План по зож в старшей группе детского сада по фгос

Обновлено: 05.07.2024

- Формировать представление о человеке как о целостном разумном существе; умение осознавать себя в социуме; навыки взаимодействия с детьми и взрослыми; представления о половой принадлежности.

- Обучать навыкам сотрудничества с детьми и взрослыми; правилам поведения в обществе.

- Воспитывать уважение к себе, к детям и взрослым.

Формировать у детей представления о сходстве и различиях людей по возрасту, полу, росту, цвету волос, глаз и т. д. Расширять и закреплять представления о родственниках.

Рассматривание семейных альбомов.

Октябрь

Тема: Тело человека

- учить различать и называть основные части тела человека (голова, руки, ноги, туловище и т.д.).

- формировать представления об их функциональном назначении.

Тренинг: правильная осанка.

Ноябрь

Тема: Изучаем свой организм

- Формировать представление о целостности человеческого организма.

- Рассказать о нахождении и значении сердца, желудка, почек, позвоночника и легких для жизни и здоровья человека

Декабрь

Тема: Рот, уши, глаза человека, их функции и строение

- Формировать представление о роли рта и зубов в жизни человека, необходимости регулярного и правильного ухода за полостью рта.

- Развивать навыки правильной чистки зубов.

Январь

Тема: Здоровье и болезнь

- Учить заботиться о своем здоровье, сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения.

Экскурсия в медицинский кабинет.

Февраль

Тема: Личная гигиена и режим дня

- Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

- Расширять представления о значимости чистоты и режима дня для здоровья человека.

Март

Тема: Школа здорового питания

- Формировать представление о зависимости здоровья человека от правильного питания.

- Актуализировать представления о рациональном питании.

- Научить определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.

Экскурсии: в продуктовый магазин, на кухню детского сада.

Лепка: овощи и фрукты.

Рисование: отгадки на загадки.

Апрель

Тема: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

- Формировать представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье.

- Рассказать о взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями.

Май

Тема: Здоровый образ жизни

- Формировать представление о составляющих здорового образа жизни: двигательная активность, рациональное питание, закаливание, эмоциональное равновесие, дыхание, охрана здоровья.

- Воспитывать положительное отношение к нему.

Подвижные игры: игры- эстафеты, подвижные игры согласно возрасту детей.

Перспективный план работы направлен на решение задач по созданию условий для сохранения здоровья воспитанников, формирования основ здорового образа жизни, безопасного поведения воспитанников.

ВложениеРазмер
zozh_perspektivnyy_plan_raboty_v_starshey_gruppe.docx 904.25 КБ

Предварительный просмотр:

ЗОЖ ст тит.PNG

Перспективный план работы

по формированию представлений о ЗОЖ

Одной из главных задач, которая стоит перед педагогами, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Каждый возрастной период развития ребенка имеет свои особенности. В возрасте 6-7 лет у ребенка интенсивно развивается центральная и периферическая нервная системы, опорно-двигательный аппарат, дыхательная система, сердечно-сосудистая и эндокринная системы. С одной стороны дети становятся выносливее, сильнее, активнее, а с другой стороны у детей возникает эмоциональное перенапряжение и повышенная утомляемость.

Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно.

Детям необходимо дать знания о собственном теле, его строении, о роли каждой части тела, о гигиене. Учить правильно действовать в случае заболевания, при повреждениях и недомоганиях, оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, порезах и ушибах.

Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды.

Воспитать ребёнка здоровым – это значит, с самого раннего детства учить вести здоровый образ жизни, т.е. учить питаться правильно, соблюдать режим дня, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом.

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создание условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок-педагог-родитель.

Цель : формирование стойкой мотивации на здоровый образ жизни

  • Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, уходе за ним.
  • Прививать любовь к физическим упражнениям.
  • Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание пропаганде здорового образа жизни .
  • Воспитанник имеет представление о здоровом образе жизни, воспринимает его как ценность.
  • Воспитанник имеет представления о мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни и сохранения здоровья, умеет применять полученные знания в повседневной жизни.

Комплекс закаливающих мероприятий

Проводится под руководством медицинских работников с использованием природных факторов в сочетании с физическими упражнениями:

  1. Одежда детей соответствует сезону и тепловому режиму.
  2. Соблюдение режима дня, питания, прогулок.
  3. Правильная организация теплового и воздушного режимов в группе.
  4. Соблюдение гигиенических процедур.
  5. Умывание и глубокое умывание холодной водой (мытье кистей рук, рук до локтя, до плеча, шеи)
  6. Полоскание полости рта и горла водой, соленой водой, травяными настоями.
  7. Контрастные воздушные ванны.
  8. Солнечные ванны.
  9. Посещение сауны.
  10. Плавание в бассейне.
  11. Фитонцидопрофилактика (лук, чеснок, хвойные).
  12. Хождение босиком по различным поверхностям (дорожка здоровья).
  13. Самомассаж ушных раковин, лица, ладоней, стоп.
  14. Утренняя, дыхательная, пальчиковая, коррекционная (по показаниям) гимнастики, гимнастика для глаз, физминутки.
  15. Двигательная активность в течение всего дня с использованием физических упражнений, спортивных и подвижных игр.
  • Выявлять представления о составляющих ЗОЖ (правильное питание, движение, сон, закаливание) и факторах, разрушающих здоровье.
  • Выявлять уровень сформированности потребности в ЗОЖ.
  • Формировать представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма, необходимом количестве жидкости в ежедневном рационе питания человека, разнообразии и ценности напитков.

- Наблюдения за детьми.

- Отгадывание загадок о фруктах, овощах.

  • Закрепить знания детей о врачах – специалистах и особенностях их работы. Учить детей не бояться врачей, самому уметь оказывать помощь.
  • Формировать представление о пользе игр и прогулок с домашними животными на состояние здоровья его хозяина, о правилах поведения при общении с животными.

- Экскурсия в медицинский кабинет детского сада

- Целевая прогулка к детской поликлинике.

- Беседа о работе врача.

- Рассказ о своём визите в поликлинику.

  • Формировать представления о зависимости здоровья от правильного питания; умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
  • Продолжать формировать представления о здоровье, болезнях, микробах.

Дать элементарные представления об инфекционных заболеваниях, способах их распространения.
Учить детей заботится не только о своём здоровье, но и о здоровье окружающих.

- Отгадывание загадок о фруктах, овощах, хлебе, продуктах.

  • Показать приемы первой помощи при ожогах, порезах
  • Выявить и закрепить представления детей о сне и его значении.
  • Сформировать у детей правила подготовки ко сну.
  • Воспитывать положительное отношение ко сну.

- М оделирование ситуаций : сестра обожгла палец; елочная игрушка упала и разбилась, мальчик собирал осколки и порезался.

- Разучивание колыбельных песен

- Рассматривание иллюстра ций «Как спят звери, птицы, рыб

  • Продолжать формировать представления о здоровье, болезнях и вирусах, способах защиты от них
  • Продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека.

Познакомить детей с органом слуха, его строением и ролью в ориентировке в пространстве, показать особенности развития слуха у человека и животных.

  • Продолжать формировать представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, строения тела человека: зубы и их значение для здоровья.
  • Дать первоначальные представления о закаливании и его значении для человеческого организма.
  • Закрепить понятия о взаимосвязи закаливания и здоровья.
  • Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

- Беседа о необходимости следить за здоровьем зубов;

- Рассказ об истории зубной щетки;

  • Продолжать формировать представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, строение тела человека: работой сердца и его значении для человека.
  • Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья, развивать у детей представления о пользе физической активности для организма.
  • Формировать у детей понятия о взаимосвязи растительного и животного мира. Закрепить и расширить представления детей о лекарственных растениях. Воспитывать у детей бережное отношение к миру растений.
  • Продолжать формировать представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, строения тела человека: дать первоначальные представления о кожных покровах человека и животных. Познакомить с основными функциями кожи.
  • Воспитывать осознанное желание ухаживать за кожей своего тела.

- Рассказ о свойствах лекарственных растений.

- Отгадывание загадок о лекарственных растениях

Педагог и дети в жёлтых футболках на стадионе

Детский сад — это то место, где ребёнок дошкольного возраста проводит бо́льшую часть своего времени. Именно поэтому в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта включены разнообразные формы работы, призванные сохранять и укреплять здоровье дошколят, то есть формировать правильную позицию относительно сути здорового образа жизни (ЗОЖ).

  • непосредственно образовательную деятельность (занятия);
  • внеучебную образовательную деятельность (проведение утренников, спортивных соревнований, в том числе и с участием родителей);
  • образовательную деятельность при выполнении распорядка дня (на прогулках, при выполнении зарядки и пр.).

Дети лёжа выполняют зарядку

Воспитание ЗОЖ красной линией проходит через все формы образовательной деятельности в ДОУ

Цели ЗОЖ в детском саду

Эти цели осуществляются через решение конкретных для групп разного возраста учебно-воспитательных задач образовательной деятельности по ЗОЖ, в частности на занятиях.

Таблица: задачи занятий по ЗОЖ в разных возрастных группах

Малыш вытирает носовым платком мягкую игрушку

Задачи воспитания привычки к ЗОЖ в разных возрастных группах последовательно реализуют цели этого образовательного вектора

Понятие технологий здоровьесбережения и их виды для реализации целей и задач ЗОЖ

Цели и задачи ЗОЖ, реализуемые в образовательном процессе, систематизируются при помощи системы воспитательных, превентивных и коррекционных мер, осуществляемых посредством тесного контакта педагогов и медперсонала ДОУ с детьми, их родителями, то есть благодаря работе в рамках четырёх технологий здоровьесбережения:

Методы и приёмы проведения занятий по ЗОЖ

Образовательная задача решается посредством оптимального использования способов (приёмов) взаимодействия с детьми. Совокупность этих приёмов, объединённых средством воздействия на детей (через слово, через зрительный канал восприятия, через ведущую образовательную деятельность или посредством практического освоения мира), составляет метод работы с малышами.

Таблица: какие методы и приёмы могут использоваться на уроках по ЗОЖ

  • До чего ж приятно это! Дождик тёплый, подогретый. На полу не видно луж, Все ребята любят … (душ);
  • У неё с утра дела: Чистит зубы добела. (Зубная щётка);
  • Резинка Акулинка пошла гулять по спинке, И пока она гуляла, спинка розовою стала. (Мочалка).
  • Чтоб у вас здоровье было, Не забудь про пасту с мылом. С физкультурой подружись И работать не ленись. Я здоровье берегу — Тело в чистоте держу. Чтоб душа была здоровой, С физкультурой я дружу. Утром делаю зарядку, Зубы чищу я всегда. Приучаюсь по порядку Выполнять я все дела.
  • Эй, Андрей, ты не робей! Гол скорее ты забей!
  • Здоровое здоровье здорово иметь.
  • Наши руки были в мыле, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.

Фотогалерея: макеты лэпбуков по ЗОЖ

Классический пример лэпбука с карманами для разного рода материалов Если такой лэпбук сделать на твёрдой основе, то информацию можно размещать с обеих сторон машинки Оформление лэпбука должно быть красочным и оригинальным Лэпбук большого размера может включать все материалы зоны ЗОЖ в предметно-развивающей среде группы

Педагог и дети в жёлтых футболках на стадионе

Детский сад — это то место, где ребёнок дошкольного возраста проводит бо́льшую часть своего времени. Именно поэтому в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта включены разнообразные формы работы, призванные сохранять и укреплять здоровье дошколят, то есть формировать правильную позицию относительно сути здорового образа жизни (ЗОЖ).

  • непосредственно образовательную деятельность (занятия);
  • внеучебную образовательную деятельность (проведение утренников, спортивных соревнований, в том числе и с участием родителей);
  • образовательную деятельность при выполнении распорядка дня (на прогулках, при выполнении зарядки и пр.).

Дети лёжа выполняют зарядку

Воспитание ЗОЖ красной линией проходит через все формы образовательной деятельности в ДОУ

Цели ЗОЖ в детском саду

Эти цели осуществляются через решение конкретных для групп разного возраста учебно-воспитательных задач образовательной деятельности по ЗОЖ, в частности на занятиях.

Таблица: задачи занятий по ЗОЖ в разных возрастных группах

Малыш вытирает носовым платком мягкую игрушку

Задачи воспитания привычки к ЗОЖ в разных возрастных группах последовательно реализуют цели этого образовательного вектора

Понятие технологий здоровьесбережения и их виды для реализации целей и задач ЗОЖ

Цели и задачи ЗОЖ, реализуемые в образовательном процессе, систематизируются при помощи системы воспитательных, превентивных и коррекционных мер, осуществляемых посредством тесного контакта педагогов и медперсонала ДОУ с детьми, их родителями, то есть благодаря работе в рамках четырёх технологий здоровьесбережения:

Методы и приёмы проведения занятий по ЗОЖ

Образовательная задача решается посредством оптимального использования способов (приёмов) взаимодействия с детьми. Совокупность этих приёмов, объединённых средством воздействия на детей (через слово, через зрительный канал восприятия, через ведущую образовательную деятельность или посредством практического освоения мира), составляет метод работы с малышами.

Таблица: какие методы и приёмы могут использоваться на уроках по ЗОЖ

  • До чего ж приятно это! Дождик тёплый, подогретый. На полу не видно луж, Все ребята любят … (душ);
  • У неё с утра дела: Чистит зубы добела. (Зубная щётка);
  • Резинка Акулинка пошла гулять по спинке, И пока она гуляла, спинка розовою стала. (Мочалка).
  • Чтоб у вас здоровье было, Не забудь про пасту с мылом. С физкультурой подружись И работать не ленись. Я здоровье берегу — Тело в чистоте держу. Чтоб душа была здоровой, С физкультурой я дружу. Утром делаю зарядку, Зубы чищу я всегда. Приучаюсь по порядку Выполнять я все дела.
  • Эй, Андрей, ты не робей! Гол скорее ты забей!
  • Здоровое здоровье здорово иметь.
  • Наши руки были в мыле, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.

Фотогалерея: макеты лэпбуков по ЗОЖ

Классический пример лэпбука с карманами для разного рода материалов Если такой лэпбук сделать на твёрдой основе, то информацию можно размещать с обеих сторон машинки Оформление лэпбука должно быть красочным и оригинальным Лэпбук большого размера может включать все материалы зоны ЗОЖ в предметно-развивающей среде группы

Читайте также: