План по шахматам доу

Обновлено: 04.07.2024

Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; расширять кругозор, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы); создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Оценить 865 0

Календарно-тематическое планирование по обучению дошкольников игре в шахматы. Первый год обучения.

Средства
обучения/
материал

Уточнение уровня
освоения программного
материала.

Выполнение тестовых
заданий.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур

Легенда о Радже и
мудреце

Познакомить с историей
шахмат. Заинтересовать
детей через
увлекательные и
достоверные факты.
Вызвать интерес к игре.

Комплект шахмат,
демонстрационная
доска, ИКТ,
рисованные
персонажи.

В стране шахматных
чудес

Формирование
первоначальных
представлений о
понятиях: пешка, фигура;
развитие слухового и
зрительного восприятия,
мыслительных операций
анализа и синтеза

Гришин В.Г
Малыши играют в
шахматы; с.13-15

Развитие умения
различать пешки и
фигуры. Формирование
первоначальных
представлений о
начальном положении,
понятиях:, ход, партнер,
последовательности
ходов;
развитие тонкой
моторики, воображения.

Комплект шахмат,
демонстрационная
доска, полотняный
мешочек.
Гришин В.Г
Малыши играют в
шахматы; с.17-22

Знакомство с шахматной
доской: её формой,
белыми и черными
полями. Чередованием
белых и черных полей на
шахматной доске.
Закрепить умение
пользоваться линейкой и
карандашом,
ориентироваться на
тетрадном листе.
Развитие тонкой
моторики, счетных
навыков

Гришин В.Г
Малыши играют в
шахматы; с. 23-25.
Листы в клетку
16Х16 см, карандаш
Сухин И.Г. с.9.

Удивительные приключения
шахматной доски

Заинтересовать детей
через увлекательные
Вызвать интерес к игре

Сухин И.Г. с.6-
9;ИКТ,

Шахматная доска.
«Проспекты, улицы и
переулки волшебной

Шахматная доска и
шахматные поля,
учебник,
карандаши.
Сухин И.Г. с.10-
12;Учебник Ч.1
с.7-10

Шахматная доска и
шахматные поля,
учебник,
карандаши.
Сухин И.Г. с.10-
12;Учебник Ч.1
с.11-14.

Диагонали, центр
Формирование
представлений о
диагоналях, центре поля;
развитие внимания,
логического мышления,
пространственных
представлений

Шахматная доска с
комплектом фигур
(6), учебник,
карандаши.
Сухин И.Г. с.10-
12;Учебник Ч.1
с.14-15.

Отработка практических
навыков ориентировки на
шахматной доске,

Шахматная доска с
комплектом фигур ,
магниты. карандаш,
листы бумаги в
клетку.

Знакомство с
шахматными фигурами.
Развитие произвольного
внимания, логического
мышления. Воспитание
культуры поведения во
время игры.

Шахматная доска
Комплекты
шахматных фигур
по количеству
детей.
Учебник Ч.1
с.18 -19.
ИКТ – слайд
учебник с.19

Познакомить детей с
Расстановкой фигур перед
шахматной партией.
Связью между
горизонталями,
вертикалями, диагоналями
и начальным положением
фигур. Правилами: "Ферзь
любит свой цвет".

Шахматная доска
Комплекты
шахматных фигур
по количеству
детей.
Слайд с.21,
шапочки с
изображением
шахматных фигур,
фрагмент
шахматной доски

Так много их, но мы
уже их знаем

Закрепление знаний о
правильном
расположении доски м/у
партнерами, расстановкой
фигур перед игрой;
развитие интереса к игре,
памяти, внимания творч.
способностей.

Шахматная доска
Комплекты
шахматных фигур
по количеству
детей, ИКТ

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.22 -25.

Продолжить знакомить
детей с шахматной
фигурой – ладья. Показать
позиции фигуры,
различные ходы.
Развивать воображение,
сообразительность,
быстроту реакции,
мелкую моторику рук.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.26 -29.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей.
Учебник Ч.1
с.30 -33.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей.
Учебник Ч.1
с.33 -36.

Ладья против
слона

Отработка практических
навыков игры ладьей.
Развитие внимания,
логического мышления,
смекалки, мелкой
моторики.

Учебник.
Демонстрационная
доска с набором
шахматных фигур
Учебник Ч.1
с.37 -42.

Ладья против слона

Отработка практических
навыков игры ладьей.
Развитие внимания,
логического мышления,
смекалки, мелкой
моторики

Учебник.
Демонстрационная
доска с набором
шахматных фигур
Учебник Ч.1
с.42-45.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.46 -50.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.46 -52.

Ферзь против ладьи
и слона

Закрепление знаний и
отработка практических
навыков игры ферзем.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.53 -58.

Ферзь против ладьи
и слона

Закрепление знаний и
отработка практических
навыков игры ферзем.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.53 -58.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.62 - 64.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.65 - 68.

Конь против ферзя,
ладьи, слона

Продолжить знакомить
детей с шахматной
фигурой – конь. Показать
позиции фигуры,
различные ходы.
Развивать воображение,
сообразительность,
быстроту реакции.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.69 – 73.

Конь против ферзя, ладьи,
слона

Продолжить знакомить
детей с шахматной
фигурой – конь. Показать
позиции фигуры,
различные ходы.
Развивать воображение,
сообразительность,
быстроту реакции.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.73-77.

знакомство с Местом
пешки в начальном
положении; понятиями:
ладейная, коневая,
слоновая, ферзевая,
королевская пешка. Ход
пешки, взятие. Взятие на
проходе. Превращение
пешки.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.2
с.3-5.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.2
с.6 - 8.

Пешка против ферзя, ладьи,
слона, коня

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.2
с.9 -16.

Пешка против ферзя,
ладьи, слона, коня

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.2
с.17 – 22.
Костюмы для
инсценировки.

Формирование
представлений о
волшебном квадрате,
который король
использует в игре.
Развивать способность
думать, мыслить,
рассуждать и
анализировать.
Активизировать словарь.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.2
с.23 – 28.

Интеллектуальн
ый турнир

Развитие познавательной
активности, воображения,
сообразительности,
быстроты реакции,
посредством игровых
развивающих заданий,

Выполнение игровых
заданий.

Демонстрационный
материал, шарады,
ребусы,
головоломки,
занимательный м-ал
И.Г.Сухина

36-
37

Педагогичес
кий
мониторинг

Выполнение тестовых
заданий.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.

Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.

Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.

Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.

Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Перспективное планирование по обучению первоначальным умениям игре в шахматы для детей 6-7 лет

(автор Петрушина Н.М . ))

Шахматная доска, мультимедийное оборудование.

Рисование шахматной доски в тетрадях.

Разрезные картинки, пазлы.

Тетрадь в крупную клетку, цветные карандаши.

Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных (вертикальных) линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

Шахматная доска, цветные палочки (счетные палочки/цветные карандаши).

Заготовки шахматной доски, расчерченной на альбомном листе.

Двое играющих по очереди заполняют одну из диагональных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

Шахматная доска, цветные палочки (счетные палочки/цветные карандаши).

Заготовки шахматной доски, расчерченной на альбомном листе.

Продолжать знакомить детей с шахматной студией.

*Игры в Шахматной студии или группе

Пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.

Шахматное поле, напольные шахматные фигуры.

Формировать представления детей о названиях шахматных фигур (ладья, слон, конь, ферзь, король) . Развивать умения называть фигуры.

Шахматные фигуры, мешочек.

Учить сравнивать шахматные фигуры между собой, делить на белые и черные, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. Развивать слуховое и зрительное восприятие, мыслительные операции анализа и синтеза.

Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

Спрячьте все шахматные фигуры в коробку. Ребенок должен вынимать по одной и ставить правильно на доску.

на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

Шахматные фигуры, шахматная доска, коробка.

Педагог предлагает детям утверждения о функциях шахматных часов; ребенок должен согласиться или опровергнуть утверждение.

Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.

Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.

Шахматные фигуры, шахматная доска.

Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных .

Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.

Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.

Шахматные фигуры, коробка.

Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.

Шахматные фигуры, шахматная доска, мешочек.

Продолжать формировать представления детей о шахматных фигурах (ладья, слон, конь, ферзь, король), белых и черных фигурах, учить сравнивать между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

Шахматная доска, шахматные фигуры.

(черные и белые фигуры расположены друг напротив друга; слева направо: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, ладья, следом за ними одним рядом выстраиваются пешки).

Дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

Шахматная доска, шахматные фигуры, мешочек.

Шахматная доска, шахматные фигуры, мячик.

Шахматная доска, шахматные фигуры.

Закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии фигур. Учить определять ту или иную фигуру в ряду остальных, ставить в начальное положение на шахматной доске.

Шахматная доска, шахматные фигуры.

Напольное шахматное поле.

Шапочки – шахматные фигуры для детей.

Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

Шахматные фигуры, шахматная доска.

Напольное шахматное поле.

Шапочки – шахматные фигуры для детей.

За минимальное число ходов белая фигура (ферзь) должна достичь определенной клетки шахматной доски.

Шахматные фигуры, шахматная доска.

Белая фигура (ферзь) должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

Напольное шахматное поле.

Шапочки – шахматные фигуры для детей.

Вспомнить место фигуры в начальной позиции, ход коня, взятие. Упражнять в ходе коня и во взятии.

Белая фигура (конь) должна побить все черные фигуры, расположенные

на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются

Шахматные фигуры, шахматная доска.

Белая фигура (конь) должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

Напольное шахматное поле.

Шапочки – шахматные фигуры для детей.

Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.

Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

Шахматные фигуры, шахматная доска.

Белая фигура (король) должна побить все черные фигуры, расположенные

на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются

Шапочки – шахматные фигуры для детей.

Напольное шахматное поле.

Шахматные фигуры, шахматная доска.

Шахматные фигуры, шахматная доска.

Закрепление пройденного материала.

Закреплять основные термины и понятия.

Развивать первоначальные навыки игры в шахматы.

Воспитывать интерес к игре.

Шахматная доска, шахматные фигуры.

Закрепление пройденного материала.

Краткое описание документа:

Перспективное планирование по обучению первоначальным умениям игре в шахматы для детей 6-7 лет.

(автор Петрушина Н.М.))

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2950 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 339 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.11.2018 2228
  • DOCX 45.2 кбайт
  • 65 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пшеничная Людмила Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

Физическая . Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.

Программа предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 5 – 7 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения довести партию до логического конца.

Цель и задачи программы

Цель: обучение детей дошкольного возраста игре шахматы.

ознакомить с историей шахмат;

обучить правилам игры;

дать теоретические знания по шахматной игре.

развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы;

сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
формировать навыки запоминания;

вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;

прививать навыки самодисциплины;

способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы:

- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира ;

- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

2.2. Содержание психолого-педагогической работы

Особенности содержания программы:

Отведение нескольких занятий для изучения каждой фигуры объясняется тем, что на первом занятии дается лишь краткая информация об особенности этой фигуры, ее возможностях, а закрепление хода обеспечивается при минимальном количестве других фигур. На следующих занятиях возможности этой же фигуры рассматриваются во взаимодействии с большим количеством своих и неприятельских фигур, а навыки и умения оперирования изучаемой фигурой всеми детьми доводятся до сравнительно высокого уровня, позволяющего в дальнейшем без затруднения перейти к изучению последующего материала.

Особое внимание следует уделить шахматным играм и отработке шахматных упражнений, выполнение которых способствует не только закреплению пройденного материала, но и повышает интерес учащихся к шахматным занятиям. Такие занятия планируются после изучения крупных тем.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем и типовых положений до творческого применения знаний на практике.

Обучение игре в шахматы начинается с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматной доской и шахматными фигурами. Необходимо рассказать, как доска должна правильно лежать. После ознакомления с доской нужно перейти к шахматным фигурам . Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. От занятия к занятию ребенок должен знакомиться со всеми фигурами по следующей схеме: Ладья - Слон - Ферзь - Конь - Пешка - Король. Педагог рассказывает сказку или показывает мультфильм о каждой фигуре, в форме игровой теории дети путешествуют с фигурами по демонстрационной доске.

Существует определенный уровень использования дидактических игр и заданий, смысл заключается в том, чтобы ребенок научился ходить конкретной фигурой.

Игра "На одну клетку" . На поле а1 располагается белая ладья (Л). Ребенок должен несколько раз пойти ладьей на одно поле в соответствии с правилами ее передвижения (по горизонтали и вертикали). Далее следуют другие задания: "Через клетку", "Через две клетки" и т.п.

Игра "Один в поле воин" Побей белой ладьей все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре (рис.1). Побей черной ладьей все белые фигуры, беря каждым ходом по фигуре (рис.2).

Задания на фрагменте доски

t1572895796aa.jpg

"Лабиринт" (на фрагменте доски) . Фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их ( Собери все груши).

t1572895796ab.jpg

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра обучения. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

2.3. Годовой учебный план

Тема материала

Количество занятий

Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр доски.

Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Начальное положение. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Ладья. Позиции фигуры, различные ходы. Решение комбинаций на фрагменте доски

Слон. Белопольные и чернопольные слоны. Решение простых комбинаций на фрагменте доски

Конь. К онь против коня и других фигур: ладьи, слона, ферзя. Решение шахматных комбинаций на фрагменте доски и на игровом поле. Игра в парах.

Пешка. Знакомство с понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня .

Король. Шах и мат. Рокировка.

Правила игры. Дебют. Развитие фигур. Ничья. Пат. Решение шахматных комбинаций.

Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС

Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС

Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС запись закреплена

➡

ПОДПИШИСЬ Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС - много полезной информации!

Чудесный мешочек. Учить определить на ощупь фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

Покажи и назови Учить показывать и называть фигуры

Рисование шахматной доски в тетради в клетку, чтобы угловая

клеточка слева была белая. Учить штриховать косыми линиями черные поля.

Рисование шахматной доски в тетради в клетку, чтобы угловая

клеточка слева была белая. Учить штриховать косыми линиями черные поля. Развивать мелкую моторику руки.

Вертикальные линии и их буквенные обозначения Познакомить детей с вертикальными линиями и их буквенным

Упражнять детей в произношении латинских букв: А (а, В (бэ, С

(цэ, D (дэ, Е (е, F (эф, G (жэ, Н (аш).

Нарисовать вертикальные и горизонтальные, диагональные линии на шахматной доске карандашами разных цветов Учить правильно показывать вертикальные, горизонтальные, диагональные линии.

Нарисовать их на шахматной доске карандашами разных цветов.

Закрепить их обозначение.

Развивать внимание, память.

Знакомство с пешкой Познакомить детей с пешкой – она не является фигурой.

Объяснить, что белые пешки располагаются на 2-ой горизонтали,

а черные – на 7-ой.

Прививать интерес к шахматам.

Объяснить, как ходит пешка. (Идет прямо, с исходной позиции может перейти на 2 поля вперед).

Развивать мышление, внимание.

влево или вправо по диагонали, куда она ставится.

Воспитывать усидчивость, терпеливость.

Объяснить детям правила для играющих в шахматы : «Тронул –

Рисовать пешку, штриховать в одном направлении простым карандашом Развивать мелкую моторику руки.

2. Отгадывать загадки о шахматных фигурах.

Воспитывать любовь детей к шахматам, уверенность в своих силах.

Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает

своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка.

За каждый ответ – фишка.

Развивать находчивость, речь, сообразительность.

3. Развивать внимание, интерес к игре в шахматы.

Белые – Л al и Л h1?

черные – Л а8 и Л h8.

1. Учить ставить ладьи на первоначальное место:

Белые – Л al и Л h1?

черные – Л а8 и Л h8.

2. Объяснить и показать ход ладьи, взятие.

3. Развивать логическое мышление.

Тема: Игра пешками и ладьей, разбор диаграмм 19,20,21,22,23 Закрепить знания о пешках, ладье, активизировать мыслительную деятельность детей.

Продолжать обучение игре в шахматы, углубляя знания детей, о

том, как ходят другие фигуры.

Воспитывать интерес к игре в шахматы, развивать память, внимание, логическое мышление (см. приложение No 3)

(Практическое занятие)

Выполнение упражнений, как при ходе белых пешек, ладья бессильна против пехоты, и что меняется при ходе черных.

Сделать вывод, кто сильней, ладья или 8 пешек.

Развитие изобретательности, логического мышления.

Приучать ребят к решению проблемных ситуаций.

Начальная расстановка фигур.

Правила игры в шахматы.

1. Закреплять умение правильно располагать шахматную доску между двумя игроками.

2. Закреплять умение правильно располагать фигуры на доске.

3. Познакомить с правилами игры в шахматы.

4. Учить не бояться поражений.

Воспитывать скромность детей, сдержанность, честность.

1. Отвечать на вопросы, где стоит ладья на доске до начала игры,

чем отличается ее ход от хода пешки? Что у них общего?

2. Как ладья осуществляет взятие пешек и ладей противника?

4. Воспитание усидчивости.

конкурс, кто правильно и быстро покажет и объяснит Заучивание стихотворения о ладье (см. Г. М. Зенков «Первый

1. Провести конкурс, кто правильно и быстро покажет и объяснит,

какое преимущество дают игроку сдвоенные ладьи?

2. Заучивание стихотворения о ладье (см. Г. М. Зенков «Первый

3. Развивать память, речь.

1. Познакомить детей со слоном, его обозначением и расположением.

3. Развивать память, дисциплинированность у детей.

Слон против слона

1. Закрепить место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Игра на уничтожение. Слон против слона. Два слона против двух.

2. Развивать способность самостоятельно принимать решения.

Чернопольные и белопольные слоны 1. Закрепить с детьми понятия: чернопольные и белопольные слоны.

2. Сосчитать, сколько полей может контролировать слон, находясь

на начальной позиции.

3. Закрепить порядковый и количественный счет.

2. Закрепить знания во сколько очков оценивается каждая изученная

фигура и пешка, почему слонов надо быстрее выводить в центр.

3. Развивать сообразительность, находчивость.

эстафета с пешками, ладьями и слонами на правильную

и быструю их расстановку на исходную позицию 1. Провести эстафету с пешками, ладьями и слонами на правильную

и быструю их расстановку на исходную позицию, называя вслух поля, на

которые они ставятся.

2. Закрепить полученные знания, развивать целеустремленность,

или ладью, почему слона называют легкой фигурой, а ладью – тяжелой?

3. Развивать логическое мышление, память.

Познакомить детей с могучей фигурой – ферзем, как он передвигается, в чем заключается его сила, где он располагается до начала игры. 1. Познакомить детей с могучей фигурой – ферзем, как он передвигается, в чем заключается его сила, где он располагается до начала игры.

2. Практически закрепить передвижение ферзя по полю.

3. Воспитывать сосредоточенность, выдержку.

он держал под контролем наибольшее число полей доски, как ферзь берет

пешки и фигуры противника, когда выводить его с исходной позиции.

3. Развивать сообразительность, находчивость.

2. Обойти королем шахматную доску с al, побывать на центральных

клетках d4, d5, e4, e5 и вернуться обратно.

3. Взятие. Короля не бьют, под бой ставить нельзя.

4. Развивать логическое мышление, внимание, память.

2. Развивать умение ориентироваться, память, внимание, мышление.

Рокировка 1. Познакомить детей с рокировкой – единственным ходом в шахматах, который делается сразу двумя фигурами – королем и ладьей.

а) Почему король слабее ферзя, но главнее его? Когда король опасен?

в) Почему в начале игры короля надо прятать подальше?

3. Развитие комбинационного зрения.

Виды рокировок 1. Закрепить знания детей о короткой и длинной рокировке, показать на магнитной доске. Записать обозначение о-о – короткая и о-о-о длинная рокировка.

2. Игра изученными фигурами из начального положения.

3. Рассказать о 3-х правилах, когда нельзя делать рокировку.

4. Развивать усидчивость, внимание.

Развивать память, логическое мышление.

1. Закрепить полученные знания детей на предыдущих занятиях.

2. Воспитывать интерес к шахматам, усидчивость, владение навыка

ми решения простейших шахматных задач.

2. Сколько полей вместе контролирует ладья и слон и сколько один

3. Как спастись от ферзя?

4. Как взаимодействует ферзь с пешками и фигурами?

5. Развивать умственные способности детей.

1. Овладевать шахматной игрой.

2. Отгадывать загадки о шахматных фигурах.

3. Воспитывать любовь детей к шахматам, уверенность в своих силах.

Начальная расстановка фигур.

Правила игры в шахматы. 5. Закреплять умение правильно располагать шахматную доску между двумя игроками.

6. Закреплять умение правильно располагать фигуры на доске.

7. Познакомить с правилами игры в шахматы.

8. Учить не бояться поражений.

9. Воспитывать скромность детей, сдержанность, честность.

Шах 1. Закрепить весь пройденный материал.

2. Обучить элементарным основам шахматной игры.

3. Познакомить с понятием шах (нападение на короля).

4. Познакомить со способами защиты от шаха.

6. Развитие последовательности мышления.

2. Продемонстрировать несколько вариантов матов (можно линейных, с помощью пешек, ферзя и др.).

4. Показать, как поставить мат двумя слонами.

2. Показать матовые ситуации на магнитной доске.

3. Закрепить умение ставить мат в один ход.

4. Воспитывать внимательность, точный расчёт.

5. Развивать внимание, память.

а) ничья при равенстве сил.

б) ничья при трехкратном повторении ходов.

г) ничья при недостаточном преимуществе.

д) пат – это особый вид ничьей.

2. Развивать познавательный интерес, логическое мышление.

3. Закрепить знания детей, полученные на предыдущих занятиях.

5. Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать правильные ходы.

3. Развивать внимание, мышление.

4. Воспитывать усидчивость, терпение.

2. Рассказать о 3-х главных правилах дебюта.

а) борьба за центр.

3. Развитие внимательности, памяти, логического мышления.

2. Овладение элементарными основами шахматной игры.

3. Развивать комбинационное зрение, предвидеть результат.

4. Воспитание выдержки, собранности, внимания.

Читайте также: