Назовите и охарактеризуйте функции образования как социального института кратко

Обновлено: 02.07.2024

Образование, согласно словаря Ушакова, - это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.

Обществознание изучает образование с трех основных аспектов:

  • как систему знаний;
  • как процесс обучения и формирования знаний;
  • как систему социальных институтов общего и профессионального обучения.

В широком понимании образование можно охарактеризовать как процесс формирования интеллектуальных, психологических и физических способностей человека.

Система образования.

Система образования состоит из:

  • дошкольных образовательных учреждений (детский сад);
  • общеобразовательные учреждения (школы);
  • учреждения высшего профессионального образования (вузы);
  • учреждения среднего специального образования (ПТУ);
  • частные образовательные учреждения (лицеи, колледжи, спецшколы);
  • дополнительное образование (институты повышения квалификации).

Структура образования.

Образование – это социальная система (социальный институт), которая по своей структуре состоит из нескольких образовательных ступеней. В Российской Федерации образование состоит из трех ступеней, которые, в свою очередь, могут делиться на подвиды:

  1. Дошкольное образование (ясли и детский сад).
  2. Общее образование (школа):
    • начальное (1-4 класс школы);
    • основное (5-9 класс);
    • среднее (10-11 класс).
  3. Профессиональное образование:
    • начальное (ПТУ, профессиональный лицей);
    • среднее (техникум, колледж);
    • высшее:
      1. бакалавриат (I-IV курс вуза);
      2. специалитет (V курс);
      3. магистратура (V курс).
      1. аспирантура;
      2. докторантура.

      Есть также еще две обособленные ступени, не входящие напрямую в эту структуру:

      • дополнительное образование (курсы, кружки);
      • самообразование (самостоятельное обучение).

      Кроме того, образование может иметь пять форм обучения:

      • очная;
      • заочная;
      • экстернатура;
      • индивидуальный план;
      • дистанционная форма.

      Функции образования.

      При изучении функций и целей образования социологи выделяют пять основных аспектов:

      1. Воспитание (выработка культурных и моральных ценностей).
      2. Собственно, обучение.
      3. Подготовка квалифицированных специалистов.
      4. Приобщение к продуктам культуры и технологиям.
      5. Социализация (привитие образцов поведения, социальных норм и ценностей).

      В повседневной жизни образование чаще всего подразумевает под собой обучение, как педагогический процесс интеллектуального образования обучаемого. Главную ценность образования (обучения) определил еще Пифагор: образованием можно поделиться с кем-нибудь, при этом не утратив его самому.

      Образование – еще один ключевой элемент системы человеческого общества, отличающий его от животных.

      Любое общество при нормальном функционировании нуждается в социальной стабильности, которая обеспечивается наличием общепринятой системы норм, правил и ценностей, включающих идеалы, моральные нормы, веру, традиции и т.д.

      Механизмом обеспечения целостности и устойчивости общества и социальных структур является социальный институт, который представляет собой комплекс ценностей и норм, с помощью которых осуществляется управление деятельностью людей в сферах жизнедеятельности.

      Таким образом можно сказать, что социальный институт – это организация, которая осуществляет удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

      Можно говорить об эффективной деятельности социального института при соблюдении некоторых условий, а именно:

      • наличия системы социальных норм и правил, которые осуществляют управление поведением людей;
      • внедрения деятельности института в ценностную структуру общества, что позволяет институту обеспечить свою деятельность правовой базой и осуществлять контроль над поведением членов общества;
      • наличие ресурсов и условий для его нормального функционирования

      Сущность института образования

      Для нормального функционирования общества и воспроизводства его структуры необходим социальный институт образования. Он позволяет передать накопленный социальный опыт, знания, ценности, установки, идеалы от предшествующих поколений последующему поколению, а также способствует усвоению этих знаний и ценностей нынешним поколением.

      Образование как социальный институт является самостоятельной системой, которая выполняет задачу последовательного обучения и воспитания индивидов, ориентированных на получение определенных знаний, ценностей, навыков, норм, сущность которых определяется обществом и его особенностями.

      Современная социология выделяет формальное и неформальное образование.

      Готовые работы на аналогичную тему

      • Формальное образование включает в себя наличие в обществе системы образовательных учреждений, осуществляющих функцию обучения, а также предписанного государством образовательного стандарта, который предписывает минимальные объемы знаний и умений, требуемых обществом. Система формального образования зависит от принятых и приоритетных в обществе культурных стандартов и идеологии.
      • Неформальное образование является частью социализации личности человека, оказывая ему помощь в усвоении социальных ролей и статусов, норм и ценностей, а также способствует духовному развитию, то есть неформальное образование – это несистематизированное усвоение человеком знаний и навыков, осваиваемых им стихийно в результате взаимодействия с окружающим миром.

      Рассматривая образование как социальный институт, следует говорить, прежде всего, об институте формального образования.

      Функции образования как социального института

      Образование выполняет множество функций. В зависимости от направлений исследования, выделяют различные функции, наиболее распространенными являются следующие функции:

      Распространение культуры в обществе.

      Данная функция заключается в передаче культурных ценностей между поколениями. Каждый народ имеет свои культурные особенности, поэтому институт образования является универсальным средством передачи и сохранения культурных традиций народов.

      Институт образования считают одним из основных институтов социализации, поскольку образование формирует мировоззрение молодого поколения. Благодаря усвоенным в процессе образования ценностям и установкам, молодое поколение становится частью общества, социализируется и вовлекается в социальную систему.

      Данная функция подразумевает посредством образовательного процесса осуществление различного подхода к учащимся с целью отбора наиболее талантливых и способных, что позволяет молодежи получить статус, отвечающий ее интересам и способностям.

      Таким образом, результатом селективной функции образования, является распределение социальных позиций в социальной структуре общества, а также осуществление данной функции способствует социальной мобильности, поскольку получение той или иной ступени образования позволяет продвинуться выше по каналам социальной мобильности.

      Функция социального и культурного изменения.

      Данная функция осуществляется посредством процесса научных исследований, научных достижений, которые вносят вклад и изменения в сам образовательный процесс, технологии, экономику, в свою очередь, образовательный процесс также вносит изменения в процесс научных исследований. Таким образом, можно наблюдать взаимосвязь и взаимозависимость образовательного процесса и общества.

      Структура системы образования

      Система образования является сложной формальной организацией. В ней существует иерархическая система управления, возглавляет которую аппарат министерства.

      Ниже располагается департаменты образования регионов, которые координируют и управляют школами и среднепрофессиональными учреждениями региона.

      Следом идет руководство школ и образовательных учреждений среднепрофессионального звена – ректоры, деканы, директора и завучи.

      Для системы образования также характерна специализация видов деятельности. Так, например, учителя и преподаватели различаются по предметам, которые они преподают. Высшие и среднепрофессиональные образовательные учреждения специализируются по своим профессиональным и образовательным программам.

      В системе высшего образования существует также иерархия должностей преподавателей.

      Особенностью образования как системы является стандартизация образовательного процесса. Каждое учебное заведение осуществляет свою деятельность в соответствии с обязательными учебными планами.

      Преподаватель выступает в роли административного руководителя, который организует и управляет учебным процессом в группе.


      Образование — то, из-за чего вы сейчас находитесь на этом сайте. А еще это ключ к множеству возможностей и значимый фактор улучшения экономики страны. Чтобы сдать ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, нужно знать определение и функции образования.

      О чем эта статья:

      11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

      Понятие образования

      Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ).

      Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.

      Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.

      Совокупность образовательных стандартов и программ.

      Органы управления образованием.

      Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.

      Основные пути получения:

      Обучение в учебных заведениях.

      Образование в семье.

      Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.

      Образование можно разделить на два уровня:

      Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.

      Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.

      Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.

      Классификация функций образования

      Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.

      Функции общего образования:

      воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;

      образовательная — сам процесс обучения;

      социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;

      подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;

      приобщение к новым технологиям и другим культурам.

      Функции образования с точки зрения государства:

      Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.

      Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.

      Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.

      Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.

      Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.

      Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!

      Система образования в РФ

      Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, которые определяют ее функционирование.

      Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.

      Структура российской системы образования:

      Органы управления образованием;

      Совокупность образовательных стандартов и программ;

      Сеть образовательных учреждений:

      дошкольное образование (ясли, детские сады),

      начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),

      основное общее (с 5 по 9 классы), среднее общее (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,

      среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),

      высшая школа (вузы).

      Принципы образовательной политики в РФ:

      гуманистический характер образования;

      приоритет общечеловеческих ценностей;

      право личности на свободное развитие;

      единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;

      адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

      светский характер образования в государственных учреждениях;

      свобода и плюрализм в образовании;

      демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

      Таблица: уровни и ступени системы образования в РФ

      Тенденции в развитии мирового образования

      В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.

      Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

      Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.

      Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

      Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.

      Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.

      Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.

      Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.

      Понятие института в социуме включает в себя определенную систему, занимающуюся удовлетворением общественных потребностей, и изучением важных вопросов, которые могли бы обеспечить социальную стабильность для граждан конкретного государства. Образование играет важную роль в социализации индивидов, так как характеризуется получением знаний, повышением интеллекта, сознания, способности мыслить, творить, создавать коммуникации с другими людьми. Сущность и функции образования в виде социального института играют важную роль для государства, так как оно заинтересовано во всесторонне развитых, организованных, высоконравственных, коммуникабельных и воспитанных гражданах.

      Выпускник

      Институт в социуме, структура и функции образования

      Для того, чтобы общество успешно развивалось, оно должно функционировать в стабильном состоянии, которое ей способны обеспечить существующие процессы. Организованный социум всегда опирается на социальные нормы и ценности, основанные на системе права, морали, религиозных постулатах и национальных обычаях.

      Стабильность механизма устойчивости в государстве обеспечивается общественным институтом, управляющим индивидами на всех этапах цивилизационного развития.

      Социальный институт способен действовать и существовать при условии:

      • подчинения установленным и действующим правилам;
      • работы системы социальных норм, определяющих поведение индивидов;
      • внедрения в базовую общественную структуру, позволяющую использовать юридические основы и контролировать действия индивидов;
      • материальных и духовных ресурсов, обеспечивающих функционирование системы.

      Образование представляет собой сложную организацию с иерархической системой, во главе которой стоит профильное министерство. За ней следуют департаменты, идут школы, училища, лицеи, колледжи, ВУЗы, академии, аспирантуры и т.д. Руководство ООУ осуществляют директора и завучи, а ВУЗов – ректоры.

      Преподаватели учебных заведений имеют квалификацию и делятся на специализированные группы. Каждый из них имеет предметную специализацию. Одновременно, учителя исполняют роль руководителя, организующего управление процессом учебы в конкретной группе учеников.

      Главной особенностью процесса образования считают наличие стандартов учебного процесса, и принятых планов. В качестве социального института, данная сфера способствует воспитанию и обучению полноценных кадров, которые в будущем, после выбора профессии, смогут приносить пользу социуму. Любой вид полученного образования (общее, специальное, высшее) повышает интеллект индивидов, способствует их социализации, дает нужную информацию, развивает в культурном, правовом и корпоративном поле, способствует развитию сознания и гражданской ответственности.

      Школа

      К функциям образования как социального института относят следующие задачи:

      1. Предоставление знаний и воспитательных ценностных основ подрастающему поколению (полный план обучение, дополнительные занятия, привитие моральных и нравственных основ).
      2. Любовь к общественно-полезному труду (субботники, генеральные уборки, добровольное участие в волонтерских движениях, проведение интересных мероприятий, где можно сделать поделки своими руками – ярмарки рукоделия или выпечки, сбор урожая, посадка растений).
      3. Возможность определения подростком своего профессионального направления (ООУ и ВУЗы способны дать толчок к специализации человека).
      4. Всестороннее развитие (посещение культурных мероприятий – театров, музеев, выставок, памятных мест, участие в общественных событиях, приуроченных Дню Победы, Международному Дню Трудящихся и т.д.).
      5. Обеспечение государства полноценным квалифицированным кадровым составом работающего населения (в стране имеются запросы по должностям и вакантным местам).
      6. Создание системы преемственности учреждений, занимающихся образовательной деятельностью (детсад – школа – ВУЗ – аспирантура и т.д.).
      7. Возможность последипломного переобучения и подтверждения квалификации на специальных курсах.

      Черты современного образования, как института – это практическая направленность, при постоянном непрерывном процессе. Образование занимает важную роль в социуме, способствуя социализации индивида в течение всей жизни. Образованный человек способен стать личностью, занять свое место в обществе, получить статус и уважение, правильно организовать материальную и духовную системы своей жизни.

      Студенты

      Сущность образовательного института и его функции

      Данное понятие позволяет передать будущим поколениям накопленный опыт и знания прежних цивилизаций.

      Кроме того, сущность института состоит в:

      • передаче опыта;
      • обучении навыкам;
      • пояснении норм, ценностей;
      • выработке уважения к национальным особенностям;
      • формировании любви к Родине;
      • уважении государственных управляющих органов.

      Сущностью института образования считают также развитие индивидуальных способностей людей, групп, самого государства, правильно организованной системы обучения в стране, контроля и регламентации соответствующих правовых норм.

      Занятие

      Социологические аспекты образовательную систему рассматривают в двух качествах:

      1. Формальность. Данная форма основана на общепринятой системе обучения, работе стандартизированных учреждений, с четко распределенными обязанностями по иерархии. Здесь существует ряд стандартов и идеологических мотивов.
      2. Неформальность. Представленная форма относится к части социализации личности. Она помогает осознать индивиду его место в мире, сформировать кругозор и правильное восприятие общественных процессов. Здесь индивид усваивает знания и навыки, которые помогают ему заботиться о себе, развивать самосознание и внутреннюю культуру, формировать коммуникационные связи с другими индивидами.
      3. Сущность образовательного института представлена также дополнительными функциями:
      4. Культурная. Реализация духовных и нравственных ценностей от одного поколения другому. Любая нация имеет свою самобытность, культуру, традиции и особенности. Благодаря институтам, формируется связь поколений и происходит передача этнических и других ценностей.
      5. Социализация. Направляет и адаптирует человека к меняющимся общественным условиям на всех этапах его жизни, разделяясь по возрастным категориям. Особенно сильно влияет на вхождение молодого поколения в общественную систему.
      6. Социальная селекция. Осуществляет особый подход к учащимся, который заключается в выявлении талантливых индивидов. Помогает в формировании личности и определении своего места в среде людей, согласно способностям.
      7. Общественное изменение. Происходит с помощью участия в процессе научных исследований и экспериментов, способных внести вклад развитие системы образования. Здесь определяется четкая взаимозависимость социума и обучающих этапов.

      Образование занимает важное место в современном мире. Данный институт имеет важное государственное значение, так как дает обществу образованных квалифицированных специалистов, организует любые процессы во всех сферах существования граждан. Образование считают основным фундаментом цивилизационного развития социума, способного накапливать, обобщать, систематизировать и передавать познавательную информацию последующим поколениям.

      Читайте также: