Образование мировых империй в эпоху античности план урока

Обновлено: 03.07.2024

Данный материал можно использовать на уроках истории в 10 классе при изучении раздела: Древность и античность в истории человечества.

ВложениеРазмер
urok-lektsiya._tsivilizatsiya.doc 72 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотреть основные черты западной и восточной цивилизации.

  • Воспитательные:
  • воспитание уважительного отношения к прошлому человечества;

Развивать умение анализировать факты, делать выводы, формулировать свое мнение.

Тип, вид урока: изучение нового (урок-лекция).

Используемая литература: учебник.

4. Основные черты западной и восточной цивилизации.

5. Ценности древних цивилизаций.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Цивилизация (термин возник в середине XVIII в.)---------------------- (период промышленности) высшая и универсальная ступень развития

Истинное рождение понятия и теории произошло в эпоху Просвещения.

Цивилизация (лат. гражданский) – а) гражданское городское общество;

б) гармонично устроенное общество, основанное на принципах

гуманизма, обеспечивающего права личности;

в) совокупность материальных, духовных достижений общества

в его историческом развитии;

а) линейная (европоцентристская)

историческое развитие осуществляется в рамках единой мировой цивилизации . Моделью выступает

стадия развития, следующая за дикостью и варварством;

-доосевое время: первобытная культура;

-осевое время: древняя Греция;

-послеосевое время: западная и восточная цивилизации;

-цивилизации, достигшие расцвета: первичные- египетская, китайская и др.

- преемственные: индийская и др.

- спутники: японская, корейская и др.;

- неразвившиеся: города-государства, поглощенные западной цивилизацией;

- застывшие: эскимосская, спартанская и др.

А.Тойнби, английский историк (1889 – 1975), выделял более 30 цивилизаций.

  • этническое и территориальное единство;
  • наличие городов как центров культуры, центров экономической и социальной жизни;
  • наличие письменности как свидетельство высокого уровня культуры;
  • наличие государства (не всегда);

Основные черты восточной цивилизации :

  • примат коллективного труда;
  • преобладание государственного сектора;
  • медленное вхождение в рыночные отношения;
  • коллективизм;
  • власть выше закона;
  • религиозность;
  • патриархальность;
  • мышление эмоциональное;
  • сословность и кастовость;

Основные черты западной цивилизации:

  • примат частного труда;
  • развитые рыночные отношения;
  • гражданские права и свободы;
  • демократия;
  • прагматизм;
  • рационализм;
  • закон превыше всего;
  • плюрализм мнений;
  • реализм;
  • права человека - превыше всего.

Ценности древних цивилизаций.

Североамериканская цивилизация (майя):

а) условия формирования цивилизации:

-миграция: Чукотка - Берингов пролив- Аляска;

г) главные ценности:

- уважение к природе, умение ее понимать;

- примиренческое отношение к жизни;

д) идеал (образец, высшая цель стремлений): мужественный, храбрый человек;

е) достижения цивилизации:

- развитое военное дело;

- узелковое письмо (кипу);

- четкая система воспитания;

- орошаемое земледелие (маис, картофель, фасоль, тыква, перец);

- почтовая служба при помощи скороходов (часки);

ж) судьба цивилизации:

ослаблена раздорами и междоусобными войнами, завоевана Испанией в XVI в.

а) условия формирования: река Нил

- религия- язычество, главный бог- бог солнца Ра, бог может воскрешаться, значит и люди тоже,

возникает вера в бессмертие души и воскрешение;

- воспитание- школа давала только грамотность;

- обычаи: строить пирамиды, бальзамирование мумий;

-восточная деспотия (безграничная власть фараона);

г) главные ценности:

- уважение к природе, умение ее понимать;

- покорность, примиренческое отношение к жизни;

д) идеал: покорный, трудолюбивый человек;

е) достижения цивилизации:

- развитие прикладных наук: астрономия, математика (инженерия);

- солнечные часы, календарь, колесо;

- медицина: наркоз, лечебные травы;

- живопись и скульптура;

ж) судьба цивилизации:

ослаблена постоянными войнами, в I в. н. э. завоевана Римом, цивилизация погибла.

а) условия возникновения:

возникла во II тыс. до н. э., морская цивилизация;

- религия- язычество, боги похожи на людей, религия свободного человека;

в) экономические особенности:

- труд свободных крестьян, рабов мало;

- основной источник дохода - торговля;

д) политические особенности:

- республика (аристократическая и демократическая);

- разделение власти на 3 ветви: законодательную (народное собрание), исполнительную

(стратег) и судебную (суд);

- всеобщая воинская обязанность;

- равенство перед законом;

е) воспитание детей:

-школа- центр развития личности;

ж) ценности цивилизации:

- высокий уровень культуры;

з) идеал: всесторонне развитый, красивый, свободный человек;

к) судьба цивилизации:

в IV в. до н.э. завоевана А. Македонским.

а) условия формирования:

- в VIII в. до н.э. латины, италики;

- религия - язычество, боги- помощники;

- патриции и плебеи;

- земледелие (виноград, рис, кукуруза);

г) политические особенности:

- монархия - аристократическая республика- империя;

- строительство: амфитеатр, акведук, многоэтажные здания;

е) идеал: благо государства выше личных интересов;

ж) судьба цивилизации:

476 г. разгром вандалами (германскими племенами).

Дискуссия : почему погибали древние цивилизации?

1. Синонимом для обозначения восточной цивилизации является:

1) локальная 2) информационная 3) традиционная 4) индустриальная

2. К общим признакам, характеризующим цивилизацию, относятся

1) переход от собирательства к производящему хозяйству

2) человек как критерий цивилизации

3) общественное богатство как фундамент цивилизации

4) все суждения верны

3. К ценностям западной цивилизации не относится

2) ориентация на изменение мира

4) предпочтение вещественных отношений

4. К основным ценностям восточной цивилизации не относится(ятся)

2) скромность образа жизни, умеренный достаток вплоть до аскетизма

3) следование традициям, а не новациям

5. При типологизации цивилизаций большинство исследователей делит мир на следующие мегасистемы:

1) Восток, Запад, Север и Юг

2) США и остальной мир

4) Восток и Запад

6. К основным духовным ценностям восточных цивилизаций относятся

1) высокий уровень зависимости индивида от природы и географической среды, неразрывная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций

2) стремление к подчинению природы власти человека, неразрывная связь человека с его социальной группой, высокая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций

3) стремление к подчинению природы власти человека, приоритет прав и свобод личности над социальными общностями, высокая социальная мобильность, демократический политический режим и правовое государство

4) все суждения неверны

7. К основным духовным ценностям западных цивилизаций относятся

1) высокий уровень зависимости индивида от природы и географической среды, неразрывная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций

2) стремление к подчинению природы власти человека, неразрывная связь человека с его социальной группой, высокая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций

3) стремление к подчинению природы власти человека, приоритет прав и свобод личности над социальными общностями, высокая социальная мобильность, демократический политический режим и правовое государство

4) все суждения неверны

8. Ценности свободы торговли и свободы предпринимательства характерны

1) для аграрного общества

2) для традиционного общества

3) для восточной цивилизации

4) для западной цивилизации

9. Выберите правильный ответ.

Главной причиной перехода от первобытного общества к древним цивилизациям стало (а)

1) расширение знаний людей о природе

2) начало организованной производственной деятельности человека

3) замена потребляющего типа хозяйства производящим

4) возникновение основных мировых религий

10. К признакам античной цивилизации, существовавшей в Древней Греции, не относится


Цель: сформировать представление об особенностях античных цивилизаций
Ход урока.

Проверка знаний.

Концепции, взгляды ученых, закономерности становления самой исторической науки изучает

Эволюционную теорию происхождения человека создал

Вид людей под названием homo sapiens переводится с латинского языка, как

Самые древние объединения людей носили название

Религиозное учение, до настоящего времени преобладающее на территории Индии, получило название

Зарождение китайской цивилизации произошло в долине реки

Государство, в котором возникла алфавитная система письма

Установите соответствие между народами и их достижениями

1) возникновение буддизма
2) создание клинописи
3) изготовление шелка

а) шумеры
б) египтяне
в) индийцы
г) китайцы

Авторство, время и место создания письменного источника изучает наука

Первые люди на нашей планете появились на территории

Большую часть свободного времени первобытный человек тратил на

Развитие земледелия и животноводства подтолкнуло к переходу человечества от присваивающего хозяйства – к

Титул правителя Древнего Египта носил название

Шумерская система письма получила название

Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов природы и людей

Установите соответствие между народами и их достижениями

1) создание шестидесятеричного счета
2) создание алфавита
3) строительство гигантских усыпальниц-пирамид

а) шумеры
б) китайцы
в) финикийцы
г) египтяне

Мотивационный этап, целеполагание.

Вы никогда не задумывались откуда пошла вся Западная цивилизация? Откуда к нам пришли основы философии, математики, драматургии? Все научное знание, моральные и эстетические нормы западного общества, к которому нужно заметить, мы принадлежим? Ответ находится в периоде, именуемом Античность. Греко-Римская цивилизация.

- Что вам уже известно по теме урока?

Информационно-деятельностный этап.

- Как вы думаете, что означает термин античный?

Теория “Малых воздействий с большими последствиями”, цепь незначительных, на первый взгляд случайных событий, приводящая к масштабным и значительным результатам, хорошо иллюстрируется известным детским стихотворением в переводе С. Я. Маршака:

Не было гвоздя – подкова пропала,

Не было подковы - лошадь захромала.

Лошадь захромала – командир убит,

Конница разбита – армия бежит.

Враг вступает в город, пленных не щадя.

Оттого, что в кузнице не было гвоздя.

И начнем мы наш разговор с проблемы, связанной с факторами, оказавшими влияние на формирование цивилизации. Проблема эта возникла в связи с отсутствием единой точки зрения на этот процесс, ибо каждый ученый предлагает свою трактовку, считая, что на процесс становления цивилизации оказывает тот, а не иной фактор.

- Какая точка зрения вам ближе?

1. Первичные цивилизации возникли там, где климатические и географические условия были благоприятны

1. Влияние религии и церкви на жизнь общества и деятельность государства было огромным

2. Наличие или отсутствие рек, близость морей, плодородные почвы, строительный материал – определяли занятия, характер труда и уровень организации их жизни

2. Большое значение в развитии цивилизации принадлежит человеческому фактору

3. Форма рельефа местности оказывает влияние на обороноспособность страны, на дальнейшее развитие

3. Важную роль играют цивилизационные традиции

4. Климат оказывал влияние на характер производства

4. Влияние других народов, возникновение цивилизаций на окультуренной почве

5. Сформировался своеобразный тип личности под влиянием особых географических условий

Античная цивилизация делится на две локальных цивилизации:
а) древнегреческую (VIII в. до н. э. -I в. до н. э.)
б) римскую (VIII в. до н. э. - V в. н. э.).

Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 23 г. до н. э, до 30 г. до н. э.

Древнегреческая цивилизация возникла на Балканском полуострове, и также она включала западное побережье малой Азии (западная часть нынешней Турции). Балканский полуостров с трех сторон омывается тремя морями: с запада Ионическим, с юга - Средиземным, с востока - Эгейским морем.
Прекрасная природа Эллады не была слишком щедрой, особенно для земледельцев. Плодородной земли немного. Климат здесь засушливый, крупных рек нет, оросительную систему, как на Востоке, создать было невозможно. Земледелие стало основной отраслью хозяйства в некоторых областях страны, почва быстро истощалась. Более благоприятные условия были для садоводства и скотоводства: греки разводили коз и овец, сажали виноград и оливки. Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом.

Еще одним богатством было море, удобные бухты, многочисленные острова – это создавало условия для мореплавания и торговли, постепенно страна превратилась в сильную морскую державу.

Греческая цивилизация постоянно расширяла свои границы.

Легендарным родоначальником греков считается царь Эллин. Поэтому греки себя называли эллинами, а свою страну – Элладой. Эллины не были первыми жителями юга Балкан. В древности здесь жили племена пелазгов, которые раньше всех в Европе освоили земледелие. Греческие племена тогда обитали на севере, на Дунае. Примерно с 2000 г. до н.э. часть из них стала переселяться на юг. С XII в. до н.э. вся Греция была населена лишь греками.

В исторической науке существует мнение, что древнегреческая цивилизация сложилась не одномоментно, что было как бы две попытки формирования цивилизации.
- Что же собой представлял переход к древнегреческой цивилизации?

Первый очаг древнегреческой цивилизации зародился на о. Крит на рубеже III – II тыс. до н.э. По имени мифического правителя – царя Миноса ее называют минойская. Около XV в. до н.э. критская культура трагически быстро погибает (очевидно, после извержения вулкана).

На смену пришла новая культура – ахейская. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. В XIII – XII вв. до н.э. ахейская культура погибла, уничтожена во времена нашествия северных народов, среди которых, были греки-дорийцы.

Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.

Запись в конспект:

I этап: III – II до н.э. - критская цивилизация.

II этап: XV – XIII вв. до н.э. - ахейская цивилизация.

III этап: V – VI вв. до н.э. - классическая греческая цивилизация.

IV этап: IV в. до н.э. - период эллинизма.

В древние времена Апеннинский полуостров населяло множество племен (лигуры, умбры, венеты, латины) – эта область называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации.

Рядом с ними жили и другие народы, стоявшие на более высокой ступени развития, - греческие, карфагенские поселенцы и племена этруссков.

Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на древнегреческую. Поэтому меду историками давно уже идет спор: существует ли самостоятельная римская цивилизация? О. Шпенглер и А. Тойнби считали, что история Рима – это всего лишь последняя стадия жизни единой Греко-римской (античной) цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре и называли ее подражательной и слишком утилитарной (практичной). По их мнению, главные достижения римлян – в технике, прикладных науках, в законодательстве. А литература, искусство, философия были всецело под греческим влиянием.

Другие историки, утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, систему ценностей и государственность, резко отличающие его от Древней Греции.

Римская цивилизация, как и древнегреческая, была морской. Аппенинский полуостров, отгороженный от материка Альпами, омывается с запада Тирренским морем, а с востока – Адриатическим. В отличие от Греции береговая линия Италии изрезана гораздо меньше: там нет большого количества удобных гаваней и островов.

Климат в Италии мягкий и теплый, только на севере бывают суровые зимы. Самыми плодородными были долины рек По, Тибра, Арно. Условия для земледелия были не так благоприятны, как например, в Египте или в Междуречье

Древнегреческую цивилизацию еще называют полисной цивилизацией, так как основной ячейкой общества в Древней Греции являлась община полисов.

- Вспомните, что такое полис. Каковы особенности полисной системы древности?
Полис - это город-государство с прилегающей к нему территорией.

Задание: Опираясь на текст учебника, сравните города-государства Афины и Спарта. Вопросы для сравнения сформулируйте сами.

- Что было общего и различного в их развитии?

Далее – работа с текстом параграфа – пункты 3, 4, 5, 6 – чтение и выявление главной мысли.

3 момента, которые лучше всего удались вам на уроке

1 действие, которое может улучшить работу на следующем уроке.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: ролевая игра

Дата урока: 20.09.2019г.

Образовательные ресурсы: презентация, сценарий судебного заседания, раздаточный материал (ведение протокола заседания для секретарей, критерии оценивания участников для экспертов), мобильный класс

1. Судебный процесс.

2. Оглашение приговора судьей.

3. Оценивание участников экспертной комиссией.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся об эпохе Античности, а также определение уровня овладения знаниями.

1. научиться обобщать ранее изученное и доказывать свою точку зрения;

2. развивать навыки публичного аргументированного выступления;

3. воспитывать интерес к истории посредством приобщения к общечеловеческим ценностям.

Формы обучения: фронтальная, работа в группах, работа в парах, индивидуальная.

Методы обучения: практический, устный, наглядный.

Основные термины и понятия: античность, мифология, диктатор, демократия, философ.

Планируемые образовательные результаты (УУД)

Предметные: формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Конспект урока по истории на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цель урока - выяснить и оценить значение эпохи Александра Македонского с точки зрения первого столкновения Запада и Востока. В ходе урока организуется работа с текстом учебника, обучающиеся оценивают деятельность Александра Македонского. Затем им предстоит сформулировать аргументы в доказательство двух противоположных утверждений: в столкновении Запада и Востока победил Запад и наоборот.Конспект урока "Эллинистический мир" 10 класс по учебнику "История. Всеобщая история" Уколова В.И., Ревякин А.В.

Читайте также: