Патриотическое воспитание через театральную деятельность в доу

Обновлено: 18.05.2024

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по новому, многое переоцениваем и открываем для себя заново. Это относится к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство педагогов, к сожалению, очень поверхностно знакомо с культурой своего народа. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Мы живем в многонациональной стране. Здесь как нигде смешались и переплелись обычаи и традиции разных культур, разных народов, но русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой, своим культурным прошлым. Россия всегда была родиной для многих народностей. Но для того, чтобы считать себя её гражданином, необходимо ощутить глубину духовной жизни русского народа, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

Именно поэтому русская культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, рождающим патриотическую личность. Ребенок должен расти и развиваться в гармонии с окружающим миром, ему необходимы мир, согласие и любовь. Прежде всего – это любовь к Родине, которая формируется с первых дней жизни. Сначала Родина для ребенка это его мама, семья, родные, его дом. В детском саду он начинает дружить, учиться, относиться к окружающим людям и природе по законам совести. А совесть – это народная память. И мы уже по новому относимся к народным старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки оставили нам, потомкам, самое ценное из своих культурных достижений: это его традиции и обычаи, любимые предания и сказки, мудрые мысли, архитектура, быт, любимые праздники. Чтобы воспитать у детей подобные чувства, я стараюсь создать такие условия, в которых дети ощутили бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердили бы себя в ней, приняли и полюбили родной язык, историю и культуру нации, воспользовались этими сокровищами, стали духовно богаче, мудрее, добрее.

Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства, когда дети начинают осознавать себя частью культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям.

Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность - это моя основная задача для формирования нравственно-патриотических чувств детей начиная с младшего дошкольного возраста. Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в дошкольном детстве является театрализованные игры, которые понятны и близки детям, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Игра как мы знаем, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных и понятных детям видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием воображения и фантазии, развитием коммуникативных качеств личности. Для решения этих задач я стараюсь объединить в своей работе фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материалы, руководствуясь принципами доступности, наглядности, историзма, вариативности и системности. Эта работа дает положительные результаты и оказывает благотворное влияние на чувствительные детские души.

Работа нашего МБДОУ по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность строится нами на ознакомление с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью. В эту работу входит организация мини музеев, уголки ряженья, мастеровой уголок, народные игры, сказки, потешки, хороводы, прибаутки, присказки, заклички, поговорки, разыгрывание небольших представлений для детей младшего возраста. Знакомство с народной игрушкой, народными музыкальными инструментами. Это позволяет видеть разные аспекты явления: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические.

Так, на примере образа князя Александра Невского можно идти к цели в нравственно – патриотическом воспитании, решая множество задач через знакомство детей с великим полководцем – Александром Ярославовичем Невским, который горячо любил свой народ и свою Родину. Приобщая детей к устному народному творчеству, мною проводятся беседы о роли Александра Невского в истории нашей Родины, о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества. С помощью театральных игр и мини спектаклей дети познакомились с отдельными наиболее яркими событиями из жизни великого князя Александра Невского, историей средневековой Руси. У детей сформировалось чувство гордости к верному сыну Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому, желание быть сильными, смелыми, благородными, защитниками земли, на которой ты родился и вырос; сформировались нравственные понятия: долг, служение Отечеству; появились навыки дружелюбия. Также дети познакомились с одеждой русских воинов, ее назначении, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась. Закрепили названия предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье и т.д.), научились отличать старинное снаряжение воинов от современного. Закрепили знания детей о былинных богатырях (умение их узнавать, называть доспехи, оружие).

Музыкально-театрализованная деятельность в нашей работе занимает особое место. Театральное искусство является важным фактором художественного развития, оказывает большое воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Учитывая интерес детей к играм-драматизациям и их доступность детскому восприятию, происходит приобщение к театру, который имеет большое значение для духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

При отборе фольклорного материала опираемся на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости. Для этого постоянно пополняем наглядный материал: макеты, муляжи, альбомы, иллюстрации, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, маски, изделия народного творчества.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. В этом возрасте начинает формироваться любовь к Родине - самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Основные моральные качества формируются именно в эти годы.

В последнее десятилетие проблема творческого, духовно – нравственного развития стоит на одном из первых мест. Это вызвано тем, что в культуре появились новые взгляды, мысли, чувства, сказывается иностранное влияние, возросшее за последнее время. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у наших детей искаженные представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети стали меньше читать, посещать театры, кино. И так ли уж в этом виноваты интернет и компьютеры, на которые ссылаются родители? Увы! Трудно представить себе, но в этом виноваты только родители, которые в свое время не привили ребенку любовь к чтению, театрам, балету, хорошему кино.

И нам, воспитателям детских садов, надо постараться разрешить эту проблему. Ведь маленькие дети очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, сопереживают театральному герою, искренне хотят помочь в решении задач, т. е. постепенно настраиваются на творческий лад.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид творческой деятельности. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому, что связана с игрой.

Игры-драматизации стимулируют развитие творческой поисковой активности, самостоятельности, доставляют людям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. А значит, все пережитые чувства, знания, полученные в играх, не пройдут бесследно. Они прорастут добротой, любовью к окружающему миру, своей Отчизне.

С помощью театральных игр и мини – спектаклей мы развиваем чувства, нравственные понятия, социальные качества детей.

Именно в театрализованных играх ребенок получает определенные знания, перед ним ставится задача: подумай, сделай выбор, реши; ребенок переживает, разнообразные эмоциональные состояния и действует.

Театрализованная деятельность позволила педагогу формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Работа над театрализацией сказки по определенному плану дисциплинирует маленьких артистов, учит их придерживаться к требованиям в постановке спектакля.

Можно сделать вывод, что организация правильной работы: развивающих игр, доступных и интересных методов и приемов, поставленных задач, привлечение родителей, непосредственное участие детей и взрослых в проведении спектаклей повлияло на эффективность работы по воспитанию у детей чувства прекрасного, уверенности в своих способностях, нравственных чувств. Кроме того, привлечение родителей к участию в жизни детей в детском саду способствовало эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей, осознанию родителями единства позиций детского сада и семьи в понимании перспектив развития ребенка.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Любовь к родному городу, родной культуре, родной речи начинается с малого-с любви к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – основа общего развития ребенка, основной период всех.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Музыкальный руководитель.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по новому, многое переоцениваем и открываем для себя заново. Это относится к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство педагогов, к сожалению, очень поверхностно знакомо с культурой своего народа. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Мы живем в многонациональной стране, в многонациональном крае. Здесь как нигде смешались и переплелись обычаи и традиции разных культур, разных народов, но русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой, своим культурным прошлым. Россия всегда была родиной для многих народностей. Но для того, чтобы считать себя её гражданином, необходимо ощутить глубину духовной жизни русского народа, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

Именно поэтому русская культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, рождающим патриотическую личность. Ребенок должен расти и развиваться в гармонии с окружающим миром, ему необходимы мир, согласие и любовь. Прежде всего – это любовь к Родине, которая формируется с первых дней жизни. Сначала Родина для ребенка это его мама, семья, родные, его дом. В детском саду он начинает дружить, учиться, относиться к окружающим людям и природе по законам совести. А совесть – это народная память. И мы уже по новому относимся к народным старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки оставили нам, потомкам, самое ценное из своих культурных достижений: это его традиции и обычаи, любимые предания и сказки, мудрые мысли, архитектура, быт, любимые праздники. Чтобы воспитать у детей подобные чувства, я стараюсь создать такие условия, в которых они ощутили бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердили бы себя в ней, приняли и полюбили родной язык, историю и культуру нации, воспользовались этими сокровищами, стали духовно богаче, мудрее, добрее. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства, когда дети начинают осознавать себя частью культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям.

Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность, это моя основная задача для формирования нравственно-патриотических чувств детей начиная с младшего дошкольного возраста. Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в дошкольном детстве является театрализованные игры, которые понятны и близки детям, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Игра как мы знаем, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных и понятных детям видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием воображения и фантазии, развитием коммуникативных качеств личности. Для решения этих задач я стараюсь объединить в своей работе фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материалы, руководствуясь принципами доступности, наглядности, историзма, вариативности и системности. Эта работа дает положительные результаты и оказывает благотворное влияние на чувствительные детские души.

Работа нашего МБДОУ по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность строится следующим образом:

Младший дошкольный возраст:

Средний дошкольный возраст:

Работу по формированию нравственно-патриотических качеств в этой возрастной группе строится нами на ознакомлении с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых людей. Организация мини музеев, уголок русской избы, уголки ряженья, мастеровой уголок, народные игры, сказки, потешки, хороводы, прибаутки, присказки, заклички, поговорки, разыгрывание небольших представлений для детей младшего возраста. Знакомство с народной игрушкой, народными музыкальными инструментами. Это позволяет видеть разные аспекты явления: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические.

Старший дошкольный возраст:

Музыкально-театрализованная деятельность в нашей работе занимает особое место. Театральное искусство является важным фактором художественного развития, оказывает большое воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Учитывая интерес детей к играм-драматизациям и их доступность детскому восприятию, происходит приобщение к театру, который имеет большое значение для духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

При отборе фольклорного материала опираемся на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости. Для этого постоянно пополняем наглядный материал: макеты, муляжи, альбомы, иллюстрации, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, маски, изделия народного творчества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театрализованная игра - это лучший вид деятельности в дошкольном возрасте, который помогает помогает детям раскрыть себя, свои способности и своё понимание окружающей действительности.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство – особый период в формировании развития личности. Дети дошкольного возраста много играют, через игру познают норму поведения в обществе.

Игра – важнейший путь к изучению мира. Играя, ребёнок познаёт тонкую линию доступности, восприимчивости своих границ. Свои знания всегда стимулируют к развитию самого себя. Поэтому игра — важнейший компонент в воспитании самого себя. Игра имеет особую важность в кардинальном воспитании детей.

Средством направленного воспитания избрана театрализованная деятельность, а именно, её составляющая — сказки, фольклор, игры - драматизации, режиссёрские игры и др.

Театрализованные игры – один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе театрализованных игр у детей расширяются знания об окружающем мире.

Создаются предпосылки для развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, воображения.

Активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.

Развивается моторика, ориентировка в пространстве с одного вида деятельности на другое.

Развивается чувство коллективизма, формируется опыт нравственного поведения.

Создаются предпосылки для развития творческой активности и самостоятельности.

Участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путём нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Игра является основной деятельностью ребёнка дошкольного возраста; игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций.

На пятом году жизни резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Но мои наблюдения в начале года показали, что дети не умеют играть дружно, вежливо обращаться друг к другу, часто ссорятся, конфликтуют. Поэтому, чтобы создать сплочённый, доброжелательный коллектив, необходимо было найти пути решения этой проблемы. Я обратила внимание, с какой радостью дети идут смотреть театрализованные представления, а потом очень возбужденно обсуждают увиденное. Куда делись ссоры, споры? Во время беседы дети имитируют голос и повадки героя, который понравился. Желание самим участвовать, играть со своими сверстниками, натолкнуло меня на мысль – увлечь детей театрализованной деятельностью. Видеть их улыбки, слышать их смех и чувствовать, что это в какой-то степени зависит от меня! Театрализованные игры помогают нам создать радостную, непринужденную обстановку в группе.

Театрализованная игра, как один из её видов, является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления или нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма. В театральных играх осуществляется один из принципов личностно-ориентированной педагогики – принцип синтеза интеллекта, эмоций и действия. Именно в театрализованных играх ребёнок получает определённые знания, перед ним ставится задача: подумай, сделай выбор, реши; ребёнок переживает разнообразные эмоциональные состояния и действует.

В играх-драматизациях дети знакомятся с повадками диких и домашних животных и с теми представлениями о животных, которые бытуют в народе (волк – серый разбойник, медведь – батюшка, заяц – хвастун и трусишка, козёл – глупец и т. д.)

Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры – драматизации проводим по любым сказкам, используя различные виды театров: кукольный, настольный, плоскостной.

Большую роль в воспитании патриотических чувств детей посредством театрализованной деятельности играет работа с родителями. Проведение консультаций, мастер – классов, совместных работ по изготовлению атрибутов для театра – это значимый вклад родителей в становление личности ребёнка. Совместно с детьми родители изготавливают маски сказочных героев из подручных материалов, из старых мягких игрушек получаются забавные куклы на руку.

Читайте также: