открытые занятия по всем разделам программы с обязательным привлечением родителей, совместные праздники, соревнования, экскурсии, презентации и так далее. Здесь велика роль ОМЦ, который организует и проводит окружные соревнования, смотры, конкурсы и активно привлекает к работе проблемные детские сады.

В каждом округе есть своя разработанная система рейтинговой оценки работы ДОУ, которая лишний раз доказывает, что конкуренция – это здоровый стимул для того, чтобы стать лучшим. По результатам рейтинговой оценки поощряются детские сады, занимающие лидирующие позиции, и наглядно видно, как уменьшается количество садов с низкой рейтинговой оценкой.

Неудобно расположенный массовый детский сад – вдали от станции метро, от основных транспортных потоков, также малопривлекателен для родителей. Поэтому при строительстве новых детских садов или реконструкции старых надо учитывать мнение окружного управления образования о целесообразности размещения детского сада в этом районе.

Для решения проблем с уже работающими детскими садами необходима помощь окружного управления образования и ОМЦ. Если набор помещений и образовательный уровень педагогов позволяет, то в таком детском саду возможно открытие центров игровой поддержки, групп кратковременного пребывания, лекотек, а также групп компенсирующего вида. В работе с малокомплектным детским садом, где мало свободных помещений и невозможно организовать новые формы работ с детьми, следует поднять вопрос о его перепрофилировании, об изменении его статуса на наиболее привлекательный для родителей. Тогда спрос на эти детские сады значительно возрастет.

Изучить рейтинг востребованности детских садов можно и по результатам работы комиссий по комплектованию на основе анализа записи родителей в тот или иной детский сад. Неплохо было бы регулярно публиковать эти рейтинги на сайтах окружных управлений образования, в местных СМИ и на их основе определять надбавки или премировать заведующих лучших детских садов.

Все дело в высокой планке требований

Вера БОГОРОДСКАЯ, руководитель структурного подразделения по дошкольному воспитанию Южного окружного управления образования:

– Наш округ самый большой в Москве: тут работают 298 ДОУ, в которых воспитываются свыше 44 тысяч детей (29 центров развития ребенка – детских садов, 41 детский сад с приоритетным направлением в развитии, 144 детских сада, 84 комбинированных и компенсирующих детских сада). Скажу сразу, что, с одной стороны, деление дошкольных учреждений по рейтингу весьма условно. С другой стороны, у нас в округе принята довольно высокая планка требований, предъявляемых к показателям качества дошкольного образования. Мы ведем работу по повышению качества дошкольного образования системно, не только с садами, имеющими низкий рейтинг, но и вообще со всеми детскими садами.

Окружной методический центр работает в тесном контакте с окружным управлением образования, согласовывая управленческие и методические мероприятия в плане работы. Мы анализируем работу за учебный год, отмечаем успехи и проблемы по различным вопросам организации работы в ДОУ, которые направлены прежде всего на повышение качества дошкольного воспитания. На ежемесячных совещаниях заведующих мы рассматриваем методические вопросы, касающиеся воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, один раз в 2-3 месяца проводим совещания для заведующих ДОУ с учетом видового разнообразия учреждений, руководимых ими: центры развития ребенка – детские сады, коррекционные детские сады, детские сады, в которых открыты новые формы работы с родителями и детьми, не посещающими ДОУ (лекотеки, центры игровой поддержки ребенка, консультативные пункты, группы кратковременного пребывания). Для начинающих заведующих в течение года мы проводим учебу на базе лучших учреждений округа, с ними работают специалисты окружного управления образования, юристы, кадровики и методисты.

Традицией стало и использование конкурсного движения для повышения качества образования. Победители окружного и городского этапов конкурсов проводят презентации проектов, презентуют опыт для своих коллег и учреждения. Это дает возможность заведующим, возглавляющим дошкольные учреждения одного вида, увидеть и познакомиться с лучшим опытом работы. На базе дошкольных учреждений мы проводим также мастер-классы, консультации, семинары, методические объединения. Большое внимание уделяем повышению квалификации педагогов ДОУ, ежегодно повышают квалификацию более 950 педагогов дошкольных учреждений округа.

Низкий рейтинг дошкольного учреждения может меняться с изменением условий. Например, в детский сад №2004, который находится в жилом доме, с площадкой для прогулок через дорогу, родители никак не хотели отдавать своих детей, тем более что рядом построили новый детский сад с бассейном, красивыми прогулочными верандами, с кабинетами для дополнительного образования. Управление образования приняло решение сделать встроенный детский сад структурным подразделением новостройки, у детей появилась возможность пользоваться бассейном, заниматься с педагогами дополнительного образования, а у родителей резко возрос спрос на этот детский сад. То же самое было и с детскими садами №№738 и 1510.

Интересный результат мы получили после проведения Дня открытых дверей. Многие родители, которые отказывались идти в детские сады рядом с домом, считая, что условия и работа в них ведется на низком уровне, после посещения дошкольного учреждения, знакомства с педагогическим коллективом, программами, условиями для игр и занятий детей приходили менять путевки.

Анализ работы дошкольных учреждений с низким рейтингом показал, что причины для этого могут быть разные, но главное – неукомплектованность педагогическими кадрами, слабая материально-техническая база, длительное отсутствие старшего воспитателя. Еще одна причина – то, что в педагогическом процессе мало используются современные программы и технологии.

Методическая служба видит свою задачу в организации помощи этим учреждениям. Прежде всего это проведение анализа работы этих ДОУ по всем направлениям. Необходимо помочь им в подборе программ и технологий, в соответствии с кадровым составом наметить основные направления деятельности, составить программу развития на ближайшие три года, прикрепить к близлежащему дошкольному учреждению, работающему в инновационном режиме, помочь в повышении квалификации педагогических кадров, постоянно отслеживать посещение педагогами этих ДОУ консультаций, методических объединений, мастер-классов и других окружных и городских мероприятий, посвященных различным проблемам дошкольного воспитания. Окружные методисты должны посещать мероприятия в ДОУ, а ДОУ должны уделять особое внимание работе с родителями, знакомить их с содержанием работы, привлекая к участию в педагогическом процессе, к совместному проведению досугов и развлечений, организации выставок, к оформлению детского сада и участков.

Конкурсы помогают держать высокий уровень

начальник отдела ДОУ Зеленоградского окружного управления образования:

– По тому, как сложилась к сегодняшнему дню московская система дошкольного образования, можно сказать, что сумасшедшие, или, точнее, бурные, темпы развития дошкольного образования в столице все педагоги и управленцы ощущают на себе. Коллегия, которая недавно прошла в Департаменте образования, еще раз всех нас убедила в том, что передышки в ближайшее время не предвидится. Когда мы получили из Департамента образования информацию о том, что нужно подготовить программу развития ДОУ в округе и выявить те, что находятся в инновационном режиме, что работают стабильно, и те, что не имеют высокого рейтинга у населения, мы, конечно, вместе с методической службой (а у нас методслужба – три методиста и два специалиста) сели и решили определить, какова же у нас в округе картина с ДОУ в соответствии с этими критериями. Наш анализ показал, что, в общем-то, из 56 ДОУ 19 учреждений у нас работают в инновационном режиме, это экспериментальные площадки первого и второго уровней, окружные экспериментальные площадки. В 32 ДОУ работают группы кратковременного пребывания, у нас есть три лекотеки, восемь консультативных пунктов. Когда мы все это проанализировали, выяснилось, что практически нет ни одного ДОУ, где бы не было открыто что-то новое и интересное, где не было бы новых форм организации работы.

Тогда мы решили пойти другим путем – посмотреть, как же наши ДОУ участвуют в различных конкурсах. Получилось, что все 56 детских садов ежегодно участвуют не в одном конкурсе – колоссальное количество конкурсов, которые мы проводим для учреждений дошкольного образования, позволяет им это делать. Они участвуют в окружном, городском конкурсах, но обязательно участвуют.

В результате мы сделали вывод, что наши ДОУ находятся в режиме инновационном и стабильном. Думаю, что этому помогает работа методических объединений, система наставничества, в последние годы мы стали проводить Неделю методического сопровождения, у нас есть Неделя управленческой деятельности, когда мы определяем ДОУ, работающие в инновационном режиме, и туда идут все руководители ДОУ и знакомятся с опытом работы продвинутых дошкольных учреждений. В Зеленограде вошла в практику ярмарка педагогических идей, панорама педагогического опыта, это интересная форма, которая позволяет оценить уровень работы многих ДОУ.

За прошедший год мы организовали много новых форм работы (лекотеки, консультативные пункты, группы кратковременного пребывания, службы ранней помощи, центры игровой поддержки), но пока, на мой взгляд, нет достаточного методического сопровождения работы всех этих новых форм на городском уровне.

Главный вопрос – кадры. У нас все заведующие и старшие воспитатели ДОУ имеют высшее образование, поэтому мы разговариваем с ними на одном языке, понимаем друг друга, определяя перспективы того, что нужно сделать в будущем.

Вместо подведения итогов


Оптимальным может считаться индивидуальный стиль руководства, базирующийся на демократическом стиле, являющийся динамичным превращающийся в острых ситуациях в авторитарный, а по отношению к творческим личностям высокой квалификации выступающий как либеральный [3 с.15].

При оценке индивидуального стиля руководства особое значение придается способности руководителя находить общий язык с работниками разного возраста, разных профессий, образования, семейного положения, темперамента, квалификации; ценится также умение убедить людей, вдохновить на выполнение даже неприятных поручений.

Немаловажное значение имеет умение руководителя определить степень свободы действий подчиненных. Некоторые люди стремятся самостоятельному принятию решений, других такая возможность не устраивает. Руководитель должен в каждом отдельном случае решать, что сделает работу сотрудника более эффективной: дать ли ему некоторую свободу действий или наблюдать за его действиями. В любом случае, необходимо учитывать отношение подчиненного к работе [1 с.12].

Формируя свой индивидуальный стиль, руководитель любого ранга не имеет права упускать из виду тот факт, что его поведению будут подражать подчиненные. Индивидуальный стиль руководства оказывает сильнейшее влияние на систему ценностей, принятую в коллективе, формирует неписаные нормы и правила поведения, принятые большинством членов данного коллектива, и существенно влияет на их совместную трудовую деятельность.

Рекомендации руководителю с выраженным демократическим стилем управления направленные на повышение эффективности управления дошкольной образовательной организацией:

– Систематически совершенствовать свой стиль работы, анализировать и устранять недостатки, искать новые, более рациональные формы и методы деятельности.

– Авторитет руководителя определяется его компетентностью и деловитостью, общей культурой, способностью показать другим пример в работе.

– Учится своевременно принимать решения, в которых должны быть сформулированы конкретные цели и задачи работы коллектива, наиболее актуальные в настоящее время. Решения, направленные на достижения показных результатов, расхолаживают коллектив и мешают его сплочению.

– Развивать, формировать способность располагать к себе людей. Привлечь людей можно глубокими теоретическими и практическими знаниями психологии ребенка, доброжелательным, уважительным, ровным и справедливым отношением к людям, умением помочь им в работе.

– Не забывать своевременно отмечать инициативу и достижения в работе воспитателей, благодарить их в присутствии других сотрудников за хорошую работу.

– Распределять поручения и задания между воспитателями соответственно их опыту, способностям и старанию.

– Учится распределять обязанности, распоряжаться и контролировать, поощрять и взыскивать, опираться на силу общественного мнения коллектива. Требовательность должна быть систематичной. Эпизодическая требовательность чревата конфликтами и не дает нужных результатов.

– Распоряжения давать в форме поручений и просьб. Они должны быть предельно четкими и ясными. Изложите требование к качеству работы, ее объему и сроку исполнения. Дисциплинарные требования должны быть одинаковы ко всем.

– Требования к качеству работы предъявлять с учетом возможностей воспитателя. Непосильные требования вызывают протест, портят людям настроение.

Система мероприятий, направленных на повышение эффективности управления дошкольной образовательной организацией

Мероприятие, тема

План

Форма проведения

Сроки

Ответственные

Цели: подведение итогов работы с детьми в летний период; утверждение годового плана

  1. Подведение работы с детьми в летний период
  2. Итоги подготовк к новому учебному году
  3. Выбор членов творческой группы
  4. Утверждении годового плана, планов совместной работы социумом, сеток занятий, режима дня

Первая неделя сентября

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Цель: изучение запросов педагогов для оказания методической помощи

  1. Молодых педагогов
  2. Музыкального руководителя
  3. Педагогов со стажем

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Социальный статус семьи воспитанников Цель: составление социально-демографического паспорта семей

  1. Информирование о работе ДОО в целом
  2. Сбор необходимой документации

Заведующий ДОО, воспитатели

Выявления факторов, влияющих на саморазвитие педагогов

Цель: выявить сотрудников с низким стремлением к саморазвитию

2 неделя сентябрь

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Мастер класс Цель: расширить методические уровень молодых педагогов

2 неделя Сентябрь

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Цель: помочь педагогам в организации работы творческой группы

1. Определение цели и задач

3. Работа в группах

4. Выступление лидеров групп

3 неделя сентября

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Самообразование педагогов Цель: познакомить с различными формами самообразования в системе непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО.

2.Выбор индивидуальных тем

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Цель: распространить лучший опыт педагогической деятельности

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Эффективность деятельности образовательного учреждения зависит от

– оптимального выбора перспектив развития,

– определения этапов их достижения,

– систематизации текущих и перспективных дел,

– разработкой концепции развития образовательного учреждения;

– созданием инновационных программ развития образовательного учреждения,

– разработкой образовательной программы ДОУ, являющейся концентрированным выражением его образовательной политики;

– определением приоритетов деятельности субъектов образовательного процесса;

– созданием других продуктов управленческой деятельности долгосрочного характера.

Каждый из определенных стилей имеет недостатки и преимущества, однако эффективность выбранного стиля управления будет зависеть от того, насколько он будет воспринят в первую очередь, руководителем учитывая его личные характеристики, состав руководимого им коллектива и характеристик непосредственных исполнителей [4 с.65].. Эффективный стиль руководства должен быть ориентирован как на особенности внешней среды организации, так и на внешние показатели, которые определяют качество ее функционирования. Наиболее эффективным будет такой стиль управления, который способен адаптироваться к изменениям внешней среды, при условии ориентации на внутриорганизационные показатели эффективности.

1. Афанасьев В. В. Управленческая проблема как объект педагогических исследований / В. В. Афанасьев, П. И. Пидкасистый // Педагогика. — 2011. — № 5.

2. Багаутдинова С. Ф. Комплексная оценка качества деятельности ДОУ на основе системного подхода / С. Ф. Багаутдинова [и др.]. — Магнитогорск: МаГУ, 2007.

3. Батаршев А. В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство. М.: Дело, 2005. — 385с.

Основные термины (генерируются автоматически): старший воспитатель, заведующий, индивидуальный стиль руководства, образовательное учреждение, годовой план, дошкольная образовательная организация, качество работы, летний период, неделя сентября, творческая группа.

Похожие статьи

Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по.

- Основная образовательная программа дошкольного образования с учетом ФГОС ДО. - Годовой план.

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

Под руководством дошкольной организации необходимо осознавать направленную работу, обеспечивающую

– в пределах компетенции дошкольного учреждения заведующий издает приказы и дает указания, обязательные к исполнению всеми работниками данного учреждения

Организация методической работы в дошкольной.

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации. Автор: Шушарина Наталья Витальевна.

- совершенствование педагога по организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей как в образовательной деятельности так.

Планирование воспитательно-образовательной деятельности.

Подсказка 1. Что такое план воспитательно-образовательной работы?

Контрольно-аналитическая деятельность руководителя как способ.

Тематический контроль планируется в годовом плане работы ДОУ.

 ответственные. План утверждается приказом заведующего по учреждению.

2. Белая К. Ю. «От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к.

Современный руководитель дошкольной образовательной.

дошкольная организация, работа, высокая требовательность, передовой опыт, заведующий детский сад, дошкольный возраст, дошкольное воспитание, дошкольная образовательная организация, детский сад.

Роль воспитателя в реализации метода проектов.

В данной статье мы рассмотрим роль воспитателя в организации работы по использованию метода проектной деятельности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Анализ литературы.

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.

Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенности профессиональной компетентности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе дошкольного.

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной.

В состав этой группы входят: заведующий — председатель (анализ информации); старшая медсестра (здоровье и физическое развитие детей, соблюдение нормативных

На основе анализа деятельности детского сада за прошедший год работы, составляется годовой план.

Читайте также: